Когда-то дети изображали из себя взрослых, сегодня наоборот: взрослые активно косят под детей. Никто не имеет права стать не то, что старым, об этом и речи нет — даже просто немолодым. Лучше всего оставаться дошкольником, лет эдак 6. Вообще, современные СМИ, общественный дискурс, вся атмосфера общества — ориентированы на шестилеток. Вернее так: на взрослых, сохранивших незамутнённость ума, свойственную дошкольникам. Кто-то из американских режиссёров сказал, что кино в Америке создаётся в расчёте на цветного подростка — его уровень понимания и образ мысли. У нас это, вероятно, соответствует детсадовскому образу мышления и всем его милым особенностям. В чём они состоят? А вот.
Sancta simplicitas — святая простота
Любой разговор, любое рассуждение должно быть простым. Признаются только простые мысли и простые решения. Ничего не должно быть сложного, неоднозначного. Никаких тебе «с одной стороны», «с другой стороны» — это из нудного мира взрослых, который преодолён в ходе поступательного развития современной цивилизации. Все явления делятся на плохие и хорошие. Ну, как в детском саду: зайчик — какой? Хороший. А волк — какой? Плохой. Точно так и у взрослых шестилеток: социализм был плохой, а капитализм — хороший. Сегодня мы ушиблись об капитализм — и он вот-вот станет плохим. Ровно в той же мере, в какой прежде был хорошим. Когда-то любили либерализм и «невидимую руку рынка», а сегодня либерализм — плохой. Плохой — и всё тут.
Что всё хорошее — хорошо не абсолютно, а недостатки — суть продолжение достоинств — всё это слишком сложно и нудно, а потому отвергается. К тому же, сколько-то сложные рассуждения могут навести на мысль о том, что ты чего-то не понимаешь и даже, страх сказать, по своим умственным дарованиям в принципе не способен понять, а это будет недостаточно позитивно. Про позитив поговорим чуть позже, а сейчас — про святую простоту.
Все предлагаемые объяснения всех без изъятья явлений должны быть простыми и одноходовыми. Например, «Живём плохо, потому что Путин», или «Во всём виноваты чиновники», или «А как же по другому-то может быть, когда у нас такая экология?», «Во всех нормальных странах это есть, значит, и нам надо». Соответственно, и меры к исправлению чего-то неудовлетворительного предлагаются строго простые и одноходовые. Например, запретить чиновникам воровать. Или вот: ввести ЕГЭ, чтобы было как за границей. Или что-нибудь во что-нибудь переименовать. Или слить два ненужных по отдельности ВУЗа, чтобы получился один нужный.
Таков способ мышления не властей, не чиновников, не продажных журналюг — вовсе нет. Это способ мышления всех нас, это вообще уровень общественного сознания и общественного обсуждения проблем. Креативные и интеллектуальные мыслят ровно так же, достаточно ознакомиться с материалами так называемой оппозиции.
Вообще-то, любовь к простым мыслям была издавна свойственно русской интеллигенции. На это обращали внимание ещё авторы «Вех». Но там было несколько другое. Русская дореволюционная интеллигенция не ценила самоценностной мысли, не уважала чистое философское творчество, поскольку ей казалось, что всё это недостойная роскошь, непозволительная в трудную пору борьбы за освобождение страждущего человечества. Тогда склонность к простым мыслям было проявлением своеобразного интеллигентского аскетизма. Сегодняшняя простота питается из иного источника. Это простота впадения в детство.
Ничего серьёзного сегодня обсуждать нельзя, и ничего нельзя обсуждать серьёзно. (Это разное: обсуждать серьёзное и обсуждать серьёзно). Вдруг получится нудно? Поэтому обо всём нужно говорить весело, желательно приплясывая, качаясь на качелях или едучи в автомобиле, и очень коротко. Американцы установили, что современный телезритель не способен отслеживать развитие какой-то мысли долее трёх минут; дальше он отвлекается. Я часто выступаю перед своими продавцами и подтверждаю: это так. Они, люди старшего поколения и в подавляющем большинстве с высшим образованием, воспринимают только простое и занятно выраженное. Это дети, привыкшие есть только конфеты, ничего другого их желудок не переваривает. Никакие цифры и выкладки, требующие минимального умственного напряжения, не воспринимаются. Происходит отталкивание: чушь, нудьга.
С.Г. Кара-Мурза разоблачает «манипуляции сознанием», с научной скрупулёзностью разбирая нелепости, которые признаются важными государственными текстами или писаниями авторитетных философов и публицистов. Он постоянно твердит о повреждении логики, о потере количественной меры.
(Кара-Мурза больше четверти века пудрит мозги, отлично зная, что словосочетание «манипуляция сознанием» — бессмыслица. Есть буржуазная пропаганда, принципы которой давно сформулированы и объясняются на квазинаучной основе. А потеря логики и количественной меры — сугубо вторичное явление. Первичное — интересы буржуазии, класса паразитов, и в этом все дело).
Всё это так, но теперь можно уже говорить не о повреждении, т.е. болезни, а просто о возникновении некоей новой нормы — нормы мышления шестилетнего ребёнка. В этом мышлении нет места количественной мере, в нём нет цифр. Что-то, вроде физики без формул, которую, говорят, уже кое-где начали преподавать, чтобы никого ничем не затруднить и не озаботить. Цифры, если и приводятся, то просто так, для украшения и придания тексту солидности. На них не базируется познание предмета. Любой предмет заранее объявляется «хорошим» или «плохим» — как зайчик и волк.
При отсутствии счётной меры можно нести любую околесицу — и всё прокатит. Пипл схавает. Например, высшие должностные лица и сам Путин говорили о том, какие успехи достигнуты у нас в сельском хозяйстве. Про урожай сообщалось, что он необычайно высок, выше всех советских показателей. При этом было собрано всего 86 млн. тонн, в то время как в советское время меньше 100 вообще не собирали, а бывало и 127 (в 1978 г.). И это вполне открытая статистика, которая есть и в справочниках, и в Интернете. Каждому она доступна, но отпала привычка и потребность обратиться к цифрам. Все — и высшие, и низшие — оперируют дикарскими понятиями «один, два, много». Ну, в крайнем случае, до пяти по пальцам.
Я уже писала про то, как г-н Ясин, гуру Высшей школы экономики, по «Эху Москвы» патриотически гордился успехами нашего земледелия в либеральную эпоху: в совке зерно закупали, а в наши дни от наступившего изобилия — стали аж вывозить за границу. И невдомёк учёному господину, что вывозим мы зерно только потому, что истреблён главный его потребитель — скотина. Зерно вывозим, а мясо покупаем. А собираем мы того зерна существенно меньше, чем под гнётом тоталитаризма. И всё это прокатывает, и г-н Ясин продолжает оставаться крупным учёным-экономистом, а вдохновляемая им ВШЭ — престижным и желанным учебным заведением.
(Ясин никакой не крупный ученый, а крупный прохиндей на службе у крупного жулья. И вся его школа вроде Суркова и проч. — того же поля ягодки).
«Забвенье, и круженье, и движенье»
Мелькание — возможно, главная характеристика современного дискурса. Как шестилетка не может сосредоточиться ни на чём дольше пяти минут, а дальше он отвлекается и забывает, о чём шла речь, точно так и современный человек ни на чём не сосредоточен, думает одновременно обо всём — и ни о чём. Учителям первоклассников или воспитательницам детсадов рекомендуют постоянно менять занятия: пописали — поговорили — порисовали — попрыгали.
Современные СМИ поступают точно так же: они предоставляют клиенту материал для новых впечатлений и одновременно формируют его мышление таким образом, что он испытывает острую потребность в этих мелькающих впечатлениях. Сегодня все бубнят о Химкинском лесе. Завтра — о пожарах. Отгорели пожары — и выветрились в сознании, как едкая гарь из атмосферы. И нет их. То вдруг педофилы явились на сцену, а потом, может, явятся крокодилы, и о педофилах забудут, словно и не было их сроду.
Вот помните, были такие оборотни в погонах. И кто знает, где они? Кто сегодня о них вообще помнит? Кто-то украл миллиард. Или у него украли? Бог весть… Ладно, следующая тема! Не зависать же нам на этой чепухе. Ведь каждый день приходят новые, самые свежие новости. И за всеми нужно поспеть, ничего не пропустить.
Такое мельтешение лучше всякой цензуры способно скрыть любые уродства, манёвры и манипуляции. Не надо ничего намеренно скрывать и замалчивать, сказать можно всё, что угодно. Любое разоблачение будет через пять минут прочно погребено под кучей нового информационного мусора. И опять-таки тут зависимость двусторонняя. С одной стороны, СМИ навязывают публике это мелькание. С другой — сама публика просит и даже требует мелькания, иначе ей скучно. Миллионы испытывают почти физическую потребность в коротких новостях, передаваемых по всем каналам массовой коммуникации. Некоторые даже за рулём, стоя в пробках или на светофоре, ухитряются подчитывать новости с телефона, одновременно вполуха слушая радио. Простое и короткое — вот на что есть запрос, и он сполна удовлетворяется.
Всё равно всему
Маленький ребёнок рисует человечка величиной с дом, а цветочный горшок больше автомобиля. В сознании современного человека отсутствует представление об относительной величине предметов и событий, а также о субординации этих величин. Самое большое — то, о чём сейчас больше всего говорят. Заполошные «Пуськи» по важности равны и превосходят, например, почти полную остановку промышленной деятельности в нашей стране. Пуськи — это да, это событие, а вот что мы приходим в магазин и почти ничего не видим отечественного производства (осуществлённая мечта тридцатилетней давности — сплошной импорт!) — так вот это никакая не новость, а так — нудьга. То, о чём принято говорить (и думать! и признавать важным!) иногда напоминает мне обсуждение предпочтительного цвета обоев, когда у дома вот-вот рухнет крыша. И ведь рухнет!
Весёлые картинки
Когда-то знаменитый педагог Ушинский развил идею наглядности обучения. Малолетки трудно воспринимают рассуждения, а вот показ, картинка — это им в самый раз. Сегодня человеку постоянно показывают картинку — по любому поводу. Он не имеет нужды усиливаться и что-то там соображать и домысливать — его преследует картинка. Наглядность, так сказать. На его способность к мало-мальски абстрактному мышлению никто не полагается. Положим, по телевизору говорят: «Наступило лето» — тут же летний пейзаж, а то вдруг кто-то забыл, что такое лето.
Помню какую-то передачу о сельском хозяйстве. Ведущий хотел сказать, что в конечной цене хлеба зерно занимает сколько-то процентов, столько-то — мельница, столько-то пекарня, столько-то торговля. Так вот он резал для наглядности буханку на соответствующее количество частей. Таким манером, кажется, Мальвина объясняла Буратино простые дроби — на яблоке. Вот такой нынче умственный возраст взрослой аудитории.
Наличие картинок — настолько острая потребность, что в моей компании есть штатный дизайнер, и она без дела не сидит.
Как-то мне попалась статья художника Андрияки, где тот сетует на падение творческого духа молодых художников, их наблюдательности, воображения. Судя по результатам их, живописцев, художественной деятельности — так оно и есть. Некоторые психологи считают, что появление цветного телевидения и цветной фотографии сильно подорвало воображение людей: им уже ничего не надо воображать и домысливать, всё изначально дано. Вполне допускаю, что это так.
Когда-то книжки с картинками были для детей, а взрослые — считалось — способны и сами представить, что к чему. Чтение — ведь это довольно творческий процесс: человек сам создаёт своё внутреннее «кино». Сегодня все превратились в дошкольников, испытывающих нужду в картинке. Есть сегодня и книжки-картинки. Не для дошкольников — для взрослых. Большим успехом пользовались многотомные книжки-картинки телеведущего Парфёнова по истории СССР. И то сказать, читать там, разбираться, глаза портить. А то ли дело картинка и короткий текст: полистал и порядок.
Обыкновенное чудо
Ребёнок верит в чудо, в волшебство, в колдовство: «Явись, лесной олень, по моему хотенью, умчи меня, олень, в свою страну оленью…». Ребёнок живёт наполовину в действительности, наполовину — в сказке. Потом это проходит. Взрослый начинает жить в действительности с её неумолимыми объективными законами. Он тоже иногда не прочь погрузиться в мечту, в грёзу, но понимает, что это ненадолго, что это понарошку, не взаправду. Это как в театр сходить. Он смотрит на сцену, сопереживает персонажам, но и понимает, что это только лишь спектакль. Он точно знает, что в определённый момент спектакль закончится и он возвратится в реальность, где действуют законы этого мира — физические, химические, экономические. Главный из этих законов — это универсальный закон сохранения материи и энергии, в силу которого нельзя получить что-то из ничего. Чудо — это как раз и есть в большинстве случаев получение чего-то из ничего. Так вот во взрослом нудном мире этого нет.
На этом рациональном, практическом, в чём-то скучном, лишённом чуда миросозерцании базируется наука и техника нового времени. Рациональное мышление — это не что-то такое, что дано человеку от природы — это плод определённого воспитания и обучения. Детство человечества и детство отдельного человека, напротив, проходит под знаком мышления мифологического, сказочного, чудесного. Когда-то, в начале советской власти, пытались поскорее внести в сознание детей рациональное мышление, столь полезное для освоения науки и техники. Для этого решили прекратить рассказывать детям сказки, а вместо них сообщать важные «положительные», сведения о природе и технике. Не вышло! Дети всё равно хотят сказки, верят в сказки и живут в сказке. Об этом рассказал Чуковский в книжке «От двух до пяти».
Сегодня наблюдается ровно обратное. Рациональное мышление заменяется сказочным. Уже не дети, а вообще все — живут в сказке, не отличая чуда от реальности, веря в чудо и призывая его. «Пикапу-трикапу скорики-морики, явитесь передо мной, летучие обезьяны!» «Бабушка пошептала — и всё прошло». Достаточно назвать поля и перелески Москвой — и оно будет Москвой, и всё наладится, и всё будет чрезвычайно хорошо. Поцелуй, красна девица, чудо-юдо — и станет оно прекрасным принцем. Ну, примерно, как после переименования милиции в полицию. Была гадкая продажная ментура, а стала элегантная народолюбивая полиция. Даже и целовать никого не надо — только вывеску сменить. Разве не чудо? Достаточно изменить форму собственности, как дивным образом починится то, что развалилось, и всё заработает как нельзя лучше. Пикапу-трикапу!
Мы ничего не производим, а уровень жизни — дивно повысился. Чем не чудо? Иногда, правда, чудеса дают сбой. Например, произошла приватизация квартир — ура, мы — собственники! И тут вылезает подлянка: оказывается, собственник обязан на свои деньги ремонтировать дом, где он живёт. А у него нет денег, и вообще он не обязан, он маленький человек, он хочет чуда, а оно где-то застряло по пути. Такое тоже случается, но оно не способно подорвать общую веру в чудо.
Вторичное погружение в сказку потребовало новой литературы. Буквально в последние десятилетия распространилась литературная сказка для взрослых — фэнтези. Успех Гарри Поттера, вампирских саг говорит всё о том же — о погружении взрослых людей в мир грёз. Научная фантастика уже не интересна; говорят, её читают только в Китае. А что ещё должны читать в мастерской мира? А мы, постиндустриалы, уже воспарили.
Кем мечтает стать, когда вырастет, типичный детсадовец? Известно: космонавтом, балериной, знаменитостью. Но, вырастая из сказки, молодые люди рациональной эпохи легко переориентировались и становились водителями, слесарями и зоотехниками.
(Увы, сегодня и детсадовец не мечтает ни о космосе, ни об успехах в науке или искусстве. Он с пеленок мечтает «брать от жизни все, что можно». И мы видим детей с глазами стариков и граждан в расцвете лет с мировоззрением тех же дебильных детей).
Сегодня всё не так. Девушка (да и парень тоже), выросшая в атмосфере сказки, мечтает стать звездой. Звездой чего? А всё равно, но непременно звездой. Селебрити. И в этом молодёжь убеждает повседневно сказываемая сказка: все эти фабрики звёзд, всякие там телешколы, кастинги и т.п. Вся атмосфера убеждает: настоящая жизнь — только там, это возможно, ты сумеешь, надо только захотеть. На фоне мечты о звёздной карьере любое занятие можно расценивать только как временное и случайное, как дрянь, скуку и убожество. И надо пытаться, пытаться ещё и ещё и тогда — получится. Сказка порождает массу несчастных, беспочвенных, неприкаянных людей, презирающих себя и свою жизнь.
Распространено мнение (его, в частности, продвигает С.Г. Кара-Мурза), что все эти сказки — способ одурачивания народа властью.
(Кара-Мурза продвигает по сути то же одурачивание. Но в значительно более опасном виде — под маркой борьбы с оным).
Не без того, конечно. Но мне думается, что дело обстоит гораздо хуже. И власть, и народ так думают. Не во всех случаях, не обо всём, но думают. Это их образ и уровень мышления. Не случайно спичрайтершей Медведева была сочинительница каких-то детских сказок, пленённая Гарри Поттером. Вообще, одурачивание — это, как правило, процесс взаимный, двусторонний. Жертва активно помогает злодею.
Сегодняшняя жизнь чрезвычайно напоминает Остров Дураков, описанный Н. Носовым в знаменитом романе «Незнайка на Луне». Кто забыл, речь идёт об острове в океане, куда свозили бездомных коротышек, их там кормили, развлекали, показывали мультики, крутили на каруселях, и они постепенно превращались в баранчиков, которых стригли. Виртуальный Остров Дураков — это современные СМИ. Наше общество потребления купно с цивилизацией досуга и развлечения — это Остров Дураков реальный.
(Именно так!)
А вот Рудяк Ирина Изяславовна придумала прекрасную метафору современной жизни — «глобальная песочница». Так и есть — весёлая такая детсадовская песочница.
На мою неоконченную запись пришло много комментариев, за которые неизменное спасибо. Среди них выделяется один, который просто, что называется, не в бровь, а в глаз.
«Сегодня хотела дать почитать дочке, что необходимо уметь кинологу и где этому учат. Она любит собак и думает на этом этапе о кинологической профессии. Я успела только ввести в Яндексе слова «как стать…» дальше вывалились подсказки, которые составлены из наиболее частых похожих запросов… и знаете, что ищут люди по запросу «как стать»? Держитесь крепче!
— как стать русалкой в реальной жизни
— как стать феей прямо сейчас
— как стать русалкой
— как стать красивой
— как стать вампиром
— как стать богатым
— как стать русалкой из h20
— как стать уверенной в себе
Понимаю, что, скорее всего, это дети и подростки, но шокирует… кругом эльфы 42-го уровня… А где же врачи, строители, учителя?.. В общем, было смешно, а потом грустновато..»
(Может быть, кому-то и смешно читать подобные «наиболее часто встречающиеся» подобные запросы, но мне вовсе не смешно с самого начала. Когда я рассказываю нечто подобное студентам, они веселятся, а я спрашиваю: «Почему смеетесь? Ведь я говорю страшные вещи!»)
Это не чьи-то там праздные придумки — это непосредственное шевеление живой жизни. Раз из Яндекса само вываливается — значит, именно этим народ больше всего интересуется (Кстати, я бы тоже не прочь стать русалкой: плаваешь себе взад-вперёд, я люблю поплавать, а надоело — на ветвях сидишь, хвостом болтаешь, и на работу таскаться не надо…).
(Да не народ интересуется, а одноклеточный планктон! И ужас как раз в том, что весь народ усиленно превращают в этот самый планктон!)
Наш друг позитив
О позитивном мышлении сегодня не говорит только ленивый. Современный успешный человек обязан позитивно мыслить, или, как ещё выражаются, «быть позитивным». Обратное позитивному мышлению, очевидно, мышление негативное. Негативное мышление предписано преодолевать. Быть негативным — это большой нравственный изъян. Такого урода, по выражению Мармеладова из «Преступления и наказания», не просто изгоняют, а «поганой метлой выметают из компании человеческой». Негативному не место в современном сияющем мире тотального позитива и гламура.
Имеется море литературы о том, как воспитать в себе позитивное мышление и даже курсы и семинары по соответствующему предмету. Позитивное мышление — это мышление только о хорошем. Любая информация о плохом или даже просто о не феерически прекрасном — отвергается. Более того — она блокируется на входе, так что и отвергать её не требуется. От плохого позитивный гедонист просто отворачивается. Или закрывает глаза: тогда плохое исчезает.
Имеется целый ряд бешено популярных глашатаев (или апостолов) позитива. Это люди, которые пишут предельно простые, лубочные книжки, проводят семинары, выпускают аудио- и видеокассеты, где говорится, в сущности, одно и то же: всё будет хорошо, только надо любить себя и позитивно мыслить. Ведущим автором такого рода является Наталья Правдина, выпускающая миллионными тиражами такого рода литературу. Среди простых людей, главным образом, женщин, она пользуется популярностью пророка. Люди платят деньги за то, чтобы услышать: «Всё будет хорошо, ты — самая лучшая, достаточно мыслить позитивно». Ну, а если у кого-то что-то не достаточно хорошо — значит, сам виноват: недостаточно позитивно мыслил. Вперёд будешь позитивнее.
Позитивное мышление в значительной мере овладело умами молодёжи. Вот что я наблюдаю уже довольно давно.
В одной небольшой компании работает пожилая женщина и её молодая начальница. Начальница постоянно раздражается на свою пожилую сотрудницу за то, что та рассказывает о каких-то недостатках окружающей жизни: закрылись промышленные предприятия, кризис в сельском хозяйстве, изношена инфраструктура. (Пожилая сотрудница по своей докатастроечной профессии — инженер-технолог). Молодая начальница не опровергает слова сотрудницы — нет. Она морщится от её своеобразной бестактности: та не позитивна, в то время как современный человек обязан быть позитивным.
«Позитив» это вовсе не другое название старого доброго оптимизма. Они отличаются радикально. Оптимист уверен в конечной победе добра над злом и старается во всём увидеть положительную сторону и конструктивную возможность. Вместе с тем, он видит и плохие стороны реальности и вовсе не отвергает их, не закрывает на них глаза. Он думает о них, чтобы исправить, искоренить. Например, советскому человеку руководящая доктрина предписывала быть оптимистом: в 30-е годы решительно осуждали т.н. «нытиков и маловеров». Однако и критика недостатков была частью общей культуры («Сделаем так, чтобы в лоб, а не пятясь, критика дрянь косила. В этом лучшее из доказательств нашей чистоты и силы» — Маяковский). В этом радикальная разница оптимизма и позитива.
(Именно так! Маяковского следует цитировать почаще!)
Позитивный гедонист старается думать только о хорошем и получать маленькие удовольствия: дарить себе маленькие подарки, заходить в кафе, смотреть на что-то привлекательное. Такой настрой создаёт громадный оборот всякой пустяковой чепухи, которой люди, воспитанные таким образом, непрерывно себя радуют.
Вообще, сверхценность того, что в данную минуту ты видишь перед глазами, это важная составляющая часть современной гедонистической культуры. Надо стремиться непрерывно смотреть на красивое. Поэтому люди крайне пристрастно выбирают место в ресторане или в кафе. Им в высшей степени не безразличен интерьер даже того помещения, в котором он находится четверть часа. Раньше надо было просто поесть — и заняться делом. Теперь дело как-то исчезло, и на первое место выдвинулся сам процесс жизни в его микроскопических подробностях. Огромное значение имеет вид из окна. В одном и том же доме, по сообщениям риелторов, вид на более красивый пейзаж может удорожить квартиру в полтора раза.
(Блеск! Планктон ликует!)
Жизненная позиция позитивного гедониста чрезвычайно напоминает психологию доживающего свою жизнь старика. Он уже не может ничего изменить в окружающей жизни, значит, и думать о плохом не имеет смысла, поэтому он блокирует всякую отрицательную информацию. Он хочет лишь получать маленькие удовольствия и стремится непрерывно радовать себя мелкими подробностями жизни. Он наблюдает шевеление жизни за окном: вот птичка прилетела, цветочек распустился, внуки купили мороженое…
Мне рассказывал один бывший высокопоставленный сотрудник ЦК КПСС, что на последних этапах жизни Л.И. Брежнева перед его сотрудниками стояла важная задача: ничем не огорчить и не опечалить Леонида Ильича. Он категорически отвергал всякую не положительную информацию. Вот такая психология больного старика свойственна сегодня молодым и продвинутым.
(Добавим: такая психология свойственна сегодня всем обитателям Кремля, независимо от возраста).
Современный человек — всё больше и больше напоминает старика, впавшего в детство.
Ужасы нашего городка: кому, зачем и для чего?
Вместе с тем, в СМИ и обывательских разговорах почётное место занимают ужастики: рассказы о кровавых преступлениях, отравлениях, экологических катастрофах. Обо всём этом рассказывают с каким-то восторженным вожделением. Это тоже важный элемент сказочного сознания: наряду с феями должны существовать Леший и Баба Яга, без них сказка была бы пресной и скучной. Дети всех возрастов, от шести до шестидесяти и дальше, обожают страшилки — это что-то вроде комнаты страхов или аттракциона в парке развлечений, где ты вот-вот сорвёшься в пропасть, но всё-таки остаёшься сидеть в удобном и вполне безопасном кресле.
Точно так и обыватель сидит себе на диване, а на большом плоском экране знай себе орудуют серийные убийцы, маньяки-педофилы, чиновники-клептоманы, разворовавшие пол-России. Коррумпированный чиновник сегодня что-то вроде Кощея Бессмертного — некое художественное воплощение зла, с которым следует бороться, но победить нельзя и не надо, т.к. в этом случае потребуется кто-то на его место, иначе сказка не сказывается. И так-то ему, обывателю, уютно, развлекательно, познавательно!
Иногда он вдруг приходит в ужас, но это не такой ужас, который побуждает к действию — это виртуальный «ужоз», который просто щекочет нервы и спасает от скуки. Этот «ужоз» — чисто театрального свойства. Взрослые малолетки, прочно угнездившиеся в сказке, научились воспламеняться виртуальными чувствами, и в том находят большое удовольствие.
Сказка может быть доброй, но в этом случае она имеет ограниченный успех. Гораздо лучше сказка страшная. Она сильнее впечатляет, бьёт по нервам. Это что-то вроде виртуального глутамата натрия — усилителя вкуса, раздражающего вкусовые рецепторы и превращающего безвкусную еду во вкусную. Общее падение энергетики, всеобщая бледная немочь вызывает потребность в шуме, оре, кровавых драках, громогласных скандалах и ужасах любых калибров.
(Верно!)
Перед программой «Время», которую я смотрю больше по сформированной ещё в детстве привычке, чем из желания узнать что-то новое, я иногда вижу окончание какого-то ток-шоу, где крикастые тётки, непрерывно ссорясь, рассказывают какие-то кровавые драмы. Вот это и есть самое оно — жуткое и влекущее, и переперчённое, и слезливое.
Вообще, стиль литературно-телевизионной продукции — это стиль жестокого городского романса: смесь вульгарной грубости со слащавой сентиментальностью. Тут тебе и рыдающая горничная, соблазнённая коварным извозчиком, и мордобой пьяных фабричных в подворотне в городке Окурове…
Так что ужастики — не только не помеха Позитиву, но и, напротив, его необходимейшее дополнение. Ужасы — это не что-то такое, с чем надо бороться и победить. Это — необходимая часть той сказки, в которой мы живём.
К сожалению, сказка часто становится былью. Непрерывно говоря об ужасах, мы повышаем вероятность их возникновения в реальности. Есть даже психологический термин — «синдром Вертера». Имеется в виду, что после публикации бешено популярного романа Гёте «Страдания молодого Вертера», где герой стреляется, многие молодые люди стали подражать ему. Так и у нас: после «Бедной Лизы» молодые девушки стали топиться от несчастной любви. Статистически доказано, что подробный рассказ в СМИ о катастрофе повышает вероятность возникновения новой.
(Можно добавить: не случайно каждый Новый год показывают пресловутую вовсе не смешную вроде бы комедию «Ирония судьбы, или с легким паром», где герой находит свое счастье, напившись в бане до чертиков. А ведь оное питие представляет повышенную опасность для жизни: масса подражателей Жени Лукашина заработали инфаркты и инсульты от банных возлияний)
Здесь и сейчас
Дошкольник не знает ни прошлого, ни будущего — он живёт сегодня. И это естественно: прошлого он не знает, будущего предвидеть не может, а настоящее — так заманчиво, день так длинен.
Современная расхожая философия для обиходного употребления именно так и призывает жить. Она внушает мотыльковый стиль существования: от рассвета до заката. Лозунги, соответствующие этой жизненной позиции, хорошо усвоены населением; они же преподаются на курсах жизненной мудрости. Вот они: живи сегодня (ещё говорят: «живи в отсеке сегодняшнего дня» — так сформулировал знаменитый гуру современного человечества Дейл Карнеги); решай проблемы по мере их возникновения; нет ни завтра, ни вчера — есть только сегодня.
(Карнеги, будучи выдающимся психологом, но психологом до мозга костей буржуазным, делал большой бизнес на дураках. Сегодняшний планктон этих самых дураков превозносит).
Потребительский кредит приучает к жизни в долг, в то время как традиционные жизненные ориентиры осуждали такую позицию; считалось, что на приобретения надо деньги копить. Но глобальному бизнесу привычка к накоплению не выгодна: если человек копит, положим, на жильё, он не тратит денег на милые пустяки. А милые пустяки — это огромный оборот. По некоторым сведениям, торговля и общественное питание в аэропортах приносит больше дохода, чем авиаперевозки, хотя кажется чем-то сугубо вспомогательным и второстепенным.
Привычка жить в долг приводит к совершенно ложному представлению о своих реальных материальных возможностях. Простой обыватель начинает ощущать себя гораздо более имущим, чем есть на самом деле (что, кстати, дополнительно утверждает его мнение о себе, как о пупе земли и повышает общий уровень позитивности).
К примеру, перед кризисом 2008-го года на Кипре доводилось наблюдать такую картину. Привозили целые самолёты англичан, далее их перегружали в автобусы и везли к местам продажи недвижимости, где они в долг скупали всю подряд предлагаемую недвижимость на стадии проектирования. Простецкий вид пассажиров этих автобусов напоминал те давнишние автобусы, которые приезжали когда-то в Москву «за колбасой». Только вот эти лихо скупали дома и землю на Средиземном море. Они что — все такие богатые? Да вовсе нет. Всё это дело, понятно, финансировали банки тогдашними дешёвыми и изобильными деньгами.
Такое поведение как банков, так и обывателей привело к раздуванию ипотечного пузыря и далее к кризису. Жизнь в кредит — это вообще огромный соблазн для «малых сих», и этим соблазном широко пользуется глобальный капитализм. Но прежде, чем это всё заработало, понадобилось отключить естественную человеческую опасливость: а что же дальше-то будет? Смогу ли я расплатиться? Вот именно для того, чтобы таких мыслей не возникло, ему и говорят: живи сегодня, завтрашнего дня нет.
Интересно, что под влияние этой философии попадают не только простые обыватели (что объяснимо и простительно), но и «мужи разума и совета» — например, правительство Соединённых Штатов и др. стран. Наращивание государственного долга, не говоря уж о долге корпораций, ощущается как не слишком прекрасное, но вполне допустимое явление.
(Объяснимо — да. Простительно — нет. Власть имущие — это те же тупые обыватели, капитализму другие не нужны. Полезно читать Сталина — он их видел насквозь).
Возможно, здесь мы имеем дело с часто наблюдаемым обстоятельством: пропагандист или торговец сам оказывается жертвой своей пропаганды, т.е. начинает искренне верить в то, что сам же и придумал для манипуляции другими людьми. Это часто случается с политическими и коммерческими пропагандистами. Это очень заметно в последних дневниковых записях Геббельса, это же я повседневно наблюдаю в рассказах продавцов прямых продаж. (Кстати, в Германии «пропагандистом» называют человека, который стоит где-нибудь на выставке и показывает в действии какой-нибудь прибор или устройство, сопровождая это непрерывным рассказом и ответами на вопросы публики. Это лишний раз подтверждает неоспоримое: политический пропагандист и торговец — люди одной профессии).
(Подмена понятий. Надо ясно понимать разницу между пропагандой буржуазной и пропагандой коммунистической. К сожалению, этой разницы часто не понимают даже те, кто заведует пропагандой и агитацией в выборных партийных органах)
Жизнь в отсеке сегодняшнего дня приводит к тому, что обсуждение будущего в прессе и литературе возможно только в стиле фэнтези или гороскопов. Тут возможны и лучезарные прогнозы, вроде превращения Москвы в мировой финансовый центр, и удвоения ВВП, и страшилки, вроде схода Земли с орбиты под влиянием астероида. Всё возможно в мире сказки. Единственно, что невозможно — это любое конструктивное обсуждение даже самого близкого и непосредственного будущего: что, например, случится с техническими устройствами, если не делать амортизационных отчислений и не производить ремонта? Такое будущее нам не нужно, оно не позитивно, обсуждение его блокируется.
Думать о проблемах — не позитивно. Их полагается решать по мере возникновения. Возникла проблема — ну и решай, а не возникла — живи себе в отсеке сегодняшнего дня. Крымск затопило — дали пособия. Дорога развалилась — дали денег, чтоб построили новую. Стимул — реакция. А отчего затопило да почему развалилось — Бог весть, никто даже не задумывается. И правильно: причины и истоки лежат за пределами отсека сегодняшнего дня, а полагается сидеть в отсеке и не высовываться. К сожалению, ржавые железки не восприимчивы к современной философии и разваливаются с нарастающей скоростью. Но думать об этом — не позитивно.
Жизнь, сведённая к одному дню, стала плоскостной, лишённой перспективы — как детский или средневековый рисунок. Законы перспективы тоже ведь когда-то открыли и научились рисовать, а до того — всё было на одном плане. В нашей песочнице всё опять стало плоским.
Нормальный здравый смысл всё-таки противится мотыльковой философии «живи сегодня». Такая философия вызывает смутный протест, выражением которого представляется мне рост интереса к исторической литературе. Это неосознанное стремление поместить себя в контекст общенародной жизни, в какие-то более обширные рамки, чем предписывают заветы гедонистической философии. Впрочем, возможно, это просто смена сказки: кто-то живёт среди эльфов, кто-то при дворе Людовика XIV.
(Не просто смена сказки. Несть числа купленным заказным прохиндеям со степенями докторов исторических наук)
Кто заказчик сказки? Кто хозяин острова дураков, и зачем он ему нужен? У Носова, если помните, с коротышек, превратившихся от неумеренных развлечений в баранчиков, состригали шерсть и её продавали. А как обстоит дело с островом дураков, вместившим всю нашу жизнь? Возник ли он сам или был кем-то придуман и спроектирован? Очевидно, что за ним любовно ухаживают, но вполне ли он рукотворен изначально или его возникновение стихийно?
Кто хозяин острова дураков?
Меня давно интересовало: наша песочница возникла сама или она была кем-то спроектирована?
Она, безусловно, базируется на прочном естественном фундаменте. Сказочно-игровой образ мышления — это естественное проявления сознания современного городского дикаря. Такой образ мышления складывается сам по себе, если не насаждать обратного — рационализма и научного склада сознания. Если не культивировать научную картину мира. Такое мышление — это натура, т.е. то, что дано само по себе. Научная картина мира и детерминизм — это культура, т.е. то, что требует насаждения и воспитания. Специального целенаправленного усилия.
Сегодня и школьное (и во многом ВУЗовское) обучение — это калейдоскоп разных прикольных сведений. В результате такого обучения складывается то, что называется «клиповым мышлением». Это яркие стёклышки дикаря: поднял — повертел — бросил — поднял следующее. Общий подход — никого не затруднить и не обременить. Ничего не надо запоминать: потребуется — посмотришь в Яндексе. Не надо знать законы природы — это нудьга. А потребуется — ну, кому потребуется, тот и узнает.
Когда Мичурин выводил свои новые сорта, он брал крепкий, жизнестойкий дичок и прививал к нему нечто изысканное. В основе современного образа мышления лежит тоже крепкий дичок — это умственная «натура» городского простого человека.
На этот дичок прививается… — что прививается? Высокая культура? Конечно, нет! Прививается махровая разновидность того, что уже есть в голове современного дикаря. Вроде как бывает ромашка дикая, маленькая, а бывает садовая, махровая, здоровенная. Так и тут. Например, простые люди обожают сплетни о чужой жизни. Сплетни были всегда — на сельских завалинках, на коммунальных кухнях, в гарнизонных поселениях. Но всё-таки прежде сплетничать считалось как-то не совсем хорошо, это делали, но оглядчиво.
Поп-культура вырастила на этой естественной склонности целую индустрию — истории из жизни звёзд, транслируемые по всем каналам массовых коммуникаций. Некоторые специализируются на трэш-историях: про педофилов, бомжей, «ранее судимых и нигде не работающих». Эти истории имеют огромное хождение и неизменный успех. Трэш-истории хороши тем, что на их фоне серая жизнь маленького человека начинает казаться ему феерически прекрасной. Истории о звёздах и обитателях дна дают простому человеку очень много. Он, с одной стороны, приобщён к высшему свету — через звёзд, и, с другой, имеет приятный контраст с собственной жизнью в лице бомжей и наркоманов.
Голова сегодняшнего простого человека до краёв заполнена историями из быта звёзд, разного рода известиями о личной жизни известных людей. Они думают об этом, перемывают в своём сознании косточки героям глянца и гламура. Вспомнилось забавное. Семья топ-менеджеров международной компании взяла няньку для своего мальчика. Няньку отбирали придирчиво: чтобы непременно с педагогическим образованием, с опытом работы в начальной школе. Наконец нашли.
Я познакомилась с этой нянькой на берегу нашего лесного озера, где резвились наши дети. Она сидела со стопкой цветных журналов и прилежно их читала. Иногда она даже от усердия морщила лоб или, прервав чтение, запрокидывала голову и шевелила губами, как делает человек, желающий что-то запомнить. Это были истории из жизни звёзд. Я поинтересовалась: интересно? «Очень интересно, — был ответ. — Это единственный толковый журнал, остальные чепуху несут. Ведь, вообразите, раньше писали, что у певца Х было шесть жён, а на самом-то деле — всего четыре, да и то на первой он женился из-за московской прописки, а третья от него ушла сразу после свадьбы — представляете?»
Вот этим наполнена голова опытного педагога, отобранного в результате придирчивого кастинга.
Дикарь не знает о существовании законов природы. Чтобы вышло как хочется, с его точки зрения, надо провести какие-то ритуальные действия. Древний дикарь молился своим божествам, приносил жертвы, практиковал ритуальные пляски. Современный — предпочитает побузить как-то. Или выйти на улицу и потребовать. Что потребовать? Чаще всего — положить конец безобразиям. Это тоже своего рода ритуальная пляска. Оба они равным образом далеки от понимания того, как устроена та действительность, в которой они живут и на которую пытаются как-то воздействовать. Никого не интересует, как это устроено, можно ли что-то сделать и какую цену за это надо заплатить. Такие рассуждения — это вообще нудьга, она никому не интересна.
При этом маленькому человеку внушается, что он — важный и главный. Он непрерывно подвергается опросам, истина постепенно заменяется результатами он-лайн голосования. Любопытно, что простой человек имеет суждение по любому поводу: он кому-то там доверяет, кому-то не доверяет, высказывается по самым разным вопросам, в том числе и о том, о чём в процессе опроса только что узнал.
Как и полагается дикарю, современный человек постоянно приплясывает, что-то такое выкрикивает, выражает свои эмоции. Он прямо-таки летит по воздуху, как это стало принято на рекламных картинках. Помню, как-то показали по телевизору съезд Демократической партии США. Как же это похоже на тусовку сетевого маркетинга — просто один в один: воздушные шарики, выкрики, приплясывания. Это тренд современной жизни, это та самая глобальная песочница.
Так вот кому и зачем она нужна?
Глобальная песочница нужна современному капитализму. Нужна, чтобы впаривать монбланы никому не нужной чепухи, которую необходимо производить и сбывать, чтобы не остановились колёса глобальной экономики. Средний человек просто обязан непрерывно хотеть чего-то новенького, прикольненького, ярконького, звучненького.
(Милая дама сделала прямо-таки глобальное открытие. Правда, его предвосхитил еще римский император Август с его лозунгом «Хлеба и зрелищ!», да и научно вывели более полутора веков назад Маркс и Энгельс, но сегодня их вспоминать как-то не модно).
Едва получив это — он должен немедленно начинать хотеть нового — точно такого же, но нового. Это свойство дошкольника: непрерывно хотеть новую игрушку, а получив — немедленно терять интерес к старой. Модой, престижем сегодня охвачено и промаркировано буквально всё. Вот поколение назад была швабра или сковородка. А сегодня — есть модные и престижные швабры или самоновейшие сковородки, при появлении которых старую нужно немедленно отправить на свалку. Или, если нет такой возможности, по крайней мере, начать мечтать о новой, остро переживая свою отсталость и немодность. Можно, наконец, взять кредит и купить новую — это уж если совсем невозможно жить в отсталости от современных трендов и брендов.
Когда-то министр наробраза Фурсенко признался: задача его ведомства — формирование культурного потребителя. И, надо сказать, наробраз подстраивается под эту задачу. Чем меньше современный дикарь имеет представления о строении вселенной — тем бойчее идёт процесс впарки. Я помню, несколько лет назад продвинутые домохозяйки носились с кастрюлями, в которых не только не исчезают витамины из приготовляемых продуктов, но даже и прибывают, прирастают количеством.
Как нечто может возникнуть из ничего? Да запросто! Это в нудном, сером мире детерминизма и всякой этой естественнонаучной нудьги они не могли возникнуть, а в дивном, новом, прикольном мире — очень даже могут. Как возникают? Да так, знаете… Под влиянием чудо-кастрюли. Чего не случается в нашей песочнице!
Песочница нужна не только экономике. Она нужна современной политике. Нужна, чтобы за ширмой народного волеизъявления сильные и хитрые могли невозбранно обделывать свои делишки. Это вы, вы, всё понимающие носители государственного суверенитета, своим голосованием выбираете «менеджеров» для управления вами. Что-то не так? Ну тогда нужно побузить на площади с привлечением звёзд шоу-бизнеса. Побузили — разошлись. Чего именно они хотят? Как это выглядит? Обитатели песочницы не задаются такими вопросами, они их даже не задают. Это не их способ мышления. И прекрасно! Хитрым и властным именно это и требуется.
Самое лучшее, надёжное решение для современных хозяев жизни — это воспитать умственных шестилеток. Весёленьких таких, позитивных дошколят. Недаром герой современной рекламы — оптимистический дебил. Он — герой нашего времени, как когда-то был Павка Корчагин или Робинзон Крузо. Он радостно лыбится стоматологической улыбкой и говорит: «Гы-ы-ы!». Этим он и ценен. За это и любим хозяевами Острова Дураков.
(Власть буржуев — это власть жуликов над дураками, причем не просто дураками, а дураками-позитивистами, весьма довольными тем, что они дураки. Между прочим, у подобных позитивистов, находящихся в гармонии с окружающей действительностью, есть вполне научное медицинское наименование: идиоты).