Ярославская область: «В будущее – с Лениным»

Под таким названием 27 сентября 2025 года согласно плану работы Ярославского отделения РУСО при поддержке руководства областной организации КПРФ в лице Первого секретаря ЯО КПРФ М.К. Парамонова и  первого секретаря Рыбинского горкома КПРФ В.И. Пудовикова состоялась научно-практическая конференция, посвященная 155-летию В.И. Ленина. Она проходила в «Музее советской эпохи», бывшем Доме культуры поселка гидроэнергетиков, отвечающих за эксплуатацию  Рыбинской гидроэлектростанции и работу шлюзов. Конференция началась с приема в комсомол двух замечательных молодых рыбинцев С. Кротова и Г. Филипьева в комсомол. Первый секретарь Рыбинского горкома комсомола Матвей Чебурахин, студент  ф-та социально-общественных наук Ярославского у-та им. П.Г. Демидова, вручил им комсомольские билеты и значки. Затем он с небольшой речью обратился к участникам конференции на предмет исключительной важности теоретической работы по линии РУСО, развивающей идеи марксизма-ленинизма применительно к сегодняшнему дню. Он свое выступление начал с того, что  Ленин – великий теоретик и практик, «разделивший созданием СССР человеческую историю на – до и после. К сожалению, для КПРФ он стал красной иконой, непогрешимым теоретиком марксизма…. Эта проблема коснулась не только лидера первого в мире государства рабочих и крестьян, но и самого социалистического государства. СССР превратился в прекрасный образ в нашем сознании. Мы смотрим на наше прошлое, пытаясь там найти ответы на вызовы настоящего. Но это проигрышная ситуация. Вечно поворачиваясь спиной к реальности, мы самолично связываем себе руки. Советский Союз, таким, каким, мы его знали – мертв. И уже никто не сможет вернуть его назад. Но умер ли социализм? Умерла ли идея бесклассового общества? Забыты ли научные труды Ленина, Сталина, Г. Дмитрова и других марксистских  выдающихся деятелей? Нет, нет, нет. Но нам нужны новые методы работы. В первую очередь возродить теоретические кружки. Именно они станут новым фундаментом, на котором появится новое поколение партийцев и комсомольцев».

Вручение комсомольских билетов

Пользуясь правом ведущего конференции, обратил внимание комсомольцев на то, что РУСО как раз и является тем подспорьем для КПРФ в выработке идей, творчески развивая марксизм-ленинизм применительно к нынешним реалиям. Попросил его и комсомольцев внимательно выслушать доклады ярославских ученых и убедиться в том, что для нас Ленин и Сталин не являются иконами и непогрешимыми деятелями. Наоборот, они для нас – ярчайший пример исключительной преданности идеалам трудового народа, гениальных теоретиков и практиков, умевших тактически и стратегически мыслить и во время исправлять свои ошибки. Первым выступил на конференции Э.П. Кузяев на тему «Клевете не подвластно. Еще раз о фильме «Мумия». Именно под таким названием появилась его передовая статья в г-те «Советская Россия» 23 августа 2025 года, которая вызвала большой поток комментариев на сайте газеты. В своем выступлении он отметил: «Мне недавно довелось беседовать с членом «секты погребателей», и я спросил: «Чего вы ждете от захоронения Ленина? Исчезнет инфляция, возрастет рождаемость, вернется бесплатная советская медицина и образование, мгновенно капитулирует Украина и НАТО?» Вразумительного ответа не получил. Фильм «Мумия» заказной, хорошо проплаченный. Цель: напугать Лениным, дискредитировать его идеи, которые на фоне углубляющегося кризиса капитализма становятся всё более привлекательными. Но мы-то помним то время: и прекрасное советское здравоохранение, бесплатное, лучшее в мире образование, и бесплатные дома отдыха и санатории, и веселые пионерские лагеря, и копеечную квартплату, и электричество за 4 копейки. Канал «Спас» выступает этаким идеологическим колуном, которым старательно раскалывает общество (вот она, пятая колонна). Фильм не стал идеологической бомбой. Он лишь обнаружил духовное ничтожество создателей и несокрушимость исторической глыбы, именуемой Ленин, которая величием идей и свершений возвышается над историей, неподвластная никакой клевете и никаким историческим и идеологическим бурям. «Ленин жил! Ленин жив! Ленин будет жить!».

Фото на память

Следующим докладчиком был к.э.н., доцент, В.И. Корнилов. Тема его выступления «Генезис Советской власти и причины ее ликвидации». Он напомнил: «Впервые Советы, как форма новой политической власти в России, возникли в ходе всеобщей забастовки в г. Иваново-Вознесенск.  Наиболее важные вопросы своей повестки дня Совет рассматривал на митингах, которые проводились под открытым небом на берегу реки Талки. Стачка в Иваново-Вознесенске стартовала с сугубо экономическими требованиями: требовали восьмичасового рабочего дня, повышения зарплат, отмены штрафов, ликвидации фабричной полиции. Однако участие в ней большевиков (в их числе такие яркие личности, как Афанасьев и Фрунзе) привело к тому, что ивановские рабочие  выдвинули политические требования: свобода слова, союзов, печати и стачек, ликвидация самодержавия, созыв Всероссийского Учредительного собрания, прекращения Русско-Японской войны, амнистия политзаключенным и т.д.

Следуя примеру иваново-вознесенских рабочих,  Советы появлялись в разных городах и посёлках страны и даже в деревнях. На волне Октябрьской всеобщей политической стачки 1905 года возникли Петербургский Совет рабочих депутатов 26 октября 1905 года  и Московский Совет рабочих депутатов 21 ноября 1905 года. Везде кандидаты в депутаты Советов выдвигались и избирались по производственному принципу: от коллективов рабочих фабрик, заводов, на сельских сходах и т. д. Они по социальному составу были диаметрально противоположны городскому самоуправлению Российской Империи в начале XX века. Оно формировалось исключительно из числа состоятельных горожан, исключительно лояльных властям. 6 декабря пленум Совета рабочих депутатов поддержал предложение Московской общегородской конференции большевиков о переводе стачки 9 декабря в вооружённое восстание. Оно стало «вершиной революции» 1905 года. Активная фаза восстания в Москве длилась не более 9 дней, и в нем участвовало, по данным Ленина, не более 8 тыс. организованных и вооруженных борцов с царским режимом. Ленин, критикуя позицию лидера меньшевиков Г. Плеханова, который считал, что «не нужно было браться за оружие», отмечал: «Нужно было более решительно, энергично и наступательно браться за оружие, нужно было разъяснить массам невозможность одной только мирной стачки и необходимость бесстрашной и беспощадной вооруженной борьбы». Ленин не раз подчеркивал, что Советы, «несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании», были именно органами власти трудящихся(!)». С другой стороны, Ленин, определяя социальную базу Советов, указывал, что Советы следует рассматривать как «союзы» всех сторонников социалистической революции.  На этом основании он отверг попытку петербургских большевиков, направленную на официальное подчинение деятельности Петербургского совета программным установкам РСДРП(б).

Февральская буржуазная революция в 1917 году способствовала новому этапу в качественном и количественном отношении становлению советов. Они стали формироваться как объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов и формировать исполнительные комитеты как органы власти для реализации в жизнь своих решений. В отличие от Советов 1905 г. новые Советы по стране сразу стали создаваться как объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов. Советы для проведения в жизнь своих решений образовывали исполнительные органы — исполнительные комитеты. 4 апреля 1917 года Ленин выступил в Таврическом дворце с Апрельскими тезисами. В качестве первого пункта Программы он выдвинул переход всей власти в руки Советов как органов диктатуры пролетариата. Казалось бы, он должен  быть политическим противником стратегической линии на передачу государственной власти Советам рабочих солдатских депутатов, поскольку там главенствовали эсеры и меньшевики. Однако, логически мысля, доказал, поскольку эсеры и меньшевики не смогут оправдать себя перед избирателями из-за своих мелкобуржуазных позиций по вопросам войны и земли, то при очередных  выборах у кандидатов в депутаты от большевиков появится шанс завоевать власть в Советах. Так оно и произошло. В октябре во многих промышленных городах царской империи, не говоря о Москве и Петрограде, в Советах преобладали сторонники большевиков. После Октябрьской революции 1917 года прошедшие выборы в Учредительное собрание наглядно подтвердили, что  в промышленных городах голоса большевиков в Советах доминировали. Затем развернувшаяся в стране Гражданская война наглядно показала, что большевики оказались единственной политической силой, которая сумела удержать бывшую царскую империю от окончательного развала. 13 января 1918 г. III Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с III Всероссийским Съездом Советов крестьянских депутатов, что знаменовало конец существованию двух Всероссийских  Советов. Возникла единая система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, как организационное оформление диктатуры пролетариата  в союзе с крестьянством. Такой принцип  формирования Советов всех уровней просуществовал вплоть до 1936 года.

Конституция СССР 1936 года, принятая Чрезвычайным восьмым съездом Советов СССР (25 ноября по 5 декабря 1936 года), отразила социальные и экономические изменения, произошедшие в стране в результате социалистического строительства. С ликвидацией эксплуататорских классов в СССР были отменены все ограничения в избирательных правах отдельных граждан СССР. Были введены всеобщие, равные и прямые выборы кандидатов в депутаты при тайном голосовании. При этом выборы кандидатов в депутаты стали осуществляться не по производственным, а по территориальным округам. В годы Перестройки ряд ученых (М. Попов, А. Золотов, В. Корняков, В. Корнилов, В. Петров и др.), членов Объединенного фронта трудящихся (ОФТ), подняли вопрос о возвращении к выборам по производственным округам, особенно на высшем уровне. Они опирались на следующее ленинское положение: «…Первичной избирательной единицей и основной ячейкой государственного строительства является, при Советской власти, не территориальный округ, а экономическая, производственная единица (завод, фабрика). Эта более тесная связь государственного аппарата с объединенными … массами передовых пролетариев, осуществлять глубокие социалистические преобразования».

Пока сохранялась ведущая роль Коммунистической партии, как политически руководящей силы в обществе, а  высшее руководство страны сохраняло верность учению ленинскому учению о сущности Советской власти, многие характеристики функционирования Советов сохранялись (выдвижение кандидатов в депутаты трудовыми коллективами, высокий удельный вес рабочих и крестьян в депутатском корпусе, периодические отчеты депутатов перед избирателями). С отменой в 6-ой статье Конституции СССР положения о руководящей роли КПСС в Советском обществе  на III Внеочередном Съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) при сохранении территориального принципа народных депутатов СССР и союзных республик, в высших органах представительной власти появилось немало антисоветски настроенных и просто случайных людей. Их действия в конечном итоге привели к развалу  СССР. Потом последовало превращение органов Советской власти в проводников реставрации капитализма и возрождением буржуазного парламентаризма. Осенью 1993 года после расстрела Верховного Совета РФ по приказу Президента РФ Б. Ельцина система Советов была окончательно ликвидирована: были распущены Советы всех уровней. В соответствии с принятой на Всероссийском Референдуме 12 декабря 1993 года Конституции РФ, возникла буржуазная многоуровневая буржуазная парламентская система: Государственная Дума РФ, областные и республиканские представительные  органы, муниципалитеты и поселковые собрания.

Восстановление власти трудящихся должно начаться с возвращения ленинского принципа не только выдвижения кандидатов в депутаты от трудовых коллективов, но и избрания их по производственным округам. Тогда в представительных органах власти появятся в качестве депутатов рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция. Депутатское место перестанет быть синекурой, т.е. высокодоходным местом. Выборным должностным лицам на период выполнения своих депутатских полномочий назначается зарплата не больше средней зарплаты высококвалифицированного рабочего. Это позволит депутатам не отрываться от народа, так как они работают на производстве вместе с другими людьми. Избиратели будут обладать императивным мандатом, т.е. возможностью отозвать в любой момент не справившегося со своими обязанностями депутата на открытом собрании трудового коллектива.

Затем слово взял д.э.н., профессор Ярославского технологического университета В.А. Гордеев. Он, ориентируясь на присутствие молодых комсомольцев в аудитории, в своем выступлении стремился использовать несколько упрощенную лексику для лучшего понимания ими сложных экономических вопросов. Он отметил: «В 1916 году вышла книга В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма». Гремела Первая мировая война, в которой погибло 3 млн российских парней. Конечно, войны и раньше случались нередко. Но мировая впервые, когда три ведущих державы, «окучив» полпланеты, послали эти полпланеты убивать другую половину Земли, возглавляемую другой троицей из ведущих стран. Откуда же свалилась такая беда на человечество и как её превозмочь, — такой вопрос предстал как острейший и первостепенный перед мыслящим сообществом. В поисках ответа на этот вопрос Ленин, юрист по образованию, вынужден был провести обстоятельное экономической исследование. Проанализировав по многим параметрам экономическую статистику европейских стран, США и России за последнюю четверть 18-го, весь 19-й и начало 20-го века, он пришел к выводу, что рынок, развиваясь по объективным рыночным законам, объективно же приводит к антирынку, к монополизму. Опираясь на методологию марксистской политэкономии, Ленин характеризует её новый этап развития применительно к новым экономическим условиям.

Вопреки распространенному в обыденном сознании представлению, будто рынок отвечает экономическим интересам предпринимателя, научный анализ показал, что именно предприниматель выступил врагом и могильщиком рыночной системы. Ведь рыночный механизм устанавливает равновесную цену, которую не может диктовать ни отдельно взятый продавец, ни отдельно взятый покупатель. И продавец обязан «подчиниться» ей. А если бы продавец сам  установил цену выше равновесной, то получил бы убыток как наказание от рынка. Нравится это ему? Нет, рынок нравится миллионам покупателей, поскольку продавцы не могут вздувать цены произвольно. Нравится и госчиновникам, поскольку им ничего не надо делать, ведь рыночный механизм всё сам отладит в режиме саморегулирования. А вот мерзкой и нетерпимой картина рынка предстает именно продавцу, который хотел бы диктовать цену для максимизации прибыли, а рыночный механизм не дает. О чем в этой ситуации объективно мечтает предприниматель? Уничтожить всех двухсот конкурентов, остаться одному и вздуть цену, докуда считать умеет. И эта объективная цель реализовалась, но уже при его внуках и правнуках. И на протяжении 19-го века шло движение к этой цели. Так возникла монополия: сокращать объем выпуска товара, но многократно повышать цену его вопреки экономическим интересам населения. Здесь Ленин увидел и причину мировой войны. Капитализм не может развиваться только на собственной основе, ему объективно нужны захваты новых рынков сбыта и сфер влияния. Но эпоха великих географических открытий, когда оставалось, что захватывать, осталась в ретроспективе, земной шар уже весь расхватан к 20-му веку. И тут пришедшие на авансцену монополии обнаружили, что они с накачанными экономическими мышцами не имеют рынков сбыта и сфер влияния, зато их имеют субъекты с уже одрябшими экономическими мышцами. Переделить! – Так звучит новый пинок президентам, правительствам и парламентам:  «Ну-ка посылай свое быдло убивать друг друга миллионами, чтобы одарить меня рынками сбыта и сферами  влияния!». Сегодня ленинская теория империализма выступает единственно правильным ключом для научного осмысления намерений и действий Запада с целью уничтожения России как самой богатой ресурсами страны. Ленинский этап развития марксистской политэкономии служит основой для разработки политэкономии будущего».

К.ф.н. В.И. Колосков остановился на понимании ленинского философское наследие и его значение для политической работы КПРФ.  «Подавляющее большинство в студенческие годы проходили такую дисциплину как марксистско-ленинская философия. Увы, практика жизни показала, что для многих, знакомство с марксистско-ленинским учением не  превращало его в основу научного мировоззрения, в стойкие убеждения личности. Поэтому так быстро и довольно легко в конце 80-ых, начале 90-ых годов произошёл в сознании большинства, в том числе и в руководстве страны, отказ от него и замена его на калейдоскопическую картину ценностей, не складывающихся во что-то целостное, логичное, взаимосвязанное. Отсюда и сегодняшняя практика движения российского общества в будущее также не представляет собой что-то глубоко осмысленное, научно обоснованное, устойчивое.

Известно, что при разборе теоретического наследия В.И. Ленина (после его кончины) были обнаружены 10 «общих» тетрадей, сплошь исписанных его убористым почерком. Они и  составили содержание 29–ого тома из собрания сочинений, известного под названием «Философские тетради».     «Философские тетради» впервые были опубликованы в 1929-1930 годы и в последующие десятилетия послужили концептуальной основой философских, методологических, логических исследований, базирующихся на принципах материализма и диалектики.

Другое выдающееся и главное произведение марксистско-ленинской философии, в котором рассмотрены не только острые вопросы науки и общественной практики, но вместе с тем решен ряд общих принципиальнейших проблем научного познания, которые никогда не потеряют своего значения – книга В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Книга была написана в период с февраля по октябрь  1908 года. «Я надеюсь, – писал Ленин о втором издании своей книги, – что оно будет небесполезно, независимо от полемики с русскими «махистами», как пособие для ознакомления с философией марксизма, диалектического материализма, а равно, с философскими выводами из новейших открытий естествознания».  Каковы основные причины написания В.И. Лениным этой работы?  Конец XIX – начало XX века ознаменовались вступлением капитализма в новую – высшую  стадию своего развития – империализм, для которого характерны паразитизм, загнивание, умирание, а с другой стороны – вызревание условий и предпосылок для социалистической революции и перехода общества в коммунистическую формацию. Меняются и взгляды господствующего класса, то есть буржуазии и обслуживающей её интересы интеллектуальной элиты. Одной из таких философских школ  была школа Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса, возникшая в 70-х годах 19-го века в Австрии и Германии. Она носила  название «эмпириокритицизм», что в переводе означало «философия критического опыта». Махизм, во-первых, был насквозь идеалистической философией, смыкающейся с религией; во-вторых, свой идеализм он тщательно скрывал под «нейтральной» терминологией беспартийной, надклассовой философии, преодолевшей якобы односторонность как идеализма, так и материализма, и, наконец, эта философия имела видимость научной, ссылаясь на новейшее естествознание, именовала себя «философией естествознания XX века». Модная в тот период философия махизма распространилась в начале 20 века и в интеллектуальной среде России. Этому немало способствовало поражение первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов. Начались сомнения и поиски возможностей изменения социальной жизни не революционным, а каким-то иным путем, появились требования ликвидации революционной партии и замены ее легальной партией «столыпинского толка», то есть партией либерально-демократических реформ. В этих сложных условиях перед В.И. Лениным стояла весьма трудная задача: защитить чистоту философии марксизма, обосновать ее непреходящую ценность, идейно подготовить партию и пролетариат к грядущим боям против самодержавия и буржуазии. Непосредственной задачей, которую блестяще разрешил В.И. Ленин, была задача показать несостоятельность попыток русских махистов преподнести идеи эмпириокритицизма и эмпириомонизма в качестве «обновления» и «улучшения» философии марксизма.

В.И. Колосков

В.А. Гордеев

Читать философские работы Ленина нелегко, требуются соответствующая теоретическая подготовка, навыки научного познания, привыкание к ленинскому стилю изложения мысли. Возникает соблазн упрощенного толкования ленинского наследия, начётничества.  Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть:

Первое. Величие Ленина, выдающегося политика 20 века, не только в том, что силой его мысли и политической воли  мировой общественный процесс получил новый импульс развития, но и в том, что его гениальный ум внёс  вклад в развитие диалектического материализма, не просто как научного философского направления, а как инструмента преобразования общественных отношений.  Второе. Несмотря на то, что прошло более 100 лет ленинское философское наследие по-прежнему остаётся актуальным и должно служить базой для политических сил России социалистической ориентации в анализе реальности и выборе инструментария для борьбы за власть. Для того, чтобы не заблудиться, не растратить интеллектуальные и организационные силы в реакциях на повседневные вызовы времени, как бы ни казались они важными, а вести КПРФ к главному – приходу страны к новому социализму – необходимо глубоко, последовательно, предметно изучать марксистско-ленинское философское учение как руководство к действию. Не скатываться на скользкий путь улучшить, реформировать российский капитализм. Философское наследие Ленина должно служить образцом глубоко научного, философского, диалектико-материалистического анализа и понимания современного мира, особенно России, не должно быть пропагандистским цитатником».

У участников конференции вызвал большой познавательный интерес материал краеведческого характера об истории возникновения и обустройства центральной улицы им. Ленина в г. Ярославле, подготовленный экскурсоводом, членом ЯО РУСО, Н.В. Гончаровой и зачитанный преподавателем школы (п. Дубки) Е.Б. Войновой-Богородицкой. «В середине XIX века район современного проспекта Ленина являлся городской окраиной. Граница города проходила по улице Городской Вал, названной так из-за невысокой земляной насыпи, которая отделяла городскую застройку от предместий Ярославля. В начале XX века насыпь была ликвидирована, так как городские кварталы начали появляться и за её пределами. На рубеже 1920–1930-х годов Ярославль становится крупным индустриальным центром, начинается строительство ряда промышленных предприятий, в том числе Резиноасбестового комбината (РАК). Для строительства жилых домов, куда планировалось заселять рабочих, был выбран район улицы Городской Вал.

Одновременно с возведением заводских корпусов осуществлялось строительство жилого комплекса для рабочих РАКа. Здесь, в районе Полушкиной рощи, «где поблизости река, парк и наиболее здоровое, возвышенное место», советские архитекторы предполагали построить новый «коммунальный город». Выдвигались идеи максимального обобществления быта: питания, отдыха, ухода за детьми. Это были дома-коммуны. Отдельная квартира понималась как материальная форма мелкобуржуазной идеологии. Поселок резинокомбината включал 14 одинаковых секционных жилых домов, возводимых по проекту архитектора Т.В. Покровского. Помимо традиционных трех­ и четырехкомнатных квартир здесь планировались 14-комнатные коридорного типа. В каждой квартире имелись кухня, санузел и балкон. Маленькие размеры комнат – от 9 до 15 м2, ограничение подсобных площадей в домах поселка диктовались нехваткой средств на жилищное строительство и насаждавшейся в то время коллективизацией быта. В социалистическом городе индивидуальное жилье предоставлялось лишь для сна. Остальное время человек должен был посвящать труду на производстве и общественной работе. Идеологи советского градостроительства считали, что женщины наравне с мужчинами должны были работать на производстве, жить интересами трудового коллектива, учиться, развиваться, а не посвящать себя «кухне» и «пелёнкам»!

Заботу о быте, об отдыхе, о воспитании детей государство брало на себя. В жилом комплексе на первых этажах размещались школы, детские сады и ясли, были открыты библиотека и другие учреждения. Для того, чтобы избавить рабочих от бремени хозяйственных забот, в 1932 г. была возведена фабрика-кухня. Механизированная фабрика-кухня, одна из крупнейших предприятий общепита в СССР, производившая до 150 тысяч блюд в сутки. Это рассматривалось как «новая большая победа на фронте нашего социально-бытового строительства». Отсутствие ванных комнат в жилых домах призван был компенсировать банно­-прачечный комбинат, открывшийся в 1934 году на улице Победы.

После Великой Отечественной войны по ярославским улицам победоносно шагал «сталинский ампир», и советская архитектура должна была отражать величие и мощь советского государства.  Проект застройки улицы был подвергнут доработке, и уходящая к Ярославлю-­Главному магистраль исправила идеологический имидж, не скупясь отныне на помпезные арки, монументальные колоннады и величественные, почти кремлевские башни. С 1934 по 1957 год проспект носил название в честь известного советского полярного исследователя, Героя Советского Союза О.Ю. Шмидта (1891–1956). В феврале 1957 года улицу переименовали — в проспект Ленина в честь В. И. Ульянова-Ленина — главного организатора Октябрьской революции.  22 апреля 1958 года на проспекте был открыт памятник вождю мирового пролетариата. Первые памятники были установлены по инициативе рабочих, которые выражали желание каждый день, идя на работу, видеть образ дорогого вождя. В июле 1972 года на пересечении проспекта Ленина и проспекта Октября установили памятник Карлу Марксу, именем которого и была названа новая площадь.

Доклад Н.П. Басалаева назывался «Ленин и Плеханов. Проекция в сегодня». Из «Политического завещания» Г.В. Плеханова, продиктованного им в апреле 1918 года (завещание вызывает споры по поводу подлинности, разные есть мнения). «В своей жизни я, как и каждый человек, совершил немало ошибок. Но моя главная, непростительная ошибка — это Ленин. Я недооценил его способностей, не рассмотрел его истинных целей и фанатичной целеустремлённости, снисходительно и иронично относился к его максимализму. Я ввёл Ленина в круг известных и влиятельных европейских социал-демократов, опекал его, оказывал всестороннюю помощь и тем самым позволил твёрдо встать на ноги. Больше того, в 1903 году на съезде РСДРП в споре Ленина с Мартовым я поддержал Ленина, что в итоге привело к рождению большевизма». В свою очередь Ленин высоко ценил вклад Плеханова в развитие марксизма. Он говорил, что нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма. Кстати, нельзя не пожелать, во-1-х, чтобы выходящее теперь в свет издание сочинений Плеханова включило все статьи по философии в особый том или особые томы с подробнейшим указателем и прочее. Ибо это должно войти в серию обязательных учебников коммунизма. Во-2-х, рабочему государству, по-моему, следует требовать от профессоров философии, чтобы они знали изложение марксистской философии Плехановым и умели передать учащимся это знание. Но это все уже есть отступление от «пропаганды» к «администрированию».

 

Глубокое изучение марксистской теории помогло Плеханову понять сущность экономического и политического развития России, разобраться в ошибках первых русских революционеров. В 1882 г. Плеханов переводит на русский язык и издает «Манифест Коммунистической партии». В это же время он окончательно порывает с народничеством и становится на путь пропаганды марксизма. 25 сентября 1883 г. Плеханов выступил с программным заявлением о необходимости организации особой партии русского рабочего класса. Такой организацией в Женеве стала группа «Освобождение труда». Плеханов переводил на русский язык труды Маркса — и Энгельса, опубликовал ряд работ, направленных против идеологии народничества («Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.). С момента основания II Интернационала (1889) Плеханов активно участвует в его деятельности. В 1900 -1903 гг. Плеханов и его единомышленники совместно с Лениным участвуют в издании общероссийской социал-демократической газеты «Искра» и журнала «Заря». Плеханов – основатель, автор Программы РСДРП, принятой на ее II съезде (1903). Особое место Плеханова в российском социал-демократическом движении определялось его своеобразной «внефракционностью», в соответствии с которой он, оставаясь верным своим взглядам эпохи группы «Освобождение труда», не хотел примыкать ни к меньшевикам, ни к большевикам, то поддерживал, то критиковал тех и других, хотя чаще оказывался на стороне меньшевиков. Подводя итог, в качестве фундамент в строительстве обновленного социализма должны лежать наряду с марксизмом-ленинизмом, утраченные ценности социал-демократии, учения Плеханова.

В докладе Председателя Ярославского регионального отделения «За народную трезвость» В.С. Ершова «В.И. Ленин  об алкоголе. Путь освобождения страны от злейшего врага человечества» прозвучали два высказывания Владимира Ильича Ленина по проблеме алкоголизации стран и народов. «Пролетариат – восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглупляло бы его или возбуждало. Ему не нужно … опьянения алкоголем… Ему нужны ясность, ясность и еще раз – ясность. Поэтому повторяю, не должно быть никакой слабости, никакого расточения и уничтожения сил». (Цеткин К. Воспоминания о Ленине. М.,1955 г.) «Я думаю, что в отличие от капиталистических стран , которые пускают в ход  такие вещи , как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что как бы это ни было выгодно для торговли, они поведут нас назад  к капитализму, а не вперёд к коммунизму». (В.И. Ленин, ПСС, изд.5. Т.43 стр.326.). В этих двух высказываниях  определено ленинское отношение к алкоголю и заключён глубокий смысл.  Ленин отлично знал алкогольную тему, до тонкостей и детально разбирался в ней. Заметим, что  Владимир Ильич не применил расхожие сегодня повсюду выражения: алкогольные «напитки», «злоупотребление». Водку и прочий дурман – он назвал  — «такие вещи». Кто, как не он знал русский язык и как обычные слова несут на себе заключённый в них смысл. На это обращал внимание  всемирно известный хирург, учёный, член практически всех медицинских академий мира, писатель, лауреат Ленинской премии Ф.Г. Углов. Слово «напитки» не должно применяться вместе  со словом алкоголь, утверждал академик, поскольку это наркотик, яд. Напиток – значит напитывающий добром. А алкоголь, это не добро, это зло! В самом  начале прошлого века была издана в России  книга – сборник под названием   «Вино – злейший враг человечества», а еще ранее в 1874 году увидела свет литогравюра — плакат с таким же названием. Злейший враг, какое еще злоупотребление им может быть? Любое его употребление идет во зло и злом является для человеческого организма и человечества в целом. Такие два высказывания В.И. Ленина возможны были  и состоялись  на основе  отчетливого  и существенного   объёма знаний об алкоголе и  понимания , – какой огромный вред алкоголь несет народу. К чему пришли? «Назад к капитализму»  и к потере «ясности» — смотрите первое высказывание.

Полагаю, что В.И. Ленин пророчески или почти пророчески  предсказал, что произойдёт, если «допустим водку и прочий дурман»! Вернулись к капитализму, провалу в демографических показателях. И еще вопрос такой, чьи заветы мы выполнили  и продолжаем-исполняем по отношению   к алкоголю? Вот высказывание И.В. Сталина: «Правильно ли поступаем мы, отдав дело выпуска водки в руки государства? Я думаю, что правильно. Если бы водка была передана в частные руки, то это привело бы: во-первых, к усилению частного капитала, во-вторых, правительство лишилось бы возможности должным образом регулировать производство и потребление водки, и, в-третьих, оно затруднило бы себе отмену производства и потребления водки в будущем. (Выделено автором). Сейчас наша политика состоит в том, чтобы постепенно свертывать производство водки. Я думаю, что в будущем нам удастся  сократить производство спирта  до минимума, необходимого для технических целей, и затем ликвидировать вовсе продажу водки». И вот Вам позиция врага СССР – Гитлера. В своей книге «Майн кампф», бесноватый фюрер писал о том, что делать со славянами после их завоевания: «Для них, для славян, никакой медицины, никаких прививок, только водка и табак!». Ответ,  на вопрос, чей завет эффективно выполняется. Более, чем очевиден. Достаточно заглянуть в  ближайший крупный продуктовый магазин, супермаркет. Одна и из попыток последовать все же заветам Ленина и Сталина в питейном вопросе и спасти страну от вымирания, была сделана в 1985-1988 годы. Успехи были достигнуты. В одном из последних интервью, бывший членом Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачёв, в ответ вопрос, насколько антиалкогольная кампания способствовала развалу страны, ответил: «что по подсчетам честных статистиков и социологов  в  эти годы было спасено от полутора до трех миллионов жизней».   Госдумой РФ, к сожалению,  не принимаются решения по давно внесённым законопроектам  по  утверждению трезвости и по ограничению  возраста покупателей алко яда -21 год. Все это усугубляет демографические проблемы, рождаемость одним только материнским капиталом – не поднять. А вот в те годы 1985-1988 – рождаемость существенно начала подниматься, в семьи пришла трезвость и реальные надежды на будущее. А затраты со стороны государства  на этот подъём были сопоставимы со стоимостью бумаги, на которой решения писались…

Потери от высокого алкопотребления  проявляются во всем своем многообразии:  в продолжительности жизни, рождении детей с физическими и психическими отклонениями, в производстве, особенно на селе, в высоких показателях преступности и ДТП на дорогах, в наличии огромного числа неблагополучных семей  и т.д.  Будем надеяться, что движение за трезвые сёла, свободные от продажи алкоизделий  в Саха-Якутии, В Бурятии и Татарстане  послужит примером и для городов. Много надежд сегодня связывается с  антиалкогольным экспериментом в Вологодской области, когда время продажи алкоголя ограничили двумя часами  и убрали многие сотни  магазинов, таких как «Красное и Белое». Можно предположить, что это не только инициатива губернатора Георгия Юрьевича Филимонова, но и пилотный проект Кремля  и Правительства России по спасению от вымирания северных регионов страны.

Студентка Ярославского технологического университета, член ЯО РУСО, остановилась на теме «Роль В.И Ленина в становлении Рабоче-Крестьянской Красной Армии». По ее мнению, «Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) является важнейшим элементом истории Советского государства, сыгравшим решающую роль в защите молодого советского строя в годы Гражданской войны и последующей стабилизации Советской власти. Основоположником и главным вдохновителем создания и укрепления РККА наряду с Л.Д. Троцким стал Владимир Ильич Ленин. После Октябрьской революции задачу обороны молодой Советской республики Красная гвардия не могла бы успешно решить, если бы не имела четкой организационной структуры, налаженной централизованной системы управления, боевой подготовки и материально-технического снабжения. Они, обладая высокой классовой сознательностью и преданностью делу революции, героически сражались с мятежными силами внутренней контрреволюции. Однако для отражения иностранной военной интервенции Страна Советов нуждалась в кадровых войсках. В боевом отношении эта армия, по оценке В. И. Ленина, представляла «нулевую величину». Перед лицом угрозы со стороны международного империализма Коммунистическая партия сочла необходимым создать массовую регулярную армию, состоящую из рабочих и крестьян. 15 января 1918 г. В.И. Ленин подписал Декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии». В начальный период создания Красной Армии Коммунистическая партия направила на командные и политические должности в ее ряды своих видных работников, соратников В.И. Ленина, имевших опыт организации боевых дружин и Красной гвардии. Из 1000 руководителей Красной гвардии более 200 человек были выдвинуты на ответственные командные и политические должности в Красную Армию. На базе красногвардейских отрядов в Петрограде, Москве, городах и рабочих поселках Центрального промышленного района, в Поволжье, на Украине, Кубани, Урале, в Белоруссии, Сибири, на Дальнем Востоке и в других местах страны были сформированы первые полки и дивизии. Среди них: 1-й революционный полк Красной Армии имени В.И. Ленина.

Части Красной Армии создавались также из солдат-фронтовиков на Западном, Северном и других фронтах. К 23 февраля на Северном фронте из солдат-добровольцев были сформированы 1, 2, 3 и 4-й полки общей численностью около 12 тыс. человек. Почти в полном составе вступили в Красную Армию латышские стрелковые полки. К весне 1918 г. на Северном, Западном, Юго-Западном, Румынском и Кавказском фронтах в Красную Армию записалось 69 тыс. добровольцев. В Сибири, в Новониколаевске, в ряды Красной Армии записывались не только русские, украинцы, татары и представители других народов нашей страны, но и интернационалисты — венгры, немцы, румыны, поляки, чехи и другие. Так Ленинская партия создала Красную Армию — армию но­вого типа.

На 1 апреля 1918 г., по сведениям учетного отдела Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, в новую армию записалось свыше 153 тыс. добровольцев. Ленин глубоко верил в неиссякаемые силы народа, в его твор­ческие способности. В тесной связи Красной Армии с самыми широкими массами, в мобилизации активности, инициативы, энер­гии, народной смётки Ленин видел одну из основ преодоления всех трудностей. Только тот, говорил Ленин, победит и удер­жит власть, кто верит в народ. Опираясь на труды Маркса и Энгельса, на опыт революционных восстаний, особенно на опыт Парижской Коммуны, Ленин учил нашу партию, что без своих вооружённых отрядов пролетариат не может завоевать и сделать прочным свою власть. Он писал, что нужно «не за страх, а за совесть исполнять все законы о Красной армии, все приказы, поддерживать дисциплину в ней всячески, помогать Красной армии всем, чем только может помогать каждый, — таков первый, основ­ной и главнейший долг всякого сознательного рабочего и кре­стьянина… Кто не помогает всецело и беззаветно Красной армии, не под­держивает изо всех сил порядка и дисциплины в ней, тот пре­датель и изменник, тот сторонник колчаковщины, истреблять беспощадно. С крепкой Красной армией мы непобедимы».

Доцент, к.э.н.,  ЯрГУ им. П.Г. Демидова А.С. Дунаев выступил с докладом «В.И. Ленин и Природа». Он подчеркнул: «Ленин уже в своих ранних работах отмечал значение Природы в экономике страны и разрушительную силу капиталистических производственных отношений на Природу. В известной работе «Развитие капитализма в России» (1899) Ленин критикует “варварство” лесной промышленности, которая сверхэксплуатирует сельский пролетариат Российской империи, используя отсталую технику, и при этом истребляет леса в “хищнически-первобытной эксплуатации природных богатств”. В статье для “Правды” 1913 года “Значение переселенческого дела” Ленин также негодует по поводу разграбления леса и абсолютного обнищания переселенцев, которых имперская власть призывала “осваивать” Сибирь. В  своем очерке «Карл Маркс» (1914) он цитирует известные слова Маркса из первого тома «Капитала» «Капиталистическое производство, следовательно, развивает технику и комбинацию общественного процесса производства лишь таким путём, что оно подрывает в то же самое время источники всякого богатства: землю и рабочего».

По воспоминаниям М. Фофановой, в революционные дни 1917 года, находясь на нелегальном положении в ее квартире, он с восхищением прочитал несколько ее книг о природе и сельском хозяйстве. В тех же воспоминаниях говорится, что после прочтение книги М. Богданова “Мирские захребетники” он сказал: “Вот возьмем власть в свои руки, тогда и ополчимся на врагов природы”. Под “врагами природы” он имел в виду различных природных вредителей. Победа Великой Октябрьской социалистической революции и самые первые документы, принятые молодой республикой Советов по инициативе и прямом участии В.И. Ленина подтвердили на практике новое отношение государства и общества к Природе как к основе народного хозяйства и благополучия страны. Через два месяца после этого революционного события Владимир Ильич подписал Основной закон «О социализации земли», устанавливавший в качестве государственных принципов использования земли-природы «создание условий, благоприятствующих росту производительных сил страны, в смысле увеличения плодородия земли, поднятия сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятия уровня сельскохозяйственных знаний в трудовых массах земледельческого населения»

Насколько деловито и энергично шла под руководством В. И. Ленина разработка законоположений, регулировавших использование природных ресурсов, можно судить по примеру разработки законов об охоте. До революции основным законом об охоте в России был закон 1892 года. Однако он имел так много недостатков (в частности игнорировал разнообразие природных условий огромной страны), что уже в 1894 году Министерство земледелия приступило к его переработке. Советское правительство, возглавляемое В. И. Лениным, несмотря на все трудности периода гражданской войны, вынесло свое первое постановление об охоте, ее регулировании и мерах по охране и воспроизводству охотничьей фауны всего через полтора года после начала своей деятельности — 29 мая 1919 года. А еще через год — 20 июля 1920 года — Ленин подписал полностью разработанный декрет об охоте, содержавший научные основы ведения охотничьего хозяйства в нашей стране.

Не менее примечательна ленинская деятельность по разработке и внедрению мер охраны природы, особенно по созданию системы государственных заповедников. Первый советский заповедник — Астраханский — был создан в исключительно сложной обстановке. Вскоре были подписаны документы о создании новых заповедников: Ильменского, Кавказского, Крымского и других. Возникла система научных учреждений нового типа. Природа в них и охранялась и всесторонне изучалась. Одновременно, по указанию В. И. Ленина, для руководства делом охраны природы в стране был учрежден Государственный комитет по охране природы. уже начал свою жизнь. Придавая государственное значение всестороннему изучению природных ресурсов страны как материальной базы ее развития и широкому практическому применению достижений науки, Ленин впервые же недели после Октябрьской революции вступил в переговоры с рядом академиков и добился добровольного перехода Академии наук на сторону Советской власти.

В то же время, говоря о достигнутых на ленинском пути дальнейших успехах, нельзя забывать и о допускавшихся ошибках, просчетах, утратах. В процессе реорганизаций были утрачены и некоторые, созданные по указанию В.И.  Ленина, важные учреждения, в том числе и Государственный комитет по охране природы. С грустью и тревогой приходится констатировать, что состояние природы в современной России близко к катастрофическому. Великая русская река Волга превратилась в цепочку «водогноилищ», купание в которой повсеместно запрещено, а использование для целей хозяйственно-питьевого назначения требует огромных затрат и новых технологий.  Вследствие загрязнения питьевой воды химическими веществами и микроорганизмами увеличивается риск смертности (в среднем на 11 тыс. случаев ежегодно) и заболеваемости населения (в среднем на 3 млн. случаев ежегодно)». Не лучшим образом обстоят дела и в нашей Ярославской области, где на глазах гибнет жемчужина нашего края — Плещеево озеро, стоки с общегородской свалки «Скоково», «скромно» именуемой «полигоном», попадают без какой-либо очистки в Волгу — практически перед городским водозабором питьевого водоснабжения…Стоит ли после этого удивляться лидирующему положению Ярославской области по онкологическим заболеваниям…

Итак, опыт Советской России, руководимой В.И. Лениным, свидетельствуют, что народ, сбросивший оковы капитала, под руководством авторитетных, пользующихся доверием населения, опытных, ответственных и преданных своей стране руководителей способен решить сверхзадачу, стоящую перед человеческой цивилизацией – гармонизации отношений Человека и Природы. Международным Центром Конфуция в Пекине имя В.И. Ленина включено в число самых выдающихся мировых деятелей за всю историю человечества.

А.С. Дунаев

А.И. Голубева

Выступление д.э.н., проф., Ярославского сельскохозяйственного университета А.И. Голубевой было посвящено результатам ленинско-сталинской модернизации сельского хозяйства в СССР. Она обратила внимание, что «Н. Бухарин, исходя из ленинской статьи «Лучше меньше, да лучше», стоял на позиции возможности построения социализма в отдельно взятой стране.   В отличие от Сталина он отмечал, что надо отказаться от идеи классовой борьбы и строить социализм с помощью нэпмана (мелкого и среднего буржуа) в городе и на селе, утверждая о возможности мирного врастания кулака в социализм. В работе Н. Бухарина «Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз» предполагалось строить новое общество, целиком основываясь на идее постепенного «исчерпания» нэпа, медленного, «черепашьего» врастания страны в социализм, индустриализацию осуществлять на основе сохранения индивидуальных крестьянских хозяйств.  Проблему «перекачки» средств из деревни в город для предстоящей индустриализации Сталин предлагал решать, опираясь на колхозы и совхозы как крупнотоварные производства. По его мнению, экономическое развитие в рамках НЭПа не давало необходимых накоплений для индустриального рывка. Ни промышленность, ни сельское хозяйство в достаточной степени не создавали рынков расширенного воспроизводства. Сельское хозяйство в силу своей мелкотоварности (море мелких крестьянских хозяйств) не предъявляло спроса на промышленные товары (тракторы, комбайны, автомобили). Без их производства индустриализация не могла быть завершена. По итогам дискуссий Партия и народ пошел за сталинской моделью строительства социализма, базирующейся на ленинской концепции о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Она в наибольшей степени соответствовала интересам большинства населения и исторической логике государственного строительства в те годы.

Сложившаяся в 30-е годы социальная  и политическая атмосфера в ходе индустриализации и коллективизации, полная ликвидация безработицы в СССР, материальное вознаграждение за квалифицированный и высокопроизводительный труд, отсутствие деления населения на социальные группы «богатых и бедных», возможность  труженику реализовать себя в любой сфере деятельности — породили у советских людей ощущение социального оптимизма.  Они считали, что живут в обществе подлинной социальной справедливости и равенства. В те годы единение народа и власти достигло наивысшей точки, а массовый энтузиазм в деле построения социализма был колоссальным. Советские люди считали, что работают на себя и ради этого стоит смириться с наличием трудностей и лишений как временных издержек роста. Яркий пример, наглядно свидетельствовавший о возникшем тогда энтузиазме советских людей, перераставшем в настоящий трудовой героизм. В Костромской области есть племсовхоз «Караваево». Сюда в 1927 году на постоянное место жительства приехал старший зоотехник С.И. Штейман, который собрал вокруг себя команду единомышленников, в основном из числа женщин, которых не пугали тяжелые условия труда. Через десять лет они создали высокопродуктивное стадо молочных коров первой советской породы, Костромской. Под его руководством 59 доярок стали Героями Социалистического Труда, 6 из них – дважды. С.И. Штейман – единственный в стране доктор сельскохозяйственных наук без начального образования, не написавший самостоятельно ни одной научной работы.

Несмотря на трагический характер издержек коллективизации (ломка судеб миллионов людей, массовый падеж скота, массовый голод в некоторых регионах страны), объемы поставок сельхозпродуктов государству возросли. К 1940 году сельское хозяйство страны восстановило утраченные в ходе коллективизации позиции по количеству зерна, мяса, картофеля и молока, которое оно производило в 1930 году. При этом затраты живого труда, т.е. рабочей силы, сократились на селе на 33% к 1930 году». С другой стороны, кооперирование села высвободило миллионы  рабочих  рук для промышленности, а   возникшие колхозы, как крупнотоварные предприятия, значительно увеличили спрос на сельскохозяйственную технику.

Доклад Е.Б. Войновой-Богородицкой «Семья и детские годы Володи Ульянова» был посвящен детским годах Володи Ульянова, его семье, его сверстникам, их играх, учёбе в школе. Она сообщила, что свой первый урок в новом классе 1 сентября каждый год вот уже на протяжении нескольких лет начинает с этой темы, с рисунка по картине О. Вишнякова «В минуты отдыха». В гостиной собралась вся семья Ульяновых: Мария Александровна за роялем исполняет любимую песню, девочки Аня и Оля поют, Саша и Володя задумались над шахматной партией, младший Дима рассматривает книжку на руках у Ильи Николаевича, который наслаждается семейным уютом. Не часто выпадали такие дни. Илья Николаевич служил инспектором народных училищ Симбирской губернии. В Симбирске он старался устроить побольше школ для бедноты, для крестьянских детей и, не жалея сил и трудов, совершенно не щадя себя, во всякую погоду ездил для этого по губернии. Мать Мария Александровна была дочерью врача; юность провела в деревне, где крестьяне очень любили её. Она хорошо знала музыку, играла на фортепьяно, знала и языки – французский, немецкий, английский и учила тому и другому детей.

Илья Николаевич с ребятами, очень часто ходили в лес за грибами и ягодами. Илья Николаевич шутил: «Нужно ягод насбирать и детей не растерять». Во время прогулок декламировали любимых поэтов – Некрасова, Пушкина, Лермонтова, пели хором запрещённые песни, студенческие, «Утёс Стеньки Разина». Шутки Ильи Николаевича вызывали неистовый хохот и восторженный визг ребят. Однако, любя шутки, Илья Николаевич никогда не позволял нам смеяться над людьми. Володя же, хохоча так же увлекательно и искренне, как бы владел смехом, он мог оборвать его и перейти, смотря по обстоятельствам, к серьёзной или даже негодующей речи»

В гимназию Володя поступил девяти с половиной лет, в первый класс. Учился он легко и охотно. И способности у него были хорошие. Да и отец приучал его, как и старших брата с сестрой, к усидчивости, к точному исполнению заданного. Когда отец бывал дома он уводил Володю к себе в кабинет и проверял его уроки, обычно Володя знал всё. Володя учился в гимназии французскому и немецкому языкам, как было принято в Симбирской гимназии, но при исключительной памяти его это не затрудняло. Илья Николаевич боялся, что при блестящих способностях Володи, когда ему всё даётся так легко, он не выработает в себе трудоспособность и потому не только сам избегал хвалить Володю, но и другим не позволял «захваливать» его. Сестра Анна Ильинична Ульянова пишет в своей книге: «Отношения с товарищами в классе у Володи были хорошие, он объяснял непонятное, исправлял переводы или сочинения. Вес класс надеялся на Володю: идя впереди, он и другим помогал учиться. С первого и до последнего класса гимназии он был первым учеником и переходил из класса в класс с первой наградой».

После принятия рекомендаций конференции состоялась экскурсия по залам «Музея советской эпохи», в ходе которой экскурсовод Т.И. Кудряшова познакомила с историей его создания и с наиболее интересными экспонатами. Хранители музея бережно собирают и берегут артефакты (вещи) советской эпохи нашей страны. Музей «Советская эпоха» хотя и очень молод (официально он открылся в 2012 г.), но уже успел серьёзно заявить о себе подходом к делу. Это не просто пара-тройка выставочных залов (именно так выглядит большинство «ностальгических» музеев страны), а полноценный дом советской культуры, не имитирующий, а сохраняющий атмосферу 30-60 годов ХХ века. В музее можно не только узнать исторические сведения о микрорайоне и Доме культуры, но и увидеть привычные атрибуты октябрёнка, пионера, комсомольца, окунуться в образ жизни в советское время. Особенность функционирования музея состоит в том, что посетителям в целях реального ощущения советской эпохи разрешается потрогать вещи, перевоплотиться в руководителя местного органа НКВД, комсомольца – строителя гидроузла, побеседовать в коммунальной комнатке и т.д.

А.В. Нестерчук и П. Калистратов

В.А. Байтулин, член ЯО РУСО, в форме руководителя местного НКВД

Конференция и экскурсия завершились дружеским чаепитием, в ходе которой звучали изумительные стихи советских поэтов и собственного сочинения в исполнении проф. В.А. Гордеева и проф. А.И. Голубевой, бардовские и советские песни на слова Е. Лентова и Н. Добронравова и муз. А. Пахмутовой. Возвращаясь в автобусе из Рыбинска в Ярославль, участники конференции выразили огромную признательность и благодарность руководству Рыбинского горкома КПРФ  и обкома КПРФ в лице соответственно В.И. Пудовикова и М.К. Парамонова за прекрасную, подготовку мероприятия: оно состоялось не только как научная конференция, но и как настоящий праздник – в честь 155-летия со дня рождения В.И. Ленина.