4 марта 2023г. перестало биться сердце пламенного патриота, верного сына СССР-России, ветерана подразделений особого риска РФ, вице-адмирала Ю.Д. Черикова, настоящий советский адмирал, строгого, но доброго, порядочного и отзывчивый офицера и коммуниста. Всю свою жизнь Юрий Дмитриевич отдал служению нашей Советской Родине, любимому Военно-Морскому флоту и военному судоремонту. Ю.Д. Чуриков родился в 1936г. в предвоенные годы познав, что такое ужасы войны. С школьных лет мечтал стать моряком — офицером ВМФ и детская мечта сбылась. Он поступил в Высшее Военно-морское инженерное, ордена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинского ( кораблестроительный факультет) которое окончил в 1958 г.
После выпуска в 1958-1959гг. служил на подлодке краснознамённого Черноморского флота, а в 1959-1962гг. на подлодке Краснознамённого Северного флота. Как одного из лучших офицеров его перевели в Технический отдел СФ, на должность старшего офицера ремонтного отдела. Молодого знающего своё дело офицера заметили и перевели главным инженером 35 судоремонтного завода ГКСРЗ ВМФ в г. Мурманск, где проходил службу с 1967 по 1970 годы. В 1970 году Юрия Дмитриевича назначили начальником 10 судоремонтного завода в г. Полярный . В этой должности он служил вплоть до 1978 года, до перевода в Главное управление судоремонтных заводов ВМФ.
С 1978 по 1986 год проходил службу начальником отдела и Заместителем начальника ГУСРЗ ВМФ в г. Москве. В 1986 году Ю.Д. Чуриков был назначен начальником ГКСРЗ ВМФ. Мне посчастливилось много лет служить под руководством этого замечательного адмирала, человека большого ума и души. Юрий Дмитриевич никогда не повышал голос, он умел найти подход к каждому офицеру, рабочему и служащему, грамотно объяснить и нацелить его специалиста качественное выполнение поставленных задач. В советские годы флот постоянно наращивал свои мощности, а это означало, что требовалось совершенствование судоремонтной базы. Особенно в части ремонта АПЛ и авианесущих кораблей. ГУСРЗ ВМФ это была уникальная судоремонтная отрасль созданная по распоряжению И.В. Сталина.
На своём пике ГУСРЗ ВМФ насчитывал около 60 тыс. высококлассных специалистов, в том числе около 10 тыс. военнослужащих, офицеров и военных судоремонтников., более 30 судоремонтных, артиллерийских и радиотехнических заводов, около 10 ОКТБ и институтов, более 20 плавучих доков и т.д. При отдельных заводах имелись ГПТУ (СПТУ). Всем этим огромным хозяйством Ю.Д. Чуриков грамотно руководил. В среднем в год на заводах ГУСРЗ ВМФ производили ремонт около 1000 (одной тысячи) кораблей, различных классов. В августе 1985г. ЮД. Чуриков участвовал в ликвидации радиационной аварии на АПЛ стоящей в ремонте на СРЗ в Шкотово -22. После ухода в 1993г. в запас, ельцинисты ГУСРЗ ВМФ сократили, создали УСРЗ ВМФ, которое в последующем ликвидировали. Теперь оперативно ремонтировать боевые корабли некому и не чем. Безусловно Юрий Дмитриевич как и все патриоты – судоремонтники переживали за происходящий развал судоремонтной базы ВМФ, а в челом и Военно-Морского флота.
За добросовестное выполнение служебного долга Юрий Дмитриевич награждён многими орденами и медалями, он Ветеран Вооруженных Сил и Военно-Морского флота СССР-России, ветеран подразделений особого риска РФ, почётный ветеран Москвы. Об был хороший семьянин, воспитал хорошего сына, также ставшего адмиралом. Ветераны подразделений особого риска, моряки- судоремонтники выражают соболезнование семье и близким Юрия Дмитриевича Чурикова в связи с его уходом из жизни. Он был настоящим советским адмиралом, коммунистом в трудные годы разброда, шатания, предательства не измени, не предал присягу, а остался ей верен до конца. Он останется в наших сердцах как адмирал, коммунист не предавший присяги, верный сын СССР-России. Соболезнование семье и близким, вечная ему память и покой. Он оставил добрый след на земле.
(Справка: ГУСРЗ ВМФ создано по распоряжению И.В. Сталина в связи с ростом мощи ВМФ и началом строительства атомного флота. В приказе ГК ВМС № 081 от 07.04.1954 года «О мероприятиях по улучшению руководства судоремонтными заводами Военно-Морских сил, эксплуатации кораблей и вооружения» было отмечено, что разрыв между потребностями в судоремонте и его выполнением продолжает увеличиваться. Одной из основных причин создавшего положения признавалось отсутствие в ВМС центрального органа, непосредственно отвечающего за работу заводов, обеспечение их квалифицированным персоналом и материалами, передовую организацию и технологию производства, за их дальнейшее развитие.
В целях коренного улучшения руководства деятельностью судоремонтных предприятий ВМС принято решение реорганизовать центральные органы, ведающие судоремонтом, приведя их структуру и штатное расписание в соответствие с решаемыми задачами. Приказ предусматривал формирование к 10 апреля 1954 года на базе Технического управления ВМС Главного управления судоремонтных заводов ВМС. Начальнику ГУСРЗ по фактическому состоянию и балансу на 1 апреля 1954 года были подчинены судоремонтные заводы, верфи и судоремонтные мастерские: — 35, 6, 82, 176, ПМ-21; 180, КМОЛЗ, 25, 28; 7, 36, 177, 29; 13, 99 (г. Измаил), 23, 37, СВ-1; 179, 178, 90, 92, 102, СВ-5, СМ-1188. В последующем в состав ГУСРЗ ВМФ вошли новые заводы.
Штат управления был скомплектован по штату центральных органов управления .ГК ВМС № 1\ 386 от 07 июня 1954 г. из 6-ти отделов и численным составом: офицеров – 80, служащих – 64 чел. с подчинением Главнокомандующему ВМС. Распоряжением Совета Министров СССР от 8 апреля 1954 года № 3659р начальнику Главного управления судоремонтных заводов ВМФ были предоставлены права, предусмотренные постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1954 года № 1002 для начальников главных управлений министерств СССР.
Уже в марте 1955 года на совещании Начальников ВиС флотов и флотилий в Кронштадте констатировались положительные результаты правительственного решения о создании промышленного главка. В выступлениях отмечалось, что это тот случай, когда не кому-нибудь должность придумали, а чтобы преимущества, созданные у нас в стране при определении системы прав Главного управления позволяли оперативно решать вопросы, чтобы действительно иметь все возможности для выполнения планов производства.
Первым начальником Главного Управления судоремонтных заводов ВМС с 22 апреля 1954 г стал контр-адмирал Леонид Иванович Караганов. Караганов Л.И. – родился в 1908 г. в г. Павлове Нижегородской области. После окончания рабфака 4 года учился в Московском энергетическом институте, откуда по специальному набору был направлен на учёбу в ВМА им. К.Е. Ворошилова. Проходил службу: — на КР «Киров». — С 1938 года был откомандирован в Военно- промышленный комитет при Комитете обороны СНК (СМ) СССР. Начальник группы по НК ВМФ секретариата СНК (СМ) СССР, зам. зав. секретариата — зам. председателя. СМ СССР Н.А. Вознесенского. Начальник управления планирования судостроения Госплана СССР. Начальник В и С 4-го ВМФ;
Зам. секретаря постоянной комиссии ЦК КПСС по вопросам обороны. Для особых поручений при министре обороны СССР. С 1954 г. по 1970 г. начальник ГУ СРЗ ВМФ. Награждён 7 орденами и 14 медалями. Вице-адмирал. Заместителем начальника ГУ СРЗ (главным инженером) назначен Ткаченко Терентий Иванович, который проходил службу на ТОФ, был начальником Порт-артурского морского завода, начальником Управления судоремонта ВМФ, начальником ТУ ВМФ (1956-1961), контр-адмирал, награждён 8 орденам.
Именно от них во многом зависела выработка стиля работы управления в период его формирования и становления. Под их руководством были разработаны документы, определяющие структуру отрасли и основные положения её функционирования. К осени 1955 года в развитие формирования ГУСРЗ на основании постановлений СМ СССР: на каждом театре созданы специальные конструкторские бюро (СКБ ВМФ); создано Центральное конструкторско-технологическое бюро ВМФ с численностью 160 человек (ныне 51 ЦКТИС); сформировано техническое училище; в ведение ГУ СРЗ передан 1701 технический склад (центральная база технического имущества)
Организация ГУСРЗ, создание конструкторско-технологических организаций и центральной базы технического имущества, сразу же без дополнительного финансирования и капитальных затрат позволило использовать объединённую мощность заводов на наиболее критических направлениях судоремонта. В первую очередь в 1955 году был разработан и утверждён план межведомственной кооперации. По этому плану заводы, имеющие развитое, но недогруженное кузнечно-прессовое и литейное оборудование, мощные инструментальные участки, участки резинотехнических изделий начали поставлять остальным СРЗ по согласованным ценам и срокам необходимые изделия, чем заметно снизили напряжение в материально-техническом обеспечении ремонта.
Создание в Халитовом тупике ж . д. ст. Ораниенбаум базы снабжения позволило обеспечивать СРЗ большинством необходимых материалов. С началом освоения заводами ВМФ ремонта АПЛ была введена должность заместителя начальника управления по новой технике. На эту должность был назначен главный инженер 13 СРЗ капитан 2 ранга В.Г. Новиков, назначенный в последствии на должность заместителя ГК ВМФ – начальника ГТУ ВМФ, ставший адмиралом. Эффективным шагом стало перепрофилирование в 1959 г. 37 судомеханического завода в предприятие по изготовлению ЗИП для судоремонта ВМФ. Созданный премиальный фонд ГУСРЗ был исключительно эффективно использован для поощрения коллективов предприятий за досрочную сдачу кораблей из ремонта.
Решив первоочередные вопросы организации, конструкторско-технологического и материально-технического обеспечения, Л.И. Караганов организовал наращивание производственных мощностей предприятий. Результативность этого плана основывалась на возможности централизованно утверждать титулы капитального строительства заводов через ГУСРЗ. В первую очередь решались вопросы строительства цехов для ремонта кораблей с новой энергетикой и вооружением. В этот период вводится цех для ремонта газовых турбин на КМОЛЗ, новые цеха в Севастополе, Мурманске, Росляково и др. Создан филиал 178 СРЗ, ставший впоследствии самостоятельным 30 СРЗ.
В связи с необходимостью ремонта кораблей с ЯЭУ было организовано строительство «атомных» заводов. Следует отметить, что эти заводы приняли в ремонт первые атомные подводные лодки до полного окончания их строительства и перевооружения, широко используя возможности межзаводской кооперации. К числу безусловных заслуг Л.И. Караганова относится также строительство инженерного корпуса ЦКТБ, создание в 1959 году СКТБ по обеспечению ремонта АПЛ и формирование молодого, талантливого коллектива руководителей, специалистов — единомышленников в идеологии военного судоремонта.
С 1970 года по 1986 год ГУСРЗ ВМФ руководил вице-адмирал А.М. Геворков. Экономические методы, рождённые реформами А.Н. Косыгина и максимальное использование собственных оборотных средств заводов для дополнения титульных ассигнований позволили увеличить мощность предприятий отрасли почти в два раза. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.07.1973 г. №501-152 «О мерах по дальнейшему развитию СРБ для обеспечения ремонта и модернизации АПЛ» установлена специализация СРЗ. В 1973 году большинству предприятий были приданы военно-строительные отряды и роты, численность которых составила со временем 10000 человек.
Сформированы 524 УПЦ (КМОЛЗ), 526 УПЦ (Рига), 708 УПЦ (Таллинн) для обучения иностранных специалистов, а также 65 учебный комбинат при КМОЛЗ. Создано 82 ОКТБ на Камчатке. Построено производственных цехов, участков, служебных зданий и испытательных стендов общей площадью более 200 000 кв. м. Принято в эксплуатацию судоподъемных средств общей грузоподъёмностью более 250 000 тонн, в том числе ПД-41 и ПД-50 г\п 80 000 тонн, построенные в Японии и Швеции.
На строительство и реконструкцию судоремонтных заводов ВМФ только за счет централизованных капитальных вложений на 10 пятилетку было выделено в 2,5 раза больше, чем в 9 пятилетке, а в 11 пятилетке эта сумма возросла еще на 35 процентов. Ежегодно возводились городки судоремонтников до 80 тысяч кв. метров жилой площади Чтобы представить темпы развития судоремонтной базы ВМФ в эти годы можно привести следующее сравнение: если полезные производственные площади на начало 9 пятилетки (1971 год) принять за 100 процентов, то через 5 лет они возросли до 150 процентов, к 1978 году уже до 173 процентов, а в 1980 году — составляли 216 процентов.
В составе ГУ СРЗ на этом этапе трудилось около 60 000 человек, в том числе около 10 тыс. военных судоремонтников. Суммарный объем валовой продукции в сопоставимых ценах был близок к миллиарду рублей. На заводах был освоен ремонт кораблей и судов почти 300 проектов (в том числе более 50 проектов боевых кораблей всех классов, состоящих на вооружении Военно-Морского Флота). В этот период были созданы такие новые производства, как цех и испытательная станция для ремонта корабельных газовых турбин, участки по ремонту гидромеханизмов, участки по ремонту и испытанию корабельной арматуры воздуха высокого давления 400 кг/кв. см., цеха по ремонту вооружения и радио электронного оборудования. Широкое развитие получило сварочное производство, что позволило выполнять сварку всех материалов, применяемых в судостроении. Заводы практически перешли к комплексному ремонту кораблей и судов. Именно к середине 80-х годов силами огромного числа судоремонтников была создана мощная промышленная отрасль, обеспечивающая деятельность Флота вышедшего на океанскую службу.
С 1986 года по 1992 год ГУСРЗ ВМФ возглавлял вице-адмирал Ю.Д. Чуриков. В этот период в состав управления вошли 195, 50, 69, 365,44, 813 ремонтные заводы. В ГУ СРЗ каждый человек, отвечающий за тот или иной участок работы, был признанным специалистом в своей области. Управление славилось сплочённым крепким коллективом способным на многое. Почти 15 лет заместителем начальника управления по новой технике был контр-адмирал Павлов П.Я., впоследствии эту должность занимали Ю.Д. Чуриков, Ю.К. Андреев. На должности заместителя начальника (главного инженера) ГУ СРЗ служили генерал-майор В.М. Бойко, капитан 1 ранга А.М. Геворков, контр-адмирал И.В. Попов, контр-адмирал Ю.Е. Петров. В 1992 году ГУ СРЗ реформировано в Управление с изменением структуры подразделений. Контр-адмирал Ю.Е. Петров Ю.Е назначен начальником УСРЗ ВМФ, его заместителем по экономике и производству стал капитан 1 ранга Н.И. Марценюк, а начальником – отдела – заместителем начальника УСРЗ ВМФ В.А. Попович. В последующем начальником управления стали контр-адмирал В,А. Фёдоров и В.Ю. Чуриков.
15 февраля 2007 года коллегия Минобороны России рассмотрела вопрос «О реформировании ФГУП Минобороны, осуществляющих ремонт вооружения и военной техники, в предприятия (организации) других форм собственности». Решением коллегии приоритетными направлениями в работе определены: развитие системы ремонта ВВТ и обеспечение сохранения необходимых ремонтных предприятий в составе Вооруженных сил РФ. 21 марта 2007 года подписан Указ Президента РФ № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединённая судостроительная корпорация», согласно которому все судоремонтные заводы ВМФ переданы в эту корпорацию. Эта дата стала началом процесса ликвидации судоремонтной базы, войсковых ремонтных средств в составе Военно-морского флота) .
Указом Президента РФ от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» из состава ВМФ выводятся все оставшиеся ФГУПы, выполнявшие ремонтные и конструкторско-технологические работы по восстановлению технической готовности В и ВТ. Завершением современного этапа развития отрасли явилась директива начальника Генерального штаба РФ от 07 февраля 2009 года № 314/5/384 ( на основании Д-12 от 19.01.09 МО РФ ) определившая дату расформирования УСРЗ ВМФ – 1 июня 2009 г.).
Так была разрушена и похоронена одна из самых мощных судоремонтных отраслей ВМФ, которой вице-адмирал Ю.Д. Чуриков отдал более 25 лет нелёгкой военной службы. Теперь пожинаем плоды разрухи и неопределённости. Безусловно, это беспокоило и травмировало ветеранов – судоремонтников, но мало беспокоит тех, кто должен отстаивать интересы нашей страны и Военно-морского флота. Таких преданных флоту и судоремонту как вице-адмиралы Л. И. Караганов, А.М. Геворков, Ю.Д. Чуриков, контр-адмиралы И.В. Попов, Ю.Е. Петров и некоторые другие новая Россия не вырастила. Вечная память ушедши, успехов и доброго здоровья здравствующим судоремонтникам ВМФ СССР-России.