Владимир Бровкин о «Сингапуре судьбы»

СИНГАПУРЫ НАШЕЙ СУДЬБЫ И ПРОВИНЦИЯ

Прочитал я недавно в благости мыслей своих и смирении своего гордого духа и сердца статью о художнике Фальке.

С более чем обстоятельным и любовным изложением его биографии.

Бог там с ней, с его биографией и откуда он родом.

Мне он на горизонте изобразительного искусства — не первый. Отнюдь. Но художник он, и грех этого будет не сказать прилюдно, был первоклассный. И ни на кого не похожий.

Это мне тоже истинно.

Скажем он мне на три головы выше того же Ильи Глазунова, который как сувенирная ложка национальной идеи мне со своими рогатыми шараханиями и видениями ада мало интересен.

Мы с ним, похоже, русские, но мы с ним совершенно при его взглядах и пристрастиях  на русскость, я еще посомневаюсь тут долго, русские ли с ним?

Так как скажем, со всеми своими видениями ада малоинтересен мне теперь Андрей Тарковский, коего, знали бы вы, как я в молодости боготворил и как восхищался всеми этими его зеркалами и поездками на дрезине в  чухонскую пустошь.

Как все это мне видится теперь приблизительным. И манерным. И скушным. На фоне реальных реалий повседневного бытия, к которым тот, будем честными, в своих видениях и близко, радея о  судьбе как бы русского мира, и близко не подступил.

А если подступил, то жестким перстом укажите мне — где?!

Хотя изорепортажами того же Ильи Глазунова из пылающегого, непокоренного, засыпаевоемого ковровыми бомбардировками Вьетнама, и из Чили, где гиены либерализма впервые, растерзали волю народа к свету и процветанию, возведя экзекуции на стадионах в символ несусветного прогресса, и сегодня ничего кроме восхищения вызвать разве могут?

Статья, (я опять возвращаюсь к статье) на фоне  оголтелых  драчек с пристрастием и желанием  метко попасть неважно кому в глаз, чтобы был фингал впечатляющего достоинства говорил о достоинствах вашего  задубелого интеллекта, статья московской интеллигентной дамы с приятным голосом и красивой фразой, приятная и приличная во всех отношениях.

Даже своей доброжелательностью и добрососедистостью.

Ругающихся  — всегда больше. Чем что-то умеющих делать.

И Интернет тому — лютое подстверждение.

Ругаться, как глаголет русская истина — не мешки  с деньгами ворочать.

Статья, повторюсь уважительно  приличная.

По крайней мере, мне так показалось.

А может быть причиной тут тому и  тоска по доброму слову волком принялась выть на Луну.

Хотя желательно было бы, чтобы было статей о незаурядных людях, похожих на эту, больше было из глубинки.

А не ходить по кругу одних и тех же знаковых до не могу имен. Как будто вне этого МКАДовского круга пристрастий жизнь и кончается.

Хотя в реалиях элементарного прозябания за этой  кругом она порой действительно кончается.

Россия — это еще не вся Москва, даже если она  и живет по стандартам  Сингапура.

В лучах разного рода  прожектов национальных идей, где их денно и нощно теперь пострятухи из элиты, прежде всего ей, заМКАДовской, стряпают.

Восполняя этот пробел,  помещаю в ленте из своего альбома  портреты наших местных, алтайский поэтов и прозаиков, причем разной руки таланта, чаще сделанные не с запредельным как бы мастерством того же  Глазунова или Шилова — или кто у нас там еще теперь в великих портретистах ходит? — а сделанные на бегу в кутерьме провинциальной жизни, где есть и свое  искусство и свои подвижники его, до которых на Монбланах бытия кому-то и дела нет, но которые что-то сделали  на стезе постижения доброты,  человеческого участия, создавая в чем-то может и не громкую, но существенную и знаковую национальную летопись провинции.

Ибо  без России все то, что внутри МКАДа — это уже не Россия, а Сингапур. Со всеми его проектами и национальными приоритетами, кодами и метафизикой его, философскими откровениями, пророчествами, бреднями ли и идеями отсюда вытекающими.