Я принадлежу к поколению, которое воспитывалось на таких фильмах, как «Молодая гвардия», «Смелые люди», «Летят журавли», «Орлёнок», «Баллада о солдате», «Девочка ищет отца», «Судьба человека», «Живые и мёртвые», «В бой идут одни «старики», «Они сражались за Родину». Эти и другие киноленты воспевали советского воина, объясняли побудительные мотивы нашего участия в мировой драме, педалировали ответственность за товарищей по оружию и судьбу близких.
В финале фильма «Жаворонок» бежавший из плена советский танкист останавливает машину, чтобы увести с дороги немецкого мальчика, и будет расстрелян преследователями. Для современных фильмов о войне всё слишком просто и не хватает эффектов
А что мы видим в современных картинах? Взрывы и яркие спецэффекты, новенькое (со склада) обмундирование на героях, замысловатые причёски у экранных фронтовичек, как будто они только что вышли из парикмахерской, и множество исторических ляпов. Поражает убогость сценариев, словно написанных под копирку, делающих кинопроекты похожими друг на друга.
Главная роль отводится положительному герою, которому мешают воевать нет, не немецко-фашистские захватчики, а тупой замполит и садист-особист. Известный факт, что при пленении советских военнослужащих оккупанты сразу же выявляли и расстреливали коммунистов и политработников. Именно в них видели угрозу, так как эти люди воодушевляли и вели в бой солдат, являясь стержнем Красной Армии. По уродливому же замыслу нынешних сценаристов особисты-смершевцы и комиссары были главными союзниками немецко-фашистских полчищ, разлагали Советские Вооружённые Силы.
Чтобы не быть голословным, сравню два фильма, снятых в разное время об одном и том же событии. В середине 60-х годов прошлого века на экраны Советской страны вышла замечательная кинокартина «Жаворонок». В ней рассказывалось о реальном историческом событии, когда летом 1942 года советские военнопленные угнали с полигона в Германии танк Т-34 и прошлись победоносным маршем по немецкой земле. Лента воспевала силу духа красноармейцев, их несгибаемую волю к победе и лучшие черты советского человека — гуманизм и сострадание. Фильм же «Т-34», снятый уже в наши дни, иначе как фальсификатом не назовёшь. В нём показаны трассы полёта снарядов и любовная история, достойная голливудского жанра. Но после его просмотра нет чувства безграничной любви к Родине, гордости за солдат, отстоявших её свободу и независимость, которые мы ощущали, выходя из зрительного зала, просмотрев киношедевр «Жаворонок». Кстати, я рекомендую молодым людям найти его в Интернете и посмотреть.
«Сказочная» дуэль танков на мосту в фильме «Т-34»
В праздники по случаю Дня Победы наше телевидение «порадовало» зрителей ещё одной халтурой под названием «Топор. 1943». Нет смысла обсуждать ляпы — фуражку непонятной формы на голове у маршала или участие в боевых действиях подразделения «Бранденбург». Отрицательный герой, майор из СМЕРШа, вызывает такое омерзение, что не стоит в одном ряду даже с гитлеровцами, изображёнными в «Топоре». Непонятно, как Красная Армия победила врага, имея в своих рядах таких упырей.
Здесь, мне кажется, самое время вступиться за людей, которые героически ковали нашу Победу и которых стали густо поливать чёрной краской с экранов безграмотные и неблагодарные кинодеятели, у которых один аргумент — «я так вижу».
Командир группы советских бойцов, совершивших побег на танке, предлагает спасение и по-рыцарски протягивает руку побеждённому «в дуэли» врагу
Основной задачей политработников на фронте было поддержание высокого морального духа бойцов Красной Армии. Этого они достигали благодаря храбрости, самоотверженности и личному примеру. Из 11 603 Героев Советского Союза, удостоенных этого высшего звания в годы Великой Отечественной войны, более 400 были политработниками. Олицетворением подвига политических бойцов являются Василий Клочков — военный комиссар 4-й роты 2-го батальона 316-й стрелковой дивизии Западного фронта, один из 28 героев-панфиловцев, которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва», а также Алексей Берест — замполит командира батальона 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии, водрузивший вместе с рядовыми Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария 1 мая 1945 года Знамя Победы над поверженным рейхстагом.
Особые отделы органов контрразведки с июля 1941-го по 1943-й находились в подчинении НКВД. Занимались агентурно-оперативной работой, боролись с дезертирством и вражеской агентурой, действовали на территории противника. 19 апреля 1943 года на основе особых отделов был создан легендарный СМЕРШ («Смерть шпионам»), в задачи которого входило уничтожение преступников в прифронтовой зоне и на освобождённых территориях, шпионов, разведывательно-диверсионных групп врага. Отбирались туда лучшие из лучших военнослужащих. Они всегда находились на переднем крае и несли большие потери. За годы войны четверо сотрудников СМЕРШа стали Героями Советского Союза. За всё время существования не было в его рядах ни одного случая предательства или перехода на сторону противника.
Неувядаемой славой в боях с оккупантами себя покрыли пограничники и бойцы войск НКВД. Это они приняли первый удар фашистов в Брестской крепости. На стенах казармы 132-го отдельного батальона войск НКВД в крепости осталась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.1941». Воины наркомата внутренних дел проявили в борьбе с врагом беспримерную стойкость и отвагу. Они защищали Ленинград, Киев, Сталинград, Москву и Одессу. Значительная часть легендарного Евпаторийского десанта в январе 1942 года состояла из милиционеров, которые полегли в бою смертью храбрых. И этих настоящих героев нынешние дельцы от кинематографа в своих фильмах изображают зверюгами и недоумками.
Президент России Владимир Путин на встрече с работниками культуры заявил о моде на фильмы с «оголтелыми энкавэдэшниками», подрывающие веру молодого поколения в государство. Надеюсь, замечание лидера будет услышано государственными деятелями, которые направляют на лживые проекты о войне немалые бюджетные средства.
Противостояние «героя-разведчика»… и «упыря-энкавэдэшника» в фильме «Топор. 1943».
Кинематограф является частью общей культуры. Она не товар и не услуга, а среда, в которой формируются будущие поколения. О том, что в воспитании молодёжи имеются серьёзные прорехи, свидетельствуют трагедия в 175-й гимназии города Казани и недавний подобный ужасный случай в Керчи. Безопасность детей невозможно обеспечить высокими заборами и колючей проволокой вокруг школ, а также количеством охранников. Она достигается созданием моральной атмосферы, в которой растут ученики, повышением авторитета учителя, идеалами, на которых воспитываются молодые люди. Для этого государство должно чётко обозначить понятные цели, к которым должно стремиться общество и добиваться их достижения всеми средствами, в том числе и кинематографическими.
Пока же я призываю единомышленников бойкотировать современные фильмы о прошедшей войне из-за отсутствия в них исторической правды.