Мне уже довелось обосновывать, что социализм можно построить в отдельно взятой стране, а капитализм, в любой его форме, – нет. Новым подтверждением этого является нынешнее противостояние России и Запада. Кризис в отношениях с Западом, который мы имеем сейчас, начал разворачиваться еще в начале нулевых. Однако, сейчас он на фоне выдвинутого президентом Путиным ультиматума как США, так и НАТО достиг своего апогея.
Но, прежде чем выдвигать такой жесткий ультиматум, необходимо располагать не только превосходящим военным потенциалом, но и необходимым уровнем экономической безопасности. А это в свою очередь предполагает качественно другую модель отечественной экономики и ее мобилизационного ресурса. В противном случае бросать вызов Западу, играя на его экономическом поле, следуя в его фарватере либерально монетаристского курса, чревато неизбежным провалом и поражением.
С первых же лет реформ политика либерал-экономистов «пошла вразнос». Даже через тридцать лет «реформирования» по большинству видов экономической деятельности Российская Федерация не вышла на уровень 1990 года, и кризис, особенно в наукоемком секторе экономики, продолжается вот уже более 20 лет.
Тридцатилетняя реализация либерального курса рыночного фундаментализма привела Россию к катастрофе: развалу экономики и науки, образования и медицины, усилению волны политической эмиграции из страны, спровоцировала деградацию в системе управления и особенно показал свою ущербность в условиях пандемии коронавируса. Следом пришли демографическая катастрофа, гигантское социальное расслоение и опасное технологическое отставание. Россия за этот период недалеко ушла от показателей 1990 года, провалив путинскую программу удвоение ВВП, скатилась во второй десяток стран мира, а по качеству жизни – на 70 место. Страна переживает интеллектуальную, научно-техническую, социальную деградацию.
Только преодолев недопустимо высокий уровень импортной зависимости от критически важных технологий и оборудования, а также кредитно-финансовой уязвимости, только покончив с оффшорным характером нашей экономики и выведя из них системно образующие кампании, можно рассчитывать на решение поставленной цели.
Нами неоднократно обосновывалось, что для спасения экономики России необходимо опираться на научную экономическую теорию и использование положительного мирового опыта.
Подобная программа в свое время нами разрабатывалась для правительства Примакова-Маслюкова-Геращенко. Её реализация совершила настоящее «экономическое чудо», отказавшись делать то, что сегодня активно применяет экономический блок, обеспечив рост промышленности с темпом более 2% в месяц и снижение инфляции в три раза, установив государственное регулирование курса рубля и валютный контроль, остановив валютные спекуляции.
И сегодня совместно с рядом ученых, стоящих на позиции научной экономической теории, разработана «Программа вывода России из кризиса и переходу к устойчивому социально-экономическому росту». Исходным принципиальным моментом при смене политико-экономического курса, вывода экономики на траекторию стабильного экономического роста предполагает первый и главный шаг, требующий политической воли гаранта Конституции РФ – это принципиальный отказ от монетаристской либеральной модели «роста», приоритеты которой заключаются в первенстве финансовых институтов, снижении регулирующей роли государства в экономике, борьбе с инфляцией только денежными агрегатами, отказ от всех пагубных механизмов, которые были запущены в 1990-е годы и которые завели экономику страны в тупик.
Но пока всё идет по старым лекалам. К сожалению, Федеральный бюджет на 2022 год и плановый период сформирован и принят на базе прежней ущербной модели, реализуемой в России вот уже более тридцати лет, тем самым углубляя сформированную в стране экономику не развития, а экономику торможения.
О каком развитии экономики и вывода ее из кризиса может идти речь, когда финансисты экономического блока, якобы «для того, чтобы наполнить государственный бюджет», одной рукой увеличивают НДС с 18 до 20%, что тут же ударило по потребительскому спросу и затормозило рост ВВП, а другой рукой – формируют бюджет с профицитом, чем сдерживается не только экономический рост, но и парализуются решения острых социальных проблем? Особо подчеркну, что ни одна страна мира не принимает профицитного бюджета. Профицизация федерального бюджета – это «существенный вклад», правда ущербный, российских теоретиков экономического блока правительства в мировую теорию сбалансированности бюджета.
Вот и на 2022 год федеральный бюджет опять утвержден с профицитом в сумме 1,411 трлн. рублей или 1% ВВП.
Когда денежные власти работают не на увеличение финансирования реального сектора экономики, не на повышение внутренних инвестиций на направления импортозамещени, а в интересах обогащения спекулятивной верхушки, никакого экономического развития и повышения благосостояния населения быть не может. Слово вредительство весьма слабо характеризует подобное управление.
Поэтому не удивительно, что население России продолжает нищать, демографическая ситуация резко катится в низ. Число россиян, доходы которых находятся ниже прожиточного минимума, составляет 17,8 миллиона человек, 43% граждан не имеют никаких накоплений. И эту тенденцию обнищания не могут переломить разовые мизерные выплаты семьям с детьми и пенсионерам.
Вновь вынужден, хотя бы тезисно, раскрыть основные концептуальные моменты «Программы вывода России из кризиса и переходу к устойчивому социально-экономическому росту». Программа содержит пять частей.
Первая часть содержит методологические подходы к формированию экономики нового типа. Исходя из мирового опыта, для консолидации общества при формировании экономики нового типа необходима общенациональная идеология – понятная народу стратегия социально-экономического и политического развития общества. Здоровый консерватизм, который ныне пропагандируется, не может быть такой идеологией. Народ его просто презирает.
Исходя из динамики развития общественно-экономических формаций, позитивного опыта Советского Союза, мирового опыта Японии, Швеции, Южной Кореи и особенно Китая, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель политико-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующий социально справедливое общество социалистического типа. Планово-рыночный на государственной основе.
Вызывает удивление, когда центральные СМИ и чиновники активно раскрывают опыт формирования «экономического чуда» в Китае, реализующего стратегию построения социализма с китайской спецификой, создавшего систему, сочетающую преимущества капитализма и социализма, свободного рынка и государственного регулирования, или шведского социализма, но никак не приемлют, когда речь заходит о смене ущербного курса рыночного фундаментализма, ввергнувшего страну в величайшую российскую депрессию, и замене его на подлинный научный социализм. Для них сегодня понятие социализма стало почти ругательным и они боятся его как говорится в народе, «как черт ладана».
В нынешних сложных критических условиях начать процесс построения новой модели социально-экономического и политического развития рекомендуется с формирования мобилизационной экономики, используя опыт по мобилизационной подготовке и мобилизации организации оборонного комплекса в Российской Федерации.
Этому посвящена вторая часть Программы. Формирование мобэкономики придется вести весьма жестко: прежде всего необходимо убрать «эффективных менеджеров» — приверженцев мировых финансовых элит из высших эшелонов российской власти, провести кадровую революцию — формирование кадров государственных управленцев нового типа, привлечения к управлению прежде всего профессионалов.
На основе составляющих мобилизационной экономики разрабатывается пятилетний индикативный план (программа) качественного экономического роста, конкретизируемого в годовых планах, реализация которого обеспечит как минимум не менее 5 процентный рост ВВП на начальном этапе и до 10-12 % в конце пятилетки. При этом в процессе планирования используются не только стоимостные, но и натуральные показатели. Это обеспечит достаточную от внешних поставок независимость страны. По расчетам экспертного совета, это вполне достижимые показатели.
Прежде всего, необходима срочная разработка комплексной программы антисанкционных мер, которые предполагает восстановление промышленного производства, народнохозяйственного базы замкнутого цикла, на основе высокого уровеня импортозамещения, минимизируя негативное внешнеэкономическое воздействие на отечественную экономику.
При этом уже в мобилизационном плане предлагается развернуть экономическую политику от сырьевой ее направленности в сторону восстановления отечественного производства, опираясь на собственные силы и ресурсы, жесткого, ускоренного роста производительности общественного труда на основе стимулирования научно-технического прогресса, концентрации материальных, финансовых и кадровых ресурсов на ключевых направлениях национальной экономики, активной поддержки этого направления институционально и идеологически.
В третьем разделе Программы раскрывается «Стратегия социально-экономического развития России на 25-30 лет». Подчеркнем, что, например, в Китае разработана и реализуется программа развития страны на перспективу до 2035 года. Реализуемые же в России национальные проекты хотя и позитивны сами по себе, но они, к сожалению, не связаны друг с другом и не представляют целостную увязанную стратегию.
Предложенная Программа включает в себя:
— стратегию развития науки — важнейшей производительной силы – воплощения будущего страны — с выделением на ее развитие не менее 2% ВВП;
— формирование кадров нового типа на базе реформирования системы образования по всей вертикали (вузовского, среднего и среднего специального образования и ПТУ) с учетом научно-технического прогресса будущего;
— формирование инновационной экономики, основой которой должно стать производство на базе 6-го технологических укладов; повышения внутренних инвестиций на направлении импортозамещения,
— восстановление доступности бесплатного здравоохранения высокого качества, санаторно-курортной сети и развития отечественной фармакологии;
— обеспечение доступности культуры и прекращение ее коммерциализации.
Четвертый раздел охватывает «Усиление роли государства на стратегических направлениях». Оно предполагает:
— регулирование рыночной экономики, в первую очередь в развитии отечественного производства на новой научно-технической основе. При этом, уже начиная с первоначального этапа модернизации и структурной перестройки, рост ненефтегазового сектора экономики должен в разы опережать рост экономики в целом, что явится основой повышения национальной безопасности и снимет проблему «значительного ненефтегазового дефицита» российской экономики;
— регулирование ценообразования в естественных монополиях, в том числе сырьевых, на товары первой необходимости, топливо и лекарства;
— оздоровление системы государственных финансов и нормализации денежного обращения;
— концентрацию материальных и финансовых ресурсов на приоритетных отраслях отечественной экономики;
— защиту национальных интересов во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах.
Наконец, в последнем, пятом разделе Программы – «Где взять деньги для реализации нового социально-экономического курса?» — раскрываются направления реализации имеющегося в стране инвестиционного ресурса для формирования новой инновационной экономики, который кроется в справедливом перераспределении доходов, использовании прогрессивной налоговой шкалы, как во всех развитых и развивающихся странах, как во всем мире, введении налогов на роскошь и сверхпотребление, повышении ставки налога на прибыль для корпораций, которые должны покинуть оффшорные зоны и в обязательном порядке получить регистрацию в России.
Из приведенного анализа вытекает простой политико-экономический вывод: либо Россия начинает двигаться в будущее, формируя социально справедливое общество социалистического типа на государственной планово-рыночный основе, либо любезно падает в объятия капиталистического Запада и продолжает деградировать и скатываться в яму третьеразрядных стран.
Последнее слово за российским народом.