Время неумолимо летит и уносит живую память – тех, кто защищал нашу Советскую Родину, выполняя свой воинский долг не за деньги (по — контракту), а чувства патриотизма и воинского долга. Тогда служить Родине было великой честью, теперь завлекают солидным вознаграждением. Уход старшего поколения в мир иной устраивает нынешний режим – новые времена, новые в порядки. –У нас в организации было много участников и ветеранов Великой Отечественной войны — теперь один. Но мы помним тех, кто честно служил СССР-России и остался верен народу — до конца. Бывая на погостах тяжело воспринимать заросшие могилы ветеранов войны, заросшие бурьяном. Пожилые люди, а тем более, могилы ушедших ветеранов никому не нужны. Такое отношение даже в богатой Москве. В конце месяца исполнится 82–я годовщина прибытия в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш» из Англии. Тогда были союзниками сражаясь с фашизмом, а теперь противники. Мне, как руководителю одной из ветеранских организаций, вместе с ветеранами ВОВ, в т.ч. полковником Иваном Петровичем Никоновым приходилось бывать в Архангельске и Северодвинске на встрече участников конвоев, где были представители США, Англии, Канады, Польши и других стран. Это были добрые, дружеские встречи и воспоминания тех, кто в тяжёлые кровавые годы громил врага на севере нашей Родины. Теперь всё изменилось.
Как в годы войны с немецким фашизмом, так и сегодня Финляндия была по другую сторону, то есть не на стороне СССР – России. Моряки и авиаторы Северного флота сыграл важную роль в борьбе с фашизмом, прежде всего в обеспечении доставки техники и вооружения по лен – лизу. Среди них был и Иван Петрович Никонов – патриот страны Советов. Он прожил большую и насыщенную разными событиями жизнь (без двух месяцев сто лет). Его молодость и боевая служба были связаны с Северным флотом. Его ценила и уважала молодежь, друзья, товарищи по Совету ветеранов Северного флота. Он часто выступает перед школьниками и студентами, вёл патриотическую работу в столице, городе Домодедова где жил, часто ездил по регионам. Ветеран считал, что воспитание подрастающего поколения, привитие любви к армии и флоту, важнейшая задача ветеранских организаций. Он выступал за восстановление СССР и дружбу между нашими народами, прежде всего русским, украинским и белорусским народами. Отдавая дань уважения боевому командиру Иван Петрович ежегодно ездит в Тульскую область, на родину дважды Герой Советского Союза Б. Сафонов, погибшего в 1942г., в небе Заполярья.
Родился ветеран 10 апреля 1919г. на липецкой земле, ценил и уважал земляков. Детство и юность И. П. Никонова прошли в селе Топки Лев – Толстовского района Липецкой области, недалеко от станции Астапово, где в 1910г. скончался всемирно известный писатель — Лев Николаевич Толстой. В 1927г. пошёл в школу, а в 1930г. их колхоз «Путь к социализму» (первым в районе выполнил план хлебозаготовок) и руководство района и колхоза выделило деньги для поездки на неделю в Москву — лучшим 19 школьникам среди которых оказался и Иван Никонов. Детей сопровождала любимая учительница Мария Евгеньевна Акимова самая уважаемая в школе, и районе. Мария Евгеньевна была знакома с Надеждой Константиновной Крупской и вела с ней переписку. Крупская занимавшая должность Заместителя наркомпроса (у Луначарского). Впечатления от первой поездки и встречи с Москвой остались на всю жизнь. (Справка: Теперь детей россиян возят не по историческим и героическим местам России, в т.ч. на малую родину Ю.А. Гагарина в дер. Клушино, а за рубеж – в Анталию, за немалые деньги родителей).
Школьники посещали музеи, в т.ч. мавзолей В.И. Ленина, побывали в кинотеатре на говорящем кино, заходили в магазины, где по словам ветерана, продукты были в изобилии. Их приняла Надежда Константиновна, угощала разными сладостями, которых школьники в деревне с роду не видели. Жили на Садово — Кудринской улице. Тогда по садовому кольцу ходили только трамваи, машин и автобусов почти не было.
В 1935г. Никонов вступил в комсомол, а после окончания средней школы (в 1937г.) работал учителем. Тогда, к профессии учителя было большое уважение. Так, зарплата учителя начальных классов была 193 руб. в месяц, а работавший в сельском магазине продавцом его отец, получал 70 руб. С первой зарплаты Иван Петрович купил пальто за 170 руб., какого не было в округе. Селяне жили дружно, продукты и товары были доступны каждому колхознику. Люди были довольны советской властью, она вдохнула жизнь на селе. Теперь всё по другому – говорил ветеран
В 1938г. Иван Петрович поступил в Военно – морское авиационное – техническое училище им. В. Молотова, дислоцировавшееся в г. Перми. Годы учебы прошли быстро и незаметно. Он с увлечением осваивал авиационную технику, новейшие по тому времени летательные аппараты. В мае 1940г. ему присвоили звание воентехника II — ранга и как одного из лучших направили инструктором в Военно — морское авиационное училище им. И.В. Сталина в город Ейск Краснодарского края. Это единственное в СССР училище, где готовили летчиков морской авиации. Преподавал курсантам устройство двигателя, предполетный и послеполетный осмотр. В училище было 4 эскадрильи истребительные, 2 бомбардировочные и 2 лодочные МБР-2. Патриотизм среди молодёжи и курсантов был на высоком уровне.
Нападение фашистов на СССР — 22 июня 1941г. Иван Петрович встретили в Ейском училище. В 12 часов состоялся митинг, на котором слушали речь В.М. Молотова о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Многие летчики и техники написали рапорта о направлении их на фронт, среди них и Никонов. Его перевели в 10 отдельную эскадрилью, в которой были истребители и бомбардировщики. Вскоре с фронта стали прибывать летчики для переподготовки и переучивания на новые типы самолетов. В середине августа ночью впервые над их аэродромом появился немецкий самолет – разведчик. Немцы застали ночную эскадрилью врасплох, ни на одном самолете пулеметы небыли заряжены лентами с боевыми патронами. В связи со стремительным наступлением немцев их эскадрилью, входившую в состав 1-го Западного авиационного полка ВМФ перевели в Саранск. Здесь проходило переучивание летчиков со всех флотов, а также формировались новые авиаполки.
В ноябре 1941г. их 73 авиаполк из 50-ти самолетов — Пе-2 под командованием полковника, Героя Советского Союза Крохалева улетел на Балтийский флот, а группу летно-технического состава в которую вошел и Никонов 29 декабря 1941г. направили на Северный флот. 31 декабря авиаторы во главе с капитаном Юрченко прибыла в г. Горький, а 1 января 1942г. в Москву. Столица встретила их по — фронтовому. Затемненные окна, на улицах мешки с песком, трамваи ходили только до 19 часов, а метро до 21 часа. Жили в гостинице Москва (до 5 января 1942г.), ждали поезда на Мурманск. 5 января 1942г. группа вылетела в Архангельск, а 10 января прибыли в Мурманск, потом в п. Грязная — ныне Сафоново. Принял их Командующий авиацией Северного флота генерал – майор авиации А.А. Кузнецов. 12 января Никонов прибыл в 3-ю авиа-эскадрилью 72-го смешанного Краснознаменного авиационного полка (Ваенга — II), ныне Североморск – II. Полком командовал Герой Советского Союза Борис Сафонов. В то время полеты осуществлялись только в светлое время, а разведку вели ночью.
В их полку насчитывалось пять эскадрилий базировавшихся в Ваенге I – III, Чалпушке, Росляково. Летали на разных типах самолетов, а Сафонов
предпочитал И-16. На вооружении самолета были 2 – 20 мм пушки, два пулемета и 6 реактивных снарядов РС – 82, под плоскостями. Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации, близость противника 19 марта 18 офицеров полка были отправлены в Мурманск, где в здании областного театра им показали оперетту «Веселая вдова». Это было очень трогательно, запоминающее зрелище, ибо события проходили в прифронтовом городе, часто подвергавшемся налетам вражеской авиации. 20 марта 200 немецких самолетов интенсивно бомбили Мурманск. Город был разрушен и сожжен. Фашистам противостояли 80 самолетов Северного флота и 14 армии Карельского фронта. В городе целыми остались только кирпичные дома на проспекте И. Сталина.
Время было трудное — летчики, техники и младшие специалисты полка жили в специально выдолбленном в скале укрытии. По — этому, никакие вражеские налеты и бомбежки им небыли страшны. Для утепления гранитные стены обили досками, спали на двух ярусных нарах. 30 мая командир полка подполковник Б. Сафонов, его помощник А. Кухаренко и два командира звена старшие лейтенанты П. Орлов и В. Покровский вылетели с полными баками на прикрытие союзного конвоя РQ-16. В ходе воздушного боя с превосходящим противником Б. Сафонов сбил 3 самолета, но и сам погиб (вторую звезду Б. Сафонов получил посмертно). Это была тяжелая потеря не только для полка, но и СФ. На его глазах при взлете погиб командир звена Д. Селезнев, из-за отказа двигателя. Такое случалось часто не только с нашими самолетами но и союзников, поступавшие по ленд – лизу.
Как вспоминал Иван Петрович — служба техника самолета была тяжелой, работы выполнялась на открытом воздухе в дождь, снег, пургу, мороз, ночью, но техники работали на совесть. Самолеты всегда находились в боевой готовности, заправленны топливом и боекомплектом. В декабре 1942г. И. Никонов с механиками А. Коваленко и Н. Тихомировым из трех разбитых самолетов, собрать один исправный. Работы выполнялись на открытом воздухе при 25-30 градусном морозе. За это награжден медалью «За боевые заслуги». В 1942г. в полк стали поступать самолеты по ленд – лизу — «Аэрокобры». Они оказались совершеннее наших И-15 и И-16. 13 февраля 1943г. в армии и флоте введены офицерские звания и погоны. Ему вручили погоны старшего лейтенанта.
Перед самым новым годом, 30 декабря 1944г. их полк перебазирован на аэродром Луостари, в 8 км от норвежской границы (110 км. от Мурманска), 101 км от Ваенги и 25 км от Линахамари. 31 декабря из Мурманска в Линахамари вышел пароход «Тбилиси» с полковым имуществом и личным составом подразделений обеспечения. На траверсе Рыбачьего немецкая подлодка торпедировала суда. Офицеры и личный состав перешли на сопровождавшее их спасательное судно. В результате нападения на конвой погибли его сокурсники по училищу: офицер Гальченко, механики ЭСО Мордкович и Родин. Транспорт был поврежден, его отбуксировали на завод в Росту для ремонта. В ходе проведения наземной Печенегской операции немцы были разгромлены, более двадцати летчикам присвоено звание Героя Советского Союза.
Великий и радостный праздник День Победы ветеран встретил в районе Архангельска. 9 мая 1945г. в 4 часа утра их разбудила беспорядочная стрельба из пистолетов и автоматов. Вокруг доносились долгожданное слово Победа. Офицеры и личный состав обнимали друг друга. В связи праздничным событием офицерам разрешили сходить в театр в Архангельск. Иван Петрович с радостью встретил это известие, в Архангельске работала его жена Лариса Александровна. Встреча была радостной. В городе пробыл несколько дней. Вместе с ним были его товарищи В. Орехов, Е. Шабалин, И. Орлов и другие.
После окончания войны ветеран длительное время служил на Северном флоте, а в 1958г. уволен в запас. Иван Петрович более сорока лет работал на гражданке, в различных должностях в т.ч. преподавал историю в Востряковской средней школе рабочей молодежи Москвы. В 1969г. его назначили директором этой школы. С 1973г. ветеран работал военруком и одновременно преподавал историю сначала в 649 Московской школе, а потом в 525, 729, 915 школах. На заслуженный отдых ушёл в 1999г. Однако и после этого продолжает вести активную патриотическую работу. Он частый гость в школах, колледжах и вузах столицы. Иван Петрович был награжден многими орденами и медалями, пользовался заслуженным авторитетом среди ветеранов войны, флота и Вооружённых Сил.
Такие как Иван Петрович Никонов, были гордостью страны и нашего народа. К сожалению время не щадит никого. Он ушёл от нас, но память о его добрых, героических делах, его любви к нашей Советской Родине живёт в наших сердцах. Такие люди как он, не разрывали, а соединяли сердца нашего многострадального народа. Пока мы, знавшие его живы, он остаётся в наших сердца.
Президент МРОО «Мир океанам», писатель и журналист
В.А. Попович