На наш взгляд, следует говорить и о не до конца продуманных действиях тех политических сил, которые принимали участие в проводившихся на Болотной площади митингах за честные выборы. Что было не так сделано?
Не забегать вперёд
Прежде всего, следует подчеркнуть, что при формировании коалиции в основу программы и предложений должны быть заложены тезисы, не вызывающие возражения у всех её участников. Ранее нами приводились четыре пункта, на основании которых политические партии и движения, участвовавшие в 2011 – 2012 гг. в протестах против фальсификации выборов, могли бы временно взаимодействовать (реальная демократизация политической системы, поворот к социальной ориентации, социальная справедливость, равные условия для всех хозяйствующих субъектов, деолигархизация экономики). Попытки же одних участников коалиции навязать другим те идеи, которые могут не у всех вызвать одобрения, равносильны фактическому намерению заставить вступать, например, коммунистов и национал-патриотов в ряды «демократических» и «либеральных» партий и наоборот – коммунистов и «либералов» в ряды национально-патриотических организаций (или, как вариант, — либералов и национал-патриотов – в ряды Компартии). Вполне понятно, что при таком раскладе никакой даже временной коалиции не удастся сформировать. А при авторитарных антинародных режимах у оппозиционных партий по одиночке нет возможности влиять на ситуацию. И расплачиваться за такое придётся большинству жителей нашей страны.
В этой связи, с нашей точки зрения, можно вполне согласится с высказанной координатором «Левого фронта» С.С. Удальцовым во время проведённых его организацией 6 декабря 2021 года дебатов мыслью о нежелательности монополизации протестов, о целесообразности взаимоуважения участниками коалиции – по крайней мере, на начальном этапе. Также Сергей Удальцов рекомендовал левым силам во время борьбы за честные выборы и за демократизацию проявлять большую терпимость к потенциальным союзникам и попутчикам. Например, лозунги победы социализма и проведения Ресоветизации, диктатуры пролетариата, безусловно, абсолютно правильные. Бесперспективно даже спорить с этим. Но сперва нам предстоит решить другие задачи, связанные с освобождением России от ига американского «глобализма», от диктата МВФ и ВТО, а перед этим – даже общедемократические задачи. Последнее заключается в освобождении России от полумонархического строя, прижимающего народ к ногтю. Только при ликвидации политического монополизма «единороссов» у общества появится гораздо больше возможностей проторить дорогу к достижению масштабных целей. В одиночку в современных условиях с этим справиться не удастся. Поэтому на начальном этапе, когда стоит задача преодоления господства нынешней правящей группировки, следовало бы выдвигать те лозунги, которые были бы понятны всем участникам протестного движения. А сразу призывать всех бороться за решение стратегических задач левых сил, — это всё равно, как если бы большевики во время первой Русской революции 1905 – 1907 гг. сразу призывали бы остальные силы, участвовавшие в ней, подписаться под лозунгами победы социализма и установления диктатуры пролетариата. Ну или если бы в декабре 1941 года, когда стояла задача оттеснения немцев от Москвы, сразу бы призывали к немедленному взятию Берлина. Вот что следует осознать ряду наших товарищей, которые слишком догматически подходят к делу.
Руководствуйтесь рекомендациями Владимира Ильича Ленина
Если кому-то по прочтению этих строк придёт в голову мысль, будто мы встали на путь оппортунизма, напрасно. В конце концов, важно вспомнить, какие соображения по части особенностей тактики рабочего класса в условиях самодержавия высказывал В.И. Ленин: «Буржуазно-демократическая революция выгодна пролетариату, ибо её победа даст ему возможность добиться демократических свобод, укрепить свои организации, приобрести опыт и навыки руководства трудящимися массами и повести борьбу за завоевание политической власти» (В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, Том 11, Предисловие); «Большевистская резолюция об отношении к буржуазным партиям ясно говорит о социалистическом разоблачении всякой, в том числе и революционной и крестьянской, буржуазной демократии, но в вопросе о современной тактике пролетариата речь идет не о социалистической критике, а о взаимной политической поддержке.
Чем дальше идет вперед буржуазная революция, тем левее ищет себе союзников пролетариат среди буржуазной демократии, тем глубже спускается он от верхов ее к низам» (Доклад об объединительном съезде РСДРП// В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, Том 13); «Наш прямой долг — вмешиваться во всякий либеральный вопрос, определять свое, социал-демократическое, отношение к нему, принимать меры к тому, чтобы пролетариат активно участвовал в решении этого вопроса и заставлял решать его по-своему. Кто сторонится от такого вмешательства, тот на деле (каковы бы ни были его намерения) пасует перед либерализмом, отдавая в его руки дело политического воспитания рабочих, уступая гегемонию политической борьбы таким элементам, которые в конечном счете являются вожаками буржуазной демократии» (Политическая агитация и «классовая точка зрения»// В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, Том 6). Какие после этого могут быть вопросы?
Но и не впадать в другую крайность
При этом всё изложенное отнюдь не означает, что левым силам надо политически ложиться под либералов, плестись у них в хвосте. А именно так по сути действовали персоналии, подобные депутату Мосгордумы Е.А. Шуваловой. Можно приводить множество соответствующих примеров. Но мы отметим, что при такой тактике левые непременно отдадут инициативу «оранжистам», со всеми вытекающими последствиями. Нет смысла поддерживать одних «вхожденцев» в борьбе против других, одних олигархов в борьбе против других. Можно долго рассуждать на эту тему, но отметим следующее – разворачивающиеся с 2014 года на Украине процессы продемонстрировали, что вытеснение умеренных компрадоров радикальными не просто оборачивается плачевными для страны социально-экономическими и политическими последствиями. «Глобалисты» и их пособники не оставляют левому движению и людям труда даже минимальных шансов. Запрет Коммунистической партии Украины, развёртывание кампании «декоммунизации» прямо свидетельствуют об этом. А вот взаимодействовать с другими политическими силами по конкретным вопросам (связанным, в первую очередь, с выборами) при сохранении каждым общей самостоятельности, — это как раз самый оптимальный вариант для нынешней действительности. Участие руководителей и видных представителей Московского городского комитета КПРФ совместно с другими политическими силами в сформированном в 2021 году Комитете за отмену дистанционного электронного голосования доказывает, что это возможно.