Ставка на модернизацию экономики при сохранении «статус-кво» олигархического капитала?

Кому проводить модернизацию российской экономики? Не уж то зарубежному капиталу?

Весьма существенным представлялся следующий вопрос – кому прочили роль локомотива модернизации экономики, о которой в рассматриваемое время говорили многократно? Практика показывает, что «чемпионами» приватизации, к которой призывали и призывают правящие круги, становятся либо иностранные компании, либо представители приближённого к власти олигархического бизнеса. Вполне понятно, что первые не заинтересованы взращивать своими руками сильного конкурента. Напротив, достаточно вспомнить, как зарубежные фирмы, получив в собственность предприятия российского ВПК, машиностроения, парализовали их производственную деятельность. Наивно рассчитывать на иное.

Одновременно заметим, что обладание иностранным капиталом большей частью российского производства и банков России до 1917 года не способствовало проведению ускоренной модернизации экономики, превращению нашей страны из аграрной в индустриальную. Если иностранцы инвестировали в инфраструктуру, в промышленность, то исключительно ради удовлетворения конечной цели создания условий для расширения возможностей экспорта из России хлеба, но не более того. В любом случае данная практика не решила задачу обеспечения технологической безопасности нашей страны. Станки, машины и оборудование приобретались за рубежом. И прекращение их поставок в момент начала Первой мировой войны парализовало производство, транспорт, работы на селе и т.д., о чём, между прочим, писал в своих мемуарах А.И. Деникин. Поэтому нет смысла наступать на прежние грабли.

Господство «офшорной аристократии» и экономический прорыв России — вещи несовместимые

Что же касается российской олигархии в лице находящихся в тесной связки высшего чиновничества и крупного бизнеса, то противозаконное завладение ею в процессе приватизации средствами производства, совершённое с применением коррупционных и иных противоречащих правовым нормам схем, побуждает у них один-единственный интерес – как можно быстрее отмыть наворованное за рубежом. В итоге целые отрасли народного хозяйства медленно, но верно переходят под контроль иностранцев, со всеми вытекающими для России последствиями. Практически никто не отрицает столь очевидного факта. Но некоторые предлагают для возврата отраслей экономики в национальную юрисдикцию сфокусировать внимание на создании «благоприятного инвестиционного климата», на укреплении «гарантий защиты прав собственности». О ком конкретно идёт речь? Если о народных предприятиях, о мелком бизнесе, о национальном производстве в целом, то здесь трудно спорить. Если вышеприведённые фразы используются для защиты доминирующего капитала, обогащающегося на экспорте сырьевых ресурсов либо на участии в государственных заказах при осуществлении инфраструктурных проектов, то данная прослойка располагает множеством финансовых, налоговых и правовых преференций. Что же делает уязвимым их положение? Чтобы найти конкретный ответ на вопрос, важно проиллюстрировать обстановку в электроэнергетике, сложившуюся после её «реформирования» на рыночный лад. Так, 19 декабря 2011 года председатель правительства РФ В.В. Путин, присутствуя на запуске нового энергоблока Саяно-Шушенской ГЭС, повреждённого взрывом в 2009 году, вынужден был констатировать, что в российских регионах контроль над энергетическим комплексом захвачен приближёнными к руководящим представителям власти компаниями. И семейные кланы злоупотребляют монопольным положением на рынке, что приводит к непрерывному росту тарифов.

Сами кашу заварили — сами её и расхлёбывайте

Нетрудно догадаться, как будут действовать те, кто коррупционным путём присвоил государственную собственность, кто вступает в монопольный сговор, оборачивающийся затягиванием удавки на шее народа, на национальной экономике. Совершенно очевидно, что клептократов не интересует ничего, кроме стремления замести следы собственной «бурной деятельности». Они явно не будут настроены на долгосрочное инвестирование в Россию, на добросовестное выполнение перед государством налоговых обязательств – соответствующая прослойка стремится всё спрятать в офшоры. Они (что высшие чиновники, что крупные коммерсанты) отдают себе отчёт в том, что на каждого представителя соответствующей группировки есть компромат и в случае перехода дороги высшим должностным лицам хранящийся у них скелет в шкафу может быть вытащен. Потому и действуют известным способом. И после этого рассусоливают про «уязвимость права собственности», про «плохой инвестиционный климат»! Что же, сами набедокурили, а ещё мечтают, чтобы на их деяния закрыли глаза! Совсем совести нет у клептократов! Стало быть, речь идёт о поощрении разворовывания государства и общества и, соответственно, выжимания из страны соков в пользу яхт, дворцов и богатств «избранных»? Но готовы ли мы ради прихотей и алчных интересов богачей рисковать будущим России? Ни за что!

Усиливать, а не снижать роль государства в экономике

Собственно говоря, выводы Владимира Путина тоже не могли не вызвать множество вопросов. Так, сперва казалось, что он вроде называет вещи своими именами, говоря и про захват семейными кланами стратегически значимых отраслей, про вывод ими их в зарубежную юрисдикцию. Многих обнадёжила констатация им факта уязвимого положения России. Например, в своей статье «Нам нужна новая экономика», опубликованной в «Ведомостях» 30 января 2012 года, В.В. Путин дал следующие характеристики нынешней модели развития: «фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию», «крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции; от колебания цен на основные экспортные товары». Он добавил, что «иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, — для России непозволительно». В этой связи Владимир Путин поставил задачу переход к новой экономике «с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг,  с эффективным сельским хозяйством», к экономике, работающей «на современной технологической базе». Блеск! Но как и за счёт чего будут достигаться соответствующие цели?

В.В. Путин в упомянутой статье открытым текстом писал  о «частных инвестициях» как о «главном источнике создания новых производств, новых рабочих мест», о «снижении доли государства в экономике». Ничего более контрпродуктивного для современных условий трудно вообразить. Со времён «перестройки» наша страна идёт этим курсом и результат его очевиден. Практика целого ряда стран доказывает, сколько бы не «упорядочивать» неолиберализм, сколько бы не увеличивать его дозировку, суть остаётся единой. К рассматриваемому нами периоду весь мир признал, что соответствующая модель зашла в тупик. Устоявшие в условиях международного кризиса и продолжавшие демонстрировать высокие темпы роста ВВП страны (особенно Китайская народная республика, Вьетнам, а на постсоветском пространстве – Белоруссия) доказывали продуктивность системы, предусматривающей сочетание плановых и рыночных начал в финансово-экономической сфере, доминирование государства в ключевых отраслях производства при параллельном функционировании частной инициативы в сферах, связанных с обслуживанием, с торговлей, с мелким бизнесом.

Власти защищают «чемпионов» приватизации

В.В. Путин в своей статье даже затронул вопрос собственности в целом, итогов приватизации в особенности. Ранее он признал, что основные сектора экономики контролируются аффилированным с чиновничеством бизнесом, что их владельцы безраздельно господствуют на рынке, постоянно занимаются тарифным диктатом и переводят активы за границу. Казалось бы, прямой резон провести национализацию хотя бы аналогичную той, которая периодически осуществляется в «развитых» капиталистических странах (напомним, что в 2008-2009 гг. правительство США и ряда стран ЕС использовало соответствующую меру в качестве одной из составляющих антикризисной политики). На худой конец – хотя бы восстановите торжество законности, инициируйте проведение расследования сомнительной деятельности высших бюрократов и крупных монополистов, примите в отношении запятнанных в коррупции и в экономических преступлениях предусмотренные законом меры реагирования. Однако власть категорически не помышляла о воплощении в жизнь соответствующих идей. Вы обратите внимание на следующие слова Владимира Путина: «В обществе много говорят о том, что приватизация 1990-х гг., включая залоговые аукционы, была нечестной. И я с этим полностью согласен. Но отъём собственности сейчас, как предлагают некоторые, привёл бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы. Кроме того, многие нынешние собственники этих активов формально являются добросовестными приобретателями. Они не нарушали принятых тогда законов. Многие из них модернизируют предприятия, вводят новые рабочие места, являются эффективными собственниками. Поведение их в период кризиса 2009 – 2010 гг. показало, что существенно выросла и социальная ответственность бизнеса».

Лучше бы не упоминали о действиях капиталистов во время первой волны мирового финансово-экономического кризиса. Вся страна видела, как вчерашние «капитаны бизнеса» и «эффективные собственники» с момента падения мировых цен на энергоносители в один миг оказались на грани банкротства, как крупные олигархические компании едва не ушли за долги в собственность зарубежных банков и корпораций. И именно масштабные финансовые вливания государством в крупнейшие финансово-промышленные группы уберегло их на плаву. И лишь дальнейшее повышение на международных рынках цен на энергоносители вернуло олигархам прежнее доминирование. Но какое это имеет отношение к реальной модернизации, к реальному развитию производительных сил России?

Возможно, кто-то из нынешних магнатов формально в соответствии с нормами закона приобрёл активы ключевых отраслей. А кто-то мог продолжать действовать по схемам, широко применяемым после развала СССР. В любом случае статьи Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях о недопустимости совмещения государственной службы и предпринимательской деятельности, злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке никто не отменял. О каком же «отсутствии нарушений законодательства» со стороны «эффективных менеджеров» тогда может идти речь? Более того, возбуждение после 2015 года уголовных дел в отношении многих представителей федерального и регионального чиновничества и в отношении «опекаемых» ими крупных компаний наглядно продемонстрировало, как представители «элиты» купаются в роскоши на фоне усугубления бедственного положения России, не останавливаясь перед нарушениями законодательных норм. Конечно, речь идёт не о борьбе с коррупцией, а, скорее, об имитации властью самоочищения. Тем не менее, предъявление обвинений конкретным представителям клептократов не оппозицией, а подконтрольными правящему режиму правоохранительными органами напрочь исключает версию о «распространении порочащей власть дезинформации с целью дестабилизации политической обстановки».

Получается, что надо было оставить всё в неизменном виде, сохранив основные отрасли экономики в руках тех, кто, мягко говоря, сомнительным способом завладел ими, кто не самым лучшим образом использовал производственный комплекс, сырьевые ресурсы, кто душил тарифной удавкой народ и реальный сектор экономики и в довершении всего переводит их в зарубежную собственность? При таком раскладе компрадорская олигархия будет продолжать господствовать. Сформированная в результате «реформ» социально-экономическая модель обеспечивает её доминирующее положение. Следовательно, соответствующая прослойка не заинтересована в модернизации и в новой индустриализации. При таком раскладе угаснут все надежды и на выход России на стезю ускоренного экономического роста, и на последовательное решение социально-демографических проблем, и на укрепление национальной безопасности государства, и на непрерывное отстаивание геополитических интересов нашей страны.

Деолигархизация экономики — залог ускорения развития России

Одновременно обратим внимание на несостоятельность заявлений о полном крахе экономики, который якобы наступит при проведении антиолигархической политики. Можно привести множество примеров целого ряда стран, которым удавалось выбраться из трясины кризиса благодаря воплощению в жизнь соответствующих мер. Мы лишь остановимся на итогах политики правительства Е.М. Примакова и Ю.Д. Маслюкова, которое совместно с Генеральным прокурором Ю.И. Скуратовым пересматривало результаты приватизации, инициировало расследование сомнительной деятельности ельцинских «реформаторов» и представителей «семибанкирщины». И что в итоге? Только за октябрь 1998 – март 1999 гг. промышленное производство выросло на 23,8%. Более того, попытка очищения страны от диктата олигархии, от криминала пользовалась поддержкой и со стороны народа, и со стороны множества региональных «элит», и со стороны огромного количества национального капитала и производственников, и со стороны множества политических партий и движений, представлявших разные идейные течения. А взять политику губернатора Иркутской области коммуниста С.Г. Левченко по фактическому установлению государственного контроля над лесной отраслью, по пресечению налоговых махинаций участников данной сферы, по ликвидации лазеек, позволяющим филиалам крупных российских монополий уходить от честного налогообложения и мы увидим, что это всё пошло на пользу субъекту РФ. Так, только в 2015 – 2018 гг. доходы областного бюджета увеличились с 206,1 млрд. рублей до 316 млрд. рублей, валовой региональный продукт вырос с 1001,7 млрд. рублей до 1 434 млрд. рублей, инвестиции в основной капитал – с 206,1 млрд. рублей до 316 млрд. рублей. Следовательно, время наглядно продемонстрировало, на чей стороне правда.

Таким образом, все вышеизложенные события, развивавшиеся в 2008 – 2011 гг., а также характер намерений власти обернулись снижением в указанный период общественного доверия к высшим должностным лицам. И это не могло не привести к весьма существенному росту количества россиян, отдавших на выборах в Государственную Думу голоса политическим партиям, не имеющим отношении к «единороссам», а в дальнейшем готовых протестовать против фальсификации выборов, не ограничиваясь словами.