«Судоремонтники ВМФ». О славном деле, которому посвятил свою жизнь советский адмирал и коммунист Ю.Д. Чуриков

4 марта 2023г. перестало биться сердце пламенного патриота, верного сына СССР-России, ветерана подразделений особого риска РФ,   вице-адмирала Ю.Д. Черикова,  настоящий советский адмирал, строгого,  но доброго, порядочного и отзывчивый  офицера и  коммуниста. Всю свою жизнь Юрий Дмитриевич отдал служению нашей Советской Родине,  любимому   Военно-Морскому флоту и военному судоремонту.  Ю.Д. Чуриков родился в 1936г. в предвоенные годы познав, что такое ужасы войны. С школьных лет мечтал стать  моряком — офицером ВМФ и детская мечта сбылась.  Он поступил в Высшее Военно-морское  инженерное, ордена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинского  ( кораблестроительный факультет)  которое окончил в 1958 г.

    После выпуска  в 1958-1959гг. служил на подлодке краснознамённого Черноморского флота, а в 1959-1962гг. на подлодке Краснознамённого Северного флота. Как одного из лучших офицеров его перевели в Технический отдел СФ, на должность старшего офицера ремонтного отдела. Молодого знающего своё дело офицера заметили и перевели главным инженером 35 судоремонтного завода  ГКСРЗ ВМФ в г. Мурманск, где проходил службу с 1967 по 1970 годы. В 1970 году Юрия Дмитриевича назначили начальником 10 судоремонтного завода в г. Полярный . В этой должности он служил вплоть до 1978 года, до перевода в Главное управление судоремонтных заводов ВМФ.

   С 1978  по 1986 год проходил службу  начальником отдела  и Заместителем начальника ГУСРЗ ВМФ в г. Москве. В 1986 году Ю.Д. Чуриков был назначен начальником ГКСРЗ ВМФ. Мне посчастливилось много лет служить под руководством этого замечательного адмирала, человека большого ума и души. Юрий Дмитриевич никогда не повышал голос, он умел найти подход к каждому офицеру, рабочему и служащему, грамотно объяснить и  нацелить его специалиста  качественное выполнение поставленных  задач.  В советские годы флот постоянно наращивал свои мощности, а это означало, что требовалось совершенствование судоремонтной базы. Особенно в части ремонта АПЛ и авианесущих кораблей. ГУСРЗ ВМФ это была уникальная судоремонтная отрасль созданная по распоряжению  И.В. Сталина.

    На своём пике ГУСРЗ ВМФ насчитывал около 60 тыс. высококлассных специалистов,  в том числе около  10 тыс. военнослужащих, офицеров и военных судоремонтников.,  более 30 судоремонтных, артиллерийских и радиотехнических заводов, около 10 ОКТБ и институтов, более 20 плавучих доков и т.д. При отдельных заводах имелись ГПТУ (СПТУ). Всем этим огромным хозяйством Ю.Д. Чуриков грамотно руководил. В среднем в год  на заводах  ГУСРЗ ВМФ производили ремонт около 1000 (одной тысячи)  кораблей, различных классов.  В августе 1985г. ЮД. Чуриков участвовал в ликвидации радиационной аварии на АПЛ стоящей в ремонте на СРЗ в Шкотово -22.  После ухода в 1993г. в запас, ельцинисты  ГУСРЗ ВМФ сократили,  создали УСРЗ ВМФ, которое в последующем ликвидировали. Теперь оперативно ремонтировать боевые корабли некому и не чем.   Безусловно Юрий Дмитриевич как и все патриоты – судоремонтники переживали за происходящий развал судоремонтной базы ВМФ, а в челом и Военно-Морского флота.

    За добросовестное выполнение служебного долга Юрий Дмитриевич награждён многими орденами и медалями, он Ветеран Вооруженных Сил и Военно-Морского флота СССР-России, ветеран подразделений особого риска РФ, почётный ветеран Москвы. Об был хороший семьянин, воспитал хорошего сына, также ставшего адмиралом.  Ветераны подразделений особого риска, моряки- судоремонтники выражают соболезнование семье и близким Юрия Дмитриевича Чурикова в связи с его уходом из жизни. Он был настоящим советским адмиралом, коммунистом в трудные годы разброда,  шатания, предательства  не измени, не предал присягу, а остался ей верен до конца. Он останется в наших сердцах как  адмирал, коммунист  не предавший присяги, верный сын СССР-России. Соболезнование семье и близким, вечная ему память и покой. Он оставил добрый след на земле.

     (Справка:   ГУСРЗ ВМФ создано по распоряжению И.В. Сталина  в связи с ростом мощи ВМФ и началом строительства атомного флота. В приказе ГК ВМС № 081 от  07.04.1954 года «О мероприятиях по улучшению руководства судоремонтными заводами Военно-Морских сил, эксплуатации кораблей и вооружения» было отмечено, что разрыв между потребностями в судоремонте и его выполнением продолжает увеличиваться.  Одной из основных причин создавшего положения  признавалось отсутствие в ВМС центрального органа, непосредственно отвечающего за  работу заводов, обеспечение их  квалифицированным персоналом и материалами, передовую организацию и технологию производства, за их дальнейшее развитие.

   В целях коренного улучшения руководства деятельностью судоремонтных предприятий ВМС принято решение реорганизовать  центральные органы, ведающие судоремонтом, приведя их структуру и штатное расписание в соответствие с решаемыми задачами. Приказ предусматривал  формирование к 10 апреля 1954 года на базе Технического управления ВМС Главного управления судоремонтных заводов ВМС.  Начальнику ГУСРЗ по фактическому состоянию и балансу на 1 апреля 1954 года были подчинены судоремонтные заводы, верфи и судоремонтные мастерские:  — 35, 6, 82, 176, ПМ-21;  180, КМОЛЗ, 25, 28;  7, 36, 177, 29;  13, 99 (г. Измаил), 23, 37, СВ-1;  179, 178, 90, 92, 102, СВ-5,  СМ-1188. В последующем в состав ГУСРЗ ВМФ вошли новые заводы.

         Штат  управления  был скомплектован по штату центральных органов управления .ГК ВМС № 1\ 386  от 07 июня  1954 г. из 6-ти отделов и численным составом: офицеров – 80, служащих – 64 чел.  с подчинением Главнокомандующему ВМС.   Распоряжением Совета Министров СССР от 8 апреля 1954 года № 3659р  начальнику Главного управления судоремонтных заводов ВМФ были предоставлены права, предусмотренные постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1954 года № 1002 для начальников главных управлений министерств СССР.

        Уже в марте  1955 года на совещании Начальников ВиС флотов и флотилий в Кронштадте констатировались положительные результаты правительственного решения о создании промышленного главка. В выступлениях отмечалось, что это тот случай, когда не кому-нибудь должность придумали, а  чтобы  преимущества, созданные у нас в стране при определении системы прав Главного управления позволяли оперативно решать вопросы, чтобы действительно иметь все возможности для выполнения планов производства.

            Первым  начальником  Главного  Управления  судоремонтных  заводов  ВМС   с 22 апреля 1954 г стал  контр-адмирал Леонид Иванович Караганов.  Караганов Л.И. – родился в 1908 г. в г. Павлове  Нижегородской области. После окончания рабфака 4 года  учился в Московском энергетическом институте, откуда  по специальному набору был направлен на учёбу в ВМА им. К.Е. Ворошилова. Проходил службу: — на КР «Киров».  — С 1938 года был откомандирован в Военно- промышленный комитет при Комитете обороны СНК (СМ) СССР. Начальник группы по НК ВМФ секретариата СНК (СМ) СССР, зам. зав. секретариата — зам. председателя. СМ СССР  Н.А. Вознесенского.  Начальник управления планирования судостроения Госплана СССР.    Начальник В и С 4-го ВМФ;

 Зам. секретаря постоянной комиссии ЦК КПСС по вопросам обороны.   Для особых поручений при министре обороны СССР. С 1954 г. по 1970 г. начальник ГУ СРЗ ВМФ. Награждён 7 орденами и 14 медалями. Вице-адмирал.  Заместителем начальника ГУ СРЗ (главным инженером) назначен Ткаченко Терентий Иванович, который проходил службу на ТОФ, был начальником Порт-артурского морского завода, начальником Управления судоремонта ВМФ, начальником ТУ ВМФ (1956-1961), контр-адмирал, награждён 8 орденам.

    Именно от них во многом зависела выработка стиля  работы управления  в период его формирования и становления. Под их руководством были разработаны документы, определяющие структуру отрасли и основные положения её функционирования. К  осени 1955 года в   развитие  формирования ГУСРЗ на основании постановлений СМ СССР: на каждом театре    созданы  специальные конструкторские бюро (СКБ ВМФ);   создано  Центральное конструкторско-технологическое бюро ВМФ с численностью 160 человек (ныне 51 ЦКТИС);    сформировано  техническое училище;  в ведение ГУ СРЗ передан 1701 технический склад (центральная база технического имущества)

       Организация ГУСРЗ, создание конструкторско-технологических организаций и центральной базы технического имущества, сразу  же без дополнительного финансирования и капитальных затрат позволило использовать объединённую мощность заводов на наиболее критических направлениях   судоремонта. В первую очередь в 1955 году был разработан и утверждён план межведомственной кооперации. По этому плану заводы, имеющие развитое,  но недогруженное кузнечно-прессовое и литейное оборудование, мощные  инструментальные участки, участки резинотехнических изделий начали поставлять остальным СРЗ по согласованным ценам и срокам необходимые изделия, чем заметно снизили напряжение в материально-техническом обеспечении ремонта.

              Создание в Халитовом тупике ж . д. ст. Ораниенбаум базы снабжения позволило обеспечивать СРЗ большинством необходимых материалов. С началом освоения  заводами ВМФ ремонта  АПЛ  была введена должность  заместителя начальника управления по новой технике. На эту  должность был назначен главный  инженер 13 СРЗ капитан 2 ранга В.Г. Новиков, назначенный в последствии на должность заместителя ГК ВМФ – начальника ГТУ ВМФ, ставший адмиралом. Эффективным шагом стало перепрофилирование в 1959 г.  37 судомеханического завода   в предприятие по изготовлению ЗИП для судоремонта ВМФ. Созданный премиальный фонд ГУСРЗ был исключительно эффективно использован  для поощрения коллективов предприятий за досрочную сдачу кораблей из ремонта.

           Решив первоочередные вопросы организации, конструкторско-технологического и материально-технического обеспечения, Л.И. Караганов организовал наращивание производственных мощностей предприятий. Результативность этого плана  основывалась на возможности централизованно утверждать титулы капитального строительства заводов  через ГУСРЗ. В первую очередь решались вопросы строительства цехов для ремонта кораблей с новой энергетикой и вооружением. В этот период вводится цех для ремонта газовых турбин на КМОЛЗ, новые цеха в Севастополе, Мурманске, Росляково и др. Создан  филиал 178 СРЗ, ставший впоследствии самостоятельным 30 СРЗ.

     В связи с необходимостью ремонта кораблей с ЯЭУ было организовано строительство «атомных» заводов. Следует отметить, что эти заводы приняли в ремонт первые атомные подводные лодки до полного окончания их строительства и перевооружения, широко используя возможности межзаводской кооперации. К числу безусловных заслуг Л.И. Караганова относится также строительство инженерного корпуса ЦКТБ, создание в 1959 году СКТБ по обеспечению ремонта АПЛ и формирование молодого, талантливого коллектива руководителей, специалистов — единомышленников  в  идеологии военного судоремонта.

           С 1970 года по 1986 год ГУСРЗ ВМФ руководил  вице-адмирал А.М. Геворков.  Экономические методы, рождённые реформами А.Н. Косыгина и максимальное использование  собственных оборотных средств  заводов для дополнения титульных ассигнований позволили увеличить мощность предприятий отрасли почти в два раза. В соответствии с Постановлением  ЦК КПСС и СМ СССР от 19.07.1973 г. №501-152 «О мерах по дальнейшему развитию СРБ для обеспечения ремонта и модернизации АПЛ» установлена специализация СРЗ. В 1973 году большинству предприятий были приданы военно-строительные отряды и роты, численность которых составила со временем 10000 человек.

         Сформированы 524 УПЦ (КМОЛЗ), 526 УПЦ (Рига), 708 УПЦ (Таллинн)  для обучения иностранных специалистов, а также 65 учебный комбинат при КМОЛЗ. Создано 82 ОКТБ на Камчатке.  Построено производственных цехов, участков, служебных  зданий и испытательных стендов общей площадью  более 200 000 кв. м. Принято  в эксплуатацию   судоподъемных средств общей грузоподъёмностью более 250 000 тонн, в том числе ПД-41 и ПД-50 г\п 80 000 тонн, построенные в Японии и Швеции.

            На строительство и реконструкцию судоремонтных заводов  ВМФ только за счет централизованных капитальных вложений на 10 пятилетку было выделено в 2,5 раза больше, чем в 9 пятилетке, а в 11 пятилетке эта сумма возросла еще на 35 процентов. Ежегодно  возводились городки  судоремонтников до 80 тысяч кв. метров жилой площади Чтобы представить темпы развития судоремонтной базы ВМФ в эти годы можно привести следующее сравнение: если полезные производственные площади на начало 9 пятилетки (1971 год) принять за 100 процентов, то через 5 лет они возросли до 150 процентов, к 1978 году уже до 173 процентов, а в 1980 году — составляли 216 процентов.

         В составе  ГУ СРЗ на этом этапе трудилось около 60  000 человек, в том числе около 10 тыс. военных судоремонтников.  Суммарный объем валовой продукции в сопоставимых ценах был близок к миллиарду рублей. На заводах был освоен ремонт кораблей и судов почти  300 проектов (в том числе более 50 проектов боевых кораблей всех классов, состоящих на вооружении Военно-Морского Флота).  В этот период были созданы такие новые производства, как цех и испытательная станция для ремонта корабельных газовых турбин, участки по ремонту гидромеханизмов, участки по ремонту и испытанию корабельной арматуры воздуха высокого давления 400 кг/кв. см., цеха по ремонту вооружения и радио электронного оборудования. Широкое развитие получило сварочное производство, что позволило выполнять сварку всех материалов, применяемых в судостроении. Заводы практически перешли к комплексному ремонту кораблей и судов. Именно к середине 80-х годов силами огромного числа судоремонтников была создана мощная промышленная отрасль, обеспечивающая деятельность Флота вышедшего на океанскую службу.

               С 1986 года по 1992 год ГУСРЗ ВМФ возглавлял вице-адмирал Ю.Д. Чуриков. В этот период в состав управления вошли 195, 50, 69, 365,44, 813 ремонтные заводы. В ГУ СРЗ  каждый человек, отвечающий за тот или иной участок работы, был признанным специалистом  в своей области. Управление  славилось сплочённым крепким коллективом способным на многое.  Почти  15 лет заместителем начальника управления по новой технике был контр-адмирал Павлов П.Я., впоследствии эту должность занимали Ю.Д. Чуриков,  Ю.К. Андреев. На должности заместителя начальника (главного инженера) ГУ СРЗ служили генерал-майор В.М. Бойко, капитан 1 ранга А.М. Геворков, контр-адмирал И.В. Попов, контр-адмирал Ю.Е. Петров.  В 1992 году ГУ СРЗ реформировано в Управление с  изменением структуры подразделений.  Контр-адмирал Ю.Е. Петров Ю.Е назначен начальником УСРЗ ВМФ, его заместителем по экономике и производству стал капитан 1 ранга  Н.И. Марценюк, а начальником – отдела – заместителем начальника УСРЗ ВМФ  В.А. Попович. В последующем начальником управления стали контр-адмирал   В,А. Фёдоров и В.Ю. Чуриков.

   15 февраля  2007 года  коллегия Минобороны России рассмотрела вопрос «О реформировании ФГУП Минобороны, осуществляющих ремонт вооружения и военной техники, в предприятия (организации) других форм собственности». Решением  коллегии приоритетными направлениями  в работе определены: развитие системы ремонта ВВТ и обеспечение сохранения необходимых ремонтных предприятий в составе Вооруженных сил РФ.  21 марта 2007 года  подписан Указ Президента РФ № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединённая судостроительная корпорация», согласно которому  все судоремонтные заводы ВМФ переданы в эту корпорацию. Эта дата стала началом процесса ликвидации  судоремонтной базы, войсковых ремонтных средств в составе Военно-морского флота) .

       Указом Президента РФ от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»   из состава   ВМФ  выводятся  все оставшиеся ФГУПы,  выполнявшие ремонтные и конструкторско-технологические работы по восстановлению технической готовности В и ВТ. Завершением  современного этапа развития  отрасли явилась директива начальника  Генерального штаба  РФ от 07 февраля 2009 года № 314/5/384 ( на основании Д-12 от 19.01.09 МО РФ )  определившая дату расформирования  УСРЗ  ВМФ – 1 июня 2009 г.).

     Так была разрушена и похоронена  одна из самых мощных судоремонтных отраслей ВМФ, которой вице-адмирал Ю.Д. Чуриков отдал  более 25 лет нелёгкой военной службы. Теперь пожинаем плоды разрухи и неопределённости. Безусловно,  это беспокоило и травмировало ветеранов – судоремонтников, но мало беспокоит тех, кто должен отстаивать интересы нашей страны и Военно-морского флота. Таких преданных флоту и судоремонту как вице-адмиралы Л. И. Караганов, А.М. Геворков, Ю.Д. Чуриков, контр-адмиралы И.В. Попов, Ю.Е. Петров  и некоторые другие новая Россия не вырастила. Вечная память ушедши, успехов  и доброго здоровья здравствующим  судоремонтникам ВМФ СССР-России.