Вступив еще в 2019 году в комсомольскую организацию мне была поручена задача выступить на круглом столе посвященном годовщине рождения И.В. Сталина, тема моего выступления была такова: образ Сталина в глазах российской молодежи. Тогда я не осознанно вступил на путь своих нынешних изысканий в области идеологии (сейчас у меня имеется две публикации и одно выступление на конференции, где мой доклад также был посвящен идеологии). Но вернемся к Сталину. Ключевая мысль, с которой я хочу познакомить читателей и надеюсь будущих оппонентов заключена в том, что в нашу эпоху нем ничего прочего не остается, как работать с образами и символами.
Со Сталиным у нас также. Несмотря на многие попытки многих видных теоретиков и идеологов, сохранить аутентичность Сталину, то есть оставить его таким, каким он был, попытки эти остались безуспешным. Нам коммунистам в области общественного сознание ничего не остается, как жить с образами Сталина в сознании людей.
Коротко попытаюсь объяснить почему мы столкнулись с тем, что живем в обществе, где нет настоящего Сталина. 1) это развитие культа личности вокруг Сталина еще при жизни. Здесь я не хотел бы приобщаться к Хрущевскому понимаю культа личности у Сталина. Будто вот такой плохой генеральный секретарь был, что сам развивал себе культ личности. Как и с любой важной персоной в обществе, в какой либо социальной группе, произошло возвеличивание еще при жизни. Как это бывает, что вот перед вами старый коммунист у него много заслуг и вы испытываете чувство глубокого уважения к нему. Здесь можно вспомнить слова, которые приписывают Михаилу Шолохову о культе личности Сталина, что «да, был культ… Но была и личность!».
2) если идти хронологически, то после культа личности идет другая причина, почему у Сталина образов много, это связанно с развенчиванием культа личности Хрущевым и начало антисталинской кампании. Здесь у нас формируется негативный образ Сталина в глазах уже простых советских граждан. Этот процесс находит свое бурное продолжение в период перестройки, когда про Сталина начинают выдумывать разного рода мифы.
3) здесь мы с вами переходим просто от несправедливой критики Хрущевым культа личности и самого Сталина к мифологизации последнего. Здесь проблема заключается уже в том, что именно сейчас и происходит уничтожение настоящего Сталина. Потому, что новой буржуазной власти в России требовалось идеологически себя легитимизировать в обществе. Лучшим способом была очернить прошлое, переписать историю и показать себя, себя как «освободителями от тоталитаризма» и пр.
После такого становления настоящий Сталин стал образом, тем кем он являлся или тем кем он не являлся. Уже были затронуты несколько образов, когда мною было показано становление образов Сталина. Для большей ясности, то под образом необходим понимать представление, совокупность знаний и оценок их. И что самое главное, в общественном сознании эти образы бессвязны, например, Сталина думаю нам удастся это увидеть.
Долгое время в России тиражировался образ Сталина, как диктатора и деспота, который ответственен за репрессии, что больше власть говорила, что именно Сталин повинен во всех проблемах современной России и постсоветского пространства. И что самое интересно этого же образа Сталина придерживались либералы-оппозиционеры, которые также видели в Сталине тирана и деспота, организатора массовых репрессий и что нынешняя Россия, где попрекаются буржуазно-демократические права является продолжением той системы, которую выстроил Сталин.
Есть и другие критические образы Сталина, например, лево-либералы, социалисты антисталинисты и троцкисты, которые винят Сталина в искажении теории Маркса или в разрушении ценности идей социальной справедливости (то есть Сталин сделал так, что буржуазные мыслители говорят, что «реальный коммунизм» подтверждение нежизнеспособности идей социальной справедливости).
Перед тем, как перейти к положительным образам я лишь скажу, что много коммунистов написали и пишут материалов, где опровергают эти образы Сталина. Выражусь точнее, что много есть материалов, которые опровергают основания этих негативных и ложных образов и возможно они действительно имеют эффект и кого-то переубеждают. Только вся ситуация заключается в том, что в эти образы люди верят. Как бы это не звучало, но сейчас в наш век информации и постправды Сталин в общественном сознании пользуясь терминологией И. Канта вещь-в-себе. Мы не знаем настоящего Сталина, его нет для-нас и всему обществу остаётся только верить в какой-то образ Сталина.
Данное мое исследование делается широкими мазками, и те образы, которые я перечисляю являются не всеми, которые могли быть, а вместе с этим самыми обобщенными, но вместе с тем, чтобы выразить свою ключевую мысль, я хочу, чтобы мы сейчас прошли весь этот путь, чтобы мой тезис и моя идея была понята.
Негативные образы Сталина у либералов и несистемных левых антисталинистов канули в лету, потому что они подверглись преследованиям по различным причинам и сейчас им не до антисталинской риторики. Между тем, сама власть отошла от негативного образа Сталина, хотя половинчато оценивают, говоря, что плохо, что хорошо. Но власть зацепилась за образ Сталина государственника, который имеет за собой основания. Действительно сталинская эпоха это укрепление и увеличение рабочего государства, только власть в этом видит не реализацию марксистко-ленинской идеологии, а имманентное развитие российской цивилизации. Будто бы Сталин это очередная ступень развития России со своими минусами и плюсами, в этом образе не отражается качественное содержание всех процессов государственного строительства при Сталине.
И сейчас мы взошли к конечному образу, Сталин, как коммунист-революционер. Этот образ самый настоящий, объективный. Если говорить радикальнее, то образа коммуниста-революционера нет, потому, что уже сам Сталин был коммунистом-революционером. Но если мы остаемся в сфере общественного сознания, то продолжим использовать слово образ для большей понятности. В действительности образ коммунист-революционер принадлежит только коммунистам, потому что негативные образы разобрали антисталинисты, образ государственника приватизировала власть.
Только если негативные образы являются угнетенными в общественном сознании, то есть мало разделяемыми, просто потому, что само обществе говорит о высокой оценке Сталина, то сейчас у коммунистов на данный момент времени другая задача в идеологической борьбе. Если раньше коммунисты занимались тем, что опровергали мифы о Сталине, всю ложь, что текла на Сталина они её также опровергали. То сейчас задача иная, необходимо показать, что Сталин коммунист-революционер, который был против частной собственности, диктатуры класса капиталистов.
Сталин, как государственник это логическое развитие коммуниста-революционера, который укрепляет государство рабочих для уничтожения диктатуры капиталистов и для дальнейшего перехода уже в коммунизм, где не будет ни классов, ни государства. То есть Сталин укреплял государство, чтобы потом его не стало. Это действительно разрушает логику образа государственника, который взяла на вооружение господствующая идеология, которая говорит о Сталине, как о ступени развития российской цивилизации.
Мы, коммунисты, должны радикально заявить, что Сталин укреплял государство рабочих не ради российской цивилизации, а ради достижения победы идей коммунизма, то есть ради освобождения класса пролетариат не только в России, но и во всем мире. Потому что коммунизм, действительно явление планетарное.
В этом плане идеологическая борьба только усложнилась, ведь опровергать мифы было занятием относительно простым. Здесь действительно был явен принцип партийности. Сейчас же, властвующая идеология взяла позитивный образ Сталина, который успешно эксплуатирует. Критиковать этот образ невозможно потому, что он отчасти и есть сам образ объективного Сталина. Поэтому нужна радикализация образа Сталина в общественном сознании, указать, что Сталин являться коммунистом-революционером в первую очередь. Показать, что это реализация идеологии марксизма-ленинизма дала социальные блага и власть народу России.
Резюмируя, то скажу, что сейчас господствующая идеология активно начала эксплуатировать советскую символику, пытаясь туда вложить свои смыслы, свое содержание. Противостоять этому можно лишь радикальным способом, актуализировав их коммунистическое и революционное изначальное содержание. Такая же ситуация, как было показано с образом Сталина в общественном сознании, властвующая идеология активно использует выгодный для себя образ, разрушая объективный и внося смуту и смятение в умы людей. Необходимо понимать, что господствующая идеология использует образ Сталина для утверждения своего порядка, то есть капиталистического. И поэтому радикализация образа Сталина приведет к подрыву господствующей буржуазной идеологии. Капиталистическая идеология готова согласиться с заслугами Сталина, как государственника, это мы прекрасно видим, но и на этот шаг она пошла не потому, что горячо любит «Отца народов», на то сложились определенные социально-экономические и политические обстоятельства (в действительности интересна тема для дальнейшего исследования). Но пойти дальше и признать Сталина коммунистом-революционером властная идеология уже не может, она вступит в прямое противоречие с теми идеями и условиями, которые она защищает. Но что самое главное, общество готов пойти дальше образа государственника. Массы готовы перерезать идеологический гордиев узел, который сплели буржуазные идеологии, и задача коммунистов путем планомерной и систематической идеологической и пропагандисткой работы сделать из Сталина вновь коммуниста-революционера в общественном сознании.