Речники и  моряки в битве за Сталинград              

       Руководитель Советского  государства И.В. Сталин писал: «Как известно, целью всякой борьбы является победа». (1). Многие думали что фашизм и японский милитаризм беда только  ХХ века и с разгромом фашизм он канет в лету. Однако   прошло не  много времени фашизм и национализм стал возрождаться не только в Западной Европе, но и  многих странах мира. После развала СССР в 1991 году не обошла эта беда и  народы нашей некогда мирной страны.  В конце 30-х годов ХХ столетия  фашистский блок в который входили Германия, Италия и Япония активно готовился к войне против Советского Союза. К нему присоединились королевская Румыния, хортиская Венгрия, царская Болгария,  Финляндия, Испания,  Словакия и другие. Эти идеи находили поддержку  и в других странах. Западные державы Англия и Франция не поддержали предложение СССР о Коллективной безопасности в Европе. Всё это привело к развязыванию фашистами Второй мировой войны,  а в последующем нападению на Советский Союз.  

    22 июня 1941 года   в 4 часа по московскому времени началась агрессия против СССР. Фашистские полчища атаковали наши границы от Баренцева до Чёрного морей. Война нарушила мирный  труд советских граждан, стала тяжёлым испытанием для страны и народа. Агрессия сказалась на функционировании морского и речного флота. Наркомат речного флота Союза ССР принял срочные  меры по защите рубежей, в первую очередь водных преград, какими  стали  реки и озёра.  Ка крупных реках таких как  Дунай, Днепр, Днестр, Прут, Пина, Десна, Москва — река, Волга и другие.. С началом войны на крупных  реках  и озёрах действовали речные флотилии, по ним подвозили оружие и боеприпасы, вели переправу  людей, скота, материальных ценностей. Самая крупная водная артерия  Волга стала той границей, переход за которую был равносилен поражению в Великой Отечественной войне

   Речники  подготовили и передал армии и флоту  по мобилизации транспортные речные и морские суда. По этому поводу начальник Главного морского штаба ВМФ СССР Адмирал флота Н. Д. Сергеев писал: «В пополнении флотилий, в особенности вновь сформированных, судами и комплектовании их личным составом значительная роль принадлежала речникам. Без преувеличения можно сказать, что многие успешные операции, проводившиеся на речных и озерных театрах военных действий, было бы невозможно или крайне трудно выполнить без транспортных средств… Речной флот страны в годы войны передал около тысячи транспортных судов для переоборудования их под боевые корабли и вспомогательные военные суда» (2).

       Большую помощь армии и флоту оказывали спасательные подразделения Союз ОСВОДа. Выполняя  постановление ГКО СССР от 13 июля 1941г. в первые дни фашистской агрессии было сформировано, укомплектовано и передано в войска 10 спасательных катеров с личным составом, 10 моторных катеров, 30 шлюпок и 30 водолазов.   Кроме этого спасательные станции и посты Общества спасения на водах  (ОСВОД) передали в состав  флота 139 моторных катеров для обеспечения рейдовой и аварийно-спасательной службы. Эти структуры активно готовили специалистов — водоспасателей, водолазов, мотористов, гребцов, (3)

    Речной флот сыграл, важную роль в переброске войск 9-й армии через Днестр. Военное командование отмечало чёткую и бесперебойную работу переправ, что позволило всю материальную часть и войсковые соединения прикрытия полностью снять с правого берега и без потерь перебросить на левый. Вместе с ними  работали водолазы и спасатели на воде. Управление военных сообщений Южного фронта так оценило работу речников в период оборонительных боёв 1941г. «Водный транспорт имел огромное значение в воинских перевозках летне-осеннего периода 1941г. Командование предъявляло речному транспорту жесткие требования: в кратчайшие сроки обеспечить переброску войсковых соединений и материальной части. С этой задачей работники речного транспорта на реках Днестр, Южный Буг и Днепр успешно справились. Слабая уязвимость речных судов с воздуха позволила производить перевозки до самых последних минут. Под обстрелом вражеских минометов и артиллерии снимались последние прикрытия с правого берега и перебрасывались на левый. Большая часть материальной части армий на реках Южный Буг и Днепр была перевезена речным  флотом.

     Личный состав флота героически сражался в обороне и в наступлении.  Моряки и речники твёрдо следовали заветам Петра 1 который говорил:  «Оборону флота и сего места иметь до последней силы и живота, яко наиглавнейшее  дело» (4). Доктор военных наук, генерал-лейтенант  И. В. Ковалев, который был во время войны народным комиссаром путей сообщения, начальником ВОСО Генерального штаба, членом транспортного комитета при Государственном Комитете Обороны  отмечал, что  «…переправы, созданные речниками во многих пунктах на крупных реках в прифронтовой полосе, существенно помогли эвакуации и сберегли немало человеческих жизней… паромные переправы и наплавные мосты, сооружённые речниками, помогли тысячам советских людей избежать фашистской неволи».

    Высокую оценку деятельности речников в годы войны дали многие прославленные полководцы. Бывший командующий прославленной 62 армией защищавшей Сталинград,   в последующем дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза В. И. Чуйков, высоко оценивал роль речников в оказании помощи войскам в ходе Сталинградской битвы 80 лет тому назад. Он писал: «С утра до темной ночи над Волгой кружили пикировщики, а ночью открывала огонь артиллерия. Причалы и подходы к ним круглыми сутками находились под огнем орудий и шестиствольных минометов. Таким образом, переправа войск и грузов для 62-й армии осложнилась до предела». Далее он отмечал, что к началу октября суда гражданского речного флота «по объему перевозок занимали ведущее положение».

        В постсоветское время  о роли военных и гражданских речников героически сражавшихся на водных артериях страны говорится и пишется довольно мало.   Говорить и писать об этом необходимо и важно,  особенно в это трудное время. Ныне подавляющее  большинство участников тех,  героических событий уже нет среди нас.    Как отмечает вице-адмирал А.И. Шевченко: «Наш народ  свято хранит память об участниках тех событий, внёсших неоценимый вклад в Победу. Ценны любые подробности их героизма и самопожертвования в борьбе за независимость нашего отечества – как документальные, так и в публицистической и художественной форме»(5). Безусловно, это в большей степени касается старшего, советского  поколения.  Учитывая смуту, разброд и шатание за прошедшие 30 лет нынешняя молодёжь историю страны знает плохо, героическим прошлым интересуется мало.

     Говоря о  работе  речных переправ, заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков писал, что — войска и грузы для Сталинградского фронта перевозились в исключительно сложных условиях осеннего ледохода на Волге». Так было и в других регионах страны. Они не щадили себя ради приближения победы и усиленно удились, днем и ночью, не доедая и не досыпая. Особенно это проявилось в ходе битвы под Москвой, Ленинградом и Сталинградом. 

    «Перевозки продолжались и глубокой осенью, — пишет В. И. Чуйков,  несмотря на сильные ветры, мороз, подвижные льды, удары вражеской авиации, артиллерийский и миномётный обстрел… В эти дни и ночи речники творили истинно героические дела. Я сам наблюдал ночью, как эти суда метр за метром, с разгона, пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак на Север по Волге к берегу, где оборонялась 62-я армия». На это же указывает член Военного совета 64-й армии генерал-майор К. К. Абрамов: «Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колёсные и винтовые, которые невзирая ни на что, застревая среди Волги, до самого ледостава продолжали упорно работать».

       Командарм В. И. Чуйков высоко  оценил значение переправ и роль обеспечивавшего их личного состава: «…об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи» В связи с этим генерал-лейтенант И. В. Ковалев пишет: «Несмотря на прекращение транзитных речных перевозок, речной флот устойчиво обеспечивал переправу людей, вооружения, боеприпасов и других грузов на оба берега, нёс трудную боевую службу, без которой войска не могли бы выполнить возложенные на них задачи. Переправы играли важную роль в течение всего оборонительного периода Сталинградской битвы, но дважды они, без преувеличения, спасли город», доставив подкрепление 62-й армии в критические моменты сражения. Когда в июле 1942 г. коллективу Нижне-Волжского   пароходства    было присуждено переходящее Красное знамя ГКО, Сталинградский горком партии направил ему приветствие, в котором говорилось: «В дни обороны Сталинграда речники — сталинградцы показали замечательные образцы стойкости и организованности… Солдаты, в кровопролитной схватке, разгромившие на берегах великой русской реки полчища, ненавистного врага, никогда не забудут подвига речников». (6).

       В  мужестве и подвиге волжан-речников слился воедино ратный и трудовой героизм. Они, не щадя своей жизни, доставляли на судах на правый берег бойцов, технику, боеприпасы. Тысячи раненых бойцов останутся навсегда благодарны водникам, которые вывезли их из ада невиданной битвы», — так оценил подвиг речников Маршал Советского Союза А. И. Еременко, командовавший Юго-Восточным и Сталинградским фронтами. Высокую оценку работе речного транспорта давали также командиры частей и соединений. В донесении штабу фронта командование 88-го отдельного дорожно — эксплуатационного батальона сообщало, что команда баркаса «Лена» «показала образцы стойкости, смелости и преданности Родине. Только с 23 по 27 августа она сделала 90 рейсов и перевезла 2250 автомашин, более 100 орудий, 867 подвод и около 1500 человек». Одна из листовок, выпущенных в это время, призывала: «Боритесь за победу так, как пятёрка храбрецов с баркаса «Лена»!».

       За период  оборонительных боев на сталинградских переправах буксирные пароходы в одиночку и с баржами сделали 9860 рейсов через Волгу, пассажирские суда и катера — 915 рейсов. Для Сталинградского и Донского фронтов на оба берега, по неполным данным, было доставлено 1 млн. 67 тыс. военнослужащих, раненых и гражданских лиц, 95,9 тыс. автомашин, 3 тыс. танков, тягачей и тракторов, 840 орудий, 40 тыс. повозок, около 240 тыс. тонн боеприпасов, продовольственных и других грузов. Особенно велика и тяжела была эта ноша для  тех, кто возглавил и осуществлял перестройку на военный лад всего транспорта, в том числе и речного, ставшего практически   на всей территории Европейской  части  стратегическим. Речники любили и ценили советскую власть. Многие из них были активными борцами за её установление. В.И. Ленин учил, что: «Всякая революция лишь тогда что –нибудь стоит , если она умеет защищаться…».(7). А волжане  защищали дело революционных завоеваний от фашистской чумы, поэтому боролся до последней капли крови, и победили.  Те, кто любит  наш советский народ, СССР-Россию,  должны сберечь память о героическом прошлом, чтобы ни наши дети, ни внуки, ни правнуки не забыли, какой ценой была добыта Победа, какое счастье было завоёвано! Люди, выстоявшие в этой страшной бойне, отстоявшие нашу столицу были настоящие герои войны и труда. Они доказали любовь к России своим тяжелым трудом, в сложных условиях военного времени.   Как  поэт А.Т. Твардовский:

                                   «…нет героев от рожденья, —

                                    Они рождаются в боях.»

   В то героическое время в стране царил высокий патриотизм, любовь к нашей  Советской Родине. В наши дни «много шума из ничего» Зачастую желаемое выдают за действительность. Это результаты «перестройки»,  точнее перестрелки и ельцинского беспредела творимого с 1991 года. Тогда, ушедших на фронт мужчин на флоте заменили юноши и девушки из речных династий. Молодёжь одновременно овладевала необходимыми речными профессиями (моториста, судоводителя, судомеханика, водолаза, связиста), готовясь к отправке на фронт, изучала материально-техническую часть вооружения. С призывом к девушкам Карелии идти работать на суда обратилась рулевой парохода «К. Маркс» Рая Власова. Капитанами речных судов стали З. Савченко в Нижне — Амурском пароходстве, В. Карагаполова в Нижне — Иртышском пароходстве, А. Караваева и М. Попова в Волжском речном пароходстве и др. Как в своё время в Чечне, так и в наши дни.  Одни сражаются за Родину, а другие пьянствуют, развратничают и поют — прыгают на сцене получая  миллионные доходы.  Как пишет один из поэтов:

«В крови, у смерти на краю –

Забыв в дыму , в окопной глине,

Что сон, бывает наяву –

 Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву!».(8).

    Немало пришло на речной транспорт  и молодёжи. Это были преимущественно подростки, не достигшие 18 лет. Энергия, инициатива, боевой задор в работе помогали им успешно овладевать профессиональным мастерством, справляться с заданиями. На переполненных пассажирами судах команда старалась позаботиться о каждом человеке. Они по мере возможности обеспечивали эвакуированных питанием и водой, заботились о больных. Из-за большого потока эвакуируемого население  приходилось в разы превышать допустимые нормы перевозки, что безусловно было небезопасно. Так, речники волжского теплохода «Парижская коммуна» при вместимости судна в пятьсот пассажиров брали на борт в 6-7 раз больше. Внимание, чуткость и забота, которую проявляли речники в ходе перевозок, вызывали бодрость, улучшали настроение, уменьшали горечь которую испытывали люди оставившие родные места и нажитое имущество.  На многих судах в это трудное время были сформированы семейные экипажи. Так, на пароходе «Ваня-коммунист» работала семья Тумановых: отец Иван Куприянович – механик, его жена Зинаида Ивановна и сын Виктор – кочегары, дочь Валентина – масленщик. На барже «Апшерон» пароходства «Волготанкер» у шкипера С.П. Шурупова работали жена и трое их детей.

    Юноши и девушки, пришедшие на суда,   на спасательные станции и посты быстро овладевали флотскими профессиями. Они работали по 12 часов в сутки, включая ночные вахты, и блестяще справлялись с возложенными обязанностями. По указанию руководства и с помощью активистов для улучшения обслуживания эвакуируемого населения на пристанях выделялись дополнительные дебаркадеры, открывались медпункты, агитпункты, пункты питания, буфеты. Здесь важная роль отводилась молодежи работающей на спасательных постах и речном флоте. Основная нагрузка легла на Московско-Окское пароходство  начальник В.Н. Карпов, на Волгу суда могли прийти только одним путем – по Москве – реке и Оке: окончание строительства Угличского шлюза, начатого во второй половине тридцатых годов несколько затянулась. Многочисленные трудности возникали из-за недостаточной пропускной способности устаревших грузов Москворецкой системы. Не хватало флота, а суда пароходства канала Москва – Волга  из-за их большой осадки можно было использовать только на 60% грузоподъёмности.   Вспомним, что писал   поэт В.А. Жуковский:

                                        «О родина святая,

                                        Какое сердце не дрожит,

                                        Тебя благословляя?».

     В связи с началом СВО  дрожало ли сердце  за родину у Чубайса, Мау, Собчак, Быкова, Невзорова  иже сними, а также сотни тысяч чиновников разного уровня покинувших Россию?  Думаю нет! Но жили в ельцтнско – пктинской стране  значительно лучше тех, кто находится в окопах отстаивая интересы страны. Но об этом пропагандисты на подобие Никонова, Соловьева, Шейнина. Скобеевой, Станкевича, говорят мало. В прошлом это их друзья и единомышленники. Между тем многие сбежавшие награждены высокими правительственными наградами. За какие заслуги? Советское Правительство во главе с И. Сталиным Правительство высоко оценило работу речников-судоремонтников по выполнению оборонных заказов, наградив их орденами и медалями СССР. Среди награждённых: Я.Л. Левин – главный инженер завода имени Бутякова, М.И. Кузьмин – директор завода имени Молотова, А.М. Воробьев – директор завода имени Парижской коммуны, А.А. Курочкин – директор Городецкого механического завода.

          Не думая о последствия (может наоборот) за двадцать с небольшим лет под руководством Зурабова. Голиковой, Скворцовой иже с ними уничтожено около 7 тыс. лечебных учреждений, а Герой России  А.  Сердюков  в бытность Министром обороны РФ  разрушил  многие тысячи военных городков, соответственно с лечебной базой. Теперь ведется СВО и военным пенсионерам заявляют  — лечить не можем, нет нужных медикаментов и мест в стационаре.  В годы Советской власти, при Сталине было по иному. Так, только в  мае 1942г  было мобилизовано и переоборудовано под санитарный транспорт 31 пассажирское судно.  Санитарный транспорт и плавучие госпитали только из под Сталинграда вывезли более 300 тыс. раненых бойцов и офицеров, а с пристани Камышин ежедневно отправлялись на левый берег до 3тыс раненых фронтовиков. Срочно переоборудовались судоремонтные и судостроительные заводы на выполнение военных заказов. В 1941 г. в обшей структуре валовой продукции промышленных предприятий речного флота оборонные заказы составляли 48%. Серийно речники выпускали: аэросани, авиабомбы, ракетные и миномётные снаряды, гранаты и другое вооружение. Теперь всё разрушено. Как сказал выступая на конференции 16.2.2023г. Депутат ГД РФ, генерал-лейтенант В.И. Соболев у нас имеются всего  два таковых завода, выпускающих ограниченное количество танков. При этом не хватает квалифицированных рабочих и инженерно – технических  кадров.  Почему? Знаю из опыта, в  советское время их было в достатке. Настало время  создавать при заводах специальные отряды, наподобие военных судоремонтников. А виновных за разруху в армии и флоте надо привлечь к ответственности.

   Речники внесли огромный вклад не только в ходе перевозки эвакуированных  и грузов из районов, где наступал противник, но и обеспечивали эвакуацию и переправу  отступающих и наступающих войск. Вместе с ними рука об руку трудились водолазы, спасатели ОСВОДа. Если учесть, что на многих речных судах работали пенсионеры, женщины и несовершеннолетние, то их труд бесценен. Это были настоящие герои. Так было, так должно быть всегда. Как писал А.Н. Толстой: «Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь» (9).

          В ходе войны речной флот понес огромные потери – пятую часть своего состава: 1092 самоходных судов общей мощностью 140,4 тысяч л.с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъемностью 1106 тысяч тонн, 62 земснаряда и 692 других судов. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены. Лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских и верфей. Большие потери существенно сказались на объемах перевозок- в 1945 году они составили 36,1 млн. тонн. В 1944-1945гг. пароходства перевезли все предъявленные им нефтегрузы и лес в плотах. Несмотря на временную потерю ряда бассейнов и прекращение транзитного движения по водным путям северо-запада, а затем и по Волге, использование внутренних резервов речного флота позволяло в течении двух лет поддерживать перевозки на довольно высоком уровне. В 1943 году они соответствовали среднему уровню грузооборота всех видов транспорта. Довоенного уровня грузооборота речники достигли только в 1949 году.   

      Как отмечал  председатель Московского городского совета ветеранов, Дважды Герой Социалистического Труда В.И. Долгих: «Наш многонациональный народ явил невиданную доселе стойкость, отвагу и готовность до конца отстаивать свою свободу и независимость. Ценой невероятных усилий и немалых жертв он спас свою Родину и весь остальной мир от нацистского рабства. О подвигах фронтовиков самоотверженности тружеников тыла, великих терпениях жён и матерей будут помнить потомки. Тщетны усилия тех, кто пытается сегодня исказить правду о Великой Отечественной войне, принизить героизм советских людей и решающий вклад СССР в Победу!». (10). Это в полной мере касается  речного флота и Московского речного пароходства.

      За мужество и героизм 117 речникам присвоены звания Героя Советского Союза, 15 стали полными кавалерами ордена Славы. За время войны 8460 работников речного транспорта награждены орденами и медалями СССР.  24 июня 1945 года в историческом параде Победы в Москве на Красной площади прошли пять речников Героев Советского Союза: М.И. Буденков, К.М. Кабанов, И.С. Малов, Н.М. Скоморохов, М.А. Соколов. В честь многих  речников – Героев Советского Союза названы улицы, школы, суда флота. «Всё, что сделано  во имя Родины, достойно памяти и уважения. То, что сделано ценой жизни,- священно. Об этом забывать нельзя», — писал Нарком речного флота З.А. Шашков. (11).

                        Морская пехота  на защите Сталинграда

   В январе 1942 г. в Ставке стоял вопрос о возможном участии моряков в надвигавшихся весной 1942 г. новых сражения на Волге. И. В. Сталина задал командованию флота: «чем бы могли помочь моряки». И эта слова были приняты к исполнению. Так, в первые месяцы 1942 г. в Красную армию влилось около 150 тыс. моряков. Случилось так, что к моменту прибытия тихоокеанцев и амурцев,  в весенне-летнем наступлении фашистов  наметилось волжское направление, и больше всего моряков – тихоокеанцев было направлено  в междуречье Волги и Дона. Летом 1942 г. враг предпринял мощное наступление на южном направлении. После ожесточенных боев немецко – фашистские  войска форсировали Дон и прорвались к Волге. Началась битва за Сталинград.  На подступах к Сталинграду бои  продолжались несколько месяцев, а  с сентября 1942 г. в городе. В боях  участвовали войска 62-й армии под командованием  генерал-лейтенанта В. И. Чуйков и 64-й армии  под командованием  генерал-майор М. С. Шумилов. Учитывая важность Сталинградского  направления, Ставка Верховного Главнокомандования выделила большое количество подготовленных резервов. Морских пехотинцев направляли на самые трудные  и опасные участки фронта. Как говорили  сами  морские пехотинцы: «Воевать до последней капли было у нас в крови. С корабля отступать некуда вот и на суше нас ставили там, где отступать нельзя».   Уже  23 июля по 1 октября 1942 г. под Сталинград прибыли 55 стрелковых дивизий, 7 танковых корпусов, 9 стрелковых бригад и 30 танковых бригад. Среди защитников города   были  и морские стрелковые бригады.

      В  состав войск 64-й армии с 19 июля 1942г. входила  66-я морская стрелковая бригада под командованием полковника А. Д. Державин. Бригада  прибыла в состав 64-й армии   с Карельского фронта. На правом  берегу Дона вела  боевые действия 154-я морская стрелковая бригада, ранее прибывшая  с  Калининского  фронта.  Поначалу наши войска с тяжелыми, кровопролитными боями отступали.  Ожесточенные сражения  развернулись в районе населенных пунктов Ивановка, Тундутово, Дубовый Овраг, где противник стремился  выйти к Волге.  Но моряки бились до последнего патрона и последней гранаты. 30 августа в  районе Тингуты и Елхи 154-я бригада под командованием полковника А. И. Мальчевского уничтожила более 800  фашистов  и 13 танков.  В сентябре начались кровопролитные бои за Сталинград. Войска 62-й армии, в составе которой также находились части морской пехоты, героически сражались за каждую улицу, здание, за каждый метр родной земли. Немцы  боялись морских пехотинцев   называя  их «черной смертью».  

       Однако фашисты пока чувствовали свою силу и были уверены в победе. Они  слепо выполняли указание Гитлера,  гитлеровских генералов и геббельсовских пропагандистов, хотя были и те, кто осознавал,  что рано или поздно за творимое зло придётся отвечать. Оккупировав  города и сёла,  фашисты жгли дома, убивали, вешали невинных людей,  насиловали женщин.  Так, по — рассказам жителей Воронежской области особенно свирепствовали венгерские офицеры и солдаты.  Сильное морально-психологическое воздействие  на  наших воинов оказала памятка  находившаяся   в книжке  немецкого солдата. Во памятке говорилось:  «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай!». И они  убивали…

      Тяжёлое положение сложилось  на участке 62-й  армии которой командовал генерал В.И. Чуйков.  На её усиление  была передана прибывшая из резерва Ставки 92-я стрелковая бригада под командованием  Герой Советского Союза полковник М. С. Батракова.  18 сентября  1942г. бригада  вступила в бои с фашистами в Сталинграде. 21 сентября  личный состав  бригады  овладел важным опорным пунктом — элеватором. Моряки по 10–12 раз в день поднимались в контратаку, огнем и штыками уничтожая врага. Нередко в ротах оставалось по 20–30 чел.  Командир батальона старший  лейтенант Ф. С. Жуков лично уничтожил 18 немецких солдат. Старшина 2 статьи В.  Борисоглебский из противотанкового ружья подбил 3 танка, краснофлотец В.  Балацин поджёг 2 танка. Подобных примеров было множество.  27 сентября остатки 92-й бригады переправились на о. Голодный, где  сформирован сводный батальон, который 30 сентября направлен район завода «Баррикада»,  для усиления 37-й стрелковой дивизии, в центр Сталинграда.  Храбро сражались морские пехотинцы – тихоокеанцы. (Справка: — Чаще всего морскими пехотинцами становились бывшие матросы. Но не редко набирали людей из сухопутных частей или добровольцев. Требования к ним были выше, чем другим военнослужащим. Они должны были быть в хорошей физической форме, знать и уметь использовать различное вооружение, в том числе холодное и иностранное. Их обучали высадке на берег, гребле на различных типах судов навигации, оказывать первую медицинскую помощь и многому другому).

      Кровопролитные  бои  шли  в районе заводов:  «Красный Октябрь», «Баррикада», «Тракторный». В бою были тяжело ранены командир бригады М. С. Батраков, начальник штаба  бригады  Е. Г. Сазонов. За время сражения  в районе Сталинграда бригада уничтожила 14 тыс. фашистских  солдат и офицеров, подбили  70 танков и 3 самолета.  В Сталинграде геройский подвиг совершил моряк-тихоокеанец М.  Паникаха. В ходе  штурма  позиций моряков  враг  направили  на их позиции большое количество танков. М. Паникаха  подпустил танк на близкое расстояние  поджёг его бутылкой с зажигательной  смесью. Другой  танк  пошёл прямо на Паникаху.  Вражеская пуля разбила бутылку и горючая смесь облила лицо и обмундирование героя – моряка. Объятый пламенем, он поднялся во весь рост и с возгласом: «Фашисты не должны пройти!» разбил третью бутылку — поджог танк. Подвиг героя был оценён по достоинству. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 г. М Паникахе  присвоено звание Героя Советского Союза.

       Мировую   известность получил Героя Советского Союза, тихоокеанец, старшина 1 статьи В. Г. Зайцев. Он  добровольцем  прибыл  на Сталинградский фронт.  На боевом счету  снайпера  Зайцева свыше 220 гитлеровцев. Его науку — снайперское мастерство до настоящего времени применяют в ходе боевых действий.  Получая награду В. Зайцев сказал знаменитую фразу «За Волгой для нас земли нет!» Слова моряка — тихоокеанца прозвучали как клятва всех защитников Сталинграда и не только.  Героически сражалась  все бойцы 154-я морская стрелковая бригада.    В  боях за  город Сталинград отличился и краснофлотец Илья Каплунов — бронебойщик 260-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии (в составе  дивизии было около 4 тыс. моряков) подбил в одном бою 5 немецких танков. Осколком снаряда ему оторвало ногу, но и умирая он продолжал вести огонь из противотанкового ружья и подбил еще три танка. Всего он подбил девятый танков. За  совершённый подвиг  И.  Каплунову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Подобных  примеров множество.

    С 19 ноября 1942 г. в разгроме врага  участвовали Юго-Западный фронт — командующий генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин,  Сталинградский фронт  — командующий генерал-лейтенант А. И. Еременко и Донской фронт- (командующий генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский. Наши  войска  прорвали оборону противника северо-западнее и южнее Сталинграда и, развивая наступление, окружили 22 дивизии противника общей численностью более 330 тыс. чел. 66-я и 154-я морские стрелковые бригады вели боевые действия в составе 64-й армии  Родина высоко оценила подвиг моряков.  За проявленное в битве за Сталинград мужество и героизм 66-я морская стрелковая бригада была преобразована в 11-ю гвардейскую морскую стрелковую бригаду,  а 154-я отдельная морская стрелковая бригада — в 15-ю гвардейскую морскую стрелковую бригаду. Тысячи морских пехотинцев были награждены орденами и медалями. Двести дней и ночей (с 17 июля  1942г. по 2  февраля  1943г.)  внимание всей страны и мира было приковано к Сталинграду. В этой битве перемолоты лучшие немецко-фашистские части. Здесь особое мужество и стойкость сражались моряки, речники  и морские пехотинцы. Только в районе реки Мышкова  противник потерял 4 тыс. солдат и офицеров, 92 танка, 29 орудий и миномётов. В одном из боёв тихоокеанец, морской пехотинец  И. Каплунов подбил 9 фашистских танков, и сам погиб.  За  совершенный подвиг ему   посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  В памяти народной навсегда останется подвиг:  В. Чуйкова, М. Паникахи, В. Зайцева, Ю. Фомичёва, А. Филиппова, Е. Дёминой, Вани Фёдорова и других.  Высоко ценили мужество моряков  Г.К. Жуков, В.И. Чуйков, Н.И. Еременко,  С. Бирюзов, К.К. Рокоссовский  и другие.  Американский писатель Д. Стейнбек,  посетивший Сталинград  в 1944г. писал, — город уничтожен полностью, стен здесь не осталось — только патриоты любящие свою Родину готовы идти на самопожертвование во имя своего народа и родной земли.   Советские морские пехотинцы выполнили свой долг перед Родиной до конца. Они и сегодня с честью выполняют поставленные перед ними задачи.

       На наш взгляд, только грамотные, знающие свое дело специалисты, болеющие за дело,  преданные флоту патриоты,   способные достойно выполнять порученное дело, исполнить свой гражданский долг перед обществом. Флот любит смелых преданных своему делу специалистов. Как писал  А.С. Пушкин:           

                               «Два чувства дивно близки нам,

                                В них обретает сердце пищу,

                                Любовь к родному пепелищу,

                                Любовь к отеческим гробам».

         В обращении к народу в честь Дня Победы .В. Сталин сказал: « Великие жертвы, принесены нами во имя свободы и независимости нашей родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь отечества, — не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией. Отныне над Европой будет развиваться великое знамя свободы народов и мира между народами». (12). В этой нелёгкой победе заслуга   воинов армии и флота,  морских пехотинцев, военных и гражданских речников,   тружеников тыла  Советского Союза. Прошло 80 лет со дня окончания  Сталинградской  битвы. Уже нет той страны, которую защищали в годы Великой Отечественной войны, нет  большинства тружеников – речников, кто трудился во имя нашей Победы.

    Как сказал первый заместитель председателя МКВВ В.А. Закидкин: «Актуальной остаётся задача поддержки усилий поисковиков, ведущих важную работу по поиску захоронений останков воинов, погибших при защите Отечества, и остающихся пока неизвестными. Делом чести и совести нынешнего поколения является мемориально – патриотическая деятельность,  по приведению в порядок и поддержанию  в достойном виде воинские захоронения, памятников и мемориалов, памятных досок  и стел, посвящённых защитникам Отечества. Объём задач большой, и полагаем, с ним будет легше справляться, если дружно возмёмся за дело, будем дружно вести эту работу планомерно и с нарастанием… Считаем этом может помочь необходимость  и обратить внимание на череду событий… необходимого,  во многом, по – моему, недооценённого,  в том числе с военной точки зрения» (13).  Память  о  подвиге нашего народа, воинов армии и флота должна жить века. Но для этого надо много трудится на ниве патриотического воспитания подрастающего поколения.  СССР-Россию  надо любить и защищать  как защищали  в годы войны речники, моряки и морские пехотинцы, а также их потомки в эту трудную годину постсоветского времени. Нет и не будет пощады и прощения врагам нашей советской,  социалистической Родины.   Как пишет один из поэтов:     

                                «Враги не забудут,

                                 Как били их всюду.

                                 Матросские наши полки.

                                 Как грозной лавиной,

                                 С отвагой орлиной

                                 В атаку идут моряки».

Литература:

1.И.В. Сталин. Эпоха свершений и побед. М., 2013г. с.1.

2.Виноградова Н.А.,   Смирнов Н.Г.,   Фомин В.Г. ,Адмирал речного флота. М.: По Волге, 2005г.

3. Гаврикова Н.В. История становления и развития Службы спасения на  водных коммуникациях России в 1875-2000 гг. (на материалах Москвы и Московской обл.). М., 2009. с. 77-78.

4.Волгоград – город герой. М. 1964г.

5. Бурков Г.Д. Война в Арктике. С-П. 2011г. с.4

6.Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. М.: Военное издательство, 1987г.

7. Средин Г.В. 70 лет Великого Октября. М. 1987. с. 9.

8. Слово ветерана не расходится с делами. М., 2016. с. 134.

9.Ленинградская блокада. Подвиг. Л.: Лениздат, 1984г.

10. Московское речное пароходств.  В.Ф. Березина. М., 1998г.

11.Они сражались за Родину и победили. М.: ЦБНТИ, 1995г.

12.Пермяков В.В. Опалённые Волгой. Самара. 2002г.

13.Авиацияи спорт. 2019  мари. с.3.

  Член Президиума ЦС РУСО,  профессор, член Союза писателей и журналистов РФ, ветеран МП ТОФ.

                                                                                      В.А. Попович

20.2.2023г.