Интересы Трампа и его команды к арктическому острову Гренландия обусловлены рядом факторов. Прежде всего, это интересы военной безопасности. Именно через Арктику, где расположена Гренландия проходят кратчайшие траектории полёта российских межконтинентальных баллистических ракет.
С 1941 года на территории в Гренландии располагается военная авиабаза США Туле. С 2023 года она носит название Питуффик, подчинена Космическим войскам США и обеспечивает работу системы раннего предупреждения о ракетном нападении, а также систем космической разведки. В 60-е годы США готовились разместить на Гренландии свои противоракеты, но по техническим и политическим основаниям свернули этот проект, который можно реанимировать.
С 1961 года по 1968 год стратегическое командование ВВС США использовало территорию Гренландии в рамках стратегической операции «Хромированный купол». В рамках указанной стратегической операции бомбардировщики США B-52 с термоядерным оружием на борту осуществляли боевое патрулирование над территорией Арктики, в том числе и Гренландии. Проект «Хромированный купол» свернули после 21 января 1968 года, когда в 11 км. от авиабазы Туле потерпел катастрофу американский бомбардировщик B-52G, бортовой номер 58-0188, принадлежавший 528-й эскадрилье 380-го бомбардировочного крыла стратегической авиации США. На борту бомбардировщика находились термоядерные бомбы, которые не взорвались, однако радиоактивные вещества раскидало по окрестностям, а обломки B-52 ушли под воду залива Северной звезды.
В январе 1969 года Дания ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия, распространив безъядерный режим на все острова, территориальные воды и порты страны. Таким образом, пока Гренландиия находится в составе Дании, США не вправе размещать на её территории элементы совей ядерной триады.
Также интерес США к Гренландии обусловлен экономическими интересами. В Гренландии сосредоточены значительные природные ресурсы и ископаемые, в частности порядке 25% редкоземельных металлов в мире. Редкоземельные металлы в США считаются критически важными для американской экономики и национальной обороны. В настоящее время главным поставщиком таких металлов является КНР, с которой США давно находятся в экономическом и военном противоборстве. По оценкам Геологической службы США, у берегов Гренландии может быть 17,5 миллиардов неоткрытых баррелей нефти и 148 триллионов кубических футов природного газа, что также привлекает к этому острову экономические интересы США.
Интерес к Гренландии со стороны США также нарастает на фоне глобального потепления. Только за последние 10 лет объёмы навигации в Арктике увеличились на 37%. Из-за таяния льдов в районе Гренландии открываются новые морские пути и расширяются возможности навигации судов, что также интересует США. Таким образом. Контроль над территорией Гренландии для США становится ключом к глобальной безопасности, новым морским торговым путям и доступу к стратегическим природным ресурсам.
Однако вряд ли Гренландия сразу станет 51-м североамериканским штатом. Для выхода из состава Дании требуется проведение референдума на территории Гренландии и ратификация решения этого референдума датским парламентом, что проблематично. Кроме того, и Конгресс США должен проголосовать за принятие новой территории в состав федерации, а также определить её статус: полноправный штат либо ассоциированная территория.
Гренландия была колонией Дании до 1953 года, когда была принята поправка к Конституции Дании, согласно которой Гренландия получила статус составной части датского королевства и стала избирательным округом в его составе. Тогда гренландцы получили политические права, в том числе избираться и быть избранными в датский парламент, право на референдум и другие.
17 января 1979 года в Гренландии проводился референдум о самоуправлении, тогда 70% избирателей проголосовали за большую автономию от Дании, с чем согласился датский парламент. С 1 мая 1979 года Гренландия стала автономной составной частью Королевства Дания, обрела собственный парламент и получила суверенные права в области образования, здравоохранения, рыболовства и охраны окружающей среды.
Закон Дании от 29 ноября 1978 г. № 577 «О самоуправлении Гренландии» устанавливает, что «Гренландия — это особый народный фонд в составе Датского королевства». В «национальном, культурном и географическом плане» эта территория «находится в пределах королевства». Она имеет лишь права на самоуправление. В 2009 году в законе термин «самоуправление» был заменён на «самостоятельное управление», подразумевающее только большую автономию, но не суверенитет Гренландии. В рамках Закона Дании «О самоуправлении Гренландии», её правительство может открывать представительства/миссии в странах, представляющих особый коммерческий интерес для Гренландии, но остров не вправе самостоятельно переходить в ведение иных государств.
В феврале 2024 года правительство Гренландии официально провозгласило своей конечной целью обретение островом независимости. Но это не означает вхождения в состав США, а лишь обретение островом государственного суверенитета. Согласно опросам населения, обретение независимости от Дании настоящее время поддерживают большинство гренландцев, при условии, что их жизненный уровень не снизится.
В случае, если проамериканские силы инициируют референдум о выходе Гренландии из состава Дании, вряд ли датский парламент ратифицирует его результаты. Этому препятствует Конституция Дании, которая «применяется ко всем частям Королевства Дания», в том числе и к Гренландии.
Впрочем, для обретения контроля над стратегически важным арктическим островом США не требуется включения Гренландии в свой состав в качестве очередного штата. Острову достаточно придать статус «неинкорпорированной организованной территории», как, например Пуэрто-рико, которая давно находится под управлением США, не являясь их неотъемлемой частью.
Граждане Пуэрто-Рико ещё в 2012 году проголосовали на референдуме за получение статуса штата, но до сих пор Конгресс США не вынес решения о принятии этой территории в состав федерации, исходя из недостаточного уровня её социально-экономического развития. В соответствии с пунктом 2 раздела 3 статьи 4 Конституции США Конгресс «имеет право поступать по своему усмотрению с территориями и другими землями, принадлежащими Соединенным Штатам, и вводить в них необходимые правила и положения». Остров Пуэрто-Рико крайне беден, в этой связи прагматичные руководители США просто не желают вкладывать в его развитие средства, которых сегодня не хватает для развития самой федерации. Все что американцы хотят от Пуэрто-Рико они и так получают.
Кроме Пуэрто-Рико к зависимым от США территориям относятся Гуам, Восточное Самоа, Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы Острова, Содружество Северных Марианских Островов и Республика Палау. Зависимость проявляется в том, что «Конгресс вправе распоряжаться территорией и издавать, в связи с этим все необходимые правила и постановления» (разд. 3 ст. IV Конституции США). На указанных ассоциативных территориях законы, принимаемые американским парламентом обязательны для населения зависимых территорий, однако оно не участвует в выборах Президента и парламента США.
Именно такой подход может быть применён США и в отношении Гренландии, которую Дания пока не собирается уступать.
Сторонники избранного президента Дональда Трампа в Палате представителей США уже разработали проект «Закона о возвращении Гренландии величия», у которого 10 соавторов: Энди Оглс, Диана Харшбаргер и другие представители Республиканской партии в Палате представителей США. Законопроект направлен на предоставление Д.Трампу для разрешения официальных переговоров о покупке Гренландии. Таким образом, в настоящее время стоит вопрос о получении Трампом полномочий на переговоры о покупке Гренландии.
Если же Дания не согласится на продажу острова, что ожидаемо, то США через своих сторонников в Гренландии могут попытаться инициировать проведение референдума о суверенитете этой островной территории. Очевидно, что парламент Дании не ратифицирует результаты референдума, ведущего к суверенитету Гренландии. Вместе с тем правительство Гренландии может попытаться заключить с США договор об ассоциации и остров может стать очередной «неинкорпорированной организованной территорией», чего самим США вполне достаточно.
Копенгагену, не имеющему достаточных экономических и военных сил и средств для удержания полного контроля над арктическим островом, возможно придётся с этим согласиться. Впрочем, имеется и выбор: решительно бороться с гегемонией США, либо выгодно продать Гренландию, или сдать её в Соединенным Штатам в долгосрочную аренду.