Культовый советский детский фильм, который не показывают в современной России
В 1964 году на киностудии им. А. Довженко режиссер Евгений Шерстобитов, который снял перед этим успешный детский шпионский боевик «Юнга со шхуны «Колумб», приступил к экранизации «Сказки о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» Аркадия Гайдара. До этого «Сказка» не экранизировалась, в 1958 году был снят мультфильм. Аркадий Гайдар, один из самых романтических советских писателей. Все его творчество было посвящено воспитанию подрастающего поколения: «Пусть потом когда-нибудь люди подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом же деле они готовили краснозвёздную крепкую гвардию». Вот и сочиненная им в 1933 году «Сказка о Мальчише — Кибальчише» выполняла эту задачу — воспитывать из юных граждан Советской страны патриотов своей Родины, готовых встать по ее первому зову на ее защиту.
Действие сказки проецировалось на события Гражданской войны. К началу шестидесятых годов Гражданская война в сознании детей и подростков уже была заслонена другой войной — Великой Отечественной, которая дала огромное число примеров героизма детей в борьбе с немецкими оккупантами. И режиссер фильма, он же автор сценария, Евгений Шерстобитов решил объединить в своем фильме мотивы Гражданской и Великой Отечественных войн. И ему это великолепно удалось. Фильм вообще можно назвать новаторским по своему художественному решению, тут и элементы авангардизма и, как сейчас это называется, постмодернизма. Это и оптимистическая трагедия, и эксцентрическая комедия.
Начинается фильм с посвящения тем, к кому он в первую очередь обращен:»Пионерам и октябрятам Страны Советской.» На экране на фоне закатного солнца появляется три юных барабанщика «из буденновских войск», тут же стоит строй конармейцев и салютует памяти Мальчиша-Кибаличиша. Очень романтическое начало, плюс звучит очень красивая песня о юных героях. Эта песня потом был очень популярна в детских хорах.
Фильм разбивается на три части. Первая — мирная жизнь в живописном селе. Вторая — бой мальчишей с буржуинской армией. Третья — допрос взятого в плен Кибальчиша, его гибель и разгром буржуинов.
В первой части нам показывают очень красивую сельскую пастораль. Добротные белые хаты под желтой соломенной крышей, обширные богатые нивы, цветущие алые маки. Взрослые мирно трудятся в полях, дети весело играют, старики отдыхают. Разбила Советская Страна всех врагов и может теперь мирно жить и развиваться. Очень все красиво снято.
Главных героев в фильме три. Первый — Мальчиш-Кибальчиш. Герой положительный
Идеальная внешность идеального маленького героя. Блондин с голубыми глазами, одет в ярко-красную рубашку. Сильный, смелый, ловкий, решительный, ребячий вожак с непререкаемым авторитетом и гражданской позицией. Настоящий пионер-всем ребятам пример, и активист. И пожар в поле один потушит, и за маленьким ребенком,упавшим в колодец,бросится, и шпиона подстрелит.
Это вторая роль в кино Сережи Остапенко, до этого он снялся в 1958 году в роли Альки в фильме «Военная тайна» по повести Аркадия Гайдара. Очень модно сейчас писать — «Мальчиш-Кибальчиш» эмигрировал в США.» Сергей Остапенко, математик, сейчас живет и работает в США.
Два других главных героя. Они в отличие от Кибальчиша отрицательные. Но какие же это два шедевра актерского исполнения. Половина обаяния фильма держится на них.
Дядина, буржуинский шпион и диверсант, агент 518, и Мальчиш-Плохиш.
Пока в селе идет мирная жизнь, в него проникает буржуинский шпион Агент 518 в исполнении Сергей Мартинсона. Незабываемая роль. Особенно маленьким зрителям нравилось, как Кибальчиш всаживает ему в зад два заряда соли из мелкашки. Хохот стоял невобразимый и радостный. Задача шпиона выведать военную советскую тайну. Одет он в импортный фирменный черный коттон, для маскировки на ногах лапти с обмотками, на голове соломенная пейзанская шляпа. К нему не испытываешь отвращения, его жалко. Пожилой человек, а таким приходиться заниматься на старости лет.
И завербовал Дядина в этом селе предателя из числа мальчишей — Мальчиша-Плохиша. «Ты же самый ленивый и жадный, и трусливый. Не желаешь ли к нам в буржуинство записаться. Ты нам подходишь по своим морально-волевым качествам. Будешь на подушках лежать и ничего не делать. И все мальчиши тебе завидовать будут.»
А Плохиша играет Сережа Тихонов, «вождь краснокожих» из гайдаевских «Деловых людей», где он снимался 2 года назад. И эта роль стала его шедевром. Весь образ прямо, как с советских авангардистских карикатур 20-х годов, изображающих кулака. Черные штаны, черная сатиновая косоворотка в горошек навыпуск, лоснящаяся пухлая физиономия, жадные бегающие глазки. И что ни фраза у Плохиша, то крылатое выражение — «а сколько дашь» ; «два давай и халвы, а то не скажу»; «сейчас, только штаны подтяну» и т.п. И как же было такому вот Плохишу не соблазнится на этот самый буржинский, потребительский образ жизни. Ведь в буржуинах ничего делать не надо, только лопать варенье банками, печенье пачками, шоколад плитками, лежать на подушках, ничего не делать, а другие мальчиши у него в услужении. Ну, кто от такого счастья откажется ?
Только вот война началась. Пришла беда, откуда не ждали. Напали на Советскую страну буржуины. И надо продержаться на границе, пока не подошли основные силы Красной Армии. И отцы ушли, и братья ушли на подмогу. Но много бойцов погибло и пошли мальчиши на помощь, воевать буржуинов . Сцена боя мальчишей с буржуинами решена в стиле эксцентрической комедии. Буржуины полные дебилы, а наши мальчиши их по всякому могут делать. Даже голыми руками, потому как самбо обучены. Для усиления эффекта эксцентрики в фильме прямые отсылки к популярнейшим фильмам о гражданской войне.
Вот наступают буржуины колоннами на маленький форт,что защищают мальчиши. Идут в психическую атаку,не стреляя,офицеры не вынимают изо рта сигары.
И одеты буржуины очень стильно, этакое заимствование элементов формы эсэсовцев от Хьго Босса до степени смешения. И эмблемы буржуинские очень напоминают свастику и германского орла. Белые каски с рогами очень напоминают рыцарские шлемы тевтонов из «Александра Невского». А вышагивают они под граммофон, на котором крутится пластинка. Граммофон выходит из строя — все солдаты падают и не двигаются. А отвечает за граммофон такой эсэсовец, похожий на Гебббельса. Граммофон, значит, символизирует буржуинскую пропагандистскую машину. В общем, тевтоны-эсэсовцы-белогвардейцы в одном флаконе. Идеальный образ врага, которого били, бьем и будем бить, оболваненного пропагандистским граммофоном — однозначный карнавал и постмодерн, причем задолго до этого самого постмодерна.
А нашим мальчишам никакой граммофон не нужен. Они свою Советскую Родину защищают.
И командует ими Кибальчиш. Самый смелый и ловкий. Враг не пройдет !
И отбились бы мальчиши, но Плохиш предал. Заложил мину в склад боеприпасов и тот взлетел на воздух. И схватили буржуины Кибальчиша.
А Плошиха за его предательство в пользу буржуинского дела, приняли в буржуинство. И получил он еще в награду 10 банок варенья, 20 пачек печенья,24 банки сгущенного молока ежедневно, а еще отдали ему в рабство всех мальчишей,что захватят в плен. И орден Белый крест Предателя 1 степени на грудь повесили.Вот вам эта физиономия никакую другую не напоминает ?
А награждал его Главный Буржуин,исп. Л.Галлис. Тоже очень похож на кого-то.
И стали буржуины выведывать у Кибальчиша тайну, почему все — и взрослые, и дети так сражаются за свою Советскую Родину, а не переходят в буржуинство, как Плохиш. Ведь им сразу всего и много дадут и делать ничего не заставят.
Долго пытали они Кибальчиша. И только одно он им сказал.
«Есть и могучий секрет у крепкой Красной Армии. И когда б вы ни напали, не будет вам победы. Есть и неисчислимая помощь, и сколько бы вы в тюрьмы ни кидали, все равно не перекидаете, и не будет вам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь. А больше я вам, буржуинам, ничего не скажу, а самим вам, проклятым, и ввек не догадаться.
Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит: «Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу-Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой важной Тайны.»
Ушли буржуины, а вернулись теперь они не скоро. Идут и головами покачивают: «Нет,начальник наш Главный Буржуин. Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он нам Военной Тайны, потому что такое уж у него твердое слово. А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжелому камню холодного пола, и, ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало, что не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминучая погибель?…
— Что это за страна? — воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин. — Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово? Торопитесь же, буржуины, и погубите этого гордого Мальчиша. Заряжайте же пушки, вынимайте сабли, раскрывайте наши буржуинские знамена, потому что слышу я, как трубят тревогу наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики. Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.
И погиб Мальчиш-Кибальчиш…»
Но Красная Армия разгромила буржуинов. Побежали они кто куда. А Главный Буржуин накинул флаг буржуинский на голову, женщиной прикинулся, как Керенский. И бежать.
А предатель Плохиш никому не нужен. Бросили они его. И тут в него снаряд попал. Все предатели плохо кончают. Рано или поздно. По разному. Но плохо.
А Мальчиша схоронили на зеленой горе у Синей реки. И поставили над могилой большой красный флаг.
Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают летчики — привет Мальчишу!
Пробегут паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!
Конец фильма.
Если сказать, что фильм имел большой успех — ничего не сказать. Фильм стал, как сейчас называют, культовым, среди детей и подростков. Вот этот удивительный сплав заимствований популярнейших фильмов про гражданскую войну, прямые аллюзии с Великой Отечественной войной, великолепный сценарий, который дал множество крылатых выражений, вошедших в бытовой обиход, имел большой успех на многие годы. Фильм смотрели и пересматривали десятки раз. А про воспитательный эффект и говорить нечего. Не могли после такого фильма у советского ребенка или подростка появиться мысли о том, как хорошо в этом самом буржуинстве.
Вот теперь и скажите, а почему же этот великолепный в художественном отношении фильм, очень патриотичный, не особо сейчас жалуют в свободной от тоталитаризма России ?