В.А. Попович: «Ленд-лиз в годы Великой Отечественной войны»  

 31 августа  т.г. исполняется 81 год прибытия в Архангельск  союзного конвоя «Дервиш».    Это  первый союзный арктический конвой (операция «Дервиш») отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами  из семи транспортов (шесть грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота). 12 августа 1941 года, конвой вышел из порта Ливерпуль (Англия).  16 августа прибыв в Хвалфьордур (Исландия), для заправки топливом.  21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск, куда прибыл  31 августа 1941 г. Конвой состоял из пяти английских судов и одного голландского судна, загруженных стратегически важным сырьём (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом. В годы борьбы с фашизмом  подобные  конвои стали регулярными. Президент США  Ф. Рузвельт  говорил: «ленд – лиз работает на Америку на русском фронте», а сменивший его Г. Трумен в 1945г. признавал, что ленд – лиз для США выгоден, так как он позволяет спасать жизни миллионов американцев. То есть американцы не только помогали нам разгромить фашизм, но и получали от этого выгоду.

     В   1941г. в семи внешних конвоях в Советский Союз прибыл 51 транспорт (из них 9 советских), в это время из наших портов на запад  вышло 47 судов (из них 15 советских). Доставлено в СССР 160 413 тонн, а вывезено 145 758 тонн различных грузов.  Для прикрытия конвоев корабли Северного флота совершили 58 и 34 выхода соответственно.    Конвои следовавшие в Советский Союз  подвергались угрозе со стороны  противника. Самой опасной для конвоев была авиация, особенно в первый период войны. Немецкая авиация базировалась на территории Финляндии и  Северной Норвегии, входила в состав пятого воздушного флота. Группировка  Германии находившаяся здесь получила наименование «Авиационное командование Киркенес», а с февраля 1942г.  – Авиационное командование Норд – Ост.

     Фашистское командование принимало  меры по ограничению действия нашей авиации и флота. Противник стремился максимально перекрыть доставки в СССР осуществляемые по ленд-лизу. По указанию Гитлера, для борьбы с конвоями на Север Норвегии в январе 1942г. были направлены крупные соединения кораблей и авиации. Наиболее интенсивно действовали вражеские корабли и морская авиация на участке от острова Медвежий до Архангельска.  Численность 5-го воздушного флота Германии, базировавшегося в Норвегии и Финляндии к весне 1942г. увеличилась до 500 самолетов. С  апреля 1942г. немецкая авиация приступила к массированным налётам на Мурманск. Фашисты планомерно с воздуха уничтожали город. Учитывая, что Мурманск имел в основном деревянные постройки, немцы, применяя зажигательные бомбы.  Начиная с конвоя РО-13 для обеспечения двух очередных конвоев, приходивших в СССР и уходивших обратно в Англию, корабли и авиация флота стали проводить операцию, в которой участвовали: подлодки, эсминцы,  сторожевые корабли, катера, тральщики, морская авиация, спасательные суда ЭПРОН. Авиаторы флота наносила бомбовые удары по аэродромам и базам противника и прикрывала конвои, вела противовоздушную оборону баз и стоянок судов. Многие фашистские стервятники нашли свой бесславный конец в небе Заполярья. Но были и потери среди участников перехода и прикрывавших конвои кораблей.    В начале января 1942г. самолеты 72-го смешанного  и 118 – го морского разведывательного авиаполков нанесли удар по аэродрому Луостари и сухопутным войскам противника в районе Западная Лица и Титовка. Ими совершено 61 самолёто вылет.  18 января 72-й авиаполк  преобразован во 2-й гвардейский смешанный авиаполк. 28 апреля в воздушных боях  сбито два Ме-109 и один Ме-110, флот потерял четыре «Харрикейна».

     В ходе прикрытия морских десантников 29 апреля в воздушных боях сбито шесть Ме-109 и один Ме-110. наши потери составили три И-153 и один «Харрикейн». В этот день летчик 27-го истребительного полка лейтенант Н.И. Игнатьев совершил первый на Севере воздушный таран,  уничтожив Ме-109. Он приземлился в районе,  где вели бой наши десантники – морские пехотинцы. Они спасли летчика. 14 марта 1942г. Гитлер подписал специальный приказ об активизации действий фашистского флота против союзных конвоев. Адмиралу Денницу было приказано сосредоточить в Арктике крупную группировку подводных лодок, а командующему 5-м воздушным флотом генерал-полковнику Штумпфу сосредоточить на Севере торпедоносцы Не-111.  С апреля 1942г. немцы стали массированно бомбить Мурманск.   С июля 1942г. конвой в составе 37 транспортов в сопровождении английских военных кораблей вышел из Исландии. В ходе нападения фашистов на конвой было потоплено 23 транспорта (122 тыс. тонн груза). Но враг тоже нёс немалые потери. Так, за первый год войны на Северном театре военных действий нашими кораблями потоплено 135 кораблей и судов противника, общим водоизмещением 583 400 тонн. Лётчиками Северного флота уничтожено 412 самолетов, разрушены или повреждены многие коммуникации врага. К этому времени потери флота составили: 56 судов и 156 самолетов. В составе союзных конвоев к нам пришло 179 транспортов  (с ними 133 военных корабля). Убыло от нас 145 транспортов и 83 корабля. Погибло в пути следования более двух десятков  транспортов и 5 военных кораблей, включая английский крейсер «Эдинбург».

За проявленное мужество  и стойкость капитану судна И.И. Афанасьеву, старшему помощнику капитана М.П. Петровскому и рулевому Б.И. Аказенку присвоено звание Героя Советского Союза. После войны в архивах Министерства морского флота обнаружена записка начальника Главного штаба ВМФ адмирала флота И.С. Исакова от 25 ноября 1941г., адресованная члену Государственного Комитета Обороны А.И. Микояну. В ней сказано: «Военно-морской атташе в Америке донес, что согласно последнему извещению англичан, пароходы, имеющие скорость хода менее 8 узлов в конвой приниматься не будут. Наш транспорт «Старый большевик» при следовании из Архангельска в США отстал от конвоя и 10 суток шёл один, без прикрытия. Так как все движение транспортов на Архангельск осуществляется в настоящее время в системе конвоев, прошу Вашего распоряжения запретить посылку за границу транспортов, имеющих скорость менее 8 узлов». Документы свидетельствуют, что такое распоряжение было дано Наркому морского флота Дукельскому. Однако, несмотря на запрет, «Старый большевик» продолжал бороздить моря и океаны.

   Заслуги этого транспорта по достоинству оценили англичане. Так, король Англии Георг VI наградил капитана «Старого большевика» высшим английским боевым орденом и особой грамотой. Текст этой грамоты  гласит: «Георг VI, милостью божией король Великобритании, Ирландии, Британских доминионов за морями, защитник веры, император Индии и государь высшего ордена Британской империи, поздравляет Ивана Ивановича Афанасьева, капитана теплохода «Старый большевик» морского флота СССР, в связи с тем, что мы сочли Вас достойным именовать и назначить почётным офицером нашего высшего ордена  Британской империи по гражданскому отделу. Этим мы присваиваем Вам звание почётного офицера нашего ордена и даём Вам право носить это звание почётного офицера нашего вышеуказанного ордена и пользоваться всеми привилегиями, к нему относящимися и принадлежащими».

       В октябре 1942г. командующий СФ вице-адмирал А.Г. Головко (на основании приказа Наркомата ВМФ от 10 октября), дал указание  сформировать 24-й миннот-орпедный авиаполк, 28-ю отдельную разведывательную авиа эскадрилью, 24-ю авиабазу на оз. Холмское, 2-й гвардейский смешанный авиаполк им. Б.Ф. Сафонова (переименован во 2-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиаполк им. Б.Ф. Сафонова). 49-я отдельная морская разведывательная авиа — эскадрилья и 95-й истребительный авиаполк подлежали расформированию. Однако в конце октября того же года поступил новый приказ, согласно которому к 5 ноября надлежало сформировать управления 5-й бомбардировочной и 6-й истребительной авиабригады, восстановить 95- истребительный авиаполк. Включить в состав флота 29-й бомбардировочно-пикирующий и 255 истребительные авиаполки. В конце декабря 1942г. 13 самолетов «Хемпден» 5-й авиабригады нанесли удар по порту Киркенес, был потоплен немецкий  транспорт. Два ДБ-3ф бомбардировали аэродром Луостари, уничтожив Ju-88. Шесть бомбардировщиков Пе-2 нанесли бомбовой удар по порту Линахамари, разрушив причал и повредив транспорт «Гамбург».

      Важное значение имели поступления по ленд-лизу самолетов из США по Северной воздушной трассе. О важности свидетельствует то, что каждый поступивший самолет распределялся поштучно, решением Госкомитета Обороны. В 1943г. благодаря настойчивости начальника Полярной авиации И.П. Музурука трасса заработала в полную мощь. Было переброшено 1352 истребителя, 657 бомбардировщиков и 156  транспортных самолетов СИ – 47, а в целом  за год – 2,5 тыс. единиц.  В 1944г. этим маршрутом  переброшено  – 1957 истребителей, 857 бомбардировщиков, 267 транспортных самолетов,  а всего — более 3 тыс. самолетов.

       В 1945г. по этой трассе переброшено – 1755 истребителей, 260 бомбардировщиков, 285 транспортных самолетов из которых 2300 самолетов были доставлены на фронт. В одном  из  полков дивизии  трижды Героя Советского Союза А. Покрышкина 20 лётчиков летавших на «Кингкобрах» показали абсолютный результат Второй мировой войны. На американских  машинах они сбили 500 боевых самолетов.  Показатели свидетельсвуют о положительном итоге  освоения сложной Северной трассы «Аляска – Сибирь – фронт».  Из американских воздушных машин самым известным был самолет  «Аэрокобра», который на вооружении имел  37- мм пушку и четыре 12,7- мм пулемета. Вначале «Кобры»  отправлялись в Советский Союз по Северному маршруту (Лондон – Архангельск), затем по Южному маршруту (США – Иран – СССР). В дальнейшем самолеты из США поступали по маршруту Алсиб (Аляска – Красноярск).  важное значение имело своевременное обеспечение бензином, притом высокого качества. За годы войны по ленд-лизу  из США в СССР  поставлено 2 млн. 159 тыс. 336 тонн  нефтепродуктов. Объем высокооктанового бензина составил 1 млн. 197 тыс. 587 тонн, включая 558 тыс. 428 тонн с октавным числом 99.

      Авиацией Красной армии  израсходовано 4 млн. 481 тыс. тонн авиабензина, а авиацией ВМФ – более 500 тыс. тонн. Поставки по ленд-лизу бензина имели особую значимость не только для обеспечения полётов  сухопутного фронта, но и экономики страны. Это неоднократно подчёркивали А. Микоян, Г. Жуков и другие руководители государства, армии и флота. Однако отправляя грузы по ленд – лизу США имели огромные прибыли, так было, в годы борьбы с фашизмом,   так оно и сейчас. В связи с проводимой спецоперацией на территории Украины американцы предоставили  Киеву  (по ленд-лизу) военного имущества, снаряжения  и вооружения на сумму около 14 млярд. долларов. При этом заявлено, что за технику и вооружение которое уничтоженные в ходе боевых действий Украина платить США не будет. Американцы старались сохранить жизнь своих граждан снабжая оружием союзников, так было в годы Второй мировой войны, так оно и в ниши дни.

     В феврале в Мурманск прибыли конвои «РQ — 9», «Р Q-10»,  «Р Q-11». Для прикрытия конвоя авиация флота совершили около 80 самолётовылетов. В конце февраля немецкая авиация (6 Ju — 88 и 6 Ме-109) совершила налёт на Полярный. Зенитная артиллерия сбила один вражеский самолет. 27 февраля немецким самолётом FW – 200, был обнаружен конвой     «PQ- 12» и «QР-8» На следующий день немецкий эсминец «Фридрих Ин» потопив отставший от конвоя советский транспорт «Ижора». Во второй половине марта в состав ВВС флота был включён 95-й истребительный авиаполк, укомплектованный дальними истребителями Пе-3, которые планировали использовать для прикрытия союзных конвоев. Это была первая крупная акция фашистов против союзных конвоев под кодовым наименованием «Шпортпалас».  ь Немецкие корабли и  авиация вели активный поиск транспортов конвоев и стремились, во что бы то,  не стало, атаковать их. Так, 15 апреля авиация противника в составе 32 самолетов потопила разгружавшийся у причала транспорт «Ланкастер Кастл», были разрушены  железнодорожные пути, склад, бомбоубежище, имелись человеческие жертвы. В ходе  воздушного боя  повреждено 7 самолетов противника и несколько повреждено. Наша авиация потеряла один МИГ-3.  Несмотря на воздушное прикрытие (пять самолетов Пе-3) противнику удалось  потопить  четыре транспорта из конвоя «QР-10». Подобные примеры были не единичны.

     Трагическая судьба постигла  «РQ – 17».  Конвой вышел 27 июня из Хваль–фьорда (Исландия). В него вошли 36 транспортов, в т.ч. советские танкеры «Азербайджан» и «Донбасс» и три спасательных судна. Два судна получили навигационные повреждения, поэтому  вернулись. В состав эскорта входили английские корабли: 6 эсминцев, 4 корвета. 2 подлодки, 2 корабля ПВО, 7 тральщиков. Командир конвоя – Даудинг, командир кораблей эскорта – капитан 3 ранга Брум. Южнее конвоя шёл отряд ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 3 эсминцев (контр-адмирал Гамильтон), а в восточной части Норвежского моря маневрировал отряд дальнего прикрытия в составе 2 линкоров, авианосца, 2 крейсеров, 14 эсминцев (адмирал Тони). У побережья Северной Норвегии были развернуты подлодки Северного флота. На аэродромах Кольского полуострова флотское командование сосредоточено 234 самолета.

      4 июля 1942г. Гитлер отдал приказ о проведении очередной операции   с целью уничтожить конвой РQ-17. Для разгрома союзного конвоя немцы разработали операцию под названием «Рёссельшпрунг» («Ход конём»), сосредоточили 264 самолета, в т.ч. 133 бомбардировщика и 57 торпедоносцев. Против конвоя действовали 11 подлодок и две боевые группы надводных кораблей (4 тяжелых крейсера и 10 эсминцев), в том числе: линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», «Лютцов» и другие корабли.   1 июля 1942г. немецкий разведчик обнаружил конвой в Норвежском море. 4 июля по приказу английского адмиралтейства в связи с выходом вражеской эскадры транспорты были рассредоточены, а корабли охранения и прикрытия отошли на Запад. С 5 по 10 июля авиация и корабли противника атаковали неохраняемые транспорты и потопили в Северо-Восточной части Баренцево моря 20 транспортов и одно спасательное судно.

   Один из участников кораблей прикрытия  Д. Кокборн вспоминал,  что приказ кораблям эскорта оставить транспорты конвоя РQ-17 и рассредоточить караван отдал английский адмирал флота Д. Паунт (1677-1943гг.), чем фактически оставил их на растерзание немецким подводным лодкам. Караван быстро рассыпался  в разные направления, а эскадра прикрытия и корабли эскорта повернули обратно. Глядя в след уходящим пароходам, мы задавались вопросом: «Как же теперь они смогут выжить?» находясь на мостике корабля противолодочной группы «Оффа», мы спорили и обсуждали: «Мы не имеем права поступить так. Мы должны вернуться к каравану». Но мы должны повиноваться приказу… И это последнее, было единственным оправданием для нас…». Я до сих пор испытываю чувство стыда, которое ежегодно возобновляется во мне 4 июля, в День независимости Америки. Я ненавижу этот день. Для меня – он день посрамления и подрыва репутации Британского королевского флота».

     Бывший сигнальщик с транспорта «Эмпай Байрон» Г. Вайд вспоминает, что их караван находился под постоянными атаками с воздуха, и несколько кораблей погибли. Двигались со скоростью десять узлов. На рассвете 6 июня их транспорт был торпедирован немецкой подводной лодкой. Люди были очень напуганы. Удалось забраться в спасательную лодку. Гребля была разделена по сменам. Воды давалось по две унции на человека с таблеткой – пеммиканом, действовавшей шесть часов. На шестой день на горизонте показался корабль. Спасатель оказался американским поисковым корветом, который до прибытия в Архангельск несколько дней ползал в дебрях ледяных полей, в поисках погибающих.

     Капитан парусно-моторного бота «Мурманец» П.И. Котцов рассказывает, о трагедии с РQ-17  ему стало известно от спасшихся членов экипажа парохода «Олапана» в районе южной оконечности «Новая Земля». Было их 12 человек, у троих сильно обморожены ноги. По рассказу их транспорт был торпедирован и ушел под воду в считанные минуты. Двое суток на плоту они добирались до «Новой Земли». В общей сложности удалось спасти 18 чел. – американцы (черные и белые), англичане, норвежцы, голландцы. Это были моряки с погибших судов «Алькоа Рейнджер», «Хатлбьюри», «Вашингтон» и «Паулс Поттер». Их передали на стоявшее в одной из бухт британское судно «Эмпайр Тайд». Подобных  случаев было много.

    Разгром конвоя «РQ-17» нанес огромный материальный и моральный урон. Из 36 транспортов конвоя два суда вернулись  в Исландию, до Архангельска дошли 11, 23 погибли, притом 20 потоплены после приказа рассредоточится. Из трех спасательных судов до Архангельска дошло два. На потопленных судах погибли 153 чел. Советскими кораблями и  судами спасено около 300 английских и советских моряков. В ходе этой бойни немцами потоплено: 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и 99316 других грузов.   После  трагедии союзники стремились ограничить поставки через Атлантику. И все же, 2-20 сентября из Лох-Ю вышла основная группа конвоя «РQ -18» и «QР-14». Всего в составе конвоя было 39 транспортов, спасательное судно, танкер, 3 тральщика, два эскадренных танкера. Охранение составляло 17 кораблей различных классов. Из 40 транспортов конвоя в Архангельский порт прибыли 27, доставлено 149 797 тонн груза. Из общих потерь этого конвоя  только один транспорт  потерян в зоне Северного флота. Противник потерял 3 подлодки и 41 самолет, кроме этого, 20 самолетов было уничтожено нашей авиацией на аэродромах. Авиация флота совершила 775 самолётовылетов в т.ч. 274 истребительное прикрытие,  102 на разведку и поиск подлодок. После перехода «PQ –18» и  «QP-14» англо-американское командование прекратило отправку конвоев до наступления полярной ночи. Вместо конвоев был организован переход одиночных транспортов из Исландии в Архангельск и из губы Белушья (Новая Земля), в Исландию.

     15 декабря 1942г. – 11 января 1943г. из Лох-Ю вышел конвой «JW -50-А» (16 транспортов в охранении 7 эсминцев, 2 корветов, тральщика и 2-х траулеров). 22 декабря в след за «JW -51-А», в море вышел конвой «JW-51-В» — 14 транспортов (в охранении было 6 эсминцев, 2 корветов, тральщика и 2 траулера).  Переход обоих конвоев, а также встречного конвоя «RА-51» из Мурманска прикрывал отряд в составе легких крейсеров «Шеффилд», «Ямайка» и двух. На подходах к базам противника были развернуты несколько английских и советских подлодок. Движение конвоя оставалось незамеченным. 24 декабря его обнаружили четыре наших самолета Пе-3. В течение дня шесть МБР-2 попарно сопровождали и вели поиск подлодок противника и мин по курсу конвоя. Корабли и суда также прикрывались самолётами ВВС Северного флота.

        В Советский Союз техника, вооружение,  имущество  также поступали через порты Ирана и Аляску, по Северному пути. К июлю 1942г. в СССР из США и Великобритании завезено  392 тыс. тонн продовольствия на 90 млн. долл.  За годы войны (по 30 сентября 1945г.), в СССР по ленд – лизу поступило: 14 795 летательных аппаратов, 7056 танков, 51 503 легковых джипа и вездеходов, 375 883 грузовых автомашин, 35 170 мотоциклов, 8 071 трактор, 8 218 винтовок, 131 633 единицы автоматического оружия, 12 997 пистолетов, 345 735 тонн взрывчатых веществ, 903 000 детонаторов, 11 155 товарных вагонов, 1 981 локомотив, 105 противолодочных кораблей, 197 торпед,  4 478 000 тонн продовольствия, 15 417 000 пар армейских ботинок, 1 541 590 одеял, 331 066 литров спирта и другого вооружения, техники, имущества и продовольствия. За счет поставок по ленд-лизу ежегодно (в течении войны) удавалось высвободить из производства около 600 тысяч человек и тем самым сокращать работников тыла, увеличивая численность сражавшихся на фронте.

      Красная Армия по ленд – лизу получила 4102 «Шерманов». Кроме внутреннего комфорта преимуществ не имел. На открытой местности высокий «Шерман» был хорошей мишенью для врага, зимой, осенью и весной его проходимость была низкой, из-за   узости гусениц. Имея бензиновый двигатель при попадании снаряда горел как свечка. Около 80% этих машин сгорели на поле боя вместе с экипажами.  Надежнее оказались самолеты заокеанского ВПК- истребители Р-39 «Аэрокобра». Когда американские военные отказались от самолета, фирма — разработчик  «Белл» предложила истребитель англичанам. Но и те от него отказались. Тогда союзники решили спихнуть «кобру» Советскому Союзу по линии ленд – лиза. Произошло невероятное, самолет в бою показал хорошие боевые качества.     На этом самолете советский асс А. Покрышкин сбил около 50 немецких самолетов. На нем была мощная 37 — мм пушка, которая разрушала вражеский самолет с первого попадания. Кроме этого на вооружении «кобры» были четыре 12, 7 мм пулемета «Браунинг». Массовое  поступление в СССР  этих самолетов произошло в 1943г. На них воевало около 50 полков, в основном гвардейские.

       В 1943г. благодаря настойчивости начальника Полярной авиации И.П. Музурука северная трасса заработала в полную мощь. Было переброшено 1352 истребителя, 657 бомбардировщиков и 156  транспортных самолетов СИ – 47. За год наши летчики перегнали северной трассой около   2,5 тыс. ед. воздушной техники.  Так, в  1944г. этой трассой переброшено  – 1957 истребителей, 857 бомбардировщиков, 267 транспортных самолетов,  всего — более 3 тыс.  В 1945г.  ими переброшено   – 1755 истребителей, 260 бомбардировщиков, 285 транспортных самолетов из которых 2300 машин  доставлены на фронт.

      За годы войны в северные порты СССР пришел 41 конвой, а в обратном направлении 36. В конвои входило 1464 судна, в Советский Союз доставлено 4 млн. тонн грузов, а вывезено около 1,4 млн. тонн. На северных трассах потери составили 103 транспорта, их них: 12 советских, 47 американских, 35 английских, 7 панамских, 1 датское и 1 норвежское. При защите союзных конвоев потеряно: 8 эскадренных миноносцев (советские «Сокрушительный» и «Деятельный»), английские крейсера «Тренидад» и «Эдинбург», 3 шлюпа, 2 фрегата, 3 корвета,  3 тральщика. Из 44 транспортов, совершивших переход без охранения, 38 прибыли в пункт назначения. Силы охранения при сопровождении конвоев потопили: линейные корабли «Шарнхорст», «Тирпиц», вспомогательный крейсер «Бремзе», минный заградитель «Ульм», 3 эскадренных миноносца 33 подлодки, сбили десятки вражеских самолетов. После окончания войны длительное время согласовывался вопрос о порядке погашения долга по ленд-лизу. Это соглашение было заключено только в 1972г. По договоренности СССР обязался до 2001г. выплатить США 722 млн. включая проценты. В июле 1990г. в ходе переговоров президентов Советского Союза и США стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030г. в сумме 674 млн. долларов. После распада Советского Союза Россия как правопреемница обязалась выплатить США оставшийся по ленд-лизу долг.

    По ленд-лизу  поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Советский Союз получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла примерно 21% и 9% соответственно. Однако если брать все советские орудия и миномёты в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий составит лишь 2,7%.  В годы войны  нам  переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около: 80 транспортных судов; 30 буксиров; 580 судов. Всего  за  войну наша страна получила 2588 судов (доля ленд-лизовской техники составила около 22,4%).  Значительными стали поставки автомобилей. По ленд – лизу поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% — из США). Из них: около 430 тыс. грузовых (в основном «Студебекеры»), 50 тыс. джипов. Общие поступления автомобилей  составили 744 тыс. ед. Объем ленд-лизовской автотракторной техники  составлял 64%. Кроме того, из США поставлено 35 000 мотоциклов.   В тоже время поставки стрелкового оружия были весьма ограничены — порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию составили 19,85 млн. ед., доля ленд-лизовского вооружения была примерно 0,75%.  В нашу страну  поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Из США — 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады  поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций.

       По ленд – лизу  поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов произведенных в СССР. В ходе войны поставлено 1900 паровозов   (за 1941-1945 годы в стране произведено 800 паровозов).  Доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных  в Советском Союзе, равна около 72%. В Советский Союз  поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР произведено 1092 железнодорожных  вагона. По ленд-лизу поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства  взрывчатых веществ в СССР.   Союзники поставили 328 тыс. тонн алюминия,  387 тыс. тонн меди, то есть 45% от общего производства этих металлов в нашей стране. По ленд-лизу получено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества произведенных в СССР. Ими  поставлено: 610 тыс. тонн сахара  (29,5%),  хлопка 108 млн. тонн  (6%).   Из США  поступило 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании — 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР  произведено 141 тыс. металлорежущих станков и кузнечных прессов.  Доля иностранных станков в отечественном производстве составила — 24%. В СССР поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Ими поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников, 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и другое имущество и материалы.

     Расходы США на ленд – лиз с 11 марта 1941г. по 1 августа 1945г. составили 46 млрд. долл.: поставки странам Британской империи — 30 269 млн. долл., СССР – 9 800, Франции – 1406, Китаю – 631, латыноамериканским странам  — 421, а остальным странам – 424 млн. долл. Поставки по ленд – лизу Советскому Союзу прекращены 21 августа 1945г.   За время сотрудничества с союзниками СССР получил 9,6 тыс. артиллерийских орудий, (2%), 18,7 тыс. самолетов (12%), 10, 8 тыс. танков (10%), от общего количества полученных Красной армией и флотом в годы войны от  нашей промышленности.  Общий объем поставок США составил около 4% по отношению к отечественному производству. В тоже время Советский Союз поставлял американцам лес,  хромовую и марганцевую руды, и другую ценную продукцию.

        следует отметить: во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов поставлено в СССР в 1943-1945 гг., то есть после перелома в ходе войны. Так например, в 1941 году по ленд-лизу поставлено товаров на сумму около 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок союзников пришлись на 1943-1945 гг., а в самый тяжелый для нашей страны период войны помощь союзников была незначительной.      Наибольшее  количество  поступивших из США самолетов  было в 1943-1944гг.  На 30 апреля 1944 г.  поставлено  215 тысяч автомобилей. То есть больше половины ленд-лизовских машин поступили в СССР в последний год войны.  Во-вторых,  не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202  торпедных катеров, 118  не  участвовали в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку  были введены в строй после ее окончания. Все 26 полученных Советским Союзом фрегата  вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другой техникой.   Стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. единиц, а поставили по ленд — лизу 150 000 тыс. (0,68%),  из произведенных танков — 14%. В США за годы войны произведено около 5 млн. машин, а в СССР поставлено около 450 тыс. (менее 10%).

      По северному маршруту пути отправлено 3 964231 тонна грузов, фактически прибыло в СССР 3 700 000 т. (2 700 000 из США, а остальные из Англии). Через Северный морской путь из Америки (по их данным) поставлено примерно 25% от общего количества грузов, поставленным в Союз, по всем маршрутам.  По английским сведениям в 1941-1945гг. в СССР было наряжено 49 конвоев, общей численностью 811 судов, из которых прибыло к месту назначения 720, погибло при переходе – 58 и 33 вернулись в порты отправления (в «Советской военной энциклопедии» сказано, что отправлено 42 конвоя, численность. 813 судов).  По данным английских исследователей  вышло из Советского Союза 35 конвоев, в составе 715 судов из которых в порты назначения прибыло 680 – 29 погибло и 8 вернулись обратно (по данным СВЭ вышло 36 конвоев, 717 судов из которых погибло 27 и 7 вернулось обратно).   Больше половины Северных конвоев приходится на 1943-1945гг. когда активность фашистов была ниже. Подавляющая часть потерь приходится на 1942г. Так, только в конвоях «PQ-17»  и  «PQ -18»,  и    «QP- 13» и  «QP-14», погибло 37 и 22 судна соответственно. Несмотря на значительные потери, Северные конвои вписали славную страницу в нашу победу. Показали возможность сотрудничества стран с различным государственным устройством. А вот в постсоветской, капиталистической России всё, да наоборот. Россия  оказалась в полной изоляции от стран Западной Европы и США. Несмотря на то, что Запад  приютил огромное количество разного рода рвачей и жуликов из бывшего СССР, в т.ч.  России, заимели огромные наши богатства, но  поддерживать нынешний кремлёвский режим не захотела. — Почему?

     В тоже время весь олигархат просто  сбежал их  России и льёт грязь на путинскую политику. Нелишне вспомнить слова известного американского политолога и государственного деятеля З. Бжезинского (ныне покойный).  Он высказался в том смысле, что Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но все они бесполезны, поскольку 500 миллиардов долларов, вывезенных российской элитой из России, лежат в западных банках. «Вы ещё разберитесь: это ваша элита или уже наша? Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом», — заявил Бжезинский. Теперь мы убедились, что этот русофоб был прав. До этих пор мы качаем нефть и газ, вывозим уголь и драгметаллы на Запад на которых работают их предприятия, выпускают оружие и боеприпасы которым убивают крестьянских сыновей. Дети чиновников и олигархов  России не на фронтах,  где ведётся спецоперация не воюют за «любимую ими страну». Они загорают на западных пляжах,  шикуют а ресторанах, а сыновья  рабочих и крестьян завоёвывают для них новые территории. Власти обещали  мочить бандитов, а мочат простой трудовой народ. Сплошные камеры, контролёры,  проверяющие. Заходишь в метро, а там на каждом входе более пяти  контролёров и проверяющих. Такое впечатление,  что зашёл на территорию специальной зоны. Как пишет один из поэтов:

«Вот задачка для людей,

Как же этих упырей

У кормушки отловить

Да в сортире замочить!!!».

      Но пока в сортире мочат простой трудовой народ, который живёт трудно, впроголоть, колхозы и совхозы разрушили, работы нет, денег нет. Цены в регионах как в столице, а то и выше.

      В соотношении объёмов перевозок по различным маршрутам ленд – лиз составил: а). Советская Арктика – 0, 452млн. тонн(3%); Дальний Восток – 8, 224 млн. тонн (46%); Арктические конвои – 3, 964 млн. тонн (23%); Иран – 4,16 млн. тонн (24%); Чёрное море – 0, 681 млн. тонн (4%).   Через Иран шли  значительные поставки в СССР. Ленд-лизовские грузы поступали в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. Из этих портов в Советский Союз грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у иранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои трудности: во-первых, этот маршрут был более продолжительным.  Так, конвой от Нью-Йорка до Ирана (вокруг мыса Доброй Надежды) занимал около 75 дней.  Много  времени уходило на доставку груза по Ирану, Кавказу или Каспию. Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация.     Так, только в октябре и ноябре было потоплено и повреждено 32 судна с грузами. Были трудности доставки и через Кавказ из-за диверсий. В 1941-1943 гг. на Северном Кавказе  ликвидировано 963 бандитские группы, численностью 17513 чел.

        В 1945 году вместо Иранского пути  стали использовать черноморский маршрут. Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся Тихоокеанский.   Из Аляски на Дальний Восток  поступило 46% от общего объема поставок, а через Северный Ледовитый океан в арктические порты — 3%. В основном ленд-лизовские грузы доставлялись  из США  морем. Однако большая часть авиации поступала Северным воздушным путем. Но и на этом пути возникали немалые трудности связанные с Японией.   В 1941 – 1944 гг. японцами  задержано 178 советских судов, причем некоторые транспорты такие как «Каменец-Подольский», «Ингул»,  «Ногин»  задержаны на 2 и более месяца. 8 судов: «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь»  потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками. Кроме того 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.  К концу войны США  по ленд – лизу  поставляли технику, вооружение и имущество в 42 страны. Общий объем  поставок составил 46 млрд. долларов, из которых на Британскую империю пришлось 30 млрд., а на долю Советского Союза 10 млрд. долларов. Пока шла война американские войска действовали как союзники, и в США высказывались трезвые мысли по поводу ленд – лиза. После войны отдельные американские политики и ученые стали доказывать, что победа стала возможной благодаря их помощи.

     Американцы  поставили в СССР 14 450 самолетов,   9100 танков и бронемашин, а изготовил 102 500 машин. Поставки союзников  по автоматам составили 1,7 процента, пистолетам – 0,8 процента, снарядам — 0,6 процента, минам – 0,1 процент от уровня их производства в нашей стране. Получено от союзников 70 млн. пудов зерна, а Советский Союз заготовил за это время 4312 млн. пудов.     В течении первых трех лет из США поступило 1160 т стали и стальных изделий, из Канады 13,3 тыс. тонн рельсов. За это время только один наш кузнецкий металлургический комбинат дал стране 6322 тыс. тонн стали. Если взять общие поставки промышленных товаров союзников, то они составили  4% советской промышленной продукции. СССР, так и другие страны, получавшие помощь по  ленд-лиза,  в ходе  войны оплату не производили. После войны США  потребовали  оплату за технику, вооружение и боеприпасы которые оказались  не израсходованными.  Таким образом (по договору) оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, Советский Союз отправлял в США различные товары (320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину).   Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. В ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги.    Объем долга Великобритании перед США составил 4,33 млрд. долларов, а перед Канадой — 1.19 млрд. Последний платёж в размере 83.25 млн. долларов (в пользу США) и 22.7 млн. (в пользу Канады) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов. Этот долг  не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций. Долг СССР определен в 1947 г. в размере 2,6 млрд. дол. В 1948 г. эта сумма снижена до 1,3 млрд., но Советский Союз платить отказался.

     В 1951 г. сумма долга вновь  пересмотрена, составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США  подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга снижена до 722 млн. долларов.  Срок погашения установлен 2001 год, причем СССР пошёл на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка.  В 1973 г. СССР произвёл два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 г. поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 год в сумме – 674 млн. дол.  Россия за поставки по ленд-лизу в годы войны должна США 100 млн. долларов.

       До принятия программы ленд-лиза США и Англия поставляли в Советский Союз оборудование и материалы за наличный расчёт. Однако размеры этих поставок были не значительны. Например, с июля по октябрь 1941 г. США поставили  грузов на 29 млн. дол. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки грузов в счет долгосрочных кредитов. Эти поставки продолжались и после принятия программы ленд-лиза.  Было немало благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Помощь нашей стране оказывали  и частные лица, в том числе из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – «Общество медицинской помощи России». Теперь этого не наблюдается. Почему – об этом следует задуматься?

       Иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда, а купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота. В конце Второй мировой войны  общий объем поставок США составлял 46 млрд. долларов, из которых на долю Англии приходилось свыше 30, на долю Советского Союза – около 10 млрд. долларов. Президент Ф. Рузвельт говорил о помощи  поступавшей в Советский Союз по ленд – лизу так: «…мы никогда не считали, что поставки по ленд – лизу являлись главным фактором в поражении Германии. Этого добились воины Красной Армии, которые отдавали свою жизнь и кровь в борьбе с общим врагом».  Примерно так американцы и их союзники по НАТО поступают и в наше время. Они натравили стравили наши народы  и делают всё, чтобы братья как можно больше и дольше убивали друг друга, а потом приберут всё к своим рукам. Надо любым способам прекратить бойню и найти взаимопонимание между нашими странами и народами.

       Не все знают, что в годы борьбы с фашизмом и японским милитаризмом американские фирмы вплотную сотрудничали с фашистами. Если ты не такая помощь нацистской Германии со стороны американского бизнеса, разгромить Третий рейх удалось бы значительно быстрее. Это американцами открыто не афишируется, но коммерческие связи с фашистами приносили немалый ущерб общему делу союзников, нередко граничили с предательством. Так, Standard OiI до 1944г.снабжала нефтью «И.Г. Фарбининдустри», которая делала авиабензин для люфтваффе . сырьё доставлялось танкерами  в Испанию, оттуда уходило в Германию через оккупированную Францию. Кроме того эта компания поставляла немцам из США бензин и смазочные материалы на сумму 29 млн. долларов. Поставки нефти по 48 тыс. тонн ежемесячно продолжались до высадки  десанта союзников в Нормандии  в июне 1944г., прервавшей этот «чёрный поток». Однако летавшие на авиабензине  из американского сырья немецкие самолёты успевали по бомбить не только СССР и Великобританию, но и войска армии США. Но американские бизнесмены делали это боле  -менее скрыто и через другие страны. А нынешний режим обеспечивает сырьём страны, которые фактически воюют против России. Нас убеждают, что стана  получает сверх прибыли –это так, но эти доллары замешаны на крови. .Убивая смертоносным оружием не только бойцов и командиров. но и мирных жителей – стариков, женщин и детей. Где логика господа? Эта бойня не нужна не россиянам не украинцам, она нужна капиталистам и жулью Запада, Украины и России. Этот канал наживы можно остановить только остановив бойню и сев за стол переговоров.

      Та же Standard OiI в 1943г. через  оккупированную Францию продала немцам ставшим дефицитом в США стратегические товары – 25 тыс. тонн сульфата аммония и 10 тыс. тонн хлопка используемых для приготовления взрывчатки. Корпорации США в немалой степени моторизировали вермахт. Так, Г. Форд в Германии и еще на захваченных Бельгии и Франции (перед войной) предоставили фашистам 65 тыс. грузовиков. А его филиал в нейтральной Швейцарии отремонтировал несколько тысяч немецких грузовиков («ВИ»№12. 2022г.). За свои симпатии, помощь фашистской германии Генри Форд был награждён орденом за заслуги перед Третьим рейхом. Неужели этого не знали кремлёвские историки в лице мединских иже с ними. Как писал Владимир Ильич Ленин:   «Американские миллиардеры были едва ли не всех богаче и находились в самом безопасном географическом положении. Они нажились больше всех. Они сделали своими данниками все, даже самые богатые, страны. Они награбили сотни миллиардов долларов. И на каждом долларе видны следы грязи: грязных тайных договоров между Англией и ее «союзниками», между Германией и ее вассалами, договоров о дележе на­грабленной добычи, договоров о «помощи» друг другу в угнетении рабочих и пресле­довании социалистов-интернационалистов. На каждом долларе — ком грязи от «до­ходных» военных поставок, обогащавших в каждой стране богачей и разорявших бед­няков. На каждом долларе следы крови — из того моря крови, которую пролили 10 миллионов убитых и 20 миллионов искалеченных в великой, благородной, освободи­тельной, священной борьбе из-за того, английскому или германскому разбойнику при­дется больше добычи, английские или германские палачи окажутся первыми из ду­шителей слабых народов всего мира». Если германские разбойники побили рекорд по зверству своих военных расправ, то английские побили рекорд не только по количеству награбленных колоний, но и по утончённости своего отвратительного лицемерия. Именно теперь англо-французская и американская буржуазная пресса распространяет в миллионах и миллионах экземпля­ров ложь и клевету про Россию, лицемерно оправдывая свой грабительский поход против нее стремлением «защитить» будто бы Россию от немцев! Чтобы опровергнуть эту гнусную и подлую ложь, не надо тратить много слов…». Так было,  так оно и в наши дни. Используя безграмотную политику ельцинистов  Германия из побеждённых рвётся в победители. Если авторитет России снижен дальше некуда, то немцы его ежедневно, грамотно  повышают. В связи с проводимой спецоперацией каждый желающий, патриот, учёный, писатель, журналист должен иметь возможность посетить территории не только ДНР и ЛНР но и другие. В наше время всем правит единая Россия, зачастую показывая не объективные, не зрелые репортажи и комментарии.

   Американская фирма «Бушзнд  Ломб»    активно предоставляла родственной компании «Цейс» сведения составляющие военные секреты армии США. Правда при этом просила их не разглашать…14 октября 1943г. немцы довольно успешно отразили налёт американских бомбардировщиков на шарикоподшибниковый  завод SKF в Швайнфурте , сбив 60 60 летательных крепостей . Командующий ВВС США генерал Г. Арнолд заявил, что кто-то предупредил немцев о предстоящем налёте авиации. К стати эта  компания отправляла  в германию через Южную Америку  600 тыс. подшипников держа американскую авиапромышленность на голодном пайке.  Полковник армии США Состенес Бен, по совместительству глава ITT в годы войны помогал немцам в совершенствовании наведения управляемых авиабомб с их помощью люфтваффе не только успешно бомбили Лондон, но и повредили английский линкор «Уорспайт» и крейсер «Уганда», а также надолго вывели из строя крейсер США «»Саванна», комплектующие этой компании имелись в «Фау-2». Во  время войны ни один танкер с продукцией Standard OiI с продукцией для немцев не был повреждён. («ВИ»№12. 2022г.). Поэтому,  надеяться на то, что американцы и их партнеры прекратят помощи Украине в ведении войны между братскими народами бесполезно. А Нюрнбергском процессе    нацистский министр экономики Я. Шахт предложил посадить рядом  на скамью подсудимых и некоторых американских бизнесменов которые помогали нацистам  в годы войны.  Но кто их посадит, они же американцы с далеко не русскими корнями. Теперь там, помогают янки бывшие соотечественники из постсоветских государств  в т.ч.  России, имеющие крепкие связи с нынешними властями.

     Спровоцированную бойню надо прекратить и сесть за стол переговоров. Мир и только мир даст возможность разобраться в происходящем. Мы жили и должны жить в мире и согласии. Лучше хрупкий мир чем война, разрушенные сёла, города, искалеченные  и  убитые женщины, старики и дети. Её корни тянутся из   США, Англии, Германии, Францию  и других ненавидящих  славян и в первую очередь к русских стран. Об этом в разные годы    открыто говорили и писали – Бисмарк, Вильсон, Гитлер, Рибентропп, Мейджер, Тэтчер, Киссинджер, Бжезинский, Клинтон. Потом  Тимошенко, Порошенко, Нарусова и другие,  а теперь Коломойский и его одноверцы. Неужели об этом не знали определённые службы? Если знали, почему не приняли соответствующие меры?  Вот фрагмент из речи Коломойского в г. Хайфа: «Мы провели над украинцами опыт: мы взяли лишь языковое различие и надавили на историю, где выставили русских главными врагами «незалежной». Спустя 20 лет пропаганды мы получили идеальных бойцов против русских в виде их славянских братьев. Теперь же любого украинца, убившего русского, будут считать героем. Я надеюсь, мы разорвали их отношения на 100 лет. Теперь будет очень легко уничтожать самих украинцев, оторвав их от России, давая им деньги под проценты на войну, а затем за долги забрать у них всё. И те, кто останется – калеки, женщины и старики – уже сопротивляться не смогут совершенно…». С оскорбительными словами в адрес русского народа высказывались Нарусова, Собчак, Клишас и другие.

    Снос памятников   в Украине, Польше, Латвии, Литве, Эстонии  и других странах это последствия истерии которая началась в России в ходе развала СССР и никто за это ответственности не понёс. Наоборот, эти господа в нынешней власти в почёте. Это  прежде всего: Ельцин, Черномырдин, Гайдар, Лужков и другие. И ставят памятники, памятные доски, их  именами названы улицы, площади, вузы и т.д.  Спрашивается за какие заслуги – развал страны и вражду, которую они разожгли между нашими народами? Их деятельности должна быть дана оценка по суду, как  Горбачёву, Шахраю и другим,  участвовавших в развале Советского Союза.

     До начала спецоперации постоянно мелькал на экране организатор сноса памятника великому сыну польского  и русского народа, одному из создателей  Советского Союза Ф.Э. Дзержинскому.  До настоящего времени в Музеоне столицы десятки памятников создателям СССР, внёсшим огромный вклад в дело укрепления могущества страны, дружбы наших народов, организаторов разгрома фашизма. Настало время вернуть их на прежнее место, а также названия Городам –Героям Сталинграду и Ленинград.  То. что творится во взаимоотношениях с братскими народами бывшего СССР, да и другими странами мира,  немалая вина  Министерства  иностранных дел, во главе с господином С. Лавровым. При Сталине и Молотове с врагов делали друзей, а ныне  всё наоборот. Этому свидетельствует договоренность в  отношении поставок по ленд – лизу и другие. Неужели это не понимают первые лица страны? При Сталине руководителя ценили по результатам работы, а ныне по преданности власть держащего. На наш взгляд, беда России  в том, что все должны  служить народу и Родине,  нас  заставляют служить прихоти той или иной личности, а она  порой бывает бездарной и предательской.

       Каждый мыслящий человек, политик,  историк понимает, что Советский Союз принял на себя главный  удар  гитлеровской Германии, за которой стояли производственные ресурсы почти всей Европы. С окончанием войны  поставки прекратились, а США потребовали от Советского Союза 1,3 млрд. долларов, что составило почти 1/3 всех поставок.  В то же время как от Англии получившей помощь в два раза больше чем СССР   США затребовали 372 млн. долларов, или 2% стоимости поставленного оружия и техники. Так будет и с поставками в Украину. Они втянут братский народ в кабалу, из которой выпутаться будет невозможно. В сложившейся обстановке есть один выход. Видя поведение олигархата всё награбленное ими национализировать и вернуть народу. На государственном уровне (юридически) признать, что развал СССР в 1991г. это спланированная спецоперация  внутренних и внешних врагов СССР (это подтверждено многими высокопоставленными и письменно ( в докладах, книгах) лицами Запада и США, а также СССР-России). Вернуть  все  советские символы страны-победителя  и заявить на весь Мир, что Россия будет отстаивать свои былые территории мирным, а если потребуется и другим путём до полного восстановления  территории бывшего Советского Союза. Ущемление русскоязычного населения (русских, украинцев, белорусов и других народов) проживающих на территории бывшего СССР, снос памятников и других символов Союза  недопустимо и будет иметь последствия.  Наша Родина была и должна остаться СССР 100 летие которой будем отмечать 30 декабря текущего года.

    Член Президиума ЦС РУСО, писатель и журналист

                                                                            В.А. Попович

27.08.2022г.