Т.В. Смагина, Н.А. Марцелев: «Деятельность речного флота при защите страны в ходе фашистского нашествия»

            Исполняется 80 лет битвы под Москвой. Эта грандиозная битва  длилась почти сем месяцев с 30 сентября 1941 по 7 апреля 1942 года.  В  Народном комиссариате речного флот СССР был мощной организацией. В него входило  39 речных пароходств, 20 бассейновых управлений пути, сотни портов и пристаней, более 210 судоремонтно-судостроительных заводов, верфей и мастерских и других подразделений.   С началом  фашистской агрессии  тысячи тружеников речного флота ушли на фронт.  За первых три месяца войны численность работников речного транспорта сократилась на 48 тыс. чел.  Адмирал флота Н. Д. Сергеев писал: «В пополнении флотилий в особенности вновь сформированных  судами и комплектовании их личным составом значительная роль принадлежала речникам. Без преувеличения можно сказать, что многие успешные операции, проводившиеся на речных и озерных театрах военных действий, было бы невозможно или крайне трудно выполнить без транспортных средств… Речной флот страны в годы войны передал около тысячи транспортных судов для переоборудования их под боевые корабли и вспомогательные военные суда».

     Управлением военных сообщений Южного фронта отмечалось, что  водный транспорт сыграл огромное значение в воинских перевозках летне-осеннего периода 1941г. Командование предъявляло речному транспорту жесткие требования: в кратчайшие сроки обеспечить переброску войсковых соединений и материальной части. С этой задачей работники речного транспорта на реках Днестр, Южный Буг и Днепр успешно справились.  В ряде бассейнов воинские и эвакуационные перевозки продолжались с  22 июня 1941г. и до полного ледостава. Интенсивно работали речники на Днестре, Днепре, Дону, Волге, Оке, Москва – реке, Неве, Печере,  Каме, Кубани и других регионов.  «Нельзя было упустить ни одного дня навигации по еще не скованной льдом Оке, — писал генерал Н. А. Антипенко. — Ранние морозы угрожали ледоставом. День и ночь загружались баржи и отправлялись в сторону Горького, Ка-кое только имущество не проследовала в этом направлении». С июля и до конца навигация 1941 г, речным флотом прифронтовых бассейнов перевезено 870 тыс, т. грузов и более 2 млн. человек, не считая перевозок на переправах, что явилось существенной помощью железным дорогам центра и Поволжья.

      Водный транспорт имел огромное значение в воинских перевозках летне-осеннего периода 1941 года. Речникам нередко приходилось работать под артиллерийскими обстрелами и налётами авиации. Так, переправа Берислав–Каховка подвергалась бомбёжкам до 15 раз в день, она потеряла 4 буксира, но речники сумели переправить все войска на левый берег реки. Большая часть материальной части армий на реках Южный Буг и Днепр была перевезена флотом речного транспорта. Осенью 1941 года, когда военные действия приблизились к бассейну Дона, флот Нижнего Дона был привлечен к эвакуации Ростова. Всего по Дону, Кубани, не считая перевозок на переправах, было эвакуировано 110 тыс. человек и около 8 тыс. т различного оборудования и другого имущества. К концу октября были срочно организованы дополнительные переправы для переброски через реку большого потока воинских частей, населения, оборудования, сотен тысяч голов скота. Только на Верхнем Дону с помощью речных судов было создано шесть переправ, а всего на реке — от Коротояка на севере до Ростова на юге — 18 переправ. Флот работал до полного ледостава.

    Речные суда принимали участие в различных по характеру морских операциях, находясь в оперативном распоряжении Азовской военной флотилии и Черноморского пароходства. В сентябре донские буксиры и баржи вывозили грузы с северного побережья Азовского моря, эвакуировали скот и различное имущество из Крыма. С начала ноября речные суда перевозили из Керчи в Тамань отступавшие соединения и технику 51-й отдельной армии.  В средине ноября 1941г. советским войскам пришлось оставить Керченский полуостров. Однако вскоре было принято решение высадить на полуостров десант. Операция началась 26 декабря. Бушевавший в море шторм доходил до семи баллов. Особенно тяжело приходилось командам небольших речных судов, которые участвовали в высадке десанта вместе с военными кораблями и морскими судами. В ночь с 26 на 27 декабря во время высадки десанта у Камыш-Буруна пароход «Ким», прорвавшись сквозь шквальный огонь противника, доставил точно в срок баржу «Ока» с десантниками. Корпус парохода получил около 80 пробоин. Ведя судно к занятому врагом берегу, погиб на боевом посту капитан М. М. Проценко. Рулевой, 17-летний комсомолец Саша Остробабов, получил ранения в обе ноги, но не оставил штурвала, пока его не заменил другой рулевой. Так героически трудились все советские речники.

   Генерал-лейтенант,  доктор военных наук И. В. Ковалев который во время войны был Народным комиссаром путей сообщения, начальником ВОСО Генерального штаба, членом транспортного комитета при Государственном Комитета Обороны, писал: «…переправы, созданные речниками во многих пунктах на крупных реках в прифронтовой полосе, существенно помогли эвакуации и сберегли немало человеческих жизней… паромные переправы и наплавные мосты, сооружённые речниками, помогли тысячам советских людей избежать фашистской неволи». Эта работа оказалась исключительно трудной, так как флот и береговые устройства по своему техническому состояний были мало приспособлены к таким перевозкам. По этому поводу И. В. Ковалев отмечает: «…первые месяцы войны вскрыли слабую подготовленность речного транспорта к подобному испытанию, и только самоотверженный труд речников компенсировал  недостатки».  

        Исключительно велика роль речного транспорта в героической обороне Ленинграда. Снабжение фронта и населения, эвакуация материальных ценностей и людей стали возможны только через Ладожское озеро. В 1941 г. на речных судах по Ладоге было доставлено в осаждённый город более 50 тыс. т грузов, из которых половина — продовольствие, а вывезено 30 тыс. ленинградцев и раненых воинов, 10 тыс. т ценных грузов. В  апреле 1942 г. Государственный Комитет Обороны направил областным и краевым комитетам партии и исполкомам телеграмму с требованием оказать речникам помощь в подготовке навигации. В ней подчеркивалось «исключительное значение речного транспорта в условиях войны».   

    Действуя в прифронтовой обстановке, располагая немногочисленным флотом, коллектив Беломорско — Онежского пароходства, которым руководил А.В. Тимофеев, эвакуировал за три с половиной месяца более 270 тыс. чел. и около 200 тыс. тонн  разных грузов. Работа речников получила высокую оценку органов власти. За навигацию во второй год войны, через   Ладогу  было перевезено 267 тыс. человек   для пополнения рядов оборонявшихся, а также 750 тыс. т   грузов,  в   том   числе 350 тыс. т продовольствия; в обратном направлении эвакуировано 528 тыс. человек и 270 тыс. тонн грузов. По водному пути перевезли почти вдвое больше грузов, чем зимой по ледовой «дороге жизни», причем 85%  грузов — на не ледоходных судах Северо-Западного пароходства.

       В августе — сентябре 1941г. эвакуация населения из Москвы значительно замедлилось. Так, в августе было эвакуировано 26 тыс. москвичей, а в сентябре – 9 тыс. население покидало столицу неохотно. Эвакуация имущества шла более равномерно и последовательно. На речных судах в июле было вывезено 33,7 тыс. тонн груза, в августе – 41, а в сентябре – 24 тыс. т. были дни когда у Южного порта одновременно находилось 30 несамоходных судов. Речники работали на переправах  Москвы, Серпухова, Горького, Рязани, Калинина, Калуги и других местах. Особую роль сыграли московские речники в обеспечении города топливом. К осени 1941 года прекратилось поступление в столицу каменного угля и нефтепродуктов. Выход был один – использовать дрова. Московский комитет ВКП(б) в августе 1941 года принял решение о заготовке для столицы 555 тыс. кубометров дров. Поставленная перед речниками задача была выполнена успешно.

    В начале декабря враг вышел к каналу Москва-Волга, на линию Красная Поляна – Крюково.  В этих трудных условиях речники образцово выполняли поставленные перед ними задачи. Максимальный объем перевозок по Верхней Волге достиг в октябре месяце,  когда численность эвакуированных составила более 180 тыс. чел., хотя потребность была намного больше. Десятки тысяч людей ожидали отправки речников. Так,  к второй декаде октября скопилось в Кинешме около 12 тыс. чел., а в  Рыбинске и Ярославле по 14 тысяч. В это же время из Москвы в Горький своим ходом прибыло около 8 тыс. чел., а также   машины с оборудованием заводов. Речники отправляли машины в низовье Волги на баржах Волготанкера, возвращавшиеся обратно порожними. Таким образом было перевезено из Горького 3,5 тыс. ед. автотранспорта. Об интенсивности перевозок также свидетельствует то, что за летне-осенние месяца первого года войны коллектив Верхне-Волжского пароходства (руководитель – А.Н. Вахтуров),   перевёз 612,8 тыс. эвакуируемых. План 1941г. по пассажиро — километрам был перевыполнен в 2,4 раза, из них 40% составили эвакоперевозки. Кроме этого флотом  перевезено более 135 тыс. т эвакуируемого имущества, военных и гражданских грузов. Именно речной флот стал главным в разгрузке железой дороги в годы войны.

       В заключительный период навигации 1941 года военное командование поставило перед речниками задачу — увести из Серпухова флот вниз по Оке, так как пристань уже обстреливалась орудийным огнем. Было указано: если прорыв через ледоход не удастся, подготовить суда к затоплению. 10 ноября караван вышел из Серпухова по направлению к Кашире. В его составе были буксировщики «МОПР», «Донбасс» и «Бригада», пассажирский пароход «Робеспьер» и несколько несамоходных гружёных судов. Шли во льдах, с трудом отвоёвывая каждый километр. У Пушкинского переката река была покрыта наиболее прочным льдом. На помощь речникам пришли саперы находившейся неподалёку воинской части: они взорвали лед. Ледокольные и взрывные работы производить днем зачастую было невозможно. Вражеские самолеты сбрасывали бомбы или снижались для пулемётного обстрела. Несмотря на все трудности, караван 10 декабря, через месяц после выхода из Серпухова, прибыл к месту стоянки и ремонта. Это была последняя операция флота столичных пароходств в навигацию 1941 года. 6 декабря Красная Армия перешла в наступление под Москвой. 15 декабря был освобожден областной центр и крупный речной порт Калинин. В конце месяца наши войска форсировали Верхнюю Оку между Калугой и Белевом. Разгром немцев под Москвой привел к тому, что фронт отодвинулся от столичных водных магистралей. Но враг еще оставался во Ржеве и верховьях Оки. Когда наши войска продвинулись на запад на отдельных направлениях до 400 км от Москвы, речники развернули энергичную подготовку к навигации 1942 года. Не менее важной, чем ремонт флота, была задача подготовки кадров для судов и портов. Новое пополнение состояло преимущественно из жён и детей рабочих и служащих речного транспорта, ушедших в армию. К началу второй военной навигации на многих судах, например, Московско-Окского пароходства, женщины составляли от 40 до 60% экипажей, а в портах и на пристанях — около 85% всех грузчиков.

   Несмотря на то, что основной объем перевозок осуществлялся железнодорожным транспортом, крупные перевозки осуществляли речники. Из отправленных на восток в середине ноября 2 млн. жителей столицы, на речных  судах отправили 175  тыс. москвичей. Всего за июль начало ноября из столицы речниками вывезено 200 тыс. т различных грузов, а в течении навигации 1941г. вывезено 232 тыс. т или на 63% больше от нормы мирного времени.  Речникам поставили задачу перевезти скот, через Волгу,  где  скопилось большое количество скота.   На Средней Волге по решению Саратовского обкома партии от Хвалынска до Сероглазки было организовано несколько переправочных пунктов. По решению Саратовского обкома партии для переправы скота организовали 6 пунктов, а в последующем еще 13. Благодаря принятым мерам до ледостава за Волгу было переброшено несколько сот тысяч голов скота

           В весенние месяцы 1942 г. по Верхней Оке и малым рекам бассейна было доставлено Западному фронту около 26 тыс. тонн военных грузов. Столичные пароходства оказали большую помощь в перевозке раненых и больных бойцов Красной Армии, для этого были специально  оборудованы и выделены Главному военно-санитарному управлению лучшие пассажирские суда. Они курсировали по линиям Москва-Рязань, Муром-Казань, Ярославль-Казань, Рязань-Горький и др. Согласно  постановлению Государственного Комитета Обороны были организованы караваны для санитарных перевозок. Каждый караван состоял из трех судов, на которых можно было разместить 250 раненых. В  каютах оборудовались перевязочные пункты и операционные. В то грозное время речники Московского бассейна все делали для обеспечения столицы топливом. Зимой 1941-1942гг., Москва ощущала недостаток топлива, который мешал увеличению выпуска продукции для фронта и создавал большие трудности в быту. Десятки тысяч москвичей отправлялись в лес, чтобы принять участие в заготовке дров. Успешно работали Московско-Окское и канала Москва-Волга пароходства, выполнившие задания ГКО по снабжению Москвы дровами, картофелем и овощами. За навигацию в столицу было доставлено 3,34 млн. кубометров дров – на 43 процента больше, чем в 1942 г. Это дало возможность сократить завоз дров в Москву железнодорожным транспортом на 25 процентов.

   Высокую оценку деятельности речников дали многие прославленные полководцы. Так,  Маршал Советского Союза В. И. Чуйков, командовавший 62-й армией, высоко оценивал роль речников в оказании помощи войскам в ходе Сталинградской битвы в 1942-1943гг.  Он писал: «С утра до темной ночи над Волгой кружили пикировщики, а ночью открывала огонь артиллерия. Причалы и подходы к ним круглыми сутками находились под огнем орудий и шестиствольных минометов. Таким образом, переправа войск и грузов для 62-й армии осложнилась до предела».

     Заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков писал, что «войска и грузы для Сталинградского фронта перевозились в исключительно сложных условиях осеннего ледохода на Волге». Так было и в других регионах страны. Они не щадили себя ради приближения победы и усиленно удились, днем и ночью, не доедая и не досыпая. Особенно это проявилось в ходе битвы под Москвой, Ленинградом и Сталинградом.   «Перевозки продолжались и глубокой осенью, — пишет В. И. Чуйков, — несмотря на сильные ветры, мороз, подвижные льды, удары вражеской авиации, артиллерийский и миномётный обстрел… В эти дни и ночи речники творили истинно героические дела. Я сам наблюдал ночью, как эти суда метр за метром, с разгона, пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак на север по Волге к берегу, где оборонялась 62-я армия». На это же указывает член Военного совета 64-й армии генерал-майор К. К. Абрамов: «Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колёсные и винтовые, которые невзирая ни на что, застревая среди Волги, до самого ледостава продолжали упорно работать».

        Значение переправ и роль речников в период  сражений с фашизмом  в Сталинграде генерал (в последствии маршал Советского Союза) В.И. Чуйков оценил так:  : «…об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи», а генерал-лейтенант И. В. Ковалев пишет: «Несмотря на прекращение транзитных речных перевозок, речной флот устойчиво обеспечивал переправу людей, вооружения, боеприпасов и других грузов на оба берега, нёс трудную боевую службу, без которой войска не могли бы выполнить возложенные на них задачи. Переправы играли важную роль в течение всего оборонительного периода Сталинградской битвы, но дважды они, без преувеличения, спасли город», доставив подкрепление 62-й армии в критические моменты сражения. Когда в июле 1942 г. коллективу Нижне-Волжского   пароходства    было присуждено переходящее Красное Знамя ГКО, Сталинградский горком партии направил ему приветствие, в котором говорилось: «В дни обороны Сталинграда речники — сталинградцы показали замечательные образцы стойкости и организованности… Солдаты, в кровопролитной схватке, разгромившие на берегах великой русской реки полчища, ненавистного врага, никогда не забудут подвига речников».

       «В подвиге волжан-речников слился воедино ратный и трудовой героизм. Они, не щадя своей жизни, доставляли на судах на правый берег бойцов, технику, боеприпасы. Тысячи раненых бойцов останутся навсегда благодарны водникам, которые вывезли их из ада невиданной битвы», — так оценил подвиг речников Маршал Советского Союза А. И. Еременко, командовавший Юго-Восточным и Сталинградским фронтами. Высокую оценку работе речного транспорта давали также командиры частей и соединений. В донесении штабу фронта командование 88-го отдельного дорожно — эксплуатационного батальона сообщало, что команда баркаса «Лена» «показала образцы стойкости, смелости и преданности Родине. Только с 23 по 27 августа она сделала 90 рейсов и перевезла 2250 автомашин, более 100 орудий, 867 подвод и около 1500 человек». Одна из листовок, выпущенных в это время, призывала: «Боритесь за победу так, как пятёрка храбрецов с баркаса «Лена»!». В 1991 году  внешний и внутренний враги нашей страны разрушили СССР и с тех пор народ живет в постоянном страхе, нищете и голоде. Невольно возникает вопрос,  за что боролось старшее поколение, если их дети,  внуки, правнуки  через 80 лет оказались в нищенском состоянии. Вот уже два года в стране развязан  психоз, связанный с  так называемым коронавирусом. Особенно свирепствуют чиновники Москвы во главе с мэром С. Собяниным. Они грубо нарушают ст. 21 Конституции РФ,  однако защиты от произвола чиновников найти невозможно.

       В ходе  оборонительных боев на волжских переправах буксирные пароходы в одиночку и с баржами сделали 9860 рейсов через Волгу, пассажирские суда и катера — 915 рейсов. Для Сталинградского и Донского фронтов на оба берега, по неполным данным, было доставлено 1 млн. 67 тыс. военнослужащих, раненых и гражданских лиц, 95,9 тыс. автомашин, 3 тыс. танков, тягачей и тракторов, 840 орудий, 40 тыс. повозок, около 240 тыс. т  боеприпасов, продовольственных и других грузов.  За самоотверженный труд, проявленный героизм, выполнение заданий в годы войны, 8461 работник речного транспорта награждены орденами и медалями. Реализуя лозунг военного времени:  «Все для фронта, все для победы».

           В мае 1942г  под санитарный транспорт мобилизовано 31 пассажирское судно.  Санитарный транспорт и плавучие госпитали только из под Сталинграда вывезли более 300 тыс. раненых бойцов и офицеров, а с пристани Камышин ежедневно отправлялись на левый берег до 3тыс раненых фронтовиков. О напряжении в их работе можно судить, в частности, по таким данным: из 3261 тыс. тонн горючего и смазочных материалов, израсходованных Красной Армией в 1943г. 1200 тыс. тонн было доставлено речными судами по Волге на нефтебазы Главнефтеснаба. В целом же в силу географического положения водных  путей и отсутствия межбассейновых сообщений удельный вес воинских грузов в общих перевозках не превышал 11 процентов и был примерно в два с лишним раза меньше, чем на железнодорожном  транспорте. Он был довольно высоким в тех пароходствах, водные пути которых непосредственно  примыкали к фронтовой зоне или становились  рубежом обороны.  Немало речников погибло в годы ожесточенных сражений на подступах и в ходе защиты Москвы и других городов и населенных пунктов.

        В годы сражений с фашистами   речной флот понес огромные потери – пятую часть своего состава: 1092 самоходных судов общей мощностью 140,4 тысяч л. с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъемностью 1106 тысяч тонн, 62 земснаряда и 692 других судов. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены. Лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских и верфей. Большие потери существенно сказались на объемах перевозок — в 1945 г. они составили 36,1 млн. тонн. В 1944-1945гг. пароходства перевезли все предъявленные им нефтегрузы и лес в плотах. Несмотря на временную потерю ряда бассейнов и прекращение транзитного движения по водным путям северо-запада, а затем и по Волге, использование внутренних резервов речного флота позволяло в течении двух лет поддерживать перевозки на довольно высоком уровне.

   24 июня 1945 г. в историческом параде Победы в Москве на Красной площади прошли пять речников Героев Советского Союза: М.И. Буденков, К.М. Кабанов, И.С. Малов, Н.М. Скоморохов, М.А. Соколов и др.. В честь речников – Героев Советского Союза названы улицы, школы, суда флота. «Всё, что сделано  во имя Родины, достойно памяти и уважения. То, что сделано ценой жизни,- священно. Об этом забывать нельзя», — писал Нарком речного флота З.А. Шашков. За мужество и героизм проявленные в годы войны 117 речникам присвоены звания Героя Советского Союза, 15 стали полными кавалерами ордена Славы. За время войны 8460 работников речного транспорта награждены орденами и медалями СССР. 

  Член Союза писателей Российской Федерации  Т.В. Смагина – Боржава

    Член РУСО, писатель, журналист                              Н.А. Марцелев

22.Х. 2021г.