В.А. Попович: «Работа флотских спасателей в первый год войны»

Спасательные формирования на водах в России имеют давнюю  историю.   Профессия спасатель, одна из самых опасных, я бы сказал героических,  ибо спасатель  постоянно рискует своей жизнью, ради спасения  других. Он выполняет сложные подводные работы или задачи в интересах страны. В России ОСВОД (Общество спасения на водах) создано 150 лет тому назад.  Третьего июля 1871 года Устав общества был утвержден императором Александром II. Первым Председателем правления был избран выдающийся мореплаватель и государственный деятель России вице-адмирал Посьет К.Н. В 1923г. создана   Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

(Справка: ЭПРОН просуществовала с 1923г. по1942г. В разные годы  находилась  в составе       ОГПУ-НКПС-ВМФ СССР,  входила в состав  РККА и РККФ. Руководили ЭПРОН:  Лев Захаров-Мейер (1923-1930гг.) и Фотий Крылов (1932- 1942гг.). Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) —  государственная организация особого назначения,  выполнявшая работы по подъёму кораблей, судов,  подводных лодок и  другие. Создана приказом Председателя ОГПУ при СНК СССР № 528, от 17 декабря 1923 года. До 1931 года  ЭПРОН находилась в подчинении ОГПУ, в 1931 году передана Народному комиссариату путей сообщения, в 1936 году — Наркомату водного транспорта, в 1939 году —  Народному комиссариату морского флота. В 1941 году ЭПРОН передана в состав ВМФ СССР, а в 1942 г. преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ).

    Прошло более 80 лет с начала   Великой Отечественной войны. Это    война оказалась  самой кровавой и разрушительной  за всю историю войн. Она принесла огромные жертвы, не исчислимые горе и страдания   нашему народу.   Армия, флот, труженики тыла делали все возможное для разгрома врага. А теперь преследуют и унижают нас, нередко,   потомки тех,  кого спасли от истребления, тех кто симпатизировал  фашистам, националистам, бандеро-фашистам, лесным братьям, а  то и служил им. нынешний режим не признает наши права и свободы, грубо нарушает Конституцию РФ, решение Нюрнбергского трибунала и Международное право. Страна и прежде всего столица с каждым днем погружаются в тьму, коронабесие которое не дает свободно жить на нашей священной русской земле.

    Спрашивается,  за что воевали, бессонными днями и ночами восстанавливали народное хозяйство, армию и флот, укрепляли боеготовность страны? Война потребовала  огромных усилий, унесла 27 миллионов советских людей. Вместе с бойцами армии и флота,   плечом к плечу с воинскими формированиями  сражались и трудились по спасению кораблей и судов спасатели и    спасательные службы. Они и в мирное время   работают  в сложной, напряжённой обстановке. Как отметил капитан волжского теплохода «Парижская коммуна» Л.Д Галашин выступая на митинге 22 июня 1941г.: «Война – это прежде всего большая работа. Для транспорта – это возросший поток грузов. Переброска вооружения, войск, продуктов, материалов». 

     Флот достойно встретил врага. Благодаря дальновидности Главкома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова военные  корабли  заблаговременно  были  приведены в боевую готовность. К началу  войны  флот Советского Союз насчитывал: 3 линкора «Октябрьская революция», «Марат» и «Парижская коммуна», легких  крейсеров- 7, эскадренных миноносцев и лидеров – 66, сторожевых кораблей -22, тральщиков – 80, торпедных катеров -269, подводных лодок – 218, вспомогательных кораблей – 665, самолетов всех типов -2529.  В состав флота  входили четыре новых крейсера: «Киров» и «Ворошилов»  построены по проекту 26, а  «Максим Горький» и «Молотов» – по проекту 26 бис В ходе  боевых действий,  потери  флота  возрастали. Так,  23 июня подорвались на мине эсминец «Гневный», его пришлось затопить. Выведен из строя  крейсер «Максим Горький»  (оторвало носовую часть), его удалось отбуксировать в Кронштадт.

         В  начальный период  войны противник  не вёл активных боевых действий на море. Согласно директивы № 21 (план «Барбаросса»), германский флот преследовал ряд задач,  прежде всего: охрана собственного побережья; недопущение прорыва морских сил Советского Союза из Балтийского моря;  по достижению германскими войсками Ленинграда лишить Балтфлот  последней базы; после ликвидации Балтийского флота  фашисты планировали  восстановить снабжение по морю северные окраины армий.  Немцы   минировали  прибрежные воды в нашей оперативной зоне, из-за чего многие корабли гибли не сделав ни одного выстрела.  Недочёты в работе в условиях боевых  действий были частью слабой подготовки страны к обороне.   По замыслу Гитлера к конце сентября  Ленинград должен был взят.  В связи с этим, на Балтике  создали соединение  кораблей, куда вошли: линкор «Тирпиц», крейсер «адмирал Шеер», «Кельн», «Нюрнберг», «Эмден», эсминцы «Z-25»,  Z-27», « Z-28», 2-я флотилия миноносцев и 3-я флотилия торпедных катеров.

  6 сентября 1941г.  Гитлер подписал директиву №35 о наступлении на Москву. Штаб вермахта спланировал захват города через полтора месяца с начала наступления. В обращении вермахта к войскам говорилось: «Солдаты! Перед вами Москва!… Заставьте ее склонится, покажите ей силу вашего оружия. Москва – это конец войны. Москва – это отдых…! Гитлер грозился сравняет с землей Москву и Ленинград, а большую часть населения уничтожить. Речникам московского бассейна было поручено эвакуировать в тыл население северо – западных областей страны и Ленинграда. Отправление пароходов осуществлялось с пристаней Калинина, Большая Волга, Углич и Кимры. Самую большую нагрузку на себя приняли пароходы «Профессор Мечников», «Гоголь», «Инженер» и другие.  Моряки и речники  мужественно отстаивали каждую пять воды и суши на Балтийском,  Черном, Азовском, Каспийском,  Баренцевом,  Ладожском, Онежском и других морях, озерах и реках. Вместе с боевым флотом  сражались и работали спасательные формирования ЭПРОН. Они  спасая  людей и тонущие корабли и суда.  Эпроновцы имели  мощную организацию, опыт  аварийно-спасательных и судоподъемных работ.

      22 июня 1941 года приказом Народного комиссара № 0799 ВМФ ЭПРОН    передан в Наркомат Военно-морского флота. Состав, организационная структура и дислокация подразделений экспедиции вошедшей в состав ВМФ  существенных изменений не претерпел.  Главное управление Экспедиции  и подчиненные ему аварийно-спасательные отряды (АСО) на флотах и флотилиях включались в состав военного флота, а  начальник ГУ ЭПРОН контр-адмирал Ф.И. Крылов был непосредственно подчинён заместителю наркома  адмиралу Л.М. Галлеру. Командиров АСО на флотах и флотилиях  подчинили военным советам флота (флотилии), а отряды  военно-морских базах – командирам этих баз (ВМБ).  Организационная структура отвечала  задачам аварийно-спасательного обеспечения боевых действий флота, поэтому в первый период войны оставалась неизменной. В тоже время изменилась  система подчинённости, а деятельность спасателей  нацелили на выполнение спасательных работ с учетом потребности армии и флота. Многие специалисты ушли  в действующие войска.  Флотские экспедиции  подчинялись ГУ ЭПРОН только в специальном отношении. В непосредственном подчинении Главка остались  военно-морской водолазный техникум и центральные мастерские. Созданную  для ЭПРОН  базу отдыха водолазов передали Медико-санитарному управлению Военно – морского флота (МСУ ВМФ).

    В начальный период  войны численность экспедиции составляла более 3000 чел., из которых свыше 600 водолазов. Это были мастера высокого класса, имеющие стаж 10 и более лет.  В Главк входило 6 аварийно-спасательных  отрядов (АСО), 2 отряда подводно-технических работ (ПТР), 2 аварийно-спасательные группы, гидротехническая группа, центральные мастерские, военно-морской водолазный техникум и база отдыха водолазов.  Малочисленные группы, выполнявшие подводно-технические работы, были ликвидированы (осталась гидротехническая группа, работавшая на строительстве № 15 НКВД), друге объединены в отряды подводно-технических работ.  Аварийно-спасательное обеспечение в ходе войны связано с оказанием помощи кораблям получившим повреждения. Объем задач  был огромен, поэтому  численность подразделений АСС ВМФ  увеличили до 4700 человек. Начальником ГУ ЭПРОН  был видный организатор спасательного дела   контр-адмирал Ф.И. Крылов (до середины 1942г.), его сменил  инженер-контр-адмирал А.А. Фролов. Учитывая активные боевые действия на море, в конце июня 1941г. Совет Народных Комиссаров (СНК) обязал все наркоматы – поставщики флота обеспечивать поставки для аварийного обслуживания кораблей  и судов. В середине июля 1941г.  утверждено «Положение об использовании для военных нужд гражданских судов, портов, пристаней и других сооружений военного транспорта». При этом специалисты  оставались на прежних   местах, а военнообязанные зачислялись в кадры.

     Было   отмобилизовано 938 единиц судов гражданских организаций, хотя  специальное оборудование и вооружение по мобилизационному плану получили только — 373. Большинство  оборудования изыскивали на местах. Для более оперативного решения задач  приказом наркома ВМФ от 22 августа 1941 г.  №0799  введено  Положение о Главном управлении ЭПРОН ВМФ и об Аварийно-спасательной службе флота (флотилии). На это время штатная численность экспедиции составляла 2922 чел. Однако, объем  выполняемых работ показал, что данное количество недостаточно. В последующем эта численность  увеличена почти вдвое. В приказе от 22 августа  указывалось о назначением экспедиции, ее цели и задачи, а именно: обеспечение боевой деятельности флота (флотилии) в аварийно-спасательном отношении; проверка состояния спасательных устройств по обеспечению живучести на кораблях и судах флота (флотилии); обслуживание торгового морского и промыслового флотов, а также иностранных судов, находящихся в водах Советского Союза.

        Самой крупной и наиболее оснащенной явилась Балтийская экспедиция подводно-технических работ (ЭПРОН).  Перед балтийцами  стояла задача обеспечения боевых операций флота по обороне Моонзундского архипелага, Таллинна, п-ова Ханко и острова Гогланд, а также перехода кораблей из портов и баз Прибалтики в основные базы Ленинграда и Кронштадта. Так, в  июне 1941 г. суда Балтийской экспедиции «Сатурн» (командир Е.С. Субботин), «Горн» (командир А.Г. Прокофьев), катер  «ВРД-4» приступили к работам по подъёму судна Эстонского морского пароходства «Рухну», затопленного 22 июня на оси Морского канала Ленинграда. Судно за 7 суток,   канал был очищен для  военных кораблей и гражданских судов.

       В июне 1941 г. спасательным судном «Нептун» (ком. Ю.Д. Могула) снят с мели подорвавшийся на мине у Моонзунда крейсер «Максим Горький». Спасатели сумели обеспечить его переход в Таллинн,  в дальнейшем в Кронштадт. Эпроновцы впервые применили подводную резку на аварийном корабле.  Балтийские пароходства выполнили важнейшие задания по эвакуации людей, оборудования, других грузов из прибалтийских республик. Однако фашистское командование стремилось во что бы то ни стало парализовать действия Балтийских моряков, поэтому бросило значительные силы на уничтожение гражданских судов и военных кораблей флота. После захвата фашистами Лиепаи, восемь судов  ушли из Вентспилса на Эзель, два парохода затонули. Началась эвакуация Рижского порта.  В конце июня 15 судов Латвийского пароходства и несколько портовых буксиров, сопровождаемые кораблями военно флота, вышли из порта. Фашисты блокировали Ирбенский пролив, выход оставался только по мелководному проливу Моонзунда. В ночь на 30 июня морякам ледокола «Лачплесис» удалось протащить через Моонзунд крейсер «Киров», который шесть раз оказывался на мели. С трудом прошли пролив другие крупные торговые суда Латвийского пароходства. Через две недели после выхода из Риги двадцать судов  прибыли в Ленинград.

       Отважно действовали  экипажи торпедных катеров под командованием С. Осипова, Е. Гуманенко, А. Афанасьева, В. Александрова, Б. Ущева, В. Жильцова и других офицеров.  Так, в средине июля 1941г. отряд офицера  Гуманенко в районе Ирбенского пролива атаковал большой немецкий конвой, потопив два транспорта. А в конце сентября гитлеровцы, стремились подавить сопротивление защитников полуострова  Сырве (о. Эзель), направив в бухту Лыу вспомогательный крейсер и шесть миноносцев, но катера В. Гуманенко атаковали их,  два миноносца немцев были потоплены. Но не обошлось без потерь. 24 июня 1941г. ПЛ – 81 «Малютка» (экипаж 16 чел.),  патрулировала вблизи острова Вормси (район Таллинна). Ее атаковала немецкая подлодка и потопила. Из 16 членов экипажа в живых осталось 3 чел. (Б. Ракитин, П. Семелов и В. Преображенский). Поднять затонувшую лодку удалось только через двадцать лет.

         В течении июля и первой половине августа моряки Балтийского и Эстонского пароходств выполняли  важное задание Государственного Комитета Обороны (ГКО) по обеспечению Ленинграда продовольствием. Они доставляли сражающимся войскам вооружение и боеприпасы, эвакуировали раненых и гражданское население. Во второй половине июня 1941г. у острова Гогланд четырьмя немецкими катерами  атакован пароход «Гайсма» Латвийского пароходства следовавший в Германию с грузом леса. Из 80 членов экипажа погибло семь. В это же время у острова Котлин фашистский самолет обстрелял пароход «Луга». О стремительном наступлении фашистов свидетельствует то, что во второй половине августа вражеское кольцо сомкнулось вокруг Таллинна. Началась эвакуация войск и боевой техники, а транспортные суда вывозили раненых, население,  наиболее ценное оборудование и имущество. Большие силы враг бросил на  уничтожение советского флота, участвовавшего в обороне города. Трагически сложилась судьба 29 транспортных судов, покинувших Таллинн 28 августа 1941года.

     Суда шли под непрерывным огнем береговой артиллерии противника. При этом моряки торгового флота проявили мужество и стойкость. К вечеру 29 августа караван достиг острова Гогланд. Три судна получившие повреждения выбросились на отмель. В числе повреждённых оказался пароход «Сауле», которым командовала женщина — капитан дальнего плавания, будущий Герой Социалистического труда  А. И. Щетинина.    Несмотря на мужество моряков гражданского флота, активную  помощь оказывали  спасательные службы.  Однако,  из 29 судов следовавших в караване только 2 прибыли к месту назначения — Ленинград. Два  остались на отмели у острова Гогланд, а 25 судов затонули. Одним из последних оставил Таллинн пароход «Казахстан». Его постоянно атаковали фашистские бомбардировщики. От попадания бомбы в котельное отделение  начался пожар. Около девяти часов экипаж судна и находившиеся на нем красноармейцы боролись с огнем, сбивая пламя. Однако атаки врага продолжились. Из штатного экипажа в строю осталось семь человек. Видя неминуемую гибель,  члены экипажа и присутствующие на корабле красноармейцы имитировали пожар. Уверенные в гибели парохода вражеские летчики прекратили атаки. Благодаря мужеству и смекалке экипажа на четвертые сутки «Казахстан» прибыл в Кронштадт.

    29 августа 1941г. берлинское радио передало репортаж: «Потоплены все крупнейшие корабли во главе с самым сильным большевистским крейсером «Киров»… Морская дорога на Ленинград открыта!». Это была дезинформация. «Киров» громил врага днем и ночью. Матросы крейсера в 1941г. в письме в газету «Правда» писали: «Мы будем сражаться так же, как дрались с врагом наши деды и прадеды под знаменем Нахимова и Ушакова. В сердце нашем – ты, партия Ленина, значит, мы – непобедимы. Флот не дрогнет. Флот выстоит. Флот победит». И они  сдержали данную клятву.

       (Справка: Крейсер «Киров» перед войной был самым совершенным в мире кораблём. Имея водоизмещение 9 000 тонн, он нёс 3 трех дюймовые башни 180 – мм калибра, 8 «соток», 16 зенитных автоматов и 2 трех трубных торпедных аппарата. Два турбозубчатых агрегата развивали мощность в 110 000 л.с.,  обеспечивали скорость 35 узлов. Он прославился в боях в финскую и отечественную войны. В сентябре 1941г. «Киров» в одной группе с линкором «Октябрьская революция» с орудий уничтожали фашистов окруживших Ленинград в районе Сестрорецка, Красного Села и Петергофа.  Последние залпы под Ленинградом крейсер дал 15. 01.1944г. в ходе прорыва вражеской блокады. После войны он многие годы бороздил моря и океаны).

     16 сентября 1941г. на Ладоге произошла трагедия баржи №725, в результате которой  погибло более 1000 чел. По своим масштабам она не уступала гибели «Титаника». Это случи осенью когда фашистским войскам удалось сомкнуть кольцо вокруг Ленинграда. По приказу К.Е. Ворошилова из слушателей ленинградских военно-морских училищ  сформировали особый курсантский батальон, который   прибыли на станцию «Ладожское озеро». Место погрузки было установили вблизи порта Осиновец. Кроме курсантов на баржу погрузили  гражданских лиц из разных учреждений (от 1200 до 1500 чел. На баржу  погрузили машины и оборудование. 

    Несмотря на предупреждение капитана буксира  «Орел» И.Д. Ерофеева о приближении шторма, получил приказ следовать в назначенное место. Примерно в три часа ночи начался шторм, появились трещины в корпус стала поступать  вода. В темноте людей охватила паника, они устремились к выходным люкам,  которые оказались закрытыми с палубы. После открытия люка в первую очередь спасали женщин, детей и стариков.  Ладога бушевала, но люди вели себя мужественно откачивая воду вёдрами и ручными помпами. За борт  сбросили все автомашины, но  волны смывали людей в воду. Все они погибли ибо температура воды колебалась в пределах от  + 10 до +12 градусов, а  воздуха от +4 до+9. Когда баржа оказалась  на уровне воды, а буксировка «Орла» стала невозможной отдали буксирный трос и буксир стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SОS. Заметив тонущую баржу фашисты стали ее бомбить и обстреливать с пулеметов. Огромные волны раз за разом  накрывали баржу,  смывая людей.

     Капитан  Ерофеев делал все зависящее от него для спасения людей попасших в беду. «Орел» подобрал из воды 216 чел. На помощь тонущим людям пришла канонерская лодка «Селемджа», которой удалось поднять из воды  24 чел.    Во время этой трагедии только по спискам военно-морских училищ, военно-морской медицинской академии и гидрографического управления погибло 685 человек,  жертвами  стали все дети. Ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаёмные работники артиллерийского и технического управления флота. Погиб взвод курсантов Ленинградского военно-инженерного училища им. А.А. Жданова. Ладожская катастрофа относится к одной из крупнейших в истории мореплавания.

     Попытки немцев и финнов опрокинуть оборону вдоль Ладожского озера, соединится и образовать второе блокадное кольцо не увенчались успехом благодаря стойкости наших солдат и матросов. В самые критические дни битвы за Ленинград балтийцы послала на Ладогу лучших командиров и начальников, храбрых моряков и спасателей. Положение  было тяжелым, но стабильным, устойчивым. В этом немалая заслуга командующего флотилией капитана 1 ранга В. С. Черокова. Девиз моряков Ладоги: «Бить врага до полной победы!». В средине  сентября 1941г. в носовую часть линкора «Марат», стоявшего в военной гавани Кронштадта  попала 250 кг авиационная бомба. С детонировал боезапас башни №1 главного калибра. Погибли командир корабля и 325 членов экипажа. Линкор лёг на грунт на глубине 11 метров. Благодаря четкой организации   на второй день начались спасательные  работы. Однако произошел повторный  взрыв, после этого оставшиеся в целости пушки были демонтированы. В октябре 1941г.  из этих ушек вели огонь по врагу.

      Следует отметить, что прорыв из Таллинна в Кронштадт стал  беспримерным в истории флота. Так, из вышедших 200  кораблей к месту нового базирования прибыло 112 кораблей и  23 транспортных и вспомогательных судна, на которых было доставлено более 18 тыс. человек. Для спасательных формирований заметной страницей в истории АСС Балтфлота стали действия спасателей в Таллинском переходе 28 августа — 2 сентября 1941 г. В обеспечении перехода участвовали спасательные суда «Сатурн», «Колывань», «Метеор», «Сигнал», морские и рейдовые водолазные боты. Все корабли и суда  подвергались постоянным атакам с воздуха, плавание проходило в сложной минной обстановке. Потери среди  кораблей и судов от авиации и мин были  значительными. В этих условиях экипаж «ВРД-43» спас из воды и передал на корабли около 300 чел., а всего  поднято из воды, снято с гибнущих кораблей и судов около 800 чел. На плавсредствах аварийно-спасательной службы из Таллинна в Кронштадт  эвакуировано 1700 бойцов и командиров  армии и флота.

     Отважно  действовал экипаж спасательного судна «Сигнал» который  взял на буксир  горящий транспорт «Сибирь» и длительное время преследуемый авиацией противника буксировал его в Кронштадт. В ходе очередного налёта на транспорт   его потопили. В этом бою погибло и спасательное судно «Сигнал». Исследования подтверждают, что спасатели несли потери  наравне с боевыми кораблями и гражданскими судами. Так, от попадания авиабомб  затонули спасательные суда  «Колывань» и «Сатурн». Притом на «Колывани» погиб почти весь экипаж. Большую часть команды «Сатурна» удалось подобрать следовавшим  кораблям. Спасатели не дорожили своими жизнями, они  спасали военнослужащих, экипажи кораблей и судов.

     Серьезные осложнения вызвала необходимость светомаскировки речных путей, судов, портов  пристаней, северо-западных, центральных и юго-западных пароходств. Видимость знаков навигационного ограждения и судовых огней ухудшилось, в некоторых местах их вообще перестали зажигать, звуковая сигнализация была запрещена. В этой обстановке от членов экипажа требовалось максимум внимания, ибо малейшая оплошность влекла серьезную аварию, гибель судна и экипажа. Но даже в этих условиях  личный состав кораблей и судов трудился с полной отдачей сил.  Значительный вклад в борьбу с фашистской Германией и ее сателлитами внес Черноморский флот. С начала войны черноморцы потеряли  главные базы, погибло  часть спасательных судов.  так, Одесский АСО к началу войны располагал спасательным катером «Аджарец», «ВРД, плавбазой «Алтай», плавкраном и двумя плавучими средствами. В период обороны Одессы (с августа до средины октября 1941г.) спасателями Одесского АСО  оказана помощь десяткам кораблей и судов, в том числе по заделке пробоины  в корпусе эсминца «Безупречный» и осушении его отсеков. Эсминец   ввели в строй за 2 суток. Значительные водоспасательные  работы проведены у подорвавшегося на мине тральщика «Маныч». Бетоноцементом были заделаны пробоины, откачана вода заменен гребной винт.

      В обстановке  постоянных налетов авиации противника, угрозы нападения надводных кораблей и подводных лодок люди показывали пример самоотверженной работы по спасению кораблей и судов и быстрейшему ремонту.  В начальный период войны боевые действия флота,  серьезно осложнились из-за минной опасности и угрозы  вражеской авиации. Основным видом  стали совместные действия флота и сухопутных войск, Это определялось прямой зависимостью на приморских флангах сухопутных фронтов. Суть в том, что флот находился в оперативном подчинении фронтов и армий.  После  изоляции  Одессу и Севастополь значение морских сил в защите военно – морских баз возросло. Оборона  Новороссийска и Туапсе  осуществлялась главным образом сухопутными войсками во взаимодействии с флотом. Обеспечение кораблей и судов осуществляли спасательные формирования, которые оперативно оказывали помощь повреждённым плавучим средствам.

         С началом  боевых действий в главной базе ЧФ Севастополе находились:  эскадра в составе линейного корабля «Парижская Коммуна»,  крейсеров «Красный Кавказ», «Червона Украина»,  «Красный Крым», отряд легких сил в составе: крейсеры «Ворошилов» и «Молотов», лидеры «Москва» и «Харьков», эскадренных миноносцев «Бойкий», «Быстрый», «Безупречный». «Беспощадный», «Бодрый», «Смышленый», «Сообразительный» и «Шаумян»; две бригады подводных лодок;  бригада торпедных катеров, бригада траления, сторожевые корабли и катера охраны водного района и другие. В текущем ремонте  находился  крейсер «Красный Крым», эсминец «Железняков», а на достройке — эсминцы «Способный» и «Совершенный».

    27 июля 1941г. в районе мыса сарыч на Черном море затонул пароход  «Ленин», погибло около 900 чел. Пароход  отправился в свой последний рейс и Одессы в 22. 00 24 июля 1941г.,  возглавляя конвой состоявший из теплохода «Ворошилов», судна «Березина» и двух шаланд. Суда были перегружены пассажирами. Обстановка оказалась сложной,  акватория моря была напичкана морскими минами.  Из-за недостаточного внимания по  обеспечению проводки   суда подрывались на своих минах. Так подорвались два судна в районе Железного мола и мыса Кыз-Аул, а в районе Керчи — транспорт «Кола».  На траверзе мыса Лукулл  капитан «Ворошилова» доложил, что на теплоходе вышла из строя машина, поэтому не может двигаться самостоятельно. Капитан парохода «Ленин» Борисенко принял решение отбуксировать «Ворошилов» в Севастополь, бухту «Казачью».  Вечером 27 июля получили радиограмму: «Транспортам сняться и следовать в Ялту». Караван в сопровождении сторожевого катера СКА-026 вышли в море, но конвой оказался  ограничен в скорости. Из-за буксировки  «Ворошилов» шёл  со скоростью в пределах 5 узлов. В 23 часа 33 минуты произошел сильный взрыв с правого борта на пароходе «Ленин». Всего за 10 минут он погрузился в воду.  Члены экипажа вели себя самоотверженно, спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно. Шедший в кильватере теплоход «Грузия»  спустил на воду всего две спасательные  шлюпки, а «Ворошилову» и подоспевшим катерам удалось спасти 600 чел.

    В 1941 г. при высадке десанта в районе села Григорьевка личный состав группы спасательного обеспечения в течении  двух суток  боролся за сохранение на плаву эсминца «Беспощадный». Корабль получил множественные повреждения от авиации противника. С помощью спасателей экипаж сумел заделать деревянными пробками пробоины в корпусе,  герметизировать и подкрепить переборки, осушить затопленные отсеки.  Сохранив  непотопляемость эсминца сумели отбуксировать его  в Севастополь. В средине августа 1941 г. спасательное судно «Шахтёр» оказало помощь рефрижераторному теплоходу  «Кубань»,   который подвергся атаке   авиацией   противника. Теплоход    получив   пробоину   (размер 6×8 метра) выбросился на мель в районе мыса Тархакут (Крым). Несмотря на то, что работы велись в тяжелых погодных условиях, постоянной бомбардировке с воздуха работы увенчались успехом. После, заделки пробоины, откачки воды из  отсеков «Кубань»  сняли с мели и отбуксирована в Севастополь.

      В конце сентября 1941 г. на подходе к Севастополю подорвался на мине эсминец «Совершенный». Благодаря решительным действиям   спасателей судно «Меркурий»  отбуксировать его в Севастополь, где корабль поставили на понтоны (чтобы предотвратить перелом) и завели в док. Однако, при налете авиации эсминец получил дополнительные повреждения и затонул. Орудия  были сорваны и сброшены в док, но благодаря слаженной работе спасателей и рабочих за один день сорванные орудия подняли,  при этом использовались   40-тонные понтоны. За последующие два дня под артобстрелом и бомбёжкой эсминец поставили на ровный киль. Успех сопутствовал спасателям благодаря чётким, слаженным работам, которыми  руководил военный инженер Г.А. Левинсон.  В декабре 1941 г. с помощью спасательных судов «Юпитер» и «Меркурий»  сняли с мели подводные лодки  М -54 и М-62. При выполнении спасательных работ винтами судов производился промыв канала длиной 250 м для «М-62» и 1600 м для «М-54».

      В  ноябре советские войска оставили Керченский полуостров. Ставка Верховного Главнокомандования решила  высадить десант на полуостров. Она проводилась восточнее и севернее побережья Керченского  полуострова (26 декабря 1941г.). Шторм  бушевавший в азовском море  доходил до 7 баллов, волны мешали движению кораблей, особенно легких речных судов участвовавших в высадке десанта. Они  действовали совместно  с военными кораблями и морскими судами. Команды  речных судов: пароход  «Ким», баржи  «Ока», «Таганрог», «Лаба», «Тверь» и «Хопер» — проявили  самоотверженность. В ночь с 26 на 27 декабря, во время высадки десанта у Камыш – буруна, пароход «Ким», прорвавшись сквозь шквальный огонь противника, доставил в назначенный срок баржу «Ока», на которой находились десантники. Корпус парохода получил около 80 пробоин от снарядов и пуль. На боевом посту погиб капитан судна М.М. Проценко. Рулевой 17 летний комсомолец Саша Остробабов, получил ранения обоих ног, но штурвал не оставив пока его не сменили. Матрос И.В. Жевалкин находился на палубе и собственным телом погасил загоревшийся настил, а также  оказал помощь пострадавшему товарищу. При разгрузке баржу противник затопил, но десант высадился успешно.  

     Важнейшим вопросом  было обеспечение живучести и безопасности судов.   Живучесть способствовала  положительному решению задач стоящих перед спасателями в ходе оказания помощи терпящим бедствие на воде.  Под живучестью судна понимается его способность в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои навигационные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей, сохранность груза в аварийной обстановке.  Живучесть обеспечивается: запасом плавучести и остойчивости; пожарной безопасностью; состоянием судовой техники и  подготовленностью экипажа  борьбе за живучесть,  действиями по поддержанию ее в работоспособном состоянии и быстрому восстановлению. Ее составными частями являются меры по обеспечению непотопляемости корабля и  борьбе с пожарами. При  аварии  и объявлении шлюпочной тревоги каждый член экипажа  обязан прибыть к месту сбора тепло одетым, с гидрокостюмом и спасательным жилетом, который надежно крепится лямками. Жилет обеспечивает телу достаточную плавучесть и правильное положение в воде, даже если человек лишится сознания. Он  позволяет в ожидании помощи сохранять неподвижность, что необходимо для сохранения температуры тела и снижения теплоотдачи.

       В ноябре-декабре судно «Нептун» участвовал в эвакуации гарнизонов с п-ова Ханко и острова Гогланд, откуда  вывезли  1100 бойцов и командиров, 4 зенитные батареи значительное количество боеприпасов и  имущества.  Спасатели «Нептуна» оказывали помощь кораблям, получившим повреждения, выполняли  отдельные ремонтные работы на повреждённых судах,   снабжали боевые корабли продовольствием и пресной водой.  Как показывают исследования летом  1941 г. подводная лодка «М-94»  торпедирована подлодкой противника  после чего  затонула на глубине 22 м. Спасение экипажа  затонувшей лодки возглавил командир электромеханической боевой части В.Т. Шиляев. Оставшиеся в живых подводников перевели в центральный пост, которые сумели  выйти из затонувшей лодки через рубочный люк в  индивидуально-дыхательных аппаратах (ИДА). Таким способом удалось  спасти 8 чел. 

     Незабываемой  страницей Балтийцев стало участие моряков и спасателей в защите Ленинграда. Для скоординированного руководства действиями флота и сухопутных частей руководство создало штаб морской обороны Ленинграда и Озёрного района, который начали с противодесантной обороне  побережья Невской губы, строительства артиллерийских батарей, создания бригад морской пехоты, развертывания  флотилий в том числе: Ладожской, Чудской, Онежской, Ильменской.  В  сложных условиях задача Балтфлота заключалась в том, чтобы не допустить прорыва фашистов в восточную часть Финского залива и оказать поддержку сухопутным войскам. С кораблей флота  создали три группы артиллерийской поддержки. Это:  отряд  из эскадренных миноносцев, канонерских лодок, сторожевых кораблей, дислоцирующихся между Ленинградом и Усть-Ижорой; крейсера «Петропавловск» и «Максим Горький»,  эскадренных миноносцев  стоявших в ленинградском торговом порту и на западных подходах к нему; линейных кораблей «Марат», «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и других плавучих средств  находившихся вблизи Ораниенбаума.

    В  Ленинграде под артобстрелом и налётами вражеской авиации   трудились спасатели катамарана «Коммуна». Ими обнаружены  ПЛ Щ-411, буксиры «Аустра», «Иваново», плавбаза «Правда», несколько шхун и самолетов. Подлодка под командованием А. Маринеско после выполненного «Коммуной» ремонта в первом же бою отправила на дно немецкий транспорт «Хелене».  После оставления нашими войсками Шлиссельбурга, Ленинград оказался в блокадном кольце. Ладожское озеро было единственной ниточкой связывающей большую землю и осаждённый город. 20 ноября 1941г., по льду Ладожского озера начала действовать военно – автомобильная дорога №101, которая вошла в историю,  как «Дорога жизни». По льду доставлялось пополнение для войск и флота, продовольствие, оружие, боеприпасы, вывозились дети, старики, раненые и больные. Никогда – ни до, ни после этого – жизнь трех миллионного города не зависела от толщины льда и погодных условий на 40-километровой трассе через Ладожское озеро (за годы блокады по льду Ладоги перевезено 1,5млн тонн грузов). После пожара на Бадаевских складах с продовольствием,   продуктов в городе  оказалось крайне мало. Но даже «по голодной норме» декабря 1941-го город потреблял ежедневно около 500 т муки. В течении сентября – ноября 1941г. норму выдачи хлеба снизили в 5 раз. 24 апреля 1942г. ледовая дорога прекратила работу до следующей зимы. За это время в Ленинград  перевезено 361 тыс. тонн грузов, эвакуировано полмиллиона человек. Для сравнения: по воздушному мосту который являлся единственным альтернативным способом снабжения осаждённого города, перевезли 3,6 тыс. тонн – в 100 раз меньше. Без дороги жизни выстоять Ленинград не мог.

     Огромную роль в обеспечении функционирования дороги сыграли водолазы и спасатели. Они постоянно рисковали жизнью спасая продовольствие и эвакуированных. Работу Дороги жизни (в 1941-1943гг.) обеспечивали многие тысячи гражданских и военных. Здесь  работало свыше 20 тыс. человек. Сколько из них погибло, точно не известно. Ответственным за организацию перевозки грузов по ледяной дороге  была возложена на начальника тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Лагунова, а непосредственное руководство автомобильным движением осуществлял его заместитель генерал – майор Шилов. Вдоль ледовых дорог были расставлены пункты техпомощи,  обогрева и питания, посты регулирования и более 20 объектов ПВО.

     Моряки  обороняли побережье и многочисленные острова, высаживали тактический десант, оказывали поддержку сухопутным частям.   Так, катер МО-201 под командованием офицера П.С. Колесника обеспечивая отход сухопутных войск, оказался под сильным огнем вражеских войск. В ходе перестрелки катер  получил 20 пробоин,  вышел из строя двигатель, многие члены экипажа были ранены и убиты, но несмотря на  трудности моряки  продолжали перевозку войск. За проявленное мужество П.С. Колесник, В.П. Кардаш и ряд других членов экипажа удостоены высоких правительственных наград.  Н.И. Осадчий в книге «Отчизны верные сыны» пишет, что  закономерность истории такова: чем благороднее цель, тем выше идеал, моральные мотивы – тем ярче подвиг,  тем выше его социальный смысл. На Ладожском озере  активно действовала аварийно-спасательная группа  которой руководил  главный водолазный специалист М.С. Борисов. Группа участвовала в подготовке и обеспечении Дороги жизни, выполнила ряд технически сложных работ по снятию кораблей и судов с мели. Так, с участием Борисова сумели снять с камней два корабля водоизмещением по 600 тонн, выброшенные  штормом. Оборона Ленинграда и Москвы, где наши соединения истребили  десятка три кадровых дивизий немцев,   закалялись новые советские бойцы  и командиры, лётчики, артиллеристы, миномётчики, танкисты, пехотинцы, моряки, которые стали непреодолимой стеной  для немецкой армии.

       Осенью 1941 г. при налете авиации противника погибло  спасательное судно «Водолаз».  Группа участвовала в подготовке и обеспечении «Дороги жизни», выполняла ряд  сложных работ по снятию кораблей и судов с мели. Объем работ включал подрыв и уборку камней, подводное бетонирование, откачку воды и другие. При выполнении сложных подводных  работ неоднократно отличался водолаз И.И. Ковальский. Этот мужественный человек в условиях  суровой зимы многократно спускался в воды Ладоги с целью спасения людей, техники, оружия, имущества. Он награжден многими орденами и медалями. Наравне с мужчинами-водолазами работала и единственная в мире женщина Соколова Н.В. которой оказали доверие вести подводные работы в тяжелом водолазном костюме. По Ладожскому озеру шла интенсивная доставка продовольствия и боеприпасов. Канонерские лодки груженные продовольствием, ведущие на буксирах баржи, катера, мотоботы, буксиры, транспорты все использовалось для нужд  перевозки под обстрелом  врага. Об интенсивности перевозок водным путем  свидетельствует то, что только за 20 дней сентября 1941г. через Ладожское озеро  перевезено около 20 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов и  ГСМ.

     Речники Ладоги при обстрелах и бомбардировках вражеской авиации вели себя по геройски. Так, повреждённую баржу №4075 в штормовую октябрьскую ночь оторвало от буксира. Трое суток баржа дрейфовала бушевавшем озере, самолеты врага неоднократно бомбили ее. Находившийся  на барже шкипер В.И. Алтошихин имитировал гибель судна – разбросав по палубе дрова и доски залил их водой. Загруженная до полной осадки баржа создавала видимость потонувшего судна. Немецкие летчики посчитав, что баржа затонула, улетели. Через трое суток ее прибило к нашему берегу. Прославилась и матрос Татьяна Шубина. В сентябре 1941г. ее баржу сорвало с якоря и понесло течением к вражескому берегу, где она села на мель в зоне досягаемости артиллерии противника. Сделав вместо унесённой ветром шлюпки плот, Шубина несмотря на  контузию, добралась до своего порта. Под покровом ночи буксир снял баржу с мели и доставил по назначению. Хорошо трудилась команда водолазов и озерных буксиров. Отличились буксиры «Морской лев», «Орел», «Никулясы» под командованием капитанов В.Г. Ишеева, И.Д. Ерофеева и И.А. Мишенькина.  17 сентября в сильный шторм разбило шедшую на буксире баржу, на которой находились бойцы. Немецкие самолеты не прекращали бомбить и расстреливать людей в воде. Команда буксира поспешила на помощь. Несколько членов экипажа обвязались тросами бросились в холодную, бушующую воду, привязывали гибнущих людей и вытаскивали на буксир. Ими спасено 200 человек. Несмотря на то, что буксир по иллюминаторы погрузился в воду спасённые благополучно  доставлены на берег.

    Дорогой жизни назвали ладожский ледовой путь, ибо это была единственная ниточка, по которой шла связь блокированного Ленинграда с Большой землей. Но была еще одна менее известная дорога жизни,  проложенная осенью сорок первого года по Ладожскому озеру. По этой дороге регулярные рейсы совершались речниками Ладоги, они провозили продовольствие, медикаменты, вооружение, эвакуировали детей.  9 сентября Военный Совет принял решение организовать в 19 км. от Шлиссльбурга, в небольшой бухте Осиновец на западном берегу Ладожского озера, порт по приёму грузов и вывозу некоторых видов уникального оборудования  из города. Уполномоченным по строительству и благоустройству бухты  Осиновец был назначен заместитель командующего Ладожской военной флотилией капитан 1 ранга Авраамов. Срок готовности гавани установлен: : первой очереди  – 18 сентября и второй очереди  – 25 сентября. 

      Специальная бригада Северо-Западного пароходства и Приладожского технического участка выбрала пустынное побережье, над которым возвышался Осиновецкий маяк. Путейские пароходы «Харьков» и «Ленинград», несмотря на непогоду, привели из Новой Ладоги два землечерпательных снаряда, которые приступили к углублению дна у будущего порта. Эти работы велись под постоянными бомбёжками и невдалеке  от фашистов.  Однако размах работ по строительству порта с одновременной эксплуатацией судов оказались не по плечу суетливому и нерешительному офицеру. Поэтому строить порт ускоренными темпами, отбиваться от беспрерывных воздушных атак противника, разгружать суда в предельно короткий срок, обеспечивать безопасность их плавания мог руководитель, обладающий огромной волей, железными нервами и незаурядными организаторскими способностями. 19 сентября Военсовет фронта обязанности возложив члена Военсовета адмирала И.С. Исакова.

       С 12 сентября 1941г. и до замерзания Ладожского озера  через него в Осиновецкий порт удалось перебросить десятки тысяч тонн продовольствия, военного имущества, горючего, сотни тысяч артиллерийских снарядов и мин, более 3 миллионов патронов и около 100 тысяч ручных гранат. Осенью 1941г. из Осиновца  отправлено 10,3 тыс.тонн различных грузов,  эвакуировано более 30 тыс. ленинградцев. В ходе строительства и эксплуатации  порта важная роль отводилась спасательным формированиям. Суть в том, что озёрные баржи приходилось грузить на значительном расстоянии от берега, так как по осадке они не могли войти в устье реки. Частые порывистые ветры в осенний период года мешали, а временами совершенно не позволяли погрузочно — разгрузочные работы. Авиация противника причиняла много бед. Водоспасатели, как и тысячи людей занятых на Ладожской трассе, понимали какую опасность для их жизни представляет  работа, и в тоже время они  осознавали важность и необходимость своего труда для страны и Ленинграда, и с гордостью выполняли свою работу.

       Суда из Осиновца отправляли под покровом ночи. Переход до Новой Ладоги занимал 16 часов потому суда следовали и днем уклоняясь от бомб вражеских самолетов. 4 ноября 1941г. транспортное судно «Конструктор» ночью вышло из порта и взяло курс на Новую Ладогу. На борту находились женщины и дети. Днем недалеко от Осиновца немецкий самолет обнаружил транспорт и начал бомбить. При втором заходе одна из бомб пробила палубу и разорвалась в трюме. Убитых и изувеченных оказалось 102 чел., в том числе 30 человек команды. Много женщин и детей волной смыло за борт в ледяную воду. Спасать не было возможности, а фашистский летчик добивал из пулемета плавающих в воде. Героическими усилиями оставшегося экипажа полузатопленный «Конструктор» удалось прибуксировать в порт.

       В  1941 г. из подводной лодки «С-11», затонувшей на глубине 27 м., три подводника из первого отсека вышли на поверхность через торпедный аппарат в индивидуальном дыхательном аппарате. Таким образом используя индивидуально-дыхательный аппарат (ИДА)  было спасено  часть экипажа  погибшей подводной лодки «Щ-323». Большую роль в деле спасения кораблей играли водолазы. Благодаря им оперативно обнаруживали, обследовали и обезвреживали от мин и боеприпасов корабли и суда.  Но гили и иностранные корабли и суда. Так, 7 января 1942г. во время шторма у Балеарских  островов переломился на две части французский пароход «Ламорисьер», погибло 290 чел.  Судно вышло 6 января 1942г. из Алжира в Марсель. На судне водоизмещением 4712 тонн и длиной 112 метров помимо экипажа было 88 военных и 176 гражданских пассажиров, 492 тонны груза. Оно попало в сильный  шторм и затонул.  19 февраля 1942г. затонула французская подводная лодка «Сюркуф»  в Карибском море в результате столкновения с американским транспортом «Томсон Лайс», погибло 130 чел.

     В апреле 1942г. возникла реальная угроза минной блокады Севастополя. Фашистская авиация  сбросила на фарватеры неконтактные мины секретной конструкции. Против них обычные противоминные приспособления кораблей оказались бессильны.  Поэтому, командование флота  приняло решение  обезвредить «сюрпризы» прямо  на дне. Эту задачу поручили старшине 1 статьи водолазу Л. Викулову. Были изготовлены антимагнитное водолазное снаряжение и специальные инструменты.  Викулов оказался смекалистым, выполнил задание командования, не подвёл товарищей. Рискуя жизнью, в сложных условиях,   под водой он сумел разгадать  немецкую новинку,  магнитно — акустическую мину и способ обезвреживания.  За совершенный подвиг Л. Викулова наградили орденом Красного Знамени(43). Под Севастополем  фашистские дивизии встретил  шквальный огонь береговых батарей и кораблей, находящихся в Севастопольской бухте. На оборонительных рубежах под Севастополем уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровцы потеряла на всех фронтах боевых  действий до нападения на Советский Союз.

       В отчётах за 1941 г. в перечне кораблей и судов, которым оказывалась помощь, числились: эсминцы «Громкий» и «Урицкий»; подводные лодки «К-1», «К-4», «Д-32», «К-23»; сторожевые корабли «СКР-21», «Ветер», «Смерч», «Торос»; морские охотники» «МО-132», «МО-142», «МО-143»; сторожевой и торпедный катера, минный заградитель «Мурман», танкер «Юкагир», теплоход «Мария Ульянова» и другие. В сложной боевой обстановке, при повреждениях корабля или судна важное значение имеет  борьбы за живучесть. Безусловно эффективность ее зависит от быстрых и последовательных действий экипажа, характера повреждений, воздушных или подводных взрывов, контактных или неконтактных мин, видом боеприпасов, типом и массой взрывчатого вещества (ВВ), характером воздействия боевого средства на судно, прочностью корпуса корабля или судна.

       29 июня 1941г. немцы начали операцию по захвату Мурманска провалилась. В августе в результате тяжелых боев 19-му горнострелковому корпусу под командованием генерала Дитла удалось выйти на рубеж реки Западная Лица и на южное побережье Мотовского залива, вследствие чего полуостров Рыбачий и Средний оказались с суше отрезанными от наших основных сил.  В ноябре фронт стабилизировался в 80-100 км. от Мурманска. В октябре финские войска в районе Масельская и Повенец захватили железную дорогу и южную часть Беломорско-Балтийского канала, отрезав тем самым Кольский полуостров от страны.  В сложившейся  обстановке в сжатые сроки  проложена железнодорожная ветка Беломорск – Обозерская, позволившая соединить Мурманск с Вологдой.

         Осенью 1941г. был решён вопрос поставок по ленд-лизу военной техники, оборудования и материалов в которых нуждался Советский Союз.  Поставки планировалось  осуществлять в том числе,   через  Северные порты. В этой обстановке роль спасательных формирований возрастала. Для проверки готовности к приёму иностранных судов осенью  1941г. в порт Мурманск прибыла комиссия уполномоченного Государственного комитета обороны (ГКО) по перевозкам на Севере. Несмотря на то, что выводы комиссии о готовности принять союзные  суда оказались неутешительными,  приняты срочные меры по подготовки портов к приёму  иностранных судов. Трудность состояла  в  нехватке квалифицированных кадров, работу осложняли сильные морозы, постоянные бомбежки фашистской авиации. В этой обстановке особая роль отводилась  работникам спасательных формирований которые  обеспечивали оперативную помощь терпящим бедствие кораблям и судам.

  Летом  1941 г. отряд судов ЭПРОН (рыболовные траулеры «РТ-32» и «РТ-67»)   переданы Северной экспедиции по мобилизации, вышли из  Мурманска в Иоканку, имея на буксире подводные топливные емкости. Их сопровождал буксир «Пассат», бывший РТ. В районе Гавриловских островов отряд подвергся нападению  фашистских эсминцев. Сторожевой корабль «Пасьет»  вооруженный двумя 45 мм пушками и двумя пулемётами устремился навстречу вражеским кораблям.  Командир «Пасьета» старший лейтенант В. Окуневич приказал обоим траулерам идти к берегу.  Он поставил дымовую завесу для прикрытия траулеров и вступил в неравный бой с кораблями противника. Вскоре  «Пассат» и тральщик «РТ-67» от полученных повреждений затонули. Из 24 чел.  на «Пасьете» удалось спастись двум, 33 жертвы оказались на РТ — 67. Фашистские корабли расстреливали людей оказавшихся в воде. Несмотря на явную гибель, люди не пали духом,  перед смертью пели «Интернационал». На борту «РТ-32» из 25 чел. в живых осталось семеро.  Под прикрытием дымовой завесы  они сумели оторваться от преследований противника и выброситься на прибрежную мель. Командование уцелевшими шлюпками взял на себя лейтенант Кулагин. Он повёл шлюпки в бухту Гавриловская, где раненым  оказали медицинскую помощь. Из-за  запоздалой информации  выход в море  наших эскадренных  миноносцев «Гремящего», «Стремительного»,  «Громкого»,  в последующем  «Куйбышева» и «Урицкого» оказался запоздалым. Фашистам удалось уйти. Через несколько дней немцы хладнокровно расстреляли гидрографическое судно «Меридиан»  в районе Семи островов. Погибло 46 человек, в т. ч. пять женщин и трое детей. Спасти удалось — 17 чел.

    За годы  войны  экипаж эскадренного миноносца «Гремящий» участвовал в конвоировании 39 союзных и 24 отечественных караванов судов. Экипаж отразил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и повредил 23 самолета. Потопив одну и повредив несколько подводных лодок. Первый северный конвой союзных войск  прибыл в СССР 30 августа 1941г. В его обеспечении активное участие принимали спасательные суда Северного флота, Мурманского и Архангельского пароходств.   12 августа 1941г. от причала Ливерпуля отошли шесть британских кораблей и одно датское судно. Их сопровождал эскорт в составе корабля ПВО «Позарика», эсминца «Электра» и пяти вооруженных траулеров. В пути три траулера были заменены более крупными кораблями – эсминцами и тральщиками. Конвой получил название «Дервиш» он благополучно прибыл в Архангельск  30. 8. 1941г. За время Великой Отечественной войны в Архангельск пришло более 40 караванов судов. Арктические союзные конвои доставляли вооружение, технику,   продовольствие, а обратно возвращались со стратегическим сырьем.  За годы войны по программе ленд-лиза суда доставили в Архангельск 4 миллиона тонн грузов, в том числе свыше пять тысяч  танков и 7 тысяч самолетов. Из 848 кораблей, принимавших участие в жизненно важных операциях по проведению караванов, погибло более 120. Тысячи человек не вернулись в родные порты. В честь заслуг северян боровшихся с  фашизмом  в годы Великой Отечественной войны 31.8.2011г. на набережной в районе улицы Свободы открыта стела в честь Архангельска – города воинской славы. 

       Среди успешных спасательных операций, проведенных специалистами АСС флота, следует отметить спасение транспортов: «Харматрис», «Ваенга», «Тбилиси», «Харис Бушнел», «Нью-Вестминстер-Сити», «Ландафф» и другие, гибель которых от повреждений и пожаров была бы неизбежной. Так, у транспорта «Тбилиси» водоизмещением   14 тысяч тонн на подходе к Кольскому заливу взрывом торпеды  оторвало  носовую оконечность,  по второй трюм. Несмотря на сильный  шторм, команде  удалось укрепить переборки, чем было предотвращено распространение воды по судну и его затопление.  Получив уведомление об аварии, к гибнущему транспорту направилось  спасательное судно «Буревестник». Спасателям удалось подать буксирный трос на аварийное судно и отвести его в ближайшую бухту. После  улучшением погоды «Тбилиси» отбуксировали в порт назначения. Подобных случаев было немало. К примеру, на подходе к побережью Мурманска  немецким самолётом торпедирован американский транспорт «Харис Бушнел» водоизмещением  более 14,5 тысяч тонн. Взрыв произвёл большие разрушения в районе машинно-котельного отделения, в трюм начала поступать вода, возникла опасность перелома корпуса. Из-за сложной ситуации команда оставила судно. Но  аварийная группа советского спасателя  «Памяти Руслана» сумела спасти транспорт.  Благодаря мужеству и выдержке  спасателей «Харис Бушнел»  отбуксировали  в укрытую бухту,  посадили  на мель, где   разгрузили. Затем  подкрепив переборки транспорта, спасатели откачали воду и отбуксировали судно на  завод в Мурманск.

        При контактных взрывах мин и торпед в корпусе судна образуются  вмятины, имеющие чашеобразную форму с разрывом обшивки  в средней части вмятины. Корпус в месте взрыва, как правило, превращается в бесформенные скрученные обломки. Неконтактные взрывы торпед и мин на небольшом удалении от днища судна могут быть опасны, так как охватывают большую площадь подводной части корпуса. При подобных взрывах затопление судовых помещений происходит на большой длине  и бороться с водой затруднено. Корабль или судно быстро уходит под воду. Это подтвердили повреждения, полученные нашими и союзными кораблями и судами в ходе следования конвоев с грузами по ленд-лизу.

         С начала агрессии стало ясно, что немцы ведут отчаянную схватку за владение  Атлантикой. Особенно тяжелое положение сложилось после оккупации Франции,  Норвегии, Нидерландов , и вступлении в войну  Италии. Гитлер поставил задачу преградить пути поставок оружия, боеприпасов, техники и продовольствия из Америки в Европу,  прежде всего Британию. Самыми крупными кораблями Германии были линейные крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» имевшие водоизмещение 32 000 тонн, оснащенные 11-дюймовыми орудиями и развивавшими скорость до 31 узла. В ноябре 1939г. эти корабли потопили   торговый крейсер «Равальпинди», в 1940г.   авианосец «Глориус» и  много других английских кораблей  и ее  союзников. Так, крейсер «Хиппер» потопил семь из двенадцати кораблей британского конвоя, направлявшегося  в Британию из Северной Африки.  Только в  ходе семинедельного похода по Северной Атлантике «Шорнхорст» и «Гнейзенау»  потопили или захватили в плен двадцать два корабля общим водоизмещением 116 000 тонн. Если в феврале 1940г. общее водоизмещение потопленных ими кораблей составляло 40 000 тонн, то в марте – более полумиллиона тонн.

     В середине сентября 1941г. немецкие подводные лодки топили 60 судов ежемесячно, то есть каждый месяц англичане  теряли целый конвой(50). Осенью 1941г.  подписан протокол о взаимных военных поставках и предоставление беспроцентного кредита  США,  Советскому Союзу  в размере 1 млрд. долларов с погашением долга через 5 лет после окончания войны. Великобритания предоставила СССР кредит для оплаты товаров на сумму 10 млн. фунтов стерлингов сроком на 5 лет (из расчета 3% годовых), а в 1942г. – на 25 млн. фунтов стерлингов на тех же условиях. Почти все основные поставки из этих стран доставлялись морским транспортом. В начале ноября 1941г. президент США распорядился об оказании помощи СССР на основе закона о ленд-лизе. Этот закон принят конгрессом США  11.3.  1941г.  давал право президенту США предоставлять военное имущество, материалы, технику, вооружение, боеприпасы, продовольствие, суда, тракторы и другое имущество союзным странам, если «их оборона против агрессии жизненно важна для обороны США».  В договорах заключенных сторонами  оговаривались условия оплаты материалов и оборудования, полученных по ленд-лизу и предусматривалось, что уничтоженные,  утраченные или потреблённые  во время войны материалы не подлежат после ее окончания никакой оплате. Номенклатура поставок была разнообразной и включала: военные корабли, катера, торговые суда (типа «Либерти»), танкеры, ледоколы, станки, краны, паровозы и другое имущество. Наши танкера и сухогрузные суда доставляли из США мясные и рыбные консервы, зерно, муку, спирт, имущество для обмундирования войск, шерстяные материалы, нательное и постельное белье, обувь и другое. 

       Согласно договоренности перевозка осуществлялась  внешними морскими сообщениями по трем направлениям: тихоокеанское–морем из США судами дальневосточного морского пароходства до порта Владивостока и Находки, а оттуда по транссибирской железной дороге в европейскую часть Советского Союза;  иранское — через Персидский залив в порты Хормуц и Басра, дальше через Иран автотранспортом и по железной дороге до Баку; северное — морем из северных портов Шотландии и Исландии до Мурманска и Архангельска.  Северный морской путь оказался  самым коротким, но и самым опасным. Перевозки осуществлялись через Гренландское, Норвежское и Баренцево моря и обратно  союзными  транспортами, которые шли в составе конвоев численностью до 40 единиц и трех видов боевого корабельного охранения. В охране конвоев  принимало участие 435 боевых кораблей. Так, в охранении конвоев со стороны британского флота было задействовано  два линкора, десять крейсеров, два эскадренных авианосца,  эсминцы, фрегаты, корветы, тральщики, а также подводные лодки.

         При взрывах мин и торпед на расстоянии 8-10 метров от борта судна приводит к образованию гофр, трещин и разрывов обшивки корпуса. От сильного сотрясения выходили из строя приборы управления судном, образовывались трещины в фундаментах и корпусах механизмов. Были случаи изгибов гребных винтов. Подобные повреждения нередко приводили к гибели корабля. Они затрудняли его судоподъем  и восстановление при доковании. Начиная с 1942г. и до конца войны основной задачей АСС Северного флота стало аварийно-спасательное обеспечение проводки англо-американских конвоев. При приближении конвоев к нашему побережью и перед выходом из Кольского залива спасательные суда АСО рассредоточивались в установленных им пунктах, где находились в постоянной готовности к выходу для оказания помощи терпящим бедствие судам и кораблям охранения. Особенно сложной оказалась обстановка  в 1942г. В это время зачастую до 100 крупных кораблей и судов союзников подвергались налётам вражеской авиации. В сложной обстановке спасатели СФ оказали помощь 56 судам и боевым кораблям общим водоизмещением 209 тыс.тонн. Среди  спасённых кораблей были транспорты «Харматрис», «Яки», «Ваенга», «Ландафф», «Нью-Вестминстер-Сити» и другие. Между тем, проводка судов Северным путем становилась крайне сложной. Во-первых, из-за постоянной угрозы нападения подлодок. Во-вторых, из-за плавающих мин  приносимых с Запада штормами и Гольфстримом. В-третьих, из-за тяжелых особенностей Севера, прежде всего в зимнее время. Однако, страна нуждалась в союзнических поставках и моряки, спасатели  не считались с трудностями, достойно выполняли свой долг на море и суше. В постоянном риске для жизни находились спасательные формирования. Их задачей было оказание помощи попавшим в беду кораблям и судам. Эта работа проводилась днем и ночью, не зависимо от погодных.

  Получаемые из США цельносварные суда типа «Либерти» оказались ненадёжными в эксплуатации в штормовую погоду. К примеру, только в Дальневосточном пароходстве  полностью переломились: пароход «В. Чкалов», в Беринговом море  (в декабре 1943г.), «Херсон» вблизи Камчатки, «Брянск» у западного берега Южного Сахалина,  «Тбилиси» на подходе к Мурманску. Также потерпели аварии пароходы: «Емельян Пугачев», «Витебск», «Степан Разин», «Сучан» и другие Важную роль в ходе спасения судов отводилось  понтонам, но их было мало. К примеру, в начале сороковых годов  на БФ числилось  28 понтонов  грузоподъёмность которых оказалась  недостаточной для выполнения  масштабного объема работ по судоподъёму.  В  сентябре 1941 г. у стенки Угольной гавани Ленинградского торгового порта получил прямые попадания арт. снарядов крейсер «Петропавловск» в результате возник пожар и взрывы во внутренних помещениях. Чтобы предотвратить более тяжелые последствия, решили открыть кингстоны и «Петропавловск» затонул на глубине около 8 метров. Работы по его подъёму продолжались 180 суток,  завершились успешно. Так,  трудились и сражались с фашизмом красноармейцы, краснофлотцы в т.ч.  спасатели, а теперь их дети и внуки, особенно кому  за 65  лишают законного  права на льготы, на   бесплатный проезд в транспорте,  прав и свобод. В Москве нас ловят как зайцев или  преступных элементов. 

          Страной и столицей  правят такие «патриоты» как Собянин, Ракова, Голикова, Попова, Скворцова  иже с ними потерявшие всякое уважение к россиянам, прикрываясь заботой о нашем здоровье. . Они не стесняясь говорят неправду, мол беспокоятся о стариках, инвалидах, пожилых, а фактически истребляют нас. Родитель детей – инвалидов по ТВ со  слезами на глазах  просят  деньгами на лечение детей. Но  власти и врачи не слышат,  заняты  коронавирусом.  Непонятно, куда смотрит  Уполномоченный по правам человека в РФ и Уполномоченный по правам ребенка в РФ. Происходящее  в стране, схоже с геноцидом.  Между тем, согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует: восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Видимо Татьяна Николаевна Маскалькова запамятовала  свои прямые обязанности и защищать наши права  нет времени. Не видит творимое беззаконие, в части оказания помощи больным детям и  Уполномоченный по правам ребенка в РФ. Массово нарушается Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ, который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей, которые должны быть гарантированы в странах-участницах подписания документа.

       В стране настоящий психоз который устроили тем, кто внес огромный вклад в дело восстановления разрушенного войной народного хозяйства и укрепления обороны страны. Президент В. Путин неоднократно заявлял, что руководители регионов не имеют право лишать льгот и компенсаций федеральных льготников, но господин Собянин игнорирует эти указания.      Выходит,  каждый малый и большой князёк (в России он называется мэр)  делает то, что ему придет на ум. Грубо попирается Конституция РФ и Международные нормы. Прикормленные СМИ и разного рода чиновники нам показывают картинки, как расправляются с рабочими в Италии и некоторых других странах. Хочу напомнить тем у кого память коротка, что в начале ХХ столетия именно в Италии зародился  фашизм, а потом его распространили на все страны Западной Европы.  Чем это закончилось общеизвестно…. В ходе Второй мировой войны истреблено  от 50 до 70 миллионов человек. Наша страна потеряла около 27 млн. Нюрнбергский трибунал осудил военных преступников и не только главарей Третьего рейха. На скамье подсудимых оказались  судьи,  врачи и другие преступные элементы. Прокуратура РФ,  Конституционный Суд РФ, другие защитники наших прав и свобод должны разобраться и дать правовую оценку творимому чиновниками беззаконию.

    Член Президиума ЦС РУСО, профессор, член Союза писателей РФ и член Союза журналистов СССР-России с 1979года.                 В.А. Попович

8. ноября 2021г.