Не открою большой тайны, что в нашем обществе нет должного единомыслия по отношению к специальной военной операции на Донбассе. Это показывают и опросы ВЦИОМ: в августе в среднем 39% считали, что главная цель СВО — защитить Россию, разоружить Украину и не дать разместить военные базы НАТО на ее территории. По мнению каждого пятого, она заключается в защите населения Донбасса. На третьем месте — изменение политического курса Украины, очищение ее от нацистов (17%). Еще 7% полагают, что спецоперация нацелена на то, чтобы оккупировать Украину и присоединить ее к России. При этом уровень личных протестных настроений с марта 2022 года остается стабильно низким: о готовности принять участие в массовых акциях протеста, если таковые состоятся, заявляли 11% (снижение на 7 % с февраля 2022). В ходе августовских опросов в среднем 70% россиян сообщали, что скорее поддерживают решение о проведении специальной военной операции, 18% скорее не поддерживают, еще 12% затруднялись с ответом. Понятно, что с объявлением частичной мобилизации 21 сентября эти данные скорректируются.
Всё же, объяснить такие результаты опроса можно с этико-цивилизационных позиций, на основе сложившейся системы ценностей, которая определяется согласно статье 13 нашей Конституции: в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Таким образом, скрепом нашего общества является не государственная идеология, а что? — государственный аппарат. И такой порядок распространён по всему постсоветскому пространству. Сила такого порядка в административном ресурсе госаппарата. А слабость – в его субъективизме, что говорит о его недолговечности. На вопрос, можно ли с таких позиций добиться поставленных целей СВО, скорее можно ответить «нет», чем «да». Первым доказательством этому является периодически сменяемые формулировки целей спецоперации.
Кто-то характеризует СВО, как «империалистическую войну», или как войну цивилизаций. Действительно, одно капиталистическое государство противостоит другому военным образом. Но (!), целью империалистической войны является захват рынка и ресурсов. А о каком захвате может идти речь, когда на смену сложившейся десятилетиями экономической интеграции в советские времена пришли бизнес-интересы, также сплетённые в такой клубок, что его не смогли распутать с 2014 года? – рынки России и Украины уже давно обоюдно «завоёваны». Но военные действия ведутся, а значит есть движитель войны – это так называемый «коллективный Запад» с империалистическими претензиями, проводящий свою политику глобализации, старт которой дан ещё в эпоху крестовых походов.
По большому счёту, России и Украине делить нечего – при условии осознания исторической общности наших народов. И это основа прекращения братоубийственной бойни, когда русский убивает русского. Но откуда придёт такое осознание? С развалом исторической общности «советский народ», наши цивилизационные ценности значительно трансформировались в отсутствии государственной идеологии и мы стали чужими друг для друга, даже на уровне регионов и различных социальных групп – что и питает известную «пятую колонну». Преодолеть сложившийся диссонанс возможно только при классовом подходе: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» — утверждается в Манифесте Коммунистической партии с 1848 года. И трагедия, развивающаяся на наших глазах, не является исключением.
Конечно, бороться за этические и цивилизационные ценности более понятно, а значит привлекательно, чем вести борьбу за классовые интересы. Вот только в войне цивилизаций, они, цивилизации, обречены на гибель одна за другой, принося неимоверные страдания людям, а культуры превращаются в «пыль на сапогах истории». В классовой же борьбе побеждает тот класс, который предлагает обществу более привлекательный образ будущего на основе новых общественных отношений и ведёт не к гибели цивилизации, а к её дальнейшему развитию. Сегодня на Украине, по существу, идёт война цивилизаций, которая несёт горе нашим народам. Избежать этого можно только сменой курса социально-экономической политики в направлении достойного будущего на пути построения социалистического общества. В статье 3 Конституции Российской Федерации говорится, что «народ осуществляет свою власть непосредственно». И референдум, как форма высшего непосредственного выражения этой власти, может проводиться разными способами. Но одно неизбежно: в этой борьбе побеждает тот, кто борется не за прошлое, а за будущее.