Л.Г. Антипенко: «Огонь и свет Прометея на историческом пути становления Русской цивилизации»

Огонь − природная стихия. Огонь есть средство, которым могут воспользоваться и пользуются для своих нужд люди. Цели при этом бывают разные. Огонь отождествляется с огнём Прометея, если он используется как средство, направленное на созидание, а не на разрушение. В таком случае свет Прометеева огня становится символическим выражением духовной, идеально-смысловой стороны человеческого бытия. В русском языке это выражение закреплено в словах «жить на белом свете», «я живу на белом свете»

 Под этим углом зрения раскрывается тема, обозначенная в заглавии данной статьи.

Как всякий цельный человек имеет личностное начало, предстаёт как определённая личность, так и всякий цельный народ (нация, цивилизация) имеет своё Лицо, выделяющее его среди других народов. Термин Лицо обретает смысл только в том случае, когда оно соотносится, сопоставляется с некоторой высшей, духовно-божественной инстанцией, на которую устремлены взоры каждого представителя данного народа (или, по крайней мере, большинства его представителей). Так возникает религиозный культ,

культ бога, который находит своё выражение в определённой сакральной символике. Эта символика выражается в языке народа, отчего и отождествляют термины народ (этнос) и язык. Для русского человека жить значит жить на белом свете. Когда мы осознанно произносим эти слова, возникает вопрос, откуда взялся этот белый свет, почему мы так  говорим и не говорят другие народы. Символическая интерпретация слов белый свет поднимает вопрос о том, откуда, от кого исходит этот свет.

         Луч света на белорусском языке означает промень (прамень − по установленной там ограмматике). Промень, промысел, (про)мыслить, излучить мысль − однокоренные или близкие по смыслу слова. По Далю промыслитель − строящий промысл, податель благ, Бог. На древнегреческом языке калькой слова промыслитель служит . Происходит от слов  − наперёд и  − говорю, обдумываю, размышляю [1, c. 7]. Так лингвистическая символика приводит нас к эвгемерическому[1] Богу, имя которого Прометей.

Самое древнее мифическое сказание о Прометее принадлежит древнегреческому рапсоду Гесиоду (ок. 700 до н. э.). Оно входит в его сочинения «Теогония» и «Труды и дни», которые повествуют об эпохе, когда возникли люди и боги. Во времена первобытные, сообщает Гесиод, когда миром правил ещё Кронос, боги и люди, происшедшие от одной общей матери Земли, дружно жили вместе, едва сознавая, есть ли между ними какое-либо различие. Когда же, по низвержении Кроноса, власть над миром принял мощный сын его Зевс и когда жилищем богов стал высоковершинный Олимп, тогда боги пожелали отделиться от людей и установить, какие почести должны воздавать люди бессмертным за их благодеяния. В сикионский город Мекону боги и люди собрались на совет. Зевс взял на себя дело богов, представителем же людей был Прометей, сын Япета, из рода божественных титанов, которые, после долгой борьбы с Зевсом, были низвергнуты им в бездны тартара. «Разумный и хитрый, Прометей понадеялся на свой ум и задумал перехитрить Зевса, мудрейшего из богов» [1, c. 6].

И перехитрил Прометей Зевса в одном деле, за что Зевс наказал всех людей, не дав им огня. Хотя Прометей, как сказано выше, принадлежал к роду божественных титанов, но он был человеком и поэтому принёс в дар людям огонь, похитив его с Олимпа. «Когда Зевс увидел у людей лучезарный огонь, он разгневался ещё более, сковал Прометея несокрушимыми цепями, прибил его к скале, пронзив грудь его клином, и послал на него мощнокрылого орла. «Каждый день выклёвывал орёл у скованного страдальца печень, и каждую ночь отрастала она снова. Только спустя много времени Геракл убил орла и избавил Прометея от мучений» [1, c. 7]. По уточнённым мифологическим данным волю Зевса исполнил Гефест, бог огня и кузнечного ремесла.

Отметим одну важную черту в данном мифе, которая характерна и для других мифов классической древности. В нём фигурирует реальный город Мекона − прежнее название Сикиона. Сикион − древнегреческий полис, расположенный на северо-востоке Пелопоннеса, в глубине Коринфского залива. Как видим, в мифе отражалась географическая реальность. Важно ещё обратить внимание и на такой момент. Прометей принёс людям на землю «тлеющую искру», которая в его руках превратилась в «лучезарный огонь», осветивший их быт, просветивший их разум. Ведь люди, отпавшие от богов, превратились в жалкое, бессильное племя, без мысли и без надежды. «Зрячие, они ничего не видели, не слышали и, слушая, как тени бродили они; их мысли не имели связи, не разумели они того, что ощущали» [2, c. 9].

Второй источник сведений о Прометее, скорее, относится к тому, что называют преданием. Когда в XI−XII вв. на Руси создавалась Повесть временных лет, наши летописцы, обращаясь к далёкому прошлому, в значительной мере использовали два византийских хронографа − Хронологию Георгия Амартола и Хронологию Иоанна Малалы (ок.491−578). Эти исторические хронологии замечательны в том отношении, что в них, помимо информации, почерпнутой из библейской мифологии, содержатся данные, относящиеся к фактам античной истории с её, в некотором смысле, предысторией.  В Ипатьевской летописи под 1114/1115 год излагается (в переводе на русский язык) взятый из Хронологии Малалы эвгемерический фрагмент. Он содержит в себе вставку от переводчика, в которой говорится, что после потопа и после разделения языков в Египте начал царствовать сначала Местром из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. «В царствование этого Феоста упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни <…>. Если же кто переступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне». После него царствовал его сын «по имени Солнце [Гелиос], которого называют Даждьбогом»; при нём «настало непорочное житьё по всей земле Египетской, и все восхваляли его» (пер. Д. С. Лихачёва) [3, c.27].  

Следуя принципу дескриптивной идентификации имён, мы должны будем отождествить Феоста (Гефеста) с титаном Прометеем. Некоторое затруднение с данным отождествлением объясняется тем, что мало кому из историков и религиоведов удалось вникнуть в особенность того огня, которым овладел Прометей. Но таковые есть. Мы можем указать на статью о религии античных греков, помещённую в двухтомнике «Иллюстрированная история религий», изданном на русском языке в1899 году. Характеризуя культ Гефеста среди прочих олимпийских богов, авторы отмечают следующее: «Более благородный образ, соответствующий Гефесту, мы имеем в Прометее. Он также бог огня, также искусен и хитёр. Но огонь, представляемый Прометеем, не есть огонь природный, брошенный с неба, но огонь очага, который или похищен с неба, или произведён искусственно. <…>. Праздник Прометея, Прометеи, праздновался бегом с факелами, причём отец давал сыну в руки факел» [4, c. 241].

К вопросу о свойствах прометеева огня мы вернёмся ниже, а сейчас обратимся к культурологическим открытиям, связанным с именем Прометея. В Хронологии Малалы Прометей стоит третий по счёту после Хама и Местрома. Это означает, что у Прометея есть отец, и он знает о том, что у отца тоже есть отец, его дед. Появляется троица родственных лиц, а с неё начинается мужская родословная линия, которую можно рассматривать в перспективе и ретроспективе. Излагая исповедь Прометея перед океанидами, Эсхил, автор поэмы «Закованный Прометей», вложил  в его уста такие слова:  

                        Премудрость чисел, из наук главнейшую,

                        Я для людей измыслил сложенье букв,

                        Мать всех искусств, основу всякой памяти.

Связь премудрости чисел с «основой всякой памяти» означает не что иное, как связь натурального ряда чисел с генетической памятью людей. Иначе говоря, математическая концепция натурального ряда чисел представляет собою абстракцию последовательности актов перехода в человеческом роду от сына к отцу, от отца к деду и т. д. Счёт можно вести в прямой и обратной перспективе, переходя от одной из этих перспектив к идее причинно-следственной связи событий во времени. Представление о времени, как таковом, о его свойствах, направлении течения и пр. восходит к представлению исторического времени, т. е. того времени, в котором развёртывается жизнь людей. Поэтому нас занимает оценка сведений о времени и месте рождения Прометея. Источников на сей счёт два: опять же Хронология Малалы и История Геродота. Прометей родился на земле Египетской, но Египет не есть собственное имя (хороним) той страны, в которой жили древние египтяне. Свою страну на реке Нил они называли Чёрной землёй (Ta-kemet). Египетскими же землями в целом назывались, как видно, все земли, окружающие Средиземное море и его острова. Геродот уточняет, что Прометей жил в Малой Азии. Он, в частности, пишет, что часть света, именуемая Азией (Асией), получила своё название от супруги Прометея Асии. Геродотовская оговорка о том, что ливийцы тоже желают присвоить себе это имя, не противоречит его сообщению относительно Малой Азии (Геродот. История, IV, 45).  

До греков в Малой Азии, как и на Балканском полуострове и Леванте, обитали племена пеласгов. Вот среди них-то и был рождён Прометей. Во всяком случае, согласно Геродоту, Эллада вначале называлась Пеласгией, потому что её населяли пеласги  (Геродот. История, II, 56). Это те самые пеласги, которые, по словам Геродота, «некогда возвели стену вокруг акрополя» (Геродот. История, VI, 137). На каком конкретно языке говорили пеласги, Геродот не сообщает, называя его «варварским, т. е. отличным от греческого. И лишь относительно  недавно было доказано, что язык пеласгов − язык протославянский, точнее, протословенский. Заслуга этого открытия принадлежит итальянскому филологу, этрускологу, слависту Себастьяно Чьямпи (Sebastiano Ciampi (1769-1847) и российскому историку, археологу, нумизмату А. Д. Черткову (1789-1858).

Этрускология позволила Черткову в общих чертах описать доэллинский мир пеласгов и идентифицировать их язык. Об этом мы узнаём, ознакомившись с его работой «О языке пелазгов, населивших Италию, и сравнение его с древлеславянским» [5]. В предисловии к ней автор указывает на предыдущие свои исследования, где были изложены свидетельства о том, что пеласги суть древнейший народ, населявший Фракию, Грецию, Италию, Ретию, Венделикию, Норик, Паннонию и все страны по Дунаю [5, c. 15]. Обитали они и в Малой Азии, где, по свидетельству Геродота, жил Прометей.

Прометей, стало быть, из тех краёв, где существовала Св. Троя, тар-Ру(ў)iса [6, c. 67−68].  Мы воспринимаем его как Русского Бога, потому что русская цивилизация в своём историческом развитии пошла по следам его открытий.

Обратимся теперь к более конкретному представлению Прометеева огня. В чём состоит его особенность в отличие от того огня, который высекают кресалом из камня или получают трением одной куска дерева о другой? Прометею открылась закономерность превращения тепловой энергии в огненную стихию, которую можно было использовать для совершения титанической работы. Согласно мифам всё тех же античных греков, такой способностью обладали одноглазые циклопы. О циклопе Полифеме, с которым столкнулся Одиссей со своими спутниками во время многолетних путешествий, Гомер говорит:

 Кончив, чтоб вход заградить (в пещеру), несказанно великий с земли он

Камень, который и двадцать два вола четырёхколёсных

С места б не сдвинули, поднял: подобен скале необъятной был он … [7, c. 144].

Мы догадываемся, что гомеровский циклоп представляет собой мифологический образ природного океанического явления, известного под названием око тайфуна (см. снимки, сделанные американскими метеорологами). В нём почти непосредственно видно,

как тепловая энергия, рассеянная в воздухе над океаном, засасывается в воронку в том месте, где располагается этот светлый круг, через который можно узреть даже Солнце в дневное время. Происходит превращение тепловой энергии в физическую работу. И хотя работа эта является стихийно разрушительной, но здесь открывается принципиальная возможность направить её в созидательное русло. На современном научном жаргоне все подобного рода процессы называются антиэнтропийными, или эктропийными, в противоположность процессам энтропийным.

И тут наиболее ценным, наглядным показателем использования Прометеева огня служит ракетная техника, где тепловая энергия непосредственно превращается в силу, двигающую ракету. Заслуга данного открытия, состоящего в математических расчётах  ракетного движения, принадлежит двум русским учёным − И. В. Мещерскому (1859−1935) и К. Э. Циолковскому (1857−1935). Мещерский вывел формулу движения материальной точки с переменной массой, а Циолковский использовал эту формулу для расчёта параметров ракеты. И не случайно первым человеком, преодолевшим земное притяжение и вступившим в космическое пространство, был наш русский советский гражданин Ю. А. Гагарин, воспользовавшийся ракетно-космической системой, созданной С. П. Королёвым.

Теперь мы можем продвинуться в данном направлении дальше, чтобы попытаться объяснить, откуда наши предки пеласги брали силу, чтобы передвигать с места на место огромные, многотонные по весу, плиты, используемые при сооружении культовых зданий. Первый из трёх динамических законов механики Ньютона гласит: «Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или прямолинейного и равномерного движения, пока оно не принуждается приложенными силами изменить это состояние» [9, c. 73]. Движение в отсутствии сил, о котором идёт речь в этом законе, называют движением по инерции, поэтому первый закон Ньютона именуют законом инерции [9, c. 73]. Для нас важно иметь в виду, что изменение количество движения пропорционально приложенной силе, а величина силы определяется как произведение массы на ускорение. (Это верно, с некоторыми поправками и для релятивистских движений в специальной теории относительности). Сила появляется там, где имеет место изменение скорости  или изменение массы (ракетное движение). В обоих этих случаях остаётся неизменным течение времени, представленным в виде геометрической координаты (геометрический образ времени).

Но здесь возникает вопрос: являются ли эти два способа описания инерциального движения и его силовой трансформации исчерпывающими? На этот вопрос даётся отрицательный ответ. Астрофизические наблюдения (закон красного смещения Хаббла) свидетельствуют о том, что электромагнитное (световое излучение), испущенное удалённым астрофизическим объектом, испытывает, судя по спектру, красное смещение в направлении к красной полосе спектра (увеличение световой волны). Величина смещения оказывается тем больше, чем дальше расположен источник излучения. Если перевести описание этого эффекта на квантовый язык (квантование электромагнитного поля), то неизбежно последует вывод, что по мере того, как фотон преодолевает пространственное расстояние, он равномерно теряет свою энергию, «краснеет». Но как же это можно понять? Ведь мы же имеем здесь как раз образец инерциального движения, ибо фотон движется с неизменной световой скоростью. Ответ на данный вопрос может быть только один: трансформации подвергается время. И в таком случае напрашивается вывод: если время отвечает за потерю энергии физического объекта, то можно полагать, что время может работать и в другую сторону − накапливать энергию в физической или биологической системе. А человек может её использовать, если найдёт способ управления временем.

Похоже, что наши предки-пеласги обладали таким способом. И мы приходим к заключению, что огонь Прометея символизирует собой все виды превратимой энергии, как называл антиэнтропийную энергию С. А. Подолинский [9].

Прометеизм как последовательно развитое научно-философское мировоззрение возникло на базе бытийно-исторического мышления, созданного немецким философом Мартином Хайдеггером (1889−1976). Свою философию Хайдеггер называл фундаментальной онтологией. Её основными категориями являються термины сущее (Seiende), бытие (Sein, позже Seyn), вот-бытие (Da-sein). Логика этого мышления есть логика диалектическая, центральным звеном которой служит диалектическая операция отрицания, именуемая привацией. Диалектическая логика Хайдеггера строится, исходя из  принципа, согласно которому всякая абстрактно возводимая философская система мировидения будет мёртворождённой, если она абстрагируется от времени. Время и бытие связаны между собой неразрывно, время − истина бытия. Переход от сущего, взятого в целом, к бытию, описывается как сдвиг от сущее есть к сущему быть: быть = убывать, прибывать [10, c. 569]. После этого к бытию применяется диалектическая операция отрицания − привация. Её определение, по Хайдеггеру, даётся высказыванием: «Если мы нечто отрицаем так, что не просто исключаем, а, скорее, фиксируем в смысле недостачи, то такое отрицание называют привацией (Privation) [11, c.86]. Привация результируется в форме Бытия и Ничто. Ничто есть интенция божества, символ возможности бытия Бога.

Нигде в его лекциях и статьях имени этого Бога нет, но оно вписано в его дневниках, известных теперь как «Чёрные тетради» (записи 1941г.). Характеризуя сущностные начала ряда народов и государств, таких как американизм, англицизм, das Deutschtum (немецкое начало), das Judentum (еврейское начало) и das Russentum (русское начало), Хайдеггер соотносит русское начало с Богом. «В сущности русского начала, − пишет он, − заключены сокровища ожидания скрытого Бога, которые превосходят [значение] всех сырьевых запасов. Но кто поднимет их на поверхность? Т. е. освободит [так], чтобы высвечивалась их сущность? Что должно произойти, чтобы таковое стало исторической возможностью?». В ответе на этот вопрос он апеллирует к «das Seyn». «Само бытие (Seyn) должно в первый раз одарить собою (sich verschenken) в своей сущности и к тому же это должно исторически преодолеть верховенство сущего (Seienden) над бытием, преодолеть метафизику в её сущности» (цитата даётся в переводе с немецкого Н. В. Матрошиловой) [12].

Точку в этих поисках поставил В. В. Бибихин (1938−2004), посвятивший много лет изучению и переводу на русский язык важнейших произведений Хайдеггера. Хайдеггер, писал он, очень рано задумался об одном вопросе: благодаря чему человек вообще видит всё то многое, что он видит. И охарактеризовал эту постоянную и по существу единственную мысль Хайдеггера так: «Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрёл, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведёт себя в своей истории, устроено не им. Раньше самой ранней мысли − ясность или неясность того, о чём она: просвет (Lichtung), в котором имеет место всё. По-русски можно было бы сказать просто свет в смысле мира, белого света» [13, c. 6]. Термин белый свет и позволяет нам идентифицировать имя того, кто этот свет открыл для людей.  В контексте фундаментальной онтологии Хайдеггера человек, как Da-sein, в отличие от животного, принадлежит не только сущему, но и Бытию. И себя видит в просвете Бытия. Первым, кто именно так увидел себя и научил этому видению других людей, был Прометей.

В годы Великой Отечественной войны был создан Марш артиллеристов (муз. Т. Н. Хренникова,  сл. В. М. Гусева ), в котором содержится припев:

                                 Артиллеристы, Сталин дал приказ!

                                 Артиллеристы, зовёт Отчизна нас!

                                 Из сотни тысяч батарей

                                 За слёзы наших матерей,

                                 За нашу Родину − огонь! Огонь!

В нём мы в данном случае находим отражение огня Прометея, направленного на защиту нашей Родины.

В заключение уместно будет отметить, что принадлежащий русской цивилизации  идеологический прометеизм не имеет ничего общего с национализмом, который у некоторых народов принимает уродливые формы. Известный русский прометеист П. С. Боранецкий (1900−не ранее 1965) высказал следующие соображения по этому поводу. Есть народы, утверждал он, для которых необходимое условие их существования и развития состоит в том, что, освещая перед собой дорогу в будущее, они вместе с тем должны светить и другим. Отнимите у такого народа данную функцию – функцию «всечеловечности», по выражению Достоевского, ─ и этот народ погибнет. Именно таким, как полагает Боранецкий, является русский народ. Каждый народ, пишет он, обретает своё национальное самосознание прежде, чем общечеловеческое, если он вообще способен подняться до такого состояния. Русский же народ производит такое впечатление, что он общечеловеческое сознание обрёл прежде, чем национальное.  «Ибо можно сказать, что универсализм есть сущность русского национализма. И в этом его высокое и духовно знаменательное преимущество: он как бы в самом себе несёт своё высшее творческое преодоление» [14, c.97].

Прометеизм открыт равно для всех народов Земного шара.

Литература и источники

1. Гесиод. «Теогония», «Труды и дни» // Шталь Г. Мифы классической древности. В

    2 т. Т. 1. − Высш. шк., 1993. −272 с., ил.

2. Пррметей (Эсхил. «Прометей», «Прикованный Прометей») // Шталь Г. Мифы

    классической древности. В 2 т. Т. 1. − Высш. шк., 1993. −272 с., ил.

3. Никитин А. Л. Текстология русских летописей XI − начала XIV вв. Вы п. 2. М.:

             «Минувшее», 2007.

         4. Иллюстрированная история религии: в 2 т. / под ред. проф. Д. П. Шантепи де ля

             Соссей. Т.2. 1899 (Цит. по новому идентичному изданию 1992 г.).

           5. Чертков А. Д. О языке пелазговъ, неселивших Италию и сравнение его съ  

             древлеславянскимъ М.: Университет. типография, 1855. 

         6. Антипенко Л. Г. Русь изначальная (Истоки русской цивилизации). М.: Канон+

              РООИ «Реабилитация», 2019. − 176 с.

7. Гомер. Одиссея. / Гомер.- Москва: Худ. лит. (пер. В. Жуковского).-1981.− 407 с.

8. Хайкин С. Э. Общий курс физики. 2-е изд. Том 1. Механика. М.: Л.: Гос. изд.

    технико-теоретической литературы, 1947.

9. Подолинский С. А. Труд человека и его отношение к распределению энергии /

      Мыслители Отечества. Подолинский Сергей Андреевич. М.: «Ноосфера», 1991. −

      82 с.

10. Хайдеггер, Мартин. Заметки I−V (Чёрные тетради 1942−1948). (Пер. с нем. А. Б.

      Григорьева под научной редакцией М. Маяцкого). М.: Изд. Института Гайдара,

      2022. − 645 с.

         11. Хайдеггер М. Цолликоновские семинары / Пер. с нем. яз.  И. Глуховой.

               Вильнюс:  ЕГУ, 2012. − 406 с.

         12. Матрошилова Н. Д. «Чёрные тетради» М. Хайдеггера: по следам публикации

                (раздел: «Русское начало» в изображении Хайдеггера).  Вопросы философии,

                2015, № 4.

         13. Хайдеггер, Мартин. Время и бытие. Статьи и выступления. Пер. с нем. − М.:

                 Республика, 1993. − 447 с.

         14.  Боранецкий П.  К идее нового человечества // Третья Россия, 1939, №9.


[1] Эвгемеризм − рационалистическая доктрина, объясняющая происхождение религии посмертным или прижизненным обожествлением знаменитых или наделённых властью людей. Происходит от древнегреческого философа IV в. до н. э. Эвгемера.