Горькая судьба славян и русинов на родной земле

          В постсоветское время  нет спокойной жизни славянам и русинам на их родной земле. Они   веками жили на землях предки, растили детей, трудились в поте лица, ибо часто приходилось работать на агрессоров, завоевателей, баронов, вельмож, панов и других эксплуататоров. Только Советская власть дала свободу народам,  казалось так будет всегда… Но внутренние и внешние враги   уничтожили власть народа. И снова горькая участь постигла многие славянские народы, особенно  России и Украины.  Пока население Земли перешагивает за 8 млрд чел., число русских в мире уменьшилось до 124,5 млн чел. По  данным Росстата и исследования доцента Государственного института русского языка А.  Арефьева, русский народ составляет лишь 1,6% населения Земли.  Русских стало на 22 миллиона меньше (По данным  газеты «Советская Россия»). Население РФ к 1.09.2022г.  уменьшилось до 146,54 млн чел. Русских стало 109,3 млн., или 74,6% населения. Это на 1,7 млн русских меньше, чем по переписи 2010 г., когда их было 111 млн (77,7%). По данным Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: население  Украины  составляет — 43 195 228 чел. Из них численность мужского населения  — 19 869 404 чел. (46,0%);  численность  женщин — 23 325 824 (54.0%). В 1995г. на Украине проживало более 52 млн. чел. Как видим в первую очередь вымирает (или истребляют),  прежде всего русских и украинцев. Об этом мечтали Гитлер, Геббельс, Гиммлер, Тетчер  и их единомышленники.

    Славяне –  группа народов, говорящих на славянских языках. Это  крупнейшая в Европе этноязыковая общность. Сегодня в мире насчитывается около 350 млн. славян, которые помимо своих стран проживают во многих  государствах  мира (США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, Бразилии, Аргентине, Австралии) и других.  Славян  совсем немного если учесть, что население Земли составляет  чуть более  8 миллиардов  человек.  Самые многочисленные – русские,  общая численность которых около   120 млн., поляки —  крупнейший западнославянский народ, основное население Республики Польша. Общая численность этнических поляков   55 —  60 млн чел., из которых  в Польше проживает около 37 млн.,  украинцы — восточнославянский народ (более 50 млн. чел.)  проживающий преимущественно на Украине  — менее   40 млн. чел.   (они также проживают   в России, США, Канаде, Бразилии, Аргентине),  других странах. Среди славянских народов украинцы является третьим по численности после русских и поляков. К украинцам относят также полесские этнографические группы и ряд Западно Украинских этнографических групп (русины, бойки, гуцулы, украинские лемки  и других).

     В славянском мире непростая судьба постигла жителей Прикарпатья – Закарпатья – русинов.  Примерно со II века н.э. этот край заселился  славянскими племенами. В политическом отношении эти земли  были ареной борьбы между венгерскими и славянскими государствами. Спор решился в пользу мадьяр  XIV в. Мадьяры  около 500 лет гнодили славян – русинов. Только  по итогам Первой  Мировой войне венгры Закарпатье потеряли в пользу Чехословакии, а возвращение этих земель  в 1939 г. (с помощью Гитлера)  оказалось кратковременным. Венгрия, как и Румыния воевали на стороне фашистской Германии против Советского Союза. После освобождения Подкарпатской Руси осенью 1944г. народ Закарпатья выразил желание войти в состав СССР  29 июня 1945 года Чехословакия передала Советскому Союзу – Подкарпатскую Русь, которая  в конечном итоге стала Закарпатской областью УССР.

     Судьба русских, украинцев,  русинов была и остаётся  не простой, я бы сказал трагичной. Их дробили и продолжают дробить, натравливают друг на друга,  веками жестоко эксплуатировали, преследовали,  гнобили завоеватели и  царские палачи, а после развала Советского Союза  стравили наши народы внутренние и внешние враги. Цель — пусть убивают друг друга и чем больше, тем лучше.  Причина – покорность и доверчивость славян. Задача   – истребить как можно больше самый непокорный народ на земле. Хочется напомнить непростую судьбу русинов Подкарпатской Руси  и не только.  За Карпатским хребтом на берегах Тисы и Дуная крестились первые русины. Как в духовной колыбели формировалась здесь славянская письменность в виде книг, переводимых на славянский язык русинскими подвижниками. Отсюда в 988 году русинские священники вместе с болгарскими везли богослужебные книги, чтобы помочь князю Владимиру привести в христианство киевских полян, пребывавших тогда в язычестве.

    Исследуя историю русинского  народа, ряд учёных (Д. Поп, В. Духнович, В. Ключевский и другие) предполагает, что именно с территории региона Карпат праславяне расселились по другим землям. Поэтому связь между великим русским, украинским  и русинским народом очевидна. Несмотря на мадьярское иго, русины никогда не забывали свои русинские  корни. Русины  «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» (историк Галицкой Руси Василий Ваврик «Терезин и Талергоф». Львов, 1928г.). Заметьте не за иудейство, куда нас силком тащат, а русскую веру.

      Несмотря на все старания с веками русины  не по своей воле, утрачивая родной язык, они всё же сохраняют «веру отцов», остаются православными. Их роль в истории трудно переоценить. Именно благодаря этому народу Галиция многие века называлась «русской стороной». И в наше время русины остаются небольшим, но сильным форпостом «русскости». Именно эту рускость стремятся  уничтожить врали славян засевшие в киевских и кремлёвских кабинетах. Закарпатье это цветущий — прекрасный край,  не только природа, горы, воздух, но и благодатная земля, гостеприимный  и добрый народ, чем и пользуются его недруги. В этом краю  живут русины — украинцы, венгры, румыны, русские, поляки, словаки  и другие национальности в мире и согласии. Но есть те, кто  постоянно розжигает вражду  и ненависть между народами этого края.

(Справка: Закарпатская обл. образована 22 января 1946 года, после того, как Чехословакия отказалась от своих претензий на территорию Подкарпатской Руси (чешский: Подкарпатская Русь) в соответствии с договором между Чехословакией и Советским Союзом. Территория Подкарпатской Руси вошла в состав Украинской ССР.  Расположена в Карпатах на западе Украины, за исключением юго-западного региона, населённого венграми, который относится к Венгерской равнине, Закарпатская обл. граничит с четырьмя странами: Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Поскольку Карпаты являются важным туристическим направлением (здесь расположено множество горнолыжных  и других курортов, они играют важную роль в экономике обл.). Её  площадь почти 13 000 квадратных километров (5000 кв. миль), область занимает 23-е место по площади и 15-е место по численности населения. По —  переписи населения Украины 2001 г., население Закарпатской обл. составляло 1 254 614 чел. В настоящее время население составляет 1 244 476 чел. (оценка на 2022 год). Область  включает людей самых разных национальностей).   1-е секретари обкома партии

1946—1948 гг. — Туряница Иван Иванович

1948—1952 гг. — Компанец Иван Данилович

1952—1959 гг. — Ваш Иван Михайлович

1959—1962 гг. — Щербак Филипп Кузьмич

1962—1980 гг. — Ильницкий Юрий Васильевич

1980—1990 гг. — Бандровский Генрих Иосифович

1990—1991 гг. — Волощук Михаил Юрьевич

1991—1991 гг. — Химинец Василий Васильевич

   Русины, как и русские, украинцы и белорусы происходят от древнерусского корня.  Их быт, культура, традиции развивалась  на удалении от центральных земель большой  Руси, но  были и остались славянскими. Несмотря на многовековую оторванность, народ сумел сохранить язык,  присущую только славянам самобытность, которая жива и в наши дни.  Здесь проживают венгры, румыны, словаки, поляки, чехи, немцы и другие народы. Русины — народ труженик, живет скромно, но с достоинством. Несмотря на многовековую оторванность от своих единоверцев всегда стремился  на Восток. В наши дни на территории Закарпатья проживает около  900 тысяч этнических русинов, ныне украинцев. Во многих  странах мало знают о  подкарпатских русинах и галичанах, считая всех «бандеровцами», но это  далеко не так.  И тем не менее постоянно  по ТВ в передаче Соловьёва и Бабаяна слышим, что надо уничтожить  народ, который без разбора  называют националистами, бандерофашистами, не  говоря о том, что подавляющее большинство жителей Украины  17 марта 1991 года проголосовало за сохранение СССР.

     Доходит до абсурда, когда   мадам М. Симонян  в ночной передаче  её  земляка Р.  Бабаяна 16.3.2024г. заявила, что надо выбрать пару городов на Украине и нанести ядерные удары как по Хиросиме и Нагасаки в 1945г. Вдумайтесь  — это сказала многодетная мать не думая о последствиях такого удара  для населения   проживающих в городе, инвалидов, женщин и детей. При этом подчеркнула, что наносить ядерные удары по Одессе  не надо. Видимо Одессу хотят сохранить для еврейской и армянской диаспоры, ибо славян оттуда эти господа  выживутЭто страшные заявления, а остановить зарвавшихся воспитанника Запада и США некому. Скажите в чём разница между словами фашистских палачей и этой дамы.  (Справка:  6 и 9 августа 1945 года, США подвергли атомной бомбардировке японские города Хиросима и Нагасаки. Общее число жертв трагедиисвыше 450 тыс. человек, а выжившие до сих пор страдают от заболеваний, вызванных радиационным облучением. По последним данным, их число составляло (на 2015г.)  183 519 чел.). Разговоры о нанесении ядерного оружия  кем либо должны быть прекращены, а ястреба войны не место на телевидении.    Напомню, что  власти Армении, которая ещё в августе 1990 года объявила о своей независимости, отказались от организации проведения всесоюзного референдума и в феврале 1991 года Верховный Совет Армении принял решение об организации референдума по вопросу о подтверждении независимости республики. Референдум должен был состояться через 6 месяцев. 21 сентября был проведён референдум о выходе из состава СССР и установлении независимой государственности c вопросом: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?». 95 % избирателей приняли участие в голосовании и 99 % проголосовавших высказались за выход Армении из состава Советского Союза. Мы знаем, что обстановка в этой стране сегодня далеко не дружественная в отношении России. Не лучше бы направить отряд армянских пропагандистов оккупировавших ТВ России на укрепление дружбы между славянам и армянам народами  – но пока всё наоборот. Задача всех структур должна быть направлена  не на разжигание ненависти между единым народом, а на прекращение братоубийственно войны,  и переговоров по всем спорным вопросам. Мы должны стремится не к количеству убитых, а спасённых….

                                             Немного о прошлом.

  Закарпатье, как и вся Карпатодунайская область важный экономический и культурный перекрёсток между Востоком и Западом. В районе Карпат веками жили,  ассимилировались этнические группы, культуры разных народов, их традиции и обычаи. Многочисленные археологические раскопки  подтверждают  тесную связь закарпатцев с восточнославянскими племенами. Так, VIII – IХ вв. ныне областной  город Ужгород был известен как центр восточнославянского племени белых хорватов.  В конце IХ начале Х веков он стольный град большого княжества, подвластного древнерусскому князю Лаборцу, погибшему в 903г. при защите Ужгородской крепости (Гунгвара или Гунга), от кочевых венгерских племен, двигавшихся в дунайскую низменность. В летописях про поход князя Олега в 906 году на Царьград упоминается участие в нем  белых хорватов – предков закарпатских русинов.    В Х-ХI вв. Прикарпатье входило в состав Киевской Руси, а город над Ужем был одним из самых отдаленных городов на  Западе Древнерусского государства. Жизнь русинов стоявших на переднем крае Руси с Европой была тяжелой, порой трагичной, на народ нередко находился на грани вымирания.

           В разные периоды истории подкарпатцев называли: руснаки, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины. На заре становления государственности восточных славян — Киевской Руси, эти земли  населяли славяне — белые хорваты, а черные  хорваты — Чехию и Южную Польшу. Название территории также менялось: Закарпатская Русь,  Подкарпатская  Русь,   Русская Крайнова (будучи в составе Венгрии), после вхождения в состав УССР (СССР),  официально русинов стали  называть украинцами, а часть   земель, где они веками проживали Закарпатьем  (Закарпатской обл.)   Название русин объясняют по разному, но на наш взгляд, оно происходит от слова Русь,  от  названия восточных славян (староруссов, руссов). Таким образом, русины, будучи разделены как природной (Карпаты), так и политической границей, окруженные другими, порой враждебными им народами, на какое-то время выпали из этнически — государственно — образующего процесса восточных славян, образовав свой этнос. Возникает вопрос о языке этого удивительно преданного своим корням  народа. Почему, их язык не ассимилировался на протяжении веков? Живучесть русинского языка объясняется его  близостью к церковнославянскому, который и сегодня употребляется христианами восточного обряда (православными и греко-католиками) в богослужении. В Подкарпатье вместе с русинами издревле проживали словаки, чехи, поляки, венгры румыны евреи, цыгане, немцы, сербы и другие народы. Русины расселялись вдоль рек, не только на равнине, но и в горах, с соседями старались жить  в мире и согласии.

         Жили русины компактно, общинно, помогая друг другу. В случае беды мужественно защищали свой очаг от врагов. Их сохранению  способствовало и то, что рожали, росли, женились, как правило в своих селениях, там же и умирали. Русины сильно привязаны к родовым корням, к земле, на которой жили их предки, так было, так оно и сейчас. Это способствовало сохранению их  при турецких, австо-венгерских и других  завоевателях, сохранится в окружении далеко не дружественных им австро – венграх,  румынах, швабах и других соседей. В Подкарпатье и ныне строго соблюдаются многовековые традиции.  Так, нигде в мире не встретите столько имен Иван и Мария как в этих местах. А ведь издревле принято   считать, коль говорим о Марьях и Иванах,  имеем в виду Россию.  Эти имена всегда символизировали Русь. Вспомним слова песни: «иванами, да марями, гордилась ты всегда…». Это про Россию, хотя в нынешней России эти имена довольно редки, а в Закарпатье наоборот, были и остались в широком распространении.

     В период    австро-венгерского владычества используя латинизированый этноним русинов называли  «рутены». К первой половине ХI века закарпатские (подкарпатские) земли входили в состав Галицко_- Волынского княжества. Однако воспользовавшись ослаблением Киевской Руси  венгерские феодалы в середине ХI века начали захват этих  территорий.   На Подкарпатские земли часто нападали половцы. Так, в 1086г. орды под предводительством хана Кутеска дошли до Ужгорода, однако храбрость  русинов не позволила  врагу захватить Ужгородский замок.

       На протяжении ХI – ХIII веков угорские (венгерские) феодалы  захватывали эти земли вытесняя коренное население русинов  к подножью Карпат. Агрессор отбирал плодородные земли, прежде всего у те, кто с ними боролся,   щедро раздавая своим вассалам на которых опирались. Исторические земли русинов часто переходили из рук в руки. В разные годы на землях хозяйничали такие знатные родовые  фамилии как: Гунт-Позмани, Розгони, Амодей, Чака, Другети  и др.  Окончательное  включение Закарпатской Руси в состав Венгерского феодального королевства произошло в ХIII – ХIV веках. Грамоты зафиксировали обширную территорию восточнославянских поселений захваченную врагом, где  проживали восточные славяне. Причина —  Киевская Русь была  ослаблена междоусобицами среди  местных правителей,  поэтому легко пала под ударами татаро – монгольского нашествия.

      Учитывая жестокость мадьяр жизнь крестьян  была невыносимо тяжелой, что приводило к бунтам и восстаниям. В 1315г. ужанский предводитель П. Петенко (Петуня) возглавил восстание против венгерских угнетателей. В восстании участвовала большая часть населения,  всех слоев -крестьяне, ремесленники и др. Повстанцы захватили Новицкий замок вблизи Ужгорода, превратив его в свой оплот.  Они с переменным успехом более пяти лет удерживали замок наводя страх на феодалов во всей округе. Восставшие обратились за помощью к Галицкому князю, так как  до конца ХIII часть этого края входило в состав Галицко-Волынского княжества. Однако разорённая татарами и раздробленная боярскими интригами Галицкая Русь уже не могла оказать  нужную  помощи собратьям.  Несмотря на храбрость повстанцев, восстание было жестоко подавлено королевскими войсками. По свидетельству летописца, сам Петенко  «дрался как лютый зверь». Последний оплот восставших борцов за свободу Новицкий замок пал 1322г. Венгерский король подарил Ужгород графам Другетам, во владении которых он находился более 360 лет.

        В конце ХIV столетия в Закарпатье поселился  с войском подольский князь Ф. Корятович, ему  передали город Мукачево и вокруг лежащие  села. На  землях русин стали оседать  венгерские феодалы из династии Билкеи, Иловшаи, Довгаи  и другие. Так, в середине ХV столетия  Ян  Гунядий обладал большой частью подкарпатских земель. В его владении было около 70 поселений. Многие территории перешли во владение   богатых землевладельцев, таких как: Заполи, Телеки, Вербовци  и других. Захватив лучшие, плодородные земли русинов венгерские феодалы стали здесь расселять угорских (венгерских)  крестьян, а коренное население теснить к предгорью Карпат, что вызывало недовольство, бунты, восстания. Это трудно понять нынешним правителям обладающими неограниченной властью и огромной армией угнетателей народа.

        На протяжении веков жизнь  русинов становилась  рабской, ибо их закрепляли за землевладельцами, как скотину. Так, в начале ХIV столетия сельским жителям запретили переходить от одного феодала к другому. Декретом короля от 1351 года только феодалы имели право владеть землею, а крестьян был обязан бесплатно работать на них. На бедноту налагали налог в размере десятой части от собранного урожая, наличия скота или имущества. Была введена  и девьятина. Однако, в этих случаях  десятую часть крестьянин был обязан  платить  церкви. Тяжелый, непосильно — изнурительный,  рабский труд заключался и в том, что 3-4 дня в неделю, а то и шесть дней крестьянин был обязан работать на хозяев. Кроме этого крестьян заставляли выплачивать  королевский налог, который  в 1405-1527гг. был  увеличен в 3,3 раза. Тяжело эксплуатируя  народ,  феодалы  богатели, строили дворцы и замки, а крепостные нищали. В ХIII-ХV столетиях были построены многие замки в  Мукачеве, Хусте, Виноградове (замок «Канка»), Королеве, Новицком, Середнем, Довгом, Вышковом и других местах. Вокруг замков росли новые поселения, относившиеся к тому или иному административно-территориальному  делению т.н. жупы – деление. Во главе этой административной  единицы стоял жупан, которого признавал венгерский  король. Закарпатье было  разделено на  четыре жупы-комитеты: Березька, Ужанська, Угочанська, Мармороська.

               Крестьяне —  русины, венгры, румыны и другие с  уважением относились друг к другу, ибо несли нелёгкое бремя феодального гнёта. Когда в 1514г. вспыхнуло восстание под предводительством Д. Дожи, русины плечом к плечу с угорскими крестьянами и ремесленниками  сражались против эксплуататоров. Бунт охватил Угорщину и почти  все жупы Закарпатского края. Восставшие взяли  замки, а их владельцев вынудили  бежать. Однако силы были неравны,  королевские войска одолели слабо вооруженных крестьян и жестоко расправились с ними. Многие населенные пункты вокруг  Ужгорода, Мукачева, Берегова,   Севлюша (Виноградова),  Хуста, Солотвина, Тячева и других мест были объявлены  «бунтарскими», а население  обложили двойной платой (контрибуцией)  и обязали содержать войска феодалов. 

         Жизнь закарпатцев оказалась крайне тяжелой, порой невыносимой.  Многие заподозренные в восстании и сочувствующие им были убиты, повешены, посажены в тюрьмы, а Д. Дожа  казнен. В 1514г.    ликвидированы остатки независимости крестьян, их еще больше прикрепили к земле. В течении многих десятилетий венгерский король издавал нормативные акты требующие возврата крестьян оставивших своих феодалов в годы восстания. В тоже время, раздираемые внутренними распри и недовольством народа угорские (венгерские) феодалы ослабляли свое государство. Не случайно, в  1526г. турецкие войска разгромили угорскую армию под Могачем при этом захватив  значительные территории Угорщины, а западная ее часть оказалась под контролем австрийских Габсбургов. В эти годы многие земли Закарпатья отошли к Австрии и Трансильвании. При этом Трансильванское княжество куда в начале ХVI столетия входило и  Мукачево, оказалось в вассальной зависимости от  турецкого султаната.

        Положение крепостных стало крайне тяжелым. Они неделями, а то и месяцами бесплатно  работать на феодалов, а солекопов Мармарощины оказались на положении каторжан. Несмотря на тяжелейший труд солекопов, им   запретили оставлять шахты, а также  бараки,  где проживали. Такие изуверские условия привели к тому, что в 1551г. вспыхнуло   восстание   закарпатских солекопов. Оно не имело широкого распространения и поддержки со стороны других слоев населения, поэтому  и было   жестоко подавлено.

       В 1631 г. восстали жители селения в Токаи. Восстание охватило территорию Словаччины и Закарпатья. Однако, из-за стихийности выступлений,  отсутствия координации борьбы  эти бунты оказались жестоко подавлены. И все же.  борьба с феодалами, другими угнетателями  и их пособниками не прекращалась. Наиболее стойкие борцы за справедливость уходили в горы и продолжали бороться. Так, в 1492г. на территории Словачины и Закарпатья действовал отряд Ф. Головатого, а в последующем  отряд под руководством М. Гатала. Здесь сражались представители из многих русинских сел и городов. Но тяжелый, изнурительный  труд был не единственной бедой, в жизни русинов. Начиная с  ХVII столетия над закарпатцами нависла серьезная угроза исходившая от католической агрессии,  поддержанной Габсбургами. С помощью православного духовенства и феодалов народу навязали унию. Договор об этом был подписан в Ужгородском замке в 1649г. С помощью унии тогдашние правители надеялись окончательно разорвать отношения закарпатцев с единоверцами на Востоке — Московию и православием. Однако большинство  народа не согласилось с этим и продолжали вести  посильную борьбу за свою веру, объединение с восточными  братьями.  В период освободительной войны1953- 1654гг. возглавляемой  Б. Хмельницким и в составе Войска Запорожского  сражались многие  выходцы из Закарпатья, в т.ч.:  И. Венгер, Х. Ференц, М. Угрин  и другие. В это время в Карпатах активизировалась борьба опришков, особенно в селах Бистрий, Ставному, Ужку, Поляне и других. В 1648-1654гг.    активно действовали отряды под руководством П. Варги, Ф. Фаркаша, И. Сивохопа. Посланцы от Б. Хмельницкого приезжали в Мукачево, где вели переговоры о совместных действиях против Польши с Трансильванским князем Д. Рокоци. В рукописном евангелии из села Великих Комъят, есть запись, дотированная 1648г.: «…По смерти … короля  Владислава извойовали казаки Польшу…старшому казакови було имя Хмель»

          В ХVII столетии Угорщина освободилась от турецкого ига, однако жизнь народа лучше не стала. Это привело к новым волнениям. Так, в 1678-1685гг. бушевало восстание под предводительством И. Текели, активно боролись повстанцы под предводительством народного вожака И. Пинтею. Большие волнения были в Угорщине в 1703-1711гг., под предводительством князя Ф. Рокоци II в которых активное участие принимали жители Закарпатья. Национально-освободительное движение против австрийского владычества переросло в антифеодальную борьбу. Центром этой борьбы были береговщина и мукачевщина.  Вооруженные отряды крестьян захватили  Берегово, Мукачево, Хуст, Ужгород. Попавший в окружение австрийский гарнизон в 1704г. вынужден был сдаться восставшим, во главе с И. Беци.   Ференц Рокоци поначалу был известен как борец за свободу и независимость, пропитан духом  патриотизма. Он стремился установить тесные связи  с Россией, в  1707г. им заключён договор. Угорские (венгерские) феодалы избрали Рокоци своим королём, но добившись успеха,  Рокоци слово не сдержал, обложив селян налогами, стал их притеснять, поэтому многие единомышленники выступили против него, а дворянство перешло на сторону Габсбургов. 

    Воспользовавшись смутой, Австрия окончательно захватила Угорщину и Закарпатье. Австрийские войска жестоко расправлялись с восставшими, стариками, женщинами  и даже детьми. Летом 1711г.  пал последний оплот восставших Мукачево.   Все  имущество крестьян участвовавших в восстании было конфисковано и передано сторонникам новой власти. В 1728г.  замок и имущество, ранее принадлежавшее  князю Рокоци перешло в собственность архиепископа Ф. Шенборни, который подарил его своему племяннику К. Шенборни – Бухгейму. Так возникла большая Мукачевско — Чинадиевская доминия. Здесь в 30-е годы ХVIII столетия жило около 14 тыс. чел. из которых 93% были зависимыми  крестьянами. Шенборни на эти земли переселяли  немецких колонистов и ремесленников. Большим наделами земель владели барон Перени, граф Стараи, Баркоци и др.

      Жизнь закарпатских крестьян по прежнему была  тяжелой, бесправной. До 70-х годов ХVIII столетия панщина никем не регламентировалась кроме хозяина, на которого работали крепостные. Поэтому, без какого либо согласия крепостных гнали туда, куда считал нужным их хозяин. Многих отправляли в Угорщину, Словакию, Трансельванию, где  находились дворцы богатых феодалов. Тяжелый труд и бесправие толкало крестьян на  борьбу. В 1744-1745 гг. в Закарпатье и Галичине возникали отряды борцов, вспыхнуло восстание  под предводительством О. Довбуша. Центром восставших было  Ясеня. Люди Довбуша нагоняли много страху на  угнетателей. После гибели Довбуша борьбу возглавил П. Орфенюк и В. Баюрак. В этой борьбе активное участие принимали  русины Закарпатья.

     В 1775-1778гг. в ходе  реформы  для крепостных сельских жителей  установили  панщину в размере 52-х рабочих дней в год (для тех,  кто имел тягловую силу),  и 104 дня без нее. Фактически крепостные работали на своих хозяев  больше. Кроме этого крепостные были обязаны отдавать помещику девятую часть урожая, выращенного на своем наделе, десятую часть собранного винограда, каждую десятую овцу, мед и воск с  десятого улья, 2 куры, 12 яиц, одного телёнка (с  каждых тридцати дворов) и другую подать.   Как видим, поборы в виде налога существуют и в наше время. Нередко они не меньше тех, бремя которых несли наши предки.

     Тяжелым бременем ложилась на плечи крепостных воинская обязанность, которая в ХVIII в. на землях  Угорщины стала обязательной, пожизненной.  Закарпатцев  призывного возраста вылавливали и силой принуждали служить эксплуататорам.  Гибель в войнах, бесправие, нищета, голод, приводили к истреблению русинов. Так, в голодные 1786-1788 гг.  только в Мармароской жупе  умерло  13 348 чел.  В сложившейся обстановке активно в поддержку власти выступали униатские священники.  Они принуждали русинов принимать униатство.   В   1810г. численность говорящих по — русски и принадлежащих к униатству составляло было 430 тысяч человек, а доля их в многонациональном Венгерском королевстве составляла 5,4%. В 1910г. доля русино — язычного населения сократилось до 2,6% (в результате ассимиляции русин), а доля униатов с 5,4% снизилась до 5,2%. Чтобы выжить, многие  русины были вынуждены  принимали униатство.

       Однако, закарпатцы не прекращали борьбу. Особенно она активизировалась в первой половине ХIХ в. Недовольство крестьян ускорило начало буржуазной революции 1848-1849 гг., под предводительством Ш. Петефи, где выдвигались политические и социальные вопросы. В  борьбе  активное участие принимали крестьяне и интеллигенция Закарпатья. Повстанцы  освободили заключенных  в Мукачеве и других местах. Волнения охватили почти все села Верховины, которая перешла в руки восставших. Для подавления восстания по просьбе австрийской монархии Николай I направил туда российские войска. Восстание было подавлено, но народ все же добился отмены крепостного права, феодальные порядки заменили капиталистическими. Наряду с ремесленным производством появилась фабрично-заводская промышленность, а с ней  и рабочий класс. Стремление народа к лучшей жизни поднимало  русинов на  активизацию борьбы с угнетателями.  В 1898г. впервые в истории Закарпатья рабочие Ужгорода праздновали 1 Мая, как День солидарности трудящихся. Тогда  же состоялась первая крупная забастовка на мебельной фабрике «Мундус». Рабочие и другие труженики  фабрики бастовали и в 1903г.требуя сокращения рабочего дня. повышения заработной платы, они выступали за солидарность в борьбе с братьями на востоке от Карпат. Революционные события 1905-1907гг. в России подняли дух  борьбы и в Прикарпатье, вызвали массовые забастовки и демонстрации. Стачки, бунты  и выступления рабочих и крестьян прокатились по всему   русинскому  краю. Выступления имели место в Ужгороде, Мукачеве, Великом Березном, Довгом, Заречье, Билках и других местах. Важное место в этой борьбе играла интеллигенция, в т.ч.: О.В. Духнович, И.А. Сильвай, О.И. Павлович, А.Ф. Кралицкий и др.

         Многие века  русины подвергались ассимиляции, поэтому, утрачивая русскоязычие потомки старались сохранить традиции, свои корни, веру отцов и православие. Но это оказалось не просто. В результате ассимиляции русин и утраты ими русино — язычия, униаты появились среди румын, венгров и словаков. Этническая территория русин постепенно сокращалась и к середине ХIХ в. составила около 50 тыс. кв.км. В 1910г. численность русин была: униатов 472 тысячи, католиков 3 тысячи, а православных около 7 тысяч. Следует признать, что принятие униатства в какой — то степени  защитило русинов от более быстрой ассимиляции. Численность униатов у других этносов региона (в результате ассимиляции русин) в 1910 г. стала: венгеро-язычные униаты 247 тысяч, румыно-язычные униаты 121 тысяча, а словако-язычные 102 тысячи.  Во взаимоотношениях русин со словаками  шёл процесс не ассимиляции, а скорее консолидации славян Венгрии, языки которых очень схожие. Образовался переходный суб — этнос,  словако-рутены,  по вере греко-католики, а по языку сложился переходный диалект словацкого языка.

      Численность словако — рутенов в 1830г. была 12 тысяч, а к 1910г.  110 тыс. чел. В результате ассимиляторской политики австро-венгерских властей в Подкарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень, аналогичный процесс проходил в Германии, сокращения  славяноязычных деревень было в лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Померании. Так, если в 1810г. в Закарпатье  русино — язычных деревень было — 776,  в 1830г — 756, то  в 1880г. только  517 деревень. Однако, несмотря на ассимиляцию и эмиграцию русинов за океан,  их численность постепенно  увеличивалась. Это  связано, прежде всего,  с увеличением их рождаемости. В 1810г. русинов-униатов было 430 тысяч, в 1910г. 482 тысячи, в 1930г. 570 тыс., а в 1979г. 978 тыс. чел. В тоже время на территории Словакии численность русин уменьшилась.  Так, в 1810г. их насчитывалось 153 тыс., в 1900г. 83 тыс., а в 1980г. 47 тысяч. В  Румынии  русино — язычного населения около  32 тыс. чел., которые  в основном проживают вдоль  реки Русковой. В Румынии также компактно  проживают украинцы в Буковине и Липоване, а русские в дельте Дуная и городе Тульча. В Кошице в Словакии русины регулярно проводят праздники и национальные собрания. Однако так не везде, к примеру, в Венгрии русинский язык практически вышел из употребления.

        В ходе Первой мировой войны  симпатии русинов были на стороне наступающих русских войск, а царская армия   получала всяческую    поддержку коренного населения Галиции, Буковины, Подкарпатской Руси.  Ввиду этого, австро-венгерские власти их преследовали, беспричинно арестовывали, создавали невыносимые условия для проживания, фактически  ввели повсеместный  террор и геноцид против русинов,  подозревая их в русофильстве. Тысячи человек были арестованы и брошены в тюрьмы, многие расстреляны и повешены. Русинов обвиняли в сочувствии и оказании помощи русским войскам. Осенью 1914г. австро-венгерские власти отдали под суд около 800 русинов в населенных пунктах: Воловец, Канори, Ясеня, Великий Бичков, Верхние и Нижние Ворота, Торуни и других населенных пунктов.   В годы войны австро-венграми была   создана сеть концентрационных лагерей, где содержались наиболее активные сторонники единства с Российской империей.

      В лагере содержались не только молодые мужчины, но и старики,  женщины, дети.  Наиболее плохими, бесчеловечными условиями по содержанию заключенных были  концлагеря  Талергоф и Терезин, расположенные в Австрии. В застенках  лагерей погибли десятки тысяч русинов. Совершенный сто лет назад  геноцид австро-венграми требует детального расследования и правовой оценки на Международном уровне. За годы  войны только в Восточной Галиции  убыль коренного населения (включая вынужденную миграцию), составила  полумиллиона чел. Поэтому, утверждение отдельных ученых, в частности госпожи Норочицкой, о том, что присоединение  населения западных  областей (ныне относящихся к Украине) которое всегда было враждебно  настроено в  отношении России  и СССР (Волынь, Галиция, Буковина и Закарпатья не имеет под собой должных оснований. Они веками стремились к воссоединению с восточными братьями. Другой вопрос, что царским режимом, как и руководством Советской власти допускались  ошибки, необоснованные аресты, репрессии по отношению к «западенцам», не  учитывался менталитет гордого, свободолюбивого народа. В тоже время, этот  народ немало натерпелся от чужих и свих. Народ сильно ранимый, морально надломленный, но несмотря на это  сохранил свои корни, православие, сумел выжить, стремится к свободе. Он, как и прежде,   требует к должного внимания  и уважения.  Хочу особо подчеркнуть, русины  не терпят унижений,  обмана, насилия, с чем сталкивались неоднократно ранее, да и в наши дни.  Нельзя  исключать, что на их свободолюбивый, взрывной характер влияние оказывают и природные условия, сложившийся особый менталитет. Их характер схож с кавказским – горячность, прямота в суждениях,   нетерпимость, стремление к достижению цели. А что касается бандеровщины, предательства, то их было немало  и среди других народов. Бендеровщина, мельниковщина, шухевечи и иже с ними, это символы с которыми надо бороться всем миром идеологически, морально, ибо  их подпитывают, за ними прячутся более опасные силы, ненавистники не только российского, но и  украинского, белорусского и других славянских народов. Их цель   истребить славян и православие.

     В начале  двадцатого века непосильные налоги и поборы привели к тому, что многие русинские села  оказались на грани вымирания,  начался голод. Так, по данным Мукачевской епископии в январе 1918г. 48 311 чел. Березьской жупи не имели средств к существованию и  голодали.  В это время начался массовый исход русинов в поисках работы: в США, Канаду, Аргентину, Бразилию и другие страны. Такая обстановка получила огласку во многих странах мира, включая США.  8 января 1918г.    американский президент В. Вильсон  провозгласил 14 пунктов условий начала перемирия с противниками Антанты (прежде всего с Германией и Австро-Венгрией). В пункте  10 этого документа говорилось, что народам Габсбургской империи должна быть предоставлена возможность получить полной независимости. В  июне 1918 г. русинские эмигранты в Америке учреждают Раду американских угро — русинов и выдвигают по аналогии с другими народами требование на создание своего независимого русинского государства.

           18 сентября 1918 г. президент Чехословакии  Т.Г. Масарик от имени чехословацкого правительства провозгласил в Вашингтоне Декларацию о независимости своей страны, как Демократической Республики. 23 октября 1918 г. русинов приняли в среднеевропейский союз порабощённых народов, а в ноябре 1918 . русины высказались за  присоединение к Чехословакии в качестве народа с правом на самоопределение.  Решающее слово в вопросе о будущем русинов в составе  Чехословакиии имело Народное Собрание  проходившее 8 мая 1918 г. в Ужгороде трёх Подкарпатских русских Народных Рад. На этом собрании  учреждена Центральная Русская Народная Рада и принята резолюция, в которой говорилось: «Собрание всех Подкарпатских русских Народных Рад публично заявляет: что от имени всего народа полностью поддерживает решение американских угро-русских Рад  присоединиться к Чехословацким народам на основе полной национальной автономии».

        В статье 48  Трианонского договора 1920 г. сказано: «Венгрия признаёт, со своей стороны, как это уже сделали союзные государства и те, что к ним присоединились, полную независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своём составе автономную территорию русинов на юге от Карпат». Таким образом, Подкарпатская Русь, (это название было введено постановлением Генерального Устава от 16 ноября 1919 г., а затем внесено в конституцию Чехословакии, принятую в 1920 г.), вошла в состав Чехословакии  с правом на самоопределение и приобрела международное признание. Следует отметить, что это положение никем не оспаривалось.  В Скрентоне на заседании Угрорусских Народных Рад 12 ноября 1918 г  принято решение о присоединении Закарпатья к ЧСР и проведения среди русинских обществ по этому поводу плебисцита. Однако до настоящего времени стремление  русинов жить в автономном образовании, решать свои национальные вопросы так, как этого хочет народ, проживающий на  исконно русинской  земле не увенчалось успехом. Поэтому, настало время осуществить и окончательно решить многовековую борьбу, мечту  русинов за самостоятельность.  Хочется верить, что это время не за горами, оно настанет,  обязательно настанет, но за свое счастье нужно бороться настойчиво и последовательно.  На наш взгляд  четвертая –Подкарпатская Русь обязательно будет в единой семье  братских славянских народов.

        Закарпатцы с восторгом приняли и поддержали  победу Великой Октябрьской Социалистической революции  в России в 1917г. Из Советской России возвратились бывшие военнопленные, которые развернули активную революционную деятельность. Русины  вместе с венгерским народом начали борьбу за установление Советской власти,  объединение с восточными братьями. 21 января 1919г. на съезде в г. Хусте 420 представителей от 175 населенных пунктов Закарпатья приняли решение добиваться воссоединения с Советской Украиной. 22-24 марта 1919г. на большинстве территории была установлена власть Советов. Народная власть сразу повысила зарплату на 25 и более %, на фабриках и заводах установили рабочие советы, был введен 8 часовой рабочий день  и другие льготы. Для защиты власти народа стали вооруженные силы Красной Армии Угорщины. На  территории Закарпатья создавались национальные части – Русинская Красная дивизия,  отдельный русинский батальон и другие. Летом 1919г. провозглашена Словацкая Советская Республика. Но свободная и радостная жизнь русинов продолжалась недолго, ибо буржуазия, враги трудового народа с таким положением не смирились. Объединившись, они выступили против народа.  Плохо вооруженные, почти босые, русинские и венгерские борцы за свободу стойко дрались.  Но силы восставших и буржуазии оказались на стороне буржуазии, и она  сделала все, чтобы задушить власть народа.  Совместными усилиями боярской Румынии и буржуазной Чехословакии  удалось оккупировать край, задушить молодую народную власть в этих местах. Буржуазия и  капиталисты  жестоко подавили восстание, многие были убиты, повешены, оказались в застенках. Началась новая волна эмиграции. Но дух и стремление русинов к свободной  жизни остались не покоренными. Восстание народа имело важное, историческое значение по Сен-Жерменскому договору от 10 сентября 1919г. Подкарпатская Русь вошла в  состав буржуазной Чехословацкой республики (Советская Власть просуществовала в Угорщине -133 дня, а в Закарпатье  —  40 дней). Большой вклад в установление народной власти, а также создания компартии Закарпатья внесли: В. Сепеши, И. Щербан, Д. Катко, Д. Звонар, М. Панько,  М. Логойда, М. Сидоряк, И. Локота, О. Борканюк, И. Туряниця и др.

       Русины массово покидали свои веками насиженные места. Так,  на американский континент  эмигрировала почти половина коренного населения Подкарпатской Руси — около 430 тысяч чел. Чтобы прокормить свои семьи, они вынуждено уезжали в страны Западной Европы, а так же в  США, Канаду, Аргентину, Бразилию, Уругвай.  Среди тех, кто в начале прошлого века покинул родные места. уехал на американский континент искать лучшую долю  были   мои предки, и  многие односельчане: С. Попович, П. Грига, А. Грига, И. Козуб, М. Копча, В. Тесличко,  М. Шебела и многие другие. Их судьбы сложились по разному,  многие сгинули не найдя счастья на чужбине.

   По данным  статистики в 1921 г. население Подкарпатской Руси составляло всего  600 697 чел., из которых: 373 234 – русины,  102 998 – мадьяры (венгры), что составляло 53 % и 17 % от общего количества соответственно, причём согласно тех же статистических данных в ЧСР чехи составляли – 46 %, немцы — 28%,  словаки — 13 %.   В мае 1921г.  создана компартия Чехословакии в состав которой входили и коммунисты Закарпатья. Работая в парламенте ЧСР они вели активную борьбу с эксплуататорами за свое экономическое и политическое освобождение. Среди первых народных парламентариев от русинского края  были: И. Локота, М. Сидоряк, Е. Шафранко и другие.

Продолжение – начало  15.3.23г.

    Член Президиума ЦС РУСО, профессор, писатель и журналист

                                                           В.А. Попович

17.3.23г.