И.И. Никитчук о двух тактиках коммунистов в Государственной Думе

Государственная Дума, как известно, это тот представительный орган, в котором главным образом депутаты заняты законотворчеством. В зависимости от того, располагает ли фракция достаточным количеством мандатов для принятия федеральных законов (в данном случае это 226 мандатов) или нет, тактика законотворчества коммунистов должна соответствовать этой ее потенции.

Если в предстоящую избирательную кампанию коммунистам удастся завоевать такое большинство, то законотворчество будет направлено на разработку законопроектов, реализующих предвыборную программу партии с достаточно четкой юридической проработкой, обеспечивающей их непосредственное практическое использование в решении насущных вопросов. Ясно, что это потребует кропотливой профессиональной работы.

Совершенно другая ситуация складывается в выработке тактики законотворчества, если фракция не обладает таким пакетом голосов и вероятность принятия законопроектов, разработанных коммунистами, минимальна. Именно это мы и наблюдаем в Государственной Думе последних лет. В этом случае цель законопроектов, вносимых коммунистами, должна состоять в пропаганде и агитации программы КПРФ, ее содержания и основных целей, в разоблачении политики властей.

Всякие надежды на достижение серьезных уступок пропрезидентского большинства в Государственной Думе не только смешны в данном случае, но и грозят полным извращением характера нашей тактики на возрождение социалистической России, превращением ее в тактику оппортунистического, либерального социал-реформаторства. Нечего и говорить, что подобное извращение противоречило бы известным решениям нашей партии на ее пленумах и съездах.

Для того, чтобы законопроекты, вносимые фракцией коммунистов, удовлетворяли обозначенной задаче, необходимы следующие условия:

  1. законопроекты должны в наиболее ясной и отчетливой форме излагать отдельные требования, вошедшие в нашу партийную программу или с необходимостью вытекать из нее;
  2. законопроекты не должны быть ни в коем случае загромождаемы обилием юридических тонкостей; они должны давать главные основания предполагаемых законов, а не подробно разрабатываемые тексты законов со всеми деталями;
  3. законопроекты не должны чрезмерно изолировать различные области социального реформирования от соответствующих им политических преобразований; напротив, преследуя цели коммунистической пропаганды и агитации, законопроекты должны давать простому человеку возможно более определенное представление о необходимой связи социальных реформ с политическими преобразованиями, без которых все и всяческие правительственные реформы осуждены на полное их сведение к мертвой букве;
  4. законопроекты должны составляться так, чтобы отдельно взятый законопроект и отдельно взятая пояснительная к нему записка могли достигнуть своей цели, попадая в массы путем ли перепечатки в наших газетах, путем ли распространения листовок с текстом законопроекта и т.п., т.е. могли быть прочитаны как можно большим числом людей с пользой для дела развития их классового самосознания; в этих целях законопроекты должны быть проникнуты во всем своем построении духом недоверия к буржуям и другим классовым противникам, к государству как органу, служащему олигархическому клану: другими словами, дух классовой борьбы должен пропитывать все построение законопроекта;
  5. законопроекты должны быть составлены таким образом, чтобы они заинтересовали простого человека – рабочего, крестьянина, интеллигента, чтобы их захватила конкретная картина предлагаемых преобразований с тем, чтобы потом перейти от этой отдельной картины ко всему миросозерцанию коммунистов в целом.

Разумеется, подобные законопроекты во всяком случае вдесятеро рациональнее с коммунистической точки зрения, чем попытки «приспособиться» к осуществимому для нынешней власти. А чего греха таить, в нашей думской практике встречаются такие попытки, когда, вместо отстаивания наших программных целей, отдельные депутаты фракции выступают советчиками власти, что ей надо сделать, чтобы не раздражать народ и не вывести его на улицу. Подобная парламентская деятельность вне всякого сомнения наносит вред в деле воспитания коммунистического самосознания трудящихся масс, их готовности к решительной схватке за торжество социалистического будущего.

В преддверии выборной кампании в Государственную Думу ЦК КПРФ и руководству партии необходимо иметь в виду все эти обстоятельства при формировании и подборе кандидатов в депутаты следующего созыва.

И. Никитчук,

Председатель ЦС РУСО.