Намерения властей ввести обязательные QR-коды при посещении общественных мест и массовых мероприятий, а также допуска граждан к услугам авиационного и железнодорожного транспорта противоречит Конституции Российской Федерации и нормам международного права
21ноября 2021года в Государственную Думу Российской Федерации внесён законопроект № 17357-8 о внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения». Этим законопроектом предусмотрено введение дополнительных ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. В частности планируется использование двухмерных штриховых кодов (QR-кодов) для посещения гражданами мест проведения массовых и других мероприятий, организаций культуры, общественного питания, розничной торговли (за исключением организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, аптечных организаций) и иных.
См: https://sozd.duma.gov.ru/bill/17357-8
Также в Государственную Думу Российской Федерации внесён законопроект № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Этим законопроектом предлагается дополнить Воздушный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» нормами, предусматривающими, урегулирование порядка предоставления гражданам транспортных услуг в случае распространения новой коронавирусной инфекции. В частности законопроектом предлагается установить с даты, определенной решением Правительства Российской Федерации, порядок допуска граждан к услугам авиационного и железнодорожного транспорта только при наличии QR-кодов, подтверждающих наличие профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, медицинского противопоказания к проведению профилактической прививки и (или) перенесенное заболевание новой коронавирусной инфекцией.
См: https://sozd.duma.gov.ru/bill/17358-8
Правительственные законопроекты об обязательном использовании QR-кодов в общественных местах и на транспорте имеют целью ограничить права граждан ради понуждения людей к вакцинации. Очевидно, что они противоречат общепринятым нормам международного права, а также Конституции Российской Федерации.
Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года предусматривает, что «каждый человек имеет право СВОБОДНО передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства» (часть 1 статьи 13). Аналогичная норма закреплена и в Конституции Российской Федерации, где установлено, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (часть 1 статьи 27).
См.: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Ни о каких QR-кодах, необходимых для реализации права на свободу передвижения человека ни во Всеобщей декларация прав человека, ни в Конституции Российской Федерации не говорится.
27 января 2021 года, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла Резолюцию № 2361 «Вакцины против COVID-19: этические, правовые и практические соображения». В этой Резолюции ПАСЕ указала на необходимость обеспечить информирование граждан о том, что вакцинация не является обязательной, что никто не может подвергаться политическому, социальному или иному давлению для прохождения вакцинации, если они сами того не пожелают. Кроме того, ПАСЕ подчеркивает необходимость обеспечить, чтобы никто не подвергался дискриминации за то, что не прошел вакцинацию из-за возможного риска для здоровья или нежелания пройти вакцинацию.
Заметим, что Российская Федерация с 28 февраля 1996 года является членом Совета Европы. При вступлении наша страна взяла на себя ряд обязательств, в том числе предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (за исключением протокола об отмене смертной казни).
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, нормы, установленные Всеобщей декларацией прав человека и Резолюцией ПАСЕ № 2361 подлежат исполнению в Российской Федерации.
Статья 21 Конституции Российской Федерации определяет, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Там же указывается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (часть 2).
В этой связи с правовой точки зрения представляются сомнительными действия властей Татарстана и других регионов, где пассажиров без QR-кодов с применением силовых действий не пускают в общественный транспорт и тем самым фактически принуждают к вакцинации, компоненты которой еще не зарегистрированы ВОЗ, поскольку находятся в фазе клинического исследования.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 55 устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Частью 3 статьи 55 определяется, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следует отметить, что, согласно статьи 56 Конституции Российской Федерации, отдельные ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны, но только в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом и с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться только Президентом Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Как известно, Президентом Российской Федерации не вводился режим чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации, или в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, следовательно, нет никаких оснований ограничивать свободу передвижения человека и гражданина посредством введения QR-кодов.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 19 устанавливает, что «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Намерения ввести в Российской Федерации реализацию прав человека на свободу передвижения в зависимости от наличия либо отсутствия QR-кодов есть ни что иное, как попытка применения сегрегации, то есть принудительного разделения одних людей от других с применением дискриминационных оснований. Заметим, что в настоящее время в соответствии с международным правом сегрегация людей запрещена не только в России, но и во всём мире.
Таким образом, сомнительные инициативы правительства о введении на законодательном уровне ограничений на свободное передвижение и проезд на транспорте для граждан, не имеющих QR-кодов противоправны, поскольку ведут к ограничению неотъемлемых прав и свобод граждан, закреплённых в Конституции Российской Федерации. Кроме того, это является фактическим принуждением к вакцинации, что также нарушает права человека и нормы международного права.