В.А. Попович: «Речники европейской  части СССР в  годы борьбы с фашизмом» 

      Россия —  великая морская и речная держава, её берега омывают 13 морей принадлежащие 3 океанам.   В стране насчитывают около 2,8 миллионов рек, общая продолжительность составляет — 12,4 млн километров и около 120 тысяч рек, имеющих длину более 10 км, их протяжённость — 2,3 млн км. Самые длинные реки страны — Енисей, Лена, Волга, Обь, Амур,  Урал. А наиболее крупные — Обь, Волга, Лена, Амур и Енисей. Количество озер почти 2,75 млн.. Самые крупные  Байкал, Ладожское, Онежское, Хантайское, Таймыр. Россия одна из самых водообеспеченных стран в мире. Поверхностные воды современной России занимают более 12, 4 процентов от всей ее площади.  Страна обладает огромными запасами пресной воды, а воды на поверхности занимают более 12,4 процентов её территории. Каспийское море-озеро является самым крупным озером в мире, а озеро Байкал, самым глубоким в мире. На его территории могут уместиться Бельгия, Голландия и Швейцария. 

    (Справка:  На территории СССР насчитывалось около 3 млн. рек общей протяжённостью свыше 9 600 тыс. Длина 4 рек —  Енисея, Лены, Оби, Амура превышает 4 тыс. км; крупнейшие реки СССР —  Обь, Енисей, Лена,  Амур, Волга. Днепр, Днестр и другие. Первое место по водоносности занимает Енисей со средним годовым расходом воды 17,8 тыс. м3/сек. (5-е место среди рек мира после Амазонки, Конго (Заир), Ганга и Янцзы). Средние годовые расходы воды 20 крупнейших рек СССР превышали 1000 м3/сек. Суммарный годовой сток рек СССР составлял около 4,5 тыс. км3.  Реки Кавказа, Средней Азии, гор Южной Сибири и других горных районов, а также Среднесибирского плоскогорья отличаются большой водоносностью, бурным течением). В годы борьбы с фашистскими агрессорами речники  сыграли важную роль в ходе обороны, при  доставке войск,  эвакуации населения и раненых, подвозе техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия и другого имущества и снаряжения.

Так, Днепр – третья по величине река. Европы – была одной из важнейших транспортных магистралей Советского Союза. Днепрогэс, построенный в первой пятилетке, сделал реку судоходной от верховьев до устья. Построенный незадолго до войны Днепро-Бугский канал соединил водным путём Белорусскую и Украинскую советские республики с Польшей.

С верховьев Днепра и из районов Полесья речным транспортом перевозили лес, изделия лесопильных и деревообрабатывающих заводов. На среднем и нижнем Днепре транспортировалась сельскохозяйственная продукция, изделия машиностроения  и металлообработки, шло большое количество угля, других народнохозяйственных грузов. Так, в  1940 г. по Днепру  перевезено 7 млн. пассажиров. В бассейне Днепра насчитывалось более 2000 судов, необходимое количество хорошо механизированных портов (Киевский, Днепропетровский, Запорожский, Гомельский, Брестский) и благоустроенных пристаней.

          Правые притоки Днепра-Березина и Припять связывают его с западными пограничными районами страны. Начало Великой Отечественной войны застало в пути, в пределах бассейна, сотни гружёных судов Днепров-Двинского пароходства в зоне боевых действий оказавшихся под непосредственным ударом врага.  Война привела к  срочной перестройке  работы речного транспорта  этого бассейна. Часть судов Днепровского и Днепро — Двинского пароходств была  передана Днепровской военной флотилии и переоборудована  в боевые корабли, многие пассажирские пароходы приспособлены под плавучие госпитали. Остальной флот был перенацелен на воинские и эвакуационные перевозки.

С началом агрессии многие  участки Днепро Двинского канала были подвергнут бомбардировкам, движение судов по каналу прекратилось. В июле бои развернулись в  течении Припяти и Березины. Руководство пароходства  решило вывести флот с  верховьев Днепра вниз в районы Киева и Днепропетровска. На речных судах эвакуировалось население, вывозились народнохозяйственные грузы и различное имущество. В первых числах августа  работа пароходства переместился на р. Сож. Между Лоевом и Веткой организованы воинские переправы, а на участке Гомель-Пропойск осуществлялись перевозки войск и вооружения.

       Трудные  задачи в начальный период войны пришлось решать коллективу Днепровского пароходства под руководством  Г.М. Коваленко. Речной транспорт  широко использовали для перевозки воинских и эвакуационных грузов. Население и грузы вывозились главным образом в Днепропетровский и Запорожский порты, а оттуда  по железным дорогам на восток..  В июле флот пароходства эвакуировал  около 129 тыс., т. зерна, сахара, металла и других ценных грузов. Для буксировки сухогрузных барж использовались и  пассажирские пароходы.

           Решением  ЦК КП (б) Украины, обкомов партии и военного командования Днепровское пароходство организовало многочисленные переправы через крупные водные рубежи. Летом 1941г. на переправах работало почти половина транспортных судов. На Днепре наиболее крупные воинские переправы, обслужившиеся речным флотом, находились в Днепропетровске и на участке Херсон-Антоновка. Подошедший к Днепропетровску противник начал обстреливать из орудий и миномётов мосты, причалы, суда.  Так, чтобы преградить врагу путь на левый берег Днепра, в ночь с 18 на 19 августа по указанию военного командования были взорваны плотина Днепрогэс и железнодорожный мост ниже плотины. После захвата  о. Хортица, противник получил возможность держать под обстрелом улицы Запорожья и железнодорожную станцию, препятствуя тем самым эвакуации ценнейшего оборудования предприятий чёрной и цветной металлургии Запорожья.

        Командование Красной Армии отдало приказ выбить неприятеля с острова. Первая попытка высадить десант на мелких речных судах оказалась неудачной.  Высадка штурмовых подразделений 274-й стрелковой дивизии 12-й армии на о.Хортицу началась в ночь на 4 сентября и продолжалась ночью 5 сентября. Десант перебрасывался на катерах, газоходах, моторных и весельных лодках, орудия и танкетки доставлялись на баржах. Суда прорывались к о. Хортица сквозь заградительный огонь. Многие из них получили сильные повреждения, но команды оставались на своих местах, делая всё возможное для спасения судов. Освобождение о. Хортица было первой крупной наступательной боевой операцией, в которой непосредственно участвовал и речной флот. Успешная  операция дала возможность  закончить эвакуацию оборудования и имущества промышленных предприятий Запорожья и не только.

    С  началом боевые действия на Северо-Западе  страны, Краснознаменному Балтфлоту было передано 27 пароходов, 51 буксир,  около 60 озерных лихтёров из дерева. Речники доставили призывников из Ленинграда в Череповец, Рыбинск и Вологду в 1941 году.  До оккупации города с помощью пароходов с Северо-Запада эвакуировали более 120 тыс. человек и 70 тыс. грузов различного происхождения вглубь страны. Речной флот использовался, чтобы перевозить грузы между железнодорожными станциями. Их в Ленинград следующим образом: сначала его привозили по железнодорожным путям на станцию Волхов, затем доставляли на пристань Гостинополье, где груз перемещали на баржи, дальше его везли до пристани Новая Ладога, а после этого с помощью озёрных буксиров в Осиновец, откуда по узкому участку воды везли до Ириновской железнодорожной ветке, а затем  в Ленинград.  После полной оккупации города водные пути стали единственным транспортом, который снабжал город вещами первой необходимости. Однажды баржа, заполненная таким грузом, сорвалась с якоря и её унесло течением на территорию, занятую врагом, где она села на мель. Матрос баржи Т. Шубина – соорудила плот, чтобы добраться до своего порта. И уже оттуда на помощь был выслан буксир, который снял баржу с мели и доставил  в порт.  Всего, благодаря речному флоту совместно с моряками Ладожской военной флотилии, в 1942 г. перевезено 350 тыс. тонн продовольственных товаров, 115 тыс. тонн нефтепродуктов и 100 тыс. тонн угля, 89 тыс. тонн боеприпасов, и 9 тыс. тонн вооружения, а вывезено  более 795 тыс. ленинградцев находящихся в блокадном городе. землю.

        Речной флот сыграл важную роль в обороне многих регионов страны, в том числе столицы. Москва – была крупнейшим речным портом для речного флота Центральной России. За время войны через Московский порт отправили столько грузов, что их хватило бы, чтобы заполнить 2 тыс. железнодорожных составов. Экипажи Московско-Окского пароходства состояли на 40-60% из женщин, а среди грузчиков в портах и на пристанях их было около 85%. Эта тенденция была характерна для всей страны. Так, зимой 1941 и весной 1942 из-за оккупации Донбасса и выведения из строя шахт в Подмосковье, Москве недоставало топлива. Чтобы восполнить нехватку, привлекли речной флот Московского-Окского пароходства. Им было дано задание перевезти по Волге 2 млн. 400 тыс. кубометров дров. Они не просто справились с задачей, но и перевыполнили план на 20%.

          В середине июля Государственный Комитет Обороны предложил для усиления перевозок нефти на Дону перебросить туда с Днепра наливные баржи с буксирами. В эту группу вошли три колёсных буксира «Кузбасс» и «Кренкель» и «Мануильский», два газохода и 25 наливных барж грузоподъемностью по 250 т. Возглавил экспедицию капитан-наставник Черноморского пароходства  Г.В. Баглай. В  Херсоне речные суда спешно подготовили к плаванию морем, 6 и 8 августа они вышли в путь. В районе  узкого выхода из Днепровско-Бугского лимана в море подорвались на вражеских минах и затонули пять барж, ещё одна погибла от бомбардировки с воздуха. Остальные  через десять дней прибыли в  Ростова-на-Дону. При отходе наших  войск с левобережья Днепра суда  приходилось затапливать. Паровые и моторные суда демонтировались, снятые детали отправляли в тыл или зарывали в землю.  

      Большинство оборудования и материалов судостроительных и судоремонтных заводов Днепровского бассейна удалось эвакуировать в тыл страны.  При этом  речники, проявляя самоотверженность и находчивость, грамотно справлялись с поставленными  задачами. Часто  приходилось работать под артиллерийским  обстрелом и налётами вражеской авиации. Так переправа Берислав-Каховка подверглась бомбёжкам до 15 раз в день, она потеряла 4 буксира, но речники сумели переправить все войска на левый берег реки.  В донесении  Южного фронта, направленном в феврале 1942г. Управлению военных сообщений Красной Армии сказано:  «Водный транспорт имел огромное значение в воинских перевозках летне-осеннего периода 1941г….  С этой задачей работники речного транспорта на реках Днестр,  Южный Буг и Днепр полностью справились. Под обстрелом вражеских миномётов и артиллерии снимались последние прикрытия с правого берега и перебрасывались на левый. Большая часть материальной части армий на реках Южный Буг и Днепр была перевезена  флотом речного транспорта».

     Приобретённый опыт речников  в значительной мере был использован в период последующих боёв на Дону,  Волге, Кубани. Осенью 1941г. военные действия приблизились к бассейну Дона – четвертой по длине (после Волги, Камы и Днепра) река европейской части СССР. Почти на 2000км. пролегает её путь по Московской, Воронежской и Ростовской областям. К реке  Дон примыкает бассейн реки Кубань с притоками. Верховья Кубани связаны с Доном Манычским водным путем.  В мирное время  по Дону и Кубани ежегодно перевозилось около полутора миллионов тонн угля, хлеба, строительных материалов и продукции промышленности.  Уже с августа пассажирский флот переключили на перевозки воинских частей, эвакуированного населения.

        Осенью  1941 года осложнилась обстановка, начались первые налёты вражеской авиации на верхнедонскую пристань Лиски. Враг стремился к таким важным стратегическим пунктам как  пристань Калач на среднем и  Ростов на Нижнем Дону. Бои  велись  на всём протяжении реки. В октябре речной флот Нижнего Дона был задействован в эвакуации населения и имущества из Ростова. Всего по Дону, Кубани, не считая перевозок на переправах, было эвакуировано 110 тыс. чел. и около 8 тыс. тонн  оборудования,  имущества, раненых.  Однако к  концу октября 1941 г. бассейн Дона стал прифронтовым. Потребовалось срочно организовать дополнительные переправы для переброски через реку большого потока   воинских частей, населения, оборудования, сотен тысяч голов скота. Так,  на Верхнем Дону по распоряжению Военного Совета Южного фронта от 26 октября 1941г. с помощью речных судов было создано шесть переправ, а всего на реке – от Коротояка на севере до Ростова на юге- 18 переправ. В средине  ноября, преодолев сопротивление Красной Армии  противник прорвался к Ростову. На переправу были поставлены все имевшиеся суда.  Последний день ростовская переправа работала под непрерывным  артиллерийским обстрелом  противника. Пробитый снарядами затонул пожарный пароход «Саламандра»,  во главе с капитаном И.Ф. Куприяновым. Экипаж  героически трудился в эти тяжёлые дни  и выполнил свой долг до конца. Последний рейс пароход «Ока» с баржей совершал под обстрелом танков противника. Капитан парохода  И.Д. Любимов сумел довести получившее пробоины и тонувшее судно до левого берега и спасти находившихся на барже бойцов.  Недолго — 6 дней враг находился  в Ростове. 2 ноября 1941 г.  части Красной Армии выбили его из города.

   Зимой 1941 – 1942 немецкие войска принялись за осаду Нижней Волги и Кавказа. Для речного флота было главной задачей в этот период – вывезти нефть и нефтепродукты. Для этого были выделены 27 буксиров и 6 рейдовых барж. В 1942 году враги атаковали железную дорогу, которая вела в Сталинград. Чтобы не допустить потери грузов, были привлечены речники, которым необходимо было забрать 6 тыс. вагонов военных грузов, и 3550 вагонов с грузами народно-хозяйственными.  Речной транспорт участвовал не только в перевозке нефтепродуктов и доставке боеприпасов, но также и в эвакуации. Например, с помощью него была организована переправа скота и сельскохозяйственной техники. В общей сложности силами речников было перевезено на левый берег Волги 1,8 млн. голов скота, 3529 единиц сельхозтехники, 5102 автомобилей и 8245 подвод. И всё это за два месяца.

          Многие речные суда принимали участие в различных  морских операциях, находясь в оперативном распоряжении Азовской военной флотилии и Черноморского пароходства. В сентябре донские буксиры и баржи вывозили грузы с северного побережья Азовского моря, эвакуировали скот и различное имущество из Крыма. В ноябре речные суда перебазировали из Керчи в Тамань отступавшие соединения и части  51-й   армии. Налетами с воздуха враг старался парализовать движение флота, однако суда быстро ремонтировали и вводили в строй. Бесстрашием и выдержкой отличались команды буксира «Кубанец»,  баржи «Тверь»  и др.

          16 ноября советским войскам пришлось оставить Керченский полуостров. Однако вскоре Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение высадить на полуостров десант. Операция началась 26 декабря. Бушевавший в море шторм доходил до семи баллов. Особенно тяжело приходилось командам небольших речных судов, которые участвовали в высадке десанта вместе с военными кораблями и морскими судами. В ночь с 26 на 27 декабря  1941г. во время высадки десанта у Камыш-Буруна пароход «Ким», прорвавшись сквозь шквальный огонь противника, доставил точно в срок баржу «Ока» с десантниками. Корпус  парохода получил около 80 пробоин. Ведя судно к занятому врагом берегу, погиб капитан М.М. Проценко. Рулевой 17-летний комсомолец Саша Остробабов получил ранения в обе ноги, но не оставил штурвала, пока его не заменил другой рулевой. При подходе к вражескому берегу баржи «Таганрог» с десантом осколком снаряда был убит 15-летний сын шкипера, работавший на барже

матросом. Шкипер П.К. Сидоренко в эту трагическую для себя минуту нашел силы для совершения героического подвига. Взяв швартовный конец, он бросился в зимнее штормовое море и вплавь доставил трос к берегу.  Воинский подвиг кубанцев стал широко известен всем речникам страны. Приказом по войскам Крымского фронта речники участвовавшие в  высадке десанта  награждены орденами и медалями. В этой операции участвовали воины армии и флота разных национальностей – русские, украинцы, белорусы, татары, грузины и другие. В советское время дружбе народов уделялось особое внимание.

          К концу декабря Керченский полуостров был освобожден от врага. Таким образом, в период напряжённых оборонительных сражений  на юге страны речным транспортом  совершены крупные эвакуационные и воинские перевозки, особенно на переправах.  В 1942г. пароходство на Дону и Кубани от воздействия вражеской авиации и сухопутных войск  потеряло 24 самоходных и 46 несамоходных судов. Кроме того, чтобы не достались врагу,  сами экипажи были вынуждены затопить или вывести из строя 63 самоходных и 102 несамоходных судна. Всего же в этот период Доно-Кубанское пароходство лишилось основного ядра своих плавучих средств. Так,  из 595 единиц транспортного, служебно-вспомогательного и технического флота 308 были потеряны безвозвратно.

     Речники Дона и Кубани в тяжелых прифронтовых условиях, самоотверженно выполняли задания по перевозке воинских грузов, обслуживанию переправ и эвакуации раненых, гражданского населения, оборудования предприятий и других материальных ценностей. На Кубани, как и по всей стране, из лучших пассажирских пароходов делали плавучие госпитали и санитарные суда, которые помогали вывозить раненных на безопасные территории.  Огромную работу речной флот проделал в Крыму. Осенью 1941 г. с северного побережья Азовского моря на буксирах и баржах вывезли скот и другое имущество жителей Крыма, а позднее суда стали главным средством передвижения для отступавших войск. Именно на речном транспорте солдат и военную технику перевозили из Керчи в Тамань.

   В годы войны с фашистскими оккупантами речники европейской части Советского Союза сражались наравне с воинами армии и флота. Неоценимые  вклад и заслуги речников:  Волги, Дона, Кубани, Днепра, Днестра, Буга и других рек и озёр в деле разгрома ненавистного врага.   Грузоперевозки помогали людям выживать в оккупированных городах, восстанавливать разрушенные объекты, а также открывать новые возможности там, где их, на первый взгляд, не было. Речные суда на протяжении всей войны были не просто средством передвижения, а основным транспортом, на котором эвакуировали людей, грузы, а также доставляли боеприпасы в горячие точки. Их роль в Отечественной войне огромна —  это не преувеличение. Только любовь к Родине, дружба народов, сплоченность,  взаимопонимание дает возможность победит самого коварного врага. Однако после развала СССР эти важнейшие принципы опоганены и нарушены. Внутренними и внешними недругами  делается всё, чтобы окончательно рассорить братские народы Советского Союза. Этого допускать никак нельзя. После победы над врагом речной транспорт участвовал в восстановлении страны, им доставлялись грузы и материалы для восстановления народного хозяйства. Так, после возобновления судоходства по Днепру в 1944 г. Днепровское пароходство смогло по реке доставлять грузы, предназначенные для ремонта и строительства ДнепроГЭС, Донбасса и предприятий чёрной металлургии. Это была братская помощь и поддержка народам пострадавшим от фашистской агрессии. Сообща наш народ быстро залечил раны и восстановил разрушенное войной народное хозяйство. Так было, так должно быть всегда.

        Президент МРОО «Мир океанам», член Союза писателей и журналистов  

                                                                           В.А. Попович

31.3.2022г.