Культовая лента «А зори здесь тихие» 1972 года никого не может оставить равнодушными. Это именно тот случай, когда хочется говорить о картине, как о фильме на все времена. Потрясающий сценарий. Необыкновенная постановка фильма и операторская работа. Гениальный актерский состав.
Однако, отснятый материал режиссеру несколько раз пришлось «править». Затем пленка лежала на полке. А после выхода на экраны фильм стал лидером проката не только в СССР, но и за рубежом.
В середине 70-х картина пользовалась невероятной популярностью среди зрителей. Только в период с 1972 по 1973 год картину посмотрело 66 миллионов зрителей. В 1974 году фильм номинировали на премию «Оскар», после чего кинопленку закупили по всему миру.
Думал о медсестре
Бывший фронтовик Станислав Ростоцкий знал о войне не понаслышке. Зимой 1944 года под городом Дубно будущий режиссер получил серьезное ранение. С поля боя раненого солдата вытащила женщина, а потом несколько километров буквально тащила на руках.
Идеей снять фильм о женщинах, защищающих Родину, Ростоцкий загорелся, думая именно о той медсестре. Режиссер желал отобразить в картине женский героизм и одновременно показать, что девушки могли бы нарожать детишек и продолжить род, не случись трагедии, затронувшей каждого.
На съемках фильма «А зори здесь тихие…»
Станислав Иосифович тщательно подбирал актеров для участия в проекте. На главные роли им были выбраны артисты, для которых проект стал дебютным. Правда к таким не относилась Ольга Остроумова, с которой Ростоцкий уже успел поработать в картине «Доживем до понедельника».
Снимали «Зори …» в Карелии. Съёмочная группа проживала в рыбацких домиках с удобствами на улице, расположенных у небольшого озерца. Лес, болото, сложные климатические условия.
Станислав Ростоцкий и Ольга Остроумова на съемках фильма «А зори здесь тихие…».
Ростоцкий, кадр за кадром, вместе с актерами, проходил по болоту, скрипя протезом ноги. Он стал для ребят не просто режиссером и наставником, а в точности как старшина Васков оберегал и проходил все трудности вместе с командой.
Фронтовику, выпускнику послевоенного курса ВГИКа, удалось превосходно создать сплоченный актерский коллектив, и в точности передать характер героев. Его девушки–зенитчицы стали настоящими портретами той эпохи.
На съемках фильма «А зори здесь тихие…»
Женька Комелькова и Ольга Остроумова
На роль Женьки Комельковой пробовались и более опытные актрисы. Но Ростоцкий настаивал на Остроумовой. Удивительно, но в начале съемочного процесса, актриса чуть не вылетела с проекта. Ольге сделали завивку и покрасили в рыжий цвет. На первых кадрах Комелькова выглядела нелепо, начальство потребовало заменить главную героиню.
На все возражения режиссера, что Комелькова в повести Васильева: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские — зеленые, круглые, как блюдца», — начальство не устраивало.
И все же Ростоцкий настоял на своем. Спустя неделю, благодаря солнышку Карелии, химия немного выровнялась, рыжий цвет выгорел. А вот макияж Ольге наносили постоянно, ведь по сюжету Женька должна была выглядеть самой эффектной. Ей даже наклеивали ресницы.
На съемках фильма «А зори здесь тихие…»
Лиза Бричкина и Елена Драпеко
Студентке Ленинградского театрального института Елене Драпеко досталась роль«нескладной толстухи, коренастой, плотной, то ли в плечах, то ли в бедрах — не поймешь, где шире» Лизы Бричкиной.
И здесь актрису пришлось буквально отвоевывать. В книге Федот оценивает Бричкину с практической точки зрения: «Такая всегда пригодится: здорова, хоть паши на ней». Но тощая второкурсница из интеллигентной семьи, играющая на скрипке, совершенно «не вписывалась» в образ румяной, крестьянской девахи.
Неизвестно, попала бы Драпеко в картину, если бы не супруга Станислава Иосифовича Нина Меньшикова. Пересматривая отснятый материал, актриса дала понять мужу, что лучшей претендентки ему не сыскать. Елену преобразили. Нарисовали веснушки и заставили изменить говор.
На съемках фильма «А зори здесь тихие…»
К слову, Драпеко справилась с ролью блестяще. Тот знаменитый эпизод с тонущей Лизаветой ранил в самое сердце. С экрана он выглядел настолько реалистично, что даже вспоминая его сегодня, невозможно удержать слез.
Актриса на самом деле погружалась в яму с ледяной водой, стараясь как можно дольше затаить дыхание, чтобы вода сверху «закрылась». Вытаскивали Елену оттуда с помощью специальных деревянных щитов.
На съемках фильма «А зори здесь тихие…»
Соня Гуревич и Ирина Долганова
Актрисе Ирине Долгановой достался образ отличницы университета с томиком Блока в солдатском мешке Сони Гуревич. В повести у Сони «остренькое, некрасивое, серьезное личико, писклявый голосишко», и сама она — «воробьиный заморыш», как характеризует ее старшина.
А вот в жизни у артистки никаких изъянов не наблюдалось. Ирина была очень красивой девушкой. Стройной, изящной, без особых излишеств или недостатков.
Дебютантка Долгова настолько прониклась военной атмосферой съемок, что несколько раз падала в обморок. Грим и жесткий график доводили девушку буквально до изнеможения.
Ирина Долганова на съемках фильма «А зори здесь тихие…»
Галя Четвертак и Екатерина Маркова
Екатерина Маркова, сыгравшая Галю Четвертак, в одной из сцен могла серьезно пострадать. Пиротехники не рассчитали силу выстрела смонтированного аксессуара на спине актрисы. От ранения девушку уберегла лишь прикрепленная к спине дощечка.
«Худющая, востроносая, косички из пакли, и грудь плоская, как у мальчишки», -такой предстает перед нами 17-летняя Четвертак. В жизни же, выросшая в семье известного советского писателя Георгия Маркова, Екатерина была довольно упитанной 26-летней барышней и на жалкую детдомовку была совсем не похожа.
Екатерина Маркова на съемках фильма «А зори здесь тихие…»
Рита Осянина и Ирина Шевчук
Роль Риты Осяниной первоначально предложили Нине Руслановой. Но однажды, разложив перед собой фотографии девушек, Ростоцкий вдруг принял решение заменить актрису. Уже позже станет известно, режиссер искал на роль Осяниной девушку с «живыми глазами». По какой-то причине, взгляд Руслановой показался ему тогда недостаточно выразительным.
По возрасту Ирина Шевчук была самой молодой из актрис, а по сюжету актрисе предстояло сыграть уже побитой жизнью женщину. Умом она понимала как играть, а вот передать какие-то глубокие чувства удавалось не всегда.
Ирина Шевчук и Станислав Ростоцкий на съемках фильма «А зори здесь тихие…»
Одним словом, Ростоцкий заметно «облагородил» всех девушек по сравнению с их прототипами. Ни одной невзрачной замухрышки среди них не оказалось, все были по-своему очаровательны.
Андрей Мартынов и старшина Васков
На роль старшины Васкова изначально рассматривалась кандидатура Георгия Юматова. Но, по мнению Ростоцкого, актёр меньше всего был похож на русского мужика с вологодским говором и крепкой крестьянской душой.
Когда Ростоцкому показали 26-летнего актёра столичного ТЮЗа Андрея Мартынова, тот воодушевился. Но радость оказалась преждевременной. Мартынов совершенно ничего не умел делать. Режиссеру буквально по крупицам пришлось собирать его образ- учить колоть дрова, стрелять, бегать, грести, говорить особым говором.
И результат превзошел сам себя. Мартынову удалось превосходно воплотить образ героя 32-летнего старшины.
Андрей Мартынов в фильме «А зори здесь тихие…»
Эпизод в бане
Пожалуй, самый знаменитый эпизод фильма под названием «в бане», снимали уже в московском павильоне киностудии имени Горького. Несколько часов Ростоцкий уговаривал девушек сняться обнажёнными, но все они отказывались.
Еще сложней поддавалось уговорам руководство. В конце концов, последних удалось убедить, объяснив тем, что зритель голое тело не увидит. Но зато прочувствует, как такие красивые молодые девушки должны были гибнуть, вместо того, чтобы продолжать человеческий род.
Актрис же удалось уговорить на съемки только после того, как была найдена женская операторская группа. Девушки поставили условие, чтобы на съёмочной площадке не было ни одного мужчины, в том числе режиссёра Ростоцкого и оператора Шумского.
Кадр из фильма «А зори здесь тихие…»
Монтируя фильм, видавший на своем веку фронтовик Ростоцкий, плакал…