Владимир Бровкин о философе Эвальде Ильенкове

Ильенкова много читал.

Дотошно. Скрупулезно.

Он подкупал тем, что всюду, в дело и не в дело при всяком удобном случае пел гимны диалектической логике.

Увлекался им.

И в отличии от многих довольно неплохо понял суть того, что он  в философии делал.

Где он самозабвенно сражался  с  догматизмом советской философии.

А таких на правом фланге всегда ценили. Да и сегодня ценят.

Странное дело, но почему он не стал диссидентом. Хотя все  они, заканчивая театром на Таганке , ходили к нему в его хлебосольную квартиру на ул. Горького в центре Москвы.

Он из  того цеха, где на поток поставлено было производство Мастеров и Маргарит.

Только позднего уже призыва.

И многие его так в величальных своих, описывая трагедию советской философии (это  сегодня философия мысль, скинув путы догматизма, наконец то устремилась в дали, на все лады, в отличие от прежней, расписывая различные варианты Апокалипсисов) — она была  далеко не идеалистической, как многим хотелось — так и называют.

Хотя кто знает историю советской философии, знает, сколь много там подвизалось под маркой порой самых правоверных ее защитников  идеалистов самой высокой и запредельной  пробы. Всех этих Мастеров.

Он странен уходом из жизни. Даже фактурой.

Но кто из нынешних великих наших, в ушел просто?

Назовите таких?

Даже в доску советский Фадеев, который был действительным великим советским писателем.

Эвальд, отвергал догматику не при помощи ее отторжения, что привычно для всякой идеалистической философии. Эвальд попытался ее взорвать под прикрытием марксистской  фразеологии  диалектикой и через диалектику. Несложно меняя приоритеты познания и практики. Познание поставив во главу, а  практику социума свел до вещи в себе. Отдав все прочее на откуп творческого вдохновению Мастеров.

Которого почитаешь и вопрос возникает вопрос, а чем же он, правоверный, хуже Гуссерля?

Тут Эвадьд сломался.

Сегодня из него пробуют  нарисовать героя — как же с догматикой советской боролся.

Великого философа,  школу гноссеологизма, (Он безумно любил Вагера! Как будто он один Вагнера любил. Да весь русский ренессанс и декаденс  разом его были от него без ума!) создал, собрав до кучи Спинозу, Лейбница, Беркли, Юма с одной стороны, а с другой Гегеля, Маркса и Фихте.

Имена, сверкающие всеми  цветами радуги.

Для похода в светлые дали будущего, которые  у предшественников истмата и диамата, само собой были прописаны недостаточно как бы четко.

Ильенков посредством диалектики, громогласно попытался нанести удар по истмату и  диамату, напирая на  логику диалектическую логику.

Не вдаваясь в изыски  его философского спора с истматом и диаматом, это тема большая, а теперь уже и ненужная, ввиду ее тупиковости, что тут мы можем сказать о нем

с краткостью энциклопедического словаря — кто вы Эвальд Ильенков?

Отвечаем.

Объективный идеалист, пытавшийся пусть даже и из благих намерений совместить  оба направления философии в одном флаконе.

При этом так и эдак  на все корки тут же разнося позитивистов. И  самое интересное что — видя и в поборниках истмата и диамата позитивистов, и прежде всего — позитивистов.

Что конечно впечатляет.

Причем, и это он отчетливо всюду намекал, а последователи его это  четко выпячивают при всяком удобном случае вперед,  с главной задачей философии — поменять вектор социально-экономического движения.

Вот примерно так по сути дела без воды о всем этом можно сказать.

В лучшем случае (менее всего тут обращая внимание на его трагедию ) тут можно в разве что улыбнутся.

История философии и не такое проходила.

У кого она жизнь из философов была простой?

Впрочем как и у простых тружеников.

19 февраля 2024 г.