И.С. Бортников Русские народные поэты. (Часть 1)
Ныне к поэтическому слову общество стало равнодушно. Лишь отдельные подвижники проводят малочисленные вечера поэзии. Почему? Думается, что известную роль здесь сыграли поэты-шестидесятники, не оправдав надежд своих поклонников. В 60-е годы прошлого века, да и позже они имели огромную популярность, их стихи печатались в газетах, в толстых художественно-литературных журналах, звучали по радио и, наконец, собирали полный зал Политехнического музея в Москве.
Стихи были яркими, в них была новизна, они отличались какой-то свежестью и раскованностью в сравнении с казённо-патриотическими стихами многих поэтов первого послевоенного десятилетия. Не скрою, в те далёкие студенческие годы они мне нравились. Как-то не замечал, что стихи вроде звучат по-русски, но в них нет русской задумчивости и духовности, русской лихости и раздолья, нет любви к России, к русскому народу и его героическому прошлому, неповторимой русской природе,
что они космополитичные, что в них звучат западнистские нотки. Поскольку в те времена западномыслие успешно завоёвывало умы социального авангарда больших городов, то и эти авторы, и их стихи принимались им на ура.
Затем к пропаганде сих стихотворений подключились певцы. На экранах телевизоров запрыгали, завертелись, завизжали всевозможные Аллы Пугачёвы, у этой хоть голос был, безголосые Филиппы Киркоровы и иже с ними. Обыватель, незнающий даже основ музыкальной культуры был в восторге от них и им подобным. И постепенно из программ радио и телевидения исчезли не только русские народные песни, но и замечательные советские песни, как патриотические, так и лирические. То же произошло и с русской поэзией советского периода.
Но она была, развивалась в российской глубинке, и там в городах и селеньях самобытные русские поэты писали стихи. Главной темой их стихотворений была Родина, русский народ и край, где поэт родился. В их стихотворениях был русский дух и пахло Русью, поэтому их мировая антреприза всячески старалась принизить и замолчать. (Мировая антреприза, говорил лауреат Ленинской премии композитор Г.В. Свиридов С.Ю. Куняеву: «Это давняя традиция дельцов от искусства – держать в своих руках организацию приглашений за рубеж, гастролей, рекламы, системы международных премий, гонораров, создания «звёзд», подавления инакомыслия в творческой среде»). И многие замечательные по содержанию и форме произведения русских поэтов так и не получили всесоюзную известность, не дошли до массового советского читателя, а их авторы влачили региональное существование.
И в советское время, да и ныне не услышите нигде стихов Юрия Кузнецова, Николая Тряпкина, Анатолия Передреева и многих других, живущих в российской глубинке, да и крупных городах, если они не принадлежат к лобби «граждан мира», где тон задают русскоязычные представители избранной нации. Об этом подробно написано С. Куняевым в книге «Поэзия. Судьба. Россия». Но о творчестве Николая Александровича Зиновьева в ней нет упоминания.
Вашего покорного слугу его стихи поразили особой самобытностью, любовью к России, неприятием существующего положения в нашем обществе. А обратить внимание на его творчество меня заставило знакомство вот с этим стихотворением:
В степи, покрытой пылью бренной
Сидел и плакал человек.
А мимо шёл Творец Вселенной.
Остановившись, он изрёк:
«Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?»
И человек сказал: «Я — русский»,
И Бог заплакал вместе с ним.
В последних строках сего стихотворения заложен глубокий философский смысл. Ведь возникает вопрос: «Почему Бог заплакал, услышав слова: «Я- русский»?» Ответа автор не даёт. Возможно, Бог опечален судьбой русского человека, который вынужден жить в самой холодной части Земли и в суровой борьбе с природой добывает себе средства для воспроизводства своей жизни, подвергаясь постоянным набегам мечом и словом со стороны немирных соседей: жестокого и жадного Запада и коварного Востока.
Уверен, что большинство именно так восприняли жест Бога. Ведь ещё П. Вяземский писал о русских:
За трапезой земной печально место ваше!
Вас горько обошли пирующею чашей.
На жертвы, на борьбу судьбы вас обрекли:
В пустыне снеговой вы — схимники Земли.
Бог помощь! Свят ваш труд, на вечный бой похожий…
Но возможен и другой ответ. Если исходить из божественного происхождения человека (пишущий сии строки материалист и считает, что человек есть результат эволюции живого вещества), то Бог заплакал от обиды, что человек созданный Им по образу и подобию Его оказался бессилен перед испытаниями, и вместо сопротивления невзгодам опечалился и разрыдался.
И думаю, такая точка зрения имеет право на жизнь русского человека. Вряд ли в истории человечества вы найдёте другой народ, который то был в авангарде восходящей истории, то вдруг, казалось без всяких причин, сходил на её обочину или вообще окатывался назад. И такое бывало не единожды.
И вот последний пример. В 1917 году русский народ поверил большевикам, совершил пролетарскую революцию, затем в невероятно тяжёлых условиях разгромив интервентов и их слуг-белогвардейцев построил первое в мире государство рабочих и крестьян. В начале сороковых годов смог достойно встретить фашистские полчища и разгромить их. Произошло то, что как писал поэт: «Со всей Европой эту встречу// Мог русский выдержать один» (Ф. Глинка). После Великой Отечественной войны СССР стал «равновеликим всему Западу» (Н. Нарочницкая). Был создан ракетно-ядерный щит – надёжная защита от посягательства империалистов. Первый искусственный спутник Земли – советский, первый человек в космосе советский человек, русский, коммунист Юрий Гагарин.
А в 1991 году случилось невероятное, как пел И. Кобзон в песне И. Матеты на слова Л. Дербенёва «Пьяный кучер»: «Ну зачем, ну зачем в эту бричку мы сели,// «Мы же видели ясно, что кучер был пьян!», действительно, «Ну зачем, ну зачем в эту бричку мы сели,// Словно кто-то ударил нас пыльным мешком!» И ведь, верно, непонятно, что случилось с русским человеком: почему он поверил алкашу и его шайке. И поэт разочаровано пишет:
Я с горькой думаю иронией,
Что чуду место есть всегда.
Из сверхдержавы стать колонией –
Не чудо ль это, господа…
Вспоминаю как во время выборов первого президента РСФСР золотодобытчики Нижнего Куранаха что в Алданском районе, жившие по мнению остального района, как «у Христа за пазухой», с песнями шли голосовать за Ельцина. Всё им было мало. Теперь же на золотодобывающих предприятиях работают вахтовики. Местные жители остались без работы.
Но закопёрщиками в необходимости либеральных реформ была интеллигенция, причём в большей части творческая и гуманитарная, не знавшая производства. В стихотворении «Интеллигенция» с едким сарказмом поэт указал её место сегодня:
Пусть не всегда была ты стойкой
И горькую пила украдкой,
Но всё-таки была прослойкой,
А нынче стала ты прокладкой.
Вот какую волну размышлений и воспоминаний может вызвать одна поэтическая строчка настоящего поэта. А то, что Н.А. Зиновьев настоящий поэт говорит его творчество. Тема современного состояния России в нём занимает центральное место. В его кратких четверостишьях глубокий философский смысл, и словам тесно, а мыслям простор. Но об этом чуть позже.
А пока давайте задумаемся: мы все уже более 30 лет ищем виноватых в развале Союза, в бедственном положении русского народа. А ведь виноват в этом каждый из нас и все мы вместе. И поэт об этом заявляет предельно ясно и чётко:
Опять мы ищем виноватых.
И я кричу с толпою: «В ад их!
Четвертовать на колесе!»
Но видит Бог: мы все — разини;
И в том, что рыщет смерть в России,
Мы виноваты.
Все.
Все.
Все.
И пока каждый из нас не поймёт, что он наравне со всеми жителями на Земле, несёт солидарную ответственность за всё то, что происходит у человечества, достичь совершенства общества невозможно.
Николай Александрович Зиновьев родился в простой советской семье в 1960 году в станице Кореновская Краснодарского края. Возможно, поэтому вся его жизнь протекает среди народа и ему близки те чувства и мысли, которыми живут простые русские люди. Он закончил ПТУ, машиностроительный техникум, филологический факультет Кубанского университета, но по специальности филолога не работал. Работал сварщиком, бетонщиком и даже грузчиком. Он православный, глубоко верующий человек. Писать стихи начал в 25 лет. О нём можно смело говорить, что он поэт из народа, выросший до народного поэта. Не случайно В.Г. Распутин сказал: «В стихах Николая Зиновьева говорит сама Россия».
В короткой статье осветить всё творчество поэта невозможно. Поэтому выбрал на мой взгляд самые острые, злободневные стихи о России, в которых как обнажённый нерв пульсирует, бьётся боль и горечь за поруганную Родину, а также размышления о роли поэта в жизни общества. Он с гневом бросает русофобам в одноимённом стихотворении:
Вам бы нас всех порвать по кускам —
Эта мысль даже ночью вас будит.
Но всё это решается там,
Где вас не было, нет и не будет.
Возможно, поэт намекает на силы проведения, но скорее всего он предполагает, что глубинный русский народ проснётся: русский рабочий в союзе с русским крестьянином подымет свои мускулистые руки и заставит русофобов уважать и соблюдать русские национальные ценности, ну а тех, кто не согласится, вышвырнет в любимые ими западные «райские кущи». Потому что
…И длится век
Наш развращённый,
И мне отчётливо видна
Картина грустная одна:
«Кипит наш разум возмущённый»
И скоро выкипит до дна.
Сегодня остриё классовой борьбы живёт в мировоззрении: либо социалистическое, русское (по сути, цивилизационное), либо буржуазное, западное. К большому огорчению, западники агрессивно наступают широким фронтом, насаждая западномыслие, в их руках все средства массовой информации и коммуникации, их устремления поддерживаются власть имущими. И поэт с горечью говорит:
Стало мало русского в России.
Всё заморье к нам переползло,
Исподволь подтачивая силы,
Молча мировое сея зло.
Издаёт бесовские законы —
На костях устраивать пиры…
Но в конце стихотворения он задаётся вопросом: «Отчего ж мы, русские, спокойны?» и сам же на него отвечает: «Потому что это до поры…» Эта пора сама не придёт. Нужна долгая кропотливая работа по возрождению национального самосознания русского и других народов России. И совершенно прав И.И. Никитчук заявляя: «…избавиться наконец от западничества в умах и от западников в управленческом слое руководителей, от компрадоров. Нам пора возвращаться домой, к самим себе, пользуясь накопленным опытом, жить своим умом».
Когда-то К. Маркс писал: «Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу». Думается это стихотворение, к которому эпиграфом Зиновьев предпослал слова А. Блока: «О, Русь моя! Жена моя!», побуждает читателя ужаснутся самого себя:
Я не скажу тебе: “Жена”.
Я говорю: “мне лик твой жуток,
Страна Рублева, Шукшина
И восьмилетних проституток.
Стакан прирос к твоей руке,
И лучшим чувствам нет работы”.
И гаснет с эхом вдалеке
Вопрос:
“Россия, кто ты?! Кто ты?..”
Да вопрос серьёзный. Возможно, поэт в следующем стихотворении не только даёт один из возможных ответов на него, но и указывает на причину такого положения Родины-матери:
Не потому, что вдруг напился,
Но снова я не узнаю, —
Кто это горько так склонился
У входа в хижину мою?
Да это ж Родина! От пыли
Седая, в струпьях и с клюкой…
Да если б мы ее любили,
Могла бы стать она такой?!.
Как верно подмечено и отображено: «Родина! От пыли// Седая, в струпьях и с клюкой…» И здесь нет преувеличения. Россия так и не достигла уровня 1990 года, утратила многие производственные и социальные достижения, превратилась в страну «третьего мира», в страну управляемой колониальной демократии (термин А.А. Зиновьева). И поэт совершенно прав, что все беды Родины – России от того, что для подавляющего большинства её населения личное стал дороже общего. Дружно пели: «Раньше думай о Родине, а потом о себе», а в душе думали, как бы побольше урвать для себя любимого. Потому-то в начале 90-х и не вышли защищать Советскую власть – власть народа, надеясь, что «заграница нам поможет» (И. Ильф, Е. Петров). Вот и хочется подобно Тарасу Бульбе задать русскому народу вопрос, который он задал своему сыну Андрию: «Ну, что, сынку, помогли тебе ляхи!», только в такой редакции: «Ну. что, русские люди, помогла вам заграница?»
Из всех стихотворений о роли и значении поэта в общественной жизни приведу лишь одно. Оно тесно связано с выше показанными стихотворениями о Родине и о том каким видит поэт своё место в этой жизни:
Да, я выбрал такую судьбу,
От которой не будет мне сладко.
На душе – на заплатке заплатка,
Как ворон на могучем дубу.
И все нехристи косятся зло,
И все черти плюются при этом.
Мне несладко. Но мне повезло,
Что родился я русским поэтом.
Слава Богу и маме поклон.
Повторяю я снова и снова:
«Да не сдастся вовеки в полон.
Неподкупное русское слово!»
Да несладко живётся сегодня тем, кто отстаивает русскую идею, русскую самобытность. Что ж уж такова их планида. Но русские не сдаются. Ещё в 1956 году А. Софронов писал:
Пусть горько нам сейчас и холодно до дрожи,
И бесконечно эта маята.
Всё мы пройдём — насмешки и презренье.
И ненависть открытую пройдём.
Н.А. Зиновьев, несмотря на все сложности бытия в современном мире, гордится тем, что он русский поэт. Он один из тех, кто ради жизни России, русского народа готов пройти все муки ада, «сохранить тебя русская речь,// Великое русское слово» (А. Ахматова). Он твёрдо уверен, что «неподкупное русское слово» победит англосаксонское языковое нашествие.
В этой небольшой статье, пишущий её, коснулся только нескольких стихотворений Н.А. Зиновьева, пытаясь привлечь внимание актива ВСД «Русский Лад» к творчеству поэта, полагая, что оно может оказать им существенную помощь в выполнении уставных целей движения по пропаганде традиций и нравственных ценностей русского народа.
Иван Стефанович Бортников, публицист, г. Красноярск, 1 июля 2023 года