Л.И. Ольштынский: «Современный глобальный кризис капитализма и уроки истории»

СОВРЕМЕННЫЙ
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА
И УРОКИ ИСТОРИИ XX в.

Мировое сообщество вступает в системный кризис капитализма. Этот факт осознан мировой политической элитой и отмечен на международном уровне. Его наступление предсказывали ещё в 1980-х годах западные учёные — экономисты и социологи, изучавшие воздействие на мировую экономику НТР 50-х гг. и технологическую революцию 70-х гг. XX в. (Гэлбрайт, Валлерстайн и др.)[1]. Но разрушение СССР и стран Организации Варшавского Договора (ОВД) в Европе, превращение их в сырьевой придаток и рынок сбыта западного капитализма отсрочило неизбежный кризис на 20 лет. Однако США, ставшие единственной сверхдержавой в однополярном мире, в начале XXI в. начали утрачивать экономическое лидерство и политическое влияние. Быстрое социально-экономическое развитие социалистического Китая делает его конкурентом США на мировом рынке, успехи социалистического Вьетнама и Кубы, рост экономики развивающихся стран в Азии и Латинской Америке усиливают империалистические противоречия. Российская Федерация, сохранившая советский ВПК и ракетно-ядерную мощь, заявила свои претензии на роль мировой державы. Сигналом начинающегося системного кризиса стал кризис 2007–2008 гг. После него, как свидетельствуют исследования независимых учёных-экономистов, шло систематическое падение мирового производства. Рост безработицы, падение жизненного уровня основной массы населения, массовая миграция бедствующих народов с Северной Африки и Ближнего Востока в Европу вызвали рост левых движений и популярность марксизма. В руководящих финансово-экономических кругах и аналитических центрах Запада разрабатываются сценарии кризиса и модели «посткризисной» экономической системы, а в ряде стран поднимается откровенный фашизм.

Независимые российские учёные — экономисты, социологи, историки, объединившиеся в общественную организацию «Российские учёные социалистической ориентации» (РУСО) провели глубокий анализ кризиса капитализма и опыта социализма XX в.[2]. Проблемам мировой экономики посвятили свои исследования экономисты Глазьев, Хазин, Делягин, Катасонов и др. Либеральные же идеологи и экономисты продолжают апологетику «свободного рынка» и «прогресса модерна». Обстановка в российском обществе обостряется по мере нарастания кризисных явлений в экономике и падения жизненного уровня основной массы населения.

Кризисные явления в мировой экономике и необходимые преобразования экономической системы в последние дни стали темой многочисленных статей в средствах массовой информации, как в России, так и за рубежом. В них всё чаще употребляются такие определения, как «крах капитализма» и «фашизм». Среди ряда публикаций на эти темы заслуживает внимания серия статей доктора исторических наук, профессора А.И. Фурсова — одного из ведущих специалистов «Изборского клуба» — неформального объединения российских учёных-обществоведов, публикующихся в газете «Завтра».

В 2021 г. Фурсов опубликовал серию статей под общим заголовком «Жизнь и смерть капитализма». Она завершается четвёртой статьёй в газете «Завтра» № 29 (июль 2021 г.). Положения, изложенные автором в этой статье, важны как для общественного сознания в целом, так и для политических деятелей. В ней автор рассматривает сущность современного глобального кризиса капитализма, перспективы его разрешения и показывает разложение западноевропейской цивилизации, породившей систему капитализма много веков назад. Со многими положениями автора можно согласиться. Но сразу необходимо отметить, что в его анализе исторического процесса не учтены два важных фактора, влияющие на ход общественного развития: характер социально-экономических противоречий в капиталистическом обществе, характер и роль войн в развитии общества. Главное же возражение вызывают его представления о завершении глобального кризиса и о фашизме.

Фурсов полагает: «…БЭТ-фашизм (БЭТ — биоэкотехнофашизм. — Подч. Л.О.) … способен обеспечить историческое существование (выделено Л.О.). Далее продолжает: «Второй уровень пирамиды — «этаж» финансиолизма. Строго говоря, как эксизм это даже не совсем (а скорее, совсем не) капитализм» (выделено Л.О.). Затем следует обоснование: «Прибыль создаётся здесь не в сфере производства… а исключительно в сфере обращения». Короче говоря, исключая сложные, малопонятные широкому кругу читателей термины западных социологов, автор полагает, что современный фашизм («БЭТ-фашизм») представляет уже новую, некапиталистическую общественную систему, исторически сменяющую капитализм. И он способен к «историческому существованию». Это опасное заблуждение (в лучшем случае), особенно в современном обществе, находящемся в начале кризиса. Опасное для общественного сознания и соответственно для реальных политиков по главному вопросу — о перспективах общественного развития. Здесь необходимо уточнить понятия: что такое «капитализм» и что такое «фашизм».

Капитализм — изначально был понятием науки политэкономия, затем оно вошло как понятие в социологию и соответственно в историческую науку. Главное его содержание составляет исторически сложившаяся общественно-экономическая система, основанная на капиталистическом способе производства и распределения результатов (продуктов) общественного труда в этой системе. Эта система, возникшая сначала в нескольких европейских странах, затем становится господствующей в течение исторического времени — эпохи (в данном случае «эпохи капитализма»). «Капитализм» как понятие в мировой истории представляет собой сходную для большинства стран историческую общественно-экономическую систему или «формацию» (капиталистическую формацию).

В капиталистической формации доход от общественного труда, получаемый прибылью производства от любого вида капитала (промышленного, финансового, торгового — безразлично), распределяется в обществе в соответствии с величиной капитала, находящегося в частной собственности (лица или группы лиц определённой численности), а не в интересах производителей и развития всего общества в целом. Это создаёт главное непримиримое противоречие между трудом производителей и собственниками капиталов. Оно разрешается только сменой способа производства и сменой всей формации. Таким образом, капитализм как общественную систему отличает не способ получения прибыли от капитала промышленного или финансового, а способ производства и распределения доходов от любого вида производительного труда. В этом коренная ошибка историка Фурсова.

На рубеже XIX–XX вв. капитализм в своём развитии вступил, как известно, в новую стадию, получившую в науке название империализм. Эту стадию так определили западные экономисты и социологи ещё в начале XX в., Ленин изучил его черты и дал формационную характеристику как «высшей стадии капитализма», создающей исторические условия (предпосылки) для смены способа производства и соответственно всей формации. Посткапиталистическая формация в различных концепциях политэкономии и социологии конца XIX в. и получила общее название «социализм». Противоречия же империализма, полагал Ленин, рождают мировые войны нового типа, несущие огромные потери человечеству. Ход истории XX в. подтвердил эти выводы Ленина. Это неоспоримый исторический факт.

Первая мировая война невиданных ранее масштабов и бедствий привела к революциям в России и Европе. Великая Октябрьская социалистическая революция в России образовала социалистическое государство РСФСР, которое победило в Гражданской войне и интервенции Антанты в 1920 г. Вокруг РСФСР сплотились новые советские республики, и в декабре 1922 г. образовался на добровольной основе впервые в истории Союз Советских Социалистических Республик — СССР. В этом социалистическом государстве создавалось социалистическое общество на новом способе производства — на общественной, государственной собственности на орудия и средства производства и общественном, государственном распределении доходов в интересах трудящихся без эксплуатации человеческого труда человеком. Это тоже исторический факт, но он отсутствует в рассуждениях Фурсова. Поэтому о нём приходится напоминать современному читателю.

«Фашизм» как социально-политическое явление возник после Первой мировой войны в капиталистических государствах на стадии империализма как идеология и социально-политическое движение, организуемое и используемое крупным капиталом против социалистического рабочего движения начала XX в. Приход фашистских партий к власти в Италии, Японии и Германии в 1930-е гг. и «Великая депрессия 1929–1930 гг.» обострили все противоречия империализма, и началась подготовка к новой мировой войне. В 1936 г. образовался военно-политический блок фашистских государств, имевший целью разгром СССР и завоевание мирового господства. СССР возглавил мировое антифашистское движение, но Великобритания и Франция с поддержкой США решили уладить свои противоречия с этим блоком за счёт Советского Союза, давно желаемого раздела исторической России.

Вторая мировая война развернулась агрессивным блоком фашистских государств, приступивших к завоеванию мирового господства. Нападение Германии и её европейских союзников на СССР в 1941 г. создало угрозу фашистского мирового господства. В 1942 г. образовалась антифашистская коалиция во главе с СССР, США, Великобританией и Китаем. В итоге кровавой войны фашизм был разгромлен в Европе и Азии в 1945 г. при решающей роли СССР[3]. Эти факты надо помнить тем, кто пользуется понятием «фашизм». Человечество содрогнулось от ужаса, узнав о чудовищных преступлениях фашизма. Нюрнбергским, Токийским и Хабаровским трибуналами фашизм осуждён и запрещён мировым сообществом. Он стал олицетворением мирового зла, человеконенавистничества. В итоге борьбы с фашизмом во Второй мировой войне образовалась вокруг СССР мировая система социалистических государств. Это тоже исторический факт и урок истории XX в. Причины же разрушения СССР и социалистического содружества в Восточной Европе в 1991 г. на фоне успехов Китая — отдельная тема исследований. Необходимо подчеркнуть, что не «распад» СССР, как утверждают его нынешние организаторы, находящиеся ныне у власти, а именно «разрушение» антисоциалистическими силами «внутри» и внешними силами «извне».

После Второй мировой войны историки, социологи, экономисты, психологи, как советские, так и зарубежные, изучали фашизм как реальное мировое социально-политическое явление. Профессиональное изучение фашизма шло во второй половине XX века и продолжается поныне. Общепризнано, что фашизм проявился в разных цивилизациях и странах, имел различные формы с общей для всех социально-экономической сущностью, со схожими политическими чертами и одинаковой идеологией. Наиболее ярко они проявились в итальянском фашизме (родоначальник явления), японском («милитаризм»), германском («нацизм»). Под их влиянием сложились и другие национальные формы фашизма.

Анализ фашизма XX в. показал, что все его национальные формы имели идеологической основой расизм и шовинизм, то есть идею превосходства своего народа над другими народами в сочетании с ксенофобией и мальтузианством. Составной частью идеологии всех видов фашизма было утверждение злобного антикоммунизма и антисоветизма — идеологическая и политическая борьба с коммунистической идеологией как главного их противника. Национальные особенности фашизма определялись национальным характером шовинизмома и историческими имперскими традициями. Фашизм утвердился также в Испании, Португалии, Венгрии. Под германским воздействием он охватил Австрию, Румынию, Болгарию. Фашистские партии были во Франции, Великобритании, США, странах Латинской Америки. На оккупированных фашистами территориях европейских стран создавались фашистские организации, которые направили в состав вермахта против СССР более миллиона добровольцев.

В эмигрантских русских белогвардейских организациях, также принимавших участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, были популярны идеи религиозного философа, националиста И.А. Ильина — активного антисоветчика, высланного из СССР в 1922 г. и жившего сначала в Германии, а с 1938 г. в Швейцарии в годы Второй мировой войны и после неё. Другой русский религиозный философ Н.А. Бердяев, также высланный из Советской России в 1922 г., обосновался с 1924 г. в Париже. В 1930-е годы он разрабатывает труд «Истоки и смысл русского коммунизма». В нём философ, «критически относясь к Ленину», отметил, что Ленин «смог стать не только вождём революции, но и создателем нового русского государства», и сравнивал его с Петром Великим[4]. В отличие от Ильина, в годы Второй мировой войны Бердяев находился в оккупированном немцами Париже, и «Дом Н.А. Бердяева стал одним из центров русского патриотического движения», которое было составной частью французского движения Сопротивления[5]. Так война развела русских религиозных философов в разные стороны, разделённые фронтом Великой Отечественной войны, показав этим лицо Бердяева как русского патриота в схватке с фашизмом. Некоторые историки оценивают же Ильина как основателя «русского фашизма». Война разделила позиции и церковных иерархов — РПЦ стало на защиту СССР, в отличие от Зарубежной РПЦ (ЗРПЦ), поддержавшей борьбу фашизма против СССР.

Следует подчеркнуть, что главные виды фашизма (германский, японский) не «плевок на зеркало истории», как образно выразился историк Фурсов, а опасное для человечества социально-политическое явление, свойственное капитализму в стадии империализма. Фашизм в мировой системе капитализма не был уничтожен с разгромом блока фашистских государств в 1945 г. Он проявился в других странах после Второй мировой войны и получил развитие в США в ходе холодной войны против СССР и социалистических стран. На опасность англосаксонского фашизма указал ещё в 1946 г. И.В. Сталин в известном ответе на речь Черчилля в Фултоне[6], объявившего Советскому Союзу холодную войну.

В советском обществоведении, как и в других странах, где проводился научный анализ фашизма, утвердилось следующее определение социально-политической сущности фашизма. Фашизм есть самый реакционный, террористический и человеконенавистнический вид диктатуры крупного капитала (личного или группового, промышленного или финансового — безразлично), стремящегося к мировому господству. Капитал управляет фашистским государством через своих политических ставленников — фашистских партий. Фашистские партии, пришедшие к власти, формируют государственный аппарат, сливаются с управленческими структурами капиталистической экономики, обеспечивая государственной политикой доходы владельцев капитала и бюрократии. Экономическая система в фашистских государствах в период подготовки и в ходе Второй мировой войны представляла форму военно-государст­венного капитализма, служащего целям крупного капитала. Эти цели маскировались «национальными интересами» и прикрывались идеологически «национал-социализмом» (в Германии), который обеспечивает «благосостояние всей нации» за счёт эксплуатации «неполноценных» народов в «новом мировом порядке».

После Второй мировой войны американский капитализм, обогатившийся за две мировые войны и создавший ядерное оружие, вступает в борьбу за мировое господство, развязывает холодную войну против СССР как главного противника. В США развивается новый вид фашизма — американский фашизм, имевший свои исторические корни (государственная система Гувера начала XX в.) и воспринявший после Второй мировой войны идеологию, цели и методы фашизма 1930-х годов. Тайно вывезенные в США германские и японские военные преступники передали ему свой опыт и агентуру. Независимые американские социологи в XX в. изучали развитие фашизма в США и изучают его ныне. Показателен современный труд Дж. Голдберг «Либеральный фашизм» с подзаголовком «от Муссолини до Обамы» (перевод с англ. М., 2011). В нём есть положение, сформулированное на примере США. «Фашизм — это когда государством управляют кампании» (в целом — частный капитал). Применяемый в статье термин «американский фашизм» соответствует исторической реальности. Но современный фашизм маскируется, его опасность замалчивается, а само понятие «фашизм» в СМИ не используется. В идеологической борьбе с советским социализмом идеологи капитализма старательно подменяют общее понятие фашизм его германской формой — «нацизм», связывая его только с антисемитизмом и геноцидом евреев, не «замечая» геноцида других народов.

Чтобы скрыть социальную сущность фашизма как диктатуры крупного капитала, ими изобретено понятие «тоталитаризм», его стремятся приклеить к советскому социализму. Вся мощь современных средств пропаганды была направлена на решение этой задачи. Ныне идёт уже наступление глобального фашизма на мировое сообщество. Чтобы его замаскировать, в научный оборот внедряются новые термины и концепции. Вместо политэкономии создаётся «экономикс», в политологии — «тоталитаризм» и «демократия», в социологии — «эксизм», «БЭТ-фашизм», «финансиолизм». В исторической науке внедряется «цивилизационный подход». В нём формации подменяются культурно-историческими «эпохами», исключая реальный социализм XX века как формирование новой посткапиталистической формации, отбрасывается всё советское научное наследие. Эта методологическая установка в изложении истории XX века фактически расчищает путь господству идеологии фашизма.

После разрушения СССР в Российской Федерации был навязан западный «цивилизационный подход» к изучению истории в соответствии с программной «декоммунизации российского общества», разработанной МВФ как условие вхождения РФ в мировую систему капитализма и принятой Ельциным с его окружением — организаторами разрушения СССР, захватившими власть в Российской Федерации. «Цивилизационный подход» с антисоветским направлением использован при создании учебников по истории фондом Сороса. В противостояние этому в постсоветской независимой исторической науке, сохранившей преемственность научных достижений советской историографии, разработан современный системный, формационно-цивилизационный подход[7]. Он был представлен автором статьи на международной (в рамках СНГ) научной конференции историков вузов в 1996 г. на тему: «Цивилизационный и формационный подходы в изучении отечественной истории». Затем на его основе им разработаны ряд научных трудов по отечественной и всеобщей истории. К теме статьи относятся упомянутый ранее «Курс отечественной истории IX–XXI веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе». Учебник для вузов. 3-е изд. — М.: ИТРК, 2012 и другие работы.

Рассматривая ошибочную оценку современного фашизма историка А.И. Фурсова, необходимо подчеркнуть. Современный фашизм (в различных национальных формах) есть не «посткапитализм», а способ жизни умирающего капитализма, способ удержания господства владельцев крупного капитала над народами мира любыми методами. Конвульсии умирающего капитализма могут быть более опасными для человечества, чем угроза фашизма в 1941–1942 гг. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки без военной необходимости и руины Дрездена — урок истории XX в., показывающий на что способен поднимающийся американский фашизм.

Следует отметить, что историк Фурсов дал объективную картину разложения западноевропейской цивилизации и кризисной ситуации «умирающего капитализма». Его описания «БЭТ-фашизма» вполне реальны. Это «электронное», «цифровое» рабство человека, его превращение в «биоробота» и одновременное организованное в мировом масштабе сокращение численности населения планеты, её «очищение» от «лишних людей» под управлением «мирового центра».

В декабре 2021 г. Фурсов публикует две статьи с общим названием «Храм биоцифры», где вновь излагаются предыдущие положения с пояснениями, но в последней из них («Завтра», № 47, декабрь 2021 г.) уже не упоминает «БЭТ-фашизм» как посткапиталистическую систему. Он подробно анализирует программу, озвученную К. Швабом. на Давосском форуме 2021 г. и характеризует её как «прямого наследника Третьего рейха», т.е. германского фашизма. Более того, Фурсов полагает, что России в нынешний «опасный и острый судьбоносный момент…» требуется … «гиперболоид инженера Ленина — партия нового типа…». С этим можно согласиться.

Однако в конце статьи, повторяя тезис, что «капитализм умирает», он всё же продолжает утверждать, что ему на смену идёт новый глобальный, централизованно управляемый экономический строй, порабощающий человечество, и необходимо «вставить лом, чтобы максимально его ослабить» (выделено Л.О.). Автор по-прежнему считает, что на смену капитализму приходит не социализм, как это показала история XX в., а новый строй, «порабощающий человека» современной технологией. Но этот строй, который он принимает за «посткапитализм», и есть «умирающий капитализм» — фашизм в борьбе за его существование.

События 2021 г. показали усиление мирового кризиса, Фурсов в феврале 2022 г. вновь выступил по обсуждаемой теме в статье «2022: прогнозы и риски» («Завтра». Февраль 2022. № 4. С. 1, 4). В ней автор уже отказывается от термина «БЭТ-фашизм», но остаётся на тех же позициях с некоторыми «стилистическими» поправками: «Года два назад я стал употреблять термин «БЭТ-фашизм» … нужно оговориться по поводу слова «фашизм». Это не политический, а метафорический термин, то, что хуже быть не может… Просто в нашей традиции термина для этого «хуже» нет, я использую термин «биоэкотехнофашизм». Автор «запамятовал», как ранее писал, что этот фашизм в исполнении К. Шваба «прямой наследник Третьего рейха» — т.е. германского фашизма — социально-политической государственной системы капитализма. Это было прямое признание, что фашизм есть реальное социально-политическое явление в системе капитализма, которое зародилось в 1930-е годы. Фашизм потерпел поражение в Европе и Азии в 1945 г., но развивался в США и ряде европейских государств после 1945 г. и ныне угрожает миру. Вот этого-то и не хочет признать либеральная идеология. Концепция Фурсова также не признаёт посткапиталистический советский социализм и реальный социализм в других социалистических странах после 1945 г. Поэтому приходится использовать модные на Западе социально-экономические теории «эксизма», его «этажей», «финансиолизма» и «биоэкотехнофашизма». Для этого автор идёт на прямой отказ от главного принципа исторической науки — принципа историзма. Этот приём надо отметить особо.

Упомянутую статью «2022: прогнозы и риски» Фурсов начинает с того, что категорично утверждает: «Мир, который мы сейчас покидаем, это мир между 1945 и 2020 гг.». Но «Новейшая история» — это общепризнанный период мировой истории, начинающийся с 1914 г. (в западной историографии) или 1917 г. (в советской историографии). Деление этого периода Фурсовым делается с нарушением принципа историзма. Его «мир» отрывается от предыдущего «неудобного» для либералов периода 1917–1945 гг. Отметим, что в этом периоде были и революции в России, изменившие мир, и различные типы фашизма 1930-х гг. и всемирно-историческая победа советского социализма над фашизмом. Характерно, что и этот «мир» с 1945 г. автор делит на отдельные якобы отрезки — «миры»: 1945–1975; 1975–1989; 1989–2021 без обоснований этого деления. Далее идут вновь рассуждения о развитии «эксизма» «биоэкотехнофашизма» и «финансиолизма». В итоге вывод: «Тот мир, в котором мы оказались, посткапиталистический мир…» и далее даётся его главное «отличие»: «…это мир, который строится на решающей роли социальных и духовных факторов». Характерно его заключение, исходя из предыдущего положения: … «Где-то это будущее уже наступило. На мой взгляд, оно наступило в Китае, где эта система легла на очень органичную китайскую социальную систему». Что это такое, понятно только Фурсову. Далее идёт ещё более показательное высказывание: «По-своему это будущее наступает в США. Когда там «скинули» Трампа, мне было совершенно понятно, что его победители — финансиалисты и экзисты, скоро перегрызутся между собой». Получается, что посткапиталистическое «будущее» уже наступило в США. Оно, оказывается, есть господство «экзистов» и «финансиалистов», т.е. тех же тоже фашистов.

Для чего потребовалось нарушение принципа историзма и разделение исторического процесса на произвольные изолированные «отрезки»-«миры»? В первую очередь для того, чтобы исключить понятие «социальная революция» как сознательная деятельность людей, как исторически закономерный способ перехода из одной общественно-экономической системы в другую. Формы этого перехода могут быть как мирные, так и (чаще всего) военным насилием. Отрицание революционного перехода от капитализма к социализму завело либеральную концепцию в тупик.

Тупик либерального обществоведения Фурсов зафиксировал в конце статьи: «Самое опасное, на мой взгляд» (историка на позициях либерализма. — Примеч. Л.О.), заключается в том, что мы вступаем в мир, где нет ни порядка, ни хаоса, в зону «inbetween» — как сказал бы Умберто Эко, в «хаосмос», не имея адекватного понятийного, операционного аппарата для этих процессов». Далее заключает: «Потому что прежняя триада: экономика, политология, социология — своё отработала». Да, западное обществоведение в исследовании исторического процесса обанкротилось вместе с капитализмом. А марксистско-ленинская, советская и постсоветская историческая наука для них классово неприемлема. Современный марксистский системный подход им недоступен.

Весь ход мирового исторического процесса XX в. в своём реальном развитии (а не по «отрезкам») показал, что на смену умирающему капитализму, как хорошо показал А.И. Фурсов, приходит социализм со сменой форм собственности. В каждой стране он приходит в своих национальных формах и в своё время в соответствии с конкретной исторической обстановкой. Фашизм, как социально-политическое явление также в своих национальных формах, в течение всего XX в. был государственной формой капитализма. Ныне американский фашизм также борется за мировое господство. В США фашизм, несмотря на наличие двух политических партий, выполняет ту же функцию в ходе развёртывающегося глобального системного кризиса капитализма, он и является инструментом борьбы за продление жизни умирающего капитализма в целом. Таково содержание современного противостояния Запада социалистическому пути развития Китая, Вьетнама, КНДР и ряда других государств.

Проведённый анализ концепции А. Фурсова актуален потому, что в сложный исторический период глобального кризиса капитализма и наступления фашизма эта концепция распространяется в западной и прозападной российской интеллигенции, особенно художественной. Тридцатилетняя ассимиляция постсоветского общества в «западный мир» дало свои результаты в сознании уже двух постсоветских поколений. Этому необходимо противопоставить современный научный системный анализ исторического процесса с использованием объективных исторических фактов.

Выше была изложена в полемике с либеральной научная методология анализа общественных процессов в ходе экономических кризисов. Развитие событий в 2020–2022 гг. вызвало активное их обсуждение в средствах массовой информации с прогнозами как на ближайшее время, так и в исторической перспективе. Применение системного формационно-цивилизационного подхода даёт основание для нижеследующих оценок и выводов. Кратко рассмотрим развитие международных отношений в предшествующие 10 лет на основании анализа независимых отечественных учёных — экономистов, политологов и социологов. Специалисты по макроэкономике доказали, что функционирование кредитно-денежной системы с долларовой резервной мировой валютой позволило банковскому капиталу (ВБ и МВФ и другим банкам) присваивать бо́льшую часть прибыли от промышленного капитала. Промышленное производство во второй половине XX в. переместилось из США в Китай и развивающиеся страны, обогащая финансовую мировую элиту и спекулятивный финансовый капитал.

Системный анализ исторического процесса второй половины XX в. показывает, что в политической жизни США интересы промышленного капитала выполняет республиканская партия, а финансового мирового капитала, включая американский, — демократическая. Приходя к власти, республиканская партия использует во внутренней политике форму традиционного фашизма 1950-х гг. («маккартизм»), а демократическая — политическую систему типа «либерального фашизма». Смена партий у власти не меняет сущности и главной цели американского фашизма — достижение мирового господства олигархии.

Победа республиканца Трампа на выборах президента США в 2015 г., его политика возвращения производства в США и возрождения экономической мощи государства с лозунгом «Америка превыше всего» стала попыткой промышленного капитала взять власть для восстановления американской промышленности и накопления сил в дальнейшей борьбе против Китая, КНДР, Кубы и России, что было им объявлено официально. Надвигающийся кризис мировой экономики резко обострил в США внутренние противоречия. Это выразилось в скандальных выборах президента США в 2020 г. Победа Байдена над Трампом разоблачила фальшивость «американской демократии» и стала утверждением диктатуры мировой финансовой олигархии. В результате мировая олигархия получила американскую военную государственную машину для утверждения своего мирового господства в американском исполнении.

Весь опыт XX в. свидетельствует, что империализм разрешает свои противоречия военным путём. Реальная опасность мировой войны в современном кризисе нарастает. Россия неизбежно втягивается в военную схватку. Современная отечественная военная наука учитывает, что в США и НАТО разработан и используется новый тип войн — «гибридная война». Она включает применение ещё в мирное время против намеченного противника экономических способов борьбы, организационного оружия (подрыв государственной системы «изнутри»), идейно-психологического, информационного (пропаганду) и электронно-технического оружия («кибероружия»), а также бактериологического оружия. В борьбе с объявленной в США группой противостоящих государств военно-политическая стратегия американского фашизма предусматривает разгром этих стран поодиночке, последовательно (по примеру действий фашистского блока во Второй мировой войне).

События 2020 и 2021 гг. показывают, что развитие глобального кризиса предусмотрено мировой финансовой олигархией, а её центрами выработана стратегия борьбы за сохранение своих капиталов и утверждение в итоге глобального кризиса мирового господства в «посткризисном мире». Экономический кризис в этой стратегии увязывается с развитием эпидемии COVID-19 и мерами борьбы с ней и угрозой войны, что позволит избежать массовых протестных действий под руководством левых политических сил. Понятие «посткризисный мир» подменяется понятием «постковидный мир» для маскировки.

Этот вывод подтверждают факты. По данным авторитетных иностранных источников, 18 октября 2019 г. «Давосский» Всемирный Экономический Форум (ВЭФ) совместно с фондом Билла Гейтса провёл в Нью-Йорке игровое учебное мероприятие Event 201 («События 201»), в котором моделировались события по обнаружению коронавируса, нагнетанию психоза, объявлению пандемии и введению всемирного локдауна. Ещё до объявления «пандемии» ВОЗ уже разрабатывал совместно с фондом Билла Гейтса и Рокфеллера систему цифрового контроля над людьми. Главным направлением в ней считалась вакцинация в идентификации личности[8]. В 2020 г. опубликован документ Всемирного банка, озаглавленный (в переводе на русский язык) «Анализ проекта программы стратегической готовности и реагирования на COVID-19» и предложенные 25 проектов в рамках фазы 1»[9] (подч. Л.О.). Этот документ также опубликован ещё до объявления ВОЗ «пандемии» (!). В печати есть многочисленные материалы об «утечке» вируса COVID-19 из бактериологических лабораторий. Эти факты свидетельствуют о связи распространения эпидемии и мерами борьбы с нею с развитием мирового экономического кризиса до 2025 г.

Поднятая кампания борьбы с COVID-19 весной и летом 2020 г. использовалась в борьбе с массовым движением против капитализма в связи с ростом безработицы и обнищанием населения в ряде стран мира. На саммите «двадцатки» 21–22 ноября 2020 г. отмечено, что начался экономический кризис, «которого современный мир не знал со времён «великой депрессии» (В.В. Путин). Однако лидеры этих стран сосредоточили внимание на борьбе с пандемией COVID-19 и выразили надежду, что «удастся не допустить развития кризиса». Последующие «локдауны», вводимые во всех странах мира, дали возможность развернуть активную борьбу с массовым протестным движением. Локдауны же ускорили кризисные явления в мировой экономике (а не вызвали кризис, как представляют СМИ).

«Мировой экономический форум» мировой олигархии в Давосе, прошедший в январе 2021 г., подтвердил факт глобального кризиса. Но его участники пошли дальше констатации факта. В докладе организатора форума К. Шваба озвучена программа создания «постковидного мира» — программа установления мировой капиталистической системы, так называемая «перезагрузка». Её содержание, как хорошо изложил А.И. Фурсов, предусматривает экономическую систему единой мировой капиталистической экономики, управляемой из одного центра на основе глобальной технотронной цифровой системы. Фактически эта программа предусматривает мировую экономическую систему глобального фашизма, давно лелеемая американской финансовой элитой (Зб. Бжезинский). Доклад Шваба молчаливо приняли большинство приглашённых лидеров стран Запада. Против выступили лидеры Китая и России, каждый из них высказал свой взгляд на выход из кризиса.

Нарастание экономического кризиса и военной угрозы в 2021 г. шло параллельно с развёртыванием по указанию ВОЗ добровольно-принудительной вакцинации в мировом масштабе и ограничениями в общественной жизни. В России в 2021 г. борьба с «пандемией» проходила в период подготовки и проведения выборов в Государственную Думу и региональные органы власти. Она использовалась для ограничения предвыборных массовых мероприятий левых сил при усилении антисоветской пропаганды в электронных СМИ и периодической печати. По условиям пандемии введено электронное голосование без надлежащего общественного контроля. Однако даже в этих условиях результаты выборов показали рост авторитета КПРФ в союзе с другими левыми политическими организациями.

21 октября 2021 г. на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» В.В. Путин выразился вполне определённо: «Социально-экономи­ческие проблемы человечества обострились до степени, при которой в минувшие времена случались потрясения всемирного масштаба: мировые войны, кровопролитные общественные катаклизмы. Всё говорит о том, что существующая модель капитализма — а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран — исчерпала себя, в её рамках нет больше выхода из клубка всё более запутанных противоречий»[10].

Саммит «Большой двадцатки» в конце октября 2021 г., выступление на нём в Риме президента Байдена лишь подтвердили, что мировая олигархия намерена и дальше направлять разрушение мировой экономики для создания мировой олигархией «централизованного мирового хозяйства». Как «пандемия», так и «борьба за экологию» — это способы решения этой экономической и политической задачи. В целом события 2020 и 2021 гг. показывают нарастание мирового системного кризиса капитализма и угрозы войны за мировое господство центра мировой олигархии, использующей американскую военную машину. Американский фашизм питает и организует фашистские силы в других странах и в первую очередь Восточной Европы в своих целях. Ныне, как и в 1930-е годы, необходима организация международного антифашистского движения под лозунгом «Фашизм не пройдёт!» и активизация борьбы с фашизмом в каждой стране.

«Давосская» программа, озвученная К. Швабом, так называемая «перезагрузка», предусматривает развитие мирового экономического кризиса в сочетании с «пандемией Ковид-19». Однако сопротивление «ковидной кампании» по всему миру воспрепятствовало плановому проведению «перезагрузки». Но экономический кризис нарастает, и вероятность перехода к военному способу разрешения международных противоречий увеличивается. Появление новых штаммов Ковид становится похожим на развитие бактериологической войны. Военно-политическая обстановка на западных рубежах России приняла к 2022 г. угрожаемый характер.

В предшествующие 20 лет США беспрепятственно создавали блок враждебных России восточноевропейских государств наподобие «Малой Антанты» 1920-х гг. В Прибалтике, Польше, Румынии, Болгарии США провели фашизацию на базе русофобии и антисоветизма, включили их в НАТО, создали в них военные базы и разместили ракетные установки, наращивали вооружённые силы, проводили совместные военные учения. Особое место в этом блоке планировалось Украине. Установленный после государственного переворота 2014 г. фашистский, бандеровский режим, быстрое укрепление армии и военной инфраструктуры с перспективой вхождения в НАТО стало прямой военной угрозой. США последовательно готовили не только плацдарм для вторжения в Россию, но и «пушечное мясо» для ведения боевых действий в этих странах. Утратив после 2014 г. Крым как базу флота для утверждения господства США на Чёрном море и Донбасса американский фашизм готовит Украину как очаг военного конфликта на границе России. В течение 8 лет «непризнанные» Россией республики ДНР и ЛНР подвергались систематическим обстрелам и готовились силы уже военного уничтожения их независимости. На Западе развернулась яростная русофобская и антисоветская кампания против «агрессивной России».

Весь ход событий показывает, что с 2020 г. против России ведётся «гибридная война» с использованием пандемии Ковид-19, ужесточением экономических санкций, массированной информационной психологической кампанией и активизацией внутренних подрывных сил. Обостряется и военная обстановка на границах России. Попытка государственного переворота в Белоруссии, затем создание лагеря беженцев с Ближнего Востока на её границе с Польшей. Военно-морские учения НАТО в Чёрном море совместно с украинским ВМС с участием кораблей НАТО с ракетным вооружением. Все эти акции проходили одновременно с подготовкой бандеровским украинским руководством к наступлению против ДНР и ЛНР. Военные угрозы против России США сочетают с усилением давления на Китай и обострением военной обстановки в районе Тайваня.

Ответом на нарастающие угрозы Запада стали решительные военно-политические шаги руководителей России и Китая. 17 декабря 2021 г. Министерство иностранных дел Российской Федерации опубликовало проект Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о гарантиях безопасности. В нём в 8 пунктах изложены конкретные положения, обеспечивающие военную безопасность России. Этот шаг поддержало руководство Китая, заявив, что безопасность России является и безопасностью Китая. Запад стал затягивать переговоры и развернул информационную кампанию «об угрозе агрессии России против Украины» и усилил военную помощь. Руководство Украины создаёт наступательную группировку сил против ДНР и ЛНР. В этих условиях Россия совместно с Белоруссией проводит военное учение «Запад-2022» и военно-морские учения в акватории Чёрного и Средиземного морей. Это вызвало истерию в западных СМИ и на Украине «о скорой агрессии России» с указанием даже конкретных сроков.

В начале 2022 г. международная обстановка становилась всё более напряжённой. В первых числах января в Казахстане вспыхнули народные волнения в связи с бедственным положением трудового населения, которое было использовано исламскими боевиками для вторжения и проведения государственного антироссийского переворота. Российское руководство совместно с силами ОДКБ (Организация Договора Коллективной Безопасности) проводит совместную воздушно-десантную операцию по оказанию помощи руководству страны в восстановлении порядка и охране стратегических объектов страны. Оперативность принятия решений и высокая организация действий вооружённых сил ОДКБ показали способность обеспечить безопасность стран ОДКБ во главе с Россией. Но такие возможности России напугали и Запад, и украинские фашистские политические круги. Начался новый этап истерии в «борьбе с российской агрессией». После окончания учений «Запад-2022» российские войска вернулись в места постоянной дислокации. В ответ вооружённые силы Украины наращивают группировку против Донбасса, усиливают обстрел ДНР и ЛНР, президент Зеленский отказывается выполнять минские соглашения, а лидеры ЕС объявляют российские предложения о гарантиях военной безопасности «неприемлемыми». Украинский узел противоречий с Западом ещё более затягивается.

4–5 февраля с началом Олимпийских игр в Пекине прошли новые переговоры руководителей России и Китая. В итоге подписано и опубликовано совместное заявление «О международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном и устойчивом развитии». Подписан ряд новых договоров о всестороннем сотрудничестве. Эти переговоры и документы подчёркивают, что всестороннее политическое, экономическое, культурное и военное сотрудничество России и Китая вступило в новый этап, соответствующий более высокому уровню военно-политического сотрудничества с согласованием национальных интересов каждой страны. Содержание документов показывает, что согласованы и стратегии выхода из кризиса глобальной экономики.

В сложившихся геополитических условиях фактическим ответом Запада стало создание им острого политического «украинского кризиса» с подготовкой наступательной военной операции против ДНР и ЛНР, что подтверждают захваченные документы. Западу нужна война Украины с Россией в условиях углубляющегося мирового кризиса и ведения дальнейшей «гибридной войны». Реальная угроза фашистского наступления на Донбасс вызвала эвакуацию части населения в Россию, затем официальное признание ДНР и ЛНР Российской Федерацией и заключение с ними Договора о дружбе и взаимопомощи. 24 февраля президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами отдал приказ о проведении «Специальной военной операции по защите населения ДНР и ЛНР», денацификации и демилитаризации Украины. Упреждающая военная операция Российской Федерации сорвала замысел нападения бандеровской фашистской Украины на Донбасс с огромными жертвами населения.

С анализом сложившейся исторической ситуации к началу 2022 г. и прогнозами дальнейшего общественного развития выступили ряд как зарубежных, так и российских аналитиков — экономистов, историков, социологов, политологов. Выше были в статьях Фурсова изложены взгляды на перспективы мирового исторического процесса либеральных обществоведов, которые неспособны представить ничего, кроме хаоса, и стихийного прихода неопределённого «будущего», якобы «уже существующего» в Китае и, конечно же, в США. При этом допускается возможность утверждения в будущем мировом сообществе «посткапиталистического фашизма».

История XX в. показывает, что в ходе острых мировых кризисов капитализма в его «высшей стадии» — империализме происходили социальные революции, в результате которых совершался переход от капитализма в «посткапиталистическую формацию» — социализм. Так было в Первой мировой войне в России, так было после Второй мировой войны в других странах Европы, Азии и Латинской Америке. Это объективная историческая тенденция. Эпоха, начатая Великой Октябрьской социалистической революцией в России, есть эпоха перехода человечества от капитализма к социализму в мировом масштабе. Этот переход занимает исторически длительный период, как и при смене предыдущих формаций. История XX в. лишь начало эпохи, в течение которой молодой советский социализм в СССР 70 лет противостоял сначала интервенции Антанты, затем японо-германскому фашизму и одержал над ним всемирно-историческую победу. А затем СССР во главе мировой системы социализма противостоял американскому фашизму. Эту историю надо изучать, извлекать уроки для современности и учитывать их в политике.

В начале XXI в. наступил системный кризис мировой системы капитализма. Он резко обострил международную обстановку с угрозой новой мировой войны. Перед народами мира вновь остро встал вопрос — социализм или капитализм с фашизмом. В современной геополитической ситуации американскому или международному фашизму в обличии США противостоит социалистический Китай. Российская Федерация, российский периферийный капитализм в этой ситуации представляет собой в глобальном военно-политическом отношении либо «предполье» в обороне Китая от агрессии США, либо (неизбежно) «плацдарм» для агрессии фашизма во главе США против Китая. «Гибридная война» США против России реально началась в 2020 г. 24 февраля 2022 г. «украинский кризис» перешёл в первую локальную войну на границе России в ходе продолжающейся гибридной войны с США. Российская Специальная военная операция по защите населения Донбасса с целями денацификации и демилитаризации Украины во многом определит дальнейшее развитие событий в мире.

На основании всего вышеизложенного можно обоснованно полагать, что если удастся избежать перерастания «гибридной» войны во всеобщую ядерную войну с непредсказуемым результатом, то в итоге антифашистской борьбы в ходе кризиса образуется в «посткризисном мире» новая международная система государств. Её составят социалистические государства в фазе «переходного периода» к социализму с национальными особенностями; страны с капиталистической системой, но социальными изменениями в сторону социализма и капиталистические страны с утвердившимся фашизмом в национальной форме. В этой системе государств и будет дальше развиваться мировой исторический процесс в длительной исторической эпохе перехода от капитализма к социализму в мировом масштабе.

Такой вероятностный прогноз сделан в результате исторического системного формационно-цивилизационного анализа истории XX в. Он был изложен автором в книге «Россия в условиях глобального кризиса капитализма. Уроки истории XX в.», изданной в конце декабря 2021 г.[11] Характерно, что к аналогичному выводу пришёл один из ведущих современных независимых учёных-экономистов М.Л. Хазин. Он полагает, что в ходе системного кризиса глобальной капиталистической системы мировая экономика распадается на региональные валютно-экономические зоны. На вопрос слушателя его выступления по радио в р/с «Говорит Москва» 14 февраля 2022 г. каков будет общественный строй в государствах этих зон, Хазин ответил: «Дело в том, что разделение мира на разные валютные зоны теоретически создаёт возможность создать разные модели экономического развития. И возможно одни модели будут социалистические, другие смешанные, а третьи капиталистические. И дальше станет понятно, которая из них быстрее и эффективнее развивается. Вот почему я считаю, что разделение на валютные зоны это, скорее, позитивное, чем негативное»[12]. Следует отметить, что большинство его прежних прогнозов о наступавшем глобальном экономическом кризисе оправдывались.

Как видно, выводы марксистской исторической науки и выводы независимой экономической науки совпали. Либеральная концепция, представленная историком А.И. Фурсовым, полагает, что в итоге глобального кризиса наступит хаос и утверждение вариантов фашизма. Реальная геополитическая ситуация в 2022 г. ставит перед российским обществом проблему выбора дальнейшего исторического пути в итоге ужесточающегося мирового кризиса и военных столкновений. Либо последовательный переход к строительству социализма вместе с Китаем, либо капиталистический путь при лидерстве США с уже объявленной «декоммунизацией», ведущей к евро-российскому фашизму. Этот выбор определит ход неизбежной политической борьбы сплочённых антифашистских левых сил в России в итоге дальнейших тяжёлых кризисных испытаний. Об этом свидетельствует весь опыт истории XX века. Его надо донести до сознания широких слоёв населения и ответственных политических кругов в России.


[1] Курс отечественной истории IX–начала XXI веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебник для вузов. — М.: ИТРК, 2012. — С. 511–539.

[2] Теория и практика социализма и перспективы его в XXI веке. составитель И.М. Братищев. — М.: ИТРК. — 2009. — 560 с.

[3] Ольштынский Л.И. Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне (политика, военная стратегия, факты, выводы, уроки истории). М.: ИТРК, 2010.; Ольштынский Л.И. Угроза фашистского мирового господства. История и современность (взгляд из XXI. М.: ИТРК, 2018.

[4] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Репринтное издание, воспроизведение УМСА-PRESS-1955. Послесловие А.Л. Андреева. — М.: Наука, 1990. — С. 194–195; 199.

[5] Волкогонова О.Д. Бердяев // Библиотека Knigomir.info (Бесплатная онлайн-библиотека). Главы 17–18. С. 103–112.

[6] Сталин И.В. Сочинения. — М.: ИТРК. — Т. 16. Ч. I.— С. 221.

[7] Подробнее см. Ольштынский Л.И. Советский социализм. Опыт управления общественным развитием. Книга 1. Руководство борьбой народных масс за социалистическое государство. М.: ИТРК, 2020. Гл. 1. С. 19–33.

[8] Катасонов В. Питомник «пандемистов» // Советская Россия. № 126, 16 ноября 2021. — С. 3.

[9] Замлелов В.С. Это самый настоящий психоз… // Советская Россия № 44, четверг 24 декабря 2020 г. — С. 1–2.

[10] Выступление опубликовано на сайте Кремля в разделе «Новости. Выступления и стенограммы» 21 октября 2021 г.

[11] Ольштынский Л.И. Россия в условиях глобального кризиса капитализма. Уроки истории XX в. М.: ИТРК, 2022. С. 111.

[12] Р/с «Говорит Москва». Выпуск «Экономика». 14.02.2022. Хазин М.Л. Интернет (видео).