КОЛХОЗНОЕ ПОЛЕ ХУДОЖНИКА ВИКТОРА РИДНОГО
ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН
вспаханное поле Виктора РИДНОГО
Вот слова известной и трогательной песни о художнике:
«Жил-был художник один.
Много он бед перенес…»
…
Это — про него.
Но его бед мы касаться тут не будем…
Да и что это за художник, если он прожил жизнь безмятежно и в одной только ласке и неге дней.
Такое у обыкновенного-то человека редко когда бывает.
А он был — художником.
Да еще отчаянно талантливым.
…
И строка в ней о миллионе роз, если под розами понимать все то, что он вдохновенно и пафосно нарисовал и написал, все эти его бесчисленные и бесконечные наброски, все эти его этюды, картины, разного рода, панно и плакаты — это тоже про него.
И счет тут на миллион едва ли будет чрезмерным преувеличением.
Но что от всего этого в финале жизни осталось?
Будем честными — крайне немногое.
Случайными лепестками розы, вложенными когда-то второпях в книгу жизни.
Правило ли это? Исключение ли?
Да как тут сказать.
У меня был знакомый художник, художник прославленный, многие работы которого есть в музеях и картинных галереях, биография которого, грех Бога гневить, много и полновесно отражена в разного рода буклетах и изданиях, посвященных художественной летописи края, у которого его художественное наследие тоже этой участи — не избежало.
После того как он ушел из жизни, и новый хозяин вселился в его мастерскую, из нее в мусорные баки было выброшено огромное количество набросков, рисунков, этюдов…
Таковы видно издержки этой как бы счастливой профессии, что надо быть стопроцентно уверенным в том, что большая часть тобой сделанного, вопреки самым твоим отчаянным чаянием, не уйдет в утиль.
Это тоже профессия везунчиков, и редко кому из представителей ее везет, когда после тебя остается музей с постоянной и поэтапной в нем экспозицией твоих работ.
А остальным тут этого ведь и не светит, и чаще всего большая часть и наследия и праведных трудов их у многих растворяется во времени.
Хорошо если еще имя останется.
И мало кто тебе тут из твоих отчаянных даже поклонников поможет.
Здесь же дело оказалось и того куда как прозаичней.
Многое растрепало по ветру привычно время из того что он сделал.
А сколько он сделал наглядной агитации.
Век которой по определению-то всегда был суетно недолог.
А ведь их, художников такого рода, была огромная армия и где позвольте спросить теперь их праведные труды и все их бессонные бдения и их подвижничество?
Тем более, повторюсь еще раз — это был художник, живший в глубинке в районном центре.
И этим в его судьбе и много сказано и многое означено в полной мере.
…
Вот нечто подобное биографии.
Как бы ее эскиз.
Виктор РИДНЫЙ
художник из алтайской глубинки ( 1947 – 1989 г.)
Родился в селе Родино Шипуновского района.
Где находился известный когда-то на всю страну колхоз орденоносный «Родина»
После окончания школы работал по практике тех дней и в связи с нехваткой педагогических кадров некоторое время учителем рисования и еще какого-то там предмета (могу ошибиться — это была география) в соседнем селе.
Потом, год учился в Алтайском государственном сельскохозяйственном институте. В котором проучился только год. Учиться ему было сложно, по причине элементарной скудности семейных средств. Отец у него умер, когда он еще был маленьким, а у матери, оставшейся с большой семьей, не было возможности ему помогать. Да и профессия инженера-механика, на которого он поступил учиться, его, художника по призванию, мало привлекала.
Затем три года службы на Балтике в городе Балтийске.
Затем после службы на флоте — окончил Алма-Атинское художественное училище.
А затем большую часть своей беспокойной жизни прожил в районном центре Шипуново, в глубинке.
В районе, насколько я помню, он был единственным художник с профессиональным образованием.
Вот несколько штрихов его биографии.
Художественная мастерская в райцентре, где он работал.
Дом, в родном селе, в котором он родился и жил до окончания школы.
И две его работы из немногого того, что от него осталось
«Поля».
Этюд. Масло, картон. 1964 г.
И рисунок-плакат из районки «Степная новь», посвященный экологической проблематике.