Василий Попович: Какой флот нужен России — прибрежный или океанский?! ( С Днём Военно-Морского флота!)

В последнее воскресенье июля советские и российские  военные моряки отметят свой профессиональный  праздник День Военно-Морского флота. Этот праздник  в СССР впервые отмечался 24 июля 1939 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года.  Установление  Дня Военно-Морского флота неразрывно связана с одним из выдающихся  советских флотоводцев – адмиралом флота Советского Союза Н.Г.  Кузнецовым.  По его инициативе за два года до войны появился профессиональный праздник военных моряков  (Справка: День Вое́нно  — Морско́го фло́та  в постсоветской России отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля. Установлен Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации»).

      Для военных моряков это год особенный. 9 июня  2022г. исполнилось 350 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля России Петра Великого  –  императора и Самодержца Всероссийского. Петр 1 определил новое направление развития и укрепления  государства российского, прорубил окно в Европу и Мировой океан. Он основал и создал  регулярный Военно-Морской флот.  Благодаря  его кипучей деятельности  Россия стала  великой морской державой. Редкий,  уникальный случай, чтобы глава государства многие десятилетия фактически служил на флоте, проектировал и строил военные корабли, командовал ими, руководил морскими сражениями, заслужено имел высокое морское звание адмирал. Вся его жизнь и деятельность были связаны с морем и Военно-Морским флотом.

(Справка: «Морским судам быть» — эти слова Петра I предопределили появление дня  Российского военно -морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота).

Главная морская заслуга Петра в том, что он сумел привести многовековую борьбу русского народа за выход к морям к успешному результату.  Россия стала сильной морской державой, у неё появился свой военный флот.  18 мая 1703года создан Балтфлот. (Справка: В качестве даты основания Балтийского флота принято  18 мая 1703 года, хотя первые корабли будущего флота заложили  в конце 1702 г., а в самом начале зимы 1703 г.  решено заложить на Балтике мощный флот,  составлен  список судов первые из которых строили на Новгородской и Псковской верфях.   В ночь на 18 мая 1703г. 30 шлюпок с солдатами Семёновского и Преображенского полков под руководством Петра I и его ближайшего соратника А. Меньшикова, атаковали два шведских боевых корабля, которые остановились в устье Невы. Шведы не знали, что крепость Ниеншанц, возле которой стали на якорь, захвачена русскими солдатами. Пётр I воспользовался этим. В ходе атаки   были захвачены бот «Гедан» и шнява «Астрильд» из эскадры шведского адмирала Нуммерса, 18 пушек и 77 человек команды, из которых 58 погибли при штурме, а 19 взяты в плен. Победа  имела огромное значение для становления  Балтийского флота).

      Пётр Великий основал новые порты и укрепил ряд старых, в том числе: Таганрог, Астрахань, Кронштадт, Выборг, Ревель, Рига,  да и сам Петербург. При нем начали зарождаться:  кораблестроение, коммерческий флот, российская картография, искусственная система водных сообщений, морское законодательство и др. Тоесть страна стала превращаться в  морскую державу. Согласно первой Программы   строительства Балтийского флота Петр планировал построить: 12 кораблей, 10 шняков, 3 фрегата, 6 буеров, 1 буерс, 6 шмак, 10 шкут и 10 галер.    4 ноября 1722г. указом Петра 1 основан военный порт в Астрахани и создана военная флотилия. С формирование каспийской флотилии завершилось создание в России регулярного Военно-Морского флота на этапе петровского времени. Заложенная Петром 1 морская идея и сегодня по — прежнему состоит в том, что Россия по своим важным характеристикам должна оставаться великой морской державой. Петр не только основал флот российский, но и поставил его в один ряд с передовыми флотами мира, что дало России мировое признание. В годы советской власти флот стал океанским, одним из мощнейших в мире. Однако после развала СССР российский флот потерял былое могущество, оказался прибрежным.  Восстановить его  былое могущества  главная задача.  Личность Петра Великого была сложной, противоречивой, как любого выдающегося деятеля.  Всё это так или иначе сказывалось на  результатах его деятельности. Как заметил В. Г. Белинский  «…простой смертный вообще не в силах дать оценку Петру Великому, ибо Пётр – фигура в истории России провиденциальная, посланная свыше».  Петр понимал, что Россия должна быть великой морской державой, т.к. ее судьба навеки связана с морем.  Россию  омывают 13 морей, связанных с водами трёх океанов. Феофан Прокопович о создании Петром Великим регулярного Военно-Морского флота писал: «Негоже жить у моря и не иметь флота – морской флот полезен государству.  – Российское на море воинство благословил Бог». 

       Необходимость флота  заключалась в защите российского государства прежде всего на море.  С первых дней становления флот получил боевое крещение в борьбе с турками и шведами. Вместе с корабельными экипажами сражались морские солдаты (так называли тогда морских пехотинцев):  в  Гангутском сражении (1714г.), Эзельском сражении (1719г.); Гремганском сражении (1720г.) — со шведами в Северной войне (1700-1721гг.);  бились  с прусаками в Семилетней войне (1756-1762гг.);  брали  крепости   Кольберг,  Измаил, Корффу.  Моряки проявили  храбрость в Чесменском морском бою (1770г.); Патрасском сражении  (1772г.) Ревельском и Выборгском боях (1790г.);  сражались  с войсками   Наполеона;  находились  среди  восставших декабристов    на Сенатской  площади в (1825г.);  проявили  мужество  и стойкость в Афонском, Наваринском и Синопском сражениях с турками.  Несмотря  на гибель первой  Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре (1904г.),  и второй эскадры в Цусиме (1905г.), храбро сражались с японцами в  Цусимском бою и Порт-Артуре; участвовали в революционных событиях 1905г.; бились в ходе Первой мировой войны;  активно участвовали в революционных событиях 1917г. Александр III говорил: «Во всем свете у нас два верных союзника наша армия и флот».

        Героический  крейсер «Аврора» возвестил мир о свержении  царизма в 1917г. Люди в черных бушлатах храбро отстаивали  Советскую власть в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции; многие выполняли интернациональный долг   в Испании;  воевали  в   Финскую и Великой Отечественной войнах с фашизмом; в 1945 году громили японских милитаристов на Дальнем Востоке. Вместе с сухопутными войсками моряки  освобождали исконно русские земли — Южный Сахалин и  Курилы  Флот дал отечественной и мировой науке  таких выдающихся ученых, как изобретателя радио А.С. Попова,  кораблестроителей  А. Н.  Крылова, А.А. Попова, мореплавателей:   В.И. Беринга, М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, флотоводцев Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, С. И. Макарова, Н.Г. Кузнецова, С.Г. Горшкова, Л.М. Галлера, А.Г. Головко    и других.

    Человеком легендой стал матрос А. Железняков. Он неоднократно встречался с В.И. Лениным будучи делегатом II  Всероссийского съезда Советов, прямо из зала заседания отправился на штурм Зимнего. Храбрость, находчивость, недюжинный ум помогли ему стать одним из самых авторитетных флотских революционеров. Матрос А. Железняков закрыл заседание учредительного Собрания, отказавшегося признать завоевания революции. Он  остановил председательствующего словами: — «Караул устал! Требую прекратить заседание и разойтись».  Железняков  героически погиб командуя бронепоездом в районе станции Верховцево. Легендарной личностью был  матрос Н.  Маркин который по указанию В. Ленина сформировал Волжскую военную флотилию, стал её комиссаром. Маркин   активно  боролся за восстановление Советской власти в Поволжье. Он  на реке Каме у деревни Пьяный бор. Подобных  примеров множество. К сожалению, в годы измены и предательства  —  Горбачева, Яковлева, Ельцина, Кравчука, Шушкевича  иже с ними, отдельные флотские чиновники заняли выжидающую позицию, чем  способствовали  захвату власти ельцинистами. Они оказались менее патриотичны чем  старшие товарищи,   предали  присягу.

       В годы революции многие корабли погибли, а значительная часть была угнана за рубеж.  Флот оказался в тяжелом положении.   М.В. Фрунзе писал: «В сумме все это означало, что флота у нас нет». Активная работа по  его восстановлению началось после Х съезда РКП (б). по инициативе  В.И. Ленина.  Заботу о флоте проявила революционная молодежь и комсомол. Пятый Всероссийский съезд РКСМ (1922г.) принял решение о шефстве над флотом. В 1922г.   Всероссийский съезд  РКСМ  постановил «принять шефство над Красным Военным Флотом Республики». В  первый год шефства комсомол провел три мобилизации. Среди первых  наборов в Военно – морские училища были ставшие   флотоводцами: Н. Г.  Кузнецов, Г.Н. Холостяков, Ф.Г. Фадеев,  В.Ф. Трибуц, С.Г. Горшков,  Л.Г. Головко, Ю.А. Пантелеев, В.А. Андреев и  другие.

   Принятие в 1926, 1928 и 1936 гг. кораблестроительных программ дало возможность построить большое количество морских и речных кораблей, катеров, подводных лодок и вспомогательных судов.   В начале 30-х годов флот получил первые подлодки типа «Декабрист»,  «Щука»,  «Ленинец». В 1932 г. началось создание Тихоокеанского, а в 1933 г. Северного флотов. В  укреплении флота  огромная заслуга  И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, В.М. Орлова, Н.Г. Кузнецова  и других.  В 1934г.  началось  строительство эскадренных миноносцев по скорости хода и вооружению лучших (на то время) в мире, были заложены мощнейшие линкоры типа  «Советский Союз», крейсера типа «Киров»,  превосходившие по характеристикам корабли ведущих капиталистических государств.

         Благодаря большому вниманию к  развитию флота со стороны  партии и правительства и лично И.В. Сталина к началу войны с фашизмом  на советских судоверфях было заложено 533 боевых корабля (не считая катеров), из которых к началу войны сдано флоту 312 единиц. Среди них:  4 крейсера, 7 лидеров, 30 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 38 тральщиков,  8 речных мониторов, 206 подводных лодок,  477 боевых катеров и других.  К  дню фашистской агрессии в постройке находилось 219 боевых кораблей, включая 91 подводную лодку. Только за 11 месяцев 1940г. флот пополнили 100 боевыми кораблями. Хотя  об этом мало говорили, а делали много.           Советский Военно-Морской флот состоял из Балтийского, Черноморского, Северного,  Тихоокеанского и флотилий – Дунайской. Пинской. Каспийской, Амурской. Почти половина кораблей и орудий береговой обороны, треть авиации и зенитных установок были в составе Тихоокеанского флота, а крупные надводные корабли — линкоры и крейсеры входили  в состав Балтийского и Черноморского флотов.  Когда обстановка у границ Советского Союза  стала угрожающей,  Нарком ВМФ  Н.Г. Кузнецов приказал (19 июня 1941г.)  флотам перейти на оперативную готовность № 2, а в ночь на 22 июня  военные корабли  перевели в боевую готовность №1.

          Гитлеровцы ставили  задачу уничтожить флот в  военно-морских базах, создать заградительный барьер по линии Архангельск – Сталинград — Астрахань. С отходом Красной Армии  на Восток корабли Балтийского и Черноморского флотов, Дунайской и Пинской флотилии были переведены в запасные пункты базирования. Моряки – черноморцы  достойно встретили врага (командующий адмирал Ф.С. Октябрьский). В ночь 23 июня 1941г. авиация Черноморского флота нанесла удары по румынским нефтехранилищам в Констанце.     

    В начале августа 1941г. немецко — румынским  войскам удалось отрезать Приморскую армию и оттеснить ее от Одессы. Военный совет  флота 27  июня дал указание командованию Одесской военно-морской базы  во главе с контр-адмиралом Г.В. Жуковым  начать подготовку к обороне.   В середине сентября 1941г. фашистские войска вышли к Крымскому полуострову. Для усиления 51-й Отдельной армии  под командованием   генерал-полковника Ф.И. Кузнецова (в последующем генерал – лейтенанта П.И. Батова) командование  флотом выделило в помощь сухопутным войскам морские части под командованием офицера В.И. Мелехова.

     Упорные бои развернулись в средине  сентября 1941г., когда передовые части 11-й немецкой армии вышли к Перекопскому перешейку. В ходе обороны Крыма и Севастополя стойко сражались    моряки  под командованием капитана Г. Сонина,  морские пехотинцы  полковников Е. Жидилова,   П. Горпищенко, личный  соединения под командованием генерала  А. Юхимчука. В этих боях потери немецко-фашистских войск  составили  300 тысяч солдат и офицеров. За проявленную храбрость и  мужество защитников города Севастополя  Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Севастополя», которой  награждено около 100  тыс. чел., а 54 наиболее отличившихся, в т.ч. 26 моряков  удостоены звания Героя Советского Союза. Балтфлот  сражался на морских коммуникациях по которым  фашистские суда перевозили стратегическое сырье из Норвегии и Швеции.  В его  состав входили: по 2 линкора, легких крейсера, лидера, 19 эскадренных миноносцев, 66 подводных лодок, 48 торпедных катеров, 15 охотников за подлодками, спасательные  и другие корабли и суда. Авиация флота насчитывала 656 самолётов, в составе противовоздушной обороны  было 352 орудия.

       В ходе боевых действий при защите Либавы, Таллинна, Ханко, других баз моряки  сковали 100  тысячную фашистскую группировку армии «Север». Героическая оборона Либавы имела большое значение в срыве «молниеносного» продвижения противника к Ленинграду. В ходе  боевых действий отличились экипажи подводных лодок под командованием: капитана 2 ранга П.Д. Грищенко,  капитан – лейтенанта А.М. Матиясевича,   капитана 3 ранга А.И. Маринеско. Прославленный подводник А. Маринеско   потопил фашистский лайнер «Вильгельм  Густлоф» (13 января 1945г.), где находились    9 тыс. гитлеровцев, в том числе 3700 подводников. Фашисты нашли свою гибель в водах Балтики.   Моряки  и речники  сыграли важную роль в обороне Моонзундских островов, Военно — морских баз:  Таллинна, Ханко, Одессы, Ленинграда,   Севастополя, Керчи, Новороссийска,  Мурманска, Полярного, городов: Москвы, Сталинграда, Киева,  Старой Руссы, Николаева  и других. Флот осуществлял крупные воинские и народнохозяйственные перевозки, в т. ч. по ленд-лизу,  топил  корабли и суда противника. В обеспечении перевозки грузов по ленд – лизу отличились моряки Северного флота.

     Северный  флот внёс большой вклад в защите северных рубежей нашей страны.  Бесстрашные моряки СФ  топили вражеские корабли на море,  содействовал войскам 14-й армии в ходе обороны  Мурманска, сражались на полуострове Рыбачий и Средний, защищали фланги от ударов с моря. Флот   нарушал  морские  сообщения фашистов, наносил удары по военно — морским базам, портам и аэродромам врага,  защищал внешние и внутренние коммуникации, сопровождали конвои  следовавшие в СССР  по ленд – лизу, принимали участие в  освобождении многих районов  Заполярья и Северной Норвегии.   

   Большая  заслуга моряков  Северного флота в обеспечении бесперебойных поставок  техники, вооружения,  имущества и продовольствия по ленд-лизу.     Моряки- северяне  восстанавливали разрушенные военно — морские базы, судостроительные и судоремонтные   заводы, несли боевую вахту на просторах морового океана, осваивали новые надводные и подводные корабли, ракетное и ядерное  оружие, гибли в холодных водах Северного и Атлантического океанов.   Победа в Северной Атлантике досталась не легкой ценой  для союзников и для нашей страны. Об этом напоминает  поставленный в мае 1985 года в Мурманске памятник в честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы фашистской агрессии. Он также  является символом  боевой дружбы  двух главных северных городов и портов страны – Архангельска  и Мурманска, на долю которых выпала основная  тяжесть  принимать и обслуживать союзные конвои. Важную роль в обеспечении ленд-лизовских поставок сыграл Тихоокеанский флот.  Только на ТОФ было поставлено: торпедных катеров -95, сторожевых кораблей -56, больших охотников за подводными лодками – 32, сторожевых катеров – 20, тральщиков – 55, десантных судов и иных плавучих средств – 31,   другая техника, вооружение, оборудование, продовольственные и  материалы.

    Моряки дрались на воде и суше, героически отстаивали  каждую пять родной земли ибо понимали всю опасность фашистской агрессии. Они не щадили себя ради победы над врагом, ибо цель фашистов была в том, чтобы уничтожить страну и истребить наш народ.  Вот, что говорил  Гитлер: «Славяне созданы, чтобы работать на немцев. Наша цель – поселить в местах их проживания 100 млн. немцев. Вокруг городов будет пояс из красивых деревень, по ту сторону будет другой мир. Там пусть живут русские. Мы возьмем лучшие их земли. В болотах пусть ковыряются славянские аборигены. Лучше всего для нас, если бы они объяснялись на пальцах. Никаких печатных изданий! Надо отучить их мыслить. От грамотности русских только вред. В каждой деревне поставить столб с громкоговорителем, чтобы сообщать новости и развлекать. Да, развлекать и отвлекать от политических, научных и вообще каких-либо  знаний. Передавать простую ритмичную музыку. Она бодрит и повышает трудоспособность». Подобное отношение немцев и их союзников по  НАТО  к славянам  и сегодня. Главные враги нынешней России США, Англия стоящие во главе  НРТО,  и Израиль, куда вывезены несметные богатства бывшего СССР. Их задача вместе с засевшими на всех уровнях власти разрушить остатки СССР — России и истребить как можно больше русских  и других славянских  (непокорных) народов.  

     Бесстрашно сражались на Дальнем Востоке   моряки – тихоокеанцы и амурцы против японских милитаристов.     9 и 10 августа военно – воздушные силы Тихоокеанского флота  под  командованием генерал – лейтенант авиации П.Н. Лемешко нанесли массированные удары по Расину, Сейсину и другим городам и портам Кореи. Командованием ТОФ   высажено 18 морских десантов, из них 15  в порты Северной  Кореи, на остров Сахалин и Курильскую гряду. К августу 1945 года  Квантунская  армия  насчитывала 24 дивизии и 12 бригад сухопутных войск, 1155 танков, 5360 орудий и миномётов, 1800 самолётов. Японский  гарнизон на Курилах насчитывал 80 тыс. чел., они яростно сопротивлялись. На  острове Шумшу их гарнизон  насчитывал – 8500 чел. Здесь  совершили бессмертный подвиг морские пехотинцы  Н. Вилков и П. Ильичев,  закрыв своим телом амбразуры вражеских дотов. В ходе сражений с японскими милитаристами моряки освобождали Курилы, Южный Сахалин, морские порты Кореи и Китая,  сражались в других боевых операциях    

      Военно – Морским флотом  СССР сыграл важную роль в разгроме врага на море и суше. Было  уничтожено около 1400 вражеских транспортных судов и примерно 1300 боевых кораблей и вспомогательных судов противника. Авиация флота уничтожила около 5 000 вражеских самолетов, За годы войны  флот высадил свыше 110 морских десантов, численностью свыше 250 тыс. человек, при этом  не дав  высадить врагу ни одного морского десанта. На всех  театрах  военных действий флотом было доставлено 100 млн. тонн грузов. Как и весь советский народ, моряки продемонстрировали  массовый героизм и верность присяге.

         За мужество и героизм,  проявленные в боях за Советскую Родину 350 тысяч моряков и морских пехотинцев  награждены орденами и медалями, около 600 стали Героями Советского Союза, а семеро дважды, 78 кораблей присвоено наименование гвардейских, 238 кораблей награждены боевыми орденами. Только за разгром японских милитаристов  170 тыс. тихоокеанцев награждено медалью «За победу над Японией», 30 тысяч другими правительственными наградами. 51 чел. получил  звание Героя Советского Союза. Все флоты – Черноморский, Северный, Тихоокеанский – стали Краснознамёнными, а Балтийский флот – дважды Краснознамённым. Все крупные приморские города – Ленинград, Одесса,Севастополь, Новороссийск, Керчь, Мурманск  в обороне которых важную роль сыграли  военные моряки стали городами – Героями, а отде6льные городами воинской славы — Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Архангельск, Полярный, Таганрог,  Феодосия, Туапсе  и другие.  

  В приказе ВГК И.В. Сталина от 22 июля 1945г. №371 сказано:     «В период обороны и наступления Красной Армии наш флот надежно прикрывал фланги Красной Армии, упиравшиеся в море, наносил серьезные удары по торговому флоту и судоходству противника и обеспечил бесперебойное действие своих коммуникаций. Боевая деятельность советских моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством. Моряки подводных лодок, надводных кораблей, морские летчики, артиллеристы и пехотинцы восприняли и развили все ценное из вековых традиций русского флота. На Балтийском, Черном и Баренцевом морях, на Волге, Дунае и Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Флот до конца выполнил свой долг перед Советской Родиной. Товарищи краснофлотцы, старшины и офицеры! Советский народ хочет видеть свой флот еще более сильным и могучим. Наш народ создает для флота новые боевые корабли и новые базы. Задача флота заключается в том, чтобы неустанно готовить и совершенствовать кадры моряков, полностью освоить боевой опыт Отечественной войны, еще выше поднять морскую культуру, дисциплину и организованность в своих рядах. Поздравляю вас с Днем Военно-Морского Флота Союза ССР! Да здравствует Военно-Морской Флот Советской державы и его героические моряки!». Военные моряки всегда защищали интересы станы и народа. Так было, так должно быть всегда. Однако после развала страны  СССР-России интересы народа оказались на втором плане.

      Вторая мировая война  закончилась подписанием  акта о безоговорочной капитуляции Японии. Это случилось 2 сентября 1945г.  в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури».  Со стороны СССР акт подписал генерал – лейтенант К.Н. Деревянко.  Казалось,  победа над фашистской Германией и милитаристской Японией навсегда освободит   человечества от фашизма и японского  милитаризма.  Но мир пошёл по другому пути. Бывшие союзники  по борьбе с фашизмом прежде всего США, Англия создали блок НАТО и стали нагнетать обстановку в мире. Внешние и внутренние враги фашиствующие элементы и потомки   бандеровско-власовских недобитков   добились  развала Союза ССР. Это привело к многочисленным вооружённым конфликтам которые продолжаются по сей день. 

    Задача  опомнится, прекратить  творимый   беспредел учинённый ельцинистами. Настало время  вернуть разрушенное   государство. Здесь  слово должны сказать и военные моряки. 24 июня 1945г. в Параде Победы на Красной площади   в Москве  чеканили шаг   порядка 160 моряков Северного, Балтийского, Черноморского флотов, а также Днепровской и Дунайской флотилий. Тогда диктор сообщил:  «идет сводная колона Военно-Морского флота. Защитники Одессы, участники героической обороны Севастополя – города бессмертной славы, балтийцы, уничтожившие немецкие дивизии у стен Ленинграда». Сводный полк моряков возглавлял вице-адмирал В.Г. Фадеев. В параде участвовали представители флота Герои Советского Союза  В.Н. Алексеев,  Ф.Е. Котанов,  В.Д. Шаройко  и другие.

     Вторая мировая война закончилась появлением новых носителей и оружия массового поражения, что оказало большое влияние на послевоенное строительство флотов. Ядерный удар США по японским городам Хиросиме и Нагасаки  6 и 9 августа 1945 года заставил человечество по-новому взглянуть на вопросы войны и мира. 29 августа  1949 г. в Советском Союзе  испытана первая атомная бомба. Вот уже почти 73 года  ядерное  оружие обеспечивает  мирное небо над головой.  

    В сентябре 1949г. по приказу министра Вооруженных Сил СССР,  маршала Советского Союза А.М. Василевского был сформирован специальный отдел при Главнокомандующем ВМФ который занимался вопросом  создания и испытания атомного оружия для флота.  Огромный вклад в создание атомного флота   внесли адмиралы и офицеры ВМФ П.Ф. Фомин,   Е.Н. Барковский,  Г.Е. Золотухин, В.Н. Чернавин, В.В. Зайцев, Р.А. Голосов, Л.А. Матушкин и другие.  В сентябре 1952г.  по инициативе ученых А.П. Александрова, И.В. Курчатова, Н.А. Доллежаля, И.  Сталин принял решение о создании атомного подводного флота. 9 августа 1957г. АПЛ  проекта 627 спущена на воду, а 17 января 1959г. принята  в  эксплуатацию. Началась новая эра в истории флота.

     Период 1946 – 1991гг. вошел  в  историю  как годы «холодной войны», когда мир стоял на грани ядерной катастрофы. Гонка вооружений распространилась на все сферы: землю, воздушное просторы и  морское глубины. Наиболее значительным гонка развернулась  в мировом океане.  С 1946  американцы сотни  раз использовали свои вооруженные силы за границей, где главную роль играл флот. Они с НАТО угрожают России.       После смерти И.В. Сталина  партийные и государственные руководители, а вместе с ними партийно-политические органы армии и флота потеряли бдительность. К руководству страной  и силовых структур просочились враги Советской власти и трудового народа – хрущёвы,  андроповы, питоврановы, пономарёвы, горбачевы, ельцины, кравчуки,  волкогоновы, сорокины, гайдары, чубайсы  и другие. Они совместно с западными спецслужбами развалили великую  державу. Теперь стоит задача восстановить ее – но как? Случилось это  потому, что патриоты, коммунисты-ленинцы    пренебрегли  заветами  Ильича: «…Кто забудет о постоянно грозящей нам опасности, которая не прекратится, пока существует мировой империализм – кто забудет об этом, тот забудет о нашей трудовой республике».

       В годы Советской власти  корабли бороздили все моря и океаны планеты, а на них гордо развивался  флаг ВМФ. Ныне флот России стал прибрежным и для достижения былого могущества потребуются десятки лет усиленного труда не только моряков.  Флот СССР насчитывал  около 500 тыс. человек,  1880 боевых кораблей, 361 ПЛ, из них 185 атомных. Советский надводный флот имел более 1500 единиц в том числе: 309  основных классов и подклассов  (авианесущие и атомные крейсера), 38 ракетных и артиллерийских крейсеров, 69 эсминцев, 194 больших противолодочных и сторожевых кораблей, более 1100  других классов и подклассов. Всё это разрушено, продано,  уничтожено. После многих лет разрухи  флот стали восстанавливать  и хочется верить флот займёт достойное место среди боевых частей Вооруженных сил страны.

    За более чем 320 лет российский (советский) флот имел не только взлёты но и  падения,  победы и поражения. Но несмотря на разного рода трудности  сумел возрождаться. Наиболее сильный удар флоту нанесён ельцинистами но всё же он сохранился.   Хотя никто ответственности за учинённый развал страны и фота не понёс.  Наш народ очень доверчив и прямолинеен.  Внутренние и внешние враги ловко окутали Россию, стравили наши братски славянские  народы, о чем враги мечтали веками. Это большая ошибка, поэтому надо остановится,  найти взаимоприемлемое решение, жить в мире и согласии. К великому сожалению у нас  дефицит чиновников — патриотов думающих о России, прежде всего русском народе, его кровных братьях. Мало тех, кто  готов  отстаивать интересы государства. Мы сначала делаем, а потом начинаем думать, а надо  наоборот.  Живём по принципу: «Чего изволите господин начальник?».   И слепо выполняем эти указания.

      Патриоты  должны исправить допущенные промахи и ошибки, в том числе касающиеся флота.  России недостаточно быть большой по территории, иметь огромную береговую линию, которую омывают более десятка морей   принадлежащих бассейнам трех океанов. России надо иметь,  мощный, океанский флот, а для такого флота  требуется надёжна судоремонтная база, как было в ВМФ СССР.  Корабль без своевременного обслуживания и ремонта – груда металлолома. Как  писал русский ученый – историк Е.Ф. Шмурло: «Великие народы существовать  без моря не могут».

   России нужен мощный океанский флот. Как это было в годы Советского Союза. Флаг наших военных кораблей должен реять на всех морях и океанах. Но это возможно если изменить политику грабежа и истребления народа.     Ветераны остались  верны  единожды принятой присяге СССР-России.  Главное, чтобы молодое поколение моряков не забывало тех, кто не дрогнул, не предал, не изменил. Хочется верить, они вернут былую мощь и славу флота, а вместе с ним и нашу великую Родину.  С праздником Вас  дорогие моряки и морские пехотинцы, ветераны флота и МП,  славного Военно-Морского флота страны  За нашу    Родину – Стойте как скалы!

      Член Президиума ЦС, президент  МРОО «Мир океанам», контр-адмирал,  ветеран  ВМФ и морской пехоты СССР-России

                                                                             В.А. Попович

24.7. 2022г.