В КОЛХОЗЕ ИМЕНИ МОЛОТОВА
Мы весь край пройти успели,
Мы шагали широко,
Сутки прожили в артели
У товарища Гринько.
Нам сказал вожак колхозный —
Депутат, Герой Труда:
— Вы, друзья, народ серьёзный,
— Пионерам рад всегда.
Он катал нас на «Победе»
И водил в колхозный сад,
Там собрали мы к обеду
Спелый, сладкий виноград.
По дороге пыль клубится,
В стан мы едем полевой.
Приезжаем — здесь пшеница
Нас скрывает с головой.
Мы опять сидим в «Победе»,
Мимо нас столбы бегут.
Говорит Гринько:
— Поедем,
Поглядим колхозный пруд.
Мы поплавали в купальне,
Очень тёплая вода.
И большущий карп зеркальный
Нам попался в невода.
Вот машина наша мчится
По колхозному селу,
Мимо клуба и больницы,
Мимо школы на углу,
Мимо ста домов кирпичных,
Что красуются подряд.
— Провели мы день отлично, —
Пионеры говорят.
Перед тем, как попрощаться,
Есть у нас один вопрос:
Мы не можем разобраться —
Город здесь или колхоз?
Колхоз имени Ф.М. Гринько, он же — колхоз «Родина», а до этого колхоз, носивший имя не самого заурядного государственного деятеля, второго лица государства Вячеслава Молотова, был визитной карточкой страны, имя которой было СССР.
Вот чарующие и лечащие душу строки из книги патриарха алтайской литературы, говорю безо всяких на то преувеличений Марка Юдалевича, оставившего впечатляющую летопись края, и делавшего эту свою литературную работу искренне и без излишних со стороны побуждений.
Он писал о партизанском командарме Ефиме Мамонтове, который и нашим местам не чужой, об изобретателе огненной машины И. Ползунове, о Барнаульском меланжевом комбинате, о тружениках моторного завода, от которого, как и от многих других гигантов отечественного машиностроения остались рожки и ножки.
Это был писатель, чувствовавший трудовой пульс и нерв края, в ту пору, когда многие труженики пера, знаю это не понаслышке, от этого шарахались как черт от ладана.
Вот стихотворение из книги его стихов «По Алтаю» изданной в таком неправдоподобно далеком 1951 году в только что созданном в крае книжном издательстве, век которого тоже давно очерчен известными переменами в нашей жизни. Книги, из его личной библиотеки, с его пометками и помарками.
У него была колоссальная личная библиотека в 30 тыс. томов, я ее краем глаза, с дикой завистью, видел.
Я был редактором газеты, и он один из немногих писателей помогал ей, чем мог и сотрудничал с ней.
Были мы у него как-то с братом моим. Патриарх встретил нас более чем доброжелательно. Рассказал о том, пересыпая свой рассказ интересными деталями, как история его семьи пересекалась с персонажами известного романа В. Шишкова «Угрюм-река».
Он подарил брату томик своих стихов и сильно тут хвалится не стану, но у брата есть тоже песня на его слова о родном крае, которую он поет под свою заволокинскую гармонь.
Рисунки же в книге сделаны художником В. Курдюмовым из известной на Алтае работой в книжной графике фамилии Курдюмовых.
Так скажем, портретного сходства в этих иллюстрациях с конкретикой мест — нет, но сам настрой тогдашнего устремления вперед, и той надежде, с какой жил тогда народ, они бесспорно полной мере отвечают.
Что касается сюжета книги, то это поход пионеров по знаковым местам края, и о том, чего по существу сегодня нет: нет сегодня на карте края Алтайского тракторного завода, нет Барнаульского меланжевого комбината. Материал о садоводе Лисавенко, продолжателем дела которого был, кстати, в колхозе имени Молотова его ученик и последователь, большой практик этого дела, Моисей Никитич Самойленко, описан в пору нахождения его учреждения еще в Горном Алтае.
В самом этом сюжете, нет ничего мудреного.
Это была практика тех лет.
Пионеры и школьники тогда часто ходили походами по краю.
При отсутствии многих сегодняшних радостей жизни, они жили, смею вас уверить, не менее содержательной, а может даже быть и более содержательной жизнью.
Да и путешествовать ребятишкам по просторам родины было тогда куда как намного безопасней.
В школах тогдашних не было никаких охранников, привычных ныне.
Собрались пионеры, за плечами рюкзаки, и во главе классного руководителя пошли с воодушевлением в путешествие по знаковым местам отчего края.
А ночевали пионеры в летнюю пору чаще всего в школах в том или ином населенном пункте. Немного позже, до сих пор помню, один из наших маршрутов в колхоз «Родина», там проходил районный туристический слет с костром, песнями, спортивными соревнованиями в дуброве за полями за огородами дома, в котором жил Виктор Ридный, художник-летописец своего села, время многое из того, что он сделал (а он колоссально много сделал), увы! — безжалостно смахнуло.
Мы были и одеты примерно так же, как изображенные на обложке путешественники.
И даже горы на втором плане рисунка меня тут не смущают, ибо в те годы на открытой машине с ветерком целый класс ездил в Горную Колывань, завершив там свое путешествие восхождением на гору Синюху
Что до художников, то передовое хозяйство не обходилось без их внимания. Тогда тема труда была приоритетной в их творчестве. Многие алтайские, и не только алтайские, художники приезжали на все лето в прославленный колхоз в творческие командировки, бывая на токах, в ремонтных мастерских, на сенокосе, на уборке урожая. Результатом чего потом были картины и серии графических листов, изорепортажи в газете «Алтайская правда». Андрей Вагин, Мая Ковешникова… Приезжал в село из столицы прославленный мэтр нашей живописи академик К. Максимов, к которому мы ходили с другом показывать свои наброски и этюды. Тот написал замечательный и ни на какой-другой не похожий портрет Федора Митрофановича, который я как-то особо потом нигде более не встречал в материалах, посвященных как жизни Федора Митрофановича, так и самого этого очень крупного советского художника.
Виктор Ридный — это было феноменальное чудо мастерства и работоспособности, оставил после себя просто фантастическое количество рисунков, набросков, этюдов, которых бы с лихвой хватило не только на оформление двух десятков таких вот книжек, но для того, чтобы скомплектовать целую картинную галерею о жизни родного села и людей, живших в нем.
Увы! — теперь об этом можно теперь только посожалеть.
Стоит отметить, что колхоз и село переживает сегодня тоже не самые лучшие времена.
Я часто думаю о своих одноклассниках, живущих ныне в селе, которые с казахстанского «Титаника», где казалось бы, имели всё, и где был по заслугам отмечен их труд (Скажем Владимир Духовных, бывший знатный металлург этой республики, был там неоднократно депутатом Верховного совета республики, входил в состав ЦК Компартии Казахстана), переехали на родину, и в этом грустный парадокс времени, похоже с тем же результатом.
Стоит тут пожалеть и о том, что мог бы эту книгу оформить с неподражаемым мастерством и Иван Михайлович Яблоков, чей рисунок заголовка районной газеты «Степная новь», несколько модернизированный в ногу со временем до сих пор глядит на нас с первой полосы районки.
От которого остались строки из песни, посвященной родному селу.
Кроме того, что он был замечательный педагог, художник, он еще писал и красивые стихи.
«Счастливая жизнь нам досталась недаром.
В труде и в боях всем пришлось нелегко.
Шли в первых рядах запевал-коммунаров
Филипп Поликаров и Федор Гринько».
Все это так!
Но как же, сам эти строки свои читаю-перечитываю и недоумеваю — жизнь ты, переменчива!