Всё дальше и дальше уходят те тяжёлые, кровавые дни битвы за Москву. В эти дни патриоты, все кому дорога наша страна СССР—Россия отмечают 82-ю годовщину битвы за нашу столицу. Среди тех, кто стоял насмерть в битве за Москву были и военные моряки и морские пехотинцы, а также речники Московского речного пароходства. К сожалению, об это пишут редко и дозированно. Выдающийся Нарком речного флота З. А. Шашков говорил: Только память воскрешает то героическое прошлое нашего народа. Всё, что сделано во имя Родины, достойно памяти и уважения. То, что сделано ценой жизни – священно».
Для нашей огромной страны это ценно и важно, особенно в это предательское, постсоветское время. Ныне ценят не заслуги перед народом, Родиной, а способность получить нетрудовые доходы, нажиться и ловко обмануть доверчивый народ. Те, кто отстаивал нашу столицу от фашистов были богаты другими ценностями. Они считали – «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»
Россия великая морская и речная держава. Её берега омывают 13 морей, принадлежащих бассейнам трех океанов. Протяженность водных путей, эксплуатируемых речным транспортом в предвоенные годы составляла 106,3 тыс. км. В систему Народного комиссариата речного флота СССР входили 39 речных пароходств, 20 бассейновых управлений пути, сотни портов и пристаней, более 210 судоремонтно-судостроительных заводов, верфей и мастерских. С началом войны тысячи тружеников речного транспорта ушли на фронт. Важным событием в жизни речников столицы явилось состоявшееся 13 октября 1941 г. экстренное собрание партийного актива Москвы, на котором с докладом «О текущем моменте и задачах московских большевиков» выступил секретарь ЦК, МК и МГК ВКП(б) А. С. Щербаков.
Тогда, партийный актив призвал коммунистов, комсомольцев, всех трудящихся столицы усилить помощь фронту, отдать все силы защите Москвы. В принятом документе говорилось: «Актив выражает уверенность, что и в этом новом испытании Московская организация покажет себя как подлинно большевистский отряд нашей партии, сплотивший трудящихся Москвы на упорную и беспощадную борьбу против немецко-фашистских захватчиков, на организацию победы».
В средине октября противник занял город Калинин. 19 октября было опубликовано постановление Государственного Комитета Обороны о введении осадного положения в Москве. Комитет призвал население столицы к героической защите родного города. И как всюду, речники приняли участие в строительстве укреплений. Следует особо отметить работу отряда управления Московско-Окского пароходства и Северного порта. Они самоотверженно работали в октябре и ноябре на строительстве оборонительных сооружений и огневых точек у Малоярославца, в непосредственной близости к фронту. В отряд входили и молодёжь, и пожилые.
Шестидесятилетние капитаны-наставники Челыщев и Ручнов подавали пример остальным. Флот Московско-Окского пароходства и канала Москва – Вол га продолжал эвакуационные перевозки, а также выполнял специальные задания военного командования. Часть судов передали непосредственно в распоряжение командования армии и флота. Речники работали на переправах Москвы, Серпухова, Горького, Рязани, Калинина, Калуги и других местах. В начале декабря враг вышел к каналу Москва – Волга, на линию Красная Поляна – Крюково. В этих трудных условиях речники образцово выполняли поставленные перед ними задачи. В заключительный период навигации 1941 г. Капитану парохода «Макар Мазай» Мочалову было дано задание – перевести суда, оставшиеся в Северном порту, в Хлебниково. Лед на канале уже достигал 20 см. Несмотря на это, пароход с караваном немедленно отправился в путь. Машина парохода «Макар Мазай» работала с перебоями.
Обычно рейс из Северного порта до Хлебникова продолжался 45 минут, а на этот раз ему понадобилось на тот же путь около 14 часов. Это была труднейшая борьба со стихией, но задание было выполнено. Военное командование поставило речникам задачу – увести из Серпухова флот вниз по Оке, так как пристань уже обстреливалась орудийным огнем врага. Было дано указание, что, если прорыв через ледоход не удастся, подготовить суда к затоплению.
10 ноября караван вышел из Серпухова по направлению к Кашире. В его составе находились буксировщики «МОПР», «Донбасс» и «Бригада», пассажирский пароход «Робеспьер» и несколько несамоходных гружёных судов. Шли во льдах, с трудом отвоёвывая каждый километр. У Пушкинского переката река покрылась наиболее прочным льдом. На помощь речникам пришли саперы, находившейся неподалёку воинской части: они взорвали лёд. Караван продвинулся еще немного и снова попал в ледовый плен. Суда встали в открытом плёсе. Враг был уже близко.
Сложившейся обстановке поступила команда подготовить суда к взрыву и затоплению. Организацию перевозок осуществлял уполномоченный Коллегии НК РФ М. Н. Чеботарёв с небольшой группой. По каждому загружаемому и отправляемому в рейс судну или барже вопрос согласовывался с заместителем председателя СНК А. И. Микояном или А. Н. Косыгиным. Речные суда, прибывающие в столицу с грузами, распределяли сразу. С них разгружали дрова, соль, песок, а в обратный рейс отправляли эвакуированных, оборудование материалы, необходимые для введения в строй новых фабрик и заводов. Это были настоящие патриоты любящие столицу и наш народ. Они дорожили судьбой москвичей и страны в целом. Недавно я побывал на Рязанском проспекте столицы. Там подготовили к сносу серию добротных кирпичных домов . Идёт, собянинская, так называемая реновация. Вместо того, чтобы добротные кирпичные дома бесплатно передать бес квартирным москвичам или гражданам России, в том числе сиротам их сносят. Строительные фирмы и их кураторы наживаются на людской беде. Неужели мало земли в Новой Москве? Видимо в городе побольше навар? Неужели за это сражались и гибли лучшие сыны и дочери нашего народа, чтобы ресины и его покровители наживались над детьми и внуками победителей.?
Об активности перевозок свидетельствуют такие цифры, что только по Оке первые дни ноября было отправлено 88 тыс. тонн различных грузов. Однако, надвигалась зима, реку покрывал ледяной панцирь. разрушения льда применяли различные способы, в том числе привлекали сапёров. Одновременно с участием сапёров усиленно проводились ледокольные и взрывные работы. Производить их днем зачастую было невозможно. Вражеские самолёты кружились над работавшими, иногда сбрасывая бомбы или снижаясь для пулемётного обстрела. В неимоверных трудностях караван 10 декабря, через месяц после выхода из Серпухова, прибыл к месту отстоя и для ремонта. Это была последняя операция флота столичных пароходств в навигацию 1941 года.
Несмотря на большую перегруженность воинскими перевозками, флот московских пароходств сумел доставить за навигацию 1941 г. больше по сравнению с довоенным 1940 г.: нефти – почти в полтора раза; лесных грузов – более чем в три и соли – в семь раз! По речным путям в 1941 г. производилась доставка воинских грузов, в основном снабжение, проводились крупные мобилизационные и оперативные переброски людских контингентов, воинских частей и подразделений. В Москву с Верхней Волги, Унжы, Суры, Ветлуги, Оки были стянуты десятки пассажирских судов.
Основными пунктами отправки людей и грузов стали Южный речной вокзал и Южный порт. Только за июль 1941г. на отправленных из столицы 218 пассажирских судах было эвакуировано 110 тыс. чел., в то время как за всю навигацию 1940 г. из города на дальние расстояния выехало 161 тыс. чел. Максимальный объем перевозок по Верхней Волге был достигнут в октябре месяце, когда численность эвакуированных составила более 180 тыс. чел., хотя потребность была намного больше. Десятки тысяч людей ожидали отправки речников. Так, ко второй декаде октября скопилось в Кинешме около 12 тыс. чел., а в Рыбинске и Ярославле по 14 тысяч.
В это же время из Москвы в Горький своим ходом прибыло около 8 тыс. чел., а также машины с оборудованием заводов. Речники отправляли машины в низовье Волги на баржах Волготанкера, возвращавшиеся обратно порожними. Таким образом было перевезено из Горького 3,5 тысяч единиц автотранспорта. Об интенсивности перевозок также свидетельствует то, что за летне-осенние месяца первого года войны коллектив Верхне-Волжского пароходства (руководитель – А. Н. Вахтуров), перевёз 612,8 тыс. эвакуируемых. План 1941 г. по пасса- жиро километрам был перевыполнен в 2,4 раза, из них 40% составили эвакоперевозки. Кроме этого флотом перевезено более 135 тыс. т эвакуируемого имущества, военных и гражданских грузов. Именно речной флот стал главным в разгрузке железой дороги в годы войны.
В ходе подготовки к действиям в сложных условиях военного времени под Москвой требовалось все усилия направить на отражение агрессии, а перевозку народнохозяйственных грузов возложили на транспортников-речников. Флот спешно готовили для перевозки людей: суда подвергали тщательной санитарной обработке, пароходы обеспечивались дополнительным запасом про- довольствия и медикаментами. На всех крупных судах работали медпункты. Масштабы эвакуации были столь велики, что необходимые условия соблюдались не всегда. Было немало трудностей. Так, по сообщению секретаря Горьковского обкома партии от 9 сентября 1941 г. в ЦК ВКП(б), что, отправляя эвакуированных, Моссовет и райсоветы Москвы не обеспечивают эвакуированных медикаментами и медперсоналом, плохо организована охрана детей на баржах поэтому, бывают несчастные случаи. Несмотря на то, что основной объем перевозок осуществлялся железнодорожным транспортом, крупные перевозки осуществляли речники. Из отправленных на восток в середине ноября 2 млн. жителей столицы, на речных судах отправили 175 тыс. москвичей.
Всего с июля по начало ноября из столицы речниками вывезено 200 тыс. т различных грузов, а в течении навигации 1941 г. вывезено 232 тыс. т или на 63% больше от нормы мирного времени. Речникам поставили задачу перевезти скот через Волгу, где скопилось большое количество скота. На Средней Волге по решению Саратовского обкома партии от Хвалынска до Сероглазки было организовано несколько переправочных пунктов. По решению Саратовского обкома партии для переправы скота организовали 6 пунктов, а в последующем еще 13. Благодаря этим мерам до ледостава за Волгу было переброшено несколько сот тысяч голов скота. Навигация в 1941 г. продолжалась значительно больше, чем в довоенные годы. Так, в первой декаде ноября от Рыбинска до Горького стоял 8–12 градусный мороз, у кромки воды был лед, а у при- чалов под погрузкой стояло 50 судов, в пути находилось 7 баржи с 51 тыс. человек. Так могли работать только люди долга, истинные патриоты России, преданные своему делу речники.
Как писал вы—дающийся русский писатель И. С. Тургенев: «…у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». В весенние месяцы 1942 г. по Верхней Оке и малым рекам бассейна было доставлено Западному фронту около 26 тыс. тонн военных грузов. Столичные пароходства оказали большую помощь в перевозке раненых и больных бойцов Красной армии, для этого были специально оборудованы и выделены Главному военно-санитарному управлению лучшие пассажирские суда. Они курсировали по линиям Москва – Рязань, Муром – Казань, Ярославль – Казань, Рязань – Горький и другим. Согласно постановления Государственного Комитета Обороны, были организованы караваны для санитарных перевозок. Каждый караван состоял из трёх судов, на которых можно было разместить 250 раненых. В каютах оборудовались перевязочные пункты и операционные.
Речники Московского бассейна делали все для обеспечения столицы топливом. Зимой 1941-1942 гг., Москва ощущала недостаток топлива, который мешал увеличению выпуска продукции для фронта и создавал большие трудности в быту. Десятки тысяч москвичей отправлялись в лес, чтобы принять участие в заготовке дров. Можно себе представить значение ответственейшего задания Государственного Комитета Обороны – завезти флотом в столицу за навигацию 1942 года 2 млн. 400 тыс. кубометров дров, если учесть, что в то время угольный Донбасс был оккупирован врагом, а в Подмосковье шахты были выведены из строя в период боев за Москву.
Московско-Окское пароходство выполнило план завоза дров на 120 процентов, пароходство же канала Москва – Волга, ставшее после открытия движения через верхневолжские шлюзы транзитным, доставило их за навигацию в пять раз больше, чем в 1940 году. Успешно работали Московско-Окское и канала Москва – Волга пароходства, выполнившие задания ГКО по снабжению Москвы дровами, картофелем и овощами. За навигацию в столицу было доставлено 3,34 млн кубометров дров – на 43 процента больше, чем в 1942 г. Это дало возможность сократить завоз дров в Москву железнодорожным транспортом на 25 процентов. Высокую оценку деятельности речников дали многие прославленные полководцы. Заместитель Верховного Главнокомандующего маршал Советского Союза Г. К. Жуков о речниках писал: «…Они не щадили себя ради приближения победы и усиленно трудились днем и ночью, не доедая и не досыпая. Особенно это проявилось в ходе битвы под Москвой, Ленинградом и Сталинградом».
В войну речной флот понес огромные потери – пятую часть своего состава: 1092 самоходных судов общей мощностью 140,4 тысяч л. с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъёмностью 1106 тысяч тонн, 62 земснаряда и 692 других судов. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены. Лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских и верфей. Большие потери существенно сказались на объемах перевозок – в 1945 г. они составили 36,1 млн тонн. В 1944-1945 гг. пароходства перевезли все предъявленные им нефтегрузы и лес на плотах. Несмотря на временную потерю ряда бассейнов и прекращение транзитного движения по водным путям северо-запада, а затем и по Волге, использование внутренних резервов речного флота позволяло в течении двух лет поддерживать перевозки на довольно высоком уровне.
Как отмечает участник битвы под Москвой, председатель Московского городского совета ветеранов, Дважды Герой Социалистического Труда В. И. Долгих: «Наш многонациональный народ явил невиданную доселе стойкость, отвагу и готовность до конца отстаивать свою свободу и независимость. Ценой невероятных усилий и немалых жертв он спас свою Родину и весь остальной мир от нацистского рабства. О подвигах фронтовиков самоотверженности тружеников тыла, великих терпениях жён и матерей будут помнить потомки. Тщетны усилия тех, кто пытается сегодня исказить правду о Великой Отечественной войне, принизить героизм советских людей и решающий вклад СССР в Победу!». Это в полной мере касается речного флота и Московского речного пароходства. За мужество и героизм, проявленные в годы войны 117 речникам присвоены звания Героя Советского Союза, 15 стали полными кавалерами ордена Славы. За время войны 8460 работников речного транспорта награждены орденами и медалями СССР. 24 июня 1945 г. в историческом параде Победы в Москве на Красной площади прошли пять речников Героев Советского Союза: М. И. Буденков, К. М. Кабанов, И. С. Малов, Н. М. Скоморохов, М. А. Соколов и другие. В честь многих речников – Героев Советского Союза названы улицы, школы, суда флота.
В советское время чтили память Героев моряков и речников, воинов других родов войск. Героев почитали, на их подвигах воспитывали молодое поколение, их уважали, им посвящали статьи, стихи, книги. Те, кто не дожил до дня Победы или умер ставили памятники, их именами называли улицы, площади, школы, библиотеки, вузы … Теперь о них забывают, больше уважения уделяется тем, кто предал страну и народ в 1991 году и халуйски преклоняется перед наследниками и предателя Б. Ельцина. Наши ветераны длительное время добиваются присвоения школе №1179 в районе Чертаново Северное ЮРО Москвы имени выдающегося человека, патриота ветерана войны и особого риска, профессора, вице—адмирала Рудольфа Александровича Голосова, но пока безрезультатно. (директор школы №1179 А.В. Данилькевич). Вот такой патриотический дух летает в наших учебных заведениях. Настало время изменить отношение к нашим Героям и героическому прошлому, ибо героями не рождаются, их воспитывают на героическом прошлом.
Член Президиума ЦС РУСО, профессор, писатель, журналист
В.А. Попович
30 ноября 2023г.