В эти трудные дни 1941 –го — 82 года тому назад, когда враг стремился захватить нашу землю нанося смертельные удар за ударом по городам и сёлам Украины, Белоруссии, Прибалтики, стремился сходу захватить Ленинград, а потом Москву наш народ как один встал на защиту Родины. Это была тяжелая и кровопролитная война унёсшая 27 миллионов человеческих жизней. К сожалению сегодня спустя более восемьдесят лет на землях Украины льётся кров двух братских народов русских и украинцев, детей и внуков тех, кто рука об руку громил немецких, венгерских и румынских фашистов. Теперь натравленные внутренними и внешними врагами два братских народа истребляют друг друга. Неужели мало пролито славянской крови, надо опомнится и сесть за стол переговоров – найти общее взаимопонимание и мирно решить наболевшие вопросы. В годы борьбы с фашизмом огромный вклад внесли речники. Об этом пишут мало, а зря, это были мужественные и преданные Родине люди. Они выполнили свой долг до конца.
Я много лет преподавал в Московской академии водного транспорта и знаю, с какой любовью и уважением здесь относились к ветеранам — речникам. И это правильно, ибо речной флот внёс огромный вклад в нашу победу над фашизмом. В предвоенные годы Народный комиссариат речного флот СССР насчитывал 39 речных пароходств, 20 бассейновых управлений пути, сотни портов и пристаней, более 210 судостроительных – судоремонтных заводов, верфей и мастерских. С началом войны тысячи тружеников речного флота ушли на фронт. За первые три месяца войны численность работников речного транспорта сократилась на 48 тыс. чел. Адмирал флота Н. Д. Сергеев писал: «В пополнении флотилий в особенности вновь сформированных судами и комплектовании их личным составом значительная роль принадлежала речникам. Без преувеличения можно сказать, что многие успешные операции, проводившиеся на речных и озерных театрах военных действий, было бы невозможно или крайне трудно выполнить без транспортных средств… Речной флот страны в годы войны передал около тысячи транспортных судов для переоборудования их под боевые корабли и вспомогательные военные суда». Я всегда считал и считаю, что людей надо ценить не по словам, а по их делам. Так разрушителям нашего речного флота и вузовского образования на речном флоте не место в этой сфере. К сожалению такие были, а отдельные и ныне там. Это касается и другой сферы.
Управлением военных сообщений Южного фронта отмечалось — водный транспорт сыграл огромное значение в воинских перевозках летне-осеннего периода 1941г. Командование предъявляло речному транспорту жесткие требования: в кратчайшие сроки обеспечить переброску войсковых соединений и материальной части. С этой задачей работники речного транспорта на реках Днестр, Южный Буг и Днепр справились. В ряде бассейнов воинские и эвакуационные перевозки продолжались с 22 июня 1941г. до полного ледостава. Интенсивно работали речники на Днестре, Днепре, Дону, Волге, Пине, Оке, Москва – реке, Неве, Печере, Каме, Кубани и других регионов. «Нельзя было упустить ни одного дня навигации по еще не скованной льдом Оке, — писал генерал Н. А. Антипенко. — Ранние морозы угрожали ледоставом. День и ночь загружались баржи и отправлялись в сторону Горького, Какое только имущество не проследовала в этом направлении». С июля и до конца навигация 1941 г, речным флотом прифронтовых бассейнов перевезено 870 тыс, т. грузов и более 2 млн. чел., не считая перевозок на переправах, что явилось существенной помощью железным дорогам центра и Поволжья.
Доктор военных наук, генерал — лейтенант И. В. Ковалев в годы войны был Народным комиссаром путей сообщения, начальником ВОСО Генерального штаба, членом транспортного комитета при Государственном Комитете Обороны, писал: «…переправы, созданные речниками во многих пунктах на крупных реках в прифронтовой полосе, существенно помогли эвакуации и сберегли немало человеческих жизней… паромные переправы и наплавные мосты, сооружённые речниками, помогли тысячам советских людей избежать фашистской неволи». Эта работа оказалась исключительно трудной, так как флот и береговые устройства по своему техническому состоянию были мало приспособлены к таким перевозкам. По этому поводу И. Ковалев отмечал: «…первые месяцы войны вскрыли слабую подготовленность речного транспорта к подобному испытанию, и только самоотверженный труд речников компенсировал недостатки». Велика роль речного транспорта в героической обороне Ленинграда. Снабжение фронта и населения, эвакуация материальных ценностей и людей стали возможны только через Ладожское озеро. В 1941 г. на речных судах по Ла доставлено в осажденный город более 50 тыс. т грузов, из которых половина — продовольствие, вывезено 30 тыс. ленинградцев и раненых бойцов, 10 тыс. т ценных грузов. В апреле 1942 г. Государственный Комитет Обороны направил областным и краевым комитетам партии и исполкомам телеграмму с требованием оказать речникам помощь в подготовке навигации. В ней подчеркивалось «исключительное значение речного транспорта в условиях войны». Действуя в прифронтовой обстановке, располагая немногочисленным флотом, работники Беломорско — Онежского пароходства (руководитель А.В. Тимофеев), эвакуировали за три с половиной месяца более 270 тыс. чел. и около 200 тыс. т разных грузов. За навигацию во второй год войны, через Ладогу перевезено 267 тыс. чел. для пополнения оборонявшихся, а также 750 тыс. т грузов, в том числе 350 тыс. т продовольствия; в обратном направлении эвакуировано 528 тыс. чел. и 270 тыс. т грузов. Водным пути перевезли почти вдвое больше грузов, чем зимой по ледовой «дороге жизни», причем 85% грузов — на неледоходных судах Северо-Западного пароходства.
В августе — сентябре 1941г. эвакуация населения из Москвы значительно замедлилось. Так, в августе было эвакуировано 26 тыс. москвичей, а в сентябре – 9 тыс. Население не желало покидало столицу. На речных судах в июле было вывезено 33,7 тыс. т груза, в августе – 41, в сентябре – 24 тыс. т. Были дни, когда у Южного порта одновременно находилось 30 несамоходных судов. Речники работали на переправах Москвы, Серпухова, Горького, Рязани, Калинина, Калуги и других местах. В начале декабря враг вышел к каналу Москва-Волга, на линию Красная Поляна – Крюково.
В этих условиях речники образцово выполняли поставленные перед ними задачи. Максимальный объем перевозок по Верхней Волге достиг в октябре месяце, когда численность эвакуированных составила более 180 тыс. чел., хотя потребность была больше. Десятки тысяч людей ожидали отправки. Так, к второй декаде октября скопилось в Кинешме около 12 тыс. чел., а в Рыбинске и Ярославле по 14 тыс. В это же время из Москвы в Горький своим ходом прибыло около 8 тыс. чел., а также машины с оборудованием заводов. Речники отправляли машины в низовье Волги на баржах Волготанкера, возвращавшиеся обратно порожними. Таким образом было перевезено из Горького 3,5 тыс. ед. автотранспорта. Об интенсивности перевозок свидетельствует то, что за летне-осенние месяца первого года войны коллектив Верхне-Волжского пароходства, перевёз 612,8 тыс. эвакуируемых. План 1941г. по пассажиро — километрам был перевыполнен в 2,4 раза, из них 40% составили эвакоперевозки. Кроме этого флотом перевезено более 135 тыс. т эвакуируемого имущества, военных и гражданских грузов. Речной флот стал главным в разгрузке железой дороги в годы войны.
Несмотря на то, что основной объем перевозок осуществлялся железнодорожным транспортом, крупные перевозки осуществляли речники. Из отправленных на Восток в середине ноября 2 млн. жителей столицы, на речных судах отправили 175 тыс. москвичей. Всего за июль начало ноября из столицы вывезено 200 тыс. т различных грузов, а в течении навигации 1941г. вывезено 232 тыс. т или на 63% больше нормы мирного времени. Речникам поставили задачу перевезти скот, через Волгу, где скопилось большое количество скота. На Средней Волге по решению Саратовского обкома партии от Хвалынска до Сероглазки было организовано несколько переправочных пунктов. По решению Саратовского обкома партии для переправы скота организовали 6 пунктов, а в последующем еще 13. До ледостава за Волгу переброшено несколько сот тыс. голов скота
В весенние месяцы 1942 г. по Верхней Оке и малым рекам было доставлено Западному фронту около 26 тыс. т военных грузов. Столичные пароходства оказали большую помощь в перевозке раненых и больных бойцов Красной Армии, для этого были специально оборудованы и выделены Главному военно-санитарному управлению лучшие пассажирские суда. Они курсировали по линиям Москва-Рязань, Муром-Казань, Ярославль-Казань, Рязань-Горький и др. По постановлению Государственного Комитета Обороны были организованы караваны для санитарных перевозок. Каждый караван состоял из трех судов, на которых можно было разместить 250 раненых. В каютах оборудовались перевязочные пункты и операционные. Речники Московского бассейна все делали для обеспечения столицы топливом. Зимой 1941-1942гг., Москва ощущала недостаток топлива, который мешал увеличению выпуска продукции для фронта и создавал большие трудности в быту. Десятки тысяч москвичей отправлялись в лес, чтобы принять участие в заготовке дров. Успешно работали Московско-Окское и канала Москва-Волга пароходства, выполнившие задания ГКО по снабжению Москвы дровами, картофелем и овощами. За навигацию в столицу было доставлено 3,34 млн. кубометров дров – на 43 % больше, чем в 1942 г. Это дало возможность сократить завоз дров в Москву железнодорожным транспортом на 25%.
Высокую оценку деятельности речников дали многие прославленные полководцы. Так, Маршал Советского Союза В. И. Чуй¬ков, командовавший 62-й армией, высоко оценивал роль речников в оказании помощи войскам в ходе Сталинградской битвы в 1942-1943гг. Он писал: «С утра до темной ночи над Волгой кружили пикировщики, а ночью открывала огонь артиллерия. Причалы и подходы к ним круглыми сутками находились под огнем орудий и шестиствольных минометов. Таким образом, переправа войск и грузов для 62-й армии осложнилась до предела».
Заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков писал: «войска и грузы для Сталинградского фрон¬та перевозились в исключительно сложных условиях осеннего ледохода на Волге». Так было и в других регионах страны. Они не щадили себя ради приближения победы, днем и ночью, не доедая и не досыпая. Особенно это проявилось в ходе битвы под Москвой, Ленинградом и Сталинградом. «Перевозки продолжались и глубокой осенью, — пишет В. И. Чуйков, — несмотря на сильные ветры, мороз, подвижные льды, удары вражеской авиации, артиллерийский и миномётный обстрел… В эти дни и ночи речники творили истинно героические дела. Я сам наблюдал ночью, как эти суда метр за метром, с разгона, пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак на север по Волге к берегу, где оборонялась 62-я армия». Об этом писал и член Военного совета 64-й армии генерал-майор К. К. Абрамов: «Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колёсные и винтовые, которые невзирая ни на что, застревая среди Волги, до самого ледостава продолжали упорно работать».
В. И. Чуйков так отмечал значение переправ и роль речников: «…об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи», а генерал-лейтенант И. В. Ковалев пишет: «Несмотря на прекращение транзитных речных перевозок, речной флот устойчиво обеспечивал переправу людей, вооружения, боеприпасов и других грузов на оба берега, нёс трудную боевую службу, без которой войска не могли бы выполнить возложенные на них задачи. Переправы играли важную роль в течение всего оборонительного периода Сталинградской битвы, но дважды они, без преувеличения, спасли город», доставив подкрепление 62-й армии в критические моменты сражения. Когда в июле 1942 г. коллективу Нижне-Волжского пароходства было присуждено переходящее Красное Знамя ГКО, Сталинградский горком партии направил ему приветствие, в котором говорилось: «В дни обороны Сталинграда речники — сталинградцы показали замечательные образцы стойкости и организованности… Солдаты, в кровопролитной схватке, разгромившие на берегах великой русской реки полчища, ненавистного врага, никогда не забудут подвига речников».
«В подвиге волжан-речников слился воедино ратный и трудовой героизм. Они, не щадя своей жизни, доставляли на судах на правый берег бойцов, технику, боеприпасы. Тысячи раненых бойцов останутся навсегда благодарны водникам, которые вывезли их из ада невиданной битвы», — так оценил подвиг речников Маршал Советского Союза А. И. Еременко, командовавший Юго-Восточным и Сталинградским фронтами. Высокую оценку работе речного транспорта давали также командиры частей и соединений. В донесении штабу фронта командование 88-го отдельного дорожно — эксплуатационного батальона сообщало, что команда баркаса «Лена» «показала образцы стойкости, смелости и преданности Родине. Только с 23 по 27 августа она выполнили 90 рейсов и перевезла 2250 автомашин, более 100 орудий, 867 подвод и около 1500 чел.». Одна из листовок, выпущенных в это время, призывала: «Боритесь за победу так, как пятёрка храбрецов с баркаса «Лена»!». Невольно вспоминаются слова поэта В.А. Жуковский:
« О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?»
В ходе оборонительных боев на волжских переправах буксирные пароходы в одиночку и с баржами сделали 9860 рейсов через Волгу, пассажирские суда и катера — 915 рейсов. Для Сталинградского и Донского фронтов на оба берега, по неполным данным, было доставлено 1 млн. 67 тыс. военнослужащих, раненых и гражданских лиц, 95,9 тыс. автомашин, 3 тыс. танков, тягачей и тракторов, 840 орудий, 40 тыс. повозок, около 240 тыс. т боеприпасов, продовольственных и других грузов. За самоотверженный труд, проявленный героизм, выполнение заданий в годы войны, 8461 работник речного транспорта награждены орденами и медалями. Реализуя лозунг военного времени: «Все для фронта, все для Победы».
В мае 1942г под санитарный транспорт мобилизовано 31 пассажирское судно. Санитарный транспорт и плавучие госпиталя только из под Сталинграда вывезли более 300 тыс. раненых бойцов и офицеров, а с пристани Камышин ежедневно отправлялись на левый берег до 3тыс раненых фронтовиков. О их работе можно судить по таким данным: из 3261 тыс. тонн горючего и смазочных материалов, израсходованных Красной Армией в 1943г. 1200 тыс. тонн было доставлено речными судами по Волге на нефтебазы Главнефтеснаба. В силу географического положения водных путей и отсутствия межбассейновых сообщений удельный вес воинских грузов в общих перевозках не превышал 11 процентов и был примерно в два с лишним раза меньше, чем на железнодорожном транспорте. Он был высоким в тех пароходствах, водные пути которых непосредственно примыкали к фронтовой зоне или становились рубежом обороны. Немало речников утонуло и погибло от артналётов и авиации врага.
За годы войны речной флот понес огромные потери – пятую часть своего состава: 1092 самоходных судов общей мощностью 140,4 тыс. л.с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъемностью 1106 тыс. т, 62 земснаряда и 692 других судов. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены. Лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских и верфей. Большие потери существенно сказались на объемах перевозок — в 1945 г. они составили 36,1 млн. т. В 1944-1945гг. пароходства перевезли все предъявленные им нефтегрузы и лес в плотах. Несмотря на временную потерю ряда бассейнов и прекращение транзитного движения по водным путям Северо-Запада, а затем по Волге, использование внутренних резервов речного флота позволяло в течении двух лет поддерживать перевозки на высоком уровне.
За мужество и героизм проявленные в годы войны 117 речникам присвоены звания Героя Советского Союза, 15 стали полными кавалерами ордена Славы. За время войны 8460 работников речного транспорта награждены орденами и медалями СССР. 24 июня 1945 г. в историческом параде Победы в Москве на Красной площади прошли пять речников Героев Советского Союза: М.И. Буденков, К.М. Кабанов, И.С. Малов, Н.М. Скоморохов, М.А. Соколов. В честь речников – Героев Советского Союза названы улицы, школы, суда флота. «Всё, что сделано во имя Родины, достойно памяти и уважения. То, что сделано ценой жизни,- священно. Об этом забывать нельзя», — писал Нарком речного флота З.А. Шашков. Вышел Указ Президента о подготовке в празднованию 80 лет Побед над фашистской Германией – это правильно. Но вот осталось 20 дней до 30 летия расстрела Верховного Совета РФ и защитников Конституции РФ (3-4 октября 1993г.) но московские и федеральные власти молчат. Если в годы войны по Москва – реке вывозили материальные ценности и москвичей в тыл страны, так по словам многих свидетелей и участников событий расстрела ВС РФ в 1993г. баржи вывозили трупы людей погибших и сложивших своим головы на алтарь Отечества. В демократическом обществе которое мы, по мнению отдельных демократов построили, такого быть не должно.
К сожалению в ходе развала СССР в большинстве отраслей и государственных, партийных и комсомольских структурах, Вооруженных силах МВД и других силовых частях и подразделениях оказалось много приспособленцев и карьеристов. Притом из числа бывших носителей партийных и комсомольских билетов. Эти рвачи терзали нашу Родину, рвали её на части ради личной наживы, а богатства вывозили за границу. Неужели господин С. Кириенко и его коллеги думают, что люди забыли учинённый им дефолт. Большинство россиян понимают, что он был временным премьер – министром, думаю знал и сам. Но неужели не понимал последствия? Сейчас Сергей Кариенко усиленно занимается патриотической работой, воспитанием детей и внуков тех, кого при помощи дефолта ограбили и пустили по миру без средств существования. То есть они были тогда у руля, учили нас развалу и разграблению страны, ельцинской демократии, а теперь учат патриотизму. Странно всё это? Это приспособленцы. Они считают, что россиян можно дурить до бесконечности…..Как пишет один из поэтов:
«Пора, пора вздохнуть в душе народной
И высоко взметнуть победный, Красный Флаг!».
Кто такой приспособленец? Многие люди по-своему понимают значение данного термина. Некоторые считают, что приспособленец — это тот человек, который идет против своих собственных принципов и взглядов ради собственного корыстного интереса и бесконфликтного существования, и приспосабливается, таким образом, к различным жизненным обстоятельствам. Но есть и другие суждения. Значение слова приспособленец — беспринципный человек, который приспосабливается к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды. Некрасов обличал и своих идеологических противников, и приспособленцев от литературы, продажных писак и пустых болтунов-краснобаев. Патриотам приспосабливаться нельзя, Россия смертельной опасности. Но пока у власти те, кто разрушал СССР-Россию добиться успехов не получится. Надо ценить человека по его делам и поступкам, как это делал И.В. Сталин, а не приближённости к временщикам случайно оказавшихся у власти.
Член Президиума ЦС РУСО, профессор, писатель и журналист
В.А. Попович
9.9.23г.