Последняя публикация нашего уважаемого автора Ивана Стефановича Бортникова из Красноярска «Ах, песня, песня русская!..» вызвала широкую дискуссию. Начались уже обвинения участников дискуссии в «непатриотичности» и «нерусскости». Поэтому предлагаю еще раз вернуться к этой теме.
Начну с того, что сам я по отцу и по матери русский, поэтому для меня странно слышать обвинения в свой адрес в «нерусскости». По своим убеждениям я интернационалист, ко всем народам отношусь с уважение. Я считаю, что нет плохих и хороших народов, но в каждом народе есть плохие и хорошие люди. И определяющим для меня при оценке людей является классовый подход.
Но я также признаю наличие ментальных (национальных) особенностей людей, которые ни в коей мере вызваны не их генетикой, а особенностями воспитания. Ментальность проявляется и в культуре, и в быту.
Но поскольку в современном мире все интенсивнее происходит взаимная интеграция культур, ментальные (национальные) особенности начинают исчезать. И очевидно со временем совсем исчезнут.
Плохо это или хорошо?
С одной стороны, это хорошо, потому что деятели культуры знакомятся с лучшими новшествами мировой культуры, берут их себе на вооружение. В далеком будущем, я так полагаю, исчезнут не только классовые, но и ментальные (национальные) различия между людьми. Будет сформирована единая Общечеловеческая культура коммунизма.
Но конкретно для нашей страны эта культурная интеграция по большей мере сегодня не в плюс, а в минус.
Я считаю, что в советское время наша культура расцвела и уже где-то к 60-м годам достигла своего пика. Я считаю, что мы на несколько порядков в те годы превзошли буржуазную мировую культуру.
Причем, обратите внимание, что советские деятели культуры вовсе не чурались всего западного. Если на Западе впервые появилось новое прогрессивное направление в музыке – джаз, наши композиторы это тут же подхватили и начали развивать.
Но когда наша цензура начинала «терять нюх», порой в советскую культуру проникали дегенеративные направления. Поэтому цензоры должны иметь очень хороший вкус и чувство меры. Так проникли на нашу советскую эстраду Высоцкий, Пугачиха, Малинин, Шевчук, Макаревич, Цой, Киркоров и прочие «дегенераты».
А в 90-е годы начался слом советской культуры, началась экспансия мировой буржуазной культуры (отсталой и даже дегенеративной по отношению к Советской культуре) на отечественную эстраду.
По моему мнению, начиная с 90-х годов в нашей стране не сочинили ни одной хорошей песни. Весь период, начиная с 90-х годов, для отечественной культуры, я считаю периодом упадка, разложения и деградации.
Теперь, что касается Русской песни. Я отношу к Русской песни все, что было создано в прошлые века, в период относительной культурной изоляции нашей страны. То есть, Русская песня – это что-то самобытное, уникальное. К русской песне можно отнести былины, частушки, бурлацкие, разбойничьи, воровские, солдатские песни и др.
А когда мы говорим о советском периоде, тот тут уже неправомерно говорить о Русской песне. В этот период наша советская культура активно развивала новые формы, заимствовала все лучшее по всему миру. Но советская культура вовсе не отрицала и Русскую песню. И какие-то наиболее удачные русские народные песни мы до сих пор поем. Например, «Шумел камыш», про Стеньку Разину. «Соловей-пташечка». Я тут не специалист, но полагаю, что эти песни мы теперь знаем и поем не в архаичной, а в более поздней «современной аранжировке». Если я тут не прав, то специалисты по музыке меня поправят.
Сейчас в нашей стране стал моден цивилизационный подход, русскость и т.п. Понятно, что эти перемены связаны со СВО.
В том числе стали вытаскивать все архаичное, давно уже устаревшее, под предлогом, что надо развивать нашу Русскую песню.
А я так не считаю. Русская песня уже давно стала составной частью Советской песни. Советская песня вобрала в себя и Русскую песню, и лучшие музыкальные формы со всего мира.
Т.е. Советская песня базируется на более высшей основе по отношению к архаичной Русской песне.
Почему советские композиторы (некоторые из них сейчас еще живы) не создали ни одной стоящей песни, начиная с 90-х годов? Потому что они стали жить в условиях капитализма, а раньше они жили при социализме, где были созданы максимальные условия для творчества.
По той же причине Русская песня осталась архаичной и не смогла достичь уровня Советской песни. Потому что Русские песни сочиняли при капитализме (до 1917 года), а Советские песни — при социализме.
Поэтому пропагандировать мы сейчас должны Советскую песню, как высший идеал, который был достигнут в годы СССР.
А Русская песня – это для собирателей народного фольклора, узких музыкальных специалистов и любителей старины. Русская песня — это часть нашей прошлой отечественной истории и часть Общемировой культуры.