ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВРЕМЕН КАТАСТРОФЫ ЛАЙНЕРА «АДМИРАЛ НАХИМОВ»
В свое время академиком Лихачевым, его тогда на каждом перекрестке если кем и представляли, то только совестью нации (а кто интересно сегодня у нас носит это почетное звание?) несказанно восхищался Николай Иванович Рыжков.
И как-то было дивно уже тогда, как этот яркий и представительный деятель перестройки, в ту пору, когда падали самолеты, рвались ядерные ректоры, тонули суперлайнеры и пылали охваченные пламенем поезда, разбираясь так тонко и глубоко в смыслах древнерусской литературы, не смог осилить логику в то время происходящих в стране процессов.
«Слово о полку Игореве», да и не только оно, но и другие произведения ее — все в один голос, кто древнерусскую литературу знает, именно кричали криком о русской беде!
https://zavtra.ru/blogs/s_dvojnim_dnom
***
ВЗГЛЯД НА СССР СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТЕИЗМА И СУДЬБА ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА В ПОНЯТИЯХ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Читаю текст очередной душевной и броской статьи, посвященной исчезновению с географической карты мира такой великой страны, как СССР с такой вот яркой и разом как бы много говорящей фразой:
«Общепризнано, что разрушение СССР — геополитическая катастрофа XX века и общественная трагедия в российской истории»
…
Вот модное ныне толкование случившегося в рамках не социального, но прежде всего системного анализа.
Коим каждый пророчествующий блогер, по совместительству еще какой-либо профессор, либо наоборот — имя им сегодня легион — и балуется и кормится.
(Меня все особо умиляет в сетях один хорошо раскрученный патриотический блогер, безупречный, кстати, историограф, но или никудышный или сознательно не тот социальный философ, у которого при всем блеске его патриотизма, такой впечатляющий отрезок его биографии в начале 90-х, что просто ребята тушите свет)
Уже в этой фразе, так скажем уклончиво, есть маленький вагон неточностей в придачу с их еще такой же необъятной и внушительных размеров тачкой.
— катастрофой чаще всего именуется стихийное и никем не предусмотренное внезапное событие.
У случившегося же более точным было бы слово — как минимум умышленное порча имущества.
А катастрофа — и действие, заранее предусмотренное и спланированное, это все-таки, каким уж тут умным ты тут не будь, две большие разницы.
Тем более что случившееся событие собрало столько восторженных аплодисментов и внутри событий и за их пределами. А фигуранты этой непредусмотренности как бы, были отмечены все затем всеми мыслимыми и немыслимыми знаками отличия и несказанно поощрены.
— а если событие не стихийное (а ведь почитай все 70 лет штурм по его сокрушению, включительно до мировой войны, следовал один за другим — но теоретики в лучших традиция психотерапии продолжают по прежнему ласково втолковывать публике об изъянах его экономики), то и формулировка такому событию, конечно же, требуется совсем иная.
Ведь если стоять на правде факта, а авторы уже в первой части фразы настаивают именно на случайности и только случайности и природной стихийности случившегося — то это очевидно всякому непредвзятому уму, далеко не так.
— и сводят это не к результату противостояния сил социализма и империализма, двух диаметрально противоположных социальных, это особо подчеркнем, сил, сошедших на мировой арене в непримиримой схватке, но снова и снова к разгулу сил природной стихии. Либо к природной ущербности своего более чем яркого и соперника и конкурента на поле мировой гегемонии.
А заужено, прежде всего, как к событию российской истории, вызревшему в рамках российской государственности, к коим никто из прочих не имел по определению никакого отношения.
…
Повторяюсь — это и есть во всем своем восторге и прелести так называемый системный анализ.
Чаще всего далекий от диалектики процессов, проистекающих в социальной сфере. И от понятия историзма, когда под диалектикой можно подразумевать все что вольно душе.
…
Скажем, сбили с летальным исходом на дороге пешехода — да, и это автомобильное пришествие.
Но в рамках правосудия у этого события правовое определение совсем другое.
Даже если это произошло стопроцентно случайно.
А этой разницы, авторы фразы стараются по определению не улавливать.
Или по ряду причин, этот вывод им неудобен.
…
И разом Пушкин и Лермонтов приходят на память.
А как можно истолковать их судьбу в понятиях модного ныне системного анализа?
…
Что же до того что произошло с СССР, то вспомним, что Никита Сергеевич Хрущев, как теперь известно по многим публикациям с высоты времени был одним из активнейших участников событий конца тридцатых годов прошлого века. Причем в ключевых районах страны, что странно было бы теперь удивляться тому, что тот, при всей своей кажущейся неброской внешности и заурядности в начале пятидесятых стал как бы неожиданно главой государства и менее всего при таком раскладе дел его отношение к Лаврентию Павловичу Берии в парадигме тех же деяний и лет могло бы быть иным.
Это так ясно, просто до оторопи, с высоты прошмыгнувших как бы мимо нас лет.
И малопонятно это разве что только для историков-буквоедов, ортодоксальных догматиков системного анализа и проплаченных пропагандистов.
Стоит напомнить, что одним из первых, кто открыто об этом сказал, был Энвер Ходжа.
Об этом эпизоде из жизни незаурядного государственного и политического деятеля небольшой страны, позволившего себе быть прозорливым, и сказать о случившемся по существу дела вслух уже сразу, рассказывает картина народного художника Албании Гури Мадхи, написанная им в 1979 году «Энвер Ходжа разоблачает советских ревизионистов».
На ней изображен эпизод выступления Энвера Ходжи на конференции коммунистических партий в 1961 г., на которой албанцы вместе с китайцами разоблачили Хрущева и «хрущевцев» в том, что те предали дело Сталина.
Ах, если бы только предали…
В центре его изображен выступающий Энвер Ходжа.
Хрущев, в позе кулачного бойца (что-что, а это ему было привычно), все в нем порыв почти как на трибуне ООН, и с губ его вот-вот еще и сорвутся слова про Кузькину мать. Рядом с ним Брежнев со сжатыми кулаками. Слева него Суслов. А чуть дальше Микоян — цепко следящий за реакцией Хрущева и Брежнева…
…
Это по части чар и грез системного анализа.
Мне же в моральном и нравственном аспекте то, что случилось, представляется квалификация геополитической — как распятие. В чем-то подобное в знаковости своей с лютым распятием сына Божьего со всеми теми же, той же 2000 летней давности, просто оторопь берет, аксессуарами.
Но чудным образом воскресшего, и грехи человеческие искупившего, и деяния и лик светлый которого на протяжении тысячелетий были и остаются путеводным звездой к счастью человеческому и к любви человека к человеку, а не к лютым рекордам стяжательства и наживы.
И этот факт внушает надежду на торжество святого над мирским даже более, чем всякая самая изощренная логика атеистического по всем азимутам научного познания.
***
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ И КРИЗИС УПРАВЛЕНИЯ
По поводу расхожей и часто тиражируемой всюду фразы:
«…Советский Союз постиг кризис управления».
Действующей на некоторые умы магически.
Хотя для всякой непредвзятой мысли более чем очевидно:
Советский Союз смела контрреволюция, которая никакого отношения даже в понятийном плане не имела и имеет к кризису управления.
Разве что только может исподтишка его стимулировать.
Контрреволюция и кризис управления — это две совершенно разные вещи.
А всякая революция неизбежно в рамках диалектического и исторического материализма соседствует в самом ожесточенном противоборстве с контрреволюцией.
Казалось бы…
Но, однако же…
Не замечать этого и составляет главную заслугу, а порой и услугу ей, нашей нынешней как бы передовой науки.
…
Подобное объяснение имеет место в понятиях структурализма и к марксизму имеет мало отношения.
А всякую революционность надо объяснять, прежде всего, в понятиях социальных.
От которых современная наука тоже теперь чаще всего шарахается как черт от ладана.