В.А. Попович, Н.В. Гаврикова: «Восточные славяне. Истоки Киевской Руси!»

       Ныне между славянскими народами  нет спокойствия, мы в соре друг с другом,  нас раздирают распри и вооружённые конфликты. Это результаты  трагедии постигшей наши народы  в 1991 году. Начатая в феврале 2022г. спецоперация усугубила положение дел. Как выйти с этого тупика – вот вопрос?

Последствия случившегося сказываются,  прежде всего,  на наших братских взаимоотношениях, что устраивает недругов славянского мира.  Сегодня на планете 13 славянских государств (без учёта ДНР, ЛНР и Приднестровья), а  численность славян  в мире около 350 млн. чел. Судьба разбросала наших соотечественников по всему земному шару. Самые крупные славянские государства – это Россия,  Украина, Польша,  Белоруссия.   Если учесть, что на нашей планете Земля  проживает около 8 миллиардов человек (на 31.3.2022г.7 —  937 081 566 чел..), то численность славян относительно небольшая, поэтому надо ценить  друг друга, жить в мире и согласии. До настоящего времени идут споры о наших славянских корнях. Ученые — историки запутались окончательно. Как говорят – сколько учёных, столько мнений… Недавно в Славянском институте  в Москве проходила конференция на которой выступил доктор исторических наук, профессор, заявивший, что является одним из ведущих специалистов в стране по  истории славянства. Он  сказал, что не Киев – «Мать городов русских», а Полоцк… Ему видней,  но убедительных фактов нет. (Справка —  Оригинальный фрагмент из «Повести временных лет», 882 года, звучит следующим образом: «и сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским»).

        Наукой признано, что восточные славяне – потомки древних земледельческих и скотоводческих племен, живших на юге Восточной Европы до нашей эры. В начале н. э, восточные славяне занимали обширную территорию, от Балтийского моря до Черного, от Карпатских гор до верховий рек Оки и Волги. К середине IX в. у восточных славян сложились предпосылки создания государства – Киевской Руси. Многие западные историки до сих пор утверждают, что она была создана норманнами, пришедшими из Скандинавии. Русские же ученые давно доказали, что Древнерусское государство возникло в результате длительного самостоятельного развития восточнославянских племен, задолго до прихода норманнов.

      Древнейшие сведения о славянах принадлежат древнегреческим ученым Гесиоду (VII в. до н. э.) и Геродоту (V в. до н. э.), которые сообщали об антах и венедах, проживающих от Карпат до Балтийского моря. С VI в. н.э. появляется понятие «славяне». Наиболее полные данные о восточных славянах оставили историки VI в. н. э. Иордан и Прокопий Кесарийские. Считается, что прародиной славян была Центральная и Восточная Европа. В середине первого тысячелетия до н. э. славяне начинают использовать железо, и намечается постепенное разложение родового строя. В это же время единая славянская общность разделилась на две ветви – восточную (русские, украинцы, белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Позднее выделилась и третья ветвь – южная (сербы, болгары, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).  Восточные славяне сохраняли общинный строй. Каждое племя состояло из нескольких родовых общин. Славяне занимались подсечным земледелием. С совершенствованием орудий труда на смену подсечному земледелию пришло пашенное с двупольной системой. Отпала необходимость жить коллективами. Из родовых общин стали выделяться отдельные семьи. Каждая семья имела свой дом, участок земли, свои орудия труда. Места охоты, рыбной ловли, пастбища были в общем пользовании. С возникновением семейной собственности у восточных славян появляется имущественное неравенство. Одни семьи богатеют, другие беднеют. Возникает класс крупных землевладельцев – бояр.

      В VI-VIII вв. идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя у славян и образования крупных племенных союзов. Зарождаются феодальные отношения, складываются экономические и социально-политические предпосылки образования государства. Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не  с единством происхождения, а с районом расселения. Так, поляне жили на Днепре, возле Киева; дреговичи – между Припятью и Западной Двиной; кривичи – вокруг Смоленска; вятичи – в бассейне реки Оки и т. д. Во главе каждого племени стоял князь  и было свое «княжение». Это еще не княжества в более позднем, феодальном смысле слова. Племенные князья создавали вооруженные отряды – дружины. Жили они обычно в отдельных  поселках, вокруг которых селились ремесленники: кузнецы, оружейники, сапожники, плотники и т. д. Они производили для дружины оружие, одежду, обувь.  Княжеский поселок окружали глубоким рвом с водой, высоким земляным валом с бревенчатой стеной. Так у славян возникали города. Сохранилась легенда о том, как князь славянского племени полян Кий и его братья Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра. В честь старшего брата они назвали его Киевом.  Потомки Кия были первыми князьями Киевского государства.

      На протяжении многих веков восточные славяне вели борьбу с кочевниками, делавшими набеги  из Азии. В IV в. на славян нападали гунны, затем приходили авары и хазары, потом — печенеги и половцы. Сами славяне часто предпринимали военные походы на берега Дуная и Византии. «Повесть временных лет» содержит рассказ о войне между различными славянскими родами на севере страны. Старейшины племен ильменьских славян, кривичей, а также соседних финно-угорских племен чуди и веси пригласили на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика в 862 году. После его смерти в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу. Он собрал большое войско и силой захватил Киев. Так зародилась династия Рюриковичей, которая просуществовала на Руси до конца XVI в. Для ведения оборонительных и наступательных войн славяне объединялись в союзы. Крупные племенные союзы были непосредственными предшественниками возникновения государства, начальный этап существования которого у многих народов связан с возвышением одного из знатных родов. Впоследствии, утвердив свою власть на определенных землях, этот род превращался в правящую династию. Примерно то же самое произошло и на Руси, где выделялись династии Рюриковичей и Романовых.

         Киев привлекал князя Олега прежде всего тем, что был расположен на знаменитом пути «из варяг в греки». Вдоль великого торгового пути возникали крупные города – Киев, Смоленск, Новгород и другие. Он стал как бы стержнем Древнерусского государства, его главной улицей. Сложившееся государство с центром в Киеве в IX – начале ХП вв. стало называться Киевской Русью. Согласно летописи, Русь – название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Под варягами тогда подразумевали норманнов, а отсюда и появление норманнской теории происхождения Руси. Видными последователями этой теории были в XVIII в. историки немцы, а также М.П. Погодин и др. Некоторые историки считали, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в середине первого тысячелетия н. э. в районе реки Рось, одного из притоков Днепра, южнее Киева. Так возникла славянская теория происхождения Руси. Ее сторонником был в XVIII в. великий русский энциклопедист М.В. Ломоносов. В наше время этой теории придерживались И.Е. Забелин и другие.

    В IХ в. земли 15 крупных восточнославянских земель объединились в единое государство – Киевскую Русь, на территории от Балтики до Черного моря. Это государство не уступало по размерам империи Карла Великого.  Говоря о становлении Киевской Руси и роли варягов, а также их месте в древнерусской истории, следует отметить, что историческая роль варягов на становление Руси была значительно меньше, чем роль печенегов или половцев, влиявших на развитие Руси на протяжении четырех веков. Словами «Русь», «Русская земля» поначалу в IX в. называли лишь киевские и соседние с ними южнорусские земли. Лишь позднее, в XII в., так стали называть всю территорию, занятую восточными славянами.

      Говоря о предпосылках образования Киевской Руси, необходимо выделить ряд предпосылок. 1. Экономические: а). Более высокий относительно других народов уровень развития производительных сил у восточных славян, главной отраслью хозяйства которых было земледелие с использованием железных орудий труда: лемехов, плугов, наконечников, сох и т. д. Это позволяло славянам осваивать новые земли и перейти от подсечного к более производительному пашенному земледелию. Славяне высевали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, лен и другие культуры. Они активно занимались скотоводством. Первоначально скот разводили ради мяса и использования на работах. По мере того  как человек стал употреблять молоко в пищу и приобрёл навыки изготовления из него различных продуктов (масла, сыра и т. б), возросло значение молочного скота. Кроме получения мяса и молочных продуктов, скотоводство позволяло развивать кожевенное производство. в). Развитие ремёсел. Отделение ремесла от земледелия у восточных славян происходит в VI-VIII вв. Данные археологов свидетельствуют о существовании в этот период кузнецов, литейщиков, оружейников, мастеров изготовления золотых и серебряных изделий, гончаров и т. д. Только из железа и  стали славянские мастера производили более 150 видов различных изделий. Г). Высокопроизводительное земледелие и многообразие ремёсел обусловили активное развитие торговли. Это подтверждают находки римских и других монет, византийских украшений, изделий из различных краев. Торговали пользуясь тремя торговыми путями. Первый — это путь «из варяг в греки». Он вёл из Финского залива в реку Неву, в Ладожское озеро, в реку Волхов, в озеро Ильмень, в реку Ловать. Из Ловати, через мелкие речки и волокам, переходили в Западную Двину, а оттуда на верховья Днепра и Днепром – в Чёрное море к «грекам», то есть в Византию Этим важным путем пользовались как сами славяне, так и варяги. Второй путь шёл по Волге, в землю Волжских болгар и в Хазарское царство, на Каспийское море (Хазарское).Чтобы попасть на Волгу, славяне пользовались ее притоками – Мологой, Шексной и рекой Мстой, впадающей в озеро Ильмень. Третий путь тоже вёл в Хазарское царство: со среднего Днепра малыми реками на реку Донец и с Донца – на Дон, оттуда можно было попасть в Азовское и Каспийское моря. По этим путям славяне научились ездить торговать на иностранные рынки: к грекам, болгарам, хазарам.

2.Социально-политические: а). В VI в. начинают складываться славянские племенные союзы, которые явились прообразом и зачатком будущей государственности, на что указывал В.О. Ключевский. Племенные союзы вначале возникли в чисто военных целях. Среди них следует выделить наиболее крупные: поляне – район Киева; дулебы – на Карпатах; волыняне, северяне и др. б). В VI-VIII вв. восточные славяне имели высокую для своего времени военную организацию, которая также свидетельствует об элементах государственности. Подтверждением служили исследования, проверенные киевским математиком А. Бугаем, который установил, что для  славянских племен от нашествия кочевников с юга в VI-ХII вв. была создана четырёхрядная система защитных сооружений. Один из валов тянулся на 120 км от Фастова до Житомира. Предполагают, что в его строительстве участвовало более 100000 человек. Подобные масштабы работ были возможны лишь в организованном обществе. В). Отсутствие у славян рабства. Точнее, оно существовало в патриархальной форме и не переросло в рабовладельческий способ производства.

3.  Внешние: а). Необходимость расширения земельных владений, что в широких масштабах могло осуществить лишь государство. б). Постоянная угроза нападения норманнов с северо-запада, Византии – с юго-запада, хазар – с юго-востока, печенегов – с юга. Все это диктовало потребность в мощной военной организации и централизованном управлении ею. Таким образом, исходя из вышеуказанных признаков, можно сделать вывод о том, что создание в середине IX в. Древнерусского государства с центром на земле племенного союза полян – городом Киевом – стало закономерным результатом внутреннего развития славянского этноса.

      Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики. Экономическую основу Древнерусского государства составляла феодальная собственность на землю, что коренным образом отличало его от западноевропейских и ряда других стран, в которых процесс государственного образования был связан с господством рабского труда. Феодальная собственность на землю существовала в двух формах: а). вотчина – земля крупного феодала, боярина, которая переходила по наследству и состояла из феодальной усадьбы и крестьянских селений; б). поместье – земля, которую князь жаловал своим дружинникам в условное владение в период службы, по наследству эта земля не передавалась.

    Немаловажную роль в экономике Киевской Руси сыграло совершенствование земледельческих орудий, что привело к возникновению в Древней Руси двух- и трёхпольных систем земледелия. Это в свою очередь позволило увеличить площадь земельных угодий и их производительность. На экономику повлияло и быстрое развитие ремесла. В Киевской Руси было известно около 150 различных ремесленных специальностей. Развитие ремёсел наряду с другими причинами обусловили рост городов. На основе летописей историки подсчитали, что в IX–X вв. на Руси было 24 города, в XI веке – 64, а в XII – 135. О размерах городов свидетельствуют описания Киева, сделанные немецким летописцем в X в. Он отмечал наличие в городе 400 церквей и 8 больших торговых площадей, а также 100 000 жителей.

     Углубление общественного разделения труда, повышение производительности земледелия, развитие ремёсел вели к росту торгового обмена между городами и деревнями, торговли между различными областями Киевской Руси и многими странами: Персией, Аравией, Францией, Скандинавией. Крупнейшим торговым партнёром Руси была Византия.Установление частной формы собственности на землю привело к созданию четкой социальной структуры общества и положило начало формированию крепостной зависимости крестьян. На вершине социальной пирамиды находился великий киевский князь. Он был крупнейшим собственником земли, собирал дань с подвластных племенных князей и других земельных собственников, жаловал за службу поместья в условное владение. Следующую ступень занимали крупные земельные собственники – бояре и местные князья. Они платили дань великому киевскому князю и одновременно имели право на сбор дани с подчиненных и принадлежащих им земель.  Такое же место занимало и высшее духовенство. Свободные крестьяне жили на свободных землях, уплачивали дань различным феодалам и отрабатывали повинности. Зависимые крестьяне находились в экономической зависимости от феодалов, выплачивали им оброк либо отрабатывали барщину.

    В период образования Киевской Руси большинство населения состояло из свободных крестьян – общинников. Однако по мере установления частной  собственности на землю начинается процесс зависимости от феодалов крестьян, разорившихся в результате неурожая, войн, стихийных бедствий, по другим причинам и вынужденных добровольно идти в кабалу к феодалу. Таким образом осуществлялось экономическое принуждение крестьян. Зависимое население облагалось феодальной рентой, которая существовала на Руси в двух формах: — барщина – даровой принудительный труд феодально -зависимого крестьянина, работающего с собственным инвентарём в хозяйстве феодала. Этот вид зависимости широко распространился в Европейской России во второй половине XVI – первой половине XIX вв. и после отмены крепостного права в 1861 г. сохранился для временно обязанных крестьян как издольщина. Юридически барщина была отменена в 1882 г., фактически она существовала до Великой Октябрьской  Социалистической революции в виде отработок;   -натуральный оброк – ежегодный сбор денег и продуктовый оброк с крепостных крестьян. Продуктовый оброк отменен в феврале 1861 г., денежный сохранился для временно-обязанных крестьян до 1883 г.

В Киевской Руси сложились  группы зависимых крестьян:   — закуп – крестьянин, взявший у феодала купу (долг денежный или натуральный);  -рядович – крестьянин, который в силу различных причин не мог самостоятельно вести хозяйство и заключал с феодалом ряд – договор. Он добровольно признавал свою зависимость и получал взамен большой участок земли, орудия труда, зерно для посевов и т. д.;    -изгой – крестьянин, потерявший связь с общиной и нанимающийся к феодалу;    -пущенник – раб, отпущенный на волю, оказавшийся без средств к существованию и идущий в кабалу к феодалу;    -холоп – из состава дворовых людей феодалов, фактически находился на положении раба.

    Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Великокняжеская власть носила неограниченный и наследственный характер. Князь реализовывал и судебную власть. Важным элементом политической системы Древнерусского государства был совет при великом князе из местных князей и высшего слоя дружинников – бояр. Местную власть осуществляли племенные князья, а также назначаемые великим князем посадники, тысяцкие и сотские. Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений вызвали необходимость модификации русского права. Свод законов Киевской Руси именовался «Правда Русская». В XI в. выходит его краткая редакция. Она состояла из двух частей – «Древнейшей Правды», или,  Правды Ярослава, и «Правды Ярославичей».   Многие историки   выделяют три основных периода в развитии Киевской Руси, а именно: —   начальный – 2-я половина IX в. – конец Х в.; —      расцвета – конец Х в. – середина XI в.;  — упадка и начала феодальной раздробленности – середина XI в. – начало XII в.

      Главным содержанием первого периода являются объединение славянских земель вокруг Киева и дальнейшее развитие феодальных политических и экономических отношений. Первые правители Киевской Руси – Олег (882-912 гг.), Игорь (913-945 гг.), Ольга (945-964 гг.), Святослав (964- 972 гг.) – настойчиво расширяли свои владения, подчиняя племена древлян, северян, родимичей, кривичей, вятичей. Зависимость этих племен сначала проявлялась лишь в выплате ежегодной дани. Постепенно власть местных правителей была заменена присланными из Киева наместниками. Независимые славянские племена упорно сопротивлялись покорителям. В 945 г. восставшие древляне убили киевского князя Игоря. Однако Рюриковичи, опираясь на собственные дружины, а также на отряды наёмников – варягов, неизменно добивались успеха. Помимо укрепления государства, у первых киевских Рюриковичей были еще две большие заботы: торговля с Византией и борьба со степными кочевниками – хазарами, печенегами, а с середины XI в. – с половцами. Сын Игоря и Ольги – Святослав (964-972 гг.) прославился походами на Дунайскую Болгарию и Византию. Внутренняя политика Святослава была направлена на дальнейшее усиление централизованной княжеской власти и завершение объединения восточнославянских земель вокруг Киева. В 970 г. Святослав впервые ввёл в обычай передачу  сыновьям особых уделов. Он посадил Ярополка в Киеве, Олега – в древлянской земле, а Владимира – в Новгороде. Н.М. Карамзин считал этот шаг Святослава виной всех бедствий России.

      Второй период истории Древнерусского государства – период расцвета. После смерти Святослава в течение 8 лет идет борьба между его сыновьями за великокняжеский престол. Победителем в этой борьбе становится Владимир (980-1015 гг.). Время его княжения – это  период наивысшего расцвета, былинное  время Киевской Руси. В отличие от своих предшественников, которые, по меткому выражению К. Маркса, смотрели на Россию лишь как на стоянку, от которой надо двигаться дальше, Владимир перешёл к оседлой жизни в столице своего государства. Это явилось важным шагом в направлении его феодализации. Экономика этого периода характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений путем активного распространения поместного землевладения и совершенствования земледелия. С целью защиты от кочевников южных рубежей Владимир строил крепости по рекам.

     Факты свидетельствуют, что  жизнь славян-земледельцев целиком зависела от природы. Считая силы природы могущественными живыми существами, люди обожествляли их и поклонялись им. У восточных славян было много богов: Сварог – бог неба и огня; Ярило – бог солнца; Перун – бог грома и молнии; Велес – покровитель скота. В 988 г. великий князь  Владимир повелел всем своим подданным принять христианство. Многие славяне не хотели расставаться со своими богами. Но их силой заставляли принять новую религию. Постепенно славяне привыкли, но многие языческие верования сохранились и влились в христианство. Не стало грозного Перуна, но его чертами народ наделил святого Илью. Вместо бога Велеса покровителем скота стал святой Власий.

          Принятие христианства изменило духовный облик людей, приобщило Русь к великой культурной традиции Византии, а через нее, в известной мере, – к античной культуре. Укрепились связи с западным христианским миром. В городах на Руси стали строить красивые храмы и монастыри, создавать школы. Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Она закрепила духовную связь людей, проживавших на  территории государства, укрепила власть князей и бояр над народом. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил ее материальным содержанием, введя особый налог – «десятину». Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживающая первую – государственную. Христианство способствовало гуманизации древнерусского общества, осуждало рабство и призывало «возлюбить ближнего своего как самого себя». Начался новый период религиозных верований, святых надежд  и нравственности. Заслугой Владимира было и то, что он организовал надёжную систему обороны степных границ России от кочевников; внезапности нападения степных кочевников он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу разведки, оповещения и связи. Могучие витязи, богатыри, оберегающие степные рубежи Руси от кочевых племен, стали героями русских былин, возникновение которых относят именно к этому времени.

      После смерти Владимира 12 князей (его сыновей) начинают многолетнюю борьбу за великий киевский престол, уничтожая друг друга, разоряя русскую землю, приводя на Русь печенегов, поляков, немцев, венгров. В ходе этой борьбы киевским князем становится Ярослав Мудрый (1035-1054 гг.). Он родился в 978 г., получил хорошее образование, много читал. Княжил Ярослав в Новгороде и был женат на дочери шведского короля. В личной дружине Ярослава находился отряд варягов. Иногда варяги оскорбляли новгородцев, затевали с ними драки, насиловали женщин.  Так, в 1015 г. жители Новгорода напали на варягов и многих порубили. Ярослав приказал за это казнить нескольких новгородцев. В связи с этим конфликтом вышел свод законов «Русская Правда». Она защищала жизнь, честь и имущество новгородцев. Ярослав установил штраф в пользу князя за убийство, за хищение имущества и за другие нарушения порядка. Штраф за убийство простого смерда был в 16 раз меньше, чем за убийство княжеского дружинника. Кража животного из хлева расценивалась как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. В своде были данные о стоимости разных видов скота.

    Став великим киевским князем, Ярослав во все города и земли Киевской Руси послал преданных ему бояр. Он украсил Киев по образу и подобию Константинополя, построил Золотые ворота, которые служили главным входом в город. В центре Киева Ярослав воздвиг великолепный Софийский собор. Этим он выразил идею духовной самостоятельности Руси и подчеркнул «равновеликость» двух держав. Ту же идею утверждал ближайший соратник князя митрополит Илларион. Ярослав Мудрый сделал русскую церковь более независимой от Византии. Без ведома Константинопольского патриарха он сам назначил в 1051 г. митрополита в Киеве и епископа в Новгороде из среды русских священников. В Киеве был построен Киево-Печерский  монастырь, высшая школа подготовки русского духовенства.  При Ярославе на Руси были канонизированы первые святые. Ими стали братья Борис и Глеб, злодейски убитые по приказу их сводного брата киевского князя Святополка. Причислив Бориса и Глеба к святым, церковь тем самым выразила свое осуждение княжеских усобиц – страшного бедствия Древней Руси.

     Третий период истории Киевской Руси – период упадка и начала феодальной раздробленности. После смерти Ярослава Мудрого начались междоусобные войны князей за лучшие земли, города, за Киевский престол. Старшие сыновья Ярослава – наследники его власти – Изяслав, Святослав и Всеволод – не сумели сохранить единство русской земли. Они часто враждовали друг с другом. Кроме того, на юге появился новый сильный враг –кочевые племена половцев. В 1068 г. половцы разгромили объединённые силы Ярославичей в битве на р. Альте. Социальная напряжённость в Киеве нарастала, начались восстания. Чтобы устрашить людей, в 60-70 гг. XI в. вышел специальный Сборник законодательных постановлений. Он был принят на съезде сыновей Ярослава Мудрого и известен нам как «Правда Ярославичей». Она предусматривала суровую кару за преступления против власти и собственности. Раздоры князей, частые половецкие набеги и волнения граждан заставили киевскую знать в начале XII в. призвать на княжение внука Ярослава Мудрого – властного и авторитетного князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125гг.). Опираясь на поддержку  сыновей, Владимир Мономах   сделал  многих непокорных князей своими вассалами и возродить на 12 лет былое единство Руси. Как свидетельствуют факты, что раздор между братьями – славянами никогда не приводил к добру. Распри ослабляли государство, чем пользовались внешние враги.

       Став великим князем, шестидесятилетний Владимир Мономах не мог не считаться со справедливыми требованиями жителей Киева. Он издал новый закон, облегчавший положение городских низов, запретил взимать слишком высокие проценты с должников, заставил купцов  снизить цены на продукты. Он прекратил княжеские усобицы, восстановил и укрепил единство Киевского государства, дал решительный отпор половцам, отбросив их далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель, он остался в памяти потомков как один из самых выдающихся строителей русского государства.

Киевская Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы, преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников. Восточные славяне, объединённые в единое сильное государство, сумели отбить их натиск и сохранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусской народности, из которой затем сформировались русский, украинский и белорусский народы. Общая численность славянских народов на начало XX в. составляла около 150 млн. человек, в том числе (в млн.): русских – свыше 65, украинцев около – 31, белорусов – около 7, поляков – свыше 19, чехов – более 7, словаков – более 2,5, сербов и хорватов – свыше 9, болгар – 5,5, словенцев  – 1,5 млн. Основная масса славянского населения находилась в России – 107,5 млн. человек, Австро-Венгрии – около 25 млн., Германии – свыше 4, в странах Америки – свыше 3 млн. человек.  В 1970 г. общая численность славянского народа составила около 260 млн. человек, из них: русских – свыше 130 млн., украинцев – 41,5 млн., белорусов – 9,2 млн., поляков – около 37 млн., чехов – около 10 млн. На сегодня численность славян в мире около 350 миллионов. В славянской группе выделяют восточных, западных и южных славян. Ветвь восточных славян объединяет народы: русские; белорусы; украинцы. Западные славяне: поляки; чехи; словаки; силезцы; словинцы; моравы; кашубы; лужичане., русины;  Южные славяне: сербы; хорваты; болгары; боснийцы; словенцы; македонцы; черногорцы и некоторые другие.

     Как итог можно сказать, что  Киевская Русь, возникновение которой явилось закономерным результатом генезиса восточнославянских племен, положила основу создания государственности русского, украинского, белорусского и других народов. Мы жили и должны жить в мире и согласии, только тогда будет  положительный результат нашей деятельности и нашего существования. Мир и взаимопонимание, помощь и поддержка друг друга вот основа существования  славянских народов.

Профессор, член Союза писателей и журналистов РФ     В.А. Попович

Историк, член Союза писателей РФ                         Н.В. Гаврикова

29.6.2022г.