Владимир Бровкин: «Колхозное поле художника Виктора Ридного»

КОЛХОЗНОЕ ПОЛЕ ХУДОЖНИКА ВИКТОРА РИДНОГО

ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН

вспаханное поле Виктора РИДНОГО

Вот слова известной и трогательной песни о художнике:

«Жил-был художник один.

Много он бед перенес…»

Это — про него.

Но его бед мы касаться тут не будем…

Да и что это за художник, если он прожил жизнь безмятежно и в одной только ласке и неге дней.

Такое у обыкновенного-то человека редко когда бывает.

А он был — художником.

Да еще отчаянно талантливым.

 И строка в ней  о миллионе роз, если под розами  понимать все то, что он вдохновенно и пафосно нарисовал и написал, все эти его бесчисленные и бесконечные наброски, все эти его этюды, картины, разного рода, панно и плакаты — это тоже про него.

И счет тут на миллион едва ли будет чрезмерным преувеличением.

Но что от всего этого в финале жизни осталось?

Будем честными — крайне немногое.

Случайными лепестками розы, вложенными когда-то второпях в книгу жизни.

Правило ли это? Исключение ли?

Да как тут сказать.

У меня был знакомый художник, художник прославленный, многие работы которого есть в музеях и картинных галереях, биография которого, грех Бога гневить, много и полновесно отражена в разного рода буклетах и  изданиях, посвященных художественной летописи края, у которого его художественное наследие тоже  этой участи — не избежало.

После того как он ушел из жизни, и новый хозяин вселился в его мастерскую, из нее в мусорные баки было выброшено огромное количество набросков, рисунков, этюдов…

Таковы видно издержки этой как бы счастливой профессии, что надо быть стопроцентно уверенным в том, что большая часть тобой сделанного, вопреки самым твоим отчаянным чаянием, не уйдет в утиль.

Это  тоже профессия везунчиков, и редко кому из представителей ее везет, когда после тебя остается музей  с постоянной и поэтапной в нем экспозицией твоих работ.

А остальным тут этого ведь и не светит, и  чаще всего большая часть и наследия и праведных трудов их у многих растворяется во времени.

Хорошо если еще имя останется.

И  мало кто тебе тут из твоих отчаянных даже поклонников поможет.

Здесь же дело оказалось и того куда как прозаичней.

Многое растрепало по ветру привычно время из того что он сделал.

А сколько  он сделал наглядной агитации.

Век которой по определению-то всегда был суетно недолог.

А ведь их, художников такого рода, была огромная армия и где позвольте спросить теперь их праведные труды и все их бессонные бдения и их подвижничество?

Тем  более, повторюсь еще раз — это был художник, живший в глубинке в районном центре.

И этим в его судьбе и много сказано и многое означено в полной мере.

Вот нечто подобное биографии.

Как бы ее эскиз.

Виктор РИДНЫЙ

художник из алтайской глубинки ( 1947 – 1989 г.)

Родился в селе Родино Шипуновского района.

Где находился известный когда-то на всю страну колхоз орденоносный «Родина»

После окончания школы  работал по практике тех дней и в связи с нехваткой педагогических кадров некоторое время учителем рисования  и еще какого-то там предмета (могу ошибиться — это была география) в соседнем селе.

Потом, год учился в Алтайском государственном сельскохозяйственном институте. В котором проучился только год. Учиться ему было сложно, по причине элементарной скудности семейных средств. Отец у него умер, когда он еще был маленьким, а у матери, оставшейся с большой семьей, не было  возможности ему помогать. Да и профессия инженера-механика, на которого он поступил учиться, его, художника по призванию, мало привлекала.

Затем  три года службы на Балтике в городе Балтийске.

Затем после службы на флоте — окончил Алма-Атинское художественное училище.

А затем большую часть своей беспокойной жизни прожил  в районном центре Шипуново, в глубинке.

В районе, насколько я помню, он был единственным художник с  профессиональным образованием.

Вот несколько штрихов его биографии.

Художественная мастерская в райцентре, где он работал.

Дом, в родном селе, в котором он родился и жил до окончания школы.

И две его работы из немногого того, что от него осталось

«Поля».

Этюд. Масло, картон. 1964 г.

И рисунок-плакат из районки «Степная новь»,  посвященный экологической проблематике.