Некогда русский религиозный философ, литературный критик, публицист и писатель В.В. Розанов говорил: ««Россия не создала пирамиду Хеопса, Александрийский маяк, Родосский колосс и другие семь чудес света, но она создала великую русскую литературу, великую классическую русскую литературу. Здесь слово доведено было до своей высоты, до совершенства, до Великой Истины».
И в этом ничего удивительного нет. Ведь она впитала в себя, обогатила всё то лучшее, что накопила за тысячелетнюю историю, начиная с устного народного творчества, с песен, былин, баллад и сказаний. Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, свод исторических событий, свод побед и бед народа. Красной нитью в фольклоре проходит тема борьбы Добра со Злом, которая всегда заканчивалась победой Добра. В центре борьбы стоит легендарный человек – герой, богатырь, защитник Земли Русской, борец за справедливость, горячо любящий своё Отечество, готовый не раздумывая положить «живот за други своя» и за Родину. Авторы сочинений восхищаются его подвигами и призывают следовать его примеру. И шли по Руси калики перехожие, пели песни и баллады, рассказывали сказания и былины, и слушали их люди, и воспринимали нравственные ценности, и старались быть похожими на героев этих сочинений. Так формировалось в древности основы русскомыслия.
Но в результате ордынского нашествия многие традиции устного художественного творчества были утрачены, также погибли многие памятники искусства и литературы. Сохранившиеся письменные творения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Земли Русской» и некоторые другие показывают какая блестящая светская культура была на Руси и как прекрасна была сама Русь до ордынских завоевателей.
Неслучайно «Слово о погибели Земли Русской», литературный памятник XIII века, начинается словами древней песни-славы Русской земле:
«О светло светлая И украсно украшена Земля Русская! И многими красотами Удивлена еси: Озеры многими Удивлена еси, Реками и кладязями Месточестным, Горами крутыми, Холмы высокими, Дубравами частыми, Польми дивными, Зверьми различными, Птицами бесчисленными, Городы великими, Селы дивными, Винограды обительными, Домы церковными И князьями грозными, Бояры честными, Вельможами многим! Всего еси исполнена, Земля Русская, О, правоверная вера християнская!»
Русскому человеку издревле присуща власть идеи, духовные ценности. Вот и безвестный автор этого текста, ставшего песней, восхищается прежде всего, красотами природы, и лишь потом материальными ценностями, а завершает описание Земли Русской характеристикой правителей, особо выделяя грозность князей и честность бояр. Становым хребтом Земли Русской автор считает «правоверную веру християнскую». В Древней Руси восточную ветвь христианства именовали не православием, а правоверием. И в этом глубокий смысл. Одно дело правильно славить и совсем другое – правильно верить.
Неизвестный автор указывает на большое значение христианского правоверия в жизни народа, ибо «все покорил бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели». Это было тогда, когда русские княжества были едины, князья не знали междоусобных распрей, поддерживали друг друга.
Всё изменилось после Любечского съезда князей в 1097 году, одно из решений которого гласило: «кождо да держить отчину свою» («пусть каждый владеет землею отца»), но при этом настаивавшего на добровольном объединении князей для ее защиты. Решения Любечского съезда были тотчас же нарушены (Д.С. Лихачёв). И самостийными князьями стала «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля, что явилось основной причиной разгрома русских княжеств татаро-монгольскими ордами примерно через полтора века.
Но ещё с конца XI века и весь XII век Киевскую Русь раздирали феодальные усобицы. Князья враждовали друг с другом, часто призывая на помощь половцев (кипчаков), да и сами ходили походами в землю половецкую. И половцы совершали набеги на Русь. По выражению летописца шла «рать без перерыва», создавая жестокое народное бедствие. После ряда поражений половцы объединяются под властью хана Кончака. Половецкие войска получили единую организацию и хорошее вооружение. Разъединенная раздорами Русь лицом к лицу столкнулась с сильным и, главное, единым войском кочевников (Д.С. Лихачёв).
Но это не остановило честолюбимых русских князей, они продолжали в одиночку нападать на половцев. Один из таких походов, неудачный поход новгород-северского князя Игоря в 1185 году воспел в «Слове о полку Игореве» неизвестный автор. Этот поход закончился полным разгромом русского войска, в живых осталось лишь 15 дружинников, сам князь Игорь был ранен и взят в плен. «Слово» является жемчужиной мировой литературы, его содержание и достоинства известны каждому культурному гражданину России, поэтому остановимся на нравственной и гражданской позиции его автора.
Несомненно, автор искренний и истовый патриот Руси, горячо любящий русский народ, героическую историю и природу Руси, глубоко страдающий от разобщённости русских княжеств и их поражений в битвах со степняками. Он прославляет героические подвиги минувших лет, а плачами Ярославны и других русских женщин скорбит о трагических поражениях дней сегодняшних, о погибших и томящихся в неволе русских воинах.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Сила любви к Родине, к Русской земле, покоряет читателей «Слова». Чувство это пронизывает собой все произведение. Оно проступает в каждой строке. Оно наполняет сердце читателя жгучим горем при описании поражения русского войска, гордостью за свою Родину при описании силы и смелости ее князей, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли».
И сегодня, когда среди славянских народов нет единства, более того Россия вынуждена проводить специальную операцию по демилитаризации и денацификации некогда братского народа, ставшую фактически войной Постзапада во главе с США против нашей Родины — взгляды автора «Слова» как никогда современны. Постепенно насаждая национальное чванство, гордыню и эгоизм (а именно эти качества автор «Слова» осуждает в князе Игоре) среди украинского народа англосаксонским «мудрецам» удалось расколоть славянский мир, заставить славян убивать друг друга, тем самым расчищать дорогу англосаксам к мировому господству. Уроки истории надо знать и помнить. Художественная литература их нам постоянно напоминает.
Ведь основная идея «Слова» — призыв к единению русских княжеств в интересах всей Русской земли. В наше время важно единение славянских народов, прежде всего, не подмятых западным умственным игом и незаражённых индивидуализмом. Это необходимо потому, что только на принципах коллективистского общежития возможно сохранить человека в человеке, а человечество спасти от западного сатанизма.
Автор «Слова» проповедует высокие нравственные ценности русских, свойственные им ещё с ведических времён, которые должны соблюдать все члены общества: быть патриотами, интересы Отечества ставить выше личных, защищать Родину, быть добродетельными, честными, справедливыми, проявлять сострадательность, жить в мире с соседями, презирать подлость, эгоизм, гордыню, глупость. Эти основы русскомыслия, обозначенные в «Слове», находят продолжение и дальнейшее развитие в более поздних произведениях.
Особенно ярко это проявилось в «Задонщине», созданной в конце XIV — начале XV веков, повествующий о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая в Куликовской битве. Но как отмечает Д.С. Лихачёв: «Для своего века «Задонщина» — произведение стилистически яркое и своеобразное, но по отношению к «Слову о полку Игореве» оно бледное, светит отраженным светом».
Скорее всего в первой четверти XV века появилось и «Сказание о Мамаевом побоище», в котором подробно рассказано о победе войска Дмитрия Донского над Мамаем. «Сказание…» самое увлекательное сюжетное повествование ο событиях на Куликовом поле. Это была первая победа русичей над татаро-монгольскими завоевателями, положившая начало освобождению Руси от ига Орды.
Считается, что его появление есть ответ на успешное нашествие Едигея на Русь в 1408 году. Успех был вызван недостаточной сплоченностью и единодушием русских князей, что в своё время обеспечило победу над войском Мамая. Прошло два века со времени трагического похода Игоря, а русских князей всё мир не берёт, каждый хочет жить обособленно, не думая о Земле Русской.
Впрочем, вспомним недавние события: был Советский Союз, руководители всех республик клялись в вечной нерушимой дружбе народов, но поняв слабость, нерешительность и скудоумие Горбачёва у них у всех взыграла гордыня, взыграло национальное чванство, всем захотелось пожать руку президенту США, (лакейство глубоко сидит в душах карьеристов). Стали все самостийными и попали в экономическую зависимость, кто от США, кто от Великобритании, кто от Китая, а кто и от всех сразу. Свою жизнь и своих близких они устроили, а то, что люди вымирают – не беда, бабы новых нарожают. Вот только русские женщины не хотят рожать в отсутствии стабильной жизни.
Автор «Сказания…» мыслил стратегически, понимал, что сила государства в единстве всех и основной мыслью своего произведения сделал тему необходимости единения всех князей под руководством великого князя московского для борьбы с Ордой. Князья в своих уделах могут править самостоятельно, но, когда приходят захватчики, против них должна вставать вся Русская земля под руководством сильнейшего. Ведь в Святом писании сказано: «Братья, в бедах отзывчивы будьте!» и автор «Сказания…» напоминает об этом.
Л.А. Дмитриев обратил внимание на «книжно-риторический», «церковно-религиозный» характер «Сказания…», и это утверждение верно. Скрепой древнерусского общества было христианство, влияние духовных пастырей на человека было велико. Типичным также было объединение княжеской и духовной власти. Благословение Сергием Радонежским князя Дмитрия Ивановича на поход против татаро-монгольских войск Мамая придавало ему общерусское значение. Это позволило собрать под знамя князя Дмитрия дружины всех русских княжеств Залесской Руси, за исключением Олега Рязанского.
Но это было сражение не только за Землю Русскую, но и сражение русичей за свою христианскую веру с нехристями, бусурманами. И то, что князь Дмитрий перед сражением заручался поддержкой духовных пастырей вселяло в воинов уверенность, что Бог им поможет одержать победу.
Вот как автор «Сказания..» описывает состояние русской рати: «Горестно же видеть и жалостно зреть на подобное русских собрание и устройство их, ибо все единодушны, один за другого, друг за друга хотят умереть, и все единогласно говорят: «Боже, с высот взгляни на нас и даруй православному князю нашему, как Константину, победу, брось под ноги ему врагов-амаликетян, как некогда кроткому Давиду».
Уверенность в своей правоте, сила духа, идейное единение ратников со своими полководцами делает их непобедимыми, и они готовы положить свой живот за други своя, зная, что на их место в бой вступят другие и добьются победы. Именно общность идеи воинов, их полководцев и народа обеспечили победу ополчения Минина и Пожарского, разгром нашествия двунадесяти языков в 1812 году, иностранных интервентов и белогвардейцев в 1918-1922 годах, объединённых сил фашиствующей Западной Европы во главе с нацистской Германией в 1941-1945 годах.
Сеча на Куликовом поле была страшная. «Страшно, братья, зреть тогда, и жалостно видеть и горько взглянуть на человеческое кровопролитие: как морское пространство, а трупов человеческих — как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли», — пишет автор. Дорогой ценой досталась русичам победа. Погибло 12 князей белозёрских, 481 бояр и воевод, «а младшим дружинникам и счета нет; но только знаем: погибло у нас дружины всей двести пятьдесят тысяч и три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч». Восемь дней ратники, оставшиеся в живых «отделяли тела христиан от нечестивых» и предавали земле.
Автор «Сказания…» вкладывает в уста Дмитрия Донского прощальные слова: «А вам, братья, князья, и бояре, и воеводы, и младшая дружина, русские сыны, суждено место между Доном и Непрядвой, на поле Куликове, на речке Непрядве. Положили вы головы свои за землю Русскую, за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в сей жизни и в будущей!» И плакал долгое время, и сказал князьям и воеводам своим: «Поедем, братья, в свою землю Залесскую, к славному граду Москве, вернемся в свои вотчины и дедины: чести мы себе добыли и славного имени!»
Да многому нужно нам поучиться у наших пращуров, а главное, не забывать, что мы – русские и не терять свою национальную гордость. Помнить, что наши пращуры не единожды из небывалого делали бывалое. Думается, что и потомки, сбросив западное умственное иго, овладев русскомыслием, превратят свою жизнь в сказку.
Но не только о военных делах писали наши предки. До нас дошла замечательная «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в которой «в образах Петра и Февронии, ставших мужем и женой, выражен народный идеал супружества: праведная и добрая сила жениха соединена с ясностью души, чистотой помыслов невесты. Соединение этих качеств образует нерасторжимый духовный союз мужа и жены, торжествующий и в жизни, и в смерти». Вот образ для подражания, и неслучайно в народе 8 июля день Петра и Февронии начали отмечать, как День семьи, любви и верности.
Но нам в пореформенное время СМИ, в том числе и государственные, упорно насаждают празднование дня влюблённых в день памяти святого Валентина. Это праздник католического происхождения, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных.
К тому же в 1969 году празднование памяти святого Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом (Т. Фёдорова). «В России в последние годы празднование дня св. Валентина стало входить в моду преимущественно в среде молодёжи и школьников», однако «оно носит исключительно светский характер и является одним из многочисленных проявлений вестернизации молодёжной культуры» (П.Д. Сахаров). Вместо развития национального самосознания молодёжи на государственном уровне ведут «захват культуры» (А. Грамши), русскую культуру и культуру народов России меняют на западнистскую, полагая таким образом уничтожить национальное самосознание, воспитать Иванов, не помнящих родства и превратить всех в западоидов.
«Героиня повести — дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках», — пишет академик Д.С. Лихачёв. Князь Пётр дал слово и не сдержал его, но Феврония предвидела это и оставила одну язву незалеченной и ему снова пришлось просить о помощи. Выполнив обещание обвенчавшись, он живет с нею в согласии, слушает её во всём, их любовь переступает и за порог смерти.
Но не только своей любовью они являются образцом. В их образах автор показал, какими должны быть правители: «Правили они в городе своём по законам божиим и были милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать. Со всеми были равно сердечны, не любили только спесивых и грабительствующих, не жадны были к земным богатствам, но для вечной жизни богатели. Истинными пастырями города они были, не яростью и страхом правили, а истиной и справедливостью. Странствующих принимали, голодных кормили, нищих одевали, несчастных от гонений избавляли». Разумеется, автору «Сказания…» именно такими хотелось видеть своих правителей. На фоне многих алчных и жестоких князей Петр и Феврония, несомненно, выделялись своей добродетельностью.
Но истинно добродетельными руководители могут быть лишь в государстве без классового антагонизма, когда все члены общества будут добродетельными: неукоснительно соблюдать нравственные законы и обычаи, законы и нормы государства.
Пишущий сии заметки вкратце коснулся лишь четырёх произведений древнерусской литературы, но сколько в них мудрости, сколько критики пороков и полезных советов, чтобы жизнь человека была достойной, чтобы он вольно дышал в своей родной стране. В этом и есть весь смысл русскомыслия древних русичей. Так последуем их примру.
Иван Стефанович Бортников, публицист, г. Красноярск, май 2022 года.