В.А. Попович: «Русская цивилизация и славянский мир!»

     Многие десятилетия,  века идут споры, что представляет из себя Россия. Одни считают её центром Европы, другие — «неполноценной» окраиной Европы, а населяющие огромные просторы .народы дикими, недоразвитыми, далёкими от цивилизации,  третьи – неким малопонятным «мостом между Азией и Европой». Конечно каждый специалист, ученый имеет своё мнение,  аргументы,  факты,  суждения. Многое  эти доводов из разряда тех навязанных  внедряемых в сознание  народа стереотипов цель которых запутать, исказить в человеческом  сознании реальную картину русского мира. Сейчас немало тех, кто  пытается доказать, что Россия – не Европа, не Азия, и тем более не перекрёсток  между этими континентами, а самостоятельное тысячелетнее государство (православная, восточно  — христианская цивилизация), со своими ценностями, миропониманием, культурой, менталитетом и проблемами. Сравнивать её можно только с другими цивилизациями — Западом, Исламским миром, Индийской и Китайской цивилизациями. Эти утверждения  имеют под собой почву,  их придерживаются многие учёные. Но есть и другие мнения. Какая из них возмёт верх покажет время. Русская цивилизация — это  прежде всего:  великороссы, малороссы,  белорусы, а в целом весь  славянский мир, полная система самодостаточной в историческом и культурном смысле, прокладывающая свой путь среди других цивилизаций, вступающая в сложные взаимоотношения, но не сливающаяся с ними.

     Русская цивилизация —   в плане  самобытности является человеческим материком  со своим  традиционным укладом жизни,  своей  культурой,  огромным людским потенциалом  и природными  — земными и водными ресурсами. Ценности в любой цивилизации  — это то, что определяет её взгляд на ближний и окружающий мир. Многие считают, что на заре становления Российской государственности, её ценности формировались, как православные. Идеал православия, смысл жизни  заключался в том,  что бы «жить по правде». Государственным идеалом являлся «Третий Рим» — мощная империя государственность которой была построенная по — принципу «большой семьи», где «старший брат» не подавлял и обирал младшего, а поддерживал. Он мирил и защищал «младших», а правитель являлся для всех общим «отцом». Принципом общественного устройства провозглашалась Соборность – т.е. совместное делание ради общего блага всех:  «или для всех будет, или для всех не будет – по И. Ильину. Данную  систему (структуру) пытались  внедрить наши,  как  далёкие предки, так  и  близкие – в годы  Советской власти. К сожалению постсоветский режим далек от понимания  традиционных   ценностей России —  русского  и славянского мира.

        Немало  государственных  и общественных деятелей, политиков, ученых слово  «русский» истолковывают по -разному. Так, Аверьянов В.В. и Хомяков  В.Е. – в понятие слова  «русский» вкладывают два толкования  – в узком (этнографическом) и широком (цивилизационном) смысле слова. В узком смысле слова русскими являются представители  восточноевропейского корня: великороссы малороссы (украинцы), и белорусы. Это три ветви единого народа, которые разными «народностями» стали называться, фактически  со второй половины ХIХ века, а «братскими»  восточнославянскими народами, были объявлены только при Советской власти. Русские – это не только и не столько этнос, сколько народ — носитель русской цивилизации. В широком смысле  — русскими являются и многие не славяне, и некоренные обитатели  исторической России, тем не менее, связавшие с нею свою судьбу и жизнь. Так, если  в первую категорию можно отнести  «русскими по крови»,  то вторую – «русскими по духу», по своей осознанной принадлежности к русской цивилизации.

        После развала Союза ССР  немало русских «по — крови» не  хотят    называться (похвастать) своей «внутренней русскостью». Они  меняют свои взгляды в зависимости от обстановки и личной выгоды. Невольно возникает вопрос, что делает человека носителем русской цивилизации? В  постсоветское время это не только  этнические русские (великороссы..малороссы, белорусы). После развала Советского Союза  быть русским, да и славянином сложнее, чем когда либо, ибо русских  унижают, оскорбляют, преследуют, избивают, сажают,  призывают истреблять.  Особенно это стало очевидно в связи с событиями на Украине, но было и раньше. Так, супруга одного из активных разрушителей СССР А. Собчака (ныне покойного), член Совета Федерации ФС РФ от Республики Тыва. госпожа Л. Нарусова  (Нарусович) призывает:  «Русских нужно  истреблять!». По её  высказываниям   даже чеченцы и таджики достойны более лучшей жизни, чем русские: «Чеченцы достойны лучшей жизни, а русские нет, чеченцы не боятся рождаться и умирать, не боятся жить, русские не достойны жизни потому,  что трусы». И еще:  «Хуже русского нет никого в мире! Даже таджики более свободолюбивый народ»;  «Я не призываю к смене власти! Я призываю к смене народа!», «Что отличает еврея от русского? Еврей может создать страну на месте пустыни, русские из всего сделают пустыню!». В подобных высказываниях она не одинока.  Унижали и оскорбляют  Россию и  русский народ:   А. Чубайс, Г. Греф, А. Кох, М. Жванецкий, К. Собчак, А. Троицкий, Ю. Латынина, Т. Кандалаки, В. Панюшкин и другие.

   Славяне терпеливый народ, однако всему есть предел. Право называться русским (в т.ч. славянином) и право его носить надо  заслужить. По мнению Аверьянова и Хомякова большинство  российских граждан на сегодняшний день представляют собой спящих, свернутых в себя русских. Они не вполне русские люди, а некоторых можно  даже посчитать в состоянии распада, то есть уже в значительной степени обезрусившие. Их цивилизационная идентичность терпит крах, они превращаются в либеральную «нерусь», в «иванов, не помнящих родства». Выдающийся русский писатель Ф. М. Достоевский говорил: «Если русский скажет, что он не любит Родину, не верьте ему, он не русский». Русский – не тот, кто имеет паспорт РФ, и даже – русских родителей. Русский- тот,  кто считает Россию (не РФ, а подлинную, вековую, историческую Россию!) своей  Родиной, и связывает свою судьбу с своей судьбой. Тот, кто не только говорит и думает по – русски но и готов идти с другими русскими плечом к плечу, биться за Россию и свой народ, а. если надо. Отдать за это жизнь».  Многие  вроде русские по крови ненавидят Россию и её  народ, а  грузин И. Сталин любил и ценил русский  народ, он говорил:   «…Русский народ — великий народ! Русский народ — это добрый народ!   У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа   — ясный ум. Он как бы рождён помогать другим нациям! Русскому народу присуща   великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он   инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть   цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в   любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!». Спрашивается  — почему власти ценят и почитают Нарусову и так ненавидят Сталина? Значит, есть какая –то скрытая, глубинная причина.

     По мнению многих русская цивилизация —  концепция отдельной цивилизации, образующей мультицивилизационную Россию, сформированной русским народом (в конструктивистском или примордиалистском понимании). Существует три различные концепции русской цивилизации: однолинейное развитие (В. С. Соловьёв). многолинейное развитие (Н. Я. Данилевский). смешанная концепция (П. Н. Милюков). Филипп Бэгби выделял русскую цивилизацию как одну из 29 периферийных цивилизаций. Русская цивилизация — целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание. Опираясь на ценности своей цивилизации, русский народ сумел создать величайшее в мировой истории государство, объединившее в гармоничной связи многие  народы, развить великие культуру, искусство, литературу, ставшие духовным богатством всего человечества. Славянский культурный тип (по Н. Я. Данилевскому, представлен в труде «Россия и Европа», 1869г.) — ему принадлежит будущее. Данилевский опирается на теорию циклического развития каждого культурного типа (подъём, кульминация, спад), позже перенятую О. Шпенглером. По мнению Данилевского, западная цивилизация пережила апогей своего развития, исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Славянские народы под руководством России (панславизм) должны воспользоваться своим историческим шансом и прийти к новому культурному расцвету. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала  лучшее из античной культуры. Однако, бойня  учинённая между нашими народами не сближает, а отдаляет нас. Её надо прекратить и заменить мирными переговорами. Мир, дружба, взаимное братское уважение, даст возможность решить все преграды,  стоящие перед русским, украинским, белорусским  и другими, прежде всего советскими и славянскими народами. Впервые к мысли о существовании русской цивилизации пришел выдающийся  ученый Н.Я. Данилевский. (Справка — Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885гг.) –  экономист, этнолог, философ, историк, идеолог панславизма и славянофильского движения —  изложил  взгляд на мировую историю. Он  заявлял о славянской цивилизации, однако понятия, которые  в нее вкладывал, позволяют говорить, скорее,  о русской цивилизации. Данилевский впервые в мире научно разработал теорию культурно-исторических типов, каждый из которых имеет самобытный характер»).

       К основным чертам русской   цивилизации можно отнести: 1. Государственно — образующий коренной народ – русские (то есть великороссы, малороссы – украинцы и белорусы. 2. Русский язык и великая русская культура, выходящие за рамки принадлежности одному коренному народу – традиционно они принадлежат всей России. 3. Ряд меньших коренных народов со своими культурными укладами и традициями, прививавшихся к великорусскому стволу и неотделимых от судьбы России. 4. Государственная традиция своеобразного – русского – имперского типа, без радикального слома местных традиций и обычаев. 5. Православие, как изначально культурно — образующая религия России, обеспечившая её духовный баланс. 6. Другие традиционные религии и культуры коренных народов России участвовавшие в выработке единого духовного, этнического и культурного пространства русской цивилизации. Без родовых черт существование и воспроизводство России, как цивилизации, невозможно.

     Многолетнее изучение документальных источников развития русской цивилизации   позволяет  специалистам сделать вывод, что в России сложилась самобытная цивилизация, высокие духовно-нравственные ценности которой все больше открываются для нас в понятии «Святая Русь», в православной этике и добротолюбии, русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели — в общем, в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладали над материальными, где целью жизни была не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души. Эти духовные формы существования пронизывают всю историческую жизнь прежде всего  русского, украинского и белорусского  народов, отчётливо прослеживаются по первоисточникам в течение сотен лет, проявляясь, конечно, не одинаково в разные периоды и в разных областях России. .

     В.И.  Ленин в письме  А. М. Горькому от 15 сентября 1919 года пишет: «Интеллектуальные силы»  народа смешивать с «силами» буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 года, брошюру «Война, отечество и человечеств»». Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистической войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистической войне?  дело, заслуживающие поддержки (делами, при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт…».

     Многие на словах против войны, а на деле её организаторы и сторонники. Бойня между нашими народами приносит доход в казну – карман  богатым, а  бедным нищету, кровь и страдания.   Русская цивилизация должна приносить и обеспечивать народам мир и спокойствие, прежде всего  славянским  и бывшими советскими  народами. На наш взгляд сомнительно и недостойно подымать флаг,  под которым 81 год тому назад сражались и умирали  красноармейцы,  краснофлотцы,  партизаны и подпольщики рядом с флагом  под которым убивали советских воинов и граждан власовцы и другие пособники фашистам. Несмотря на ошибки и недостатки только восстановление (воссоздание) великой страны – цивилизации СССР-России обеспечит нашим народам достойную и мирную жизнь. Бойня никогда не будет способствовать нормальным отношениям между нашими братскими народами.  В годы борьбы с фашизмом у нас была Победа – одна на всех, а теперь кровавые распри и вражда. Да, было ошибок  не мало, были недовольства, но были и успехи, радость побед в бою и труде. Всё, что мы сегодня имеем, достигнуто в годы Советской власти трудом наших народов – русских, украинцев, белорусов, татар, башкир, бурятов, грузин, азербайджанцев, молдаван, латышей,  эстонцев, таджиков, туркмен и других народов,  ибо жили мы в единой семье, братской дружбе.  Как пишет в одном из стихотворений писатель, великий патриот СССР — России В.С. Бушин:

«Что ж, ошибались мы во многом,

Но первыми прорвали мрак.

И в Судный день, представ пред Богом,

Мы развернём наш красный флаг».

Член Президиума ЦС РУСО, профессор, журналист    В.А. Попович