О национальных особенностях общественного туалета

Обычно туалет в России представлял собой небольшой и узкий сарай с дырой в полу и выгребной ямой. До конца XIX века подобные отхожие места существовали в Петербурге и других крупных городах. В селе же и вовсе зачастую не имели никаких специальных построек — все делалось просто в огороде.

Не до размышлений нам!

В статье «Особенности русского общественного туалета» из сборника «Не служил бы я на флоте» Владимира Бойко приводится анекдот-притча, бытовавшая во Владимирской губернии. На вопрос барина, откушавшего первое из щей и второе из каши: «А где десерт?», крестьяне-хозяева ответили: «Так, где придется, батюшка. Хошь в хлеву рядом с коровой, а хошь – на дворе».

Если крестьяне и не знали значения слова «десерт», то уж в отсутствии четкого места для справления естественных нужд их обвинять несправедливо. Оно было строго закреплено. Еще в документах начала XVI века встречается «задок» – специальное место, где размещался туалет. Его обустраивали в дальнем конце галереи-завалинки, которой окружали сруб.

Понятно, что засиживаться в такой уборной не представлялось возможным. Лютый холод, сквозняк изо всех щелей, другие желающие, неустанно дергающие за ручку, вынуждали поскорее сделать дело. Мысль возникала только одна – поскорее! Ни о чем другом в таких условиях думать было невозможно.

Скверные мысли туалетные

Испокон веков на Руси отхожее место считали скверным. Нечистым не только в прямом смысле, но и в метафорическом. Поэтому туалеты выносили за пределы жилого пространства и никогда не ориентировали на восточную сторону. То же касается и бани: все нечистоты оставались в ней, поэтому банные принадлежности никогда не заносили в дом, а перед выходом из бани окатывались с молитвой ледяной водой.

По мнению протоиерея Георгия Крылова, духовная и физическая чистота воспринималась на Руси комплексно: если испачкано тело, то и душа осквернена. В своем докладе «Понятие скверна в средневековой Руси и современном старообрядчестве» он пишет, что наши предки старались не усугублять ситуацию во время посещения туалета – справляли нужду быстро, чтобы минимально «запачкаться». Негласный запрет накладывался на мысли обо всём, что связано с Богом, хотя прочитать благодарственную молитву при выходе из туалета не возбранялось. Размышлять о божественном во время «скверного дела» запрещалось, а вот о делах мирских – пожалуйста.

Обязательным после посещения туалета было омовение рук и лица, а у старообрядцев долгое время сохранялась традиция не прикасаться руками ко всему, что ниже пояса, дабы не осквернять тело и душу. Они даже рубахи носили навыпуск, чтобы и случайно не дотронуться до ширинки.

Исламские и иудейские правила

Русский туалетный этикет не слишком отличается от того, который соблюдают мусульмане или иудеи. Правда, русские правила не зафиксированы нигде, кроме народной памяти, тогда как исламский и иудейский этикет прописан в священных книгах.

Строгие туалетные правила в исламе и иудаизме, как и в христианстве, основаны на понятиях «скверны» и «чистоты». Так, мусульманин не должен проводить в туалете больше времени, чем необходимо, а потому на разговоры по мобильному, листание новостной ленты в соцсетях или просмотр подкастов на ютубе наложен запрет. Нельзя приносить в туалет Коран и атрибуты, связанные с именем Аллаха. Запрещено разговаривать во время мочеиспускания, а при входе и выходе из уборной надлежит произнести специальные молитвы.

Схожие правила обязаны выполнять и иудеи. В туалете им нельзя думать о вещах, связанных с Торой. В Шаббат, когда запрещено думать о делах, в туалете стоит отвлекать себя воспоминаниями о чем-то удивительном. С малых лет иудеям рекомендовано приучать тело к утреннему и вечернему туалетному ритуалу, чтобы в течение дня оставаться чистым физически и духовно. Чтобы настроиться на процесс, нужно отвлечься от посторонних мыслей. Откладывать поход в туалет нельзя. Чем дольше иудей терпит, тем сильнее «оскверняет свою душу». В туалете надлежит вести себя скромно, чрезмерно не обнажаться, не разговаривать, не смеяться. Так же как и мусульманину, иудею нельзя поворачиваться к святыням лицом и спиной (в исламе это Кааба, в иудаизме – Храмовая Гора), а также использовать правую руку.

***

В Германии:

Инструкция применения туалетного ёршика:

совсем неправильно; неправильно; почти у цели; верно»

В немецких школах туалету и гигиене, связанной с ним, отводится особое место. Оказывается, в некоторых немецкий школах есть так называемая «Toilettenbuch» (туалетная книга), в которую ученик записывает все свои посещения туалета. И еще другие правила посещения туалета.

Вот пример отсюда:

Гигиена туалета:

В нашей школе достаточно туалетов для девочек и мальчиков, в которые можно попасть из крытого школьного двора или из внутреннего коридора. В селе также есть туалеты.

Правильное использование туалетов регулярно обсуждается на занятиях.

Для нас важны следующие моменты:

— Мы всегда в туалете СИДЯ (мальчики и девочки!)
— Мы следим за тем, чтобы унитаз оставался чистым и бросаем туда только немного туалетной бумаги, чтобы не засорить его.
— Мы сливаем воду после каждого раза, когда идем в туалет.
— Мы, мальчики, правильно пользуемся писуарами и мочимся в туалетах. Потом смываем. Запрещается бросать бумагу в писуары!
— Если что-то попадает не туда по ошибке, мы сообщаем об этом секретарю или смотрителю, чтобы следующий посетитель нашем место чистым.
— Мы всегда моем руки с мылом не менее 20 секунд и соблюдаем рекомендации Института Роберта Коха. Школа практикуем это со всеми детьми регулярно, в группах.
— Используется количество мыла размером с горошину. Мыло не выталкивается из дозатора намеренно.
— Мы используем одноразовую бумагу для рук, чтобы избежать инфекций.
— Одноразовые полотенца используются в необходимом количестве и выбрасываются в мусорные баки.
— Мы не запираем двери снаружи, не лезем и не заглядываем через перегородки.
— Мы не берем с собой в туалет продукты питания.

Использование туалета во время урока:

Детям рекомендуется реже пользоваться туалетом во время урока. В идеале они должны пользоваться туалетом только во время перерывов. После 2 лет привыкания дети 3-го и 4-го классов идут в туалет во время урока только в совершенно исключительном случае. На это обращают внимание соответствующие учителя в классах.
В каждом классе есть «светофор». Если светофор зеленый, ребенок может пойти в туалет и взять с собой туалетную книгу. Если светофор красный, туалет занят. Группами не ходят в туалет.
Если туалеты грязный, ребенок должен немедленно известит об этом секретариат или хаусмайстера. Это единственный способ найти виновного напрямую.

Использование туалета во время перерыва:

В перерывах все дети ходят в туалеты.
Помимо детских туалетов, смотрители также регулярно проверяют туалеты и следят за их чистотой.
В туалетах играть нельзя.
Оставаться в туалете только во время туалета.
В конце перерыва смотритель проверяет туалеты. Особенно в 12 часов дня.

«Туалетные СУПЕР-герои»

Чтобы все дети в нашей школе стали «туалетными СУПЕР-героями», классные руководители регулярно рассказывают о поведении в туалетах. В начале 1-го учебного года каждый ребенок получает свою туалетную книжку. Этот буклет обсуждается и подписывается в классе. Чтобы родители также могли обсудить эту тему с детьми, буклет отправляется домой в качестве упражнения для чтения. Родители также подписывают в этом буклете, что говорили об этом со своим ребенком. Буклеты хранятся в школе до 4-го класса, и их можно обсуждать снова и снова. Если ребенок не соблюдает правила, он возьмет блокнот с собой и должен будет переписать соответствующие правила в блокнот. Родители снова подписывают правила со своим ребенком и рассказывают о случившемся.

Концепция гигиены обсуждается с родителями на каждом родительском вечере и регулярно оценивается на конференции учителей. В случае особенно умышленного загрязнения чистка туалета должна выполняться с помощью родителей, в противном случае ответственное лицо будет нести расходы.

Тот, кто загрязняет — убирает!

***

Инструкция руководства вермахта для солдат и унтер-офицеров (в годы Второй Мировой войны)
Методика опорожнения кишок.

“Опорожнение кишок, как правило, производится в сидячем положении. Сначала человек при одновременном поднятии задних частей одежды опускается так низко на корточки, пока ягодицы не войдут в замок с деревянными брусками. Вес тела распределяется равномерно на обе ягодицы. Верхняя часть тела слегка наклонена вперед, локти покоятся на мягких мускулах верхней части ног, взгляд свободно устремлен прямо вперед. При спокойном вдыхании и выдыхании воздуха человек выдавливает содержимое кишечника в предназначенные для этого отверстия фаянсовой чаши. При наступлении промывания человек на короткое время приподнимается и равняется по правофланговому, при этом задница выступает свободно вперед, не сгибая бедер, для того чтобы избежать излишнего загрязнения задних частей одежды …. После процесса опорожнения человек встает, стоит некоторое время спокойно и после этого начинает двигаться опять. Во время пребывания в уборной запрещено принимать пищу, спать, ложиться и принимать подарки.”

Инспектор по делам уборных.

***

А вот инструкция для военнослужащих артиллерийского полка (современная Россия).