Владимир Бровкин: «Метафизика и феномен отвязанности»

К 130-летию автора романа «Мастер и Маргарита»

image description

О загадках Михаила Булгакова и его взаимоотношениях со Сталиным

(тезисы)

Мистики  там нет, где полноценно и царственно властвует в мире вещей и явлений не метафизика, но диалектика.

Впрочем, и о диалектике вещают часто пафосно ютубовские Петрушки там и сям, выдавая  за ее образцы дичайшие примеры все той же метафизики.

А что поделаешь — какое время, такие и песни.

Что касается мистики в вопросе Булгакова и Сталина, то ее нет, как нет.

Персонально по Булгакову:

  — Социальное происхождение.

(Мы не сыны батратцкие. Ну и само-собой не за новый мир)

— Проблемы, так условно скажем, со здоровьем.

— Тусня, как среда обитания.

На завод вас сударь,  надо, на завод. В поле ли, посадить за трактор. И никакая голая, сударь, вам баба на помеле не приснится.

Да еще накануне вселенской катастрофы Второй мировой войны…

Нет и в отношении его со Сталиным ничего мистического.

И дело тут не в каких-то сверхъестественных достоинствах его прозы.

Эстетика тут была в этом феномене не самой сильной его стороной.

Если стать хоть чуть-чуть выше на дюйм ангажированности

Увы!

А в чем тогда состоит эффект фронды, позволенной ему персонально?

А грубым языком колхозника если сказать — отвязанности.

Когда другим это не позволялось.

Все стройными рядами или в колоннах созидающих и наступающих были. Или — на нарах.

Феномен фронды, ярким представителем которой среди инженеров душ человеческих, был Булгаков, присущ, прежде всего  социалистической формациям, в переходный период ее от формации одной к другой, был не единичен.

Солженицын, Высоцкий.

Все они одного уровня таланта, одного социального происхождения и одинакового изготовления их  разными совокупными причинами и гранями социума, как фигур этой фронды.

Со свойственными ей и специфичными (для этого они и делались) функциями. Ибо сотворение фронды ее демиургами и  персоналий ее — вопрос, прежде всего, субъективный.

Тут и наших дней мистификации:

Булгаков наше все! Гоголь,  Гофман, Джон Голсуорси…

Хотя ничего подобного по силе Тараса Бульбы, у него будем откровенными, нет.

Солженицын — этот уже одной бородой Лев Толстой и разом каторжанин Федор Достоевский.

— Высоцкий — разом и Пушкин и Луис де Комоэнс. Не тонул только в Индийском океане во время шторма. И не был солдатом удачи в Марокко.

Это если стать на  платформу мистики и мистификации.

Что до Булгакова, то он, в обществе позарез нуждавшемся в грамотном народе, где литература была важнейшим инструментом рывка вперед, был тем поплавком, щепкой на поверхности того темного океана всех тех запредельных и ожесточенных страстей и подспудных движений, где  зрели со всех сторон свои Вандеи на каждом углу и под каждым письменным столом, где разом же было полным полно косящих под пламенных революционеров, такими и близко по существу своему не бывшими, и позже ставшими поголовно в лице своих детей и внуков  подписантами.

Оголтелый антисоветизм в тоталитарной державе (сегодня это не навет, а уже заслуженная и высшей пробы похвала) всем им была присущ, почти что на генетическом уровне.

Драматург (завтра будут  барды и публицисты), он был тем инструментом, с помощью которых можно было власти и персонально Сталину, который в Томской губернии был, но только на правах каторжанина, а не рачительного руководителя региона, наблюдать подводные токи и течения в мутной глубине всех этих интеллектуальных течений на  наиважнейшем направлении движения вперед. Это была задача соизмеримая почти с атомным проектом страны. Логика этого метода познания была сродни с измерениями в приборах для изучения траекторий элементов расщепленного атома.

Антисоветчиков в литературе тех лет, и причем мастеров своего дела высокой пробы — Бога гневить тут не надо! — было и тогда хоть отбавляй.

Романтик паровозных гудков Платонов, прятавший свое истинное амплуа за раскарячистой метафорой.

Волчьи поэмы Заболоцкого…

Лютый наив детской поэзии Хармса-Ювачева…

Они дороги в завтра, это при всей их гениальности не знали. Они все были по большому счету, там в прошлом.

Даже Платонов с домами-тыквами в своих Чевенгурах.

Да они и   меньшего градуса инженеры не знали путей в день  завтрашний.

Хоть у всякого апломба мыло хоть отбавляй!

Они только точно фиксировали драму перехода. И только. И не более того. Драму как бы идей.

И ничего иного  тогда не могло быть, понимая неоценимый вклад в крушение этого слоя кустарей интеллектуального труда.

Слава богу, фронда кончилась.

И знаем теперь какой несусветно дорогой ценой.

Но какой тянется внушительный след от нее, длинней всякой солженицынской бороды.

ЛОКОМОТИВ ВРЕМЕНИ И ПОМЕЛО, КАК СИМВОЛЫ ПРОГРЕССА

В грядущих, заоблачных временах, а у времени есть склонность мчаться вперед с одержимостью локомотива, этот не без художественных достоинств роман на фоне наших вселенских трагедий и катастроф и столь же вселенски-величайших побед и свершений, этот роман о голой бабе на помеле, останется курьезом раскрученности и свидетельством той ожесточенно-непримиримой схватки в термоядерном котле советского социума, приведшего его к взрыву 30 лет назад.

https://zavtra.ru/blogs/zagadki_mihaila_bulgakova