80 лет назад, 22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война. Это была. самая тяжелая, самая затратная и самая кровопролитная война в истории нашего народа. Несмотря на мужество и стойкость наших народов фашисты наступали мощно, стремительно и на первом этапе добились значительных успехов. Они нанесли разрушительные удары по нашим тыловым базам и частям, лишив армию и флот многих неприкосновенных запасов продовольствия, имущества, техники, вооружения и боеприпасов. Однако благодаря умной и дальновидной политике И.В. Сталина, народ сумел воспрянуть духом, подняться на борьбу с врагом, восстановить в глубинке, эвакуации производство техники и вооружения. Обеспечить армию и флот всем необходимым. Под Москвой в конце 1941г. врагу был нанесен сокрушительный удар, от которого фашисты не смогли опомнится до конца войны. В этом огромная заслуга наших тыловых органов и тружеников тыла, об этом и хочется сказать. Тыловое обеспечение это фундамент на котором стоит вся крепость армии и флота.
При разработке вопросов теории тылового обеспечения в армии и флоте учитывался опыт работы тыла во время боевых действий с японцами в районе озера Хасан, реки Халхин-Гол, в Испании, Финляндии и других. На этом опыте разработан и в 1941 г. принят новый проект Устава тыла РККА — «Войсковой и армейский тыл». Вышли и другие важные наставления и инструкции по работе тыла, в т.ч. «Наставление по военным дорогам», «Наставление по работе грунтового участка военной дороги» и другие. В предвоенные годы непосредственное руководство тылом центра, военных округов, армий, соединений и частей осуществляли общевойсковые штабы. Подобный порядок основывался на предположении, что в маневренной войне только общевойсковые штабы будут постоянно осведомлены об оперативной и тыловой обстановке и наиболее правильно смогут организовать работу тыла при подготовке и в ходе операций. На начальников штабов возлагалась персональная ответственность за организацию и работу тыла по всестороннему обеспечению войск при ведении боевых действий.
В составе Генерального штаба было Управление устройства тыла и снабжения, в штабах военных округов, армий и корпусов — отделы тыла, в штабах дивизий — отделения тыла, в полку — помощник начальника штаба по тылу. С целью улучшения материального обеспечения войск действующей армии решение ГКО от 28 июля 1941г. создано Главное управления Тыла и введена должность начальника тыла Красной Армии, на которую назначили генерал – лейтенанта А.В. Хрулева. Во фронтах и армиях были образованы управления тыла. Были ведены новые штатные формирования. Так, введены должности командующего: ВВС, бронетанковыми и механизированными войсками, артиллерией, гвардейскими минометными частями, ПВО, начальника инженерных войск и другие.
Планирование и осуществления железнодорожных и водных перевозок, восстановления и заграждения железнодорожных коммуникаций ведало Управление военных сообщений Красной Армии, которое подчинили начальнику Генерального штаба. В штабах военных округов (фронтов) и армий имелись отделы военных сообщений, подчиненные непосредственно начальнику штаба. Руководство военно-автомобильными (шоссейными и грунтовыми) дорогами, организация и осуществление подвоза материальных средств войскам автомобильным и гужевым транспортом сосредоточены в отделах тыла, в составе которых накануне войны созданы отделения автомобильно-дорожной службы. За снабжение войск материальными средствами, техническое, медицинское и ветеринарное обеспечение отвечали соответствующие начальники родов войск и служб, подчиненные непосредственно командующему (командиру). Заместитель (помощник) начальника штаба по тылу должен был направлять работу начальников родов войск и служб по обеспечению и обслуживанию войск.
Общевойсковые штабы, отвечая за устройство тыла, планирование материального обеспечения и организацию подвоза материальных средств оперативным объединениям, соединениям и частям, не несли непосредственной ответственности за снабжение войск, так как службы тыла им не подчинялись. Обеспечение материальными средствами в мирное время осуществлялось по схеме: центр — округ — дивизия — часть. Наличие в схеме снабжения дивизионного звена позволяло в случае войны быстро перейти на схему снабжения центр — фронт — армия — дивизия — часть. В военных округах (фронтах и армиях) имелись службы снабжения и обеспечения: артиллерийского, инженерного, интендантского (продовольственно — фуражного, вещевого и обозно-хозяйственного), автобронетанкового; снабжения имуществом противохимической защиты, связи, горюче-смазочными материалами; санитарная, ветеринарная и финансовая службы.
В предвоенные годы читали, что с момента объявления войны до начала военных действий пройдет некоторое время и главные силы вступят в сражение ориентировочно через несколько суток. Исходя из этой предпосылки, планировалось и мобилизационное развертывание тыла. В первую очередь следовало отмобилизоваться тыловые части и учреждения армий прикрытия в большинстве приграничных военных округов, а также основных сил авиации и войск ПВО. Затем одновременно с отмобилизованием основных частей и соединений должны были отмобилизоваться армейские тыловые части и учреждения военных округов. Фронтовые тыловые части и учреждения, военно-учебные заведения и запасные части планировалось отмобилизовать после развертывания фронтов, а запасные части и стационарные учреждения в глубине территории страны — в последнюю очередь. Поэтому в мирное время содержалось лишь минимальное количество органов стратегического, оперативного и войскового тыла, необходимое для обеспечения повседневной деятельности войск и развертывания тыла в установленные мобилизационными планами сроки. Фронтовой и армейский тыл предполагалось развернуть на базе окружных стационарных тыловых частей и учреждений. Общее количество тыловых частей и учреждений фронта зависело от задачи и численного состава и достигало 400–500 единиц.
Для размещения тыловых частей и учреждений и использования местной материально-технической базы фронту определялся тыловой район, глубина которого могла достигать 500 км. В пределах фронтового тылового района должно было проходить два-три железнодорожных направления, на которых назначались две-три распорядительные станции (PC). Предполагали, что фронтовой тыл будет стационарным, поэтому на его складах намечалось содержать крупные запасы материальных средств: 3-10 боекомплектов боеприпасов, до 10 заправок горючего, 30 сутодач продовольствия и фуража. Фронтовые склады следовало развертывать вблизи железнодорожных станций с таким расчётом, чтобы при подвозе материальных средств из внутренних военных округов к ним и из них в армии исключались перекрещивания маршрутов. Все тыловые части, учреждения и запасы материальных средств требовалось размещать рассредоточено, чтобы уменьшить потери от ударов авиации противника.
Армейский тыл, как и фронтовой, был также многочисленным. Общее количество армейских тыловых частей и учреждений достигало 90-100 единиц, а личного состава в них — до 10–15 тыс. человек. Все эти части и учреждения предполагалось развернуть на территории армейского тылового района глубиной от 75 до 175 км. На армейских складах содержалось 1–2 боекомплекта боеприпасов, 3 заправки горючего и 5–8 сутодач продовольствия и фуража. Каждой армии выделялся самостоятельный железнодорожный (водный) участок, на котором назначались: распорядительная станция (пристань), основная армейская станция (пристань), станции (пристани) снабжения по числу стрелковых и механизированных корпусов, станция для снабжения авиасоединений, а на восстанавливаемом участке — головная станция (ГС).
Железнодорожные участки армий, как правило, дублировались и усиливались армейскими автомобильными дорогами. Армейская автомобильная дорога связывала все станции снабжения на железнодорожном участке армии. Она обслуживалась дорожно-эксплуатационным полком армии, командир которого являлся и начальником дороги. При отрыве войск от станций снабжения на расстояние, превышающее нормальную глубину войскового тылового района (свыше 75 км), за каждым корпусом развёртывался грунтовый участок дороги. Стрелковые корпуса не имели снабженческих функций и своих штатных тыловых учреждений и частей, за исключением ветеринарного лазарета. Тыловые части соединений и частей размещались в войсковых тыловых районах глубиной до 75 км. В целях обеспечения подвижности войскового тыла предусматривалось все запасы материальных средств держать лишь в транспорте дивизий и полков. На стыках звеньев подвоза предполагалось развертывать дивизионные обменные пункты для передачи материальных средств с дивизионных транспортных средств на полковые.
Подвоз материальных средств в войсковом тылу осуществлялся по принципу «на себя», то есть полк своим транспортом подвозил запасы материальных средств из дивизии (дивизионного обменного пункта), а дивизия — со станций снабжения (армейских складов). Если в ходе наступления войска отрывались от этих станций на 75-100 км, дивизионный транспорт подвоза материальных средств в меру необходимости усиливался армейским автомобильным транспортом, передаваемым в распоряжение начальника грунтового участка. При удалении войск от станции снабжения более чем на 100 км на грунтовом участке у тыловой границы войскового тылового района предполагалось развернуть передовой армейский склад с отдельными перегрузочными площадками по видам снабженческих грузов. Для подвоза материальных средств от станции снабжения до передового армейского склада в распоряжение начальника грунтового участка дополнительно выделялся автомобильный транспорт. Во втором полугодии 1941г. Наркомат обороны СССР и Наркомат автомобильного транспорта РСФСР сформировали 48 подвижных ремонтных баз для ремонта автобронетанковой техники непосредственно на фронтах. Наряду с этим было дополнительно привлечено для ремонта автомобилей 5 заводов промышленности.
В Военно-Воздушных Силах к началу войны созданы необходимые органы управления тылом, а также специализированные тыловые части и учреждения. Они входили в состав авиационных соединений и осуществляли строительство, оборудование и ремонт аэродромов, обслуживание и ремонт авиационной материальной части, снабжение авиационно-техническим имуществом, авиационным вооружением и боеприпасами. Снабжение авиационных соединений и частей общевойсковыми видами материальных средств, медицинское, дорожное и другие виды тылового обеспечения осуществлялись силами и средствами тыла военных округов и фронтов. По довоенным, взглядам считалось, что тыл ВВС в военное время должен увязывать свою работу по обеспечению авиации с работой тыла общевойсковых объединений (фронтов и армий), в полосах действий которых он развёртывался. На железнодорожных направлениях фронтов и участках армий для авиационных соединений предполагалось выделять специальные железнодорожные станции.
В феврале 1941 г. начата реорганизация тыла ВВС. Опыт показал, что наличие в составе авиасоединений тыловых частей снижает их манёвренность. Поэтому тыловые части и учреждения выводились из непосредственного подчинения командиров авиасоединений и организовывались по территориальному признаку. В военных округах создавались районы авиационного базирования (РАБ), в состав которых входили авиационные базы по числу авиационных дивизий. Для обслуживания авиационных полков в базах создавались батальоны аэродромного обслуживания, из расчета один батальон на полк. Войска ПВО страны до войны, но существу, не имели своего тыла. Их авиацию обслуживал тыл ВВС, а по общевойсковым видам снабжения и обеспечения их потребности удовлетворялись через тыл военных округов, на территории которых они дислоцировались. Таким образом, тыл оперативных объединений Сухопутных войск рассматривался как основа тылового обеспечения всех видов Вооруженных Сил на театрах военных действий. С принятым порядком развертывания тыла и организации тылового обеспечения войск с началом военных действий в предвоенные годы большое внимание уделялось подготовке театров военных действий в военно-тыловом отношении. Она проводилась с таким расчетом, чтобы в начале войны каждый фронт получил готовую базу для тылового обеспечения войск — железнодорожные, водные, автомобильные и воздушные пути, склады с запасами материальных средств, продовольственные предприятия, ремонтные мастерские, медицинские и ветеринарные учреждения. Наряду с мероприятиями по созданию и развитию единой взаимоувязанной сети транспортных коммуникаций широким фронтом велись работы по строительству и реконструкции аэродромов, баз, складов, созданию и размещению запасов материальных средств.
Генштабом РККА совместно с главными и центральными управлениями Наркомата обороны СССР в 1940 г. и в первые месяцы 1941 г. были исчислены потребности войск в боевой и транспортной технике, вооружении, боеприпасах, горючем, продовольствии и фураже, вещевом имуществе на ведение войны. Эти данные легли в основу подготовки материально-технической базы для всестороннего тылового обеспечения войск действующей армии и новых воинских формирований в мирное время и с началом войны, а также определения размеров мобилизационных и неприкосновенных запасов. Определяя размеры мобилизационных и неприкосновенных запасов, Генеральный штаб исходил из необходимости обеспечения Вооруженных Сил материальными средствами в период перевода народного хозяйства на рельсы военного производства. В основу расчетов ложилась предполагаемая численность войск на данном ТВД, их задачи, а также принятые в то время нормы расхода материальных средств в операциях. Считалось, что на наступательную операцию фронту необходимо иметь 2,5–3 боекомплекта боеприпасов, 5–6 заправок автомобильного бензина, 3–4 заправки авиационного горючего.
Количество ремонтных предприятий для фронтов на каждом ТВД определялось наличием в них боевой, транспортной и специальной техники, а также предполагаемым числом ее капитальных ремонтов при подготовке и в ходе операций и в течение года. При развертывании госпиталей на театрах военных действий из общей коечной сети 30 процентов располагалось в армейских тыловых районах, 45 — во фронтовых и 25 процентов — в глубине территории страны. Для будущих госпиталей готовилось необходимое имущество, оборудование и медикаменты, заблаговременно приспосабливались предусмотренные для этой цели здания — школы, клубы, дома отдыха и т.д. Из числа имевшихся на 1 июня 1941 г. складов значительная часть находилась в западных военных округах. В общем комплексе мероприятий по укреплению и развитию Тыла Вооруженных Сил в предвоенный период важное место занимала подготовка специальных войск (железнодорожных, автомобильных, дорожных).
Железнодорожные войска содержались по штатам мирного времени и входили в Народный комиссариат обороны (НКО) и Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). Они состояли из отдельных железнодорожных бригад, полков и батальонов, отдельных эксплуатационных полков и других частей. Железнодорожные войска обоих наркоматов насчитывали 13 бригад (97,1 тыс. чел.). С началом войны для восстановления девятнадцати западных железнодорожных направлений (по расчётам Управления военных сообщений Красной Армии), требовалось по меньшей мере 257 тыс. человек — на 87 тыс. больше установленной численности железнодорожных войск в военное время. Для покрытия этой потребности предусматривалось организовать в системе трудовых резервов подготовку специализированных отрядов призывников общей численностью 100 тыс. чел. К началу войны десять железнодорожных бригад находилось на строительстве железных дорог в западных приграничных военных округах (3 — в Западном, 4 — в Киевском, 3 — в Одесском военном округе), 3 — на Дальнем Востоке.
В ходе финляндско-советского конфликта 1939 – 1940г. г. выявились некоторые недочёты в комплектовании, техническом оснащении и обучении железнодорожных войск. Недостаточная техническая оснащённость частей железнодорожных войск и суровые условия зимы 1939/40 г. не позволили добиться высоких темпов восстановления железных дорог на Карельском перешейке. В сутки восстанавливалось 1,5–4,5 км вместо 10–12 км, предусмотренных оперативными расчётами. Обобщив боевой опыт железнодорожных войск, Генеральный штаб и органы тыла центра приступили к созданию частей железнодорожных войск, специализировавшихся на выполнении определенных строительных и восстановительных работ (путевые, мостовые, связи). Предусматривалось также улучшить их обеспечение средствами механизации наиболее тяжелых и трудоёмких работ. Началась переработка устаревших положений и наставлений по восстановлению и заграждению железных дорог в военное время. Были пересмотрены штаты железнодорожных частей, подчиненных НКО. В начале 1941 г. началась реорганизация железнодорожных войск.
Оперативно развивались автомобильные войска. Только за четыре предвоенных года количество автомобилей в Красной армии увеличилось в 7 раз и на 20 июня 1941 г. составляло 273 тыс., в том числе 257,8 тыс. грузовых — 72. Это обеспечивало штатную потребность военного времени на 41,2 процента-73. Такая укомплектованность армии автомобильным транспортом в мирное время с учетом сравнительно ограниченного количества автомобилей в стране была достаточно высокой. Состав автомобильного парка Красной Армии: грузовые- 257, 8 тыс. шт., легковые — 14.8 тыс. шт.
Основное количество автомобилей, поступавших в армию, шло на укомплектование соединений и частей. Во всех дивизиях были созданы автомобильные батальоны или роты подвоза. Автомобильные части создавались также в оперативном и центральном звеньях тыла. При определении их состава Генеральный штаб исходил главным образом из потребности автотранспорта для перевозок войск, так как подвоз материальных средств, по существовавшим в то время взглядам, вплоть до армейских станций (пристаней) снабжения, возлагался в основном на железнодорожный (водный) транспорт.
По состоянию на 22 июня 1941 г. в непосредственном подчинении оперативных объединений и центра насчитывалось 19 автомобильных полков, 37 отдельных автомобильных батальонов, отдельная автомобильная рота и 65 автомобильных депо (27,3 тыс. автомобилей, то есть 10 процентов состава автопарка Советской Армии). В западных приграничных военных округах находилось 9 автомобильных полков, 6 отдельных батальонов и 8 депо, во внутренних и южных округах — 4 автомобильных полка, 10 отдельных батальонов и 57 депо, в Забайкальском и Дальневосточном военных округах — 6 автомобильных полков и 21 отдельный батальон.
В мобилизационный период развертывание автомобильных частей возлагалось главным образом на автомобильные депо и автомобильные части. За счет призыва личного состава из запаса и техники из народного хозяйства некоторые автомобильные полки должны были развернуться в бригады, а 65 депо — в автотранспортные батальоны. Следует отметить, что перед войной еще не было единой автотранспортной службы, которая могла бы быстро развернуться с началом войны и обеспечить падежное руководство работой автомобильного транспорта. Вопросы формирования автомобильных частей, использования автотранспорта, его ремонта и снабжения техническим имуществом были рассредоточены между автодорожным отделом Управления устройства тыла и снабжения Генерального штаба и Автобронетанковым управлением Красной Армии.
Подготовка дорожных войск в предвоенные годы осуществлялась двумя Наркоматами: обороны и внутренних дел. В системе НКО на военное время предусматривалось формирование дорожно-эксплуатационных полков, предназначенных для производства ремонтных работ шоссейных и грунтовых дорог, организации и осуществления регулирования движения, этапной службы и связи на них, а также для управления воинскими автомобильными перевозками на фронтовых и армейских автомобильных дорогах. Формирование дорожно-строительных и мостостроительных частей возлагалось на Главное управление шоссейных дорог НКВД. Опыт организации и использования дорожных частей в период боевых действий на р. Халхин-Гол и на Карельском перешейке показал, что для строительства, восстановления и обслуживания дорог во фронтовом и армейском тылу потребуется большое количество дорожных частей. К концу финляндско-советского конфликта автомобильные дороги каждой армии в среднем обслуживало 8,5–9 тыс. человек. Этот опыт также настоятельно требовал организации военно-автомобильных дорог не только в качестве продолжения железнодорожных коммуникаций и водных путей, но и дорог, идущих параллельно действующим железнодорожным направлениям фронтов и участкам армий. В ходе финляндско-советского конфликта впервые в истории тыла Красной Армии были организованы военно-автомобильные дороги (Волховстрой — Питкаранта и Обозерская — Сорокская), сыгравшие важную роль в обеспечении войск.
В марте 1941 г. дорожные части Красной армии были почти полностью расформированы. Для обеспечения развертывания дорожно-эксплуатационных частей в мобилизационный период в НКО было оставлено 8 учебных дорожно-эксплуатационных полков и 35 кадрированных управлений дорожно-эксплуатационных полков. На их базе предусматривалось развернуть в течение пяти — восьми дней дорожно-эксплуатационные полки по линии НКО, отдельные дорожно-эксплуатационные батальоны и отдельные мостостроительные батальоны по линии Гушосдора НКВД.
Помимо формирования дорожно-строительных частей перед Гушосдором НКВД в мобилизационный период стояла задача постройки наплавных мостов через Неман (двух), Западную Двину (двух), Днепр (четырех) и т.д. Для этого в приграничных военных округах создавались запасы необходимых материалов и оборудования. В финскую войну была создана особая Северная группа Гражданского воздушного флота для доставки материальных средств войскам, действовавшим в отрыве от баз снабжения, и эвакуации раненых. Это был первый опыт использования транспортной авиации ГВФ в военных целях. Особая группа доставила войскам 2664 т различных грузов и эвакуировала 21 тыс. раненых. Летом 1940 г. вновь была создана особая транспортная группа Гражданского воздушного флота для обеспечения частей армии, освобождавших Бессарабию. Опыт работы особых авиационных групп был положен в основу подготовки гражданской авиации к воинским перевозкам и имел большое значение при планировании работы военно-транспортной авиации..
Несмотря на значительный уровень моторизации Красной армии, большой удельный вес в подвозе материальных средств войскам к началу войны по-прежнему занимал гужевой транспорт, особенно в войсковом тылу. В подразделениях и частях стрелковых войск, артиллерии и коннице не только сохранялся, но и усиливался конный обоз. Полная его замена автомобильным транспортом планировалась на 1941 год только в моторизованных и авиационных частях. В составе стрелковой дивизии на военное время по штатам 1941 года насчитывалось 3039 лошадей. Грузоподъемность обоза достигала 352 т. Широко использовался гужевой транспорт и для укомплектования армейских тыловых частей и учреждений, формируемых в мобилизационный период.
Перестройка народного хозяйства на военный лад требовала мобилизовать производственные мощности промышленности, материальные и трудовые ресурсы сельского хозяйства на нужды фронта, оперативно развернуть производство военной продукции, по-военному организовать работу транспорта. Следовало перестроить структуру народного хозяйства, перераспределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы, создать новую систему кооперирования предприятий, изменить технологию производства, осуществить другие технические и организационные мероприятия. Эти вопросы пришлось решать при условиях эвакуации огромных материальных и людских ресурсов из западных и восточных регионов страны. На военное время войскам требовалось почти в 2,5 раза больше конского состава, чем его имелось в наличии. Для обеспечения этой потребности в каждом колхозе, совхозе и других государственных и кооперативных организациях заблаговременно готовились в фонд обороны 5 процентов лошадей, 10 процентов повозок с упряжью от общего наличия в совхозах и других государственных предприятиях и одна повозка с упряжью от каждых 50 колхозных дворов. Служба артиллерийского снабжения, ведавшая вопросами обеспечения войск вооружением и боеприпасами, в предвоенные годы находилась в подчинении Главного артиллерийского управления (ГАУ) Красной Армии. На нее возлагалось планирование, накопление необходимых запасов вооружения и боеприпасов, их распределение и доставка войскам, организация эксплуатации, обслуживания и ремонта вооружения. Размеры мобилизационных запасов боеприпасов Генеральный штаб и ГАУ исчисляли из потребности в них на первые месяцы войны. Для Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского, Закавказского и Среднеазиатского округов запасы планировались на меньший срок, для Забайкальского и Дальневосточного — на больший.
К началу 1941 г. Главное артиллерийское управление Красной Армии имело в своем распоряжении центральные снарядно-сборочные базы, в том числе несколько из них западнее меридиана Москвы, центральную пороховую базу и более десяти складов боеприпасов. На этих складах и базах хранилось необходимое количество боеприпасов для орудий и минометов. Кроме того, боеприпасы содержались на окружных артиллерийских складах. Таким образом, общие запасы боеприпасов к артиллерии и миномётам были значительны. Часть их была сосредоточена на центральных складах во внутренних округах, часть — на окружных складах западного направления и меньшая часть — на Дальнем Востоке. Наличие больших запасов боеприпасов в непосредственном распоряжении Главного артиллерийского управления создавало благоприятные условия для широкого манёвра ими в случае войны.
Склады боеприпасов на Северо-Западном, Западном и Юго-Западном стратегических направлениях размещались на территории, удаленной от государственной границы на 50-700 км. Около одной четверти запасов боеприпасов находилось на удалении 50-200 км от государственной границы. Это объяснялось необходимостью обеспечить предполагаемые боевые действия войск с началом войны. Помимо мобилизационных запасов служба располагала неприкосновенными запасами, содержащимися в войсках. По директиве Генерального штаба, изданной в августе 1940 г., к 1 октября 1940 г. их размеры в войсках западных приграничных военных округов необходимо было довести в стрелковых дивизиях до 1,25 боекомплекта, в кавалерийских, танковых и моторизованных дивизиях (бригадах) — до 3 боекомплектов танковых боеприпасов и до 1,5 боекомплекта по остальным боеприпасам, в артиллерийских полках стрелковых корпусов и резерва Верховного Главнокомандования — до 1,5 боекомплекта.
Служба снабжения горючим была одной из самых молодых служб Тыла Красной Армии. До 1936 г. обеспечение войск горючим осуществлялось через инженерную службу. Резкое увеличение потребления горючего и смазочных материалов армией и флотом вызывали необходимость создания соответствующих запасов на случай войны. Существовавшая система снабжения войск больше не отвечала предъявляемым требованиям, поэтому в феврале 1936 г. было принято решение о создании в системе НКО Управления снабжения горючим Красной Армии и отделов снабжения горючим в военных округах. Приказом Народного комиссара обороны в феврале 1936 г. шестой отдел Генерального штаба был преобразован в Управление снабжения горючим Красной армии. Соответствующие преобразования были проведены и в военных округах.
Основные трудности в создании запасов горючего были связаны с недостатком ёмкостей, особенно в Прибалтийском, Западном и Киевском военных округах. Строительство складов горючего на территории Западной Белоруссии, Западной Украины и Прибалтийских республик началось только с лета 1940 г. и требовало значительных денежных затрат. Но несмотря на большие трудности, связанные с нехваткой денежных средств, строительных материалов и оборудования, в предвоенные годы была проделана большая работа по строительству складов горючего. К началу войны служба снабжения горючим располагала достаточной ёмкостью складов. При этом большая часть всех складов находилась в приграничных военных округах84.
К 1 июня 1941 г. в системе Народного комиссариата обороны было накоплено 96,8 процента установленных мобилизационных запасов горючего. Почти половина их размещалась на базах Главнефтесбыта в глубине территории страны. Такое размещение мобилизационных запасов не в полной мере отвечало требованиям военного времени. Поэтому Советское правительство по предложению Генерального штаба в июне 1941 г. утвердило план перемещения более 100 тыс. т горючего из внутренних районов страны на базы Главнефтесбыта в западные приграничные военные округа, а также замены 33 тыс. т горючего мобилизационного запаса, хранящегося на нефтебазах Главнефтесбыта в глубинных районах, запасами государственного резерва, расположенного на территории приграничных военных округов. Нормы их содержания определялись приказом НКО СССР в январе 1941 г.: 2 заправки для механизированных, танковых и стрелковых дивизий, 4–6 заправок для частей ВВС (в зависимости от рода авиации) и 1 заправка для автотранспортных частей. Помимо мобилизационных и неприкосновенных запасов горючего создавались и государственные резервы горючего в системе Управления государственных резервов. К 1 июня 1941 г. на нефтебазах областных и республиканских контор Главнефтесбыта хранилось горючее государственных резервов, в том числе авиационный бензин, автотракторное горючее и смазочные материалы. На нефтебазах Гражданского воздушного флота, Наркомата совхозов и Наркомата земледелия содержались еще десятки тысяч тонн различных видов горючего. В западных районах СССР также хранилось много горючего государственных резервов.
Таким образом, в предвоенные годы и в первой половине 1941г., накоплены большие запасы горючего в системе НКО. Они были вполне достаточны для обеспечения Красной армии на длительный период войны. Размещение основных запасов мобилизационного резерва в глубине страны дало возможность сохранить горючее для обеспечения войск действующей армии в последующих оборонительных и наступательных операциях. Благодаря заботам Коммунистической партии и Советского правительства до войны удалось за короткий срок значительно повысить техническую оснащённость службы снабжения горючим Красной Армии. Количество имущества в войсках и на складах за пять предвоенных лет возросло в несколько раз, и все же к началу войны не хватало автоцистерн, топливозаправщиков, маслозаправщиков, бензоперекачивающих станций.
В центре создаётся Управление продовольственного снабжения, подчиненное главному интенданту Красной Армии, в военных округах — отделы, а в дивизиях — отделения продовольственного снабжения, подчиненные соответственно интенданту округа, дивизии. В полках была введена должность начальника продовольственно-фуражного снабжения, который подчинялся помощнику командира полка по материальному обеспечению. Реорганизация позволила значительно улучшить обеспечение армии продовольствием и подготовить службу к успешной работе в условиях военного времени. Приняты меры по установлению более твёрдого порядка в организации снабжения армии продовольствием. Выделение годовых фондов Наркомату обороны (военным округам) стало осуществляться строго на основании штатной численности личного состава войск, норм продовольственного снабжения и установленных переходящих запасов продовольствия с зачётом имеющегося в наличии. Был установлен четкий порядок учета и отчётности в расходовании продуктов питания и остатков в войсках и на продовольственных складах. Серьезные мероприятия проводились по упорядочению складского хозяйства.
К 22 июня 1941 г. общие запасы продовольствия и фуража были созданы почти полностью в размерах, предусмотренных мобилизационным планом и обеспечивающих четырёхмесячную потребность армии. Переходящие запасы продовольствия в мобилизационную обеспеченность военных округов не засчитывались. Они составляли дополнительный резерв Красной армии. Относительно высокие переходящие запасы продовольствия и фуража позволяли войскам с началом военных действий производить маневрирование продфуражными ресурсами без получения их мобилизационных фондов в течение 20–30 суток. Значительная часть всех мобилизационных запасов размещалась на комплектных (с полным набором ассортимента продуктов) базах Главного управления государственных резервов. С объявлением мобилизации эти базы передавались в ведение НКО и становились военно-продовольственными складами Управления продовольственного снабжения Красной армии. Кроме того, мобилизационные запасы хранились во многих гарнизонах и пунктах хранения. Так, в западных приграничных военных округах они размещались в сотнях пунктов (без учета пунктов содержания мобилизационного фонда живого скота).
В первые дни войны приняты важнейшие решения по экономическим вопросам. Так, 23 июня 1941г. был введён в действие мобилизационный план по производству боеприпасов и патронов. 24-25 июня Политбюро рассмотрело возможность увеличения выпуска танков и самолетов. 30 июня руководство страны общий мобилизационный план на 3 квартал 1941г. который определил основные направления перестройки народного хозяйства на военный лад. Был разработан военно-хозяйственный план на IV квартал 1941г. и на 1942г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии, который одобрен 16 августа 1941г. ЦК ВКП(б) и Совнаркомом СССР. Хозяйственная политика в условиях войны определялась директивными установками ЦК ВКП(б), СНК СССР, постановлениями ГКО. В переводе экономики на военные рельсы важное значение имело решение ГКО от 4 июля 1941г. «О выработке военно-хозяйственного плана обеспечения обороны страны». Документ предусматривал доведение военного производства до уровня обеспечивающего все потребности фронта, создание в короткие сроки на востоке основной промышленной базы страны и достижение военно – экономического перевеса над фашистами.
На 22 июня 1941 г. в Красной Армии имелось построенных или более чем наполовину введённых в эксплуатацию несколько центральных и десятки окружных продовольственных складов92. Для размещения создаваемых мобилизационных запасов продовольствия и фуража и в связи с расширением границ западных военных округов с осени 1940 г. началось строительство ряда новых баз Управления государственных материальных резервов большой емкости. К началу войны их строительство было выполнено на 40–50 процентов. В связи с нехваткой складской емкости промышленностью по заказам Управления продовольственного снабжения Красной Армии было начато изготовление разборных металлических хранилищ лёгкого типа емкостью на 30 вагонов каждое. В течение 1939–1940 гг. и первой половины 1941г. военные округа получили несколько сотен таких хранилищ, что увеличило складскую площадь в целом на тысячи вагонов.
Значительно возросла и техническая база продовольственной службы. Войска стали оснащаться подвижными средствами полевого хлебопечения на автомобильном ходу, новыми трехкотёльными кухнями-автоприцепами, полевыми мельничными установками, авторефрижераторами и другими средствами. В 1940 г. был принят на снабжение полевой автохлебозавод (ПАХ) как основное дивизионное средство полевого хлебопечения в военное время. С 1939 по 1940 г. армии было поставлено автоприцепных кухонь в полтора раза больше, чем за восемь предыдущих лет. Из всех автохлебозаводов, поступивших в войска к началу 1941 г., большинство было изготовлено в этот период. Но, несмотря на резкое увеличение производства и поставок новой техники службе продовольственного снабжения, мобилизационная потребность удовлетворялась не полностью. Обеспеченность войск полевыми автохлебозаводами, кухнями-автоприцепами и термосами на мобилизационное развертывание была недостаточной. Всего новых кухонь и автохлебозаводов недоставало на укомплектование десятков дивизий. В результате принятых мер производство сухарей для Красной Армии за один год возросло с 9 тыс. до 32 тыс. т в месяц.
На 1 января 1941 г. промышленность увеличила ежемесячный выпуск пищевых концентратов до 5600 т. Однако этого было недостаточно для снабжения армии в военное время. Поэтому Советское правительство в январе 1941 г. приняло план увеличения производства пищевых концентратов, согласно которому к концу 1942 г. ежемесячный выпуск пищевых концентратов должен был возрасти до 14,6 тыс. т. Кроме того, специальным правительственным постановлением предлагалось организовать к 1 апреля 1941 г. на 23 мясокомбинатах новые цехи для расфасовки мороженого мяса и изготовить во втором квартале 1941 г. для закладки в мобилизационный фонд 2400 т блочного мяса, упакованного в изотермические контейнеры. Расширялось производство комбикормов для конского состава. Планом предусматривалось довести мощности комбикормовых заводов к 1942 г. до 42 тыс. т в месяц.
1 июня 1941 г., были введены новые нормы продовольственного снабжения личного состава Красной Армии. Устанавливалось девять различных видов пайков для военнослужащих, в том числе сухой и вегетарианский. Общая калорийность пайка составляла 3622 калории. Такой калорийности продовольственного солдатского пайка к этому времени не имела ни одна армия мира. Серьезное значение для решения продовольственной проблемы в нашей стране и бесперебойного обеспечения армии продовольствием и фуражом в военное время имели мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства по созданию государственных резервов продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В начале 1941 г. резервы зерна и зернопродуктов достигли 6 162 тыс. т. В распоряжении Управления государственных резервов перед войной имелись десятки хлебофуражных, бакалейных и комплектных баз, на которых хранились сотни тыс. т различных продуктов97. Накопление государственных резервов и мобилизационных запасов дало возможность создать соответствующие фонды продовольствия и фуража для обеспечения армии в
Особое внимание партия и правительство обратили на качество имущества, изготовляемого промышленностью. Они обязали наркоматы легкой и местной промышленности, промкооперацию приступить к испытанию в войсках опытных партий обмундирования и обуви с применением заменителей натурального сырья. Во исполнение решений партии и правительства Народный комиссар обороны потребовал от командования военных округов, армий, соединений и частей, чтобы вопросы снабжения войск пользовались не меньшим вниманием командиров и политработников всех степеней, чем вопросы тактики, стрелкового дела, политработы и прочих отделов боевой подготовки. Была разработана новая форма одежды для личного состава армии, отвечающую требованиям войны. До 1941 г. в Красной Армии было многообразие в форме одежды. Имелась особая форма обмундирования для казачьих частей, военно-воздушных сил и бронетанковых войск. Обмундирование начальствующего состава родов войск и служб отличалось цветом кантов. Все это затрудняло производство и снабжение войск вещевым имуществом.
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР в январе 1941 г. был установлен для всех родов войск и служб единый (защитный) цвет обмундирования на мирное и военное время. Особая форма для казачьих частей, а также открытый френч для начальствующего состава военно-воздушных сил и бронетанковых войск со снабжения снимались, окантовка предметов хлопчатобумажного обмундирования и пилоток отменялась. К началу войны в неприкосновенном запасе были созданы установленные запасы вещевого имущества, которые вместе с имуществом текущего снабжения войск обеспечивали мобилизационное развертывание Красной Армии. Большая часть запасов вещевого имущества находилась в приграничных военных округах, из них до 90 процентов — на складах соединений и частей.
В армии и флоте техническое обеспечение организовывалось начальниками соответствующих родов войск и служб. Вопросы, связанные с эксплуатацией и восстановлением автобронетанковой техники, снабжением войск и ремонтных учреждений запасными частями и другим техническим имуществом, решались Главным автобронетанковым управлением (ГАБТУ).
К началу войны помимо войсковых ремонтных средств в Красной Армии и Флоте имелось 38 ремонтных баз, 72 гарнизонные автобронетанковые мастерские, 20 железнодорожных мастерских и 9 армейских ремонтно-восстановительных батальонов98. В целях дальнейшего расширения ремонтной базы в первой половине 1941 г. было развернуто строительство еще четырех ремонтных заводов и семи ремонтных баз, которые предполагалось ввести в строй в конце 1942 г. 15 мая 1941 г. Народным комиссаром обороны утвержден план закладки в НЗ запасных частей в комплектах на сумму 207 млн. руб. Помимо этого для обеспечения капитального ремонта автобронетанковой техники на заводах промышленности по линии Управления государственных резервов были созданы мобилизационные запасы деталей, агрегатов, полуфабрикатов, материалов и инструментов на сумму 93,7 млн. рублей. Запасы автобронетанкового имущества в Красной армии содержались на центральных и окружных складах. Для увеличения запасов автобронетанкового имущества и разгрузки действующих складов в 1941 г. строились один центральный и четыре окружных склада, велись подготовительные работы к развертыванию строительства еще шести складов.
В Военно-Воздушных Силах ремонт самолетов и моторов в полевых условиях планировалось осуществлять силами подвижных авиационных ремонтных мастерских (ПАРМ-1) и на стационарных предприятиях. Таким образом, в Красной армии в предвоенные годы сложилась стройная система технического обеспечения, были созданы силы и средства для технического обслуживания, ремонта и эвакуации боевой техники и вооружения в полевых условиях, а также стационарные мастерские и ремонтные заводы. Вместе с тем в организации технического обслуживания и ремонта боевой техники и вооружения имелись определенные трудности, связанные с нехваткой подвижных ремонтно-эвакуационных средств. Состояние военно-медицинской службы Красной Армии в довоенный период находилось в прямой зависимости от успехов развития здравоохранения в СССР. Повседневная забота партии и правительства о народном здравоохранении, высокий уровень отечественной медицинской науки создали благоприятные условия для подготовки медицинской службы к войне. К 1941 г. она располагала развитой сетью лечебных учреждений, высококвалифицированными кадрами, большими запасами медицинского имущества.
На 9 июня 1941 г. в Красной Армии насчитывалось 149 постоянных госпиталей общей емкостью 35 540 коек. На базе этих госпиталей и лечебных учреждений Наркомздрава по мобилизационному плану в прифронтовой полосе и в глубине территории страны в течение первых 30 суток планировалось развернуть эвакуационные госпитали на 450 000 коек. В первую очередь развертывались госпитали в центральных районах страны, а затем далее к востоку до Приволжского военного округа. Тем самым сокращалось плечо эвакуации, повышалась эффективность использования военно-санитарных поездов. Для оценки готовности медицинской службы к войне существенное значение имеет размещение постоянных госпиталей — основной базы для формирования медицинских учреждений с объявлением мобилизации. В целях приближения госпитальной базы к войскам и создания наиболее благоприятных условий для лечения раненых и ухода за ними большинство гарнизонных госпиталей приграничных военных округов размещалось в непосредственной близости от границы, а окружных — в крупных промышленных и административно-политических центрах. В крупных городах предусматривалось размещать и подавляющую часть госпиталей, формируемых по мобилизационному плану. В Москве планировалось развернуть около 25 тыс. коек из 40 тыс. коек по всему Московскому военному округу, Ленинграде — 18 тыс. коек из 22 тыс. в Ленинградском военном округе, Харькове — 13,8 тыс. коек из 35,5 тыс. в Харьковском военном округе и т.д.103
Накануне войны укомплектованность медицинской службы по штатам мирного времени составляла: врачами — на 65 процентов, зубными врачами — также на 65, фельдшерами — на 63,7, фармацевтами — на 58,9 процента. Кроме того, в запасе находилось более 100 тыс. врачей (мужчин — 36,8 процента, женщин — 63,2), что в основном удовлетворяло мобилизационные потребности104. Наряду с повседневной заботой об укреплении здоровья личного состава войск, снижении заболеваемости и трудопотерь медицинская служба успешно решала многие важные проблемы военно-медицинской науки. Именно в предвоенные годы работами выдающихся советских ученых Н.Н. Бурденко, Н.Н. Петрова, Ю.Ю. Джанелидзе, В.В. Гориневской и других были созданы основные принципы лечения огнестрельных ран, решены в организационном плане вопросы хирургической тактики в условиях военного времени.
Важным вкладом в военно-медицинскую пауку явилась разработка В.Н. Шамовым, И.Р. Петровым и Н.Н. Еланским проблемы переливания крови, работы А.В. Вишневского в области хирургического обезболивания ран, выделение в самостоятельную специальность и развитие нейрохирургии (Н.Н. Бурденко, В.Н. Шамов) и другие. На этой основе в сравнительно короткий срок были разработаны принципиально новые положения военно-полевой хирургии и терапии и созданы благоприятные предпосылки для лечения раненых. Медицинская служба занималась также вопросами дальнейшего развития важнейших принципов организации медицинского обеспечения войск в ходе боевых действий, нашедших свое выражение в системе этапного лечения раненых (больных) с эвакуацией их по назначению. Официальными документами, изданными перед войной, предусматривалось, что все лечебно-эвакуационные мероприятия должны проводиться по этапам медицинского обеспечения. В батальонном и полковом звеньях — быстрый сбор раненых с поля боя, оказание им доврачебной помощи, срочная эвакуация в полковой медицинский пункт и оказание на нем первой врачебной помощи; с полкового медицинского пункта раненые и больные средствами вышестоящего звена медицинской службы эвакуируются на дивизионный медицинский пункт, где им оказывается квалифицированная медицинская помощь по неотложным показаниям.
Для приема и лечения раненых и больных, поступающих из госпитальных баз фронтов, во внутренних районах страны на главных эвакуационных направлениях должны были развертываться распределительные и местные эвакуационные пункты (РЭП и МЭП). Основными лечебными учреждениями этих пунктов являлись эвакуационные госпитали, которые в соответствии с мобилизационным планом формировались местными органами Наркомздрава и укомплектовывались полностью гражданским персоналом (за исключением начальника госпиталя и его заместителя по политчасти, являющихся военнослужащими). Организация и осуществление лечебной работы в этих госпиталях, обеспечение раненых питанием, медико-санитарным имуществом и т.д. возлагались на местные органы Наркомздрава. Опыт, полученный в ходе боевых действий у оз. Хасан, на р. Халхин-Гол и в период финляндско-советского конфликта подтвердил верность принятых теоретических установок, новых принципов организации и способов работы по медицинскому обеспечению войск, показал высокую подготовленность медицинской службы, ее частей и учреждений к решению сложных и трудных задач медицинского обеспечения Красной армии. Вместе с тем выявились некоторые недостатки в организационно-штатной структуре медицинской службы, в подготовке медицинского состава, в обеспечении медицинских частей и учреждений санитарным автомобильным транспортом, техническими средствами и другим медицинским имуществом.
Полученный опыт был подвергнут глубокому и всестороннему изучению, анализу и обобщению. Он явился основой предпринятой накануне войны реорганизации медицинской службы, в ходе которой намечалось устранить несоответствие некоторых сторон штатной организации условиям и требованиям военного времени, внести определенные коррективы в систему лечебно-эвакуационного обеспечения раненых. Значительным изменениям подвергся штат медико-санитарного батальона. В его составе было увеличено число врачей-хирургов, среднего и младшего медицинского персонала, создана госпитальная рота и т.д. Определенные изменения предполагалось осуществить в армейском и фронтовом звеньях медицинской службы. Важную роль в предвоенный период играла ветеринарная служба. Она осуществляла ветеринарное обслуживание всех животных в войсковых хозяйствах и повседневный надзор за качеством мяса, идущего на довольствие войск, а также принимала активное участие в военно-научной работе и решении таких общегосударственных задач, как оздоровление животноводства и территории страны, разработка ветеринарного законодательства и т.д.
Непосредственное руководство ветеринарной службой осуществляло Ветеринарное управление Красной армии. В округах имелись ветеринарные отделы, в корпусах, дивизиях и полках — ветеринарные врачи. Служба имела в своем составе Ветеринарный научно-исследовательский институт, центральную и окружные ветеринарные лаборатории, центральный и окружные (по одному на округ) ветеринарные склады, гарнизонные ветеринарные лазареты, амбулатории и другие учреждения. Укомплектованность службы ветеринарными врачами и фельдшерами достигла 98 процентов. По состоянию на 22 июня 1941 г. в народном хозяйстве страны имелось 13 700 ветеринарных врачей и 16 700 фельдшеров, что полностью покрывало мобилизационные потребности армии.
К началу войны неприкосновенные запасы ветеринарного имущества были накоплены полностью в установленных размерах. Они размещались на складах воинских частей, ветеринарных учреждений, военных округов и центра. Для удобства истребования и отпуска все ветеринарное имущество на военное время было скомплектовано в 23 нормы-комплекта. На базе имевшихся ветеринарных учреждений мобилизационным планом намечалось формирование десятков фронтовых ветеринарных лазаретов, фронтовых ветеринарных лабораторий, фронтовых ветеринарных складов, полевых и эвакуационных ветеринарных лазаретов и головных ветеринарных складов. Кроме того, были приняты меры к подготовке для нужд войск гражданских ветеринарных учреждений, особенно в приграничных военных округах. В первую очередь подготавливались ветеринарные лечебницы особого назначения (ЛOH). В них создавались запасы ветеринарного имущества, приписывались райвоенкоматами штаты обслуживающего персонала из военнообязанных, оборудовались ковочные кузницы, обмывочно-дегазационные пункты и изоляторы. Каждая лечебница рассчитывалась на одновременное стационарное лечение 100 лошадей. Основной задачей их было обслуживание проходящих войск.
Готовя страну к обороне, Коммунистическая партия и Советское правительство огромное внимание уделяли подготовке военных кадров в том числе и кадров Тыла. В короткий срок была создана широкая сеть высших и средних военно-учебных заведений, готовивших кадры для всех служб. Основными военно-учебными заведениями по подготовке кадров для служб продовольственного и обозно-вещевого снабжения являлись Военно-хозяйственная (с 1940 г. — интендантская) академия и Военно-хозяйственное (интендантское) училище. Только за период с 1936 по 1941 г. в них было подготовлено 665 специалистов с высшим и 2544 человека со средним интендантским образованием. В целях ускорения подготовки кадров в связи с нарастающей военной угрозой в апреле 1940 г. были сформированы Омское и Симферопольское интендантские училища, которые свой первый выпуск сделали уже в ходе войны.
Подготовка офицерских кадров для железнодорожных войск, ВОСО, автомобильной и дорожной служб осуществлялась в Военно-транспортной академии, Академии механизации и моторизации Красной армии, а также в сформированных в 1939–1940 гг. автотехническом и трех автомобильно-мотоциклетных училищах. Подготовка специалистов автомобильного транспорта и дорожного строительства не прекращалась, если не считать тех учебных заведений, которые оказались на территории, временно захваченной противником, и были разрушены немцами: Харьковский автодорожный институт; Минский, Полтавский и Ростовский техникумы. Основная работа по подготовке инженерных и научно – педагогических кадров дорожного профиля сосредоточилась в Москве. Служба снабжения горючим в первые годы после своего создания комплектовалась за счет командного состава других родов войск и выпускников гражданских нефтяных институтов. Однако такой метод комплектования службы не отвечал все возрастающим требованиям. Поэтому в 1939 г. при Академии механизации и моторизации Красной Армии был образован факультет снабжения горючим, а при 1-м Саратовском танковом училище сформирован батальон курсантов по подготовке специалистов службы со средним образованием.
Большой вклад в победу внесли военные финансисты. При из активной работе личный состав армии и флота вносил собственные средства в финансирование войны путем внесения взносов по подписке на государственные займы и в фонд обороны. Так, ими принято взносов в фонд обороны на сумму 8, 4 млрд. руб., проведена подписка на госзаймы на 12 млрд. руб., сдано в доход государства — 6,4 млрд. руб., направлено на нужды НКО из внебюджетных источников – 8,4 млрд. руб. За годы войны финансовыми работниками предупреждено 52 млн. руб. переплат, что составило 64% переплат от выявленных при проведении ревизий. Значительный вклад военные финансисты внесли в ходе реализации Постановления ГКО от 4 ноября 1944г. №6886с «О порядке финансирования частей Красной Армии на территории Германии» и приказа Начальника тыла Красной Армии от 10 ноября 1944г. № 0220, в части валютно-финансового обеспечения советских войск в ходе освободительной миссии, вступления на территорию Германии. Из причитающихся военнослужащим денежного довольствия на территории Германии в рейхсмарках, как и военных марках выплаты проводились ежемесячно. При этом военнослужащим получающим основные оклады свыше 75 руб. в месяц выплачивались полевые деньги в размере 25%оклада, военнослужащим получающим основной оклад от 40 до 75 руб. в месяц в размере 50% оклада, военнослужащим получающим месячный оклад менее 40 руб. полевые деньги выплачивались в размере 100% оклада.
В приказе НКО СССР 1941г. №0146 сказано: «Трофейные ценности – золото, серебро и платина в слитках и изделиях, драгоценные камни, ценные бумаги и денежные знаки в иностранной валюте, захваченные у противника, являются общественным достоянием. Трофейные ценности подлежат немедленной сдаче в доход государства в ближайшие полевые органы Госбанка по акту в соответствии с инструкцией последнего. Расходование этих ценностей на нужды части категорически запрещается». Захваченные у врага трофеи зачислялись в счет планового снабжения фронтов и армий. За весь период войны действующими советскими частями было захвачено, учтено и обращено на снабжение войск 135,8 тыс. т горючего и смазочных материалов. Продовольственные трофеи за период 1942-1945гг. захваченные и обращенные на снабжение войск, составили: хлебофуража – 2771,7 тыс.т; сена – 507,8 тыс.т; мяса – 442,7 тыс.т; рыбопродуктов – 10 тыс.т; жиров – 30,2 тыс.т; картофеля и овощей – 1067, 4 тыс.т.(2).
Следует отметить, что от начальников финансовых органов требовалось осуществлять тщательный контроль за своевременностью оприходования трофейного имущества и ценностей в т.ч. иностранной валюты и драгоценных металлов. Для изъятия трофеев во фронтах, армиях и соединениях создавались специальные комиссии куда входили представители финансовых служб и полевых учреждений Госбанка, политработники и представители командования воинских частей. В работе с трофеями важную роль сыграл достоверный учет, контроль, безукоризненная честность работников финансовых служб. Большой вклад в чёткую организацию работы финансовых служб и тыла в годы войны внесли: НКФ СССР, А.Г .Зверев; заместитель Народного комиссара обороны – начальник Главного управления тыла РККА, начальник Тыла Красной армии А.В. Хрулёв; начальник Финансового управления при НКО СССР Я.А. Хотенко и многие другие.
Подготовка кадровых военных врачей велась в двух военно-медицинских и одной военно-морской академиях, а также на трех военных факультетах при гражданских медицинских институтах. Из этих вузов ежегодно выпускалось 1450 военных врачей. Ветеринарная служба готовила свои кадры в Военно-ветеринарной академии и Ленинградском военно-ветеринарном училище. Оценивая в целом состояние Тыла Красной Армии накануне войны, можно с полным основанием утверждать, что его подготовка находилась на достаточно высоком уровне. Он имел в своем составе необходимые органы управления, тыловые части и учреждения, располагал достаточными запасами материальных средств, был укомплектован высококвалифицированными кадрами. Организационная структура, техническое оснащение и принципы работы Тыла Красной армии были по тому времени одними из самых передовых в мире, полностью соответствовали существовавшим взглядам на характер будущей войны и отвечали требованиям советского военного искусства.
В подготовке Тыла имелись и слабые стороны. Тыловые части и учреждения были еще не вполне оснащены автомобильным транспортом и другой техникой, многие технические средства, включённые в их штаты и табели, лишь вошли в серийное производство или осваивались промышленностью и, естественно, не могли в требуемом количестве поступить в войска. Не хватало и некоторых специалистов, особенно для службы снабжения горючим и врачей-хирургов. Определенные недочёты имелись также в подготовке театров военных действий в тыловом отношении и в размещении запасов материальных средств. Не удалось до конца провести в жизнь ряд организационных и мобилизационных мероприятий. Слишком мало времени отвела история для подготовки к этой большой и ожесточенной войне, навязанной Советскому Союзу германским фашизмом. Но в целом Тыл Красной армии был готов к выполнению своих задач и, несмотря на отдельные трудности, успешно справился с ними в ходе Великой Отечественной войны.
Самым трудным в экономическом отношении для страны оказалась осень 1941г. В это время фашисты оккупировали большие территории западных областей, поэтому валовая продукция промышленности с июня по ноябрь сократилась в 2, 1 раза. Поэтому принимались срочные меры по увеличению выработки электроэнергии, добычи угля, нефти, увеличения военного производства в восточных регионах. Работы проводились в неимоверно тяжелых условиях, перестройки народного хозяйства на военный лад. Результаты не заставили себя ждать. В августе 1941г. производство танков (по сравнению с среднемесячным выпуском 1940г.) увеличилось более чем в три раза. В первый военный год было выпущено свыше 12 тыс. самолетов, 6,5 тыс. танков, 15, 8 тыс. орудий и минометов. К примеру, только на производство боеприпасов было нацелено 382 предприятия, 34 наркомата и ведомства, а в 1942 г. 1108 предприятий и 58 наркомата и ведомства занималось производством боеприпасов.
В годы войны важнейшее значение сыграли кадры народного хозяйства. От их знаний и умений зависело быстрое превращение страны в единый военный лагерь. Проблема с кадрами заключалась и в том, что за первые 10 дней войны в армию и на флот было отмобилизовано 5млн. 300 тыс. чел. Немало грамотных кадров ушло в истребительные батальоны, народное ополчение и партизанские отряды. Трудности усугублялись тем, немцы оккупировали территорию где до войны проживало 80 млн. человек, включая 12 млн. рабочих и служащих. Был образован Комитет по распределению рабочей силы. Суть в том, что численность рабочей силы уменьшилась с 31,8 чел. (в первом полугодии 1941г.), до 22,8 млн. во втором полугодии и до 18, 4 млн. в 1942г.
Немаловажную роль сыграло развернувшееся массовое патриотическое движение женщин – домохозяек, рабочих – пенсионеров, студентов, учащихся старших классов которые пошли на производство. Так, в течении второй половины 1941г. на производство пришли 500 тыс. женщин – домохозяек, 360 тыс. учащихся школ средних классов. 26 июня Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Этим Указом отменялись отпуска, был увеличен рабочий день, вводились обязательные сверхурочные работы. В военную промышленность направлялись рабочие из легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, служащие управленческого аппарата, мобилизовывалось незанятое население. С целью повышения трудовой дисциплины в декабре 1941г. принят Указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий». Согласно Указу высококлассные специалисты бронировались от призыва в армию, а самовольный уход приравнивался к дезертирству из армии. На производстве началось массовое движение за перевыполнение производственного плана которое получило название двухсотников, трехсотников, пятисотников, тысячников. В условиях военного времени по ускоренной программе работали высшие и средние специальные учебные заведения, разветвлённая сеть курсов которые готовили руководящие кадры для различных отраслей промышленности и прежде всего оборонной.
Несмотря на натиск врага, его силу и мощь, благодаря умелому, грамотному руководству страной, армией и флотом со стороны руководителей партии во главе с И.В. Сталиным в короткие сроки удалось организовать чёткую работу тыловых органов и служб, наладить выпуск техники и вооружения, обеспечить армию и флот продовольствием, обмундированием, создать мощный тыл. Народ верил И. Сталину и знал, что вождь сделает всё возможное для зашиты государства и его граждан. Так оно и случилось Советский народ выстоял и победил фашистских палачей. Однако, после его смерти к руководству страной пришли придатели власти народа, потерявшие совесть люди во главе с Н. Хрущевым. Этот деятель и его единомышленники в лице андроповых, примаковых, питонравовых, горбачёвых, ельциных, кравчуков, шушкевичей, сабчаков, черномырдиных иже с ними сделали все, дабы разрушить нашу страну, уничтожить завоевания социализма. Вот уже 30 лет бродим как стадо овец по бескрайни просторам России. В наше время страной правит мелкота, воспитанная ненавистью к СССР и нашим народам, они довели страну до голода, нищеты и вымирания. Прошло 80 лет с начала фашистской агрессии, а люди голодают, страдают и мучаются в богатейшей ресурсами стране. День Победы ловко приватизирован нынешними разрушителями государства. Путин и его окружение охаивают советское руководство во главе с И.В. Сталиным, а сами не стоят его мизинца.
Они имитируют уважение к ветеранам войны и труда, а на самом деле унижают морально и духовно – драпируя Мавзолей В.И. Ленина, символ Победы в войне с фашизмом. Так, праздничные выплаты ветеранам проживающим в РФ, оказались меньше чем в Казахстане, и даже меньше, чем в Узбекистане… так, российским ветеранам к 9 мая выплатили по 10 тыс. руб., аналогичная выплата в Казахстане составила миллион тенге – примерно 174 тыс. руб. на человека, а в Узбекистане 12 миллионов сумов – около 85,5 тыс. руб. Зато путинская Россия лидирует по числу долларовых миллиардеров, и в тоже время занимает одно из ведущих мест в мире по числу смертности. В декабре 2020г. в стране умерло рекордное количество граждан за всю его историю.243 тыс. чел. Господин Собянин устроил невыносимые условия для жизни москвичей, психоз под возгласы коронавируса, народ крайне устал от его правления. Цены и поборы в Москве запредельны. Власти четко определили способ истребления людей, прежде всего пожилого возраста. Ибо: без достойной зарплаты; качественного питания; без медицинского обслуживания; стрессы от налогов, поборов, цен и тарифов; угнетение недостойной культурой поведения и обслуживания; психоз, запугивание, приказное навязывание проходит прививки от коронавируса (в нарушение Конституции РФ и закона); использование СМИ для постоянного давления на сознание людей и т.д. Все это приводит к преждевременной смерти и массовому вымиранию россиян. Неужели за это сражались, трудились, умирали, но не сдавались советские люди с фашизмом 80 лет тому назад. Думается нет! Они сражались: «За Нашу Советскую Родину!» Опомнитесь — вспомните Нюрнберг господа!
Член Президиума ЦС РУСО, писатель и журналист В.А. Попович
20.6.21г. (8-967-042-12-67).