В.А. Попович: «И.В. Сталин — создатель могучего океанского атомный флота»

7 декабря в Подмосковье проводилась научно-практическая конференция РУСО на тему: «Теоретическое и практическое наследие И.В. Сталина». С докладом на этом научном форуме выступил В.А. Попович, член Президиума ЦС РУСО, контр-адмирал, к.и.н. 

Сталин И. В. —  выдающийся политический, государственный и военный деятель ХХ столетия. При его упоминании у патриотов прилив сил и гордость, что во главе СССР стоял такой выдающийся, мудрый, дальновидный деятель, под руководством которого страна добились огромных успехов, а у ельцинистов, сторонников Запада злоба и ненависть. Успехи в ходе социалистического строительства – индустриализация и коллективизация страны, культурная революция, укрепление армии и флота, Победа над фашизмом и японским милитаризмом, создание ракетно-ядерного оружия, атомного флота, судоремонта, первой атомной электростанции в мире и атомного ледокола «Ленин», запуск первого искусственного спутника земли, полет человека в космос, все это так, или иначе, связано с именем И.В. Сталина. При всех противоречиях во взглядах на фигуру И.  Сталина, это был выдающейся деятель, личность мирового масштаба, патриот СССР — России, верный и последовательный соратник В.И. Ленина, теоретик и практик строительства первого в мире социалистического государства. Ярый ненавистник СССР – России У. Черчилль о И.В. Сталине сказал: «…Сталин был величайшим, не имеющих себе равных в мире диктатором, который принял Россию с сохой и оставил ее с атомным оружием…».  Сталин родился в бедной семьи, познал тяготы жизни, прошел через царские ссылки и тюрьмы, ценил трудовой народ, лелеял армию и флот. Его жизнь была посвящена борьбе за освобождение народа от рабского угнетения, унижения, жестокой эксплуатации.

Учитывая, что берега России омывают 13 морей, принадлежащих бассейнам трех океанов, с петровских времен флот играл важную роль. На нашей планете Мировой океан занимает 361 млн. км. кв., а суша (материк) 150 млн. км. кв. Моря и океаны с давних пор являются ареной соперничества, вооруженной борьбы, что влекло создание флота. Военно-морской флот России один из старейших в мире. Петр I о роли военного флота говорил: «Сие дело необходимо нужно есть государству, по оной пословице: что всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Петр Великий был основателем флота и морских солдат (морской пехоты). Русский ученый – историк Е.Ф. Шмурло отмечал: «Великие народы существовать без моря не могут».

В годы революции и Гражданской войны флот понес большие потери. М.В. Фрунзе говорил: «Флота у нас нет». Учитывая важность ВМФ для России В.И. Ленин и И.В. Сталин приняли меры для его воссоздания, укрепления, повышения боеготовности. Ими создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия и Рабоче-Крестьянский Красный Флот, сокрушившие интервентов и белогвардейцев, фашизм и японский милитаризм. В ходе свержения царизма, особенно отличились моряки. Отмечая заслуги моряков в революции В.И. Ленин писал: «…Во флоте, мы видим блестящий образец творческих возможностей трудящихся масс, и в этом отношении флот показал себя как передовой отряд».  В решении Х съезда партии в 1921г.  сказано: «…принять меры к возрождению и укреплению флота». Сталин выполнил эти решения на практике, сделать флот могучим, океанским. 

Справка: Главные задачи   флота: во — первых, доставка сухопутных войск через море на вражескую территорию; во – вторых, нанесение удара по объектам в прибрежной зоне вражеской территории с целью их разрушения, захвата и удержания; в-третьих, нарушение морских коммуникаций противника, лишения его связи с заморскими территориями. Для решения этих задач флоты проводят десантные операции: по содействию наступлению сухопутных войск; локальному сопротивлению на морских направлениях; блокаду с моря и другие.

Флот СССР создан для обороны, защиты территориальной целостности, интересов страны.  Организационно флот состоял из родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых – ракетно–артиллерийских войск, морской пехоты. В состав ВМФ входили корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения, различные службы и учреждения тыла. В Военно-морской флот СССР входили объединения: ДКБФ, КЧФ, КСФ, КТОФ, ККФ, Лен. ВМБ. С победой революции создавались: 1.  Морские силы РККА РСФСР –1918-1922гг. 2. ВМФ СССР -1922-1991гг. А после предательского развала Советского Союза —  ВМФ России. В ноябре 1926г. была принята первая кораблестроительная программа. В 1927-1928гг. планировали построить: 6 ПЛ, 8 СКР и 6 ТКА.   К концу 1927г.  ВМФ СССР имел менее 60 боевых кораблей в т.ч. 3 ЛК, 2 КР, 15 ЭМ, 14 ПЛ, 4 монитора, 11 мореходных и 7 речных канонерских лодок.

 И. Сталин понимал, без сильного флота Советский Союз не станет великой, могучей и морской державой. Он принимал меры по его воссозданию, укреплению, поощрял строительство кораблей и подготовку флотских кадров. Но были и противники Военно-морского флота. Так, выступая на заседании РВС 8 мая 1928г. начальник штаба РККА М.Н. Тухачевский заявил: «С точки зрения задач обороны морской флот играет чисто вспомогательную роль при выполнении наших операций. Сухопутная армия и воздушный флот – вот основные киты, на которых фактически зиждется наша оборона страны». Однако, руководство ВМФ и лично И.В. Сталин с этим не согласились, считая флот важным для обороны страны, укрепляли его. В отчетном докладе ХVI съезду ВКП (б) в 1934г. И.В. Сталин сказал: «Там, где нет Красного флота, мы не можем быть спокойны, там может последовать предательский удар или оскорбление».

О внимании к флоту свидетельствует то, что до войны с фашистской Германией на советских верфях было заложено 533 боевых корабля (не считая катеров), сдано флоту 312 кораблей общим водоизмещением 243, 2 тыс. тонн, в том числе: 4 крейсера, 7 лидеров. 30 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 38 тральщиков, минный заградитель, 8 речных мониторов, 206 подводных лодок, 477 боевых катеров.  К началу фашистской агрессии в постройке находилось 219 боевых кораблей, в том числе 3 линкора, 3 тяжелых крейсера, 9 крейсеров, 47 лидеров и эскадренных миноносцев, 91 подводная лодка. На первом этапе реализации программы кораблестроения (1928г.), основное внимание уделялось подводным лодкам, торпедным катерам и авиации флота. На втором этапе (1929-1932гг.) предусматривалось строительство 6 подлодок (ПЛ), 10 СКР, 30 торпедных катеров (ТКА), достроить КРЛ типа «Светлана» и 3 ЭМ, восстановить ЛК «Фрунзе», ЭМ типа «Новик» и одну ПЛ типа «АГ». В 1929г. в Программу внесены изменения. Количество ПЛ увеличили на четыре, а число СКР уменьшили до 10. Командование флота отказались от восстановления ЛК «Фрунзе». 

Программа выполнена не в полном объеме. По плану на 1929-1933гг. предусматривалось построить: 28 НК, 22 ПЛ, 37 вспомогательных судов. Однако промышленность не была готова к таким темпам строительства — программа выполнена частично. Благодаря дальновидной политике И.В. Сталина в 1935г. создан Тихоокеанский флот, а в 1937г.  Северный флот.

В ходе второй пятилетки (1933-1937гг.) преимущество в строительстве отдано подводным лодкам и небольшим кораблям — катерам. Принятая в 1933 г. кораблестроительная Программа предусматривала построить 369 подводных лодок (ПЛ) из которых: 69 больших, 200 средних, 100 малых, что превосходило численность подводного флота пяти ведущих морских держав. Создание большого океанского флота потребовало проведения ряда организационных мероприятий, улучшению руководства флотом и судостроительной промышленностью. Однако, построить удалось 137 ПЛ (из которых 52 малые), ввести в строй более 150 торпедных катеров.  В 1938-1940 гг. начато строительство 3 ЛК, 2 КРТ, 7КРЛ, несколько эсминцев, более 100 ПЛ. Однако, по — причине нехватки ресурсов и производственных мощностей.  программа создания «большого флота» реализована частично.  К началу фашистской агрессии в составе Военно-Морского флота СССР было: 3 ЛК, 7 КРЛ, 49ЭМ, 208ПЛ, 18 СКР, 20 речных мониторов, 11 морских и 9 речных КЛ, 14 МЗ, 54 ТЩ, 269 ТКА, 94 БКА.

В декабре 1937 г. создан Народный комиссариат Военно-Морского Флота, а в январе 1939 г. — Народный комиссариат судостроительной промышленности. Начали формировать пять основных групп судостроительных заводов и верфей: ленинградская, южная, дальневосточная, северная и центральная (речная). Первые две выпускали до двух третей всей судостроительной продукции. Впервые новый линейный корабль «Советский Союз» проекта 23 заложен в Ленинграде на Балтийском заводе 15 июля 1938 г. (главный конструктор корабля — Б.Г. Чиликин). На первой сессии Верховного Совета СССР в январе 1938 г. председатель Совета Народных Комиссаров В.М. Молотов сказал: «У могучей Советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела морской и океанский флот».

Слова В. Молотова отражали взгляды руководства СССР, прежде всего И.В. Сталина, на приоритеты дальнейшего строительства военного флота. В это время рождалась 10-летняя «Большая кораблестроительная программа», предусматривающая постройку линейных кораблей и тяжелых крейсеров, которые олицетворяли бы океанскую мощь первого в мире государства рабочих и крестьян. В сентябре 1938 г. вступил в строй головной легкий крейсер «Киров» (проект 26), заложенный в Ленинграде в октябре 1935 г. (главный конструктором корабля был А.И. Маслов). Через два года Балтийский флот пополнился еще одним легким крейсером – «Максим Горький» (проект 26-бис), а в состав Черноморского флота вошли крейсера «Ворошилов» и «Молотов», принявшие активное участие в борьбе с фашизмом. В Комсомольске-на-Амуре строили легкие крейсера «Калинин» и «Лазарь Каганович» (проект 26-бис). Эти корабли вошли в состав КТОФ.

К началу фашистской агрессии против СССР в ВМФ входили четыре флоты: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский, а также Дунайская, Пинская, Каспийская и Амурская флотилии.  ВМФ насчитывал: 3 линкора, 7 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок, 2580 самолетов и 260 береговых батарей. В годы войны сформированы: Беломорская, Азовская, Ладожская, Чудская, Онежская, Днепровская, Волжская флотилии. Половина кораблей и орудий береговой обороны, треть авиации и зенитных установок входили в состав Тихоокеанского флота. Однако крупнейшие надводные корабли — линкоры и крейсеры были только в составе Балтийского и Черноморского флотов. Народным комиссаром ВМФ был адмирал Н.Г. Кузнецов, а начальником Главного морского штаба адмирал И.С. Исаков.

Удаление военно-морского командования от мест непосредственного базирования флота (наркомат ВМФ располагался в г. Москве) не помешало   разгадать стратегические и оперативно-тактические планы гитлеровского командования, заблаговременно подготовить флот к отражению агрессии с моря. Морские границы страны в европейской части прикрывали Балтийский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия, а в Советском Заполярье Северный флот. Усилиями руководства страны и флота были воссозданы и укреплены: морская пехота, спасательная служба и военный судоремонт. Задачи флотам на военное время поставлены в директиве наркома ВМФ от 26 февраля 1941года.

19 июня 1941г. по приказу наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова флоты перешли на оперативную готовность № 2 (повышенную). В ночь на 22 июня 1941г. единым сигналом из Главного Военно-морского штаба флоты и флотилии переведены в боевую готовность №1. Моряки организовано вступили в бой на Балтийском, Черном, Баренцевом морях, реках и озерах. С первых дней войны стратегическое мышление Н.Г. Кузнецова можно оценить высоко. Это нанесение ударов по нефтепромышленным объектам   в Румынии, эвакуация Черноморского флота из Одессы, установка мощных минных заграждений и 4835 контактных мин на Балтике и другое.

Моряки верили Сталину и на заботу отвечали стойкостью и храбростью в борьбе с врагом. В начальный период войны бомбардировщики Краснознаменного Балтийского флота с острова Эзель совершали налёты на Берлин и другие немецкие города. Героизм и высокое искусство проявили в боях летчики, ставшие Героями Советского Союза В.Ф. Голубев, К.В. Соловьев, М.А. Ефимов, П.П. Кожанов и другие.

Военный совет Черноморского флота обратился к военным морякам и населению города с призывом, во что бы то ни стало отстоять Севастополь. «Каждый боец, командир и политработник должен драться с врагом до последней капли крови, до последнего вздоха» И они дрались.  Подвиг защитников Севастополя стал примером мужества и стойкости для многих поколений моряков. За выдающиеся боевые заслуги защитников города Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Севастополя», которой были награждены 99 тысяч человек. Десятки тысяч матросов, солдат и офицеров, защищавших город, были награждены орденами и медалями Советского Союза, а 54 наиболее отличившихся, в том числе 26 моряков были удостоены звания Героя Советского Союза.

Военные моряки внесли неоценимый вклад в оборону Советского Заполярья. Северный флот топил вражеские корабли на море, содействовал войскам 14-й армии в обороне на Мурманском направлении, на полуострове Рыбачий и Средний, защищал фланги от ударов с моря, осуществлял воинские перевозки по воде. Флот вел борьбу с фашистами на море: нарушал его морские сообщения, наносил удары по военно-морским базам, портам и аэродромам, осуществлял минные постановки, а также защищал свои внешние и внутренние коммуникации.  Корабли Северного флота сопровождали конвои союзников. Североморцы включались в охрану конвоя уже на подходах к Мурманску и Архангельску. Веря И.В. Сталину, североморцы активно участвовали в освобождении Советского Заполярья и Северной Норвегии. За мужество и героизм, проявленные в боях, десятки тысяч североморцев были награждены орденами и медалями.

 С именем И. Сталина моряки – тихоокеанцы, амурцы, морские пехотинцы освобождали дальневосточные земли нашей Родины, от самураев. 6 и 9 августа 1945г. США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, хотя надобности в этом не было. Выполняя союзнические обязательства 9 августа 1945г. вместе с сухопутными войсками Тихоокеанский флот и Амурская, флотилия провели ряд успешных операций по освобождению от японских милитаристов Южного Сахалина, Курильских островов, ряд портов Кореи и Китая. Массовый героизм проявили тихоокеанцы при освобождении Курильской гряды, -исконно русской земли. Курильские острова представляют собой 30 крупных и большого количества малых островов и скал, протяженностью около 640 миль. Многочисленные рифы и скалы значительно затрудняли переход морем, подход к пунктам высадки сил десанта на берег. Японский гарнизон на Курильских островах насчитывал 80 тысяч человек. При освобождении острова Шумшу от японцев бессмертный подвиг совершили морские пехотинцы Н. Вилков и П. Ильичев, закрыв своим телом амбразуры вражеских дотов.

В честь героев, павших в борьбе за освобождение Курильских островов, в Петропавловске – Камчатском воздвигнут величественный памятник. Одна из надписей на нем гласит: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за честь и победу нашей Родины. Память о вас вернувших Родине Курильские острова, переживёт века. Август 1945 года». 2 сентября 1945г. в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» представителями союзных государств подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Со стороны Советского Союза акт подписал генерал-лейтенант К.Н. Деревянко. С японской Акт о безоговорочной капитуляции Японии подписали – министр иностранных дел М. Сигэмицу и начальник Генерального штаба Е. Умэдэу. 170 тысяч моряков было награждено медалью «За победу над Японией», 30 тысяч награждено орденами и медалями, а 51 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Как и победа над фашистской Германией на Западе, победа над милитаристской Японией на Востоке явилась важнейшим историческим событием на пути освобождения человечества от фашизма, милитаризма и мировой реакции. Моряки верили И. Сталину, а Сталин верил флоту. По окончанию войны в приказе ВГК И.В. Сталина от 22 июля 1945г. № 371 (по войскам КА и ВМФ) сказано: «Флот до конца выполнил свой долг перед Советской Родиной».

За годы войны Военно-Морским флотом уничтожено около 1300 транспортов водоизмещением 3 миллиона тонн и более 1200 боевых кораблей и вспомогательных судов немцев и их союзников. Авиация флота уничтожила около 5000 вражеских самолетов. Флотом было высажено более 100 морских десантов, численностью около 330 тысяч человек. Четко работали спасатели и судоремонтники ВМФ. Флот насчитывал около 70 спасательных судов со специальным оборудованием, а также более десятка заводов, судоверфи, мастерские по ремонту кораблей и судов. За годы войны спасателями поднято 1621 судно, из которых большинство восстановлено на судоремонтных заводах флота.  За мужество и героизм, проявленные в боях за нашу Родину 350 тысяч моряков и морских пехотинцев были награждены орденами и медалями, 580 стали Героями Советского Союза, а семеро дважды. За героический труд десятки тысяч работников вспомогательных служб, речников, рабочих и служащих судоремонтных предприятий были награждены орденами и медалями. Боевыми орденами были награждены 238 кораблей и частей флота, а 78 стали гвардейскими.

В годы войны талант флотоводцев проявили адмиралы: Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков, Ф.С. Октябрьский, В.А. Фокин, В.Ф. Трибуц, И.С. Юмашев, А.Г. Головко, И.С. Исаков, Г.И. Левченко. Они верили И. Сталину, а он верил в них.  В честь празднования Дня ВМФ (июль 1945г.) Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин сказал: «Боевая деятельность советских моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством. Моряки подводных лодок, надводных кораблей, морские летчики, артиллеристы и пехотинцы восприняли и развили все ценное вековых традиций русского флота. На Балтийском, Черном и Баренцевом морях, на Волге, Дунае и Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Флот выполнил долг перед Советской Родиной». Однако, еще не остыли корабельные орудия, а по вине США и Англии началась т.н.  холодная война, которая длилась с 1946 по 1991г., вплоть до развала Советского Союза. Холодная война – это глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние между СССР и его союзниками с одной стороны, США и их союзниками – с другой. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ракетно – ядерных вооружений.

И.В. Сталин осознал опасность и принял меры по укреплению армии и флота, созданию ракетно — ядерного оружия. Ученые Курчатов, Харитон, Щёлкин, Зельдович, Тамм, Семенов, Александров, Королев, Янгель и другие под руководством Л.П. Берия, Славского и других руководителей, приняли конкретные меры по ликвидации отставания от США в данном вопросе. 29 августа 1949г.  в Советском Союзе   испытана первая атомная бомба.  Перед армией и флотом встала задача готовиться к отражению нападения противника с применением ракетно – ядерного оружия массового поражения. 8 сентября 1949 г. министр Вооруженных Сил СССР маршал А.М. Василевский издал приказ армии и флоту готовиться к освоению ракетно — ядерного оружия для ведения войны в новых условиях. 

В сентябре 1952 г. по инициативе А.П. Александрова, И.В. Курчатова и Н.А. Доллежаля, И.В. Сталин принял решение о создании атомного флота. В строительстве советского атомного первенца (АПЛ) приняли участие 135 организаций: 20 конструкторских бюро, 35 институтов и 80 заводов – поставщиков оборудования. Главным конструктором АПЛ был В. Перегудов, главным конструктором реактора Н. Доллежаль, научным руководителем А. Александров. Первая атомная подлодка создавалась на основе разработок отечественной промышленности. Первопроходцем в создании АПЛ стало ОКБ-143. Головная атомная подлодка строилась на заводе в Северодвинске.  Для выполнения атомной программы флота был создан специальный отдел при ГК ВМФ, который   возглавил офицер П.Ф. Фомин, внесший большой вклад в создание ракетно–ядерного флота.

Таким образом, Сталин заложил основу, фундамент создания ракетно-ядерного оружия, которым пользуемся и сегодня. О мудрой политике И. Сталина мыслящего по государственному, масштабно, на перспективу свидетельствует то, что строительство атомных подводных лодок (АПЛ) в США и СССР в 1953-1993гг. составляло: СССР- 243/ США179. В том числе: 1955-1960гг. – СССР-8/США-14; 1961-1965гг. – СССР-31/США-42; 1966-1970гг. – СССР-47/США-36; 1971-1975 гг.  – СССР — 49/США-18; 1976-1980 гг. – СССР- 40/США-10; 1981-1985гг. – СССР — 25/США-29; 1986-1990гг. – СССР-27/США-16; 1991-1993гг. – СССР-11/США-14. В Союзе была создана мощная ракетно – ядерная база, не уступающая флоту США и другим ведущим державам.  В 1969г. советская подводная лодка «К-222» (проект 661) установила рекорд скорости под водой — 44 узла (80, 4 км/ч.). Были созданы самые мощные советские АПЛ проекта: 667 БДР, 667 БДРМ, 949, 949А, 885, 971 и другие.

Первая атомная подлодка (АПЛ-3) спущена на воду в августе 1957г., имела скорость на пять узлов выше, чем американская «Наутилус». В декабре 1958г. сдана в эксплуатацию первая советская АПЛ К-3. 17 июля 1962г.  АПЛ К-3 (названная «Ленинский комсомолец»), впервые всплыла на Северном полюсе. В 1959г. спущен на воду и сдан в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин», положивший начало мирному использованию атомной энергии на море. В последующем в СССР построено несколько атомных крейсеров проекта №1144 («Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков», «Петр Первый», атомный корабль связи проекта №1941, авианесущие крейсеры, АПЛ «Лошарик» и др.) Главной проблемой для надводных атомных кораблей было отсутствие инфраструктуры для их базирования, а также перезарядка активных зон реакторов этих кораблей. Но именно благодаря И. Сталину в СССР построен атомный флот, первая в мире атомная электростанция и др. Он заложил фундамент в строительстве ракетно – ядерного флота в Советском Союзе.

3 февраля 1955г.  принято специальное Постановление ЦК КПСС и СМ СССР согласно которому ставилась задача по исследованию возможности старта баллистических ракет из-под воды.   Решение задачи поручили ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Е.В. Чарнко), ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н. Исанин), КБ под руководством академика В. Макеева. За основу взята модернизирована ракета Р-11-ФМ.10 сентября 1960г. впервые в Советском Союзе с подводной лодки Б-67 осуществлен запуск ракеты С- 4.7 по боевому полю с глубины 30 м., при скорости подлодки 3,2 узлов.

Применение ядерных установок и ракетного оружия способствовало значительному прогрессу в автономности, скорости, продолжительности и дальности непрерывного подводного плавания. Благодаря атомной энергетике удалось оснастить АПЛ системами регенерации воздуха, электрическими системами размагничивания корпуса, перейти на более надежные и малогабаритные электроэнергетические системы переменного тока, решение других задач. В 50-е годы в СССР стали формировать стратегические ядерные силы, составившие основу обороноспособности страны: бомбардировочная авиация; межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные лодки с баллистическими или крылатыми ракетами (приняты на вооружение в начале 60-х годов).  Испытание Р-5М началось в январе 1955 г., ее боевой заряд создан на базе РДС — 6.   

В начале февраля 1956г. в Советском Союзе осуществлен первый пуск баллистической ракеты Р-5М оснащенной ядерной боеголовкой. Ракета стартовала на полигоне Капустин Яр и пролетев 1200 км. достигла цели в районе озера Балхаш (мощность взрыва 80 кт). В июле 1956г. ракетный комплекс Р-5М принят на вооружение. Исследования подтвердили возможность создания компактных баллистических ракет АК-20, и более мощных.   Ракета Р-11 имела стартовую массу 5,4т, дальность полета 270 км. Испытания ракеты проводились с апреля 1953г. по февраль 1955г.  13 июля 1956г. эта ракета получившая индекс 8А61 и принята на вооружение. На ее базе разработана ракета Р-11м с максимальной дальностью полета 150км.  Р-1 и Р-2 считались аналогом Фау-2 (Р-5 с двигателем РД-103). 

Советская ядерная программа в 1945-1955гг. получила развитие благодаря И.В. Сталину и созданию мощной научно-технической базы, позволившей быстро нарастить темпы работ. К началу 1950г. ракетные программы получили приоритетное развитие, ибо Сталин отдавал предпочтение ракете как средству доставки ядерных боеприпасов. Ученые СССР использовали грамотно полученную после разгрома Германии информацию, научные кадры и образцы техники, что дало возможность организовать производство ракет и подготовку специалистов —  ракетчиков.  Межконтинентальные баллистические ракеты оказались значительно дешевле в производстве и надежнее в эксплуатации, чем стратегические бомбардировщики. В связи с строительством и развитием атомного флота в 1952г.  И.  Сталин одобрил создание мощной судоремонтной базы — ГУСРЗ ВМФ (в 1954г.). Однако, ельцинисты уничтожили Главк в составе ВМФ, а с ним и высококлассных специалистов – судоремонтников. Корабль без качественного ремонта, это груда металлолома. 

 С 1946 американцы около трехсот раз использовались свои вооруженные силы за границей, где главную роль играл их флот.  Но в 1991г. Советский Союз уничтожила не армады танков, самолетов и кораблей США и НАТО, а предатели. Распад великой страны повлек гибель миллионов людей в бывших республиках СССР: Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Киргизия, Абхазия, Южной Осетия, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Приднестровье, Украина и другие регионы. Эта кровь на совести тех, кто искусственно разорвал страну и народы.  В 2020г, наша страна и все, кому дорог мир на земле отметят 75 лет Победы Советского народа над   фашизмом. Под руководством И.В. Сталина Красная Армия и Флот разгромили фашизм.

Благодаря мудрой и дальновидной политике И.В. Сталина флот Союза из прибрежного стал мощным ракетно – ядерным, океанским который по мощи был одним из самых боеготовых в мире. Он бороздил все моря и океаны планеты. Но ельцинисты уничтожили его. Так, до перестройки в составе В МФ СССР проходили службу 490 тыс. чел., граждан Союза, корабельный состав насчитывал 1880 боевых кораблей. На 1 января 1985г. в ВМФ было: 361 ПЛ, из них 185 атомные (в США 139). Советский надводный флот имел более 1500 ед. в т.ч: 309 основных классов и подклассов (авианесущие и атомные крейсера), 38 ракетных и артиллерийских крейсеров, 69 эсминцев, 194 больших противолодочных и сторожевых кораблей, более 1100 других классов и подклассов (около 400 ракетных и торпедных катеров, 300 тральщиков, десятки десантных кораблей). Но всё это оказалось разрушено, продано, уничтожено.

  Если в Цусимском сражении 1905 года потери Российского флота составили 26 кораблей и судов, то потери только надводных кораблей за время перестройщиков составляет десятки «Цусим». Прошло 75 лет после ВОВ, уходят в вечность последние ветераны, а обстановка в мире взрывоопасная. Нынешние власти ведут антисталинскую, антисоветскую, антинародную политику, что расшатывает общество и обстановку в стране.  То, что происходит вокруг России в мировом масштабе, результат развала СССР, предательской политики.  Это на руку врагам нашей страны и народа. К сожалению, на стороне ельциноидов и церковь, которая превратилась в идеологический центр пропаганды бандитской демократии в России. Генералиссимус А.В. Суворов говорил: «Для Отчизны наибольшая опасность не от внешних врагов таится, а в собственных ее идиотах». Прошло более 200 лет со дня смерти А. Суворова, однако можно с уверенностью сказать, его слова на счет идиотов актуальны и в наши дни. Когда же мы опомнимся?

  По подсчетам ученых в ходе развала страны М. Горбачев нарушил 17 статей Конституции СССР, но ответственности не понес. Он и ныне заявляет, что не жалеет о случившемся. После развала страны их демократия держится на штыках: полиции, ОМОНа, нацгвардии, предавшего присягу генералитета.  Разрушение страны — грубое нарушение Конституции СССР и РСФСР, которые растоптаны в крови. В результаты референдума от 17 марта 1991г. подавляющее большинство народа высказались за сохранение СССР. Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич совершили тягчайшее преступление, когда 8 декабря 1991г. в Беловежской пуще подписали сговор о ликвидации Союза ССР.  Горбачев способствовал этому тягчайшему преступлению, не принял мер по сохранению Союза, сложив с себя полномочия президента СССР.  Сегодня этот клятвопреступник хвастает, что «целью его жизни было развал Союза»., то есть России. В любой цивилизованной стране его привлекли бы к суду, а здесь «шито-крыто», хотя все понимают действия разрушителей – преступление влекущее наказание, вплоть до высшей меры. 

 15 марта 1996г. было принято Постановлением ГД РФ №157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР». Постановление ГД РФ принято и состоит из 7 (семи) пунктов. В статье 1 (один) сказано: «Подтвердить для Российской Федерации – России юридическую силу результатов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза СССР состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991года». В статье 3 (три) говорится: «Подтвердить, что соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным и государственным секретарем РСФСР Г.Э. Бурбулисом и не утвержденное Съездом народных депутатов РСФСР – высшим органом государственной власти РСФСР, не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза СССР». В пункте 6 (шесть) отмечено: «Депутатам Государственной Думы и Межпарламентской ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств содействовать прекращению Межпарламентской Ассамблеи в эффективный инструмент интеграции и сотрудничества государств, созданных на территории Союза СССР». Подписал это Постановление…Председатель ГД ФС РФ Г. Н. Селезнев.  Поэтому все, что творят нынешние руководители противоречит Конституции СССР и Международному праву.

Совершено тягчайшее преступление, погибли и лишились крова десятки миллионов граждан Союза ССР. Поэтому, виновные и их покровители должны нести ответственность по суду наравне с фашистскими преступниками, осужденными Нюрнбергским военным трибуналом за злодеяния, учиненные нашей стране в годы Великой Отечественной войны. Беловежский сговор, не имеет срока давности. Неужели доктора наук, профессора, академики, признанные светилами науки в стране и мире, не понимают, что ими манипулируют, вчерашние преподаватели и оперативники в угоду врагам России. Они ведут нас, как стадо в нужном им направлении, под крыло США и Запада Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток обезлесивают, все горит и тонет, а на место коренного населения приходят «братья» китайцы.

  Идет массовое истребление русского населения. Так, выступая в Государственной думе 25 июля 2019г. Председатель фракции КПРФ Г.А. Зюганов заявил, что по экспертному заключению демографов НАТО если в 1989г. численность русских составляла 120 млн., в 2010г. их осталось 111 млн., в 2020г.  будет не более 103 млн.  а в 2025г. менее 98 млн.  35 лет политики дикого капитализма (если она продолжиться), обойдутся русскому народу в 22 миллиона жизней. Данные экспертов НАТО сводятся к переписи в РСФСР- Российской Федерации. Как отмечает А. Пшеницын в заметке: «Все длиннее тени «русского креста» (со ссылкой на экспертов НАТО), по переписи 1989г. русских в РСФСР было 119 865 946 чел., а по переписи 2010г. русских в РФ оказалось 111 016 896 чел.  При этом эксперты не учли 25 млн. русских, которые после разрушения СССР остались в 14 бывших союзных республиках. Их положение оказалось критическим.

За свою историю российский флот участвовал в 22 войнах, провел 87 морских сражений (два проиграл).  Трагичность   в том, что каждая эпоха заканчивалась потерей и ненужностью флота для государства в силу отсутствия четкой морской политики у правительства и ее преемственности, а главное — в связи с просчетами политического руководства в оценке положения России в мировом сообществе и влияния на процессы геополитического плана. Вернем власть народу и флот восстановим, как   это было при И. В. Сталине.

Флот нынешней России хоть и ограничено, но получает надводные корабли и подводные лодки нового поколения, оснащенные ракетно-ядерным оружием большой мощности и дальности полета. Это оружие, способно поразить вражеские цели в любой точке земного шара. Было оно и раньше, большинство разработок оружия и ядерного щита начаты в СССР. Однако, как отмечают адмиралы И.Н. Хмельнов и Э.М. Чухраев, что в боевом составе флота нынешней России всего 142 тыс. чел. (то есть менее 1/3 советского ВМФ).  АПЛ с баллистическими ракетами -16 ед.; АПЛ с крылатыми ракетами большой дальности -21ед; атомные ПЛ -12 ед.; дизельные ПЛ- 22 ед.; авианосец -1 ед.; крейсеры – УРО —  7 ед.; эсминцы УРО- 12 ед.; корветы – 74 ед.; десантные – 24 ед. и др. В составе флота всего — 246 единиц, из которых 1/3 кораблей находятся в ремонте, т.е. не в боевом строю.  ВМС США имеют в своем составе – 331 682 чел. и 124 тыс. резерва. В списочном составе — 260 боевых кораблей, из которых: 14 АПЛ с баллистическими ракетами; 51 АПЛ различного назначения; 11 авианосцев; 22 крейсеры УРО; 62 эсминца УРО; 30 фрегатов УРО и другие боевые корабли. По боевым возможностям флот России в 1,5 раза уступает американскому, а с учетом стран НАТО в разы. («ВМФ России. Прошлое, настоящее и будущее. 320 лет ВМФ России». М. 2016г.). Нет сомнения, что в случае военного конфликта страны НАТО и их ядерные державы, прежде всего Англия и Франция будут на стороне американцев.

По мнению адмиралов Хмельнова и Чухраева для ВМФ России сегодня есть смысл строить большое количество (десятки) кораблей классов корвет и фрегат как можно, быстрее вывести из состава флотов все технически и морально устаревшие корабли, оружие и технику которые только отвлекают на себя большие денежные средства государства и силы флота. Но для ведения современной войны требуется мощная экономическая и сельскохозяйственная база, а ее нет. Заводы, фабрики, колхозы и совхозы разрушены, народ кормят отходами сельского хозяйства, которыми в советское время кормили скот.  За двадцать восемь разрушительных лет, сведена к минимуму судоремонтная база, что лишает возможность проводить текущие и плановые ремонты кораблей, а без качественного ремонта и обслуживания — корабль груда металлолома.

За уничтожение, разрушение, распродажу армии и флота ответственность должны нести прежде всего: Б. Ельцин, В. Черномырдин, Е. Гайдар, В. Путин, Е. Примаков, Е. Шапошников, П. Грачев, С. Иванов, А. Сердюков и иже с ними флотоводцы времен разрушения СССР-России. Вместо этого им строят Ельцин — центры, ставят памятники, называют их именами площади, улицы, библиотеки, вузы. Беда народа, офицеров армии и флота в том, что нас заставляют служить вождям, и многие это воспринимаем как должное, само-собой разумеющееся, а надо служить России – Отечеству.

Наш народ идет к великому празднику 75- летию Победы над фашизмом и надо встретить его с высоким чувством патриотизма, как это было при руководстве страной великим сыном Советского народа и Союза ССР И.В. Сталиным. Нынешние правители должны в конце концов опомнится, что они натворили, что оставят посте себе потомкам.

Как вывод: 1. Флот для России имел, имеет и будет иметь важное значение, как в мирное, так и военное время. Потеря флота Россией – смерти подобно.  2.  В.И. Ленин и И.В. Сталин понимали важность флота для СССР – России и приняли меры по его восстановлению и укреплению. 3. Сталин восстановил погибшие в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции корабли, построил мощный Военно-морской флот Союза СССР. В годы войны с фашизмом флот Советского Союза уничтожил 1200 боевых кораблей и   вспомогательных   судов и 1300 транспортных судов фашистов и японских милитаристов. 4. По окончанию Великой Отечественной войны И. Сталин сказал — «флот выполнил поставленные перед ним задачи». 5. Благодаря И.В. Сталину был заложен, а в последующем построен ракетно – ядерный флот, самый могучий в мире. Создана крепкая судоремонтная база (ГУСРЗ ВМФ). 6. Нет вины Сталина в том, что после его смерти страну, армию, флот, судоремонт разрушили внутренние и внешние враги. 7. Главная задача патриотов, — вернуть Советскую власть и былой авторитет СССР – России в мире, восстановить страну, армию и флот, а предателей отдать под суд. 8. Защищая Советскую власть в годы войны, и в ходе различных вооруженных конфликтов, в том числе при защите ВС РФ погибло много россиян.  Считаю настало время увековечить погибших защитников Верховного Совета РФ в 1993г. и установить Героям мемориал, к празднованию 75 лет Победы над фашизмом.