Алексей Зыков: «Возможна ли научная философия?»

Сведения об авторе.

Зыков Алексей Фёдорович, 1937 года рождения, по специальности – инженер путей сообщения строитель, с 2001 года – пенсионер. Со студенческих лет увлекается философией. Автор книги «Философия вселенной и духа», опубликованной в Казахстане в 1999 году, и брошюры «Размышления об истине», опубликованной в Туле в издательстве «ЛЕВША» в 2009 году. Является членом Российского философского общества (РФО), читает лекции по философии  в литературно-философском клубе при Тульской областной библиотеке и в Тульском отделении организации РУСО. Является членом литературного объединения «ПЕГАС», публикуется в межрегиональном литературно-художественном и публицистическом альманахе «На крыльях «ПЕГАСА». Несколько статей опубликованы на сайтах РФО rfo1971.ru и diaiog21.ru

ВОЗМОЖНА ЛИ НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ?

Под таким названием в журнале «ВЕСТНИК Российского философского общества» под рубрикой «В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ» была опубликована статья доктора философских наук профессора  Халина С.М. В отличие от господствующего ныне в философских кругах убеждения, что философия не является наукой он утверждает: «По нашему мнению, как бы это кому-то не покажется странным, ближе всего к науке сегодня стоит философия диалектического материализма».

Я обратился к проф. Халину С.М. со следующим письмом.

Здравствуйте, уважаемый Сергей Михайлович!

К Вам обращается Зыков Алексей Фёдорович,  член РФО.

С большим удовлетворением прочитал Вашу статью «Возможна ли научная философия?» в «Вестнике РФО», 2019, выпуск 1-2.  Научная философия не только возможна, она крайне необходима, но, к великому сожалению, её сейчас нет.

Мы живём в мире насилия, мошенничества и  обмана. Господствующие силы ведут тотальную атаку на разум. Этому противодействует философия как наука. Её невозможно уничтожить или игнорировать, поэтому её стараются фальсифицировать, оторвать от науки, превратить в ничто. Агрессивным лозунгом лихих 90-х и последующих времён является: «Никто не имеет права на истину». Теоретическим выражением этого выступает современный постмодернизм, который фрагментирует мир, разрывает его на части, лишает единого смысла. В этих условиях философия как наука оказывается на переднем фронте борьбы за бытие разумное, бытие человеческое.

Философия – это не просто наука, это начало всякого знания, это наука наук, вернее сказать, метанаука, объединяющая все науки в единое поле знания. Философия как начало всякого знания должна преподаваться в средней школе. Перед философами стоит великая задача формирования правильного отношения к миру, основанного на осознании подлинных истин бытия.

Но такого осознания нет ещё и среди самих философов. Мир нашего сознания раздроблен, не имеет единства. Трудности философии заключаются не только  в социальной обструкции  но также и в гносеологическом плане. Мы ещё не осознаём философию как науку, поэтому надо направить усилия на развитие самой философии. Философии как подлинной науки ещё не существовало никогда. Это наука будущего, её ещё надо разработать. Необходимо объединение всех сил, сознающих это, и использовать трибуны предстоящих философских конгрессов для реабилитации и развития философии.

Посылаю Вам моё видение философии как метанауки. Надеюсь получить Ваш ответ.

Читайте также мои статьи на сайте РФО в разделе «Актуальные проблемы философии» и на сайте dialog21.ru

Ваш: А.Ф. Зыков

ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАНАУКА

(Основные положения)

1. Определение философии

Философия есть наука о системе отношений бытия, или отношений в бытии.

Отношения бытия – это наиболее общие отношения. К ним можно отнести отношение бытия и небытия, отношение бытия и ничто и отношение бытия и реальности. К отношениям в бытии можно отнести бесконечно разнообразные отношения реальностей в бытии. Между отношениями бытия и отношениями в бытии нет чёткой границы, поэтому мы не разделяем их союзом «и» и говорим  об отношениях бытия или отношениях в бытии.

Каждое понятие в данном определении в свою очередь требует определения. И в первую очередь необходимо уточнить, что есть определение.

Дать определение понятия, значит установить его родовую принадлежность и указать видовые отличия.

Наука есть отражение в сознании человека некоторой области реальности в системе понятий.

В данном определении устанавливается родовая принадлежность понятия науки как отражение в сознании человека. Отражение реальности в сознании человека начинается с чувственного восприятия реальности в виде образов предметов или картины окружающего мира в целом. От чувственного восприятия человек переходит к более высокому уровню отражения – отражению в системе понятий. В отличие от чувственного отражения отражение бытия в системе понятий есть рациональная форма отражения. Философия, определяемая как наука, тоже является рациональной формой отражения.

Существующие определения науки как сферы человеческой деятельности, как социальный институт, на мой взгляд, не отвечает правилу определения понятия, имеет тенденцию к её бюрократическому пониманию, подменяет определение понятия науки указанием способа её организации. Это понижает уровень строгости философской науки. Определение понятия должно указывать его место во всеобщей системе понятий, должно являться его адресом в бытии. Определение понятия должно быть выделено и не утопать в общих рассуждениях.

Современное понимание философии имеет тенденцию оторвать философию от науки. Характерным примером тому может служить учебник по философии под редакцией Губина В.Д. и др. (Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997.)

Среди авторов учебника есть сотрудники Института философии РАН, так что его положения можно считать официальной точкой зрения. В учебнике с первых строк жизнь противопоставляется науке и возможности её познать. Философское знание отождествляется с чувственным познание бытия, которое можно только «выстрадать». В.Д. Губин центральную категорию философии, категорию бытия, сводит к её чувственному восприятию. Бытие может «открыться» человеку «только крайним напряжением человеческих сил и только в течение некоторого времени». (Губин В.Д. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 1998. С. 7). «Бытие – это тайна, < … >  чего в принципе нельзя знать». (Там же. С. 8).

Подобный крайний субъективизм идёт от западноевропейского экзистенциализма, М. Хайдеггера и др.

Поскольку философию мы определили как науку о системе отношений бытия, то весьма важно определиться с рациональным пониманием бытия. Бытие можно  определить, рассмотрев её отношение к другой центральной категории, которой является реальность. Понятие бытия тесно связано со временем, поскольку по своей сути бытие есть процесс. Остановившийся процесс уже тождественен понятию небытия. Бытие может быть только во времени. Но бытие чего? Не может быть пустого бытия. Пустое бытие есть ничто. Бытие предполагает существование некоторой реальности.  Итак:

Бытие есть существование реальности во времени.

Если обратить это определение, то мы получим определение реальности через бытие

Реальность есть пространственно-временной срез бытия.

Здесь реальность предстаёт в виде снимка или картины с набором определённых вещей. Но вещи и картина в целом находятся в движении, которое даёт непрерывную последовательность срезов бытия. Эта непрерывная последовательность срезов и есть бытие.

 Мы говорим о физическом понимании бытия. Естественно, что человеком бытие воспринимается в чувственной форме. Но чувство человеческое сугубо индивидуально и у каждого своё. «Крайним напряжением человеческих сил» можно ощутить только собственную первобытность, но не сущность бытия.

2. Отношение как всеобщая категория философии. Философия и другие науки.

Категории отношения в советской философии уделено должное внимание. В «Философском словаре» 1963 года издания отношение определяется как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира. Подчёркивается, что вещи не существуют вне отношений и все их свойства проявляются лишь по отношению к другим вещам.

Мы рассматриваем отношение как всеобщую философскую категорию, охватывающую все сферы бытия. В бесконечном мире осуществляется бесконечное число многообразных отношений. Но, полагая мир бесконечным, мы логически должны принять, что он также и безначален. Мир не имеет абсолютного начала или выделенного центра. Всё многообразие отношений мира есть бытие в себе, оно никак не определено. Для выделения и рассмотрения конкретных отношений мы должны принять какое-то начало, исходную точку, с которой возможно обозрение мира. Таким началом являемся мы сами и наше отношение к миру. Отношение человека к миру является для нас исходным отношением, через которое представлен весь остальной мир. Наш мир необходимым образом антропоцентричен. Мы задаём все единицы отсчёта: пространства, времени и всех других параметров. Определение бытия в конкретных единицах позволяет нам познавать объективные отношения вещей. Но, рассматривая положение человека в этом бесконечном мире, мы должны сознавать, что наша точка зрения на мир относительна, всего лишь одна из возможных точек. Например, мир существует в бесконечном множестве времён. Мы существуем в одном из них, а иные времена воспринимаем как замедленные или ускоренные. Мир космоса с увеличением масштабов рассмотрения мы воспринимаем в останавливающемся времени, а микромир – в исчезающем пространстве.

Человек существует в системе многообразных отношений. Отношение познания и все науки, связанные с этим, является лишь одним из этого многообразия. Отношение как всеобщая категория объединяет это многообразие.

Через категорию отношения можно определить все науки. Науку мы определяем как отражение в сознании человека некоторой области реальности в системе понятий. О какой области реальности здесь идёт речь? Эта область определяется предметом науки. Предмет является непременной принадлежностью науки. Беспредметной науки, науки ни о чём, быть не может. Так арифметику можно определить как науку в области количественных отношений бытия. Закономерность бытия порождает множества подобных вещей, которые имеют количественное выражение. Число есть отношение множества к его единице. Отношения различных множеств к их единицам дают натуральный ряд чисел. Обратные отношения, единицы к множеству, дают дробные числа. Отношение множества к его части в зависимости от признака делимости дают целые или смешанные числа.

Далее. Геометрия есть наука в области пространственных отношений бытия.

Тригонометрия есть наука в области угловых отношений бытия.

Алгебра есть наука в области функциональных отношений бытия.

Физика есть наука об отношении физических величин. И т.д.

Даже такую науку как сопромат можно определить как науку об отношении внешних и внутренних сил применительно к материалам.

Наука о системе всех  отношений бытия есть философия. Философию часто отрывают от науки на том основании, что она не имеет своего предмета. Но предметом науки является наиболее общая категория, которая есть отношение. Таким образом, философия объединяет собой все науки в единое поле знания. По отношению к другим наукам она выступает как метанаука, как наука наук.

Философию отрывают от науки также на том основании, что она не имеет своей эмпирической базы. Но эмпирическая базы философии предельно широка, она превосходит по своей широте эмпирические базы всех частных наук, поскольку включает в себя все формы бытия человеческого, в том числе результаты достижений всех частных наук, а также непосредственную, «живую» жизнь самого человека.

Философия есть наука теоретическая. Она сама не проводит никаких экспериментов. Её задачей является анализ и систематизация наличного знания, установление его границ и возможная формулировка вопросов ещё не познанного.

Философия отвечает преимущественно на вопрос «что», устанавливает взаимосвязи разных систем отношений. Ответы на вопросы «как» не входят в задачи философии. Это относится к проблемам частных наук. Например, существует так называемая психофизическая проблема. Она может быть решена только в процессе совершенствования НБИКС технологий. Попытки решить её на философском уровне ведут к бесконечным и бесплодным спекуляциям, дискредитирующим философию как науку.

Многие философы видят отличие философии от других наук в том, что она имеет мировоззренческий характер. Приписывание такого отличия не является обоснованным.

Во-первых, на мировоззрение влияют не только философия, но и другие формы общественного сознания, религия, например, а также сама непосредственная жизнь человека.

Во-вторых, мировоззрений существует множество, а философия как наука может быть только одна. Сейчас философия раздроблена на множество разновидностей по национальным и другим признакам. Существуют европейская, индийская, китайская и множество других философий. Это является признаком того, что философия как наука ещё не сформировалась. Философия – это наука будущего. Не может быть деления физики или какой-либо другой науки по национальному признаку. То же самое относится и к философии как науке. Национальные особенности могут рассматриваться только при философском анализе мировоззрений.

Содержание философии, как и любой другой науки, не произвольно. Оно определяется объективным и последовательным развёртыванием логики её предмета. А предметом философии является система отношений бытия, и, более конкретно, — отношение человека к миру, поскольку все аспекты отношений, непосредственно не касающиеся человека, входят в его отношение познания.

Попытки осмысления различных сфер бытия порождают отдельные философские дисциплины, например: философия науки, философия религии, философия права, философия культуры и т.д. Это не значит, что существует много философий. Это показывает лишь всеохватность философии. Философия едина в своём предмете. Но поскольку всё в этом мире представляет собой определённый вид отношения, то оно может быть рассмотрено с философской точки зрения. Рассмотреть предмет или явление с философской точки зрения означает определить его место в системе отношений бытия и, конечно, его отношение к человеку, к бытию человеческому. Всеохватность философии является её отличительным свойством как метанауки. Отношение философии к другим наукам как метанауки является не по нашей субъективной прихоти, а по объективной значимости предмета философии как всеобщей категории бытия.

Мы разделяем обычно науки на естественные, общественные и технические. К какой сфере относится философия? Философию как метанауку не следует относить ни к какой сфере. Она является связующим звеном между всеми сферами знания и призвана выявить рациональные основания всех гуманитарных категорий.

Главным отношением для нас является отношение человека к миру. Отношение человека к миру, к людям и к самому себе определяет всю его жизнь. Разум отделяет человека от животного. Разум как высшая форма отражения универсален по своей природе и способен интерпретировать все иные формы, в т.ч. чувства и эмоции, в системе понятий. Но разум не может заменить чувства. Разум только дополняет чувство, осмысливает его и тем самым переводит в идеальную сферу. Таким образом, чувство  становится  человеческим. Неосмысленное чувство остаётся чувством животного.

Человек ещё недостаточно разумен. Разум можно считать достаточно совершенным в деле технических устройств, но он недостаточен для познания самого себя.  Человек не выходит за границы собственного эго, его чувственная сфера остаётся в рамках животной души. Недостаток разума заключается в том, что он бесстрастен, не имеет побудительного начала и потому попадает в зависимость от чувственной сферы, которая использует его в качестве инструмента для оправдания своих действий и их результатов. Где же здесь выход? Выход только в том, чтобы сами чувства стали разумными, осмысленными, человеческими. Для гармонии чувства и разума требуется переформатирование чувств.

Здесь мы говорим о том, чем философия существенно отличается от других наук. Все естественные науки имеют своим предметом различные области объективной реальности, а философия имеет в виду не только, или даже не столько объективную реальность, но в первую очередь реальность субъективную, т.е. самого человека с его сознанием. В этом смысле философия саморефлексивна, осмысливает самоё себя. Субъективная реальность вносит момент неопределённости в наше знание, но мы не можем её игнорировать, поскольку субъективная реальность определяет действия человека, ведущие к объективным результатам.

По логике бытия своего мир разумен, поэтому он познаваем. А человек неразумен, поэтому он непознаваем – в том смысле, что невозможно в точности угадать, что от него можно ожидать.

Мир человека таков, каков сам человек. Поэтому мир не изменится до тех пор, пока не изменится сам человек. Но чтобы измениться, человек должен осознать необходимость такого изменения. И вот здесь очень важную роль играет наука философия.

К ВОПРОСУ О БЫТИИ

(Дополнение к посланию, которое было обсуждено на собрании литературно-философского клуба)

Жан Поль Сартр  свою книгу «Бытие и ничто» начинает с раздела, который озаглавлен «В поисках бытия». И эти поиски он ведёт на протяжении 20 страниц. На наш взгляд, сама постановка этой проблемы нелепа, абсурдна. Говорить о поисках бытия может только заблудившийся человек. Впрочем, абсурд органично входит в представления современных постмодернистов, и некоторые из них считают абсурд одним из свойств бытия. Можно сказать, что это является отражением того, к чему идёт современная западная культура, которая явно деградирует.

 В действительности бытие не надо искать, оно со всей очевидностью дано нам на всех своих уровнях, иначе мы не сидели бы здесь и не рассуждали бы. Уровни бытия отражают сложность организации материальных форм. Существует физический уровень бытия, который является фундаментом для более высоких уровней. Далее идёт биологический уровень, который представлен многообразием живых организмов. Экзистенциальное бытие существует на уровне нашего сознания и, наконец, социальное бытие – на уровне человеческого общества. Экзистенциализм по сути дела всё бытие сводит к бытию нашего сознания и подобно тому, как Птолемей считал, что весь остальной мир вращается вокруг Земли, так и экзистенциализм считает все иные уровни порождением нашего сознания. Экзистенциалисты утопают в экзистенции и не возвышаются над ней.

Давайте рассмотрим бытие в его объективности.

Бытие есть существование реальности во времени.

1). Понятие бытия неразрывно связано с понятием времени, потому что бытие есть процесс. Остановившееся бытие тождественно небытию.

2). Понятие бытия неразрывно связано с тем, что бытийствует, с понятием некоторой реальности, объективной или субъективной. Пустое бытие тождественно ничто.

Данные положения не являются абстракцией, они непосредственно связаны с жизнью человека. Когда человек умирает и останавливаются все его жизненные процессы, он уходит в небытие.

Здесь необходимо уточнить, что чувственное бытие человека, его субъективное бытие есть экзистенция. Но кроме субъективного бытия человек существует также и в объективном бытии. Это бытие в мире, среди других людей как объективно реальное существо. И с этими другими людьми он объективно связан общественными отношениями, и делами своими существует в созданных им вещах и субъективно существует в сознании других людей. Со смертью человека уходят в небытие его телесное бытие, его экзистенция, но он остаётся в сознании других людей, отражающих его творения, остаётся в их памяти. Об этом хорошо сказал А.С. Пушкин:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

       Жив будет хоть один пиит.

Идеальным связующим звеном между людьми является язык. Язык есть элемент социальной реальности. Он живёт постольку, поскольку функционирует, употребляется людьми. Языки, вышедшие из употребления, умирают, уходят в небытие. Это так называемые мёртвые языки. Но они неразрывно связаны с соответствующими им культурами. И, стараясь постичь ушедшие в прошлое культуры, учёные расшифровывают языки, возрождают их из небытия.

Далее внимательно рассмотрим пустое бытие. Это тоже не есть просто абстракция, но непосредственно касается нашей жизни. Если наше бытие ничем не заполнено, то оно не оставляет никаких следов в бытии, превращается в ничто. Если человек ничем не занимается, ничем не интересуется, то о нём говорят, что это пустой человек, ничтожество. Наша жизнь обязательно должна быть чем-то наполнена, иначе она окажется бессмысленной. Животные не думают о своём бытии, они просто живут, и наполнение их животного бытия обусловлено инстинктом потребностей организма. Человек же отличается от животных тем, что пытается осмыслить своё бытие. И здесь самым важным является то, чем именно бытие наполняется, насколько это наполнение соответствует благу для него самого, для других людей и для окружающего мира.

Смысл бытию придаёт только движение, а применительно к человеку движение есть деятельность. Об этом хорошо  сказал поэт Николай Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь.

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.