Героическому подвигу крейсера «Варяг» — 120 лет

      9 февраля — памятная дата Военно – морской  истории России. В этом году исполняется 120 лет  героического подвига российских моряков который произвёл  огромное  впечатление  не только в царской и Советской  России но и далеко за ее пределами. Подвиг моряков  крейсера «Варяга» и  кононерской лодки «Корейца» навсегда вошел в историю русского флота, явился  одной из героических страниц неудачной для нас русско-японской войны 1904-1905 гг. Два военных корабля выдержали неравный бой с  целой японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем. Русские   моряки  не сдались врагу и сами потопили свой корабль.  В этом неравном бою потери экипажа крейсера «Варяг» — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было. Однако серьёзные  повреждения вынудили командование крейсера «Варяг» через час боя вновь вернуться на рейд  корейской бухты Чемульпо.  

     Русские и советские моряки совершили немало подвигов во славу своего народа однако в памяти    более  героически  оставил  след  подвиг  крейсера «Варяг» под командованием капитана 1 ранга В.Ф. Руднева и канонерской лодки «Кореец». под командование капитана 2 ранга Г.П. Беляева.  На их примере  воспитывали и воспитывают  целые   поколения  русских и советских моряков. И хочется верить, так будет  всегда, хотя находятся господа — ненавистники пытающиеся очернить мужество и стойкость героев.   Подвиг совершён   27 января 1904 года (по старому стилю) в первый день русско – японской войны. Именно тогда крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с  японской эскадрой. Бой был неравным в котором оба корабля  получили серьёзные повреждения но не сдались. Героический бой экипажа  «Варяга» и  драматизм предшествующих событий не перестают волновать патриотов и сегодня.

           В  порту находились корабли многих стран в т.ч:  японский крейсер «Чиода»,  британский крейсер «Талбот», французский крейсер «Паскаль», итальянский крейсер «Эльба», американская канонерская лодка «Виксбург», корейский военный пароход «Янму», и несколько транспортных судов, в том числе русский пароход «Сунгари». Но,  командир «Варяга» В.  Руднев  столкнулся с пассивностью   командиров кораблей других стран,  перед лицом агрессора.  Внушительная международная эскадра, находящаяся  в гавани безмолствовала, чем способствовала японцам. Окружённые врагом  русские моряки   под командованием  командира  «Варяга» Руднева и  командира «Корейца» Беляева не дрогнули, а готовились дать отпор врагу.

       В семь часов тридцать минут (27 января 1904 г.) командиры  английского, итальянского, французского, американского стационаров получили уведомление от японского адмирала Уриу о предстоящем его нападении на русские корабли, в связи с чем  иностранцам предлагалось удалиться от места сражения на безопасное расстояние, глашатаи свободы, не стали защищать русских моряков. Узнав об ультиматуме от французского командира Руднев не дрогнул, не стал унижаться, а собрал в кают-компании офицеров и объявил, что крейсеру предстоит вступить в бой  с целой неприятельской эскадрой. Решение собрания было единогласно  – сражаться, и не посрамить честь  андреевского  флага, а в случае утраты крейсером  боеспособности – взорвать его. Он сдержали слово русского военного моряка. 

     Распределив и уточнив обязанности среди офицеров и личного состава, подняв пары в  котлах, закончив развертывание перевязочных пунктов по кораблю, подготовив к взрыву зарядное отделение торпед в носу и корме корабля,  все были готовы вступить в неравный,  смертельный бой, а если будет угодно судьбе —  умереть. На «Корейце», носившем еще  громоздкой  парусный рангоут, готовясь к бою,  спускали и выбрасывали за борт демаскирующие  высокие стенги  и пожароопасные деревянные трапы,  входные рубки, светлые люки, то есть все то, что могло гореть. Это свидетельство о том, что к бою готовились серьезно, и никто не мог  предвидеть, кому суждено сложить в бою свою голову  и навечно остаться в  штормящей, холодной морской пучине. К этому были готовы все, и матросы и офицерыНевольно вспоминаются слова песни: «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»:

«Прощайте, товарищи! С Богом, ура!

кипящее море под нами!

Не думали мы ещё с вами вчера,

что нынче уснём под волнами!

Не скажут ни камень, ни крест, где    легли

Во славу мы русского флага

лишь волны морские прославят одни

Геройскую гибель  «Варяга

           Под звуки гимна «Варяг» и «Кореец» снялись с  якоря и ушли на верную погибель. Командиры французского, итальянского и английского стационаров, построив личный состав  во фронт   по вахтенно по своим кораблям, отдавали честь и дань уважения мужеству русских моряков. «Мы  салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — писал потом в донесении своему адмиралу командир французского корабля.  В ответ на  «Варяге» играли национальный гимн тех стран, представителями которых были провожающие их корабли. Но вот миновали итальянский крейсер-последний    на выходе с рейда. Затихла вдали мелодия русского гимна,  исполняющегося  итальянцами в честь наших кораблей.  Лишь мощный гул машин нарушал глубокую тишину, воцарившуюся на палубе  «Варяга» и «Корейца».  Так писали о русских героях  иностранцы. Мы, как всегда, в бочку мёда, да ложку   дёгтя. Пытаемся доказать, что всё это миф,  никакого геройства экипажи крейсера «Варяг» и «Кореец» не проявляли, а командиры  вообще оказались бездарными. Так вытекает из книги «Мифов и легенд…», господина В.Д. Доценко. Он, видите ли, стремится  к правде  сквозь «марево  отшлифованных под эпоху событий». И нет ни малейшего  угрызения совести,  что удар наносит по истории государства и флота, гордости и славе русских моряков, к которым он себя причислял.  К сожалению, сейчас ненавистников России хватает,  как в  стране, так и за ее пределами.  

          Следуя изречению «много враговмного чести», то японцы оказали русским морякам исключительную честьПротив лёгкого крейсера и устаревшей лодки они привлекли  три  тактические соединения  своего флота.     По общей массе японская  эскадра в минуту выпускала  в 9,1  раза  больше металлачем русские корабли, а по массе взрывного вещества превосходила их в  36 раз. Один вид этой армады должен был бы парализовать волю к сопротивлению наших моряков. Японский адмирал Уриу не сомневался, что русские сдадутся без боя дрогнув  перед его армадой, считая безысходным их положение. Но «Варяг» не ответил на сигнал  командующего с предложением сдаться. Вместо сдачи на стеньгах и гафиле взвились, высоко поднятые овеянные славой  белые с голубым крестом андреевские флаги, которые поднимались, согласно Морскому уставу, «в виду неприятеля».

       В той обстановке  у  В. Руднева не было выбора, кроме как принять бой с превосходящими силами противника, поскольку сдача кораблей в ответ на ультиматум врага означала должностное преступление, а русские моряки перед врагом  всегда  стояли как скалы.  Решение о вступлении русских кораблей в бой против значительно превосходящих сил противника оценивается как героическое, в том числе и с японской стороны.  Так было так должно быть всегда. Устав принятый Петром 1 призывал моряков к мужеству, верности присяге, активному ведению боя и строжайшему хранению военной тайны. В нем говорилось: «Все воинские корабли русские не должны ни перед кем спускать флаги. Вымпелы и морсели, под страхом лишения живота», а «капитану ж должно учинить присягу верного служения, что ему, корабль вручённый приятелю не отдавать, а буде увидит, что корабль сохранить и увести невозможно, и ему лучше корабль зажечь или потопить, чтобы тем не приятерю укрепления не было». Так поступил Руднев.

   Одним из первых, японским снарядом был разрушен верхний носовой мостик. Перебиты фок-финты,  вызван пожар в штурманской рубке, убит определяющий расстояние, младший штурман А. Нерод,  горнист Николай  Нагле, барабанщик Д. Кернеев, сигнальщик  Г. Миронов и  другие. После боя от мичмана  А. Нерода нашли лишь одну руку, с останками дальномера. Тяжело раненый мичман П. Губонин, отказавшись идти на перевязку, продолжал руководить  боем с оставшихся орудий. Борьбой с огнем руководил мичман Н. Черниловский – Сокол,  ревизор корабля. Решительно и смело действовали минёр  П. Козлов, кочегар Н. Оченьков, машинист М. Иванов,  которые  не смотря на сильные ожоги и ранения   оставались в строю.  «За весь бой я положительно не видел ни одного лёгкого случая»,  вспоминал впоследствии врач  М. Банщиков. В этом не равном бою был убит один мичман и 38 матросов (по другим данным погибло 122 чел.), ранено 3 офицера и 70 матросов.   Лишь после возвращения на рейд, когда бой окончился, стали приходить на перевязку легко раненные». Как отмечал германский военный историк капитан-лейтенант Ревентлов, русский моряк «умеет сражаться до конца, и пока в состоянии двигаться, то исполняет свои  обязанности». Отлично действовала в бою и канонерская лодка  «Кореец», под командованием капитана 2 ранга  Г.П. Беляева.

      Находясь на расстоянии двести–двести пятьдесят метров от крейсера и маневрируя в меру скорострельности своих старых орудий, он посылал на «Асаму»  и «Такачихо» 88 килограммовые фугасные снаряды. Около острова Иодольми лодка подбила японский миноносец, который затонул, а два японских крейсера получили повреждения. Получив серьезные повреждения    корабля  и потеряв много людей, видя безнадёжность дальнейшего боя, командир «Варяга» прямо на верхней палубе собрал военный совет. Он был недолгим, так как все понимали, что на боевых постах невосполнимая убыль, неисправимые повреждения корабля и орудий, а продолжение боя приведет к бессмысленной гибели оставшихся членов экипажа, без нанесения вреда противнику. Поэтому, принято решение, корабли уничтожить, а оставшихся в живых разместить  на иностранных судах. Крейсер был затоплен, а лодку взорвали. Подвиг «Варяга» и «Корейца» в водах Желтого моря не забыт, он живет в душе  русского народа.

     При всех подобных гробокопаниях слава «Варяга»  и «Корейца» не померкнет, а переживет века. Ибо их подвиг по —  настоящему   волновал многие  поколения  людей, как в нашей стране, так и за её пределами. Уже в  1904 году были написаны две песни посвящённые крейсеру «Варяг» — «Плещут холодные волны» и «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг». Подвиг русских моряков  прекрасно передал немецкий поэт Р. Грейц в стихотворении, которое уже в марте 1904 года  в переводе Е. Студенской  стало известно не только в России, но и во многих странах  мира. Это дало жизнь ныне народной песне «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»: В ней есть такие слова:

«…Из пристани верной мы в битву идём

На встречу грозящей нам смерти.

за Родину в море открытом умрём

Где ждут желтолицые черти!».

     Моряки  выполнили свой долг до конца. Они не дрогнули, не предали, не изменили присяге  и воинскому долгу. Оставшихся в живых членов экипажа встречали с большими почестями в Одессе, Севастополе, Москве, Санкт-Петербурге, и других городах по ходу следования  поезда из Севастополя  в столицу. 6 апреля 1904 года на параходе «Кримэ» в Одессу прибыла третья,  последняя группа варяжцев с командирами В.Ф. Рудневым и Г.П. Беляевым. Они следовали  в Санкт-Петербург экстренным  поездом. В Москве, на Курском вокзале их встречали с оркестром. Командирам и офицерам — Рудневу, Беляеву, Зарубаеву, Степанову и Банщикову преподнесли лавровые венки. В Санкт-Петербурге прием проводил  царь Николай II. На приеме он сказал: «Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота  дело,  достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершила их на «Азове» и «Меркурии». Офицеры, были награждены орденами,  а низшие чины знаками отличия-Георгиевскими крестами и набором серебряной  посуды.

     Выполняя последнюю волю героев Чемульпо,  царское правительство в 1911 году перезахоронило прах павших моряков  на Морском кладбище  города Владивостока. По ходу следования траурного кортежа с останками погибших  из Чемульпо  в Сеул  по  железной дороге  корейцы, в благодарность за подвиг моряков, осыпали платформу живыми цветами. Так оценили люди другой страны подвиг русских моряков. Ну, а мы …?  Продолжаем лить фикалии на наше героическое прошлое — так было, так оно и сейчас! Так произошло и после развала СССР в 1991 году. Большинство тех, кто принимал советскую Военную присягу предали ее и перешли на сторону Ельцина и его единомышленников. Друзей и братьев с которыми веками жили в едином государстве, громили врага в 1941 — 1945гг., сделали недругами, рассорили, натравливают друг против друга, а теперь устроили кровавую бойню между братскими народами….  Пятая колонна внутри страны с участием  внешних  поводырей активно поганит наше историческое прошлое. Нынешние школьники не знают кто такие   адмиралы  Ф. Ушакова, П. Нахимов, Н. Кузнецов, С. Горшков  и другие. А о подвиге крейсера «Варях» не слыхали.

       Летом 1912 года на братской могиле, во Владивостоке, был установлен обелиск с именами погибших. Проходя многие годы службу на ТОФ, в том числе  во Владивостоке, я часто бывал на морском кладбище. Здесь похоронены  многие мои друзья и товарищи.  Владивостокцы и гости города часто  приходят поклониться праху героев «Варяга». Отсюда видны воды залива,  соединяющиеся с теми, что на веки  схоронили  подвиг  и   славу  русских моряков. В сердцах  патриотов  навсегда останется память  о подвиге варяговцев, она не померкнет пока помним и чтим. Во Владивостоке в годы  моей офицерской службы был  кинотеатр  «Варяг», построенный в семидесятые годы ХХ столетия. В просторном фойе в советское время была оформлена выставка–музей с фотографиями кораблей и экипажа, а также  Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью «За отвагу»   моряков крейсера «Варяг». Советское правительство и народ достойно оценили    подвиг  «Варяга» и «Корейца».

    Всего в 1954-1955 годы  медаль получили 50 моряков,  оставшихся в живых из экипажа «Варяга»  и «Корейца». Казалось  радоваться надо. Но после развала страны пришли к власти  господа – разрушители и гробокопатели,  которым подвиг русского народа  не по нутру. На их стороне  и автор  «Мифов и легенд…». Ему  не дает покоя мысль, —  «За какие заслуги так щедро наградили всех без исключения, при том, отдельных дважды». Поэтому стоит задача развенчать подвиг и поставить все с ног на голову. Ответ прост,  пишет автор —  уж очень не хотелось императору Николаю  II,  начинать войну с Японией с поражений. Во-вторых подвиг варяговцев организовал  царский генералитет, а в третьих- командир В. Руднев сам виноват. Так, как он отказался от прорыва из Чемульпо. Причина-чувство ложного товарищества «сам погибай, но товарища выручай». Мол, надо было бросить экипаж тихоходного «Корейца» на растерзание японцам, а  «Варягу»  уйти.

       Было бы не так  обидно, если бы это делали «штатные» очернители россиян и нашей истории: Чубайс, Греф,  Соловьёв, Шейнин, Скобеева, Куликов, Собчак,  Нарусова, Леонтьев,  Клишас  и им подобные. Их отношение к русскому и украинскому  народам  известно. Но прочитать подобное в трудах  военно-морского историка и библиофила, доктора исторических наук, профессора, академика Петербургской академии истории  науки и техники, действительного члена  географического общества,  члена совета  ассоциации офицеров Российского флота, капитана 1 ранга В. Д. Доценко,  странно, хотя его «демократическая»  позиция известна. Виталий  Дмитриевич — автор многих печатных работ, в том числе книг, брошюр, киносценариев, сборников научных статей. Но возникает вопрос, на чью мельницу льёте воду господа, бывшие носители партбилетов,  принимавшие присягу на верность  Родине? Пора вспомнить напутствие Петра 1 – создателя российского военного флотакоторый отмечал: «…сей Устав учинили, дабы всякий знал свою должность и поведением никто бы не отговаривался». Со времён  Петра и поныне присягу принимали не только командиры, но весь  корабельный состав. В ней говорилось «со всею ревностью, по крайней силе своей, не щадя живота и имения», то есть жизни и имущества.

      В главе книги «Русские умеют умирать…», автор развенчивает миф о героическом подвиге моряков подобно тому, как это делают    бывший сотрудник  разведки В. Суворов,  известный антисоветчик А. Солженицын или  Н. Сванидзе. Доценко  описывает   морское сражение  и рассказывает о трагической истории корабля и  непростую судьбу  крейсера и его команды, однако его выводы и оценки,  унижают славный подвиг моряков. Учёного  особенно волнует,  почему командир «Варяга»  В. Ф. Руднев, получивший за бой  орден святого  Георгия четвертой степени и звание флигель-адъютанта, вскоре оказался в отставке и жил в деревне Савино Тульской  губернии? В 2023г. я с товарищем побывал в деревне Савино,  где покоится прах  командира крейсера «Варяг» В. Руднева. Спасибо работникам музея и всем,  кто помогает содержать музей, храм и могилу Героя,  за ту работу и помощь  которую они проводят дабы сохранить память о контр-адмирале,  командире крейсера «Варяг» В.Ф. Рудневе для потомков. Моряки всегда верой и правдой служили  народу и Отечеству. Так было, так должно быть всегда.

Президент МРОО «Мир океанам, профессор, контр –адмирал в отставке

                                                         В.А. Попович

8.02.2024г.