Л.В. Ермолаев: «В.И. Ленин о социалистической законности и правопорядке в Советском государстве и сущности капиталистического законодательства в эпоху империализма»

Материал к научно-практической конференции РУСО «Рождение гения», посвящённой 155-летию со дня рождения В.И. Ленина

 

***

Учение В.И. Ленина о социалистической законности и сущности буржуазного законодательства является очень актуальной темой в современных условиях противоборства двух идеологий – коммунистической и буржуазной, и двух систем: стран социализма и империализма!

Вождь и основатель Коммунистической партии и первого в мире Советского государства рабочих и крестьян В.И. Ленин, будучи юристом по образованию, лично занимался разработкой и развитием законодательства пролетарского государства.

В момент свершения Великой Октябрьской социалистической революции он написал декреты 2-го Всероссийского Съезда Советов о взятии всей власти в руки Советов и образовании Советской Республики, о мире, о земле, о Совете Народных Комиссаров.

Под его руководством были подготовлены и приняты первая в России –Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года, созданы кодексы по различным отраслям права.

Именно В.И. Ленин ввел у нас в России понятие «законность». В условиях Гражданской  войны и иностранной интервенции 14 государств (1917-1922 годы), послевоенного восстановления народного хозяйства, строительства Союза ССР наша партия во главе с Лениным требовали неукоснительно и строго соблюдать законы Советской власти.

По инициативе В.И. Ленина 8 ноября 1918 года VI Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов принял специальное Постановление «О точном соблюдении законов». При этом Наркому юстиции Курскому Д.И. он поручил в циркуляре указать, что виновные в нарушении этого Постановления Съезда понесут наказание и за незнание, и за неприменение этот закона.

Особое внимание В.И. Ленин уделял созданию советской правоохранительной системы, поскольку он всегда подчеркивал: «Революция тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться»!

По его инициативе декретами Советской власти были созданы:

— 10 ноября 1917 года Советская Рабоче-крестьянская милиция;

— 22 ноября 1917 года Советская судебная система: народные суды и революционные трибуналы;

— 20 декабря 1917 года Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией;

— 23 февраля 1918 года Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА);

— 28 мая 1918 года Главное управление пограничной охраны РСФСР;

— 28 мая 1922 года Советская Государственная прокуратура РСФСР.

После создания 30 декабря 1922 года Союза ССР все эти организационные структуры был реорганизованы в единые централизованные общесоюзные или союзно-республиканские системы Советского государства.

Ленин разработал целостное учение о революционной законности, которое включало следующие ключевые положения:

— Общеобязательность законов;

— Единство законности;

— Связь законности и целесообразности;

— Воспитательная роль законности;

— Роль народа в обеспечении законности.

О единстве законности В.И. Ленин высказался в известном письме в Политбюро ЦК РКП(б) «О двойном подчинении и законности» по вопросу о создании единой и централизованной прокуратуры, не подчиненной местным властям: «Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская. И даже единая для всей федерации Советских республик».

Теперь следует раскрыть природу и сущность Советского государственного строительства.

В основу советской концепции организации государственной власти были положены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, которые рассматривали механизм пролетарской государственной власти в качестве «работающей корпорации», одновременно выполняющей функции и законодательной, и исполнительной, и судебной, контрольной власти.

Основные организационные структуры Советской власти на всех этапах развития страны строились на принципах выборности: от местных, районных и городских Советов, областных и краевых Советов, которые избирали Исполнительные комитеты – постоянные органы власти, до Съезда Советов, затем Верховного Совета СССР, союзных и автономных республик, которые избирали постоянно действующие органы: Президиум (коллективный президент страны), а так же назначали Совет Народных Комисаров, затем Совет Министров, которые имели право издавать декреты и другие обязательные для исполнения акты.

В отношении судебной власти в Советской стране действовал также демократический принцип выборности судей:

— Районные (городские) народные суды избирались гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.

— Областные, краевые суды избирались соответствующими Советами депутатов.

— Верховные суды СССР, союзных и автономных республик избирались соответствующими Верховными Советами.

— Военные трибуналы избирались Президиумом Верховного Совета СССР.

Во всех судах по первой инстанции участвовали вместе с судьей два народных заседателя, которые имели равные права с профессиональным судьей.

Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР. Органы прокуратуры осуществляли свои полномочия независимо от каких-либо органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

Прокуратура Союза ССР была самостоятельной централизованной структурой с широкими полномочиями, осуществляла высший надзор за исполнением законов, уголовное расследование наиболее тяжких преступлений, процессуальное руководство за следствием и дознанием во всех органах не зависимо от ведомственной принадлежности.

В сравнении с нынешней судебной системой в РФ, когда все судьи от Верховного до районных судов назначаются единоличным Указом Главы государства, судьи рассматривают дела также единолично, кроме отдельных категорий дел с участием присяжных, Советская судебная система выглядит как по форме, так и по существу более демократичной, которая в целом обеспечивала законность и беспристрастность при рассмотрении дел в судах.

Аналогичное сравнение усматривается и с организацией работы российской прокуратуры. Генеральный прокурор РФ назначается в настоящее время не Советом Федерации, а Указом Президента России после консультаций с Советом Федерации (фактически также, как и все силовые министры исполнительных органов власти). Утрачен и конституционный принцип, что органы прокуратуры подчиняются только Генеральному прокурору РФ. Российская прокуратура по сравнению с Советской прокуратурой лишена права самостоятельно расследовать уголовные дела и сильно урезана в полномочиях в сфере осуществления надзора за органами следствия.

С учетом изложенного и моего практического опыта работы в органах военной юстиции и прокуратуры СССР с 1975 по 1991 годы, а затем в правоохранительных органах РФ с 1992 по 2021 годы, могу подтвердить, что советская система правоохраны и правосудия работала более эффективно и была укомплектована профессионально грамотными и подготовленными кадрами.

Главное отличие системы власти в Советской Республике и нынешней в Российской Федерации, как президентской республики, состоит в том, что при Советах все основные политические и правовые вопросы решались коллегиально, а сейчас в России такие вопросы решаются в основном единолично.

Порой приходится сталкиваться с таким мнением, что советская система власти была не эффективной и не оправдала себя, не сумела защитить нашу страну СССР от развала.

Категорически не могу согласиться с таким мнением! Система Советов — это наиболее совершенная организация народной власти, которая выдержала все испытания: Гражданскую войну и интервенцию, превратила аграрную страну в промышленную державу, победила в Великой Отечественной войне немецко-фашистскую Германию и милитаристскую Японию, эффективно восстановила народное хозяйство, первой прорвалась в космос и развивалась вплоть до 1989 года достаточно высокими темпами.

Безусловно все это было возможным благодаря руководящей роли Коммунистической партии в Советском государстве и обществе, целенаправленной идеологической работе в массах, научно обоснованной политике в государственном строительстве и управлении народным хозяйством.

Группа предателей — партократов и антисоветчиков во главе с бывшим генсеком в 1990 году ввергла страну в рукотворный кризис и ввела посты президентов СССР, РСФСР и т.п., что противоречило основам народной власти. В результате была нарушена стройная система функционирования органов Советской власти. Это привело в 1991 году к антиконституционному запрету КПСС и развалу Союза ССР, а затем к расстрелу и разгону органов Советской власти в РСФСР в 1993 году и реставрации капитализма в Российской Федерации.

Несмотря на это мировая история идет вперед!

В.И. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» с экономической точки зрения разъяснил, в чем же смысл этого всемирно-исторического явления: «Именно в паразитизме и загнивании капитализма, которые свойственны его высшей исторической стадии, т.е. империализму».

Давно доказано двойственное отношение буржуазии к праву, что при угрозе существованию капиталистического строя буржуазия стремится «избавиться от ею же созданной и для нее ставшей невыносимой законности».

При фашизме, например, усиление тоталитарного буржуазного государства сопровождалось полным попранием законности, заменой правовых начал произволом.

В.И. Ленин первым в 20-е годы XX века разглядел опасность зарождающегося фашизма, сравнивал фашистов с дикарями и отмечал, что они хуже черносотенцев в России 1905 года.

При проведении в 1921 году III Конгресса Коммунистического Интернационала он отметил: «Коммунизм станет… массовой силой, если Коммунистическая партия Италии… окажется в состоянии связаться с массами… в сражениях против контрреволюционных организаций фашистов. Объединенная Коммунистическая партия Германии тем успешнее будет в состоянии проводить массовые выступления, чем лучше… осуществлять выступления наиболее объединено, дисциплинированно».

Исключительное значение Ленин и Коминтерн придавали политике единого фронта в деле противостояния натиску реакции и фашизма.

В своей знаменитой классической работе «Государство и революция» В.И. Ленин очень четко раскрыл сущность буржуазной демократии и законности: «Демократия для ничтожного меньшинства, демократия для богатых. Если присмотреться поближе к механизму капиталистической демократии, то мы увидим везде и повсюду, и в «мелких», якобы мелких, подробностях избирательного права … и в технике представительных учреждений, и в фактических препонах праву собраний … и в чисто капиталистической организации ежедневной прессы и так далее и так далее – мы увидим ограничения да ограничения демократизма».

Как эти мысли актуальны в политической жизни современного капиталистического общества, в том числе постоянные изменения порядка проведения выборов, фактическое ограничение или попытки ликвидации голосования избирательными бюллетенями, введение дистанционного электронного голосования, контроль за которым не могут обеспечить ни избирательные комиссии, ни избиратели. Этим нарушениям избирательных прав противостоит только наша партия – КПРФ!

Правда, в рамках Союзного государства наша братская Беларусь отказалась от таких ограничений прав избирателей!

Что же делать в сложившийся ситуации и как правильно выстроить политическую линию нашей партии и народно-патриотических сил?

В.И. Ленин в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» подчеркивал, что нам надо иметь партию, имеющую железную дисциплину (у нас есть такая партия!), опираться на широкие массы, работать в профессиональных союзах, при необходимости идти на временные политические и парламентские соглашения, активно работать в буржуазном парламенте, при этом отметил: «Иная постановка вопроса просто не серьезна, просто ребячество».

12 апреля 2025 года на XII (апрельском) совместном Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ рассматривался важный и актуальный вопрос: «О работе отделений КПРФ по социальной защите трудящихся в условиях специальной военной операции и системного кризиса капитализма».

Председатель Центрального Комитета КПРФ т. Зюганов Г.А. в докладе отметил: «Расправа с советской Конституцией и ее защитниками низвела трудящихся до положения нищающего и бесправного большинства. Продолжая нагло отнимать права и гарантии трудящихся, власть чередует эти действия с социальными уступками. Правящий класс всегда подчиняет национальные интересы своей выгоде».

В заключение хочется отметить, что в условиях глобальных испытаний, внешних и внутренних угроз перед КПРФ стоит ответственная задача по сохранению Российской Федерации и возвращению ее на магистральный путь социалистического возрождения!

Будем идти вперед к Победе социализма XXI века!