О педагогической системе Антона Макаренко

В 1988 году международная организация ЮНЕСКО назвала имена четырёх педагогов, определивших течение педагогической мысли в XX веке. Среди них: Мария Монтессори, Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Антон Макаренко. Парадоксально, но на Западе Макаренко куда более известен, чем в России.

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ЗА РУБЕЖОМ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ

Антон Макаренко, краткая биография

Антон Макаренко родился в 1888 в Харьковской Губернии. Он имел дело не просто со школьниками, а с закалёнными революцией беспризорниками, озлобившимися, неоднократно нарушавшими закон подростками. Возглавив первую колонию для несовершеннолетних беспризорников, он быстро убедился в полной несостоятельности принятых тогда педагогических методик и, имея под крылом полсотни юных правонарушителей, принялся искать новые методы. А они были нужны. Революция и гражданская война оставили за собой семь миллионов никому не нужных детей, которые быстро понимали: хочешь жить — учись воровать или забирай своё силой. Банды малолетних беспризорников свирепствовали по всему Союзу, останавливали телеги на дорогах, налетали на деревни и хаты. Их, конечно, ловили, но вот что делать потом?

«Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Успехи Макаренко на педагогическом поприще были поразительными. Он не только успешно социализировал и возвращал к нормальной жизни малолетних преступников, он разработал целую педагогическую систему.

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ЗА РУБЕЖОМ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ

Встав во главе коммуны беспризорников, Макаренко столкнулся с нетривиальной задачей: ему необходимо было перевоспитать малолетних правонарушителей в соответствии с государственной идеологией. Он стремился не просто отбить у своих воспитанников привычку воровать и бесчинствовать, но выковать из них именно людей коммунистического поведения. И чтобы достигнуть поставленной задачи, особенное внимание он уделил организации воспитательного процесса, создавая условия для того, чтобы дети росли и трудились внутри своего собственного коллектива. Воспитанники колонии по четыре часа в день работали на настоящем производстве, занятые общим трудом и общими целями. На практике, в быту они на собственном опыте усваивали, что такое жизнь и работа в коллективе и одновременно с этим формировали в себе те самые качества, которые старался взрастить в них педагог. А в качестве наказания в колониях использовался общественный бойкот.

Цифры — вещь упрямая. Из трёх тысяч детей, воспитанных Антоном Макаренко, на преступную стезю не вернулся ни один. Его книги переведены почти на все языки мира, «Педагогическая поэма», главный литературный труд Макаренко, внесена в список самых важных книг, посвящённых воспитанию детей XX века и тем, не менее на родине его труды не востребованы. Может быть потому, что детская преступность больше не является проблемой? Сомнительно.

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ЗА РУБЕЖОМ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ

Суть педагогической теории

«Нельзя создать характер каким-нибудь особым, быстродействующим приёмом или методом. Создать характер можно только очень длительным участием человека в жизни правильно организованного, дисциплинированного, выдержанного, гордого коллектива».

Основная отличительная черта педагогического стиля Макаренко – воспитание в труде, который способствует развитию важных и нужных для существования в коллективе качеств, таких как ответственность, уважение, самообладание и чувство субординации. Осознавая принадлежность к  коллективу и трудясь вместе с ним и для него, ребёнок усваивал ценность и значимость лучших человеческих качеств не в теории, а на практике. Это особенно важно в отношении «трудных» детей, которые идут по пути сопротивления и имеют привычку отвергать навязываемое: так, столкнувшись с последствиями своей собственной безответственности, такой ребёнок получает необходимый жизненный урок, из которого выносит больше пользы, чем из нравоучений, оторванных от действительности.

Не последнее значение Макаренко отводил и игре, отвергая пресловутое «делу время, потехе час». Он считал, что организация воспитания должна быть пропитана игрой, ведь у любого ребёнка есть к ней потребность. Детскую игру он напрямую сравнивал с работой: «как ребёнок играет, так он будет и работать», и уточнял, что в игру одинаково вовлечён должен быть и педагог.

Дисциплину Макаренко рассматривал в первую очередь как результат воспитания, а не его средство: к самым дисциплинированным из детей предъявлялись более высокие требования в поведении, что расценивалось большинством как проявление доверия. Таким образом дисциплина как качество личности становилась желанным достижением среди воспитанников колонии, идеалом, к которому дети рано или поздно начинали стремиться самостоятельно. 
В то же самое время наказания, по Макаренко, должны применяться только в том случае, если они полезны. Они не должны становиться нормой и не должны применяться слишком часто, иначе утрачивают свою эффективность. Бойкот коллектива, использовавшийся как высшая мера наказания, проводился только с решения общего собрания, когда каждый из воспитанников нёс ответственность за вынесение «приговора» — даже это Макаренко использовал как инструмент воспитания.

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ЗА РУБЕЖОМ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ

Основные тезисы, которые пригодятся родителю и сейчас

«Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определённую группу привычек».

Система, разработанная Антоном Макаренко, полностью отвечала как поставленным перед ним задачам, так и требованиям времени, и сегодня трудно представить её воплощённой на практике. Однако некоторые уроки из неё всё же можно вынести.

  1. Ответственность. Ребёнок должен принимать участие в делах семьи. Семья – это тоже коллектив, занятый общим делом. Например, организацией быта, в котором ребёнок, как часть общего, имеет возможность на практике изучить важность таких человеческих качеств, как солидарность, взаимное уважение и ответственность.
  2. Самостоятельность. Стоит позволить ребёнку накапливать собственный опыт, не стремясь оградить его от всего на свете. Он должен научиться самостоятельно распознавать дурное влияние и развивать собственные навыки критического мышления.
  3. Игры как часть воспитания. Игру можно и нужно использовать в воспитательных целях, не ограничивая её присутствие в жизни ребёнка, и активно участвовать в игре вместе с ним: основы этикета, социализация, формирование характера.
  4. Уважение. Ребёнка следует воспринимать как сформировавшуюся личность, потому что именно таким он себя ощущает. Неуважение к нему как к человеку провоцирует сопротивление.

Макаренко проводил черту между воспитанием и перевоспитанием, чётко разграничивая одно и другое. И система, разработанная им для беспризорников, хоть и является величайшим его достижением, но всё же отвечает запросам перевоспитания, тогда как педагог подчёркивал, что с «семейными» детьми работать труднее. Решающее значение он придавал роли родителя, настаивая, что воспитание начинается именно в семье, и посвятил этому вопросу свою «Книгу для родителей».

«В это время я пришёл к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики».

В книге он подчёркивает, как важно быть примером для своего ребёнка. Родители должны сами жить полной жизнью, а не жертвовать всем в пользу детей, и именно счастливые, увлечённые родители с широким кругом интересов и есть наилучший пример для детей. А дом, в котором всё приносится в жертву ради, казалось бы, блага ребёнка, наоборот обладает самым нездоровым климатом, в котором человек растёт несчастливым.

Именно в этом Антон Макаренко в первую очередь видел цель любого воспитания. Хорошо воспитанный ребёнок не просто дисциплинирован, великодушен и честен – он умеет быть счастливым.