Добрым словом вспоминаем советского летчика Валерия Чкалова

Валерий Павлович Чкалов (1904-1938)

В этом месяце мы отметили 120-летие со дня рождения выдающегося летчика Советского Союза Валерия Павловича Чкалова, чьи знаменитые во всем мире полеты принесли славу нашей Родине. Время в полной мере высветило его славу и подвиги, которые обессмертили его имя. Нам хотелось бы напомнить лишь некоторые, но представляющиеся нам наиболее значимыми, события из жизни Валерия Павловича, благодаря которым его звезда загорелась на небосклоне героев нашей Отчизны. Загорелась, чтобы уже никогда не погаснуть.

Валерий Чкалов на протяжении долгого времени вынашивал идею перелета через Северный полюс, с которой однажды к нему пришел его товарищ Г.Ф. Байдуков. Вместе они отправились к наркому тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, который одобрил их идею. Однако был утвержден несколько другой маршрут – до Петропавловска-на-Камчатке, поскольку решили не рисковать жизнями летчиков, не зная метеорологических условий Северного полюса. К полету тщательно готовились: Чкалов считал, что в воздухе нет мелочей, для успеха перелета важно все. К перелету было приковано внимание всех советских людей, которые с волнением, тревогой и, конечно, с надеждой следили за его ходом, толпились у газетных киосков в ожидании новых сведений, а имена трех летчиков не сходили с их уст. Полет проходил в непростых метеорологических условиях: героическому экипажу пришлось бороться с циклонами, пролететь значительное расстояние в облачной пелене, лететь на огромной высоте над неприступными горами Якутии. Но они с честью выдержали все испытания, доказав, что они заслуживают гордого звания советских летчиков. Их победа над стихией вызвала бурю ликования и восторгов и была воспринята советским народом как победа всей нашей Советской Родины. Ежедневно на затерянный в Охотском море остров Удд, на котором они приземлились, приходили сотни приветственных телеграмм, на обратном пути их везде торжественно встречали, организовывали митинги в их честь. Как впоследствии вспоминала супруга Чкалова, у нее были некоторые опасения, что муж вернется другим человеком, испорченным неожиданно свалившейся на него славой. Однако ее опасения оказались абсолютно напрасными. Как сказал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза летчик и писатель М.Л. Галлай, «Чкалов успешно выдержал одно из труднейших человеческих испытаний, перед лицом которого не устояло немало видных личностей, – испытание славой».     

Спустя немного времени те же трое мечтателей, В. Чкалов, Г. Байдуков и А. Беляков, обратились в правительство с просьбой разрешить им перелет через Северный полюс, которым они продолжали грезить. Разрешение было получено, и началась подготовка к грандиозному перелету, которая потребовала невероятных усилий огромного количества людей: нужно было наладить связь с многочисленными пунктами по пути следования советского самолета, до мельчайших подробностей был разработан план оказания помощи в случае экстренной посадки, самолетам и ледоколам поблизости от маршрута перелета было поручено находиться в полной готовности. Перелет проходил в столь же трудных условиях, как и первый: экипажу пришлось иметь дело с туманами, циклонами, кислотным голоданием, обледенением. Однако мужественным летчикам ничего не было страшно, поскольку они отдавали себе отчет в том, что должны выполнить задание Родины и в полной мере оправдать ее доверие. Чкалов всегда повторял: «Лучше умереть, чем не выполнить задание Родины». Несмотря на все сложности, которые им пришлось перенести, летчиков не покидали оптимизм и бодрость духа. Самолет приземлился на аэродром города Ванкувер, нашими советскими летчиками была открыта кратчайшая дорога через Центральную Арктику, связывающая СССР и США. Как вспоминал Г.Ф. Байдуков, Чкалов, выступая перед американцами, сказал им, что подобно рекам Волге и Колумбии, которые, хотя и «находятся на разных континентах, имеют различный нрав и характер», все же «текут по одной и той же планете, не мешают друг другу», народы СССР и США «должны жить на одном и том же земном шаре мирно и совместной работой украшать океан жизни человечества».

Вернувшись на Родину, Чкалов принимал активное участие в общественной жизни, часто посещал клуб работников искусства, где познакомился со многими представителями творческой интеллигенции. Его жена позднее вспоминала в своей книге о муже: «Валерий Павлович был очень прост с людьми, общителен и доступен каждому человеку даже в годы своей яркой славы», а также он «был по-настоящему интеллигентным человеком», «не любил шумихи вокруг себя». В день своей гибели он позвонил жене и попросил ее, если он будет задерживаться, все-равно пойти на собрание в  Дом Учителя, где должно было обращаться их обращение об установлении шефства над школами, к которому, как считал Чкалов, надо привлекать больше знатных людей. Узнав трагическую весть, Ольга Эразмовна отправилась в Дом Учителя, выполнила последнюю просьбу супруга…

Погиб Чкалов в ходе испытательного полета на истребителе И-180. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Чкалов постарался увести самолет в сторону, чтобы избежать падения на жилые строения, и при снижении машина зацепила и оборвала высоковольтные провода на территории склада завода и врезалась в кучу дровяных отходов.

Слово «смерть» никак не сочетается с именем этого светлого, лучезарного, доброго и скромного человека, которому однозначно удалось ее победить и остаться живым в памяти благодарных потомков, которая проявилась в том числе и в переименовании улиц в его честь. Отрадно, что и в Нахабино есть улица имени Чкалова.