Всё смешалось в этом неспокойном, бушующем мире. Особенно после развала СССР-России отдельные ученые и не только, стали доказать, что история (как впрочем и философия), не является наукой в том смысле, который вкладывается в английское слово «science».
Она отличается от подразумеваемых под этим термином естественных наук в силу особенностей объекта своего исследования — человеческого общества. Многие пишут, что история была, есть и будет только «служанкой идеологии». Стоит смениться идеологии, как меняется и история, притом не без основания. Именно этот факт и породил известное изречение, что «в России не только будущее не предсказуемо, но и прошлое». Действительно в России за прошлое столетие слишком часто менялась идеология. Как отмечал Отто фон Бисмарк «Главное — захватить чужой город, а там уж историки обоснуют, почему это исконно наши земли». Утверждения о том, что история не является наукой, основаны, как правило, на трех аргументах: историю, часто переписывают; история не позволяет сформулировать законы, обладающие предсказательной силой; история не приносит никакой пользы. В вопросе «переписывания истории», различать два аспекта: споры самих историков и воздействие посторонних сил. Безусловно, власть влияет на объективное состояние дел. Это мы наблюдаем по событиям происходящим в постсоветской России, когда желаемое выдают за действительное.
Однако, польза для изучения истории огромна ибо без знания прошлого трудно, невозможно, объективно оценить настоящее. История — это накопленный опыт человечества; не учитывая его, мы обречены на повторение ошибок, а их предостаточно. То, что уроки истории сплошь и рядом искажаются, не учитываются — проблема не исторической науки, а тех, кто не желает их осознать и делать правильные выводы. Как пишет А. Самсонов: «История является одной из важнейших наук, так как формирует у человека реальную картину мира. Именно поэтому на Западе, да и на Востоке уделяют такое большое внимание истории и её переписыванию в свою пользу, формированию исторических мифов. Так, буквально на наших глазах произошло переписывание истории Второй Мировой войны, где главными действующими лицами стали англо-американские солдаты, полководцы и политики, а Сталина и Гитлера, СССР и Третий рейх поставили на одну доску, назвав главными источниками войны. В результате, истинные зачинщики и разжигатели мировой бойни – «финансовый интернационал», США и Англия, – не только остались в тени, но выступили в роли «добра» и победителей. История – один из самых главных инструментов управления обществом. Она позволяет белое делать чёрным и наоборот. Одновременно исторические мифы позволяют разделить общество, чтобы оно утратило единство и силу. Так, с помощью отрицательных мифов было разделено русское общество. Одни являются сторонниками «Новой России»: мол, до этого были только «совки» и угнетённые царизмом крестьяне, а «свободу» человек получил только с 1991 года. Другие считают, что идеальным государством был СССР. Причём они делятся на «сталинистов» и сторонников позднего СССР – «эпохи застоя». Третьи идеализируют Российскую империю и династию Романовых, поют сказки про «Россию, которую мы потеряли». Четвёртые вспоминают про «золотой век» времён языческой Руси. В результате, общество расколото на враждующие группы, у каждой есть свои герои и антигерои, аргументы и контраргументы. Так, для одних Сталин – герой, а для других – «кровавый мясник». Для одних император Николай II – никчёмный правитель, для других – святой и великий государственный деятель».
Как сказал один из классиков: «История была, есть и будет только служанкой идеологии». Так сложилось, что стоит смениться идеологии, как меняется и история. Именно этот факт и породил известное изречение, что «в России не только будущее не предсказуемо, но и прошлое». Нередко новая власть переписывает историю под себя. Так произошло в большинстве вновь образованных государствах после развала СССР, прежде всего в Прибалтике, Казахстане, Молдавии, Грузии, да и самой России. При этом многие остепенённые ученые получившие кандидатские и докторские диссертации на восхвалении Советской власти, её лидеров, после разрушения СССР стали доказывать диаметрально противоположное. Безусловно, такое исключено в естественных науках: закон Ньютона останется законом Ньютона при любой власти». Как писал П. Валери: «История — это наука о том, чего уже нет и не будет». Поэтому, хочется продолжить мнение о нашей непростой истории. На этот раз о феодальной раздробленности на Руси.
Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Политическое единство Киевской Руси было весьма относительным. Оно держалось главным образом на военной силе киевских князей. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения –вотчин, рост населения и, соответственно, военного потенциала различных областей Руси стали основой для образования ряда суверенных княжеств. Процесс раздробления Киевской Руси проходил в условиях, когда прочных экономических связей между областями не было, господствовало натуральное хозяйство. Распаду единого государства способствовало отсутствие в середине XII в. серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности. Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашёл к тому времени слишком далеко. Данные условия делали крупных землевладельцев – бояр-вотчинников – почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти.
Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел ее территории между членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика. Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения, можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках которого шло дальнейшее развитие экономики и культуры. Распад былой единой державы имел ряд отрицательных последствий, главным из которых было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно в условиях возможного появления сильного противника.
Феодальная раздробленность и образования самостоятельных княжеств.
После кончины Мономаха княжение перешло к его сыну Мстиславу (1125-1132). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы еще некоторое время удерживать относительную целостность Киевской Руси. Однако мудрая политика последних киевских князей уже не могла приостановить процесс дробления Руси, вызванный социально-экономическими причинами: рост новых городов, укрепление мecтнoй земледельческой знати. Киев требовал дани и войск, задерживая хозяйственное развитие других земель, и поэтому княжества стремились покончить со своим подчинением этому городу. Дробление государственного суверенитета при преемниках Ярослава было подготовлено длительным развитием производительных сил и свидетельствовало не о кризисе державы, а о возвышении отдельных центров, способных существовать самостоятельно. Уже с 1132 г. в истории Руси начинается новая эпоха – эпоха феодальной раздробленности. Отчасти она была подготовлена и съездом князей в 1097 г. в городе Любече, где было принято решение о династическом разделении русской земли между различными княжескими родами. Усиление феодальных отношений привело к распаду Киевской Руси. В стране возникли крупные земельные владения бояр. Их хозяйство было натуральным, все необходимое для боярина производили зависимые от него крестьяне. Великие киевские князья выделяли своим сыновьям уделы с городами и сёлами в наследственное владение. В результате этого внутри Киевской Руси возникло много удельных княжеств. Потомки Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха образовали местные княжеские династии, которые стремились отделиться от Киева. К середине XII в. Древнерусское государство окончательно распалось. От него отделились Новгородская земля, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское, Черниговское и другие княжества. Их князья не подчинялись Киеву, сами управляли своими землями, имели дружины, издавали законы, устанавливали отношения с другими государствами.
Период феодальной раздробленности охватывает XII-XV вв. В середине XII – начале XIII вв. было около 15 крупных и мелких удельных княжеств, а накануне монголо-татарского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) – около 50, в XIV в. число их приблизилось к 250. Крупнейшими русскими княжествами в середине ХII – начале ХIII вв. были: Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко — Волынское, Новгородское, Черниговское, Смоленское и другие.
Главные причины феодальной раздробленности:
1. Рост крупных землевладений (вотчин) и слабые экономические связи вели к экономической независимости феодалов от великого князя.
2. Развитие натурального характера феодального хозяйства сделало возможным автономное существование отдельных его единиц.
3. Развитие ремесла превращало города в экономические, административно-политические и культурные центры феодалов.
4. Рост классовой борьбы, вызванной усилением закабаления смердов, требовал наличия сильного аппарата принуждения на местах.
Удельные князья стали создавать свои органы власти, независимые от Киевского князя. Владимиро-Суздальское княжество находилось на северо-востоке от Киева, между реками Окой и Волгой и далее к северу до Белого моря. Эта обширная территория была покрыта густыми лесами. Непроходимые чащи и болота защищали северо-восточную землю от опустошительных набегов кочевников. Уже в IX в. в междуречье Оки и Волги возникли города Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль, Владимир и др. Северо-Восточная земля, входившая в состав Киевского государства, с 1132 г. становится самостоятельным княжеством с центром в городе Суздале. В Суздальском княжестве первым княжил сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий (1090-1157 гг.). Свое прозвище он получил за постоянные посягательства на чужие земли. Укрепляя Суздальское княжество, Юрии Долгорукий вдоль его границ построил города-крепости: Дмитров, Звенигород, Переславль-Залесский и другие.
С именем Юрия Долгорукого связано освоение Москвы. Год 1147 считается исторической датой освоения Москвы. В 1954 г. в Москве был воздвигнут памятник, на гранитном постаменте которого возвышается всадник в облике былинного русского богатыря. Это памятник основателю Москвы – Юрию Долгорукому, который стремился занять великокняжеский престол. Он совершил несколько походов на Киев. Наконец, в 1155 г. киевляне открыли перед ним Золотые ворота, и Юрий Долгорукий стал великим Киевским князем. В 1157 г. он умер. Его похоронили на территории Киево-Печерского монастыря, в церкви Спаса на Берестове. Этот красивый храм был в годы Великой Отечественной войны разрушен гитлеровцами. После войны киевляне восстановили его, а в 1947 г. установили в нем мраморный саркофаг с надписью: «Тут похоронен Юрий Долгорукий, основатель Москвы. 1090-1157».
В 1108 г. князь Владимир Мономах на левом берегу Клязьмы обосновал крепость и нарёк своим именем. Быстрый рост молодого города, многолюдность, стратегическое положение определили его превращение в столицу Владимирского княжества только во времена Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого). Он не переехал в Киев, а остался в Суздальском княжестве и перевёл столицу княжества из Суздаля во Владимир. Более 170 лет он был стольным городом. По распоряжению князя Андрея мастера построили во Владимире Золотые ворота наподобие Киевских. На высоком берегу Клязьмы строители возвели пятиглавый с золотыми куполами Успенский собор и высокий одноглавый Дмитриевский собор. Город Владимир – величайший памятник русской культуры XII века. Недалеко от Владимира в селе Боголюбово он построил великолепный белокаменный дворец и поселился в нем. Там он и был убит.
После смерти князя Боголюбского Владимирским властителем стал его брат Всеволод III, или, как его прозвали, Всеволод Большое Гнездо (из-за большого семейства). Его впервые стали называть великим. Летописец, создавший бессмертное «Слово о полку Игореве», писал о нем: «Он может Волгу вёслами раскропить, а Дон шеломами вычерпать». Действительно, при Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество переживало наивысший расцвет в своей истории. Княжество развивало международные отношения. С интересами Всеволода считались при дворе Фридриха Барбароссы. Владимиро-Суздальское княжество сохраняло первенство среди русских земель и после смерти Всеволода. Однако процесс экономического подъема был прерван нашествием монголо-татар, подчинивших себе в 1238г. Владимиро-Суздальское княжество. Впоследствии оно распалось еще на ряд мелких княжеств.
Новгородская феодальная республика (1136-1478 гг.) Центром феодальной республики был Новгород. В ХII в. это один из красивейших городов Европы. Современники величали его господином Великим Новгородом. Он находился на берегах реки Волхов, недалеко от того места, где она вытекала из озера Ильмень. Река делила город на две части. Западная часть, где находился каменный Кремль с собором Святой Софии, называлась Софийской стороной. Восточная часть, где размещались торговые дворы купцов, называлась Торговой стороной. Обе части города соединял широкий деревянный мост, поставленный на высокие устои. Населяли Новгород в основном ремесленники: кузнецы, оружейники, столяры, гончары, сапожники, ювелиры. Было много и простого люда –грузчиков, лодочников, строителей. Их называли черными, или меньшими, людьми. В случае войны эти люди брались за оружие и становились отважными защитниками города. На Софийской стороне в больших деревянных и каменных домах жили богатые феодалы – бояре. Им принадлежали обширные земли вокруг Новгорода и на севере до Белого моря и Уральских гор.
Великий Новгород был самостоятельным феодальным государством. Он имел свои деньги, законы, войско. До XII в. Новгород входил в состав Киевской Руси, поэтому возглавляли его старшие сыновья киевских князей. Высшим органом управления было вече – общее собрание всех мужчин. Вече собиралось по звону вечевого колокола. В мае 1136 г. новгородское вече решило окончательно порвать с Киевом. Новгородцы выгнали князя из города и объявили Новгород республикой. С той поры новгородское вече само решало, какого князя пригласить в Новгород на княжение. Выбранный князь подписывал специальный договор и давал клятву соблюдать установленные правила. Князья выступали в Новгороде в качестве военачальников. Действия их находились под постоянным контролем новгородских властей. Право князей на суд было ограничено. Покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. Новгородское вече выбирало также правителей города: посадника, тысяцкого и архиепископа. Посадского и тысяцкого выбирали из среды знатных бояр. Посадник управлял городом и всей новгородской землей. Тысяцкий ведал торговыми делами. Архиепископа выбирали из среды духовенства. Его называли «владыкой». Он был главой церкви новгородской земли, но активно вмешивался в гражданские дела города.
Для социально-политической истории Новгорода характерны частые городские восстания (1136, 1207, 1228-29, 1270 гг.). Однако к принципиальным изменениям в строе республики эти движения не приводили. В большинстве случаев социальное напряжение в Новгороде умело использовали в борьбе за власть представители соперничающих боярских группировок. По форме новгородская политическая система выглядела весьма демократической. Однако степень допустимой личной свободы в обществе всегда прямо пропорциональна его материальному благосостоянию. Новгородская земля изобиловала лесами и болотами. Почвы здесь были скудными, поэтому проблема выживания для основной массы населения – крестьян стояла весьма остро. В таких случаях демократия могла быть только сугубо элитарной. Подлинными хозяевами города и земли были несколько древних боярских кланов. Три-четыре десятка новгородских боярских фамилий держали в руках более чем половину частновладельческих земель республики. Просуществовав около трех с половиной веков, Новгородская республика в 70-е годы XV в. была раздавлена военной мощью Московского государства. Вполне очевидно, что в ходе формирования единого русского государства в XIV-XV вв. новгородская политическая система должна была погибнуть. Однако само ее существование на протяжении столь длительного времени свидетельствует о жизненности иных, не авторитарных традиций и средневековом русском обществе.
Третьим крупнейшим осколком Киевской Руси стали ее юго-западные области с городами Галич и Владимир-Волынский. Территория этогo княжества простиралась от Карпат до Полесья. Она охватывала течения рек Днепра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти. Эти края славились мягким климатом и плодородием почвы. Урожаи здесь были обильны, а соответственно и количество продуктов, которое собственник земли мог забрать у крестьянина, было значительно большим, чем в других районах страны. Имея обильные источники содержания, местная аристократия расцвела. Галицкий боярин являлся на люди в богатых одеждах, окружённый толпой челяди. Пришедшим из Киева князьям трудно было править в этом мятежном крае. Здесь каждый боярин мог при необходимости выставить против князя целое войско. Положение Рюриковичей еще более осложнилось близким соседством сильных государств – Венгрии и Польши, правители которых активно вмешивались в дела Галиции и Волыни. После завоевания Руси монголо-татарами Галицко-Волынское княжество оказалось в вассальной зависимости от Золотой Орды. К середине XIV в. Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая Земля – Польшей.
Однако следует заметить, что в период феодальной раздробленности наблюдался экономический и культурный подъем русских земель. Укреплялись старые и росли новые города. В XIII в. число их достигало 300. Вокруг городов складывались местные рынки, зарождалось товарное производство. В политическом отношении феодальная раздробленность тоже в какой-то мере была шагом вперед по сравнению с раннефеодальной монархией. Она создала в последующем необходимые условия для объединения Руси на новом, более высоком и прочном уровне. Итак, феодальная раздробленность была закономерным этапом развития феодальных отношений. Она способствовала дальнейшему укреплению феодальной формации, развитию культуры в новых центрах. Вместе с тем феодальная раздробленность ослабляла силы народа в борьбе с внешней опасностью. Особенно трагически это сказалось в годы монголо-татарского нашествия. Таким образом, причиной распада Киевской Руси явились: во-первых, княжеские междоусобицы, во-вторых, кровавые набеги кочевников, опустошавших государство, в-третьих, усиление юридического и экономического угнетения народа феодалами. Спасаясь от внешних врагов и гнёта, население уходило в Галицию, на Оку, Волгу. Киев приходил в запустение, единое государство распадается.
Монголо-татарского нашествия и агрессии европейских государств
Раздробленность русских земель привлекала любителей легкой наживы со всех концов света. Так, с середины XII до середины XV вв. на Русь с мечом в руках приходили: шведы – 26 раз; литовцы – 14; рыцари Ливонского ордена – 11; норвежские и датские феодалы – 5; только во второй половине XIII в. татарские орды совершили 15 набегов. Всего же в 1228-1462 гг., по подсчётам В.О. Ключевского, северная и северо-восточная Русь вынесла 160 внешних войн и грабительских набегав. В конце XII в. была окончена борьба с половцами. Но покой на границе со степью длился недолго. Уже в начале XIII в. появляется страшный враг – монголо-татары. В 1207-1218 гг. монголы покоряют народы Восточной Сибири, Северный Китай и Корею, затем в 1219-1222 гг. завоевывают государства Северной Азии. Как опустошительный ураган, пронеслись орды Чингисхана по всей Средней Азии. Они разрушали города и селения, оросительные каналы и плотины, красивые дворцы и храмы, уничтожали цветущие поля и сады. Край высокой древней культуры превратился в мёртвую пустыню. Монголы воспользовались численным превосходством и 31 мая 1223 г. на р. Калке разбили русско-половецкое войско, которое возглавляли 20 русских князей. Монголы преследовали бежавших до Днепра.
B 1227 г. умер Чингисхан. Перед смертью он разделил свою империю на несколько улусов и раздал их сыновьям. Его наследники наметили план дальнейших завоеваний. Они решили покорить всю Европу. В 1236 г. огромная татаро-монгольская армия под руководством внука Чингисхана Батыя начала поход на запад через Урал. Татары вначале разрушили и разграбили Волжскую Болгарию, Мордву, а затем сосредоточились в верховьях рек Дона и Воронежа. В конце 1237 г. татары вторглись в Рязанское княжество, опустошив его, подступили к Москве, а затем двинулись на Владимир. Народное предание рассказывает о том, как рязанский воевода Евпатий Коловрат решил отомстить Батыю. Он собрал 1700 храбрецов и напал на татар при их отходе во Владимирское княжество. Батый выслал против Коловрата своего любимого силача Хостоврула. В страшном поединке Коловрат рассёк татарского всадника надвое по самое седло. Бой татар с русскими возобновился с еще большим ожесточением. Евпатий Коловрат и его храбрые дружинники погибли, но и татары потеряли несколько тысяч воинов.
B феврале 1238 г. татары осадили Владимир, затем его разрушили, а жителей города истребили или взяли в плен; они разорили Ростов, Ярославль, Тверь, Дмитров и другие города. Две недели татары осаждали Торжок, а оборона Козельска длилась семь недель. Татары прозвали Козельск «злым городом». По распоряжению Батыя все жители Козельска вплоть до последнего младенца были уничтожены, а город разорён до основания. Только в битве за Козельск Батый потерял около 4 тыс. воинов. Находясь в 100 км от Новгорода, Батый не стал нападать и отвёл свои войска за Волгу. Летом 1239 г. Батый возобновил поход на Русь. Опустошив Муром и Гороховец, он двинулся к Днепру. Осенью 1240 г. монголы захватили и разрушили Киев, Галич и другие города. Весной 1241 г. они вторглись в Польшу и Венгрию, двигаясь к «последнему морю». В результате похода в Eвропу Батыю удалось дойти до северных границ Италии. Ослабленные многочисленными битвами с русскими, татары не решились продвигаться дальше на Запад. Батый понимал, что в тылу осталась разгромленная, но не покорённая Русь. Русский народ принял на себя всю тяжесть борьбы с татарскими полчищами и тем самым спас Западную Европу от опустошительного вторжения.
Монголы не только во время первого своего нашествия на Россию, охватившего почти все её области, но и во время последующих, так часто повторяющихся, нашествий и набегов в русские пределы грабили, жгли и разоряли села, города и храмы. Но в мирное время завоеватели не препятствовали населению исправлять, сооружать вновь и украшать церкви. В 1242 г. Батый ушел в низовья Волги. Здесь основал государство – Золотую Орду – со столицей Сарай-Бату (близ Астрахани). В состав Золотой Орды вошли Западная Сибирь, Прикаспийские степи, Северный Кавказ, Крым. Государство Батыя было частью Монгольской империи и подчинялось великому хану, находившемуся в Каракоруме. Русские княжества лишались самостоятельности и подчинялись Батыю и великому хану Монголии. Все жители городов и сел были переписаны и платили дань – десятую долю от всего имущества. От уплаты дани освобождалось только духовенство. Как огромный ненасытный паук, Золотая Орда высасывала все жизненные соки русской земли. Почти на два с половиной века (1240-1480 гг.) на Руси установилось тяжелое и ненавистное народом монголо-татарское иго – система экономической и политической эксплуатации русских земель монгольскими феодалами. В то же время следует заметить, что русские княжества не входили в состав Монгольской империи, а находились в политической и экономической зависимости от нее.
Монголо-татарское иго над Русью, длившееся около двух с половиной столетий, на многие века затормозило развитие русских земель. Во-первых, это иго замедлило объединение земель в одно государство. Во-вторых, принесло разорение народу и экономике. В-третьих, в массовом порядке была уничтожена русская знать, элита. Страна была изолирована от внешнего мира, процветал религиозный фанатизм. Феодальная раздробленность в Орде вызвала ханские междоусобицы, известные под названием «Великой Замятни» (1359–1380 гг.), которые привели к власти в Орде темника Мамая. В этот период Русь фактически перестала платить дань Орде. Борьба русского и других народов против монголо-татарского ига не прекращалась с момента его установления. Восстания против баскаков вспыхивали в 1257 г. в Новгороде, Ростове, Твери, Ярославле и других городах Руси. Мамай пытался поддерживать былое господство Орды над Русью. В 1378 г. он посылает на московского князя Дмитрия Ивановича многочисленное войско. В августе 1378 г. князь Дмитрий (1359-1389) впервые за последние 150 лет разбивает на р. Вожа (Рязанские земли) многочисленную монгольскую орду, а не разрозненные отряды татар. Летом 1380 г. во главе 200-тысячного монгольского войска Мамай приходит на Русь, предварительно заключив союз с князьями: литовским Ягайло и рязанским Олегом. Навстречу Мамаю Дмитрий вывел 150-тысячную объединенную русскую рать. Правда, историки считают обе цифры сильно преувеличенными, поскольку на Куликовом поле просто нет возможности разместить такую массу людей.
События Куликовской битвы хорошо известны. Ее ход красочно описан в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзиным, подробно освещён в учебных пособиях. Отметим лишь то, что полководческий талант Дмитрия Донского проявился и в том, что он впервые в истории военного средневекового искусства выделил в резерв засадный полк (1/3 своего войска). Следует отметить выдающуюся роль игумена Троице-Сергиевого монастыря Сергия Радонежского, бывшего лично близким к Дмитрию Донскому, в единении всех русских сил для борьбы с игом, в преодолении разногласий между русскими князьями. Борьба между Москвой и Ордой не закончилась. В 1382 г., воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ивановича, указавшего брод через реку Ока, Тохтамыш со своей ордой напал на Москву. Москвичи сумели отбить два штурма. Обманом ворвавшись в город, Тохтамыш разгромил его. Москва вновь была обязана платить дань хану.
Значение Куликовской битвы.
1) Это было первое открытое выступление соединённых сил русских князей против орды, которые нанесли ей страшный удар.
2) Битва укрепила авторитет Москвы как центра объединения русских земель.
3) Победа положила начало процессу полного и окончательного освобождения Руси от монголо-татарского ига.
Ослаблением Руси решили воспользоваться немецкие и шведские феодалы. Их притязания поддерживал Ватикан. Папа Григорий IX в послании призывал шведских и немецких рыцарей с оружием в руках выступить против «врагов креста». Так называл он противников католицизма – русских и народы Прибалтики. В 1240 г. шведский король решил завоевать Ладогу и даже Новгород. В то время в Новгороде княжил 18-летний князь Александр Ярославович. Это был высокий, стройный, сильный и красивый юноша со звучным голосом, с талантом полководца.
Летом 1240 г. шведская флотилия под командованием военачальника Биргера неожиданно появилась в Финском заливе и, пройдя по Неве, стала в устье р. Ижоры. Здесь шведы раскинули временный лагерь. Новгородский князь Александр Ярославич, спешно собрав небольшую дружину и часть ополчения, решил нанести противнику неожиданный удар, и 15 июля 1240 г. более многочисленное войско было разбито. Остатки войск Биргера уплыли на кораблях домой. Победа над шведами была одержана благодаря мужеству русских воинов и полководческому таланту князя Александра. За победу на Неве он был прозван Невским. Разгром шведских феодалов имел большое значение. Новгородская республика сохранила свои земли, выход в море и возможность свободной торговли по Балтийскому морю с Западной Европой.
В начале XIII в. немецкие феодалы проникли в Прибалтику и организовали там рыцарский орден. Под видом распространения католицизма рыцари жестоко угнетали население захваченных земель, а затем начали вторгаться в пределы Новгородской республики. В 1240 г. рыцари захватили русскую крепость Изборск и подошли к Пскову. Жители города стояли насмерть. Однако группа псковских бояр во главе с посадником Твердилой предала народ и пропустила захватчиков в город. Крестоносцы жестоко расправились с защитниками города. Отряды рыцарей разоряли русские села, отнимали у жителей скот. В 30 км от Новгорода рыцари заложили крепость Копорье. Положение дел в Новгороде осложнялось еще и тем, что в результате ссоры с новгородским боярством князь Александр Невский временно покинул город.
По просьбе вече Александр Невский в 1241 г. приехал в Новгород. Он организовал ополчение и вскоре выступил против немцев. Прежде всего он штурмом овладел крепостью Капорье, разрушив ее до основания. Большинство пленных рыцарей Александр Невский отпустил на волю, а руководителям ордена велел передать: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» После успешного штурма Пскова Александр Невский привел полки к Чудскому озеру и расположил их у восточного берега. Мудрый полководец решил заставить немецких рыцарей сражаться на озере. На восходе солнца 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера встретились основные силы немецких рыцарей и русское войско во главе с Александром Невским. Ледовое побоище закончилось полным разгромом завоевателей. Победа на льду Чудского озера положила конец притязаниям немецких феодалов на востоке. Рыцари были окончательно отброшены от русской границы. Александр Невский стал национальным героем русского народа.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным историческим этапом и вытекала из объективного процесса развития феодального способа производства. На этом этапе сложились условия, определившие активизацию попыток иностранной интервенции в русские земли. Победа над немецкими, шведскими и другими завоевателями позволила Руси сохранить необходимые условия для самостоятельного исторического развития, показала высокие боевые и духовные качества русского народа. В XIII-XIV вв. русские люди не только отстояли независимость своих земель и сохранили свою государственность, но и преградили путь монгольским ордам в Европу, нанесли им решающие поражения. В ходе совместной борьбы многих народов Руси против иноземных захватчиков сформировались экономические, политические и духовные предпосылки объединения в единое Российское централизованное государство. Активно поддерживала борьбу за объединение русских земель православная церковь. Образование российского государства со столицей в Москве становилось делом времени. На наш взгляд прав А. Самсонов который что пишет: «Знание реального прошлого необходимо для того, чтобы понимать подлинные причины событий, происходящих в настоящем. Без этого мы не сможем правильно планировать своё будущее, и, соответственно, элементарно не сможем выжить».
Профессор, член Союза писателей и журналистов РФ В.А. Попович
Член Союза писателей РФ Н.В. Гаврикова