Добрым словом вспоминаем советского режиссера Владимира Басова

Вспоминая знаменитых кинорежиссёров, создавших славу советского кино, мы называем одного из тех, чья биография полностью уместилась в великие годы социалистического строительства.

Владимир Павлович Басов родился в 1923-м и ушёл из жизни в 1987 году. Какие знаковые даты! Первый год становления и развития СССР и печально известная годовщина события, изменившего политический и экономический курс страны: тогда, после Апрельского пленума ЦК КПСС, был взят курс на «дикий рынок». Вся жизнь Басова уместилась между двумя этими датами. Короткий, но такой насыщенный, подлинно исторический срок, оставивший непреходящую память.

Само появление этого человека на свет было сопряжено с громадными переменами, происшедшими в нашей стране. Он родился на исконно русской земле в Белгородской области, в старинном селе Уразово. Его отец, по национальности финн, выпускник известного Тартуского университета, как и тысячи образованных молодых людей, ушёл в революцию, в Первую мировую стал офицером и военным опытом овладевал на практике: воевал вместе с Чапаевым, был комиссаром, командиром в пограничных войсках. По окончании Гражданской войны он женился на дочери русского священника.

Молодую семью ждала долгая дорога в Среднюю Азию, где разворачивалась война с басмачами. Так и получилось, что детство будущего режиссёра прошло в походах и переездах. Он был одним из тысяч и тысяч новых граждан страны, у которых жизнь начиналась с отцовской будёновки. Его фамилией стала партийная кличка большевика-отца: Басов. В семь лет он пошёл в школу туркменского города Мары, а через год потерял отца, погибшего в бою с басмачами на границе.

Начались годы странствий. Вместе с матерью Александрой Ивановной колесил по всей стране. Учительнице везде находилась работа. Куда только не забрасывала их судьба — от южной до западной границы, пока не осели в Москве. Для будущего режиссёра настало время открытий. Он поступил в художественную школу, увлёкся театром, кино, почувствовал в себе дар лицедейства.

С такой нестандартной внешностью, как у него, о сцене можно было забыть. Но это его нисколько не огорчало: он чувствовал себя вправе заниматься любимым делом. Ещё не сдав выпускных экзаменов, стучался в институт кинематографии, чтобы узнать правила приёма на режиссёрский факультет. Но война смешала все планы.

Басов был из того железного поколения, которое целиком ушло на фронт прямо со школьной скамьи. В большинстве своём оно с войны не вернулось.

Фронтовая биография Басова достойна отдельного рассказа. После боевой подготовки в артиллерийском училище он в звании лейтенанта интендантской службы оказался в стрелковой бригаде и за образцовое выполнение обязанностей спустя два года был награждён медалью «За боевые заслуги». Созданный под его руководством ансамбль художественной самодеятельности дал 150 концертов в действующей армии. Затем в звании старшего лейтенанта стал командиром батареи миномётного полка. 23 февраля 1945 года во главе штурмовой группы обеспечил захват опорного пункта фашистской обороны, в бою был тяжело контужен, но после госпиталя вернулся в строй. За этот бой он был награждён орденом Красной Звезды.

В жизни его потом было много наград: и ордена, и звания. Но самыми дорогими оставались боевые награды Великой Отечественной войны.

Его уговаривали остаться в армии, но в 1947 году он наконец осуществил свою юношескую мечту и поступил во ВГИК, в мастерскую знаменитого режиссёра Сергея Юткевича. Это было самое счастливое время в его жизни. В послевоенных вузах царила атмосфера дружбы, взаимопомощи и радостного ожидания больших свершений.

Но фронтовикам было нелегко приспособиться к мирной жизни: не всё в ней было так, как ожидалось там, на фронте. Возникал разрыв между мечтой и действительностью. Отсюда и нервные срывы у людей, которые не дрогнули в огне войны, но пришли в смятение от обывательского ничтожества. К тому же кинопроизводство сворачивалось. Доходы приносили в бюджеты трофейные развлекательные ленты: немецкие, австрийские, американские.

Ко времени окончания института Басов оказался перед перспективой надолго застрять в ассистентах. Но не таков был характер у фронтовика, пришедшего с войны уже в звании капитана. Вместе со своим другом Мстиславом Корчагиным они добились самостоятельной постановки. Художественный фильм «Школа мужества» снимался по повести Аркадия Гайдара «Школа», известной режиссёрам с детских лет. Задача была интересная: сделать умное воспитательное кино для детей и молодёжи. Но сколько умения нужно было начинающим художникам экрана! Одна только работа с цветом требовала подлинного понимания кинематографической эстетики.

В самый разгар съёмок случилась трагедия: Мстислав Корчагин погиб в авиакатастрофе. И сколько же решимости и выдержки потребовалось от Басова, чтобы картину не закрыли и разрешили ему одному продолжать работу.

И вот успех: картина «Школа мужества» заняла десятое место в прокате 1954 года, а на кинофестивале в Карловых Варах получила приз как лучший юношеский фильм. Тем временем подоспели и новые времена, начался давно востребованный подъём кинопроизводства. Басов встретил его во всеоружии — признанным профессионалом. Из года в год выходят на экраны его новые фильмы. Он берётся за актуальные современные темы «на злобу дня», но драматургический материал не всегда его удовлетворяет. Ему нужны большие темы под стать всему пережитому им самим в послевоенные годы. Его привлекают большие и сложные литературные произведения, такие как романы Константина Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето», которые он успешно экранизирует, находя кинематографический эквивалент драматургическому материалу.

1960-е годы становятся для него годами больших художественных свершений. Басов воплощает на экране знаковые талантливые романы, отражающие дух и содержание советского времени.

Производственный конфликт, раскрытый Галиной Николаевой в романе «Битва в пути», был чрезвычайно актуален в те годы. Противостояние командиров индустрии Бахирева и Вальгана не случайно привлекло внимание режиссёра Басова. Конечно, он понимал, что социалистическая экономика уже подвергается нападкам со стороны рыночников. Фильм оказался востребованным и занял шестое место в прокате.

Успех «производственного» фильма показал, что зритель хочет серьёзного разговора о жизненных проблемах, о принципах, за которые по-прежнему приходится биться не на жизнь, а на смерть.

Отражение своих послевоенных мыслей и чувств Басов нашёл в романе Ю.В. Бондарева «Тишина». Живо вспомнились те вызовы, которые предъявила фронтовикам так называемая мирная жизнь. Режиссёр сам написал сценарий в сотрудничестве с Юрием Бондаревым, привнося много из своего ощущения времени. Фильм получил высокую оценку зрителей и главный приз I Всесоюзного кинофестиваля.

В те времена Басов не искал путей наименьшего сопротивления. Все его замыслы и результаты приходилось отстаивать в противостоянии с чиновниками. Он яростно защищал свою точку зрения, понимая, что его оппоненты, по сути, далеки от жизни и боятся правды.

Споры доходили до скандала. Отсюда и разговоры, что у Басова невозможный характер. Но в творческой среде уважали принципиальность Басова, поддерживали его идеи. Фильмы говорили сами за себя. После премьеры все сомнения и споры мгновенно кончались.

Ещё работая над «Тишиной», Басов размышлял о том, что хрупкий мир, воцарившийся на земле, надо беречь. Когда-то, находясь в действующей армии, он интересовался разведкой как одним из факторов успеха боевых действий. Теперь его заинтересовал роман В.М. Кожевникова «Щит и меч». И началась кропотливая работа с писателем над сценарием теперь уже четырёхсерийного фильма о советских разведчиках. Это была глубокая психологическая драма, основанная на понимании тайных пружин, движущих мировой политикой. Успех фильма превзошёл все ожидания. Зрительская аудитория превысила 200 миллионов человек.

Такой успех фильмов Басова определялся не только выбором актуальной темы, но прежде всего режиссёрским мастерством. У него был прицельный взгляд на актёров. Он безошибочно определял, кто ему нужен. Многие с его лёгкой руки сыграли свои первые роли в кино и стали необходимы экрану. Роза Макагонова, Леонид Харитонов, Наталья Фатеева, Олег Янковский, Валентина Титова, Станислав Любшин, Алла Демидова. Это был подлинно актёрский режиссёр и сам актёр по призванию. Для скольких талантливых людей несовпадение внешних и внутренних данных становилось настоящей трагедией, а для него — нет. Он нашёл способ удовлетворить свою страсть к лицедейству.

Он появлялся на киностудии «Мосфильм» всегда подтянутый, элегантный, этакий щёголь, но все работавшие здесь знали о его безграничных способностях к перевоплощению. И кто-то спешил окликнуть его: «Владимир Павлович, не зайдёте посмотреть, чем мы занимаемся?» И если он заходил, ему тут же предлагали «ролишку».

И хотя речь шла всего лишь об эпизоде, начинались серьёзные переговоры. Чаще всего персонажу предстояло возникнуть из ничего — из каких-то намёков и недомолвок. На съёмочную площадку исполнителю предстояло всё принести с собой облик, повадку, манеру общения, аксессуары.

У Басова был громадный запас жизненных наблюдений. Он хорошо знал тех, кого теперь предстояло отобразить на экране. Было в нём определённое обаяние, делавшее этого долговязого, некрасивого человека неожиданно притягательным. Несмотря на свой успех, Басов не собирался играть большие роли, но «поразмяться» в эпизоде, дать выход своему актёрскому темпераменту, как правило, не отказывался. На счету у него более сотни маленьких-удаленьких ролей в знаменитых и не очень известных фильмах, которые он обогатил своим присутствием: фотограф на свадьбе и тамада в застолье, кладовщик в цехе и квартирный маклер — на всех хватало его наблюдательности, сочувствия, юмора, а иногда и злой иронии.

Запас жизненных впечатлений у этого художника был громадный — всё шло в его творческую копилку. Жаль только, что волю своему актёрскому таланту он дал сравнительно поздно: снимался в своих первых фильмах, когда не было под рукой актёра на проходную роль.

Ему было уже сорок, когда он совершенно случайно оказался на съёмках фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» и согласился подменить заболевшего актёра. Образ рождался экспромтом прямо на съёмочной площадке. Всезнающий и самодовольный полотёр, который тешил своё самолюбие, выдавая себя за писателя, конечно, был подсмотрен в той среде, где амбиции создавали человека, будь он полотёром или писателем. Этот полотёр, появлявшийся ближе к финалу, помогал вдруг понять, что «добрый фильм» Данелии насквозь ироничен — не по отношению к простодушным молодым героям, а по отношению к тем, кто «пудрит им мозги». Этот полотёр стал символом наглого, вопиющего демагогического обмана.

Знаменитый полотёр открывает новую страницу в творческой жизни Басова: он становится востребованным актёром на эпизодические роли, появляется на экране каждый год, и не один раз. Шофёр в драматической «Тишине», директор музея в сатирической комедии «Тридцать три», милиционер в до сих пор популярной «Операции «Ы»…», эстрадный артист в «Фокуснике» — и так на протяжении более двадцати лет.

Его герои выходили из рамок эпизодов, у них появлялись имена и фамилии. Самым крупным, значительным из них стал булгаковский штабс-капитан Мышлаевский в «Днях Турбиных». Это было точное попадание в образ. Но и после такой серьёзнейшей работы в своём собственном фильме Басов оставался актёром эпизода.

Снимая всё новые и новые фильмы, он легко переходил от жанра к жанру, любил детское кино и отдавал ему много времени, участвуя в фильмах «Чиполлино», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Приключения Электроника». Для тех, кто родился уже в 1970-х, он так и остался принцем Лимоном в «Чиполлино» и собирателем пиявок Дуремаром в «Буратино».

Басов обратился к творчеству знаменитого английского драматурга Дж. Б. Пристли. Один за другим он поставил фильмы по его пьесам «Опасный поворот» и «Время и семья Конвей». Для Басова-режиссёра это было время больших размышлений: мир становился единообразным, и проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, верности и предательства — общими. Басов чувствовал это и выразил на экране своё критическое отношение к процессу духовной глобализации.

Но не переводная драматургия определяла путь этого режиссёра в искусстве. Магистральной для него по-прежнему оставалась современная советская литература. За экранизацию романа Юрия Скопа «Техника безопасности» фильм Басова «Факты минувшего дня» получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Он был народным не только по званию и русским не только по фамилии.