С.Н. Васюков: «Капитализм и разрушение семейных традиций в России XXI века»

Современное состояние российских семей в условиях глобальных экономических изменений и социальных трансформаций остается предметом активного исследования. Модернизация, вызванная внедрением капиталистической системы, оказывает значительное воздействие на все слои общества и, в частности, на семейные структуры. В XXI веке наблюдается распад традиционных форм семейных связей, под угрозой оказались устоявшиеся ценности, передававшиеся из поколения в поколение. Постсоветский период характеризуется дестабилизацией семейных отношений, что во многом обусловлено как экономическими трудностями, так и изменением социальных норм и ценностей. Капитализм, стремясь к созданию условий для свободного рынка и максимизации прибыли, вносит свой вклад в процесс индивидуализации и потребления. Ценности, которые раньше основывались на взаимопомощи и общей ответственности, в новой экономической системе уступают место индивидуальным интересам и конкуренции. Это значительно влияет на структуру семьи, где традиционные роли членов семьи начинают размываться: супруги все чаще становятся равноправными партнёрами, а роль родителей в воспитании детей становится менее значимой по сравнению с влиянием внешних факторов, таких как медиапотребление и социальные сети. Роль масс-медиа в этом процессе нельзя недооценивать. Современные технологии, включая телевидение, интернет и социальные сети, оказывают значительное влияние на формирование новых семейных ценностей, трансформируя представление о семейных отношения и роли семьи в жизни индивидума. Информация о жизни других, которую мы воспринимаем через призму медиа, может влиять на семейные предпочтения и выборы. Доступность и разнообразие содержимого формирует общественное мнение о том, как должна выглядеть «идеальная» семья, что не соответствует социально значимому требованию института семьи. Таким образом, этот комплексный процесс подчеркивает актуальность изучения влияния системы взглядов, которые формируются при капитализме на российские семьи и необходимость воссоздания анализа традиционных семейных ценностей в условиях современных изменяющихся условий. Понимание этих явлений важно не только для научного сообщества, но и для практиков, работающих в области социальной работы, психологии и педагогики, поскольку знание о тенденциях разрушения семейной структуры может способствовать разработке эффективных программ по сохранению и укреплению семейных отношений. В то же время наблюдается устойчивая проблема: семейные ценности в России и их трансформация, которая из – за внедрения капитализма начиная с 1991 года все больше и больше уходит от традиционных семейных ценностей, из за навязанной жажды наживи капиталистическим обществом.

Материально-экономические причины распада семей в условиях капитализма.

Экономические факторы и семейная дезинтеграция.

Экономические факторы играют ключевую роль в процессе дезинтеграции семей в России, особенно в условиях современного капиталистического общества, где стабильность и благосостояние становятся главными условиями для поддержания семейных отношений. Начиная с 1991 года, после внедрения системы капиталистических ценностей в Российское общество, семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями [9]. Одной из наиболее заметных причин распада семей является экономическая нестабильность, которая приводит к постоянному стрессу, заставляющему супругов искать пути к улучшению собственного материального положения. Этот процесс может вызывать конфликты и напряженные отношения внутри семьи, что способствует ее ослаблению и в конечном итоге — распаду. Помимо нестабильности, большим вызовом для современного российского общества стали ипотечные обязательства. Многие молодые семьи берут кредиты для покупки жилья, что накладывает на них тяжелое финансовое бремя. Ипотечное рабство, как его иногда называют, превращает каждодневное существование в напряженную борьбу за выполнение обязательств, а также создает почву для конфликтов изза разногласий в сфере финансового планирования и распределения семейного бюджета. Рост долговых обязательств негативно сказывается на психологическом фоне молодой Российской семьи. Это отрицательно сказывается на рождаемости в Российской Федерации. Снижение рождаемости также имеет свои корни в социальных и культурных изменениях, происходящих в обществе. Молодежь все чаще отказывается от традиционных ценностей, связанных с семьей и детьми, предпочитая сосредоточиться на карьере и личных достижениях [1]. Более того в перспективе многочисленные эксперты и ведущие экономисты страны сходятся в оценке того, что кредитная зависимость россиян в ближайшие годы будет только возрастать, а сумма просроченной задолженности значительно увеличится [10]. Особенно остро эта проблема касается разведенных женщин, которые зачастую сталкиваются с низкой оплатой труда на рынке труда России. После развода они оказываются в уязвимом положении: как правило, им приходится не только содержать себя, но и заботиться о детях, что накладывает дополнительные финансовые обязательства. Женщины зачастую не могут позволить себе качественное образование или повышение квалификации, чтобы восстановить свои карьерные позиции, что делает их зависимыми от поддержки со стороны бывших супругов или государства. Эта зависимость усиливает чувство несправедливости и разочарование в ценности семейных отношений, что может приводит к отказу от создания новых семейных отношений. Таким образом, экономическая нестабильность, ипотечное рабство и низкая оплата труда разведенных женщин представляют собой сложные и взаимосвязанные факторы, которые действуют на дезинтеграцию института семьи. Понимание этих элементов позволяет более глубоко проанализировать, как материально-экономические условия влияют на личные взаимоотношения и могут служить основой для разработки программ, направленных на поддержку семей, оказавшихся в сложных финансовых ситуациях.

Культурно-исторические аспекты и роль национальных традиций.

Роль рыночных трендов и массовых медиа в формировании семейных ценностей.

 В современном обществе роль масс-медиа и рыночных трендов в формировании семейных ценностей становится все более значимой. Телевидение, интернет, социальные сети и другие платформы не просто информируют нас об окружающем мире, но и активно формируют восприятие социальных норм, идеалов и ожиданий. К сожалению, как результат происходит вытеснение национальных семейных традиций, которые долгое время считались 14 основой семейной жизни в России. Новые тенденции все чаще акцентируют внимание на потребительских ценностях и индивидуализме, как основе капиталистического общества, заменяя традиционный российский подход, который основан на общности и взаимопомощи, такой подход в социальных взаимоотношениях был присущ как в дореволюционной России, так и в СССР. Воздействие масс-медиа на семейные ценности можно рассматривать как двусторонний процесс: с одной стороны, медиа отображают изменения в обществе и, с другой стороны, формируют новые модели поведения и отношения. Рекламные кампании, сериалы и другие формы контента представляют принятые в обществе представления о «нормальной» семье — зачастую это модели, где карьера и личные достижения ставятся превыше всего, а семейные обязательства и традиционные роли подаются как устаревшие. Таким образом, у основных масс населения происходит внутренний конфликт, между культом наживы и сибаритного образа жизни с одной стороны и личным жизненным опытом, а также привитых семейных отношений и социальной культуры, и субкультуры с другой стороны. Современные тенденции также в значительной степени основаны на потребительской культуре, где успех и счастье измеряются количеством материальных благ и статусом. Это создает атмосферу, в которой индивидуальная независимость становится более важной, чем семейные узы. Поскольку масс-медиа усиленно подчеркивают эту индивидуалистическую модель, молодое поколение начинает воспринимать семью как лишь один из аспектов своей жизни, а не как центральную ценность. А ведь семья является важнейшей терминальной ценностью именно потому, что в семье реализуется множество функций, это социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности): рождение и воспитание детей; сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества; удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я»; создание условий для развития всех членов семьи; удовлетворение сексуальноэротических потребностей; потребностей в совместном проведении досуга; потребности в общении, в установлении прочных коммуникативных связей; индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, самореализация в детях; социальный контроль за поведением отдельных членов семьи; организация деятельности по финансовому обеспечению семьи; рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие стрессовых состояний [6]. Формирование новых ценностей также активно поддерживается рыночной экономикой, в рамках которой активно развиваются и предлагаются услуги, упрощающие жизнь отдельного человека. Например, услуги по разводу, парижским поездкам или ценностным «реформам» в рамках отношений становятся неотъемлемой частью общества, где выгоднее решить проблемы отдельного члена семьи, нежели искать коллективные пути их решения. В СССР многие проблемы не только человека, но и семьи пытались решить в рамках коллектива (трудового, первичной партийной организации, профсоюза), что несомненно соответствовало традиционным Российским ценностям и укрепляло семью. В этом контексте общество оказывается в состоянии, когда индивидуальные интересы становятся приоритетом над семейными ценностями, что в свою очередь ведёт к дезинтеграции самих семей [8]. Таким образом, влияние масс-медиа и рыночных, капиталистических трендов становится все более заметной причиной распада традиционных семейных структур в России. Важно осознавать, что формирование новых семейных моделей и ценностей в современную эпоху требует анализа и понимания, чтобы вернуть баланс между индивидуальными и семейными интересами.

Советский культурный код как основа семейных ценностей.

Советский период оставил значительное наследие, которое продолжает оказывать влияние на современную российскую семью и ее ценности. Во времена социализма наша страна была в числе ведущих государств мира по темпам промышленного производства, по уровню развития науки, образования, здравоохранения, культуры. Соперничать с Советской страной могли только США и наиболее развитые страны Европы [5]. Рассмотрение преемственности советских и русских традиций является ключевым элементом понимания формирования семейных идеалов в постсоветское время. Советский культурный код включал в себя множество аспектов, таких как коллективизм, забота о близких, взаимопомощь и ответственность, которые были глубоко интегрированы в общественное сознание. Эти ценности продолжали передаваться через поколения, формируя представления о том, что такое настоящая семья. Основной акцент в советской идеологии делался на ценности коллективизма и 15 сообщественности. Семья воспринималась как неотъемлемая часть более обширного социального контекста, что делало её мотивацией для участия в общественной жизни. Эта концепция поддерживалась государством через различные формы социальной политики, где основной целью было создание идеального советского человека, который должен был заботиться о своей семье, но при этом быть активным членом общества. Воспитание детей также было важным аспектом, на который обращалось внимание, что формировало у них чувство ответственности не только перед самой семьей, но и перед обществом в целом [2]. Семейные идеалы, возникшие в советское время, основывались на идее равенства между супругами, что было нововведением по сравнению с традиционными патриархальными структурами, существовавшими ранее. Женщины активно вовлекались в рабочую силу, что меняло традиционные роли в семье и позволяло строить отношения на принципах взаимного уважения и партнерства, что как показала практика, еще более укрепила семью, а рождаемость в советский период была на высоком уровне, несмотря на две войны, гражданскую и Великую отчечественную. Эта привычка к равноправию и поддерживанию стабильных семейных связей продолжает оказывать влияние на современные взгляды на семью, даже несмотря на современные вызовы и изменения в обществе. Тем не менее, после распада Советского Союза произошли значительные изменения в культурном контексте, что стало причиной возникновения нового типа семейных отношений. Стоит отметить, что К. Маркс критиковал многочасовой капиталистический труд, который разрушает семью и вовсе лишает женщину возможности выполнять свои материнские и домашние обязанности [4]. Начало перехода к капитализму и открытости западным идеалам также привело к изменению понимания семейных ценностей. Потребительство и индивидуализм начали вытеснять ранее устоявшиеся нормы взаимопомощи и коллективизма, что способствовало расслоению традиционных представлений о семье. Однако, несмотря на это, многие элементы советского культурного кода остаются присущи современному обществу. Таким образом, преемственность советских и русских традиций оставляет заметный след в формировании современных семейных идеалов. Понятия, такие как семейная ответственность, взаимопомощь и коллективные ценности, остаются значимыми и продолжают способствовать укреплению семейных уз в условиях изменяющегося социального контекста.

Деструктивное воздействие западных трендов и идеологии общества потребления.

С начала 1990-х годов, после распада Советского Союза, российское общество испытало значительное влияние западных культурных трендов и идеологии потребления. Нужно понимать, что еще Ленин в 1914 году в работе «О национальной гордости великороссов» указал на то, что в сложное для России время всегда изнутри вдеться подрыв идейных основ русского народа, указывая, что «десятки и сотен миллионов в год» тратятся на пропаганду национальной розни, разжигание шовинизма в интересах великодержавных наций к которым он относил Англию, Францию и другие капиталистические страны [7]. Насаждаемые изменения в культурном контексте вызвали глубокие трансформации семейных ценностей, оказав деструктивное воздействие на Российские традиции, которые долгое время были основой моральных и нравственных норм. Процесс западной либерализации, в частности, привел к утрате многих таких традиционных идеалов, как семейная сплоченность и коллективная ответственность. Западные культурные нормы, подчёркивающие индивидуализм, свободу выбора и материальное благосостояние, начали активно внедряться в российское общество через массу средств массовой информации, образование и популярные культуры. Результатом стала деградация моральных основ, сформированных ещё в советское время. Многообразие стилей жизни, доступность информации и возможность выбора сформировали новое представление о счастье и успехе, которое больше связано с личными достижениями и потреблением, нежели с семейными ценностями и долгосрочными отношениями. Идея о том, что каждый человек должен стремиться к собственному благополучию, неминуемо ведет к конфликту с устоявшимися традициями и бьет по имиджу семьи и семейным ценностям. Влияние антисоветской идеологии также способствовало снижению интереса к традиционным ценностям, особенно в области семейных отношений. Появление толерантности к различным жизненным моделям, включая разводы, гражданские браки и неклассические формы семьи, стало нормой. Однако такой подход негативно сказывается на стабильности семейных отношений и на их понимании со стороны нового поколения, которое не всегда воспринимает традиционные представления о семье как приоритетные. 16 Деградация моральных основ привела к цепной реакции потери уважения к обязательствам внутри семьи. Дети, выросшие в формате общества потребления, часто усваивают принципы, согласно которым удовлетворение личных потребностей стоит выше поддержания семейных обязательств, что приводит к формированию личной выгоды как приоритета. Ожидание мгновенного удовлетворения, характерное для идеологии потребления, не только подрывает основы семьи, но и создает в обществе фрустрацию и недовольство, особенно среди молодых людей, которые не находят удовлетворения в классических семейных структурах [3]. Таким образом, деструктивное воздействие западных трендов и идеологии потребления играет важную роль в разложении патриархальных ценностей и деградации моральных основ в современном российском обществе. Понимание этих изменений необходимо для поиска путей к восстановлению и укреплению семейных традиций, которые могли бы служить основой для конструктивного диалога между прошлым и настоящим.

Выводы и перспективы возвращения традиционных семейных ценностей.

Исследование причин разрушения традиционных семейных ценностей в России позволяет выделить несколько ключевых факторов. На фоне экономической нестабильности, изменения социальных норм, насаждения чуждого российскому обществу капитализма с его парадигмой семейных отношений, влияния западной идеологии и потребительских установок наблюдается дезинтеграция семейных связей, утрата значимости коллективных ценностей и рост индивидуализма. Эти изменения способствовали созданию новой социальной реальности, в которой традиционная семья подвергается риску исчезновения. Проблема требует глубокого осмысления и последовательных действий со стороны общества и безусловно в этом должны быть заинтересованы органы власти и оказывать максимальное влияние на этот процесс. Возрождение культурных и нравственных ценностей — это задача, которую необходимо ставить как на уровне общественных инициатив, так и в рамках государственной политики. Центральным элементом в этом процессе может стать активное продвижение традиционных семейных идеалов, которые были в Советском Союзе при социализме, таких как взаимопомощь, ответственность и забота о близких, но нужно понимать, что такие ценности не будут приживаться на базисе капитализма в системе общественных отношений. Кроме того, необходимо активизировать роль образования в формировании ценностей. Учитывая влияние масс-медиа и рыночных трендов, важным станет введение курсов, которые обучают семейным ценностям, этике взаимоотношений, а также подчеркивают значение традиционных норм. Это поможет молодому поколению осознать важность семьи и ответственности, связанной с её сохранением. Однако вернуть традиционные семейные ценности невозможно без активного участия самого общества. Гражданскому обществу необходимо стать инициатором обсуждений на тему семейных идеалов, их роли в жизни каждого человека и всего общества в целом. Содействие общественным организациям, создание для них государственных грантов, работающим в сфере защиты семьи и развития программ по семейной гармонии, станет важным шагом на пути к восстановлению утраченных традиций. В заключение, восстановление традиционных семейных ценностей — это не только необходимая, но и возможная задача, требующая комплексного подхода и совместной ответственности. Важно понимать, что семья остается тем социальным институтом, который способен обеспечить стабильность и силу общества в условиях современного мира, и что это восстановление является общей задачей для каждого из нас.

Список использованных источников

  1. Васюков, С.Н. Капиталистическая система как основной детерминант снижения рождаемости в Российском обществе / С.Н. Васюков, В.С. Васюкова, А.А. Васюкова // Уральские научные чтения : Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тюмень, 04 апреля 2025 года. – Стерлитамак: ООО «Агентство международных исследований», 2025. – С. 65-72. – EDN HEVXOW.
  2. Геец, В.М. «TERTIUM DATUR» Гжегож В. Колодко / В.М. Геец, А.А. Гриценко // Экономическая теория. – 2019. – Т. 16, № 1. – С. 5-19. – DOI 10.15407/etet2019.01.005. – EDN WZMPLY.
  3. Горохова, Ю.В. Семья как базовая ценность общечеловеческого характера / Ю.В. Горохова // Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: Коллективная монографии / Под ред. Н.А. Асташовой. – Брянск: Брянский госуниверситет имени академика И.Г. Петровского, 2013. – С. 129-133. – EDN XXIQUT. 17
  4. Есен, И.М. Карл Маркс, марксизм и «женский вопрос» / И.М. Есен // Научный вестник Крыма. – 2018. – № 7(18). – С. 4. – EDN DZWIYI.
  5. Зюганов, Г.А. Идеология предателей / Г.А. Зюганов // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. – 2016. – № 2(29). – С. 132-140. – EDN WZKVEH.
  6. Иванов, Н.И., Кузнецов, А.В., Макаров, И.А. и др. Круглый стол по обсуждению статьи А.А. Яковлева «Куда идет глобальный капитализм?» // Мир России. Социология. Этнология. – 2022. – Т. 31, № 3. – С. 6-32. –DOI 10.17323/1811-038X-2022-31-3-6-32. – EDN EAEBMS.
  7. Ленин, В.И. Критические заметки по национальному вопросу. О праве наций на самоопределение. О национальной гордости великоросов.-М.: Политиздат, 1985.-93 с.
  8. Марии Александровны Голева, Ивана Павлухина. Социальные Сети и Фертильность. DOI 10.17323/1726-3247-2016-1-83-98 // Journal of Economic Sociology. 01.01.2016 URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2016/01/31/1136959333/1ecsoc_t17_n1.pdf#page=83 (Дата обращения 02.09.2025)
  9. Нестерко, А.Ю. Совершенствование государственной поддержки семьи в условиях трансформации российского общества / А.Ю. Нестерко // Закономерности и особенности функционирования экономики РФ как системы взаимодействующих регионов : Материалы региональной научной конференции молодых ученых, Орел, 02 апреля 2015 года. – Орел: ФГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ. Орловский филиал, 2015. – С. 283-284. – EDN VKRXWB.
  10. Продолятченко, П.А. Социопатическое поведение должников в условиях развития долгового рынка / П.А. Продолятченко // Актуальные аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного хозяйственного развития : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Судак, Республика Крым, 03–05 октября 2019 года / Под ред. Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. – Судак, Республика Крым: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права», 2019. – С. 212-218. – EDN VIZDGJ.